Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Основные направления и школы древнеиндийской философии

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05


                                Содержание:

   Введение……………………….....…………………………………...………...3

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии ...........……4

2. Основные школы и направления древнекитайской философии ……………9

3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия …………………………………………….12

   Заключение…………………………………………………………………….13

   Список использованной литературы…………………………….…………..14

Введение

Философия в собственном смысле возникла в VI в. до н.э. В это время в государствах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции происходит переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью. В нем все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем оно носит антропоморфный характер. В мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает мир и природу, объясняет его происхождение и существование по аналогии с самим собой.

В отличие от мифа, философия основывается на разуме, логике, понятийном освоении мира. Хотя на первых порах философия еще очень тесно связана с мифом, так как сама философия зарождается в лоне мифологии.

Переход от мифа к философии подготовили следующие факторы социального, экономического и духовного характера:

  1.  переход от бронзы к железу;
  2.  развитие аграрного и промышленного производства;
  3.  разложение первобытнообщинного строя и возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;
  4.  постепенное накопление элементов научного знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.

Эти, общие для всего Древнего мира предпосылки, дали импульс различным направлениям восточной философии.

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии

Брахманизм – это учение брахманов (священников, жрецов), основанное на Ведах (священные книги или божественные откровения, наподобие Библии). Подлинными знатоками и толкователями Вед и считались брахманы.

Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника). Далее следуют:

  1.  Брахманы (ритуальные тексты) – комментарии к текстам Вед;
  2.  Араньяки – «лесная книга», повествующая о жертвоприношениях.

Заключительная часть Вед – упанишады2 – содержит трактаты религиозно-философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.

В упанишадах развивается тематика Вед:

  1.  идея единства всего сущего,
  2.  космологическая тематика,
  3.  поиск причинно-следственных связей и т.д.

В упанишадах основное внимание уделяется внутренней стороне бытия и явлений. При этом главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию.

В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает Брахман – универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир. Брахман тождествен и вместе с тем противопоставляется Атману – индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я».

С этим связано и учение о Сансаре (круговороте жизни) и Карме (законе воздаяния) в упанишадах. В учении о Сансаре человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения. Будущее человека – результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. Только тот, кто вел благопристойный образ жизни, может рассчитывать на то, чтобы родиться в будущей жизни в качестве представителя высшей Варны (сословия).

Поэтому важнейшая задача человека – освобождение (Мокша) его от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование.

Философия эпического периода

В это время эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» служат средством выражения героического и божественного в человеческих отношениях. В этот период идеи Упанишад подвергаются большой критике. Интуиция уступает место исследованию, религия – философии.

Неортодоксальные школы в Древней и Средневековой Индии

Чарвака – это материалистическое учение, которое отрицает концепцию Брахмана, Атмана, Сансары и Кармы. Основа всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Согласно данному учению, материя может мыслить.

Онтологической сущности этого учения соответствует и теория познания, основа которой – чувственное восприятие мира – истинно лишь то, что воспринимается чувствами.

В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение – гедонизм. Эта теория утверждает эгоизм и проповедует земные человеческие желания, отрицая нравственные ценности.

Джайнизм. В центре джайнизма находится бытие личности. С точки зрения джайнизма, сущность личности дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива), связующее звено между которыми – Карма. Карма понимается здесь как тонкая материя, которая соединяет грубую материю с душой и тем самым создает личность.

Джайнизм признает два вида познания: несовершенное, основанное на опыте и разуме, и совершенное, основанное на интуиции и постигающее истину путем прямого ее усмотрения.

Характерной особенностью джайнизма является разработка правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения.

Правильная жизнь человека связывается с аскетическим поведением, которое ведет к освобождению души от Сансары.

Буддизм. Основатель буддизма Гаутама (Будда), который после многих лет аскезы пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.

В основе буддизма – «четыре благородные истины»:

  1.  существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;
  2.  существует причина страдания, которой является жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению;
  3.  существует освобождение от страдания;
  4.  существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания.

Важнейшая концепция буддизма – концепция терпимости (толерантности) и относительности, согласно которой дело заключается в непричинении вреда окружающим.

В буддизме устанавливается практика медитации – углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Ее цель – просветление, или состояние нирваны.

В системе буддизма определяющим является принцип абсолютной автономии личности, ее независимости от среды. Все связи человека с реальным миром, в том числе и социальным, буддизм рассматривает как отрицательные и вредные для человека.

Ортодоксальные школы в индийской философии

Философское учение «Бхагавадгиты». Оно опирается на авторитет Вед. «Бхагавадгита» в переводе означает песнь бога Кришны, она составляет часть шестой книги «Махабхараты» и часто называется просто «Гита».

Согласно «Гите», вечно изменяющаяся природная, материальная реальность не является первичной реальностью. Первичное, вечное и неизменное бытие – это высший Брахман.

«Бхагавадгита» обращает внимание на нравственные проблемы и отличается эмоциональным характером. Для обретения внутренней нравственной свободы индивиду необходимо отрешиться от внешних, чувственных притязаний и соблазнов. В связи с этим в книге развивается учение о йоге – комплексе приемов, благодаря которым достигается особое состояние духа, психического равновесия.

«Гита» положила начало новому направлению религиозной мысли – индуизму.

Философские системы индуизма

Веданта (завершение Вед) признает Брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Выход из сансары заключается в познании той истины, что окружающий человека мир, – это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является Брахман. Главный путь к достижению этого истинного знания – соблюдение нравственных норм и медитация, (интенсивное размышление над проблемами Вед).

Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях) тесно связывается с дхармой – идеей долга, исполнение которого предполагает жертвоприношение, что ведет к прекращению перерождений.

Санкхья (число, перечисление) выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрити). Здесь признается и существование абсолютной души (пуруши), благодаря которой и существуют вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные, так и духовные.

Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) направлена на практическое психологическое обучение. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности.

Вайшешика содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей мир состоим из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом Кармы.

Ньяя (логика, правило) – это учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания.

2. Основные школы и направления древнекитайской философии

Китайская философия зародилась в XVIIIXII вв. до н.э. Свое развитие древнекитайское философское мышление получило в учении о пяти стихиях. Оно изложено в «Книге истории», написанной в начале I тыс. до н.э. Согласно данному учению, весь материальный мир состоит из пяти стихий или первоэлементов: воды, огня, дерева, металла, земли.

Конфуцианство (школа служилых людей) – одно из наиболее важных направлений развития китайской философии. Основателем является Конфуций (551–479 до н.э.). Главный источник его учения – книга «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Она содержит высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями.

Небо для Конфуция – высшая духовная определяющая власть и сила. Недаром Конфуций изрек следующую фразу: «Кто провинился перед Небом, тому будет некому молиться»3.

Конфуций рассматривает Небо прежде всего в связи с человеком. В центре его учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение, поэтому главное внимание Конфуций уделяет вопросам воспитания идеального человека (цзюнь-цзы). Сам человек рассматривается им в качестве человека-функции, подчиненного обществу.

В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал.

Даосизм – важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй половине I тыс. до н.э. Его основателем считается Лао-цзы, хотя важнейшим представителем был Чжуан-цзы.

В центре внимания даосизма находится Дао (путь, дорога) – невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Дао управляет материальным миром и неотделим от него.

Дао характеризуется следующим образом:

  1.  Дао – пусто и одновременно неисчерпаемо;
  2.  оно бездействует, но тем самым делает все;
  3.  покоится и одновременно движется;
  4.  оно само для себя начало, но у него нет ни начала, ни конца.

В даосизме небо, как и все остальное, зависит от воли Дао – «человек зависит от земли, земля – от неба, небо – от Дао, а Дао – от самого себя».

Одна из главных категорий даосизма – бездействие. Соблюдая закон Дао, человек может бездействовать. Главный принцип поведения личности – это сохранение «меры вещей». Тот, кто стремится манипулировать миром, обречен на неудачу и гибель.

Школа моистов получила свое название по имени ее основателя Мо-цзы (Мо Ди) (ок. 475-395 до н.э.). Эта школа была похожа на строгую военизированную организацию, ее члены неукоснительно соблюдали приказы главы.

Названия глав трактата «Мо-цзы» отражают основные положения концепции философа: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «об экономии в расходах», «отрицание музыки и увеселений», «отрицание воли Неба» и т.д. Основные идеи философии моизма – это всеобщая любовь, долг, преуспеваемость и взаимная польза (выгода). Мо-цзы утверждает единство человеколюбия и долга с приносимой ими выгодой. Главное внимание Мо-цзы уделял социальной этике, которая посредством строгой организации связывается у него с деспотической властью главы государства.

Взгляды Мо-цзы связаны с утверждением человеческой активности, стремлением изменить существующий общественный порядок, который в то время характеризовался в Китае смутами и волнениями.

Легизм – это учение школы законников, в котором раскрывается этико-политическая концепция об управлении человеком, обществом и государством. Легизм представлен такими философами, как Шан Ян, Шэнь Бухай, Шэнь Дао, Хань Фэй.

Легисты утверждали, что политика несовместима с моралью. По их мнению, главное воздействие на массы правителю следует осуществлять при помощи награды и наказания, которому принадлежит главная роль. Концепция государства, созданная легистами, была теорией деспотического государства. Перед законом должны быть равны все, кроме самого правителя, который является единственным творцом законов.

Сторонники учения об Инь и Ян (натурфилософы) развивали учение о противоположных началах (мужское и женское, темное и светлое, восход и заход), представление о которых получило развитие в «И-цзине» – «Книге перемен».

Ян – это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Чередование Ян и Инь называется путем (Дао), который проходят все вещи. Найти гармонию, согласие между этими началами – одна из основных задач сторонников данного направления.

3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия. др

В Индии философия развивалась в противоречиях между неортодоксальными и ортодоксальными школами. Неортодоксальные   школы – это приверженцы новых взглядов, восставших против Вед (чарвака, джайнизм, буддизм). Ортодоксальные школы, наоборот, опираются на авторитет Вед.

В Китае философия развивалась между конфуцианством и даосизмом. Даосизм формировался в значительной стеᴨени как оппозиция конфуцианству. Противостояние даосизма и конфуцианства находит продолжение в трактовке понятия Дао, которое играет ведущую роль, как в философии конфуцианства, так и в философии даосизма. Конфуций рассматривал Дао как следование принципам морали, соблюдение требования человеколюбия (жэнь) и совершенствование личности путем упражнения в искусствах: знании ритуала, стрельбе из лука, игре на музыкальных инструментах, каллиграфии и математике. Другими словами, Дао рассматривается в конфуцианстве главным образом как социальное явление. Даосизм акцентирует внимание главным образом на природном асᴨекте Дао, и это выражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного».

                                             Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности философии древнего Востока.

Восточной философии свойственна мудрость, гуманное отношение к социальному и природному миру, ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек сам является своим спасителем и богом. Он связан с трансцендентальным бытием и миром.

Если Индия – царство религиозных философий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли большую роль, нежели мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения.

              Список использованной литературы

1. Философия: Учебник / Островский Э.В. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. – 313 с.

2.Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-4 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2007. – 415 с.

3. Восточная философия. - М.: Харвест, 2006. – 310 с.

4. История мировой философии. - М.: ACT. 2007. – 227 с.

5. Конфуций. Суждения и беседы.   Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 516 с.

6. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М.: Высшая школа, 2003. – 360 с.

7. Электронно-библиотечная система (ЭБС) ООО «Издательский Дом «ИНФРА-М» (доступ через интернет-репозиторий образовательных ресурсов ЗФЭИ). – URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю. (Дата обращения 09.10.13)

8. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ЗФЭИ. –

URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю. (Дата обращения 09.10.13)

2 От санскр. upa – рядом и sad – сидеть с учителем.

3 Конфуций. Изречения. – М.: МГУ, 1994. – С. 27.




1. Состояние церкви6 1
2. Контрольная 3
3. Лабораторная работа 6 Разработать программу статической обработки результатов планирования эксперимент
4. Следы обуви
5. на тему говорит много интересно и с удовольствием не теряется в незнакомой ситуации общения увлекается в п
6. virtul relity VR созданный техническими средствами миробъекты и субъекты передаваемый человеку через его
7. кризис нэпа в 1927 1928 году то чем он был вызван Каково было влияние внешних обстоятельств например чувств
8. СЕВЕРООСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Федерального агентства по здравоохранению и соц
9. 2008 годах данный сегмент не собирается снижать скорость
10. демократического социализма
11. Про охорону праці Закон України Про освіту Закон України Про обов~язкове державне соціальне страхуван.
12. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6 Испытания асинхронного двигателя с фазным ротором после ремонта Цель работы-
13. Бухгалтерский баланс предприятия
14. Персональные правила успешного рабочего дня
15. Уничтожение взрывчатых материалов в том числе не отвечающих требованиям стандартов и тех
16. Фільтр можна розглядати як критерій або правило визначене для поля
17. Документы о государственной поддержке СМИ с комментарием Судебная палата Парламентская хроника
18. тема подразделений связи ФПС МЧС России а также вид деятельности по обеспечению связи в ФПС МЧС России эффек
19. і. Лексіка беларускай мовы развівалася і ўзбагачалася на працягу многіх стагоддзяў
20. Пособие по безработице выплачивается гражданам уволенным из организаций по любым основаниям и устанавлива