Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

серединные культуры Современные школы и концепции культурологии концепции локальных цивилизаци

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-26


  1.  Предмет и специфика культурологии. Традиционное и современное понимание культуры. Типы культурной динамики.
  2.  Типологии культур. Чем отличаются этнические и национальные, локальные, специфические и «серединные» культуры?
  3.  Современные школы и концепции культурологии (концепции «локальных цивилизаций», религиозные концепции, психоаналитические концепции, биосферные концепции культуры и др.). Специфика культурологических теорий.
  4.  Когда появились материальная и духовная культура и чем они отличаются друг от друга? Особенности первобытной культуры.
  5.  Опишите ранние формы верований: анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм.
  6.  Основные положения конфуцианства и даосизма. Их роль в духовной культуре Китая
  7.  Великие научные открытия Древнего Китая. Медицина, алхимия, геомантия (фен-шуй), астрология.
  8.  Религии Древней Индии: ведический и брахманский периоды; буддизм и джайнизм; индуизм.
  9.  Особенности художественной культуры Древней Индии. Архитектура и скульптура. Тексты индийской культуры.
  10.  Роль культа мертвых в египетской культуре. Смысл погребальных обрядов Древнего Египта.
  11.  Особенности египетской архитектуры, монументальной скульптуры, изобразительного искусства. Научные и практические знания Древнего Египта.
  12.  Особенности древнегреческой культуры, ее важнейшие достижения. Древнегреческая «агонистика», «пайдейя», «калокагатия».
  13.  Возникновение и особенности римской культуры. Проблема вторичности римской культуры. Закат античной культуры.
  14.  Возникновение и сущность христианства.
  15.  Ценностные ориентации и мировоззренческие основания средневековой западно-европейской культуры.
  16.  Художественная культура Средневековья. Романский и готический стили в искусстве средних веков
  17.  Основные характеристики Ислама. Ислам и христианство
  18.  Особенности культуры эпохи Возрождения. Отношение к античной и средневековой культуре.
  19.  Виды и жанры изобразительного искусства эпохи Возрождения.
  20.  Влияние идей реформации и протестантизма на развитие западной культуры
  21.  Идеология эпохи Просвещения
  22.  Научные и технические достижения новоевропейской цивилизации
  23.  Классицизм, барокко и рококо в художественной культуре Европы
  24.  Романтизм в духовной и художественной культуре XVIII-XIX вв.
  25.  25.Новые направления в искусстве XIX века: импрессионизм и постимпрессионизм.
  26.  Эпоха «декаданса» в европейской культуре.
  27.  Критический реализм в искусстве XIX века. Предпосылки возникновения.
  28.  Роль христианизации Руси в формировании русской духовной культуры и русского менталитета.
  29.  Отличие русского православия от католичества.
  30.  Архитектура и иконопись Х-ХVII веков. Значение символов в древнерусской иконе.
  31.  «Золотой» и «Серебряный» века русской культуры. Русская художественная литература XIX века.
  32.  Модернизм в культуре ХХ века (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, …).
  33.  «Постмодернизм» как направление современной европейской культуры и особый тип мировоззрения.
  34.  Особенности культуры информационного общества
  35.  Характеристика современного глобального социокультурного кризиса


1.Предметом культурологии является культура в единстве и уникальности различных культурных миров и происходящих в них процессах. Культурология является наукой изучающей основополагающие законы становления и функционирования различных культурных миров. Предметом культурологии явл-ся закономерности мировых и нац-х кул-х проц-в, памятников и явл-ий мат-ой и дух-ой к-ры, факторы и предпосылки разв-я к-ных ре-сов и интересов, потребности людей, их участие в приумножении, сох-нии к-ных ценностей. Традиционный  Основывается на священности господствующих форм традиции. Ему соответствует патриархальная  общность во главе которой стоит господин, имеющий сакральный статус. Современные понятия культура.Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основные идеи и концеп ции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева.  3 типа: Традиционный, харизматический, рациональный. Традиционный  Основывается на священности господствующих форм традиции. Ему соответствует патриархальная  общность во главе которой стоит господин, имеющий сакральный статус. Харизматический. Представляет собой власть личности, обладающий особыми враждебными, интеллектуальными и психологическими качествами. Эти качества позволяют данной личности увлекать людей, подчинять их, вести за собой. Данная личность воспринимается, как обладающая особыми свойствами, которые у других отсутствуют. С точки зрения харизматического типа культуры такая личность  является критерием абсолютной истины. Рациональный. Отрицает как традиционный так и харизматический типы культуры, считает их устаревшими, архаистическими, насильственными. Рациональному типу соответствует правовой тип государства, который по Веберу характеризуется подчинением исключительно закону.

2.Типология культуры

1. Материальная культура.

Она имеет вечную субстрацию. Эта та культура, которая отстаивается в предметном мире (часы, стол, стул). К ней относится только то, что создано человеком, что можно потрогать. Она создает уровень жизни общества, харак-тер  его  материальных  запросов  и возможности их удовлетворения. Однако к этой культуре относится не сам предмет, а связанный с ним образ. Если сделать неустойчивый стол, то этим будет разрушен образ стола.

2. Духовная культура.К ней относятся различные идеи и песни (с точки зрения идейного содержания), легенды, мифы. Все, что связано с образом, относится к ней. Духовная культура определяет связи людей. В духовной культуре содержатся мораль, эстетика и позитивные знания.

3. Физическая культура. Благодаря физической культуре социальный человек развивает свои двигательные возможности. Она подготавливает человека к любому виду деятельности и потому является источником и основой педагогики. К ней относится культура тела, которое приспосабливается к реализации 1 и 2 форм культуры.

3.Теория локальных цивилизаций. К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего, теория А. Тойнби (1889—1975). Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями». Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает более двадцати. Генезис цивилизации нельзя объяснить ни расовым фактором, ни географической средой, ни специфической комбинацией таких двух условий, как наличие в данном обществе творческого меньшинства и среда, которая не слишком неблагоприятна и не слишком благоприятна. Группы, в которых налицо эти условия, складываются в цивилизации. Группы, не обладающие ими, остаются на доцивилизованном уровне. Механизм рождения цивилизаций в этих условиях сформулирован как взаимодействие вызова и ответа.Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Рост — это непрерывное «отступление и возвращение»харизматического (богоизбранного, предназначенного свыше к власти) меньшинства общества в процессе всегда нового успешного ответа на всегда новые вызовы среды внешнего окружения. Растущая цивилизация — это постоянное единство. Ее общество состоит из творческого меньшинства, за которым свободно следует, подражая ему, большинство

4. материальнфя и духовная.  Материальную культуру образуют продукты

материального,  а  духовную  -продукты духовного  производства.  Но их различия  ни в коем случаенельзя преувеличивать хотя бы потому,  что предметы духовной  культуры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная  культура несет в себе человеческую мысль,  достижения человеческого духа. 1. Материальная культура.

Она имеет вечную субстрацию. Эта та культура, которая отстаивается в предметном мире (часы, стол, стул). К ней относится только то, что создано человеком, что можно потрогать. Она создает уровень жизни общества, харак-тер  его  материальных  запросов  и возможности их удовлетворения. Однако к этой культуре относится не сам предмет, а связанный с ним образ. Если сделать неустойчивый стол, то этим будет разрушен образ стола.

2. Духовная культура.К ней относятся различные идеи и песни (с точки зрения идейного содержания), легенды, мифы. Все, что связано с образом, относится к ней. Духовная культура определяет связи людей. В духовной культуре содержатся мораль, эстетика и позитивные знания.

5. Опишите ранние формы верований:Аними́зм (от лат. anima, animus —«душа» и «дух» соответственно) —вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Впервые этот термин ввел немецкий учёный Г. Э. Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов. Тотеми́зм —некогда почти универсальная и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в конце XVIII в., заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по-видимому, древними) тотемами были животные. Фетишизм —религиозное поклонение материальным предметам —фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.Название происходит от португальского слова feitiço —«волшебство». Термин «фетиш» был введён в начале XVIII века голландским путешественником В. Босманом.Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши. Шамани́зм —устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую очередь —с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом.

6.Основные положеничя конфуцианства и даосизма.На рубеже VI - V в.в. до н.э. в Китае возникает важнейшая религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Его основателем был проповедник Кун-цзы (учитель Кун).Конфуций считал, что основные добродетели человека – верность, послушание и почитание родителей и старших. Он учил, что каждому человеку отведено строго определенное место в мире и обществе. Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль. В основе поведения человека должна лежать мораль и этика. Конфуций опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные обряды, церемонии традиции.Конфуций не проявлял особого интереса к философским проблемам бытия. Его учение – прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдать установившиеся нормы жизни. Он утверждал, что истинно совершенные люди могут существовать только в прошлом и поэтому все должны изучать деяния древних. Гуманный человек равнодушен к богатству и жизненным удобствам. Он посвящает свою жизнь служению истине и другим людям.Мудрец рассматривал государство как большую семью, в которой должны соблюдаться те же правила, поведения, что и в семье.Учение Конфуция – это прежде всего знания о человеческом в каждой личности.Даосизм возник на рубеже VI - V в.в. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Главное слово дао, что означает – путь. Дао – корень всего, мать всех вещей.Человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо – от дао, а дао – от самого себя. Дао – это единый объективный закон, которому подчинен весь мир.Лао-цзы утверждал, что человек будучи не в силах изменить естественный порядок вещей, должен предоставить вещам развиваться самим по себе.Он утверждал, что все в мире зависит от дао, а не от «божественной воли».Дао -  источник всего существующего в мире – духовное начало. Его невозможно постичь ни зрением, ни слухам, ни осязанием.Центральная проблема даосизма – учение о бессмертии. Он создал свое учение о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни

7.великие научные открытия Древнего Китая. Наиболее древ. периодом  китайской цивилизации считается эпоха сущ-ния гос-ва Шан, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность , кот. путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую коллеграфию , а также был составлен в основных чертах месячный календарь. Во время ранней императорской эпохи Др. К. внес в мир. к-ру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в К. в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и стремена .Также был изобретены  механич. часы и произошли технич. усовершенствования в обл. шелкоткатства. В мат-ке выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа П, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древ. китайцы были образованными астрономами , составили одну из первых в мире звездных карт. Поскольку древнекитайское общ-во было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Др. К. достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, мат-ка, физика и гидротехника в их инженерном использовании. Важным оставалось также строительство фортов, направленное прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных  кочевников с Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной и Великим каналом. Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих рез-тов. В Др. К. впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотич. средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была создана ф-фско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также ис-ву самообороны «кунг-фу».

8.Религии Древней Индии.  Буддизм и индуизм в культуре ИндииГоудализм –самая ранняя по времени появления мировая религия. Расцвет этой религии пришелся на V век до н.э. –начало н.э. основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама. Буддизм -  означает «просветленный» от древнеиндийских племенных религий он унаследовал анимистических представление об одушевленности всего живого в природе: о карме как законе переселения душ по которому место человека в жизни определяется его грехами или добродетелями в предыдущих существованиях.

Центральным в учении Буддизма считается «четыре благородных истины»:

  •  жизнь есть страдание;
  •  причина страдания – стремление к наслаждению;
  •  прекращение страдания – уничтожение желаний;
  •  нирвана - свобода и озарение.

Индуизм – грандиозный синтез самых разных верований учений, обычаев, многие из которых возникли не только раньше буддизма, но и задолго до прихода ариев. Поэтому индуизм нельзя расследовать исходя из привычных представлений о религии как систему.

В нем мирно уживаются самые разнообразные черты, порой совершенно противоположные.

Согласно индуизму главное в вере – деятельная и страстная любовь к богу.

Наиболее почитаемая индусами триада богов: Брахма (бог – творец, создатель Вселенной), Вишну (хранитель мирного порядка, способный к воплощению в земные смертные существа), Шива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель).

Создав синтез абстрактного представления об абсолютном духе и богах, индуизм позволил людям приблизить этих богов к своим земным условиям.

9.Особенности жудожественной К. Древней Индии.Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям Высокого уровня развития достигли ремесла, изобразительное искусство (памятники его и сегодня нас поражают своей изысканностью), появилась письменность, до сих пор не расшифрованная.

В целом эта культура не отличалась особенными художественными достижениями. Несомненно, она обладала литературой, религиозными эпическими поэмами, наподобие шумерских и вавилонских, но они навсегда для нас утрачены. Архитектура носила строго утилитарный характер, нигде при раскопках не найдено следов монументальной скульптуры и живописи. Однако высокого совершенства достигло искусство в области малых форм — гравюры на печатях, статуэтки. Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание гимнов — “Ригведу”, теоретически до сих пор почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма.

10.Роль культа мертвых в егопетской культуре.В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древ. египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Др. Е., где лишь фараон стоял над общ-вом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в к-ре древ. египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Др. царства только фараоны могли войти в «царство мертвых», построив себе пирамиду, то с времен Ср. Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Др. Е. все специальные знания концентрировались в небольшой группе людей, кот. составляла властвующая в общ-ве каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть

11.Особенности Египетсокй архитектуры. Эта древняя  земледельческая цивилизация начала формироваться в 4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры Е. делится на неск-ко периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Е. - это было время образования рабовладельческого строя и деспотического гос-ва, на протяжении кот. сформировалась хар-рное для древ. египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. В к-рном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание  уникальных памятников ис-ва, таких как  сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из егип. пирамид - пирамиды Хеопса, кот. не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146м - высота, а длина основы каждой из 4 граней - 230м. Нов. царство было последним периодом внешней активности Е. В это время особенно расцветала ар-ра храмов. Среди наибольших достижений худ. тв-ва  этого периода образ царицы Нифертии из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали хар-рную для Др. Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса - в фас.

12 Особенности Древнегреческой культуры. Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-ризуются большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним из наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др. Гр. происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм),ионический(легкость,стройность, декоративность),коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый

13Возникновение и особенность Римской культуры. До сих пор широко распространено представление о том, что древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями. Не следует забывать того существенного момента, что древнеримская и древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины. Весь ее строй предопределял шкалу основных ценностей, которыми, так или иначе, руководствовались все сограждане. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе. Такое восприятие божества и в Греции, и в Риме открывало простор свободному поиску в области философии, науки, искусства и самой религии, не связанному догмами и канонами. Имеет значение и отсутствие жреческой касты. Сходство многих черт базиса создавало благоприятные условия для взаимовлияния культур, и, прежде всего, для воздействия греческой культуры на римскую. Но сходство отнюдь не означает тождества — Рим во многом отличался от греческого, в первую очередь афинского, полиса. С самого начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что в значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и историю. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу. Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей — мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. если греческое искусство и литература благополучно были “пересажены” на римскую почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. Логика перестала быть моментом научного поиска, логические знания античности как бы “засыхали” в силу интеллектуального уровня “потребителей” римской культуры, их практичности и трезвости. В результате произошло обеднение развитых логических традиций, для ранних латинских переводов характерны поверхностность и путаница в терминологии. Все это объясняется спецификой римской культуры: сила, а не утонченность, мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не гармония в обыденной жизни, факт, а не воображение доминируют в искусстве; беспощадно реалистичный портят в живописи, величественная скульптура характерны для нее. “Сила, облеченная в величие”, — вот римский идеал, который блокировал развитие логики и математики

14. Возникновение и сущность Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете[1].

Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, Бог, ставший человеком, и Спаситель человечества.[2]

Христианство — крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.[3]

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.[4]

В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии[5] -->[6], что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Трдата III Великого

15. Ценностные ориентации и мировззренческие основания средневековой западно-европейской К.Становление средневековой культуры происходило в результате драматического и противоречивого процесса столкновения двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами в 455 г. стало символом уничтожения культурных ценностей - "вандализмом"), с другой стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.      Культурное взаимодействие между варварскими племенами и Римом существовало и до гибели империи. После падения Рима культурное влияние античности происходило в форме освоения ее наследия (особенно способствовало этому освоение латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов). Знание латыни позволило осмыслить не только античное право, но и науку, философию, искусство и т.д.      Таким образом, становление средневековой культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

16.Художественная культура Средневековья. ГотическаяИнтенсивно используются витражи мозаика, здания с тонкими стенами и перекрытия, стрельчатая арка заостренная кверху в виде стрелы, большие окна. Собор Парижской богоматери, собор святого Вита, Санта Марии, Миланский собор. Скульптуры пополнели т.к. душа-в теле. Театры бродячих актеров – библейские  и простонародные  сюжеты. Верить – значит понимать-Августин. Музыка –король Навары Тибо, Ричард львиное сердце

17  Основные характеристики Ислам .  Ислам зародился 6  веке нашей эры на территории аравийского полу острова. Он является монотеистической традицией, т.е. традицией исповедующих единобожие. Ислам отрицает многобожие. Второй  монотеистическая традицией является иудаизм и христианство. Ислам на ряду с иудаизмом и хрестианством относится к авраамической традиции. Данная традиция проповедует веру в единого бога и полную покорность божественной воле, как основопологающие принципы жизненного пути. Основателем ислама – являлся пророк Мухамед. Однако он не ставил своей задачей создание новой религии в ряду других религий. Перед исламом была поставлена задача обновление изначальных монотеэистической традиции, которая с течением исторического времени была утрачена. Понятие ислам – покорность к божественной воле и его принято возводит к арабскому слову Салим (мир). Ныне мусульманская цивилизация имеет значительный ареал своего распространения и обладает мощным интеллектом, творчеством, политическим потенциалом.         

18.Особенности культуры эпохи Возрождения 

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

19. Виды и жанры ИЗО эпохи Возрождения.Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.По технике и средствам исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр. Историческая живопись - это изображения тех или иных исторических моментов, а также деятелей общественной жизни прошлого. Батальная живопись ставит своей целью запечатлеть битвы, сражения и войны. Мифологическая живопись изображает события, описанные в мифах, былинах и легендах. Бытовая (жанровая) живопись - это изображение сцен действительной жизни, ее реалий и атрибутов. Пейзажная (ландшафтная) живопись - это изображение естественной природы или какой-либо местности. Портретная живопись - художественное изображение человека. Специфическим типом портрета является автопортрет. Натюрморт - это изображение различных неодушевленных предметов, например, плодов, цветов, предметов обихода, утвари, размещенных в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

20. Влияние идей Реформации и протестантизма на развитие заподной культуры.Реформация которая являлась антифеодальным движением отрицавшим церковное предание и настаивающем на упрощении церковных ритуалов. Представители- Томас Мюнцер, Мартин Люттер и др. Реформация отколола от романо-католической культуры почти все народы  относящиеся к германо-скандинавской этнической ветви. Католичество ответило контр реформацией. Представители Вильгельм Оранский, Игнатий Лайола. В области худ. Культуры принципы контр реформации были выражены в стиле Борокко. В следущую эпоху просвещения нарастал разрыв в светской и духовной форме культуры. Наиболее ярко этот разрыв проявляется в деятельности энциклопедистов которые открыто встали на антирелигиозные позиции. Представители просвещения создали базу для великой французской революции выдвинув лозунг “Свобода! Равенство! Братство”. Лидеры фактически уничтожили эти идеи, приводя политику революционного террора. Это показало что крайняя антирелигиозная позиция всегда черевата негативными последствиями и в дальнейшем романо-католическая культура развивается в соответствии с принципом единства традиций и новаций. В данной культуре  в сравнении с северо-западной, в большей степени присущ консерватизм и верность традиционным вопросам.

21.Идеология эпохи Просвещение. Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в XVII веке общественный прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли и мореплавания. Научная деятельность Г.Гоббса, Р.Декарта,Г.В.Лейбница, И.Ньютона, Б.Спинозы и др. знаменовала новый этап в освобождении науки от духовной власти религии, буржуазный рост точных и естественных наук физики, математики, механики, астрономии, становления материализма Нового времени. Просвещения развивается в Северной Америке (Франклин, Купер, Пейн), Германии (Мессинг, Кант), России (Радищев, Новиков, Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточной Европы. Составной частью Просвещения была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосновавшая необходимость буржуазно-демократических социальных преобразований.. Просветителями первого поколения были Вольтер и Монтескье. Веря в исторический прогресс, они обычно не связывали его с политическим развитием масс, возлагая надежды на "просвещенного монарха" (Вольтер) или пропагандируя конституционную монархию и теорию "разделения властей" (Монтескье). Деятели второго этапа французских просветителей - Дидро, Гельвеций, Гольбах и др. - были в своем большинстве материалисты. Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и идея здравого смысла. С культом здравого смысла, разума связано стремление просветителей подчинить идеальному началу и общественный строй, государственные учреждения, которым, по их словам, надлежало заботиться об "общем благе". Идеология Просвещения находила выражение и в разных художественных направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительском классицизме, просветительском реализме, сентиментализме. Для писателей эпохи Просвещения характерно стремление приблизить литературу к жизни, превратить ее в действенный фактор, преобразующий общественные права. Литературу Просвещения отличало ярко выраженное публицистическое пропагандистское начало; она несла высокие гражданские идеалы, пафос утверждения положительного героя и т.д. Яркие образы просветительской художественной литературы дали Вольтер, Руссо, Дидро, Бомарше во Франции; Г.Месинг,И.Гете, Ф.Шиллер в Германии; С.Ричардсон, Г.Филдинг, Т.Смоллетт, Р.Шеридан в Англии и другие. Основными направлениями в изобразительном искусстве этой эпохи были классицизм, обретший отчетливо просветительский оттенок в творчестве архитектора К.Н.Леру и живописца Ж.Л.Давида во Франции, и просветительский реализм, распространившийся преимущественно в живописи и графике У.Хогарта в Англии, Д.Н.Ходовецкого в Германии и др. Идеи просвещения оказали существенное влияние и на музыку, особенно во Франции, Германии, Австрии. Новая система эстетических взглядов просветителей на заделы музыкально-драматического искусства непосредственно подготовила оперную реформу К.В.Глюка, провозгласившего "простоту, правду и естественность" единственными критериями красоты для всех видов искусства. Идеи просветителей явились духовной основой формирования Венской классической школы, ярко проявившись в творчестве ее крупнейших представителей - Й.Гайдна, В.А.Моцарта, в музыке которых главенствует оптимистическое, гармоничное мировосприятие, и Я.Бетховена, в творчестве которого, проникнутом духом героики, нашли отражение идеи Великой французской революции.

 

22. Научные и технические достижения новоевропейской цивилизации. Затем научно-технические открытия и изобретения измерялись не столетиями, а десятилетиями и даже годами. За возникновением микроскопа в XVII в., последовало изобретение ватерклозета, в 1608 г. появился первый телескоп, в 1644 г. — ртутный барометр (Торричелли), в 1698 г. — паровой насос. В 1742 г. шведский астроном и физик Цельсий предложил 100-градусную температурную шкалу. В 1750 г. возникла система взаимозаменяемых частей машин, в 1763 г. — паровая машина Ползунова, в 1769 г. — паровая машина Уатта, предвосхитившая открытие эпохи пара. В 1781 г. была открыта планета Уран, а в 1783 г. состоялся полет на воздушном шаре, в 1800 г. появился первый двухколесный велосипед, в том же году итальянский физик А. Вольта получил первый химический источник тока (открытие вольтова столба), в 1807 г. — изобретение первого парохода, в 1814 г. — первого паровоза Стивенсона, в 1830 г. появилась первая железная дорога, в 1837 г. изобретен электромеханический телефон — азбука Морзе, в 1839 г. — изобретение фотографии, в 1852 г. — первый полет на управляемом дирижабле, в 1856 г. — широкое производство стали, в 1860 г. — открытие двигателя внутреннего сгорания, в 1866 г. — открытие законов наследственности Г. Менделя, в 1869 г. — появление знаменитой периодической системы элементов Д. Менделеева, в 1876 г. — появление телефона. Первый прибор для записи и воспроизведения звука— фонограф Эдисона был сконструирован в 1877 г., в 1881 г. появилась первая электростанция, в 1885 г. изобретен автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, в 1895 г. — появление радиоприемника Попова, в 1895 г. — кинематографа братьев Люмьер, в 1896 г. — открытие рентгеновских лучей, в 1897 г. — открытие электрона. В XX в. открытия следовали лавинообразно: полет первого самолета, изобретение холодильника, танка, открытие пенициллина, создание радиотелескопа, испытание ядерного оружия, возникновение первой ЭВМ, современных телесистем, открытие ДНК и запуск первой АЭС, создание первого искусственного спутника и изобретение лазера. Затем первый полет человека в космос, операция по пересадке сердца, освоение лунного пространства (первый человек на Луне и запуск Лунохода-1), появление микросхем. 1986 г. — возникновение сети Интернет, 1997 г. — клонирование овечки Долли и создание искусственного интеллекта электронного шахматиста, способного за 1 с оценивать 200 млн шахматных ходов и одержавшего победу над чемпионом мира Г. Каспаровым.

23.Классицизм,барокко,рококо БАРОККО. XVII век. Новое время, эпоха барокко. Драматургия Шекспира, архитектурные ансамбли барочного Рима, живопись Рубенса, Рембрандта, скульптуры Бернини. Не упомянуты еще Кальдерон, Грифиус, Гриммельсхаузен, Шенфельд, Эль Греко, Декарт, Кеплер, Бёме, Паскаль... Порождением духовной атмосферы эпохи стала музыка А.Скарлатти, Д.Скарлатти, Дж. Фрескобальди, К.Монтеверди, И.Пахельбеля, Букстехуда, Шюца, Корелли, Вивальди, Генделя, Баха. Идеологической основой для нового стиля было ослабление духовной культуры и духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм - буржуазные. В это же время государство приобретает большую роль, соответственно происходила борьба религиозного и светского начал. Одновременно развивается наука (географическое познание Земли (за исключением Антарктиды), развитие оптики, законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие большое значение для живописи. Специфические черты барокко: усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями; повышенная эмоциональность;  большое значение иррациональных эффектов, элементов; яркая контрастность, эмоциональность образов; динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин); тяготение к обобщающим и связывающим формам: а) целостностные системы философии; б) поиск единства в противоречиях жизни;  в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению; д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание “бесконечности” пространства; е) в музыке - создание циклических форм (соната, концерт), многочастных         произведений (опера).

РОКОКО.  В первой половине XVШ в., когда так активно вытеснялась религиозная культура светской, ведущим направлением стало рококо. Рококо - порождение исключительно светской культуры, - двора, французской аристократии, тем не менее оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее ее развитие. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве - в мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно в интерьере, где важным теперь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Внутри зданий стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами. Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое насмешливое, вычурное. Новые веяния проникли во все сферы искусства. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые - все это темы любви. Портрет и пейзаж - не случайно очень важные в эту эпоху жанры. За легкомыслием, остроумием и насмешливой иронией рококо были и раздумья о судьбе человека, о смысле существования.

КЛАССИЦИЗМ.  XVШ век с его просветительскими идеалами, идеями "свободы, равенства, братства" подготовил господство классических форм развитого буржуазного общества, а Французская революция 1789-1794 гг. явилась классической буржуазной революцией, захватившей широкие народные массы. Литература, музыка и театр достигают в эту эпоху той художественной зрелости, которая пришла к живописи в XVI-XVП вв., достаточно назвать романы Прево, Филдинга, Смоллета, Вольтера, Гете, музыку Баха, Моцарта, Гайдна. Изобразительному искусству XVШ столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность свойственны живописи Рубенса, Веласкеса, Рембранда, Пуссена. Характерные черты в архитектуре: стиль, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу; сдержанный декор; использование дорогих качественных материалов (натуральное дерево, камень, шёлк); украшения скульптурами и лепниной.

24. романтизм в духовной и художественной культуре 18-19 в.Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. аким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.

25.Новые направления в искусстве 19в. Импрессионизм – передача впечатлений от окружающей природы. Уход от реалистического искуства к символизму. Обобщение, упрощение форм света. Цель – удовольствие от наблюдения, нет жизненного смысла. Растворение формы в цвете. Эдуард Мане – картины без главн. героев (обрезанные фигуры), Агюст Роден – пластика (мрамор – текучие формы).

Постимпрессионизм – смещение импрессионизма к оциальному напряжению, смелое применение цветов. Ван Гог, Поль Сизан – «нервные мазки»,  «подсолнухи» «автопортрет»,  Поль Гоген – спокоствие, уравновешенность.  

26. Эпоха "декаданса" в европейской культуре С конца 50-х гг. XIX в. искусство Западной Европы вступает в эпоху декаданса. Декаданс (фр. — упадок) — в своем генезисе явление сложное и противоречивое, связанное с различными направлениями в художественной культуре. Этот термин употребляется для обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX — начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества. Впервые эти черты проявились во французском символизме. Эти настроения имели также место и у различных представителей реализма, а также в эстетизме, и позже в модернизме.

27. критический реализм в искусстве 19 в. Предпосылки возникновения. Термин "реализм", введенный французским литературным критиком Ж. Шанфлери в середине XIX в., применялся для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академическому идеализму. Первоначально реализм сближался с натурализмом и "натуральной школой" в искусстве и литературе 60-80-х гг.

Однако позднее происходит самоопределение реализма как течения, не во всем совпадающего с натурализмом. В русской эстетической мысли под реализмом подразумевается не столько точное воспроизведение жизни, сколько "правдивое" отображение с вынесением "приговора о явлениях жизни".

Реализм расширяет социальное пространство художественного видения, заставляет "общечеловеческое искусство" классицизма говорить национальным языком, отказывается от ретроспективизма более решительно, чем романтизм. Реалистическое миропонимание - обратная сторона идеализма. Художник, придерживавшийся "критического реализма", по словам И. Репина, "силился поучать, назидать общество", заниматься публицистической деятельностью, вследствие чего "его признают только иллюстратором либеральных идей". Морализирующий дидактизм сближал передвижников с натуралистической школой и художниками Просвещения.

28. Роль христианизации Руси в формировании русской духовной культуры и русского менталитета. Процесс христианизации Руси -- весьма длительный период, не сводимый к единичному акту. Русь в те годы имела обширные торгово-экономические, политические и культурные связи со многими странами Запада и Востока. Христианство проникало в русскую действительность посредством международных династических связей, имевших, кроме всего прочего, политическое и культурное значение, и военных действий: у князей Киевской Руси служили наемники-иноземцы, так что между ними и коренным населением происходил синтез быта, верований, языка, культуры, обычаев.Вообще христианизация проходила в сложных условиях, встречая сопротивление местного населения, не сразу и не везде принимавшего новую религию, продолжавшего традиции предков. Так, в Новгороде первоначально крестилось всего несколько сот человек, а остальные враждебно встретили христианских священнослужителей, организовав восстание. Понадобились военные действия, чтобы сломить сопротивление язычников. В захваченном городе были уничтожены статуи языческих богов, после чего последовали новые попытки обращения населения в христианскую веру.

29. отличие русского православия от католичества 1. Православие не имеет единого церковного центра, как католицизм, и представляет собой 15 автокефальных и 3 автономных поместных церквей. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости (см. п. 1 о католицизме).

. Вероисповедную основу составляют Священное писание (Библия) и священное предание (решения первых 7 вселенских соборов и труды отцов церкви 2 - 8 в.в.

. Символ веры обязывает веровать в единого бога, выступающего в трёх лицах (ипостасях): Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа (Святого). Святой Дух объявлен исходящим от Бога-Отца. Филиокве у католиков православие не переняло (см. п. 3).

. Важнейший догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь богом, родился от девы Марии. Католический культ почитания Марии в православии не признаётся (см. п. 4).

. Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и чёрное (монашествующие, дающие обет безбрачия). У католиков же обет безбрачия даёт всё духовенство (см. п. 5).

. Православием чистилище не признаётся (см. п. 6).

. В православии значение придаётся обрядности, культу святых, почитаются останки святых - мощи, иконы, т.е. то же, что и у католиков, однако в православии отсутствуют реликвии (см. п. 7).

. В православии существует понятие отпущения грехов после исповеди и покаяния. Индульгенцию католиков православие не признаёт (см. п. 8).

. Православие отрицает церковную иерархию католиков, их божественность, преемственность от апостолов (см. п. 9).

. Как и католицизм, православие признаёт все семь христианских таинств. Так же у православия и католицизма общие нормы церковной жизни (каноны) и важнейшие компоненты обрядности: количество и характер совершения таинств, содержание и последовательность богослужений, компоновка и интерьер храма, структура клира и его внешний вид, наличие монашества. Богослужение ведётся на национальных языках, используются и мёртвые языки (латынь).

30. Архитектура и иконопись 10-17в. До середины 17в была иконопись. Последний Росс. Иконописец Симон Ушаков («Спас», «Богородица») В 18 веке возникает парсука- промежуточный этап Росс. живописи. Настоящий портрет в Росс. возникает в 18в. Никитин- был из крепостных, писал портреты.  Рокотов, Левицкий, Баровицкий. 1Парадная живопись( персонаж изображен в парадной одежде). В парадных портретах появляется элементы психологизма (портреты Рокотова, Левицкого, Баровицкого) 2Интимная живопись (портреты Рокотова более интимны)  N9 Гоголь был родоначальником критического реализма в живописи. Федотов показывает жизнь оскудневшего дворянства, у него нет злости, изображает с элементами сатиры.  «Разборчивая невеста», «Вдовушка»- появляются в нашей живописи темы, кот. Будут разбирать передвижники, горе человека.

31.« Золотой и серебряный век» в культуре России.Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов.Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях -лицеях. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий. Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.  А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют "Золотым веком" русской культуры. Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. Серебряный век. Реалистическое направление в лит-ре: Мамин-Себиряк, Гарин-Михайловский, Чириков, Шмелев, Алексей Толстой, Д. Бедный. Декадентское направление Н. Минский, Т. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Бальмонт, Брюсов. Символисты, Блок, Бедный. Лозунг декадентов и символистов: «Искусство ради искусства»,  отказ от реализма, от участия в общественной борьбе, проповедовали крайний субъективизм и индивидуализм. Творчество проникнуто настроениями упадка и мистицизма. Модернизм в театре: создание МХАТа Станиславским. Актеры: Качалов, Москвин, Леонидов. Музыка: Римский-Корсаков «Садко», «Золотой петушок». Симфонии: А.К. Глазунов «Раймонда»,  «Времена года»; А.Н. Скрябин, Балакирев. Модернисты: Л.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский; Балет: Стравинский «Жар птица», «Петрушка». Балерина – Анна Павлова. Живопись: Левитан «Владимирка». Реал. живоп.: Серов «Девочка с персиками», Челенис «Небесная мельница». Символисты: Врубель «Царевна лебедь», «Демон», «Пан». Арх-ра: Внедрение железобетонных и металлических конструкций. Жуков, Шехтер, Щусев. Наука: Лебедев-физик; Жуковский, Чаплыгин- математика; Циолковский-аэродинамик.

32.Модернизм в культуре 20в. –собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, реализмом и считающих эксперимент основой творческого метода. Первые модернисты –это люди, жившие в конце XIX в., взращенные всеобщим кризисом европейской культуры.. Основные направления в искусстве модернизма: экспрессионизм ( возник в Германии в начале 20 в. против академизма, господствовавшего в живописи. Инициаторы: Э. Кирхнер, Ф. Брейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф и др., объединившиеся в 1905 г. в Дрездене в группу «Мост». Произведения экспрессионистов во всех родах искусства отличаются нервной дисгармонией, неестественностью пропорций. В музыке (А. Шебнерг, А. Берг) экспрессионисты выходят за пределы лада, мелодии, ищут и создают новые звуковые системы (атональность). В экспрессионистских театрах актеры часто играли на наклонных сценических площадках. В литературных произведениях экспрессионистов отсутствовали живые характеры. Характерно, что в изобразительных искусствах экспрессионизм наиболее полно проявил сущность своего метода в графике: мир виделся в столкновении контрастов (черное-белое), в преувеличенной резкости изломанных линий, замещавших реальное многообразие деталей и красок. В живописи к экспрессионистам обычно причисляют Ван-Гога и, Э. Кирхнера, Марка, Пехштейна); кубизм (течение в европейском изобразительном искусстве начала XX в., главным образом французской живописи, отчасти скульптуры, в котором решались задачи выявления геометрической структуры видимых объемных форм. Его провозвестником стал П. Сезанн. Представители: Пикассо, Ф. Леже, Р. Лелоне, А. Дерен, А. Глез,  Ж. Брак, Х. Грис и др.); абстракционизм (тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от конкретных материальных объектов. Представители: В. Кандинский, Т. Ван Дусбург, П. Мондриан, К. Малевич), сюрреализм (В 20-30-х гг. новое художественное направление его основатели-поэты А. Бретон и Ф. Супо стали называть «сюрреализм» («сверхреализм»). Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий. Представители: Н. Эрнст, А. Масон, Дж. Миро, С. Дали), поп-арт (для него характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры. Поп-арт ознаменовал отказ от абстракционизма, как беспредметного искусства, и переход к новым авангардистским направлениям. Эстетика поп-арта была направлена на эстетизацию внешнего мира, утверждение культа вещи. Характерные черты: имитация рекламных щитов, комиксов; приём коллажа. Представители: Р. Раунинберг, Э. Уорхол, Р. Хэмилтон, К. Ольденбург); хепенинг (Само слово «хеппенинг» означает «происходящее», «случающееся», непреднамеренное происшествие или событие. На самом же деле хеппенинг –представление, заранее спланированное и подчиненное режиссерскому замыслу.  Хепенинг берет свои истоки в живописи Дж. Поллока и Де Кунинга); гиперреализм (оперирует банальными сюжетами, его образы подчеркнуто «объективны», часто основываются на сильно увеличенной фотографии. Благодаря этому направлению художники возвращаются к привычным формам и средствам изобразительного искусства, в частности, к живописному полотну, отвергнутому поп-артом).

33 ПостмодернизмПостмодернизм –понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е годы XX века.Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.

В постмодернистском художественном творчестве происходит сознательная переориентация с творчества на компиляцию и цитирование. Для постмодернизма творчество неравно творению. Если в допостмодернистских культурах работает система «художник - произведение искусства», то в постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства - зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. Можно говорить о том, что в постмодернизме осуществляется переход от «художественного произведения» к «художественной конструкции».

34. особенности культуры информационного общества. В последней четверти XX в. человечество вступило в новую стадию своего развития —в эпоху информационного общества со всеми его достижениями, противоречиями и конфликтами. Идею информационного общества предложил еще в середине 40-х гг. ХХ в. японский исследователь Й. Масуда, и тогда эта идея не нашла особой поддержки. Но спустя несколько десятилетий человечество стало свидетелем информационной революции, естественным итогом которой стало формирование информационного общества и информационной культуры.В 70-е гг. ХХ в. доктрина постиндустриального (информационного) общества стала одной из господствующих в западной социологии. Термин «информационное общество», введенный в начале 60-х гг., фиксирует одну из важнейших характеристик формирующегося общества как объединенного единой информационной сетью. Развитие информационных технологий стало в 80-е гг. и особенно в 90-е гг. определять экономический потенциал любого государства.Основу теории информационного общества заложили Д. Белл, З. Бжезинский, Э. Тоффлер. Именно в их фундаментальных трудах, вышедших в 70-80-е гг., были сформулированы основные черты этого общества, которое Э. Тоффлер назвал «третьей волной». Так, Д. Белл основными признаками нового общества считает превращение теоретических знаний в источник инноваций и определяющий фактор политики. Это общество, в котором господствует сервисная экономика, причем быстрее растет число сервисных работников, связанных с системой здравоохранения, образования, управления. Р. Инглегарт замечает, что в «Соединенных Штатах, Канаде и Западной Европе значительная часть работников трудится сегодня вне фабричных стен. Большинство людей уже не живет в механистической среде, а проводит большинство своего производственного времени в общении в людьми и символами. Усилия человека все меньше оказываются сегодня сосредоточенными на производстве материальных товаров,вместо этого акцент делается на коммуникации и на обработке информации, причем в качестве важнейшей продукции выступают инновации и знания»

35. характеристика современного глобального социокультурного кризиса. Следует выделить несколько типологических черт современного глобального социокультурного кризиса. Первые два вида кризисов носили «алармистский» (от alarme — «тревога») характер. Суть проблемы здесь заключалась в том, что современные тенденции мирового развития, ориентированные на принцип количественного рос-

та, ведут к катастрофическим последствиям. Конечно, общее представление об ограниченности Земли как месте производственной деятельности человека носит достаточно абстрактный характер. Сейчас этот тип
кризиса осознается более конкретно как «ограниченность некоторых видов ресурсов», «исчерпание по регионам», «экономических границ».
Другой кризис алармистского характера связан с возникновением опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В ходе бесконтрольной переработки ресурсов возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу. В результате, чем больше осваивается ресурсов, тем больше опасность. Речь здесь идет об уничтожении лесов — легких планеты, о парниковом эффекте, уменьшении озонового слоя.
Эти кризисы являются актуальными и сейчас, поскольку не снята проблема экономического роста на основе тотальной индустриализации. Проблема голода, питьевой воды, неграмотности, отставания развивающихся стран с необходимостью ведет к продолжению экономического роста, невозможного без увеличения потребления энергии и ресурсов. Поэтому алармистский кризис в ближайшей перспективе будет расширяться и углубляться.




1. Финансы для студентов специальности Финансы и кредит А Акционерное общество коммерческа
2. і Дитина здорова розумово розвинута
3. ПО ТЕМЕ- VISUL BSIC. УСТАНОВИТЬ ПРОГРАММУ VISUL BSIC 5.
4. Задание 1 Определение допусков по разным квалитетам для заданных размеров деталей Исходные данные- Э
5. I B ожидании катастрофы
6. There is No Place Like Home
7. Реферат- Теория обучения в высшей школе
8. КШебеко 2013
9. Откройте файл Таблица6 из Вашей папки
10. ТЕМА ДИНАМIЧНОГО НАВАНТАЖУВАННЯ З РЕЗОНАНСНИМ КОНТУРОМ ДЛЯ ДВИГУНIВ ПОСТIЙНОГО СТРУМУ 05
11. Отчет по лабораторной работе Определение коэффициента фильтрации мелкозернистого песка Студ
12. ТЕМА 1 1 ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ
13. Смысл. Москва 1998 Аннотация - Об авторе этой книги - От редакторасоставителя - От автора ЧАСТЬ IХА
14. Германия Австрия Польша Прага Дрезден Чешский Крумлов Карловы Вары Вышеград ~ замок Чешский Ш
15.  Азизова Рания
16. то что обычно видят в нём люди.html
17. Методи лікування тварин
18. тема- Виды гражданскоправовой ответственности Введение Вопросы связанные с понятием и правовой пр
19. вариант азбуки более верный Заранее Благодарим за ответ Ответ- Здравствуйте
20. Тема- Информационные системы и базы данных