Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

8 лекций Цели и задачи курса Важность изучения истории особенно ’ истории своей страны не нуж

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-26


Отечественная  история XX века.

8 лекций

  1.  Цели и задачи курса

 Важность изучения истории, особенно ― истории своей страны, не нуждается в обосновании, тем не менее, недоверие к историческим знаниям стало одной из характерных черт современности. В университетском курсе истории Отечества необходимо учитывать этот стихийный агностицизм. Именно поэтому в самом начале курса даются знания об истории как науке, о методологии исторического исследования, а в дальнейшем преимущественное внимание уделяется наиболее сложным и спорным темам истории Отечества, особенно истории XX века.

Курс вынужденно (небольшое количество часов и большой объем материала) носит обзорный, направляющий характер, что в обязательном порядке подразумевает самостоятельную работу с помощью предложенной литературы. Изложение материала происходит по проблемно-хронологическому принципу, главное место занимает рассмотрение основных проблем в каждой из 8 изучаемых тем. Также краткость курса подразумевает необходимость отбора литературы, с помощью которой студент сможет самостоятельно разобраться в теме, как до, так и после формального завершения преподавания курса и сдачи экзамена. При этом предлагаются как избранные исторические источники, так и научные статьи и монографии (монографии и книги в списках выделены жирным шрифтом), а также даются ссылки на художественную литературу и кинофильмы, позволяющие куда лучше представить (прочувствовать) изучаемую эпоху.

При освещении наиболее важных проблем отечественной истории предусматривается изложение различных существующих в исторической литературе мнений.

Дискуссионное, проблемное изучение истории Отечества, особенно истории XX века ― одна из главных задач курса и одно из важнейших условий формирования исторических знаний и самостоятельного критического мышления у студентов, необходимого в любой учебной и профессиональной деятельности.


2. Тематический план и аннотации занятий.

Тема 1. История как наука. Методы изучения истории.

(2 академических)

 

 Зачем нужна наука история? Что и как она изучает?

История как наука и особенности ее изучения. Историческая наука и идеология.

Проблема субъекта исторического процесса. Общество, общества, государства, цивилизации, страны. Мировой исторический процесс: единство и многообразие. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Личность в истории.

 Исторический факт. Понятие исторического источника. Типы исторических источников. Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в изучении истории. Историческое наблюдение и исторический анализ. Принцип контекста и принцип процессуальности при подходе к истории. История и «антиистория»: псевдонаучные концепции, фальсификации и их критика.

Литература по теме:

  1.  Блок М. Апология истории // http://lib.ru/FILOSOF/BLOK_M/apologia.txt
  2.  Володихин Дм. Феномен фольк-хистори // http://scepsis.ru/library/id_148.html
  3.  Данилевский И.Н. Пустые множества «Новой хронологии» // http://scepsis.ru/library/id_656.html
  4.  Зализняк А. Пир дилетантов // http://scepsis.ru/library/id_1264.html
  5.  Семёнов Ю.И. История (историология) как строгая наука // http://scepsis.ru/library/id_155.html
  6.  Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира // http://scepsis.ru/library/id_914.html

Тема 2. Российская империя в начале XX века. Революция 1905-1907 гг.

 (2 академических)

 Была ли Российская империя преуспевающей страной?

 Экономическое положение Российской империи. Развитие капитализма в Западной Европе. Этапы и эшелоны капиталистического развития. Россия ― часть мировой капиталистической системы. Изменение классовой структуры российского общества к началу XX века. Развитие промышленности. Переход к монополистическому этапу развития капитализма. Роль иностранного капитала. Сельское хозяйство: причины отставания. Особенности капитализма в России.

«Рабочий вопрос», «крестьянский вопрос», «национальный вопрос» к началу XX века. Зубатовщина. Возникновение политических партий в России: социалисты-революционеры, социал-демократы, либеральные партии. Причины русско-японской войны (1904 – 1905 гг.). Военные действия на суше и на море. Причины поражения русских войск. Итоги русско-японской войны.

 Революция 1905-1907 гг. «Кровавое воскресенье» и начало революции. Политические движения и партии в революции. Октябрьская стачка и «Манифест 17 октября». Декабрьское вооруженное восстание в Москве. Первая и Вторая Государственные думы. Политика правительства по отношению к Думе и подавление революции. Государственный переворот 3 июня 1907 г. Итоги революции. Столыпинская аграрная реформа: причины неудачи.

Литература по теме:

Источники:

  1.  Короленко В.Г. В успокоенной деревне (Картины подлинной действительности) // http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/text_0780-1.shtml
  2.  Толстой Л.Н. Не могу молчать! // http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1220.shtml
  3.  Толстой Л.Н. О голоде // http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_17_18/vol_17/01text/0351.htm 
  4.  Климова Н.С. Письмо перед казнью // http://scepsis.ru/library/id_808.html

Научная:

  1.  Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России // http://scepsis.ru/library/id_1349.html
  2.  Аврех А.Я. Царизм накануне свержения // http://scepsis.ru/library/id_1834.html
  3.  Анфимов А.М. Царствование Николая II в цифрах и фактах // http://scepsis.ru/library/id_2748.html
  4.  Бахурин Ю. «Наш царь — убожество слепое» // http://scepsis.ru/library/id_2814.html 
  5.  Ерофеев Н.Д. Уровень жизни населения в России в конце XIX — начале XX века // http://scepsis.ru/library/id_2163.html 
  6.  Степанов А.И. Место России в мире накануне Первой мировой войны // http://scepsis.ru/library/id_1217.html

Тема 3. Революции 1917 года.

(2 академических)

Почему монархия была свергнута так легко?

Почему большевики пришли к власти, а затем смогли её удержать?

Обострение социальных конфликтов перед Первой мировой войной. Внешняя политика Российской империи накануне войны. Причины Первой мировой войны и причины вступления в войну России. Ситуация на фронте и в тылу в 1914-1916 гг. Политический кризис: «министерская чехарда», «распутинщина»: паралич управления страной. Складывание революционной ситуации.

 Ситуация в экономике и обществе к началу 1917 года. Падение монархии: причины легкой победы революции. Политические партии в революции. Создание Временного правительства и Петроградского Совета. Система двоевластия. «Апрельские тезисы» В.И. Ленина. Кризисы Временного правительства. Июльский кризис и «большевистский мятеж». Вопрос о «немецких деньгах» большевиков. Корниловский мятеж и его итоги. Причины паралича власти Временного правительства к октябрю 1917 года. Подготовка вооруженного восстания большевиками. События 25-26 октября. II съезд Советов. Блок большевиков с левыми эсерами. Первые декреты Советской власти. Формирование органов новой власти.

Споры вокруг Октябрьской революции среди современников и историков. Проблема «демократической альтернативы» большевикам. Роль Октябрьской революции в мировой истории XX века.

Источники, художественная публицистика:

  1.  Рид Дж. 10 дней, которые потрясли мир // http://scepsis.ru/library/id_1539.html

Научная:

  1.  Бахурин Б. «Германский след» в Октябрьской революции. Анализ одной из главных исторических мифологем ХХ века // http://scepsis.ru/library/id_2749.html
  2.  Волобуев П.В. 1917 год: была ли альтернатива? // http://scepsis.ru/library/id_1504.html 
  3.  Иоффе Г.З. Почему Февраль? Почему Октябрь? // http://scepsis.ru/library/id_1503.html
  4.  Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина. – М.: Интер-Версо, 1990. (http://www.krotov.info/lib_sec/11_k/karr/karr25ogl.html ) - Главы 1-3.
  5.  Рабинович А. Большевики приходят к власти. – М.: Прогресс, 1989. (http://scepsis.ru/library/id_1499.html )
  6.  Хобсбаум Э. Эпоха крайностей. Короткий XX век. 1914-1991. – М., 2004. (Глава «Мировая революция» http://scepsis.ru/library/id_1528.html )

Фильм

Элем Климов «Агония»

Тема 4. Гражданская война (1918-1922). (1 академический)

Почему большевики выиграли Гражданскую войну, а белое движение и интервенты проиграли?

 Установление Советской власти в городах и регионах России. Судьба Учредительного собрания. Брестский мир: предательство или необходимость? Мятеж левых эсеров и установление однопартийного режима. Первая советская Конституция.

 Причины гражданской войны. Этапы войны. Политика «военного коммунизма». Национализация промышленности. Политика продразверстки. Борьба Советской власти с силами Колчака, Деникина, Юденича и т.д. Цели и действия интервентов. Причины их поражения. Советско-польская война и завершение войны. Причины победы большевиков. Красный и белый террор. Проблема крестьянства в гражданской войне

Литература по теме:

Источники, художественная публицистика:

  1.  Шкловский В. Сентиментальное путешествие // http://lib.rus.ec/b/224112
  2.  Шульгин В.В. 1920 // http://militera.lib.ru/memo/russian/shulgin_vv/index.html

Научная:

  1.  Ганин А. Враздробь, или почему Колчак не дошел до Волги? // http://scepsis.ru/library/id_1961.html
  2.  Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина. – М.: Интер-Версо, 1990. (http://www.krotov.info/lib_sec/11_k/karr/karr25ogl.html ) - Главы 1-3.
  3.  Книга погромов (фрагменты) // http://scepsis.ru/library/id_1865.html
  4.  Колосов Е. Сибирь при Колчаке. – Пг., 1923 (http://scepsis.ru/library/id_2585.html )

Художественная литература:

Исак Бабель «Конармия» // http://lib.ru/PROZA/BABEL/konarmia.txt

Андрей Платонов «Река Потудань» // http://lib.ru/PLATONOW/potudan.txt

Михаил Булгаков «Белая гвардия» // http://lib.ru/BULGAKOW/whtguard.txt

Фильмы:

Алексей Герман «Седьмой спутник»

Александр Аскольдов «Комиссар»

Глеб Панфилов «В огне брода нет»

Евгений Карелов «Два товарища»

Тема 5. Установление сталинской диктатуры.  (2 академических)

 Неизбежна ли была диктатура после революции и почему именно Сталин выиграл борьбу за власть?

Внутреннее положение страны после гражданской войны. Крестьянские восстания 1921 года. Кронштадтский мятеж. Декларация о введении нэпа. Мероприятия нэпа в сельском хозяйстве, торговле и промышленности. Кризисы нэпа.Социальная структура советского общества в 20-е годы: возникновение нового варианта социального расслоения. «Культурный взрыв» 20-х годов. Международная политика 20-х гг. и внешняя политика Советского правительства.. Причины свертывания нэпа. Проблема экономической альтернативы сталинской индустриализации.

 Ленинское окружение, его характеристика. Образование СССР: ленинский и сталинский подходы. Советская Конституция 1922 года. «Завещание» Ленина. Борьба Сталина с «рабочей» и «левой» оппозицией. Л.Д.Троцкий. Н.И.Бухарин и «правая оппозиция». Разгром бухаринцев и установление сталинской диктатуры. Причины победы И.В. Сталина в борьбе за власть. Проблема альтернативы сталинизму. Формирование новой классовой структуры общества. «Советский бюрократизм».

Литература по теме:

Источник:

  1.  Ленин В.И. Письмо к съезду //  http://revarchiv.narod.ru/vladimilitch/lenin45/lettre.html 

Научная:

  1.  Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина. – М.: Интер-Версо, 1990. (http://www.krotov.info/lib_sec/11_k/karr/karr25ogl.html ) - Главы 4-12.
  2.  Ноув А. О судьбах НЭПа // http://scepsis.ru/library/id_483.html
  3.  Старцев В.И. Политические руководители Советского государства в 1922 — начале 1923 гг. // http://scepsis.ru/library/id_2963.html
  4.   Троцкий Л.Д. Преданная революция. – М., 1990. (http://trotsky.ru/ld-works/index.html )
  5.  Фицпатрик Ш. Классы и проблемы классовой принадлежности в Советской России 20-х годов // http://scepsis.ru/library/id_543.html

Художественная литература:

Варлам Шаламов «Москва 20-х — 30-х годов» // http://shalamov.ru/library/18/

Тема 6. Коллективизация и индустриализация в СССР (конец 20-х – 30-е гг. XX в.). Массовые репрессии в СССР.

(1 академический)

Зачем нужны были коллективизация и раскулачивание? Оправдана ли была форсированная индустриализация?

 Кого и почему репрессировали в СССР при Сталине?

Коллективизация и индустриализация: проекты. Причины коллективизации. Методы создания колхозов. «Год великого перелома». Раскулачивание и репрессии против «буржуазных специалистов» как начало массовых репрессий в СССР. Голод 1932-1934 гг. Итоги и цена коллективизации. Источники индустриализации. Политика первых пятилеток. Стахановское движение. Репрессии среди технической интеллигенции. Диктатура в сфере культуры, судьба художественной интеллигенции. Изменение социального состава населения. Итоги индустриализации. Конституция 1936 г. Пик массовых репрессий: 1937-1938 гг. Дискуссии вокруг периода массовых репрессий в СССР. Массовые репрессии в художественной литературе: А.И. Солженицын, В.Т. Шаламов, А.Н. Домбровский.

Литература по теме:

Источники:

  1.  Ийеш Д. Россия. 1934 // http://scepsis.ru/library/id_1726.html
  2.  Раскольников Ф. Открытое письмо Сталину // http://scepsis.ru/library/id_446.html
  3.  Шаламов В.Т. Что я видел и понял в лагере // http://shalamov.ru/library/29/
  4.  Шаламов В.Т. О Колыме // http://shalamov.ru/library/25/

Научная:

  1.  Верт Н. ГУЛАГ через призму архивов // http://shalamov.ru/research/61/1.html
  2.  Земсков В.Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // http://scepsis.ru/library/id_937.html 
  3.  Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина. – М.: Интер-Версо, 1990. (http://www.krotov.info/lib_sec/11_k/karr/karr25ogl.html ) - Главы 13-19.
  4.  Кондрашин В.В. Голод 1932—1933 годов в деревнях Поволжья // http://scepsis.ru/library/id_459.html
  5.  Лельчук В.С. Индустриализация // http://www.rus-lib.ru/book/35/16/329-354.html
  6.  Хеделер В. Сопротивление в ГУЛАГе. Бунт, восстание, побег // http://shalamov.ru/research/61/16.html 

Художественная литература:

Шаламов В.Т. «Колымские рассказы» // // http://shalamov.ru/library/2/

Шаламов В.Т. Очерки преступного мира // http://shalamov.ru/library/6/

Домбровский Ю.О. Факультет ненужных вещей // http://lib.ru/PROZA/DOMBROWSKIJ/faculty.txt

Кёстлер А. Слепящая тьма // http://lib.ru/INPROZ/KESTLER/tma.txt

Фильмы:

Леонид Марягин «Враг народа Бухарин»

Тенгиз Абуладзе «Покаяние»

Александр Прошкин «Холодное лет пятьдесят третьего…»

Алексей Герман «Мой друг Иван Лапшин»

Алексей Герман «Хрусталёв – машину!»

Тема 7. СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война.

 (2 академических)

 Была ли Германия союзником СССР? За счет чего и какой ценой удалось Советскому Союзу выиграть войну?

СССР во внешней политике 30-х гг. Гражданская война в Испании. Попытки создания антифашистской коалиции. Ситуация в мире в конце 30-х гг. Причины Второй мировой войны. Пакт Молотова-Риббентропа и его последствия. «Зимняя война» и ее итоги. Состояние советской армии перед войной. Проблема «внезапности» нападения Германии на Советский Союз. «Гипотеза» В.Суворова (Резуна) о превентивном характере нападения Германии на СССР.

Катастрофа начала войны. Оборона Москвы и контрнаступление советских войск. Причины поражений 1941-1942 года. Сталинградская битва. Перелом в войне: контрнаступление под Сталинградом. Курская битва и освобождение территории СССР. Освобождение Восточной Европы. Тыл и партизанское движение во время войны. Советская экономика во время войны. Репрессии во время войны. Коллаборационизм на территории СССР (РОА, ОУН-УПА и т.д.). Проблема второго фронта. Отношения с союзниками по антигитлеровской коалиции. Завершение войны. Война с Японией. Итоги II Мировой войны и предпосылки «холодной войны»

Литература по теме:

Источники:

  1.  Эренбург И.Г. Летопись мужества // http://militera.lib.ru/prose/russian/erenburg_ig6/index.html 
  2.  Леви П. Человек ли это? – М., 2000 (2011) ( http://lib.rus.ec/b/347800 )
  3.  Замечания и предложения «Восточного министерства» по генеральному плану «Ост» // http://scepsis.ru/library/id_703.html
  4.  О военной подсудности в районе "Барбаросса" // http://army.armor.kiev.ua/hist/barbarossa.shtml
  5.  Приказ о комиссарах // http://army.armor.kiev.ua/hist/prik-komissar.shtml

Научная:

  1.  Айххольц Д. «Генеральный план Ост»: о порабощении восточноевропейских народов // http://scepsis.ru/library/id_2108.html
  2.  Айххольц Д. Цели Германии в войне против СССР // http://scepsis.ru/library/id_704.html
  3.  Бугай Н.Ф. Депортация народов // http://scepsis.ru/library/id_1237.html
  4.  Пронько В.А. Цена Победы // http://scepsis.ru/library/id_1247.html
  5.  Грызун В. Как Виктор Суворов сочинял историю // http://scepsis.ru/library/id_2398.html

Художественная литература:

Василь Быков «Сотников» // http://lib.ru/PROZA/BYKOW/sotnikov.txt 

Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда» // http://lib.ru/PROZA/NEKRASOW/stalingrad.txt

Фильмы:

Алексей Герман «Двадцать дней без войны»

Алексей Герман «Проверки на дорогах»

Лариса Шепитько «Восхождение»

Тема 8. От позднего сталинизма – к хрущевской «оттепели».

 (1 академический)

 Почему началась десталинизация? Почему не удались политические реформы Хрущёва?

 СССР в послевоенный период (1945-1953). Внешняя политика СССР после Второй  мировой войны. Начало «холодной войны»: раскол Германии, война в Корее. Создание Восточного блока. Восстановление страны после войны. Продолжение индустриализации. Противоречия советской экономики. Влияние Победы на состояние общества. Апогей сталинизма. Новый виток массовых репрессий. «Апогей сталинизма».

Смерть И.В. Сталина и борьба за власть в Политбюро в 1953 – 1956 гг. Попытка десталинизации. XX съезд и его последствия. «Оттепель» в культуре. Внешняя политика эпохи Хрущева. Венгерские события 1956 г. Отношения с США. Карибский кризис. Экономические реформы Н.С.Хрущева и их результаты. Изменения в составе и настроениях партийной элиты. Снятие Н.С.Хрущева.

Литература по теме:

Источники:

  1.  Померанцев Г. Об искренности в литературе // http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LITRA/MEMO/POMER.HTM
  2.  Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях. Доклад XX съезду КПСС //  http://lib.ru/MEMUARY/HRUSHEW/kult.txt

Научная

  1.  Боффа Дж. История СССР. Т.2. Книга 7. «Десятилетие Хрущёва» - М., 1994. – С. 401-533.
  2.  Коэн Ст. Долгое возвращение. Жертвы ГУЛАГа после Сталина // http://www.airo-xxi.ru/component/docman/doc_download/4-------- 

Художественная:

Юрий Трифонов «Старик» // http://lib.aldebaran.ru/author/trifonov_yurii/trifonov_yurii_starik/

Фильмы

Владимир Венгеров «Рабочий поселок»

Павел Чухрай «Чистое небо»

Станислав Ростоцкий «Доживем до понедельника»

Тема 9. «Эпоха застоя»

 (1 академический)

 

 «Пражская весна» 1968 года и ее подавление. Начало политики неосталинизма. Экономические реформы при Л.И. Брежневе. Причины неудачи НТР в Советском Союзе. Теневая экономика и военно-промышленный комплекс. «Золотой век» партноменклатуры. Конституция 1977 года. Война в Афганистане и начало кризиса советского режима. Оппозиция режиму номенклатуры. Диссидентское движение. Реформы Ю.В. Андропова: причины неудачи. Правление К.У. Черненко – апогей советской геронтократии. Кризис режима и избрание М.С. Горбачева генсеком.

Литература по теме:

Источники:

  1.  Сахаров А.Д., Турчин В.Ф., Медведев Р.А. Письмо руководителям партии и правительства // http://antology.igrunov.ru/authors/saharov/1125404394.html

Научная

  1.  Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994 // http://scepsis.ru/library/id_809.html
  2.  Шубин А.В. Золотая осень или период застоя. СССР в 1975-1985 гг. // http://www.razym.ru/naukaobraz/istoriya/121328-a-v-shubin-zolotaya-osen-ili-period-zastoya-sssr-v-1975-1985-gg.html 

Фильм

Эльдар Рязанов «Гараж»

Тема 10. «Перестройка» и развал СССР. (2 академических)

Почему развалился Советский Союз? Можно ли было реформировать СССР?

Причины перестройки. Изменения в советской номенклатуре. Стратегия «ускорения». Экономические реформы Горбачева: от хозрасчета к рыночной экономике. Причины провала реформ и усиления кризиса. Гласность и плюрализм. I съезд народных депутатов. Реабилитация жертв сталинизма. Возвращение запрещенной культуры. Политические движения второй половины 80-х. Внешняя политика СССР. Поражение в «холодной войне» и его последствия. Распад Восточного блока и объединение Германии. Национальный вопрос в СССР в 1985-1991 гг. События в Прибалтике. Межнациональные конфликты на Кавказе и Средней Азии. Особенности национальных движений в последние годы СССР: этнонационализм, вопрос о языке, и причины «политизации этничности». Путч 19-21 августа 1991 года. ГКЧП. Беловежские соглашения. Дискуссия о причинах развала Советского Союза.

Литература по теме:

Источники:

  1.  Выборы народных депутатов СССР в Ленинграде 14 мая 1989 года // http://www.agitclub.ru/vybory/gor89/spb3.htm
  2.  Левада Ю. И все таки они нас не поняли // http://www.agitclub.ru/gorby/putch/levada.htm

Научная

  1.  Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994 // http://scepsis.ru/library/id_809.html
  2.  Коэн Ст. Можно ли было реформировать советскую систему? // http://scepsis.ru/library/id_163.html
  3.  Краус Т. Перестройка и передел собственности в Советском Союзе: политические трактовки и исторические свидетельства // http://scepsis.ru/library/id_2612.html
  4.  Семёнов Ю.И. Этническая культура и политическая борьба // http://scepsis.ru/library/id_712.html 
  5.  Смирнов И. Пророчество Троцкого // http://scepsis.ru/library/id_127.html
  6.  Чешко С.В. Роль этнонационализма в распаде СССР // http://scepsis.ru/library/id_1763.html 

Художественная литература:

Шатров М.В. Дальше, дальше, дальше…

Фильмы:

Эльдар Рязанов «Небеса обетованные»

Карен Шахназаров «Город Зеро»

Учебная литература ко всему курсу

Базовый учебник:
Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. ― М., 2002. (http://www.emc.komi.com/04/001/start.htm)

Иные учебники:

Боффа Дж. История СССР. В 2-х тт. – М., 1992. (Т.2: http://scepsis.ru/library/id_3162.html)

Боффа Дж. От СССР к России. – М., 1994. (http://scepsis.ru/library/id_809.html)




1. Виды амплитудных детекторов и амплитудных ограничителей
2. по теме- История ЭВМ.
3. Test effect onto the environment re the crbon monoxide crbon dioxide hydrocrbons sulfur dioxide nitrogen oxides dust prticles rdioctive isotopes nd chlorofluorocrbons
4. Сибирский федеральный университет УТВЕРЖДАЮ Директор ИГДГГ В
5.  В работе с людьми я предпочитаю чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения
6. История развития вычислительной техники
7. I In the following sentences py ttention to the structure nd semntics of oxymorons
8. Влияние наследственных факторов на физическое и психическое совершенствование ребенка младшего школьного возраста1
9. тема в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок
10. реферату- Споживання та заощадженняРозділ- Макроекономіка Споживання та заощадження Зміст План
11. а называется- 5
12. Теоретическая часть Основные положения Вредными токсичными называют вещества которые при контакте с
13. Используя учебную и справочную литературу дайте характеристику максимально большому количеству законов с
14. Внешнеэкономический договор
15. старший в роде ака поддержал Мункэ вероятно надеясь получить полную автономию для своего улуса
16. тема Принтер Сканер
17. Душа парила ввысь и там звезду нашла~~
18. Оформление паспорта гражданина Республики Казахстан 1
19. Від її якості і своєчасності часто залежать не тільки подальший перебіг хвороби і ефективність лікування
20. 045