Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Анализ современных подходов к изучению дизорфографии у младших школьнико

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-26


Анализ современных подходов к изучению дизорфографии у младших школьников.

Кочарова А. С.

МБОУ СОШ № 35

г.Белгород

За последнее десятилетие учителя и логопеды школ отмечают увеличение числа  учащихся, в письме которых наблюдается наличие разнообразных орфографических ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер. Дизорфографию как специфическое расстройство языковой способности школьников стали рассматривать и обсуждать сравнительно с дизорфографией на фоне ОНР. В связи с этим данное нарушение становится показателем неуспеваемости по циклу предметов родного языка в общеобразовательных школах и специальных коррекционных учреждениях.

В современной логопедической литературе  дизорфография рассматривается как стойкое и специфическое нарушение  усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций (И.В.Прищепова, Г.Е.Сумченко, А.Н.Корнев, О.В.Елецкая и др.).

В качестве ведущих механизмов дизорфографии выступают нарушения или недоразвитие операционных компонентов мышления, к которым относятся анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, систематизация и классификация; симультанного и сукцессивного анализа и синтеза, нарушение словесно-логической памяти, процессов символизации; несформированность морфологических обобщений; нарушения овладения грамматическими закономерностями, усвоения категориальных признаков грамматических значений; недоразвитие представлений о грамматическом значении слов и их связи с формальными признаками; нарушение языкового анализа и синтеза, перцептивного уровня восприятия речи.

В настоящее время в большинстве научных работ дизорфография рассматривается как языковое расстройство, как нарушение, связанное с недоразвитием у детей символической деятельности, языковой способности,  процессов кодирования и декодирования.

Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками характерны как в начальный период обучения детей с различными речевыми нарушениями , так и в средних и старших классах школьного обучения. Наиболее распространенными дизорфографическими проявлениями выступают ошибки по правилам, изучаемым в начальной школе. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, в который происходит изучение данного орфографического правила, в тот период, который предположен по программе. Нарушение усвоения правописания у учащихся часто сочетается с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, дислексией, дисграфией.

Дизорфография может проявляться как изолированно, так и в структуре сложного нарушения - общего недоразвития речи. Р.Е.Левина рассматривала ОНР как сложное речевое нарушение, которое распространяется на все структурные компоненты речи. Поэтому младшие школьники с ОНР составляют группу риска по возникновению дизорфографии. По мнению О.В.Елецкой, нарушение усвоения правописания у младших школьников с ОНР часто сочетается с нарушениями устной и письменной речи.

Авторы отмечают определенную зависимость между степенью выраженности, характером и видом дисграфии.  Так при смешанной дисграфии (сочетание нарушения языкового анализа и синтеза с элементами оптической и  аграмматической  дисграфии) отмечается сочетание с более выраженной дизорфографией. В таком случае наблюдается огромное количество ошибок в словах при использовании морфологического  принципа написания. Наибольшее количество ошибок учащиеся допускают в следующих случаях:

1.  При правописании проверяемых безударных гласных в корне.

2.  В ходе воспроизведения слов с непроверяемым написанием в корне.

3.  В случаях переноса слов.

4.  При написании прописной буквы в именах, отчествах и т. д.

Симптоматика дизорфографии, характерные ошибки и трудности у младших школьников с ОНР носят полиморфный характер. Как правило,  уже у первоклассников  отмечается недостаточная психологическая готовность к обучению в школе, которая  в свою очередь проявляется в особенностях личностного и интеллектуального развития учащихся. У детей данной категории с трудом формируются способы продуктивной учебно-практической деятельности, адекватное отношение к своим способностям, результатам выполненной работы. В дальнейшем это приводит к неуравновешенности, беспечному отношению к учебе.

Симптоматика дизорфографии описана в работах таких авторов, как Прищепова И.В., Сумченко Г.Е., Лалаева Р.И., Корнев А.Н.. Исследователи отмечают, что симптоматика данного нарушения разнообразна, выделяют следующие проявления дизорфографии:

  •  нарушение запоминания, а также частое смешивание таких понятий, как «слово», «слог», «звук» и др.;
  •  более длительные сроки в усвоении содержания правил правописания;
  •  недоступна система суждений и умозаключений, что приводит к трудностям в выделение искомых слов (проверяемого и проверочного), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;
  •  трудности изложения содержания орфограммы, формулировки обобщения, вывода;
  •  учащиеся приводят неверные примеры слов на заданные орфограммы;
  •  формальное усваивание грамматических признаков пройденных орфограмм, без их полного понимания;
  •  трудности в усвоение операций и способов проверки слов;
  •  самопроверка не дает положительных результатов.

Выделяют основные три вида дизорфографии: 

1. Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.). 

2.Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. 

3.Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок (М.В.Арышева).

Исходя из симптоматики дизорфографии, можно выделить следующие случаи возникновения орфографических ошибок, которые проявляются на письме:

  •  правописание проверяемых безударных гласных в корне слова;
  •  воспроизведение слов с непроверяемым написанием в корне;
  •  перенос слов;
  •  написание прописной буквы в именах, отчествах;
  •  написание ЧН, ЧК, ЖИ, ШИ, СТН, ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА и т.д.;
  •  использование названия звуков вместо названия букв, а также их искажение.

Таким образом, у младших школьников с дизорфографией отмечаются недостатки как теоретических знаний, так практических умений и навыков в области правописания. У данной категории детей отмечается большое количество стойких и специфических ошибок, отсутствие автоматизированных орфографических навыков, орфографических обобщений. Эти дети плохо усваивают орфографическую терминологию, с трудом интериоризируют орфографические действия. Навыки самоконтроля и самокоррекции у них недостаточно сформированы или не автоматизированы.

Особое внимание уделяется выделению детей группы риска по возникновению дизорфографии. В эту группу относятся дети, имеющие в анамнезе:

  •  общее недоразвитие речи (ОНР);
  •  фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
  •  дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);
  •  различную неврологическую симптоматику: минимальную мозговую дисфункцию (ММД), энцефалопатию;
  •  пренатальную и постнатальную патологию.

У большинства школьников, имеющих данное нарушение, отмечаются:

снижение слухоречевой памяти;

нарушение динамического праксиса руки;

нарушение буквенного гнозиса;

нечеткая дикция, плохая артикуляция;

затрудненность восприятия ритмической структуры слова;

нарушение лексико-грамматического строя речи.

Исходя из учета степени трудности овладения школьниками орфограмм,  И.В.Прищеповой выделены следующие их виды:

Первая группа - орфограммы на основе морфологического принципа написания.

Написание безударной гласной в корне, непроизносимых согласных, парной согласной,  двойной согласной в простейших словах. Именно при написании слов с данными орфограммами  отмечается наибольшее количество ошибок.

Вторая группа - орфограммы средней степени трудности, основаные на традиционном принципе написания и правилах графики.

Написание -чн-, -чк-, -стн-, -оло-, -оро-, разделительный мягкий знак, правописание слов с непроверяемым написанием, прописная буква в именах, отчествах, и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек.

В третью группу относят орфограммы относительно легкие для усвоения на основе фонематического принципа написания.

Обозначение мягкости согласных на письме.

Под влиянием школьного обучения успешнее всего развиваются и поддаются коррекции фонематические процессы (восприятие, анализ и синтез), являющиеся базовыми при овладении правилами на основе фонематического принципа. Усвоение этих правил подразумевает достаточное развитие дифференциации фонем, умение соотносить фонемы с соответствующей графемой, развитие фонематических процессов (анализа и синтеза и представлений).

По данным И.В.Прищеповой, самое большое количество орфографических ошибок допускают второклассники и третьеклассники с дизорфографией,  которые имеют смешанную форму дисграфии, с ведущим компонентом на почве нарушения языкового анализа и синтеза, с элементами оптической и аграмматической  дисграфии.  Несформированность грамматического строя речи, языкового анализа и синтеза, а также зрительно-пространственных представлений предопределяют нарушение в усвоении большинства орфограмм, основанных не только на морфологическом и фонетическом, но и на традиционном принципе написания.

Таким образом, дизорфография – это специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Проявляется данное нарушение тем, что дети испытывают трудности в усвоении орфограмм, запоминают правила в более длительные сроки, не могут изложить содержанием орфограммы, испытывают трудности в подборе слов на заданные правила. Чаще всего данное нарушение возникает у детей группы риска (ОНР, ФФН, ФФНР, дисграфия, дислексия, неврологическая симптоматика).

Список использованной литературы:

  1.   Елецкая О.В.  Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников.- М., 2009.
  2.  Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников.-М., 2010.




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи учебной дисциплины с учетом конкретной специальности региональны
2. В историческом плане государство можно определить как социальную организацию обладающую конечной власт.html
3. Облік фінансування грошових коштів, доходів і видатків загального фонду
4. практиканта Обучающийся ся
5. ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ 23 ГРАНИЦЫ ПОЛИТИКИ Что такое политика разнообразие определений история возникновени
6. Статья- Суть истории с Салманом Рушди
7. Навыки здорового образа жизни
8. Деньги дают возможность вкусить высшие радости которые дает жизнь
9.  Финансовые риски сущность виды
10. на тему- Чтобы компьютер был другом Выполнила- студентка 3 курса специ
11. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по дисциплине Экстремальная и военная медицина для сп
13. Лекція8 з навчальної дисципліни Д633 Стрільба та бойова робота на ЗРК ОСААКМrdquo;
14. Курсовая работа- Расчет и проектирование канифолеварочной колонны
15. Исследование свойств ортогональности сигналов
16. Христианские обряды
17. Тема 16- Возбудители нейровирусных инфекций
18. Согласно марксистской концепции государство возникает в результате об
19. Капитал Карл Генрих Маркс Капитал http---fictionbook
20. 5ч Мария YOG 1