Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

juridictions ditesdu premier degr~ окружных судах общей юрисдикции tribunux d~instnce et de grnde instnce торговых судах tribunux

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30


РОЛЬ КАССАЦИОННОГО СУДА

 

Кассационный суд в системе французского национального права является высшей судебной инстанцией. Процессы по гражданским, административно-торговым, социальным конфликтам и уголовным делам рассматриваются, прежде всего, в судебных органах, называемых судами первой инстанции « juridictions ditesdu premier degré »(окружных судах общей юрисдикции « tribunaux d’instance et de grande instance », торговых судах « tribunaux de commerce », советах прюдомов « conseils de prud’hommes »…). Решения, принимаемые этими судами, в зависимости от значимости рассматриваемых вопросов, могут быть вынесены либо в окончательной форме, если они касаются очень мелких дел ; либо, в виде « решений при первом рассмотрении » « décisions en premier ressort »(для подавляющего большинства судебных дел), когда они могут быть обжалованы в апеляционном суде, пересматривающем дела во всех аспектах по сути и по форме. Окончательные решения судов первой инстанции и решения апеляционного суда, могут, в свою очередь, быть обжалованы в Кассационном суде. Помимо того, что Кассационный суд находится на вершине судебной пирамиды, он, по сравнению с другими судебными инстанциями, обладает одной особенностью, которую можно охарактеризовать двумя чертами. Во-первых, он - един : « Во всей Французской Республике существует только один Кассационный суд ». Если этот фундаментальный принцип заявлен как первостепенный в Кодексе об организации правовой системы Франции « Code de l’organisation judiciaire », в той его части, которая касается Кассационного суда, то это объясняется тем, что речь идет о самом важном принципе, неотделимом от конечной цели кассационной инстанции, заключающейся в « унификации юриспруденции » (unifier la jurisprudence), когда правовые нормы одинаково толкуются на всей территории государства. Это единство юрисдикции обуславливает одноообразие в толковании правовых норм, а следовательно, формирование такой юриспруденции, которая будет основополагающей для всех судебных органов. Единство и однообразие (unicitéet uniformité), вот два условия, которые вытекают одно из другого. Во-вторых, Кассационный суд, в отличие от судов первой инстанции и апеляционных судов, не является судебным органом третьей инстанции и не призван судить по существу дела, он должен лишь установливать, что в зависимости от фактических обстоятельств, оцененных ранее должным образом в решениях, переданных на рассмотрение Кассационному суду, правовые нормы были применены правильно. Это объясняет тот факт, что Кассационный суд судит, собственно говоря, не конфликты, послужившие поводом для судебных решений, представленных ему на рассмотрение, а сами эти решения. В реальности, Кассационный суд - это судья по отношению к решениям, принятым другими судьями : его роль состоит в том, чтобы определить, правильно ли эти судьи применили закон с учетом квалифицированных только ими фактических обстоятельств по рассмотренному делу, и тех вопросов, которые были поставлены перед ними. Таким образом, предметом каждой жалобы является опротестование судебного решения, по поводу которого Кассационный суд должен высказаться, что либо в данном решении правовые нормы были применены правильно, либо что, напротив, применение их было ощибочным.

 

Именно на этом этапе, естественным образом, может быть затронут результат правового спора, поскольку кассация означает отмену судебного решения, вынесенного по поводу этого спора и, за исключением редчайших случаев, когда кассация принимается без обратной отсылки дела, оно должно быть пересмотрено согласно кассационному решению.

 

Эти специфические черты, выражающие своеобразный характер Кассационного суда, и придающие жалобам, представленным на его рассмотрение форму т.н. « чрезвычайного обращения за помощью » (voie de recours dite« extraordinaire »), объясняются историческими причинами. Они зародились во время событий эпохи Французской революции, когда законом от 27 ноября 1790 г. был учрежден « Кассационный трибунал », позднее преобразованный в « Кассационный суд » в соответствии с революционным постановлением (sénatus-consulte) от 28 флореаля XII года. Но на самом деле история Кассационного суда еще старше и берет свое начало в той форме, которую приобрело судопроизводство при Старом режиме (во времена королевской монархии) : именно в силу того, что правосудие носило тогда « ограниченный » характер (la justice était alorsretenue), вершилось королевской особой и было аттрибутом ее власти, существовала возможность подачи специальной жалобы для кассации (recours en cassation) постановлений Парламента, решение по которой принималось на Королевском совете. Главным вкладом революции было то, что она сохранила институт кассации, в то время как он уже потерял свое исходное предназначение и, преобразовав его, передала судьям полномочия, принадлежавшие главе государства. Последующее развитие института кассации в период XIX века позволило укрепить полномочия Кассационного суда и добиться их полного признания.

 

Эти полномочия, как юридического, так и этического порядка, привели, с другой стороны к тому, что законодатель передал Кассационному суду другие функции, в разных их формах. В качестве примера можно привести введение процедуры « о получении заключения » (procédure d’avis), позволяющей кассационной инстанции выполнять функцию обеспечения единообразия судебной практики, когда толкование закона, при определенных условиях, осуществляется не « posteriori », а изначально, еще до принятия судебного решения по фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, роль Кассационного суда была укреплена косвенным образом : с одной стороны, были созданы другие правовые институции, куда вошли все или некоторые его члены, а с другой стороны, эти лица все чаще стали привлекаться, за пределами их прямых служебных обязанностей, к участию в деятельности различных организаций, прибретающих все большее влияние и значение. 


ОРГАНИЗАЦИЯ КАССАЦИОННОГО СУДА

 

Организация Кассационного суда. естественным образом, обуславливается тем, что он является высшей судебной инстанцией, призванной обеспечивать справедливое правосудие. Его правильное функционирование предполагает существование внутри суда крупных административных структур.

 

С точки зрения юрисдикции, Кассационный суд делится на специализированные палаты (chambres), между которыми распределяются подаваемые жалобы (pourvois à examiner) в зависимости от изменяемых критериев, определяемых комитетом Кассационного суда (Bureau de la Cour). Если на начальном этапе истории Кассационного суда таких палат было три (палата по гражданским делам « Chambre civile », палата по уголовным делам « Chambre criminelle » и палата по предварительному рассмотрению жалоб « Chambre desrequêtes », упраздненная в 1947 г.), то к настоящему времени их число достигло шести. К трем гражданским палатам stricto sensu : первой гражданской палате, второй гражданской палате и третьей гражданской палате, - добавились палата по торговым, экономическим и финансовым спорам (Chambre commerciale, économique etfinancière), палата по общественным конфликтам (Chambre sociale)и уголовная палата (Chambre criminelle). Во главе каждой палаты стоит ее председатель (рrésident de chambre). Первый председатель Кассационного суда (premier рrésident) назначает в палаты советников (conseillers), число которых пропорционально количеству и значению рассматриваемых жалоб. Далее, организация работы внутри каждой палаты также определяется числом жалоб, подлежащих рассмотрению. На практике каждая палата разделяется на секции (secteurs), внутри которых работают судебные группы (formations de jugement), число которых также может меняться. В случае, когда жалоба отклоняется (pourvoi irrecevable), или поводы для кассации недостаточено обоснованы, что ведет к признанию « недопущения » жалобы (pourvoi « non admis »), или когда решение по делу представляется очевидным, разбирательство проходит с участием трех судей (magistrats). В остальных случаях, решение по ходатайству об обжаловании выносится судебными группами, включающими по крайней мере пять членов с совещательным голосом. По решению председателя палаты (рrésident de chambre), члены палаты могут проводить заседания в полном составе, например в тех случаях, когда ожидаемое по делу решение может создать прецендент в юриспруденции, или когда ими должно быть вынесено решение по « чувствительному » вопросу (questionsensible). 

 

В Кассационном суде имеются также судебные группы на непостоянной основе (formations de caractère nonpermanent) ; в них могут входить либо члены всех палат, в таком случае речь о « пленарных собраниях » Кассационного суда (Assemblées plénières), либо члены по меньшей мере трех палат – в случае « смешанных собраний » (Chambres mixtes) – под председательством первого председателя Кассационного суда или того председателя палаты, у которого имеется наиболее продолжительный опыт работы (le plus ancien desprésidents).

 

В пленарных собраниях участвуют все председатели (рrésidents des chambres) и старосты палат (doyens deschambres) и по одному советнику (conseiller) от каждой палаты, что в целом составляет 19 членов. Передача жалобы на рассмотрение такой судебной группой осуществляется по решению первого председателя Кассационного суда или по решению председателя соответствующей палаты. Такое слушание может иметь место, когда дело касается какого-либо важного принципиального вопроса (question de principe). Оно обязательно должно иметь место, когда после кассации решения суда первой инстанции, решение, вынесенное после пересмотра дела, вновь обжалуется на тех же правовых основаниях (attaqué par les mêmes moyens). Оно также должно иметь место, когда это затребовано генеральным прокурором (procureur général)перед началом обсуждений по делу. Решение, принятое на пленарном собрании Кассационного суда обладает той важной особенностью, что суд низшей инстанции (juridiction de renvoi) должен подчиниться этому решению по уже рассмотренным им пунктам.

 

Смешанные собрания объединяют, помимо первого председателя Кассационного суда или его заместителя (premier président ou son suppléant), четырех судей (magistrats) от каждой палаты, входящей в состав собрания (председателя « président de chambre », старосту « doyene » и двух советников « conseillers ») и, исходя из предположения, что сюда войдут судьи трех палат Кассационного суда, это составит общее число тринадцать членов. Решение об передаче жалобы на рассмотрение смешанного собрания должно приниматься, когда спор по делу касается компетенции сразу нескольких палат Кассационного суда или, когда он был или способен стать поводом для вынесения противоположных решений (solutions divergentes)в разных палатах. Оно должно приниматься также в случае, если голоса судей в палате, первоначально рассмотревшей жалобу, разделились. Передача жалобы в смешанное собрание также правомерна, когда генеральный прокурор затребует таковую перед началом обсуждений. Главная польза смешанных собраний заключается, преимущественно, в устранении противоречий в судебной практике (résoudre des divergences de jurisprudence) различных палат Кассационного суда.

 

За каждой палатой закреплен один или несколько судебных секретарей (greffiers).

 

Кроме того, с деятельностью Кассационного суда могут быть тесно связаны определенное число комиссий, идентичных по своему характеру с судебно-правовыми органами (commissions à caractère juridictionnel), в том плане, что Кассационный суд предоставляет судей, административную инфраструктуру и помещения, необходимые для нормального функционирования этих комиссий. Приведем качестве примеров :

 

· Национальную комиссию по возмещению ущерба за незаконное содержание в заключении (Commissionnationale de réparation des détentions), выступающую в качестве апелляционной инстанции (juridictiond’appel) для судебных решений, принятых первыми председателями апеляционных судов (premiersprésidents de cours d’appel) по возмещению ущерба, связанного с временным заключением подсудимых (conséquences préjudiciables de détentions provisoires) по делам окончательно закрытым по причине отсутствия состава преступления, освобождения или оправдания обвиняемых ;

· Комиссию по ревизии уголовных наказаний (Commission de révision des condamnations pénales), рассматривающую ходатайства о ревизии уголовных дел, и направляющую их в уголовную палату Кассационного суда в случае, если она считает, что ходатайство о ревизии дела может быть допущено к рассмотрению ;

· Комиссию по пересмотру судебных решений вследствие вынесения постановления Европейского суда по правам человека, учрежденную законом от 15 июня 2000 г. (Commission de réexamen d’une décisionpénale consécutif au prononcé d’un arrêt de la Cour européenne des droits de l’homme, instituée par une loidu 15 juin 2000). Она выполняет роль своеобразного фильтра, проверяя возможность принятия жалобы по пересмотру дела и ее обоснованность перед передачей дела в судебную инстанцию того же уровня, как и та, где было принято решение, нарушающее Европейскую Конвенцию по защите прав человека и основополагающих свобод (Convention européenne de sauvegarde des droits de l’homme et des libertés fondamentales) ;

· Национальный судебный орган по условно-досрочному освобождению (juridiction nationale de la libérationconditionnelle) также учрежденный законом от 15 июня 2000 г., куда поступают жалобы на решения местных судов (juridictions régionales) по заявлениям об условно-досрочном освобождении от лиц, содержащихся в заключении.

 

При Кассационном суде существует бюро по оказанию материально-правой помощи (Bureau d’aidejuridictionnelle), функционирование которого затрагивает деятельность судей, адвокатов, государственных служащих в суде, истцов и ответчиков (magistrats, avocats, agents de l’Etat et usagers). Функция бюро, председатель которого назначается первым председателем Кассационного суда, состоит в том, чтобы рассматривать заявления об оказании материальной помощи, предоставляемой истцам и и ответчикам при обжаловании дел в целях возмещения им расходов на оплату услуг адвоката (demandesde prise en charge desfrais d’avocat), обеспечивая тем самым свободный доступ к правосудию для всех граждан, независимо от их материального положения.

 

С административной точки зрения, как будет видно из нижеизложенного, первый председатель Кассационного суда, представляющий функцию его центрального звена (siège), и генеральный прокурор, представляющий функцию прокуратуры (ministère public) имеют каждый свои собственные прерогативы. У каждого из них имеется общий секретариат (secrétariat général), куда входят судьи (magistrats). Ближайшие сотрудники первого председателя выполняют, таким образом, функции советника (conseiller), управляющего кадровыми ресурсами (directeur des ressources humaines), административного управляющего (gestionnaire) и руководителя по общественным коммуникациям или связям с общественностью (chargé decommunication). От общего секретариата первого председателя Кассационного суда зависят внутренняя служба (service intérieur) и отдел информатики (service informatique), обеспечивающий эксплуатацию компьтерного оборудования с обслуживанием программного обеспечения, а также техническую поддержку и обучение персонала суда.

 

Особый « комитет » (« Вureau »), куда входят первый председатель Кассационного суда (premier président), председатели палат (présidents de chambre), генеральный прокурор (procureur général) и первый генеральный адвокат (premier avocatgénéral) несет некоторые специфические функции ; он « регулирует, путем обсуждений, вопросы, решение которых возложено на него законами и декретами » (« règle par délibération les matières danslesquelles compétence lui est donnée par les lois et décrets »). В частности, он определяет число и продолжительность судебных заседаний, ведет национальный регистр экспертов (liste nationale des experts). Он играет роль совещательного органа (rôledeconseil) при первом председателе Кассационного суда, который может затребовать мнение комитета по важным вопросам, касающимся организации и функционирования Кассационного суда.

 

Наконец, как все судебные инстанции, Кассационный суд наделен судебным секретариатом (greffe), куда входят все административные службы центрального звена Кассационного суда (ensemble des servicesadministratifs du siège). Во главе этого секретариата стоит главный судебный секретарь (greffier en chef), несущий ответственность за его нормальное функционирование под руководством первого председателя Кассационного суда. Генеральная прокуратура (parquet général) имеет независимый судебный секретариат прокуратуры (secrétariat de parquet autonome), управлямый главным судебным секретарем (greffier en chef).

 

 

 

 

 

ЧЛЕНЫ КАССАЦИОННОГО СУДА

 

 

Во французской национальной правовой системе существует главное, даже фундаментальное, различие между членами центрального звена Кассационного суда (membres du siège) и (аккредитованными при нем) членами генеральной Прокуратуры (membres du ministère public). Если главная функция первых - судить, то для вторых она заключается в том, чтобы выступать на судебных заседаниях и, в этом качестве, защищать закон, наблюдая за правильным применением правовых норм.

 

Центральное звено Кассационного суда

 

К судьям центрального звена Кассационного (magistrats du siège) суда относятся первый председатель (premierprésident), председатели палат (présidents de chambre), советники (conseillers) и инспектора (conseillersréférendaires).

 

Обязанности, возложенные на первого председателя (premier président) Кассационного суда, охватывают как юридическую, так и административную сферы. Он председательствует на пленарных и смешанных собраниях Кассационного суда и, всякий раз, когда сочтет это необходимым, может председательствовать на собраниях палат. Первый председатель Кассационного суда выносит решения по срочным запросам, исходящим от одной из сторон судебного процесса (demande d’urgence formée par une des parties au pourvoi) и может сокращать сроки, предусмотренные для предоставления письменных возражений на процессе (dépôt des mémoires). Им принимаются решения по заявлениям о признании недействительными доказательств по делу, представленных Кассационному суду одной из сторон, и констатируется отказ в обжаловании (déchéance du pourvoi)ввиду несоблюдения сроков предоставления письменных возражений (non production de mémoire dans le délai) или их отклонения (irrecevabilité), а также отказов [участников] (désistements). Он выносит решения об отводах (demandes de retrait du rôle). До его сведения доводятся решения о предоставлении материальной помощи бюро материально-правовой помощи (bureau d’aide juridictionnelle), которые могут быть переданы в его компетенцию. Он назначает советников (conseillers), инспекторов (conseillers référendaires) и судебных секретарей (greffiers dechambre) в каждую из шести палат Кассационного суда. Наконец, он осуществляет руководство над комитетом (Bureau) и главным судебным секретарем (greffier en chef) своей администрации.

 

Помимо выполнения обязанностей юридического и административного характера внутри Кассационного суда, первый председатель Кассационного суда осуществляет важную деятельность за его пределами. В качестве примера такой деятельности можно привести работу в следующих органах : Высшем совете судейской магистратуры (Conseil supérieur de la magistrature) по вопросам дисциплины и кадровым вопросам при назначении судей центрального звена со времени реформы совета магистратуры в соответствии с законом от 23 июля 2008 г.) ; Комиссии по карьерному росту судей (Commission d’avancement des magistrats) ; Административном совете Высшей национальной школы магистратуры (Сonseil d’administration del’Ecolenationale de la magistrature), которой принадлежит главная роль в выработке педагогических принципов при подготовке будущих судей и судей, проходящих курсы повышения квалификации. Будучи главным судьей Франции (Premier magistrat de France), первый председатель Кассационного суда – это важное официальное лицо, взимодействующее с высшими национальными органами государственной власти и часто представлящее французские судебно-правовые круги на международных и национальных официальных мероприятиях. В частности, он принимает участие в консультациях по слушанию предварительных проектов принятия новых законов и постановлений (avant-projets de lois et de décrets), касающихся не только процедур Кассационного суда, но и других крупных судебно-правовых реформ. Кроме того, по причине его независимого статуса и властных полномочий, связанных с ним, законодатель вменяет в обязанности первого председателя назначение официальных лиц, руководящих или принимающих участие в работе различных судебных инстанций.

 

В последние годы первый председатель Кассационного суда стал проводить ежегодные совещания с участием первых председателей всех апеляционных судов, где в присутствии представителей разных палат Кассационного суда и его администрации (Chancellerie), происходит обмен мнениями по новым судебно-правовым вопросам, впервые возникающим в судах первой инстанции и апеляционных судах. Эти встречи, а также регулярный обмен письменной информацией (раз в квартал) между апеляционными и Кассационным судами, являются ценным инструментом, позволяющим укреплять взаимодействие на всех уровнях организации правовой системы и выделять в общем потоке правовых споров, поступающих на рассмотрение Кассационного суда, те моменты, которым отдаются приоритеты при исполнении функции правосудия (prioritésdanssamissiondedireledroit).

 

Председатели палат (présidents de chambre) Кассационного суда, в составе семи человек, председательствуют на судебных заседаниях своих групп. В случае отсутствия председателя палаты, слушание ведется тем его советником, у которого имеется самый продолжительный опыт работы (conseiller le plus anciende la chambre). Этот советник именуется « старостой » (doyen). При отсутствии старосты, председательство обеспечивается присутствующим советником с наиболее длительным стажем работы.

 

Советники (conseillers) т.е. судьи Кассационного суда (juges de la Cour), имеют в своем составе сто двадцать человек. К ним следует добавить тридцать пять должностных лиц, из которых назначаются первые председатели апеляционных судов (premiers présidents de cours d’appel) и председатель Парижского окружного суда первой инстанции (président du tribunal degrande instance de Paris). Они назначаются декретом Президента Французской республики по предоставлению Высшего совета судебной магистратуры (Conseil supérieur de lamagistrature). Эти лица выбираются главным образом из составов судебной коллегии (magistrats de l’ordrejudiciaire), однако иногда кандидатуры могут выдвигаться из числа преподавателей высших юридических учебных заведений или адвокатов, аккредитованных при Государственном совете (Conseil d’Etat) или Кассационном суде. К этим советникам следует отнести, в той степени, в какой их функции совпадают, советников с т.н. « чрезвычайным служебным статусом » (conseillers en service extraordinaire), назначаемых, ввиду их широкой компетенции и большого опыта, на пятилетний срок (десять должностей).

 

Советники должны принимать участие в заседаниях различных комиссий и в учреждениях, куда они назначаются либо по прямому представлению (par désignation), либо по предложению (surproposition) первого председателя Кассационного суда.

 

Советник с наибольшим опытом работы и компетенцией, именуемый « старостой » (doyen), выполняет наблюдательную роль (rôle de supervision) при ведении всей совокупности дел в каждой палате.

 

Инспектора (conseillers référendaires), в составе семидесяти человек, выбираются из действующих судей в судах низших судебных инстанций (parmi les magistrats en fonction dansl es juridictions du fond), на срок не более десяти лет. При слушании дела они имеют один консультативный голос, за исключением тех обсуждений, по которым инспектора выступают в качестве основных докладчиков (rapporteurs). В этом последнем случае они имеют право совещательного голоса. Инспектора занимаются также проведением расследований (travaux derecherche) и составлением кратких письменных записок относительно принимаемых решений и постановлений (rédaction des sommaires d’arrêts), взаимодействуя при этом со службой документации, расследованиям и отчетности при Кассационном суде (Service de Documentation, des Etudes et du Rapport).

 

 

 




1. Организационная культура управления
2. обсуждениях Дата обновления- 260114 bhorrence1997scension bhorrence2012Completely Vulgr Compiltion bhoth The Tide Demos 2012 [Compiltion]
3. На этой основе возникали различные верования и культы
4. Гортензия Цицерона
5. организационная обособленность предприятия состоит в обособлении ресурсов предприятия едином адм
6. це та властивість відчуття яка відрізняє його від інших
7. . Гражданскоправовая ответственность как предмет исследования Понятие гражданскоправовой ответств.
8. Задание 3.3.1. а составить и объяснить по каждой хозяйственной операции проводку и записать в регистрационны
9. Noted he ws not the first ruler of Mesopotmi to issue collection of lws; but his code ws so fr hed of nything previously ttempted tht we must regrd it s the pex of legl codifiction prior to Romn Lw
10.  Звуки взрывов
11. ] В молодости мы все уверенные в себе люди
12. Традиционная репродуктивная технология обучения Технология ориентирована на передачу знаний умений
13. Синтетический учет расчетных операций
14. О Государственной налоговой службе РСФСР
15. Задания и методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине статистика
16. Контрольная работа- Самосохранительное поведение
17. Английский язык
18. Work делать домашнюю работу cyclе [s~kl] ездить на велосипеде do exms сдавать экзамен
19. Лекция 3- Зарубежные научные школы управления краткий экскурс Классические теории организации Идеи и ко
20. Тема 28. Эндодонтия