Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Формулировка проблемы Проблема ~ вопрос который интересует автора исходного текста и вызывает его разду

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


1) Формулировка проблемы

Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.

Довольно часто в тексте рассматривается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая

         находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, т.е. является главной, а не второстепенной;

         даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, т.е. соответствовать его читательскому и жизненному опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения).

Сформулировать проблему можно двумя способами:

Способы формулировки проблемы

Примеры

1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор текста и который требует решения).

    Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиций? Этой сложной проблеме посвящён текст писателя NN.

2. Сочетанием словапроблема с именем существительным, употреблённым в родительном падеже:проблема чего?

    Автор данного текста рассматривает проблему (чего?) отцов и детей.

    Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека.

    В тексте писателя NNподнимается проблема (чего?) одиночества.

Речевые клише, используемые при формулировке проблемы:

         В своём тексте публицист (писатель) NNрассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?).

         Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?).

         Сложная, важная, серьёзная, актуальная, злободневная, острая проблема.

Примечание.

Сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте писателя NN. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему (чего?)…

Пример возможного начала сочинения-рассуждения:

Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.

Избегайте типичных ошибок, которые нередко допускаются при формулировке проблемы:

   помните о том, что термины «проблема» и«тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слово «тема», иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут один балл по критерию К12.

Так начинать работу нельзя: «Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это теманравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни».

   Нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, при этом достаточно выявить только одну и работать с ней, а не формулировать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую из них.

Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку

Каждый год ФИПИ включает в состав КИМов по русскому языку новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако поднятые в них проблемы нередко повторяются. Ниже мы приводим некоторый их перечень, чтобы сориентировать вас в этом вопросе.

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков.

1. Взаимоотношения отцов и детей.

    Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)

    Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.

    Проблема предательства детьми своих родителей.

2.      Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.

  Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.

  Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).

  Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детств?).

3.      Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.

  Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.

  Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).

  Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.

  Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).

  Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.

  Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

5. Человеческое благородство.

  Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.

  Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).

  Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.

  Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).

6. Честь и человеческое достоинство.

  Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).

  Проблема защиты чести и собственного достоинства.

  Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

7. Отношения человека с другими людьми.

   Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.

  Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.

  Проблема истинной дружбы.

  Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).

  Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).

  Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира.

  Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.

  Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

9. Одиночество человека.

  Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).

  Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).

  Проблема одинокой старости.

10.    Человек и искусство.

  Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).

  Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).

  Проблема восприятия музыки человеком.

11.    Отношение человека к миру природы.

  Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.

  Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.

  Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.

  Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).

  Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

12.    Бережное отношение человека к языку.

        Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

13.    Человек и власть, которой он наделён.

        Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

14.    Сострадание окружающим.

        Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).

        Проблема действенного сострадания.

        Проблема сочувствия и активной помощи человеку.

15.    Отношение человека к войне.

        Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).

        Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).

        Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).

        Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).

        Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.

2) Комментарий проблемы

Выделяют два типа комментария : текстуальный и концептуальный.

  1.  Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Следующие синтаксические конструкции при текстуальном комментарии помогут не сбиться на пересказ исходного текста:

Начало комментария

  •  Проблему (чего?) автор раскрывает на примере...
  •  Этот вопрос автор раскрывает, изучая..,
  •  Рассматривая проблему (чего?) на примере..., автор с (иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что...
  •  Комментируя данную проблему, хочется отметить ее (типичность; новизну; актуальность и т.д.). Проблема актуальна особенно сегодня, потому что...
  •  Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд ее интересных аспектов; ее аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)

Продолжение комментария (подобные синтаксические конструкции используются при текстуальном комментарии)

  •  Автор текста обращает внимание читателя на,..
  •  Писатель, ведя повествование от лица..., дает возможность...
  •  Две контрастные картины — и читатель понимает, что...
  •  Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому....
  •  Автор так воссоздает эту историю, что...
  •  Каждая реплика героя(ев) текста позволяет понять, что...
  •  Избранный автором художественный прием... усиливает эмоциональное воздействие рассказа...
  •  В... (диалоге, художественной детали и т.д.) проясняется художественный замысел автора...
  •  Композиционный прием (указать, какой(-ие) ... помогает автору…
  •  Избранный автором художественный прием (указать, какой(-ие) ...помогает глубже понять..., усиливает эмоциональное воздействие текста.
  •  Проникновенность авторской речи объясняется тем, что...
  •  Контраст в тексте воссоздает реальные жизненные конфликты, через которые познается...
  •  Автор объективно показал, почему... ... — все это углубляет восприятие текста.
  •  ... — все это дает возможность автору показать...
  •  Интересен у автора способ раскрытия характера героя...
  •  Хорошее знание психологии позволило писателю...
  •  В читателе писатель предполагает единомышленника, и потому...
  •  Автор за частными судьбами видит..., и поэтому на протяжении всего текста звучит мысль о....
  •  Текст привлекает внимание не только композиционным построением, но и
  •  глубиной авторской мысли
  •  ... ярко выражен внутренний конфликт, благодаря чему внимание читателей приковано к...
  •  Взаимодействие текста и подтекста позволяет. ..
  •  Художественные детали помогают автору подчеркнуть...
  •  Автор почти не дает портретных характеристик, их заменяют....
  •  Композиция текста помогает понять, что...
  •  ... — лишь одна сторона исследуемой проблемы. С другой стороны, автор
  •  обращает внимание читателя на...
  •  Композиционный(ые) прием(-ы) (указать, какой(ие) позволяете ют) понять
  •  узловые места текста...
  •  Автор не делает прямых выводов, а...
  •  Автор убедительно показывает, что.. В этом ему помогает (подтекст; прием
  •  иронии и т.д.).
  •  Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность...
  •  А втор замечает, что...
  •  Художественный прием контраста, удачно примененный здесь писателем,
  •  подчеркивает...
  •  ..., замечает автор, ...
  •  Неслучайно писатель особо подчеркивает. ...
  •  Писатель всем ходом повествования доказывает...
  •  Автор через события рассказа показал (нравственную, философскую, культурную и т.д.) проблему, раскрыл ее сущность.
  •  Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя...

Финальная часть

комментария и

переход к формулировке авторской позиции

  •  Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:...
  •  ... — вот авторская позиция по данной проблеме.
  •  Автор считает, что... и т.д.

Пример 1.

Проблему губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие и сознание ребенка автор раскрывает на примере детских рисунков, обнаруженных героем его рассказа.

Композиционные приемы повтора, усиления и противопоставления позволили Шаламову подчеркнуть главное: безыскусные, лишенные детской фантазии рисунки — самое сильное и самое убедительное обвинение сталинскому режиму. Взаимодействие текста и подтекста показало, что ужасный, абсурдный мир стал для ребенка обыденной реальностью. Ему и в голову не приходит, что жизнь может быть солнечной, безоружной. Заборы с колючей проволокой ограничили не только пространство, свободу, но и сознание маленького художника: он лишен эмоций, фантазии, сказки.

Пример 2

Рассматривая проблему великодушия на примере эпизода из жизни своего героя, Астафьев рассказывает о том, как нравственный урок, преподанный пожилым бойцам, помог юному солдату понять простые, но важные жизненные истины. Его персонаж был одержим одной мыслью – успеть съесть как можно больше, не думая о напарнике. Голод подчинил его полностью, превратив в озлобленное, жадное существо. Несобственно-прямая речь, использованная автором, передает чувство героя- рассказчика. Но это лишь одна сторона вышеназванной проблемы. С другой стороны, автор обращает  внимание читателя на поведение пожилого бойца, и прием противопоставления позволяет увидеть мудрое благородство этого солдата. Астафьев подчеркивает, что именно оно привело  рассказчика к осознанию собственно ничтожества, а впоследствии – к переосмыслению жизненной ситуации.

  1.  При концептуальном комментарии учащийся, опираясь на понимание проблемы исходного текста, дает различного рода интерпретации этой проблемы. Вы как бы «пропускаете» проблему текста через свое восприятие и высказываетесь  по ней.

Какие синтаксические «маркеры» можно использовать в нем? В начале и финальной части комментария — те же, что и в текстуальном, а в основной части следующие:

Начало комментария

  •  Проблему (чего?) автор раскрывает на примере...
  •  Этот вопрос автор раскрывает, изучая..,
  •  Рассматривая проблему (чего?) на примере..., автор с (иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что...
  •  Комментируя данную проблему, хочется отметить ее (типичность; новизну; актуальность и т.д.). Проблема актуальна особенно сегодня, потому что...
  •  Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд ее интересных аспектов; ее аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)

Продолжение комментария (подобные синтаксические конструкции используются при текстуальном комментарии)

  •  На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям.
  •  Эмоциональность,  экспрессивность текста достигается употреблением...
  •  По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.
  •  Автор дает прямые оценки явлениям и событиям...
  •  Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя...
  •  Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.
  •  Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что...
  •  Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.
  •  Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.
  •  Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.
  •  Автор считает, что...
  •  Автор утверждает, что...
  •  Автор убежден, что..., и подобная уверенность небезосновательна.
  •  Автору важно убедить читателя в том, что... и т.д

Финальная часть

комментария и

переход к формулировке авторской позиции

  •  Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:...
  •  ... — вот авторская позиция по данной проблеме.
  •  Автор считает, что... и т.д.

Пример 1

В. Шаламов показал опустошающее влияние тоталитарного режима па сознание ребенка, его воображение. Даже воспоминания автора, взрослого человека, прошедшего через многие лишения, ярче детских фантазий хозяина тетрадки, в которой столько правды, несовместимой с понятием «детство».

Ребенок творил, но автор назвал его творчество «грозным», и это единственная оценка, которую дает Шаламов рисункам. В иной они и не нуждаются. Да, нет в них ни ужаса, ни очевидных страданий, нет негатива, но вывод, к которому приходит читатель, страшен: в детских рисунках вообще нет эмоций.

Нет ни волка выше елок, ни Ивана Царевича, нет даже птиц, — только правильные масштабы, только сухая, почти документальная передача реальности. Воображение моленье кого художника ограничено «железными нитями казенного образца».

Пример 2

Великодушие. В каком дефиците сейчас это нравственно качество! Писатель позволяет увидеть, во что может превратиться человек, который следует только собственным эгоистически потребностям. Автор показывает, как низки мысли и переживания рассказчика, одержимого одним чувством –утолить голод. Да, безусловно, это сильное желание, но Астафьев обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца: он тоже не менее голоден, однако его действия и поступки позволяют понять и финальные рассуждения повествователя, и авторскую речь.




1. Subject to outside interference
2. Обострение противоречий создает зоны кризиса
3. 1 Пока Фэйт спала собственные глаза казались ей до странности тяжёлыми а веки словно бы намертво к
4. Мосты округа Мэдисон Роберт Джеймс УоллерМосты округа Мэдисон www.html
5. Тема 1- Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства 1
6. Сырдарьи В бассейне р
7. На пути к гражданской войне в США
8. Курсовая работа на тему- Технология производства озимой пшеницы в условиях
9. Блок КБ63 стойки контроля
10. а представляющая часть тканевого комплекса называемогоперидермой
11. Устройство и планировка магазина
12. а. Наряду с этим в сочинениях зрелого периода сказалось усвоение некоторых элементов симфонизма Чайковского.
13. тема комутации CEДополнительные управляющие устройства MАдминистративный модуль MАдминистративный м
14. В последнее время встречается все большее и большее количество детишек у которых диагностируется данное на
15. Последние времена рассказывает о коррекции магнитного поля Земли и о роли Крайона в этом процессе прежде и
16. герменевтов ученых толкователей в эпоху эллинизма состояла в интерпретации сакральных текстов смысл кото
17. Как говорится каждому своё Одной из причин недостатка веса бывает отсутствие аппетита особенно у дете.
18. this is the firsy of the plesure tht people from moment of birth.
19. тема- розвиток методики навчання рідної мови в кінці хіх ~ на початку хх століть
20. Классическая западная социология XIX века