Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

ТеленгитСортогойская средняя общеобразовательная школа с

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Теленгит-Сортогойская средняя общеобразовательная школа»

с. Теленгит-Сортогой  Кош-Агачского района Республики Алтай

«Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках родного языка»

подготовила

учитель казахского языка и литературы:

Коксегенова Гульдария Токтамуратовна

2012г

  В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня он мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

 Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.

 Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.

 Казахская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

 Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа. Духовно-нравственное  воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Долг, честь, совесть, доброта, любовь, милосердие – черты, которые мы должны воспитать в человеке. Учитель-предметник может и должен стать «специалистом» по духовно-нравственному воспитанию. Это создаёт положительный эмоциональный фон для освоения учебного материала, закладывает основы общей этической культуры выпускника школы.     

  В настоящее время с широким распространением технических средств, таких как, например, телевидение, видео, компьютеры и т.д., снижается интерес учащихся к художественной литературе и поэтому учителю необходимо знать, как повысить интерес учеников к своему предмету, чтобы через литературу осуществлять духовно-нравственное воспитание.

  В своей работе для повышения интереса к уроку использую следующие методы и приёмы:

*привлекательная цель;

*практичность теории (жизненная история, подтверждающая важность);

*пресс – конференция (не до конца раскрывается тема, предлагается   школьникам задать дораскрывающие её вопросы)

*вопрос к тексту;

*чтение с комментариями;

*пересказ – анализ;

*беседа;

*доклады;

*лекции;

*приём встречных вопросов;

*приём сопоставления.  

  Немаловажным приёмом повышения интереса к изучению литературы считаю участие в различных конкурсах по предмету, как муниципального, так регионального и всероссийского уровня. Дети, как и взрослые, нуждаются в признании своих способностей, очень радуются, получая призы и подарки, и впоследствии очень стараются читать как можно больше, чтобы добиться успеха.

   Остановлюсь на некоторых формах обучения, применяемых мною на уроках литературы.

 1.Предлагая различные виды работы на уроках литературы, обязательно в его начале использую в качестве эпиграфа высказывания писателя или его героя. Цель не столько удивить ученика, а настроить его на идейную волну урока, пробудить в нём душевные переживания.

 2.Анализ текста – это основной вид работы на уроке литературы. На уроке анализируем с ребятами различные художественные способы – описание  портрета героя, его жилища, поведения, жестов, отношения к природе и другим героям.

3. Рисование иллюстраций к прочитанному тексту должно, на мой взгляд, быть обязательным, ведь ученики интерпретируют по-своему произведение, выражают своё эмоционально отношение к нему. И совсем не важно, пятиклассник это или десятиклассник. У данного вида работы есть психологическое обоснование: ребёнок через краски выдаёт свои положительные или отрицательные эмоции.

 В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, но самое главное - проблема души и духа отдельного человека и целого народа. Эта проблема стала центральной, доминирующей в курсе изучения казахской литературы в русской школе, а для этого сам курс по своему целеполаганию, содержанию, структуре предстает единым, целостным, подчиненным определенной идее, освещающей национальную самобытность, идеалы своего народа и родной литературы.

Содержанием учебника 5-6 классов являются произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, сказки, обрядовую поэзию, эпос, легенды), поэтов, писателей XIX-XX веков, которые раскрывают перед учащимися в общем плане мысль о творческом, созидающем начале народа и отдельно человеческой личности.

 Начиная с пословиц о труде, о Родине, о добре и зле,  продолжая сказками о животных, заканчивая легендами о Кожанасыре, стыдящим хозяина за его гостеприимство  только по внешнему виду, или об Алдаре-Косе, проучившему баев за жадность и глупость и Жиренше, заставившего смутиться даже хана за свою глупость, учащиеся убеждаются, что добро побеждает зло, богатство человека создается его трудом, сохраняется благодаря уму, милосердие и человеколюбие украшает человека. Здесь важно показать учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью, природой по-настоящему правят миром; как писатель в силу своего художественного таланта умеет передать неотвратимость действий этих законов, необходимость следования им, если человек хочет быть человеком, с осознанием своей самоценности как личности и с чувством самоуважения.

 В учебниках хрестоматиях для 5-7 классов включены небольшие произведения, помогающие разобраться в нравственных проблемах взаимоотношений людей. Это ораторское искусство: Жиренше: "Дүниеде не ´өлмейдi?" («Что вечное в мире?»), Толе би «Суд на вором», «Что сладко», Суюнбай Аронов «Жақсы мен жаман адамның қасиеттері»  («Качество плохих и хороших людей»), С. Торайгыров «Шығамын тірі болсам адам болып»  (Стану настоящим человеком), М.Ауэзов «Көксерек» («Серый лютый»), М. Магауин «Бір атаның баласы»  («Дети одного отца») и других.

Каждое из этих произведений раскрывает духовно-нравственное значение общечеловеческих законов. В результате изучения этих материалов учащиеся приходят к пониманию, что из всего сущего на земле только человек обладает даром слова, отсюда возникает особая моральная ответственность за произнесенные или написанные слова.

  В заключении хочется сказать, что в основе духовно-нравственного воспитания школьников на уроках казахской литературы лежит единая образовательная система, строящаяся на широкой культурологической базе, предусматривающая отбор материала, доступного детям, имеющая четкую структуру, отвечающая современным дидактическим требованиям. Уроки литературы, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствуют их духовному и нравственному становлению, вносит определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру.

Использованная литература:

1. Адамгершілік сабақтары. - Алматы. 2001.

2. А.Нотин «Духовная беспризорность» Народное образование 2009  

   №6

3.Н.К. Сариева. Методика преподавания казахской литературы

   в школах с русским языком  обучения. - Алматы. 2002.

4.Нравственное воспитание. - Москва. "Мысль". 1979.


1. обыденной и простой формы некое искусственное её украшение
2. Аналіз розвитку українського авангарду
3. субъективизировавшейся гонкой вооружений и анахроничный экологически разрушительный
4. тематическое моделирование в системах автоматизированного проектирования САПР Содержание Эволюция
5. Анализ современных цифровых радиоприемных устройст
6. укрытие населения в защитных сооружениях; 2 рассредоточение в загородной зоне работников предприятий и дру
7. варианта ответа ~ нет
8. з курсу ldquo;Менеджментrdquo; Для студентів спец
9. Shouldered youth one expects him to be strongwilled nd brve
10. Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи
11. Геология окраин Индийского океана
12. ГБОУ СПО Технологический колледж 14
13. сковорода рассыпалось на буквы
14. Идеологическое освоение действительности
15. Курсовая работа- Проблемы энергетической безопасности в японо-китайских отношениях
16. тематичних наук Донецьк2002 Дисертацією є рукопис
17. Характеристика торгового предприятия.html
18. гроба господня который по преданию находился в Иерусалиме
19. Тема 15. Сущность и порядок учета расчетов с персоналом по оплате труда 15
20. Основоположником топографічної анатомії є геніальний російський вчений Микола Іванович Пирого