Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Психология как наука

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

           

                         Психология

                                  и

                           педагогика

                      

                                 План курса

  1.  Вводная часть
  2.  Обзор содержания основных тем курса

          1) Психология как наука. Исторические этапы развития психологии   

          2)  Деятельность и деятельностный подход в психологии

          3) Психика и организм

              4) Познавательные процессы

              5) Психология личности  

              6) Психические состояния человека

              7) Психология общения

              8) Педагогика как наука

 

Дисциплина:  Психология (2013-14 уч.год)

  1.  Вводная часть.

Организация изучения дисциплины

    

Преподаватель:  Островский Эдуард Вениаминович-профессор кафедры «Прикладная психология»

         Табл. 1.1

         Цели преподавания дисциплины:

  1.  Теоретическая:

       формирование научных знаний в области психологии, прежде всего для повышения эффективности  такого наиболее психологически насыщенного компонента  профессиональной деятельности как деловое общение

  1.  Практическая:

         воспитание умения разбираться:

            - в своём внутреннем мире;

            - в психике других людей;

            - в    психологической

              стороне деятельности            

              производственных групп.

          

        

        Таким образом, преподавание курса направлено не только на теоретическую, но и на практическую подготовку специалистов в области экономики, менеджмента, информатики, финансов.

                                  ++++++

            Поэтому учебный процесс включает в себя не только чтение лекций, но и проведение практических интерактивных занятий .

          

Табл.1.2.

                  

     А)  Виды контроля (по заочному обучению).

          Предусмотрены две формы контроля:

              - промежуточная;

              - итоговая

         - Промежуточная форма – контрольная работа:  Методуказания по их выполнению имеются в библиотеке (корпус на ул. Дундича) (демонстрировать). Тексты контрольных работ сдавать в комн.406 (1 корпус, 4 этаж)

             Возможна альтернатива:

                   -  научный доклад (реферат) на практических занятиях с презентацией, желательно в  программе Power Point;

                    - конспекты лекций.

     

         - Итоговая форма – экзаменационный зачёт, в форме  тестирования (в  период экзаменац. сессии)

    

         

Б) Виды контроля по вечерней форме обучения (рейтинг)

         Общий рейтинг (до 100 баллов)  складывается в результате учёта следующих видов учебной работы студента:

        1. Посещение занятий – до 20 баллов.

         2.Представление рабочих записей – до 20

         баллов ( показать образцы таких записей).

         3.Активное участие в практич. занятиях   

           (рефераты, дискуссии, тестирование и др.) – до  20 баллов.

         4.Итоговый зачёт по дисциплине – до 40 баллов.                                                    

Максимальный рейтинг: 100 баллов.

                        Минимальный рейтинг: 40  баллов.                          

                          

     Темы рефератов по теме  практич. занятия будут сообщены в конце лекции (!!!)

Табл. 1.3.

Источники информации по дисциплине «Психология»

      Островский Э.В.  Рабочая учебная  программа по дисциплине  «Психология », М., Финансовый университет, 2012;

     

     Островский Э.В. «Основы психологии» Учебное пособие - М. Вузовский учебник, 2012.

      

     Островский Э.В.  Тематика контрольных работ по дисциплине  «Психология » - М, Финансовый университет, 2012.  (для заочников);

      Контрольные вопросы по содержанию курса и

      образцы контрольных тестов – содержатся в  указанном  учебном пособии;

    Дополнительная литература, а также сайты Интернета, перечислены в  выше указанных изданиях.

                       

      

Тема 1:  Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

                  План темы

     1.Что такое психология, каковы её главные категории?

     2. Своеобразие психики, её особенности как явления природы.

     3. Роль психологических знаний в профессиональной деятельности экономиста, менеджера

     4.Основные этапы становления и формы психологического  знания.

             4.1. Донаучная, житейская психология первобытного общества.

             4.2. Психология в рамках философского и  

                    религиозного знания (античность и средневековье)

              4.3.Научная психология и её особенности.

           (Х1Х-ХХ1 вв.)

      5.  Основные проблемы и направления современной психологической науки.                                                                                                                                                        

                5.1. Рационализм

                5.2. Бихевиоризм

                5.3.  Психоанализ

                5.4.   Гуманизм

     6. Главные задачи современной психологии.

         

Вопрос 1: Что такое психология, каковые её главные категории.

Табл. 1. В.1.

           Что  такое психология?

      Психология – многозначное понятие. Но прежде всего под эти термином понимается:

1.   Наука, которой занимаются профессионалы, учёные-психологи, разрабатывающие особую систему понятий, категориальный аппарат, образующий основу этой науки:                  

         Базовые понятия психологии следующие:

                    - потребности (дефицит, нехватка, нужда) - важнейший признак и условие существования всех живых организмов   

                    -  деятельность    способ удовлетворения потребностей

                 -  психика – одна из сторон деятельности  животных и человека, направленной на удовлетворение потребностей, которая, существуя вместе с материальной  стороной деятельности, предшествует ей,  сопровождает  её и развивается вместе с нею. 

                Психика - главное понятие психологии. Психика включает в себя следующие основные явления:

              1)   психические процессы (чувства, мысли, переживания);

                 2) психические состояния  ( бодрость, усталость, спокойствие, раздражительность);

              3)  психические свойства  (  целеустремлённость, трудолюбие, общительность);

                 4) психические образования  (знания, умения, навыки, компетенции).

       2, Вместе с тем следует отметить, что под  термином « психология» – понимается не только  определённая наука, использующая  указанный понятийный аппарат, но также и особая область  житейского, обыденного знания, которое обходится без строгих понятий, но  так или иначе знакома каждому человеку  как некая совокупность представлений о чувствах, мыслях, состояниях и т.п.  Причём эта область житейского знания нередко порою  оказывается  весьма эффективной при  распознавании и использовании  тех или иных психических явлений.

Табл. 2. В1.

              Определение  психологии как науки

        

        Психология – есть наука, предметом которой является  психика как особая форма   связей субъекта с  миром  посредством     чувств, мыслей, возникающих под влиянием необходимости удовлетворения  разнообразных потребностей.

        Причём, психика – это высшая форма связи  с миром   характерная  только для живых существ и выражающаяся в их способности удовлетворять свои потребности    на основе приобретённой  информации (сведений, сообщений) об окружающей среде.

        Психика как определённый объём информации предшествует,  сопровождает, делает  эффективным  весь процесс предметно-практической активности живых организмов, человека.

       Основой всего   поведения живых организмов -  в психической и материальной его формах  - являются их потребности.

     

Вопрос 2:       Своеобразие психики, её особенности как явления природы:

Табл 3. В. 2.

             Психика часто оценивается как самое удивительное, таинственное явление природы.

            Указываются следующие специфические черты психических явлений:

  1.  Скрытость места их локализации (нахождения).
  2.  Особый субстрат психических явлений, их нематериальность, идеальность, невидимость, бесплотность.
  3.  Исключительная сложность регистрации, выявления мыслей и чувств с помощью физических или химических приборов.
  4.  Невозможность эффективного использования для изучения психических явлений всего комплекса человеческих способностей (зрение, слух, осязание, обоняние), возможность их глубокого познания  только с помощью разума.
  5.    Многовариантный характер психологического знания ( научное, обыденное) и полититеоретический характер  психологической науки в связи с особой сложностью  исследования психики.

Вопрос 3.Роль психологических знаний в профессиональной деятельности экономиста.

      Табл. 4. В.3.

           Процесс  психологизации  социально-культурной, в том числе экономической  сферы  на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

  1.  Наука: усилилось развитие психологических наук, особенно  отраслей профессиональной психология.
  2.   Образование: университеты увеличили выпуск профессиональных психологов, а отраслевые вузы усилили психологическую подготовку своих выпускников, особенно экономистов, менеджеров.

  1.  Экономика: на предприятиях появились психологические службы, а у бизнесменов – личные психологи.

Табл.5 В.3.

Практики и учёные о необходимости психологических знаний для эффективного  

                          бизнеса  

       Акио Морита – президент японской электротехнической компании «Сони»:

         «Самая важная задача японского менеджмента состоит в том, чтобы установить нормальные отношения с работниками, создать отношение к корпорации как к родной семье, сформировать понимание того, что у  рабочих и менеджеров одна судьба».  («Сделано в Японии»)

     Ли Якокка – президент американской автомобильной  компании «Крайслер»:

      «Все хозяйственные операции можно  в конечном счёте свести к обозначению  тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надёжной команды, то из остальных факторов мало что получится».

                     («Карьера менеджера»)

     Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), русский философ, экономист:

        «Преследуя цель экономического оздоровления России, не следует забывать о духовных предпосылках, именно о выработке соответствующей хозяйственной психологии»  ( Философия хозяйства,1912)       

        

Вопрос 4. Основные этапы становления и формы психологического знания.   

Табл.7. В.4.

        Основные этапы развития   

         психологического знания

  1.  Донаучное, житейское знание; доцивилизационный период;

  1.  Психология в рамках философского и религиозного знания; античность и средневековье;

  1.  Научная психология: Х1Х-ХХ1вв.

  Вопрос 4.1. Донаучная, житейская психология первобытного общества

Табл.8. В. 4.1.              

            Базовые понятия культуры и психологии в первобытном обществе

                Верх и низ

                Телесное и духовное

                Мужское и женское

                Смертное и бессмертное

                Дуализм мира

                Иерархичность бытия

      Эти базовые  понятия  до сих пор использует  современная культура, философия, религия и психология.

 

Вопрос 4.2. Психология в рамках  философского и религиозного знания (античность и средневековье)

Табл. 9. В.4.2.

          Психологические знания  

                  античности

       Психологические знания в составе античной философии:

            - в материалистической философии: Демокрит

 

           -   в идеалистической философии: Сократ, Платон

           -  в дуалистической философии: Аристотель.

Табл. 10. В.4.2.

           Основные положения учения  

               Аристотеля о душе

Основное психологическое произведение Аристотеля – трактат «О душе».

Здесь он пишет:

      «Ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо потому, что это  знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест».

       Основные положения психологического учения  Аристотеля:

         - душа есть свойство живого тела;

         - душа имеет свою структуру, основными частями которой являются чувства и разум;

         - душа диалектична, она развивается

от низших форм к высшим.

   Табл.11. В.4.2.

        

               Все знания о мире, том числе и о психике в средние века (У-ХУШ вв.) основывались на  религиозной вере.

                Религиозная вера – есть особое состояние психики человека в виде полного и безоговорочного признания  некоторых идей, которые направляют всю его  деятельность, включая духовную активность.

             Важнейшая из этих идей: безоговорочное признание существования потустороннего мира и высшего, всемогущего существа в виде – Бога, выполняющего роль создателя творца, первоначала и первопричины всего сущего, в том числе и самого человека.  На основе этого убеждения объясняется природа, человек, его психика.

               Религиозная вера сводит представления о психике человека  к следующим положениям:

          - человек сотворён Богом по своему образу и подобию как одухотворённое существо, причём именно духовность, психика – важнейшее свойство человека,  сближающее человека с Богом;

          - но природа человека в отличие от природы Бога двойственна. Она включает в себя не только душу, но и тело;

          - смысл человеческой жизни – состоит в том, чтобы реализовать замысел Бога о человеке как подобии Бога путём преодоления своих душевных недостатков, грехов, путём самосовершенствования.

       

     Табл 11 а В. 4.2

            Проблема преимуществ различных методов познания

     

     Вопрос о  преимуществах того или иного способа познания мира,  человека, его души, - например,  научного,   религиозного, художественного, цифрового - до сих пор остаётся открытым.

 Тем не менее,  ход исторического развития свидетельствует о нарастании влияния научных методов познания. ХУП  век называют веком  научной революции, которая началась с  астрономии (Н.Коперник),  физики (И.Ньютон) и была продолжена в ХУШ-Х1Х вв.   достижениями в биологии (Ч. Дарвин), химии (Д. Менделеев)  и психологии (В.Вундт).

     Возникнув позже других наук, в Х1Хвс., психология стала одной из бурно развивающихся научных дисциплин ХХ-ХХ1 вв.  

Вопрос 4.3.

Научная психология Х1Х-ХХ1 вв.

Табл. 4.3.

         Создателем  научной психологии признаётся – немецкий учёный Вильгельм Вундт (1832-1920).

           Его главная работа «Основания физиологической психологии» (1874)

           Крупнейшая заслуга – создание первой экспериментальной психологической  лаборатории ( Лейпциг, 1879г.) Лаборатория просуществовала до 1943 г.

   Было доказано, что психика не результат  божественного творения, а  результат воздействия на организм  тех или иных факторов  внешней среды: звуковых, световых, тепловых  и др. физических  явлений, которые могут быть точно измерены.

  Идеи Вундта многими были встречены враждебно:

    Ректорат Кембриджа заявил, что методы Вундта - «это оскорбление религии, поскольку они допускают возможность  класть душу человека на чашу весов».

            Но действительный недостаток психофизиологии Вундта состоял в том, что она ограничивалась сугубо биологическим, физиологическим подходом  к  пониманию психики, игнорируя другой  важнейший фактор её формирования: социальное воздействие.

             Однако, Вундт всё же признаётся отцом экспериментальной, научной психологии, поскольку его  понимание психики было противоположно религиозному подходу,  основывалось на эксперименте -  главном методе науки.

Табл.   В.5.

                                                                                                                                                                             

          Главные проблемы научной  

                психологии Х1Х-ХХ вв.

  1.  Каковы  источники происхождения психики? Обусловлена ли она только природой, биологически или же она определяется также и обществом, социально.

  1.  Какая составная часть структуры психики является главной? Сознание, разум или подсознание, инстинкты.

   Или иначе: что важнее – верхние этажи человеческой психики (чувства, разум) или её подвалы (инстинкты, влечения).  

Табл. 14. В.5.

   Основные направления   научной                    

                    психологии

  1.  Рациональная психология

  1.  Бихевиористская (поведенческая) психология

  1.  Психоаналитическая психология

  1.  Гуманистическая психология.

Табл.  15. В.5.1.

                    

       Рациональная психология

     Основатель: немецкий психолог Вольфганг Кёлер (1887-1967).

      Главную роль в жизни человека играет психика, особенно разум, данные человеку природой.

       Основной структурой психики является разум, мышление, отличающее человека от животных.  Основные установки разума -даются природой, что подтверждается экспериментально, опытыми над животными, особенно высшими ( обезьяны).

        Окружающая среда играет  в развитии психики незначительную роль.

Табл. 16. В.5.2.

       Бихевиористская (поведенческая)   

                    психология

     Основатель: американский психолог Джон Уотсон (1878-1958).

       

       Важнейшую роль в жизни человека имеет не биологически обусловленная психика, не разум, а условия внешней среды, конкретные ситуации. 

       Человеком правит его  величество - Случай. Человек подобен большой белой крысе, над которой экспериментируют учёные-биологи.

     Не человек с его разумом воздействует на среду, а среда воздействует на человека, формируя его разум.

Табл. 2. 1. 17. В.5.3.

                    Психоанализ

       Основатель – австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939).

        Решающую роль в жизни человека играет биологически обусловленная психика.

     Но   главной структурой психики человека является не сознание, не разум, а  подсознание, инстинкты, «подвалы» психики, древнейшие её слои, «архетипы», сближающие человека с животным.

         Главным содержанием этой сферы являются архетипы,  выражающиеся в стремлении к насилию, власти, удовлетворению  сексуальных инстинктов.

Табл. 18. В.5.4.

          Гуманистическая психология

      Наиболее известный представитель американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970).

   Он критиковал бихевиоризм и психоанализ – за игнорирование  реальных проблем человеческой жизни: поиск путей  повышение эффективности своей деятельности, добра, любви, религиозной веры.  Предшествующие направления, особенно психоанализ, оценивались  психологами-гуманистами как  «клевета на человека».

     Главной проблемой психологии должна стать проблема создания оптимальных условий для удовлетворения базисных потребностей человека как низших, так и высших: потребности в творческом росте (самореализации), в любви, человеческом общении,  эффективной деятельности.

Табл.  19. В.6.

     Главные задачи современной

              психологии

      - использовать всё ценное, что имеется в различных направлениях  психологии

     -   развивать теоретические исследования о происхождении и структуре психики;

      - эффективно решать  практические проблемы психологического характера, возникающие в деловой и повседневной жизни людей.

 

            

П\з 1.           Предмет и методы психологической науки. Основные этапы её развития.    Темы рефератов

  1.  Что такое психология? Охарактеризуйте её основные категории.
  2.  Своеобразие психики как явления природы.
  3.  Роль психологического знания в профессиональной деятельности современного экономиста, менеджера
  4.  Основные этапы становления психологического знания. Донаучная психология  первобытного обществап
  5.  Психология в рамках философского и религиозного знания (античность, средневековье)
  6.  Научная психология и её особенности.  В. Вундт – отец экспериментальной психологии.
  7.  Основные проблемы и направления современной  психологической науки. Рационализм. Учение В.Келера.
  8.  Бихевиоризм. Концепция Дж. Уотсона
  9.  Психоанализ. Теория З. Фрейда.
  10.  Гуманизм. Учение А. Маслоу.

Тема  2.2.

 Деятельность и деятельностный подход в психологии

Табл. 2.2. 1                 

                           

                            План

  1.  Деятельность как психологическая категория
  2.  Теория деятельности в советской психологии
  3.  Категория деятельности в современной психологии

Табл.2. 2.2        Определение понятия деятельности

               Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с внешним миром, в ходе которого человек целенаправленно воздействует на объект, за счёт чего он удовлетворяет свои потребности.

               Роль психики, сознания   в различных видах деятельности  - исполнительской, управленческой, научной – различна.

               Деятельность – основа формирования психологии личности.

                Личность порождается деятельностью.

Табл. 2.2.3.

           Основные свойства человеческой деятельности.

            1. Она субъектна, свойственна именно человеку, а не животному или машине;

            2. Она носит общественный характер, предполагает взаимодействие людей;

            3. Она сознательна, целенаправленна;

            4. В деятельности, особенно познавательной, творческой, психика не только проявляется, но и созидается  

5.Роль деятельности в формировании психики зримо проявляется в прикладных отраслях психологии:

- психология труда;    

- психология делового общения;

- управленческая психология;   

- педагогическая психология и др.

 

  1.  Роль деятельности в формировании психики

         

           -  Любая деятельность   изменяет, обогащает психику.

           - Творческая – деятельность обеспечивает активное развитие, обогащение психики, способствуя  двуединому процессу интериоризации и экстериоризации:

     - интериоризация процесс перехода внешнего, материального действия во  внутреннее идеальное действие, превращение внешней информации, содержащейся во внешней среде, во внутреннюю информацию в виде психических явлений – мыслей, чувств, состояний.  

       - экстериоризацияпроцесс превращения внутренних психических действий во внешние.

           На основе этих процессов осуществляется:

        -  функционирование       психики, включение в работу всех её форм: потребностей, мотивов, чувств;

      

        - формирование её новых  профессиональных форм;

        - определение психограмм отдельных профессий, например, менеджер: готовность психики к работе в условиях дефицита времени, больших объёмов информации, готовность к риску, устойчивость к стрессу и др.)  

Тема 3.

                  Психика и организм

                

Табл. 3.1

                    План

1. Идеалистическая философия  о сущности психики: отрицание связи психики и организма

2. Материалистическая философия о сущности  психики и  её связи с организмом.

3.  Определение психики в современной  психологической науке

4.  Психика и организм в трактовке  современной философии (неотомизм, экзистенциализм)

5. Трансперсональная психология и её взгляд на связь психики, организма и космоса.

Табл. 3.2

      Определение психики – до сих пор предмет дискуссий

        Основные подходы: идеалистический (религиозный) и материалистический

  Идеалистический (в т.ч. религиозный) взгляд: психика изначально существует вне организма, вне природы – в «мире идей», в потустороннем мире. Она соединяется с организмом только на время его жизни, а с его смертью возвращается на место своего первоначального пребывания.

                 Основной недостаток: отрицается очевидная связь – психики с организмом.

             

Табл. 3.3

- Материалистический вариант имеет несколько разновидностей:

                    1) психика является функцией органов чувств, мозга, нервной системы;

                    Недостаток: не объясняет известного факта о существовании  психики у организмов, не имеющих этих структур; не учитывает, что психика- результат  работы всего  организма в целом.   

                    2) психика – это порождаемые организмом чувства, мысли, образы и т.д.

                     Недостаток: с помощью частей нельзя объяснить целое, поскольку целое имеет свойства, которых нет у его частей.

                     3) Психика – есть функция организма, состоящая в отражении объективной реальности. Так определялась психика в советской психологии

                      Недостаток: не объяснялось: зачем организму нужно это самое отражение и тем самым  игнорировалась роль потребностей в формировании психики

Табл. 3.4.

Вариант объяснения связей психики и организма, принятый современной  

            психологией

Психика есть функция (задача) организма, обеспечивающая реализацию его потребностей через систему целей и желаний в ходе практической деятельности.

                     Этот вариант признаётся наиболее широко , его придерживаются психологи: З. Фрейд, Лев Выготский, Абрахам Маслоу и др.

     В этом определении подчёркивается, что отражение – есть лишь первичный познавательный процесс, который  «работает» на удовлетворение потребностей. К этой цели направлен и весь двигательный (моторный) процесс.        

Табл 3.5.

Взаимоотношения психики и организма в трактовке  основных направлений современной идеалистической философии: неотомизм, экзистенциализм,

         Согласно представлениям  идеалистической философии  психика не является свойством живой материи. Она существует вечно.

           Таким образом идеализм является антиподом материализма.

           Наиболее известными современными идеалистическими течениями являются:

          - неотомизм;

          - экзистенциализм.

Табл. 3.6.

        Неотомизм о сущности психики

         Неотомизм – религиозная философия, философия современного католицизма.

        Его представители: француз  Жан Маритен, поляк Кароль Войтыла ( бывший Папа Римский Павел)

        Для неотомистов психика никак не связана с материей, она существует самостоятельно, как активная субстанция.

        Сознание человека божественно по своему происхождению, есть «божий дар».

        Человек чувствует и мыслит, не имея какой - либо связи с органами чувств и мозгом.

         

Табл. 3.7.

        Учение о психике философов-экзистенциалистов.

        

        Крупнейшие представители: Николай Бердяев, Лев Шестов, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю.

          Экзистенциалисты выступали:

       - против утверждения религии (неотомизма) о том, что человек и его психика созданы Богом;

       - против утверждений материалистов, что человек и его психика созданы природой.

          Согласно их представлениям:

       - между материей и сознанием нет ничего общего, они не связаны друг с другом;

       -  познание «экзистенции»,   человеческого бытия в целом, а также характера взаимосвязи человека и его психики невозможно. Достижимо только «бесконечное приближение» (К. Ясперс) к познанию человеческого бытия, психики.

         

Табл.2.2.8.

         Трансперсональная психология о сущности психики

         Время оформления: середина ХХ в.

         Представители: американские психологи Станислав Гроф, Абрахам Маслоу и др.

          Основные положения:

               -  человек – космическое существо, неразрывно связанное со Вселенной;

               -  психика  человека – часть Вселенной, мировой информационной сети;

               - психика человека – двунаправлена: на внешний мир и на внутренний мир. Таким образом,  человеческая психика носит двойственный, интегративный характер, она связана и с организмом, и с космосом.

               - основными методами познания психики являются анализ сновидений, восточные практики медитаций,  анализ переживания после приёма лёгких наркотиков;

        Оценка:

      Позитивная:

      -  обоснование связи человека с космосом

       - установление связей с физикой , космологией;

        

       Негативная:

       - предлагаемые методы таят угрозу деформаций психики.

             

Табл. 3.9.

Вывод по теме «Психика и организм»

          Психика- самое таинственное, сложное явление в мире

           В её объяснении издавна существуют два подхода:

             - материалистический

             - идеалистический

            Современная психология интегрирует оба этих подхода. Она рассматривает психику как нерасторжимое единство телесного и духовного.

            Тема 4.

Психология личности.    Познавательные процессы.

          План

  1.  Личность как центральная категория психологической науки.
  2.  Личность - субъект познания, структура познавательных процессов
  3.  Восприятие
  4.  Память
  5.  Мышление
  6.  Воля

Табл. 1.1

          Значение проблемы личности в

               психологической науке

       Психология – многоотраслевая наука.

        Но все психологические дисциплины основываются на понятии: индивид, личность, психика отдельного человека.

         Психология личности – фундамент всего психологического знания.

          

         Данная тема:

             - способствует пониманию собственной психологии, самопознанию;

             - помогает разобраться в психике других людей;

             - помогает повысить эффективность профессиональной  деятельности групп, ибо весь бизнес пропитан психологией.

Табл.1.2

         Структура психики личности: две группы качеств

        Современная психология исходит из представления о 2-х уровневой структуре психики человека:

  1.  Врождённые, натуральные, биологические свойства;
  2.   Приобретённые, внеприродные, социальные свойства

           Проблема определения решающей  роли одной из этих групп  -    острая проблема психологической науки, имеющая выход и в сферу политики, например, при обосновании фашистской идеологии, т.н. арийской теории.

Табл.1.3.

        Врождённые (биологически обусловленные) качества психики

                  личности

  1.  возрастные особенности;

  1.  психический склад, характер, темперамент: экстраверт, интроверт.

  1.  психические патологии: шизофрения, некрофилия и т.д.

Факторами усиления патологий являются: пьянство, наркомания ( Россия:школы-10%,вузы- 15-30%) социальные потрясения (кризисы, войны).

  1.  Врождённые психические задатки личности: память, эмоциональность, уровень интеллекта ( Тест Айзенка- IG), воля.

Уровень их развития у отдельных людей  - весьма разнообразен.

Табл.1.4.

           Приобретённые (социальные) качества личности

1.общий уровень образования;

2.профессиональная подготовка;

3.привычки, хорошие (трудолюбие, честность) и плохие (лень, воровство, пьянство)

4. направленность личности: верующий или атеист; законопослушный или правонарушитель, труженик или бездельник и т.д.

Табл 1. 5. Определение личности

    Личность – динамическая психофизическая  система индивида, которая обусловлена биологически и социально, а также проявляется в характерном для него поведении и мышлении.

Табл. 2.6 Роль познавательных процессов в системе качеств личности

     Личность – это субъект познания. Эта функция возвышается над остальными  сторонами личности.

      Личность – это человек как носитель сознания.

    « Заговори и я скажу, кто ты» - отмечал Сократ

   Табл.2.7.

                     Сущность познания

       Познание – уникальная деятельность человека, одна из форм его взаимодействия с окружающей средой, направленная на создание идеальной модели этой среды в целях её преобразования в интересах человека.

       Познание всё же не самоцель, а  лишь средство для удовлетворения человеком своих разнообразных потребностей.

       

        Познание – многоэтапный  процесс постижения доступных человеку (субъекту познания) отношений между ним и объектом, одним из результатов которого является та или иная информация о реальности, необходимая для удовлетворения потребностей человека.

         Познание является предпосылкой эффективной – предметно-преобразовательной  деятельности.

Табл. 2. 8.

        Структура познавательной деятельности

  1.  Восприятие

  1.  Память

  1.  Интеллект

  1.   Воля

Табл.3. 9.

                    Восприятие

         Восприятие – есть  непосредственное отражение действительности человеком

с помощью 5 его органов чувств. Результат восприятия – это субъективный образ предмета, явления, человека.

        Для обозначения этого элемента используется также  взятый из латинского языка термин перцепция: представление, восприятие.      

        Качество восприятия зависит не только от  работы органов чувств, но также и от опыта, знаний человека, от  всех уровней психики, включая интеллект.

        Поэтому одно и то же явление или человек могут разными людьми оцениваться по – разному.

          Наиболее типичные ошибки в восприятии человека человеком:

                      - эффект ореола,

                       - ошибка первого  

                            впечатления,  

                        -  ошибка стереотипа.

Табл. 4.10.

     

                 Что такое память?

        

      Память, или мнемонический процесс (от имени греческой богини  Мнемозины – покровительницы наук и искусств)

       Память – это возобновление в сознании образов предметов, явлений,  людей, воспринятых в прошлом, пережитых ранее чувств, желаний, мыслей.

        В целом, память – это то, что помнится.

        Память – неотъемлемая сторона познавательной деятельности человека.   

        Она неразрывно связана с его интеллектуальной деятельностью, процессами восприятия.

Табл. 5.11.

           Место  рационального познания (мышления) в познавательной деятельности человека

           Психология исходит из принципиального различия между двумя формами познавательной деятельности:

           - чувственной

           - рациональной.

    Формирование этих двух форм человеческого познания – результат эволюции психики человека.

            

           В процессе её развития оказалось, что  для ориентации человека в окружающей природной и социальной среде одного чувственного вида познания недостаточно.

Табл. 5.12 Преимущества рационального познания

  1.  Оно позволяет проникать в сущность предметов, которая не всегда совпадает с их внешним обликом;
  2.  Помогает познать сложные явления природы и общества (причинно-следственные связи, законы), недоступные органам чувств, поскольку они не выражены в наглядных признаках. Они могут быть постигнуты только рационально.
  3.   Ощущения и восприятия ограничены отражением предметов только в момент их контакта с анализаторами. Но с их помощью нельзя познать ни то, что было в прошлом, ни то,  чего ещё нет, т.е. будущее. Это под силу только мышлению.

Табл. 5.13.

               Сущность мышления

      Мышление определяется путём указания на два его главных свойства:

        - обобщённость;

        - опосредованность.

      

        Мышление – есть психический процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях.

          Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах понятий, суждений и теорий.

Табл. 6.14.

         Что такое воля?

    Воля – одно из наиболее сложных понятий в психологии.

    Воля – психологическая функция, которая буквально пронизывает все стороны жизни  человека.

    Воля характеризуется тремя признаками:

  1.  Воля обеспечивает целеустремлённость и упорядоченность деятельности человека;
  2.  Воля как способность к саморегуляции делает человека относительно свободным от внешних обстоятельств, превращает его в действительно свободного субъекта;
  3.  Воля – это сознательное преодоление трудностей на пути к поставленной цели.

        ( конец темы 3:  психология личности) Испр.30.03.12.

  Тема 5.

            

           Психология общения

                     План

  1.  Сущность общения

  1.  Структура общения, его разновидности и проблемы

  1.   Условия эффективного общения и его механизмы :

               - умение слушать;

               - умение говорить.

                  - умение создавать  здоровый  моральный климат в группе.

 Табл. 1.1 Сущность общения и его  роль в жизни человека

          

          В качестве начального события в процессе превращения  обезьяны в человека исследователи  называют переход к  изготовлению и использованию орудий труда в качестве  основного  способа добывания средств к существованию.

             В свою очередь изготовление и использование орудий труда способствовало активизации  познавательной деятельности человека,  породило необходимость проникновения в сущность предметов  окружающего мира,  и перехода к более высокой ступени познания – мышлению и речи,  а по мере накопления  новой информации также и к  обогащению контактов, общения между людьми.

          Таким образом изготовление орудия, труд, мышление, речь, общение – есть основные звенья в цепи  событий, ведущих к возникновению человека.

        Общение – сложный, многоплановый процесс  установления и развития контактов между людьми, порождённый потребностью в совместной деятельности

Табл. 2.

        Структура общения

        Общение включает в себя:

             - обмен информацией;

             - практическое взаимодействие;

             - эмоциональную оценку партнёров по общению

           Общение – одна из основных психологических категорий. Оно неразрывно связано с другой важнейшей категорией – деятельностью.

              Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания, разума, речи.  Важнейшим средством общения является  - словесное общение, речь.

Табл. 3.

            Компоненты общения:

        

         -  субъект, инициатор;

           - объект, адресат;

           - содержание сообщения;

           - код сообщения, средства его передачи;

            - результат, достигнутый сообщением;

           

       

Табл. 4.

   Важнейшими средствами общения являются:

  1.  словесное общение, речь
  2.  бессловесные формы общения: жесты, мимика, «контакт глаз»
  3.  окололингвиститческие средства: интонация, паузы.
  4.  система организации пространства и времени коммуникации

Табл.5 Новые формы общения.

Общение значительно изменилось с развитием средств связи: радио, телевидение, Интернет.

  Новой формой общения стало и использование компьютеров в учебном процессе.

Табл. 2.3.

      Трудности общения и их причины

  1.  Неявный, скрытый характер психики партнёров по общению

  1.  Подвижность, динамизм человеческой психики

  1.  Общая склонность людей к разыгрыванию тех или иных социальных  ролей, использованию различных масок.

          В. Шекспир:

              Весь мир – театр

              А люди в нём актёры.

              У них свои есть выходы, уходы

              И каждый здесь свою играет роль.

Табл. 2.4.

Роль умения общаться для  бизнеса

      

 «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире»

         Джон Рокфеллер, американский бизнесмен.

Табл.3.5.

  Условия эффективности общения

       Существуют разные формы общения: бессловесное (самое  древнее);  словесное.

       Основным способом общения является словесное общение.

        Условия его  эффективности:

            - доступность его содержания для понимания  слушателей

            -  внимательное восприятие сообщений партнёра

            - проявление интереса к собеседнику

             - исключение споров с партнёром

             - осознание ответственности  процесса словесного общения.  

Табл.3.6.

     Приёмы повышения эффективности

                      слушания

  1.  Активная поза

  1.  Направление взгляда

  1.  Активное участие

  1.  Анализ услышанного

  1.  Итоговые выводы

Табл. 3.7.

           Условия успешного публичного   

                       выступления

  1.  Хорошая подготовка к выступлению
  2.  План или конспект
  3.  Правильные начало и конец
  4.  Самообладание, спокойствие
  5.  Пауза перед началом выступления
  6.  Исключение хождения и чрезмерной жестикуляции
  7.  Разнообразный словарь
  8.  Поддержание внимания слушателей
  9.  Продуманные ответы на вопросы

Табл. 3.8.

           Совокупность идей и чувств, которые обеспечат успех организации

  1.  Вся деятельность организации подчинена выполнению её главной миссии, которая определяет все конкретные методы её работы
  2.  Каждый работник должен поучаствовать в выполнении этой миссии
  3.  Руководители компании уверены, что мы можем получить и получим высокую прибыль
  4.  Руководители компании не считают, что у них есть ответы на все вопросы и поэтому они приветствуют критику, но ещё больше – конструктивные предложения.
  5.   Организация – достойно вознаградит тех, кто поможет достигнуть намеченных целей

Тема 6.

      Педагогика как наука

                План

  1.  Предмет науки об образовании

  1.  Категории педагогической науки

  1.  Образование как способ существования культуры

  1.  Основные методы обучения.

Табл.1. 1.

           Что изучает педагогика?

         Предметом педагогики является одна из разновидностей социальных отношений, а именно взаимоотношения, обеспечивающие развитие, совершенствование человека, его приобщение к накопленным социальным ценностям

         Педагог – ( в переводе с греч.) человек, вводящий ребёнка в жизнь

         Педагогический процесс – это социальный процесс, в результате которого происходит формирование, создание нового человека, его «второе рождение»

        «Отец дал мне жизнь, а учитель –бессмертие»

                      Александр Македонский.

Табл. 1.2.

   «Вечные проблемы» науки об  

               образовании

   

  1.  Зачем учить, каковы цели образования?

  1.  Кого учить, каковы возможности  человека?

  1.  Чему учить, каково содержание обучения?

  1.  Как учить, какими методами и средствами.

Табл. 1.3.

       Отрасли педагогической науки

          Теория        История

-----------------------------------------------------------

Отрасли общего                 Отрасли

                                      профессионального

   образования                 образования

_________________     ------------------------                                   

  дошкольная                      начальное

  школьная                      среднее

  специальная                  высшее

 (сурдопедагогика)         послевузовское

              --------------------------------

                    Частные методики

                      - Методика преподавания экономических дисциплин

                       - Методика преподавания юриспруденции и др.

Табл.2.4.

  Категории педагогической науки

1.Социализация – неизбежно переживаемый каждым человеком процесс изменения своих физических и психических качеств под воздействием окружающей социальной среды

2.Образование -  целенаправленная форма социализации. Одна из его форм-самоообразование.

3.Обучение- важнейшая составляющая общеобразовательной деятельности. Это овладение обучаемыми определённой суммой знаний. Обучение – основа воспитания.

4. Воспитание - сопутствующий обучению процесс превращения знаний в устойчивые формы поведения, умения и навыки, компетенции, готовность.

Табл.3.5. Образование как способ

         существования культуры

     Два смысла слова «образование»:

                1. образовательная практика

                2. образовательная наука ( в России - педагогика).

       В обоих смыслах образование имеет первостепенное значение:  для отдельного человека и для общества в целом – «Ученье –свет..!».

       По Аристотелю: «Для человека необразованного любой встречный судья и хозяин, а образованный человек – судья и себе и другим».

      Общество, не создающее системы образования, обречено на угасание и гибель.

       Образование – это «связь времён», стержень, на котором держится связь поколений, старого и нового, жизнь и развитие всей культуры.

       Потребность в образовании сегодня опережает по своей значимости все другие потребности людей.

       Наука об образовании – это «вторая философия»

Табл. 4.6.

         

                Методика обучения

     Ф. Бэкон – один из основателей современной теории познания говорил о значении методов познания:

        «Человек с одной ногой, на костылях, но идущий прямой дорогой, придёт к цели быстрее, чем здоровый человек, но идущий кривой дорогой».

        Методика преподавання – это совокупность приёмов взаимодействия преподавателя и обучаемых для достижения целей обучения и воспитания.

         Каждый учебный предмет имеет свой набор методических приёмов, свою методику преподавания.

         При применении любых приёмов следует иметь в виду следующие общие правила организации процесса обучения:

  1.  усвоение любого материала зависит от времени суток: оптимальное время – с 11до13 час.
  2.  применение средств наглядности значительно увеличивает эффективность обучения.
  3.   На результаты обучения влияет налаженная система контроля  полученных знаний.
  4.  Эффективность обучения зависит от степени  обратной связи между преподавателем и учащимися на всех этапах обучения.

                      

          О конкретных методах и средствах обучения более подробно см.  Островский Э.В., Чернышёва Л.И. «Психология и педагогика» - М., Вузовский учебник: 2005,2010,2012 гг., стр. 267-274.

                     Конец темы 5

31.03.12.

          Основные книги

          Островского Э.В.

Основы психологии – М.: Вузовский учебник, 2012

Психология и педагогика – М.: Вузовский учебник, 2005, 2010, 2012.

Психология управления -  М. Вузовский учебник, 2009,2012.

Психология менеджмента – М.: Вузовский учебник, 2014.

Философия – М.: Вузовский учебник, 2009, 2012, 2013

История и философия науки – М.: ЮНИТИ, 2007; М. Вузовский учебник,  2013.

 

               


Диплом на заказ


1. Чувашский национальный конгресс
2.  активности мозга способствующих более глубинному опыту
3. Історія розвитку вокального мистецтва на Буковині у ХІХ поч ХХ ст
4. Тема- Самый умный
5. вступлением в Таможенный союз
6. культурного шоку
7. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата хімічних наук Киї
8. которая выдержала много изданий и была переведена на несколько языков
9. е издание дополненное Поморский государственный университет имени М
10. Мордовский государственный педагогический институт имени М
11.  Алгоритм задан схемой-В результате выполнения алгоритма при исходных данных значение переменной будет
12. Профессиональная прикладная физическая подготовка будущих учителей
13. Диктатура Франко 193975 гг
14. Философия языка
15. Задание- выбрать верный ответ
16.  20г
17. по теме Географическая оболочка как природный комплекс планетарного масштаба Задачи- Углубить и провер
18.  2 О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде Изменения и дополнения- Постановл
19. Средняя общеобразовательная школа 14 имени А
20. Бежала все быстрее и быстрее но сил вампирши не хватало чтобы добраться до его конца