Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Пояснительная записка

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


СОДЕРЖАНИЕ:                                                                                                                   1. Пояснительная записка.

Задачи проекта:                                                                                                          1.1. Художественная резьба по дереву                                                                            1.2. Плоскорельефная резьба.                                                                                                        1.3. Табурет.

2. Технологическая карта проекта.

А . Спецтехнология.  Технологические операции по изготовлению изделия

2.1. Виды резьбы                                                                                                                  2.2. Виды применяемых материалов  при изготовлении изделия              2.3.Правила техники безопасности при выполнении  работ

3. Производственные условия реализации проекта.

Б.  Организация и производство работ

3.1. Рабочее место резчика

3.2.Инструмент резчика по дереву

3.3.Объем работ  и потребности материалов по заданию.

Приложения

Заключение

Литература

1. Пояснительная записка.

1.1. Художественная резьба по дереву.

  Сама по себе, резьба по дереву – это декоративно-прикладное искусство, художественный народный промысел, который стоит в одном ряду с такими видами художественной обработки по дереву, как токарное дело и даже выпиливание.  Всяческие изображения, узоры и рисунки, которые выполнены на деревянном изделии – это и есть резьба по дереву. К изделиям этого рода стоит также относить разнообразную деревянную посуду, а также деревянные ложки и другие инструменты.

  Своими корнями резьба по дереву уходит в далекие времена. В соответствии с предметами, найденными отечественными археологами, резьба по дереву на самой Руси может насчитывать порядка нескольких десятков тысячелетий. Разумеется, такой вид искусства, который требует наличия определенных художественных навыков и способностей, квалифицированного владения некоторыми инструментами, а также определенного опыта в воплощении замыслов, был одним из первейших видов ремесел, в особенности, если рассматривать именно художественно-прикладные из них. На Руси это ремесло было достаточно широко распространенным и в достаточной степени искусным.

  Существует, пожалуй, всего три основных типа резьбы по дереву:

1. Резьба сквозная – прорезная резьба, пропильная резьба.                                       2. Резьба глухая – плосковыемчатая резьба и рельефная резьба.

3. Резьба домовая (или скульптурная) – вообще являет собой абсолютно отдельное направление, потому как сочетаем в себе все вышеперечисленные типы.

  Последним временем резьба по дереву обретает все большую актуальность и популярность. Теперь изделия такого ремесла все более часто и устойчиво наполняют современный быт и жизнь. Ведь ни один искусственный или синтетический материал не сможет достойно заменить теплоту и красоту изделий из натурального дерева. А, попадая в руки к искусному мастеру, дерево, и вовсе, словно приобретает свою новую жизнь. Обладая оригинальной фантазией и эстетическим вкусом и замечательным знанием самого материала, мастер способен создать истинные произведения искусства, которые еще долгие годы будут украшать наш быт. Это могут быть и шахматы, и даже картины, и различные скульптуры, и, привычные нам, разделочные доски, и посуду и масса других замечательных вещей.

1.2. Плоскорельефная резьба.

  В этом виде резьбы используются узоры, выступающие над плоскостью фона на небольшое расстояние. Обычно различают заоваленную резьбу, использующуюся для украшения контуров, и абрамцево-кудринскую резьбу, выполняемую на плоскости.

  При использовании приемов заоваленной резьбы узор вырезается двугранной выемкой с закругленными краями. Если детали рисунка располагаются на разном уровне, такой узор имеет так называемый подушечный фон. Если же края выступающих деталей орнамента округлены, а фон глубоко вырезан ножом или прямой стамеской, такой прием называют резьбой с выбранным фоном .

  Абрамцево-кудринская резьба используется для получения узоров и с подушечным, и с выбранным фоном. Для работы необходимы разнообразные стамески и нож-косяк.

  Перед началом работы на поверхности доски нужно нарисовать простым карандашом желаемый орнамент. С помощью ножа и стамески производится насечка по контуру рисунка на глубину 1-2 мм. Подрезка осуществляется со стороны фона. Края элемента орнамента необходимо заовалить. При желании можно удалить весь фон, тогда узор будет четче выступать над плоскостью доски.

1.3. Табурет.

  Стулья и табуреты – одни из самых распространенных предметов мебели. Их можно встретить практически в каждом доме. Чаще всего их местоположение – это кухня или столовая, но также стулья можно увидеть и в гостиных комнатах. Стулья и табуреты настолько привычны для нас, что мы редко задумываемся об их происхождении или истории. Тем не менее, стул имеет свою историю.

  Происхождение стула относят к временам древних египтян, которые, по мнению некоторых ученых, являются  изобретателями стульев и тронов. Троны отличались от стульев наличием подлокотников. Но в России они появились намного позже. Основным предметом, используемым в качестве сиденья вплоть до петровской эпохи, являлись лавочки. На них сидели не только простые крестьяне, но и знатные дворяне. После появления в Европе стульев их использование считалось признаком престижа и роскоши.

  Со временем стулья получили широкое распространение, их выпуск стал массовым. А цена стала более доступной для людей. В дальнейшем стулья не прекратили свою эволюцию, превратившись в кресла.

  Табуретки считаются более ранним изобретением по сравнению со стулом. Но их изобретателя и время появление первых табуреток сложно установить. Табурет по внешнему виду похож на одноместную лавочку, из которой он, наверное, и появился.

  В мире мебели можно увидеть множество разновидностей табуретов и стульев. И с каждым годом, благодаря стараниям дизайнеров, их число увеличивается. Привычная для нас мебель из сосны приобретает новые формы и меняет свои конструкции. Но, не смотря на все нововведения, привычные классические стулья и табуреты остаются по-прежнему актуальными, хотя их внешний вид постоянно меняется в лучшую сторону.

  Стулья и табуреты лучше выбирать из общих особенностей интерьера. Так, для деревянных столов лучше всего подойдут стулья из того же материалы. Стулья и табуреты могут выполняться из разных пород дерева. Наибольшей прочностью отличаются стулья и табуреты из массива сосны. Табуреты и стулья из дерева не только прочны и удобны, но и отлично смотрятся в кухонном интерьере.

2.Технологическая карта проекта.

А. Спецтехнология.

Технологические операции по изготовлению.

  Первоочередно мной был разработан чертеж деталей табурета, который был задуман шестиугольной формы с шестью сторонами украшенными плоскорельефной резьбой и шестью ножками выполненными пропильной резьбой. Затем по чертежу был вырезан шаблон из плотной бумаги. По шаблону чертеж был перенесен на кальку, где далее был создан эскиз орнамента в татарском национальном стиле.

  В качестве материала для изготовления табурета была выбрана ясеневая обрезная доска, так как этот материал лучше всего подходит для изготовления дорогой декоративной мебели.

  Распилив доску торцово-усовочной пилой на элементы табурета, их необходимо было прострогать на рейсмусовом станке с обеих сторон и выровнять края электро-рубанком. На каждую из 6 сторон табурета был наложен шаблон из плотной бумаги и очерчен контур. При помощи лобзика по очерченному контуру выпиливались ножки табурета, а затем через копировальную бумагу был перенесен орнамент с кальки.

  Ножом косяком был прорезан контур рисунка, а затем выбирался фон при помощи полукруглой стамески. Ножки табурета с внутренней стороны подверглись обработке  ручным фрезером, им был придан рельеф при помощи фигурной фрезы. Каждая из 6-ти сторон табурета по краям была запилена под углом 60º, что в сумме составило необходимые нам для точности сборки конструкции 360º.

 Все стороны были склеены между собой на столярный клей и стянуты резиновыми жгутами до полного высыхания клея. Во внутренние углы ножек на определенных высотах были приклеены дополнительные усиления - островки, по 2 шт. на каждую ножку.

  Склеенная таким образом конструкция табурета была приложена верхней частью к листу фанеры и по внутренней стороне очерчено шестиугольное седалище. Выпилив электрическим лобзиком шестиугольник по внешнему краю карандашной линии, было решено  облегчить вес седалища, в следствии чего в центре шестиугольника седалища был выпилен электрическим лобзиком круг небольшого диаметра. Это позволило снизить общий вес готового табурета.

  Седалище было приклеено ко внутренней стороне конструкции табурета, предварительно выровненное по верхнему краю. Для дополнительной надежности, через стороны табурета в плоскость седалища были просверлены отверстия, в которые вместе со столярным клеем были забиты деревянные колышки - нагели, по 2 шт. на каждую из 6-ти сторон.

  После сборки конструкции табурета, изделие было зашлифовано наждачной бумагой.

  Табурет был покрашен в 2 цвета: светло- и темно-коричневые цвета. Покраска производилась вручную, при помощи плоских кистей различной ширины. После того, как краска окончательно высохла, поверх нее был нанесен лак в 2 слоя. Время высыхания каждого слоя 2 часа.

2.1. Виды резьбы

  Обычно виды резьбы по дереву подразделяют на несколько основных групп: плосковыемчатая (углубленная);  рельефная;  плоскорельефная;  прорезная (ажурная);  скульптурная (объемная);  домовая (корабельная).

Плосковыемчатая резьба. Фоном этой резьбы является плоская поверхность украшаемой заготовки, рисунок на которой образуют с помощью углублений различной формы — выемок. Нижние точки этого рисунка располагаются ниже уровня обрабатываемой поверхности, а высшие точки расположены на ее уровне. Плосковыемчатая резьба бывает контурной или геометрической.

Контурная резьба. Поверхность изделия украшают неглубокими и тонкими двугранными выемками, которые образуют контур рисунка. В основном используют изобразительные мотивы: цветы, листья, фигурки птиц, животных и т. д. Рисунок, выполненный контурной резьбой, похож на гравированное изображение: его линии резкие и жесткие и практически нет игры светотени. Используют контурную резьбу часто в сочетании с другим видом резьбы — геометрическим, плоскорельефным, а также с росписью, а в качестве самостоятельного вида резьбы применяют для изготовления декоративных панно на дереве.

Геометрическая резьба. Это двух-, трех- или четырехгранные выемки, образующие узор на поверхности из геометрических фигур — окружностей, треугольников и квадратов. Иногда они дополняются скобчатыми выемками. В геометрической резьбе используют много разнообразных приемов украшения деревянного изделия. Однако это резьба достаточна простая и не требует особых знаний теории рисунка или большого набора инструментов. Преимущество геометрической резьбы в том, что небольшая глубина рисунка не нарушает композиции изделия.

Плоскорельефная резьба бывает в виде резьбы с заоваленными контурами; резьбы с подушечным фоном; резьбы с подобранным фоном. Общим для них является условный невысокий рельеф, который находится в одной плоскости с уровнем обрабатываемой поверхности.

Рельефная резьба выполняется подрезкой оставленного на заглубленном фоне плоского орнамента, и последующей проработкой формы на поверхности данного орнамента. Рельефная резьба практически не имеет плоскую поверхность. Форма орнамента имеет рельеф разной высоты. Используют эту резьбу в основном для настенных панно при отделке интерьера общественных зданий, а также в качестве элементов декора при изготовлении стилизованной современной мебели.

Прорезной называют резьбу с удаленным фоном. Убирают фон с помощью долота или пилы. При использовании пилы резьба называется пропильной. При механизированном процессе пропильная резьба применяется для серийного изготовления мебели.

Прорезная резьба с рельефным орнаментом называется ажурной. Для исполнения этой техники требуется высокий уровень мастерства. В случае приклеивания прорезной резьбы к деревянной основе, ее называют наклейной или накладной.

Скульптурная резьба. Здесь рельефный рисунок полностью или частично отделяется от фона, образуя объемную скульптуру. К данному виду резьбы по дереву относятся резные игрушки и деревянная миниатюрная скульптура.

Домовая резьба — крупномасштабная техника изготовления, выполняется с помощью долот, пилы и топора. Чаще всего для этой резьбы применяют дерево хвойных пород и используется она в основном для украшения разных деревянных построек. Считается, что традиция украшать жилища резьбой перешла с деревянных кораблей и потому домовую резьбу часто называют корабельной. Домовая резьба по технике выполнения бывает прорезной, рельефной и объемной.

2.2. Виды применяемых материалов  при изготовлении изделия

  Липа является лучшим материалом для резьбы самых разных изделий. Распространена она почти повсеместно - и в европейской, и в азиатской частях России, а на Дальнем Востоке сосредоточено более половины отечественного запаса липы.
  Древесина липы мягкая, легкая, мало подвержена растрескиванию, короблению, не усыхает, имеет белый цвет, отличается чистотой и однородностью, легко поддается обработке, хорошо режется, широко используется и в токарном деле.
  Из-за недостаточной твердость липа не годится для производства мебели, зато в изготовлении сувениров, игрушек, резного декора для украшения дома, различной деревянной посуды она незаменима. Из нее до сих пор делают Семеновские и Загорске матрешки, резные Богородске игрушки, точат хохломскую посуду и еще многое другое. Благодаря своей мелкослойности, легкости в обработке липа используется в производстве бочек. Более мягкой липа становится после распаривания, а высыхая, приобретает высокую прочность.
  Это дает возможность выгибать из тонких липовых дощечек решета, коробейки, обивать тонкими липовыми досками изделия со сложными криволинейными поверхностями. Из распаренной древесины липы намного проще вырезать столовую утварь: ложки, миски, ковши, братины.
  Очень ценными свойством липы является ее вязкость. Многие мастера делают из липы доски, на которых режут кожу, вырезают берестяные кружева, мозаичные элементы из шпона, не боясь затупить нож. Чертежные доски также делают из липы. Такие доски хорошо держат кнопки, а оставшиеся после них вмятины быстро сглаживаются. Из-за легкости обработки, способности почти не усыхать и не поддаваться короблению модели для литья в основном делают из липы. 

2.3.Правила техники безопасности при выполнении  работ.

 Техника безопасности и резьба по дереву — понятия неразделимые. При обращении с лакокрасочными материалами, шлифовании и полировании необходимо соблюдать правила безопасного проведения данных работ.

  Помещение, где производятся работы с химическими составами, содержащими органические растворители, а также выполняются операции шлифовки, сопровождающимися образованием мелкодисперсной взвешенной пыли, должно быть оборудовано вытяжкой. Конечно же, далеко не всегда в домашних условиях или в небольшой частной мастерской возможно реализовать данное условие. Поэтому указанное помещение должно быть хотя бы хорошо проветриваемым.

  Нитроцеллюлозные лаки и политуры при попадании на кожу вызывают её раздражение. Поэтому перед началом работы необходимо смазать руки вазелином или ланолином, а затем вытереть насухо. Также рекомендуется пользоваться эластичными перчатками или специальными защитными плёнкообразующими пастами, так называемыми "биологическими перчатками", которые после окончания работы легко смываются тёплой водой с мылом. Нельзя мыть руки растворителями и разбавителями. После мытья руки следует насухо вытереть, особенно между пальцами, где кожа наиболее подвержена раздражению, и смазать кремом для рук.

  Резьба по дереву тогда доставляет настоящее моральное удовлетворение, когда она не представляет опасности для вашего здоровья, на страже которого незыблемо стоит техника безопасности.

3. Производственные условия реализации проекта

Б. Организация и производство работ.

3.1. Рабочее место резчика.

  Правильно организованное рабочее место резчика - одно из основных условий качественного и быстрого изготовления изделия. Оснащение рабочего места зависит от характера выполняемых резных работ.

  Резчику по дереву для изготовления шкатулок, коробок, ложек, небольших резных панно, изделий с резьбой по бересте, мелкой декоративной скульптуры и игрушек, а также всякого рода дополнений и украшений к костюму не требуется специального рабочего места, так как их можно выполнять на обыкновенном столе. Однако резчик по дереву не может работать в тесноте. Для каждого резчика требуется примерно 2 - 2,5 м2 площади. В производственных условиях на каждых 6 резчиков полагается около 20 м2 площади, на которой кроме столов для резчиков размещаются: особый стол для заточки инструментов, водяное точило, умывальник, шкаф для хранения инструментов, столярный верстак.

  Для выполнения изделий большого размера - крупной скульптуры, деталей мебели с резьбой, крупных панно и т. д. - необходим специальный стол-верстак длиной 1 - 5 м, высотой (рассчитана на работу стоя) 1 - 1,1 м. Для работы за верстаком сидя служит высокий табурет, ноги при этом ставят на подставку-проножку высотой 20 - 30 см. С правой стороны верстака расположен винтовой зажим, в котором закрепляют обрабатываемую заготовку. Для закрепления на верстаке обрабатываемых изделий или деталей в горизонтальной плоскости используют разнообразные державки. С их помощью изделие или деталь закрепляются так, чтобы их можно было легко снять, повернуть или перевернуть и вновь закрепить в прежнем положении. Державки не закреплены на верстаке постоянно, их прибивает сам резчик в зависимости от того, что и как ему нужно обработать. Различаются державки упорные, торцевые, угловые, фигурные, гнездовые, выносные и скобы Так, упорные державки, или упорки, служат для упора в них дощечек или мелких изделий во время выполнения геометрической резьбы. Торцевые - для закрепления узких длинных деталей; угловые - для больших квадратных и прямоугольных деталей; гнездовью - для мелких деталей; фигурные - для фигурных деталей; выносные - для ящиков. Державки-скобы служат для закрепления круглых изделий с концами разного диаметра, например вазочек, стаканов. Толщина державок обычно меньше толщины обрабатываемых деталей. Делаются державки из липы. Прибивать их следует по возможности мелкими тонкими гвоздями. Это сохраняет крышку верстака.

Державки для закрепления изделий на верстаке: а - угловые, б - торцевые, в - фигурные, г - упорка, д - гнездовая, е - выносные, ж - скобы

  Рабочее место резчика по кости дополнительно оборудуется бормашиной и вытяжными отсосами местной вентиляции для отсасывания костяной пыли. Высота рабочего стола резчика по кости 800 мм, что обеспечивает достаточное расстояние от рабочей поверхности до глаз мастера. Существуют два наиболее удобных положения для мастера при резьбе по кости. Первое положение, когда обрабатываемая заготовка находится на столе (положение фигуры мастера в этом случае более прямое), и второе, когда заготовку мастер держит на коленях. В зависимости от привычки мастера работать в первом или втором положении или установившейся традиции резьбы на предприятии вентиляционный отсос выводится в крышку стола или ставится в боковой стенке стола, у коленей мастера.

  Бормашина должна находиться справа от мастера. При ее установке предусматривают такое положение гибкого рукава, при котором он будет меньше изгибаться, что продлит сроки его эксплуатации. Расположение гибкого рукава бормашины на рабочей поверхности стола или ниже ее зависит от привычного положения мастера Кнопка выключателя бормашины устанавливается слева от мастера. Возможно применение ножного включения педалью. В этом случае педаль устанавливается у правой ноги мастера. Справа же от мастера устанавливается приспособление для выпиловочных работ - "ласточкин хвост".

  Рабочий стол мастера, выполняющего единичные сувенирно-подарочные изделия, может быть оснащен малогабаритным универсальным приспособлением (с электродвигателем 0,25 кВт) для обработки заготовок и полуфабрикатов. В шпиндель приспособления можно заправлять различный сменный инструмент: режущий, абразивный, отделочный. Приспособление располагается в левой части стола. Сиденье у рабочего стола должно быть удобным, не затрудняющим движений резчика. При резьбе на коленях рекомендуется иметь подставку под правую ногу.

  Правильная организация рабочего места включает удобное расположение инструмента на рабочем столе резчика. Ручной инструмент раскладывается справа от мастера в глубине стола. Боры и фрезы к бормашине устанавливаются в вертикальном положении на деревянном бруске, в котором просверливаются для этого отверстия. Боры можно рассортировать по величине режущих головок. Наиболее часто употребляемый инструмент располагается ближе к мастеру.

  В центре стола, перед мастером, ставится эталон выполняемого изделия. Ближняя к мастеру рабочая поверхность стола остается свободной для выполнения операций резьбы и размещения полуфабрикатов.

  Стол, на котором затачиваются инструменты, должен иметь размеры          80 × 100× 100 (110). В центре расположен отвод для стока применяемой при заточке воды.

  Шкаф, предназначенный для инструментов, должен иметь отдельные ящики по числу работающих в мастерской резчиков. Каждый ящик рекомендуется оборудовать специальной рейкой с гнездами для инструментов. Еще удобнее хранить инструменты в инструментальных мешках - каждый в своей ячейке. Столярный инструмент, которым пользуются все резчики поочередно,, удобно хранить в особом отделении шкафа.

  Большое значение для резчика имеет освещение. Целесообразно располагать рабочий стол (верстак) так, чтобы свет на его поверхность падал спереди и слева. При искусственном освещении рабочее место резчика должно освещаться одновременно с двух - трех точек. При одном источнике света, расположенном слева, справа или впереди резчика, на резьбе будут получаться резкие тени, что мешает работе. При источнике света, расположенном строго над рабочим местом, будет плохо различаться рельеф резьбы. Лучшим является освещение естественное, дневное, без прямых солнечных лучей.

3.2.Инструмент резчика по дереву

В процессе художественной обработки дерева, кости, рога и китового уса резчики пользуются как специальными, так и общими инструментами.

  Инструменты резчика по дереву. Основные инструменты резчика по дереву: резаки, стамески, царазики, уголки, клюкарзы, ножи. Каждый режущий инструмент вправлен в рукоятку, которая представляет собой черенок мягко закругленной или слегка ограненной формы. Очень важно, чтобы инструменты, особенно хорошо заточенные режущие, было удобно держать в руках. Это помогает резчику избегать производственных травм. Многие резчики сами делают рукоятки к своим режущим инструментам.

  Резаки состоят из полотна, шейки, упора и хвоста. Ось хвоста, шейка и полотно должны составлять одну прямую линию. Лезвие у резака скошенное, отчего с одной стороны образуется острый угол, называемый носком, а с другой - тупой, так называемая пятка. Лезвие скошено не только по краю, но и по плоскостям в направлении к режущей кромке. Примерно в 2 - 2,5 мм до режущей кромки полотно резака имеет пологий скос, называемый первой фаской, а у самого лезвия - второй короткий скос, вторую фаску, шириной 1 - 1,5 мм. Фаски имеются с обеих сторон полотна.

Резаки бывают широкие и узкие. Полотно широкого резака имеет ширину примерно 2 см. К шейке оно сужается, сначала до 4 мм, а к самому концу - до 2 мм. Ширина полотна узкого резака 7 мм. Толщина его у шейки 2 - 3 мм, а на конце 1,5 - 2 мм.

  Стамески применяются в основном при рельефной резьбе. Различаются по профилю и ширине полотна, могут быть прямыми и полукруглыми. Передняя часть прямой стамески должна быть правильной плоской формы, без царапин и вмятин. Полукруглые стамески бывают отлогие, средние и крутые. Форму полукруглой стамески определяют радиусом изгиба полотна, а размер - шириной его.

Стамески и их поперечное сечение: а - царазик, б - средняя, в - крутая, г - уголок, д - клюкарза

  Царазики - инструмент для выборки узких полукруглых выемок, выполнения прожилок и обработки перехода фона в край орнамента, а также для разных мелких работ. По своей форме они похожи на узкие полукруглые стамески с большой (больше полукруга) глубиной изгиба. Размеры царазиков различны в зависимости от назначения.

  Уголки служат для прорезания линий и жилок. Это стамески с лезвием в виде угла. Размеры уголков по ширине захвата разнообразны. Угол, образуемый резко перегнутым по всей длине полотном, равен примерно 50 - 70°. Ширина каждой стороны 5 - 15 мм.

  Клюкарзы используются для выполнения глубокой барельефной резьбы, для выборки фона. Это стамески с очень коротким полотном и длинной, изогнутой около полотна шейкой.

  Ножи широкие и узкие (типа кинжалов) применяются для выполнения прорезной резьбы.

Полный комплект резчицкого инструмента включает:

  1.  резаки шириной 2,0 - 2,5 см и 0,7 см - 3;
  2.  стамески шириной:
  3.  прямые - от 3,0 до 0,2 см - 6;
  4.  отлогие - от 2,5 до 0,3 см - 6;
  5.  средние - от 2,5 до 0,5 см - 6;
  6.  крутые - от 2,0 до 0,4 см - 5;
  7.  царазики шириной от 0,3 до 0,2 см - 2;
  8.  уголки - 1;
  9.  клюкарзы прямые шириной 1,0 - 0,5 см - 2;
  10.  ножи длиной 8 и 15 см - 2.

   Инструменты для выполнения мозаики: а - циркуль-резак, б - нож, в - рейсмус, г - пила для резания фанеры, д - приспособление для выпиливания лобзиком, е - дрель

  Специальными инструментами пользуются резчики при выполнении мозаики и скульптурной резьбы

                                                                                       Инструменты для выполнения скульптурной резьбы: а - нож, б - стамески

  Для мозаичных работ требуется нож (или скальпель), которым вырезается узор. Ручка ножа заканчивается плоским срезом для притирки бумажной ленты при склеивании деталей. В распоряжении резчика должны быть: циркуль-резак для вырезания круглых деталей, пила для разрезания фанеры, приспособление для выпиливания лобзиком, дрель для сверления небольших отверстий и рейсмус, которым наносят продольные линии и режут фанеру, для чего в ножки рейсмуса вставляют иглы или плоские ножи.

  Набор инструментов для выполнения объемной скульптуры состоит из полукруглых стамесок (7 - 8 шт.) шириной от 1,5 до 4,0 см и специального ножа для отделки - так называемого богородского ножа.

  В качестве вспомогательного инструмента резчик по дереву использует: рубанок для выравнивания плоской поверхности деревянной заготовки-доски, шерхебель (рубанок с закругленным лезвием) для грубого строгания и фуганок (отличается длиной колодки) для чистовой отделки.

  Инструменты резчика по кости и рогу. Специальный инструмент для резьбы по кости и рогу не выпускается. Для этой цели используют в основном инструмент по дереву и металлу. Инструмент специфический, применяется только при обработке кости, рога и китового уса, изготовляют сами резчики.

  Терпуг применяется при обдирке заготовки. Это тяжелый напильник с крупной односторонней насечкой зуба. Его устанавливают в наклонном положении, зубцами вверх, так, что он упирается раздвоенным концом в упор. Стружка снимается с заготовки движением кости вниз-вверх вдоль инструмента. Режущим моментом является движение вниз.

  Втиральник - один из специфических косторезных инструментов. Применяется при ажурных работах (на проем). Втиральники изготовляют вручную из инструментальной стали, насечка зуба делается в одну сторону в отличие от напильника В зависимости от характера резьбы и величины рисунка меняются размер и конфигурация инструмента, а также размер и шаг зуба. Как правило, насечка зуба у втиральников делается на всей поверхности стержня.

  Долик (рис. 70, б) - разновидность втиральника с очень малым диаметром режущей части и нарезкой на одной стороне инструмента. Используется для тончайшей ажурной резьбы. До лики, так же как и втиральники, бывают различной конфигурации.

а - втиральник, б - долик, их сечения

  Клепики применяют в гравировке, при резьбе рельефов. Режущая часть клепиков выполняется из инструментальной стали. Размер и конфигурация режущей части зависят от характера резьбы и масштаба рисунка. При работе над рельефом клепик берут в правую руку лезвием от себя. Опорой инструменту служит кончик большого пальца. Режущее усилие увеличивают нажимом от себя. Гравировку выполняют самым кончиком клепика, держа инструмент почти вертикально.

 Клепики и стамесочки

  Инструмент общий. Метр и линейка служат Для измерения длины, ширины, высоты и глубины, а также для проведения прямых линий.

  Угольник нужен для обозначения прямых углов, нанесения перпендикулярных и параллельных линий; треугольник - для нанесения линий под углом 30, 45 и 60°.

  Малка и ерунок (ярунок) предназначены для проведения линий под разными углами одна к другой. Ерунок применяют для расчерчивания углов в 45°.

  Циркулем-разметчиком наносят на обрабатываемую поверхность круги или дуги, контурные линии и детали орнамента. Для измерения размеров и диаметров изделий используют кронциркуль. Более точный и удобный инструмент, служащий для тех же целей, - штангенциркуль. Деления, нанесенные на нем (в сантиметрах и миллиметрах), упраздняют одну из операций измерения и сразу дают цифровые выражения размеров изделия или заготовки.

  Рейсмус служит для прочерчивания линий, параллельных граням заготовки. Чтобы заготовка при прочерчивании не задиралась, рейсмус обычно наклоняют слегка в сторону движения.

  Лучковая пила применяется для распиловки дерева и кости. Один ее конец закреплен наглухо, другой надевается на крючок. Начиная работу снимают этот конец с крючка, продевают в подготовленное для начала распила отверстие и, надев снова на крючок, туго натягивают винтом. Зубья пилы разводятся, т. е. загибаются попеременно в одну и другую сторону, тогда пропил получается шире толщины полотна и пила свободно ходит взад и вперед, выбрасывая опилки. Рабочий момент пилы - движение вперед.

Пилы различаются по величине зуба. Для точной опиловки и распиловки кости, твердого и сухого дерева применяются мелкозубные пилы. Для выпиливания по кривым линиям, например сложного контура туалетной коробочки, контура скульптуры, употребляется винторезная, или ажурная, пила с очень узким полотном. Зубья в этом случае разводят несколько шире, чем для прямолинейного пиления.

  Лобзик - миниатюрная пила. Применяется для резьбы на пластинах кости и дощечках не толще 1 см. При ажурной резьбе используются пилочки по металлу. Они достаточно тонки и имеют хорошие мелкие зубцы. Устанавливают пилочку зубцами вниз. Работа производится равномерным поступательным движением руки вверх-вниз, причем рабочим моментом является движение вниз. Пилка при этом должна оставаться строго перпендикулярной плоскости заготовки. При крутых поворотах пилки в материале нельзя прекращать ее движения вверх и вниз, в противном случае она может перекрутиться и лопнуть. Опорой в работах на проем служит специальная подставка - "ласточкин хвост". Наиболее удобен в работе обыкновенный станок для выпиливания по фанере. При выпиливании узора на больших плоскостях несколько изменяют раму лобзика, чтобы не задевать пластинки кости, дощечки.

  Рашпили и напильники применяются для шлифовально-обдирочных работ. Различают драчевые и личные с насечкой 14х14, 20x20 на 10 мм. Для зачистки поверхностей и обработки мелких деталей используют надфили-напильники небольшого размера с мелкой насечкой.

  Сверла применяются для просверливания отверстий в процессе резьбы. Наиболее часто употребляются сверла диаметром от 0,8 до 8,0 мм. Однако спиральные сверла по металлу при сверлении кости сильно забиваются костяной пылью, поэтому отверстия диаметром до 3 мм сверлят перками (рис. 75). Как правило, их изготовляет сам мастер из стальной проволоки. Перки бывают длиной до 20 см. Все грани должны быть режущими.

 Перки.

  Киянка (деревянный молоток) применяется в работе с твердыми породами дерева, при вырубке фона, обрубке рельефа, выполнении крупных работ.

  Молоток столярный нужен для прибивания державок. Употреблять молоток вместо киянки нельзя: он будет разбивать черенки стамесок.

   Молоточек маленький, легкий используется для расклепки металлической фурнитуры, закрепления булавок, значков и брошей, закрепления пластин кости в оклейных шкатулках.

  Абразивный инструмент применяется для заточки и доводки режущих инструментов, для опиловки и шлифования изделий. Виды, формы и размеры абразивного инструмента определены ГОСТом.

  Для заточки инструментов применяются шлифовальные круги, которые характеризуются родом и размером абразивного зерна, родом связки, твердостью и структурой. Маркировка кругов имеет смысловое значение. Так, марка наиболее часто используемого круга ЭБ40СМIК6 означает: ЭБ - электрокорунд белый - материал абразивного зерна круга; 40 - зернистость - размер абразивных зерен в мкм (чем больше номер зернистости, тем больше размер зерна); СМ1 - твердость - сопротивляемость связки круга выравниванию абразивных зерен под действием внешних сил (средне-мягкий); К - керамическая связка - вещество, применяемое для придания формы шлифовальному кругу и связки зерен между собой (бывает керамическая, бакелитовая, вулканитовая); 6 - структура № 6 (характеризуется процентным содержанием абразивных зерен, связки и пор в единице объема круга).

Абразивный инструмент для установки на бормашину выпускается в виде шлифовальных фрез, шлифовальных кругов,  борголовок и фасонных головок. Ими выполняются тонкие работы по изготовлению и заточке режущего инструмента, различных сверл, выкруток, фрез.

                                                                                              Фрезы шлифовальные: а - зуботехнические, б - самодельная (шарошка)

Инструмент для бормашины: а - головки фасонные шлифовальные № 2 (слева) и № 3; б - оправка для абразивной шкурки, в - оправка для дисковых кругов

  Подготовка инструмента для резьбы. Перед началом резьбы инструмент должен быть хорошо заточен и направлен. Для заточки инструмента пользуются водяным точилом, абразивными кругами и брусками различной зернистости.

  Водяное точило с абразивным кругом средней зернистости служит для затачивания фасок на резчицком инструменте. Точило должно вращаться в направлении к себе, на инструмент. Если фаска получается слишком отлогой, стамеску поднимают ближе к себе, если крутой - стамеску выдвигают от себя. Фаска должна быть заточена правильно по всей ширине стамески.

                                                                Заточка и правка резчицкого инструмента: а - заточка прямой стамески на бруске со стороны лица и со стороны фаски, б - правка резчицкого инструмента: оселок на столе, в правой руке, в левой руке.

  Процесс заточки фаски следует вести до тех пор, пока на лезвии не появится ровный узкий заусенец, т. е. тончайший слой металла, завернувшегося от фаски к передней грани (рис. 78, а). От затачивания лезвие стамески становится все тоньше и тоньше и, наконец, в какой-то момент заламывается вверх в виде бахромы из кусочков металла или заусенца. Это значит, что заточка закончена. Потом стамеску продолжают точить на мелкозернистом бруске (рис. 78, б), держа ее правой рукой за черенок, а левой - плотно прижимая фаску к бруску. Точат до тех пор, пока заусенец не станет совсем тонким. Тогда стамеску перевертывают, плотно прижимают к бруску и чуть-чуть подтачивают. Затем опять возвращают в прежнее положение. Точить в первом положении следует больше, чем во втором. Заточку производят чуть дольше того, как отлетит заусенец. После этого стамеску правят на оселке, перевертывая ее как можно чаще с одной стороны на другую, равномерно с обеих сторон. После оселка инструмент подправляют на кожаном ремне движениями к себе.

  Прямой резак затачивается так же, как и прямая стамеска. Полукруглые стамески, клюкарзы, царазики и др. затачиваются так же и в той же последовательности, что и прямые. Во время заточки на бруске стамеску или другой инструмент с полукруглым лезвием тоже поворачивают с боку на бок, но точат при этом по одному месту бруска. Постепенно на бруске образуется канавка, на которой полукруглая фаска затачивается правильней. Царазики и другой мелкий инструмент следует точить осторожно и только на мелкозернистых брусках. Внутренние поверхности уголков точат и правят на брусках и оселках с острыми краями.

  В процессе работы над конструкцией часов использовались также  электроинструменты: рейсмус, рубанок, фрезерный станок, шлифовальная машина, углорез, дрель, точило бытовое:

    

    

    

3.3.Объем работ  и потребности материалов по заданию.

Расход материала для  изготовления изделия:

Доска ясеневая, обрезная ( 300×20×2,5) - 1 шт.

Лак тонированный, акриловый – 30г

Расход времени на изготовление  - 24 час.

Приложения: Фото изделия.

Заключение.

  Деревянная мебель – это классика на все времена. Несмотря на свою дороговизну, такая мебель пользуется большим спросом у любителей безопасных натуральных материалов.  Шикарные диваны и кресла в деревянной обработке, резные столы и комоды, строгие табуреты и стулья смотрятся стильно и дорого в классическом, старинном или деревенском интерьерах.

  Изделия из дерева никогда не потеряют свою актуальность, ведь натуральные материалы ценились в любые времена.

Литература:

  1.  Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, Легпромбытиздат,1997.-512с.
  2.  Бобиков П.Д., Конструирование столярно-мебельных изделий: Учебник для сред.проф.-техн училищ.-2е изд.,перераб. и доп.-М.: Высш.шк,1980.-174с.
  3.  Буриков В.Г., Власов В.Н., Домовая резьба - М.: Нива России совместно с компанией «Евразинский регион»,1993-352с.
  4.  Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станках.-М.:Изд. «Народное творчество», Издатель И.В.Балабанов, Издательство «Искона»,1999.-280с.
  5.  . Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х годов. П.: Художник РСФСР, 1985. - 160 с.
  6.  Чебан В.А.Современная резьба по дереву. Резьба по дереву.-Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис», 2005,512с.




1. Организованная преступность в России история и современность
2. Реферат- Экономическая эффективность производства кормов в ОАО Молодая гвардия
3. педагогического исследования 1й ЭТАП Общее ознакомление с проблемой исследования обоснование ее актуаль
4. Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь
5. Новая цихлида с озера Ньяса
6. тема ~ совокупность политич институтов и все формы коммуникации между ними Компоненты политической систем
7. Реферат- Группы работ на предприятии и организация труда персонала
8. баланс Виды бухгалтерского баланса
9. Закона Украины об охране труда 7 1
10. truism от true верный правильный общеизвестная избитая истина банальность
11. по теме- Технологические процессы сборки и монтажа узлов и блоков в приборостроении Технологии сборо
12. 02 четверг СНОУБОРД 10
13. Тема 9 Система питания автомобиля
14. либо разыскиваемый экземпляр
15. 1Общая характеристика философии России XIX ~XX 2Определение русской идеи в философии России XIX ~XX 3 Характер.html
16. го по 1903 pp. Надвиробництво продукції погіршення її збуту зумовили скорочення або повну зупинку діяльності б
17. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук КИЇВ 199
18. Контрольная работа по философии Преподаватель Алексеенко А
19. Формирование умения проектировать и моделировать свою деятельность и поведение а также деятельность уч
20. 2. 5. E Фотонэто частица ответственная за сильные взаимодействия.html