Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


Антимонопольное законодательство РФ и органы, контролирующие его исполнение

История

Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) образован в соответствии с Законом РСФСР от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Председателем Комитета был назначен Валерий Черногородский. Штатная численность работников аппарата определена в 150 единиц, введено Временное положение о ГКАП России, которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о ГКАП России (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена до 350 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий). В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Бочин.

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 года № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталья Фонарева.

22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (Председатель Н. Е. Фонарева), Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (Председатель И. М. Хакамада), Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (Руководитель В. И. Будько) и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (Руководитель В. М. Горячев). На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Министром назначен Геннадий Ходырев.

Численность работников центрального аппарата (440 единиц без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1564 «Вопросы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства». В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено ПостановлениемПравительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года. В мае 1999 года министром стал Илья Южанов.

9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе. Руководителем службы назначен Игорь Артемьев.

Функции

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

  •  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;
  •  надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
  •  надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
  •  контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);
  •  контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;
  •  контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», «О рекламе». С 01 февраля 2010 года ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

Структура

В структуру ФАС России входят центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений, и территориальные органы. В настоящее время число территориальных органов ФАС России по субъектам Российской Федерации составляет 83.

Полномочия и порядок рассмотрения дел

В соответствии с Положением о ФАС России служба наделена следующими основными полномочиями:

  •   принятие нормативных актов по вопросам, отнесённым к компетенции службы (только центральный аппарат);
  •   осуществление контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями), федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства в установленной сфере, в том числе рассмотрение дел о нарушениях законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, проведение плановых и внеплановых проверок, привлечение виновных в нарушении законодательства лиц к административной ответственности;
  •   осуществление контроля экономической концентрации на товарных рынках, согласование сделок с акциями (долями) и имуществом коммерческих организаций в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
  •   проведение исследования товарных рынков и установление наличия доминирующего положения на них отдельных хозяйствующих субъектов;
  •   ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения о поставщиках (подрядчиках), уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов по результатам торгов, а также поставщиках (подрядчиках), контракты с которыми расторгнуты в судебном порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств;
  •   рассмотрение ходатайств иностранных инвесторов о согласовании сделок с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или о согласовании установления контроля над такими обществами.

ФАС России и его территориальные органы возбуждают дела о нарушениях законодательства в сфере своей компетенции по заявлениям физических и юридических лиц, материалам правоохранительных органов, а также по собственной инициативе по результатам проведённых службой проверок. Дела рассматриваются создаваемой для этих целей комиссией, состоящей из сотрудников антимонопольного органа в количестве не менее трёх человек. Председателем комиссии является руководитель антимонопольного органа или его заместитель. При рассмотрении дел в отношении кредитных организаций половину состава комиссии должны составлять представители Центрального банка Российской Федерации. Дела рассматриваются комиссией с участием сторон (заявителя и ответчика), которые излагают свою позицию и представляют доказательства в её обоснование, после чего комиссия в отсутствие сторон принимает решение по делу большинством голосов членов комиссии путём открытого голосования. В случае необходимости получения дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле заинтересованных лиц рассмотрение дела может быть отложено, а при необходимости проведения экспертиз — приостановлено. По результатам рассмотрения дела производство по делу может быть прекращено в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения законодательства, либо ответчик признан нарушившим соответствующие нормы закона — в этом случае ему выдаётся предписание о прекращении нарушения. Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке.

Основные направления деятельности

На основании Доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России на 2008—2010 годы, представленного ФАС России в Правительство Российской Федерации, стратегической задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определены 3 основных цели своей деятельности:

  1.  Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
  2.  Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа.
  3.  Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.

Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.

Деятельность ФАС

В рамках контроля конкуренции ФАС России ежегодно возбуждает более 10000 дел (в 100 раз больше, чем в США). 5 тыс. против органов власти (в основном муниципалитетов), 5 тыс. против бизнеса. Пика активности ФАС России достиг в 2008-2010 гг., когда были возбуждены дела против четверки крупнейших нефтяных компаний по повышению цен на бензин (сумма наложенных штрафов составила 20,7 млрд. рублей), против компании «Мечел» и других производителей по повышению цен на коксующийся уголь (сумма штрафов – свыше 1 млрд. рублей)

Однако затем доля дел против малого и среднего бизнеса (МСП) стала резко возрастать, и составила в 2012 г. 56% по делам, дошедшим до суда, в недошедших - 80%, что играет против конкуренции («картель» индивидуальных предпринимателей Автономовой Е.В. и Кошечкина И.С. в виде установления одинаковой цены в 50 руб. за прокат надувных батутов, «картель» поставщика продуктов питания ООО «Юдана» из Рязани со своими покупателями индивидуальными предпринимателями Федоровским А.Е. и Чалым В.Е., ТСЖ в Новосибиске было признано монополистом по поставке горячей воды своему арендатору, ларек из Белгорода был наказан за картель со своим оптовиком, кинотеатр был признан монополистом на рынке попкорна в границах торгового центра и оштрафован. Эксперты отмечают, что в российском законодательстве отсутствуют общепринятые в мире нормы об «иммунитетах» от антимонопольного преследования для малого бизнеса и компаний с маленькими долями рынка.

Еще одной проблемой, вызывающей возбуждение большого количества дел против предприятий малого и среднего бизнеса, является «палочная» система мотивации сотрудников ФАС России. Менее 10% дел и 1% штрафов приходится на иностранные компании (в США – 70% и 90%). То есть в США антимонопольная политика направлена на повышение конкурентоспособности американского бизнеса, а в России – бьет по своим.

Только 2% дел содержат хотя бы элементарный анализ рынка. При этом, ФАС России своим приказом №220 от 28.04.2010 г.[40] освободила себя от обязанности проводить анализ рынка по подавляющей (90%) категории дел. И даже в том небольшом числе дел, где анализ проводится, ФАС России имеет очень большую свободу действий при определении товара, географических границ рынка и т.д. Это не только приводит к тому, что появляются монополисты в границах своего завода, монополисты - ТСЖ в границах дома, но и ставит под сомнение законность некоторых решений и в отношении крупных компаний.

Одним из главных приоритетов ФАС России стала борьба с картелями. С 2009 г. картели стали уголовно наказуемым деянием (срок до 3 лет). При этом, ФАС России не внесла в закон четкое определение картеля, что позволяет весьма вольно трактовать почти любой договор, в том числе обычный договор между продавцом и покупателем как картель, или угрожая возбудить подобное дело, что влечет для компаний коррупционные риски. В результате 2/3 картельных дел возбуждены против малого бизнеса, растет число картельных дел против компаний с небольшой долей рынка, которые конкуренции не угрожают. При этом, в США и ЕС картельных дел против малого бизнеса и компаний с небольшой долей рынка нет вообще. Картель на рынке каустической соды, неоднократно входивший в перечень лучших дел ФАС, был установлен путем рассылки фиктивных писем с фиктивных электронных адресов с рабочих компьютеров сотрудников ФАС от лица обвиняемых компаний (ОАО «Галополимер» и др.).

В мире только Турция проводит больше «рейдов на рассвете» (внезапных проверок), чем Россия. При этом, началась практика, когда такие проверки проходят в форме обыска, причем ФАС России является единственной службой, которая проводит подобные мероприятия без постановления суда, без приглашения понятых, а также с многочисленными процессуальными нарушениями. Одним из последних случаев подобного рода стала проверка в отношении небольшой компании ИТ-сектора ЗАО «Аргус-спектр».

Кроме того, ФАС России ежегодно рассматривает более 4,5 тыс. сделок экономической концентрации (в 3 раза больше чем в США, в 20-50 раз больше любой из крупных европейских стран), из них отказано в 5-10 слияний в год (0,2 % случаев). Еще по 200-300 слияниям ФАС выдает предписание, из них 4% структурные (в ЕС -85%), а в 96% - поведенческие (в ЕС - 15%). Анализ НИУ-ВШЭ показал, что предписания не оказали положительного влияния на конкуренцию.

К функциям ФАС России также относится ведение Реестра компаний, имеющих на рынке долю свыше 35%: Нигде в мире, кроме России, Казахстана и Украины подобного Реестра нет – антимонопольный орган каждый раз анализирует рынок и доказывает монопольное положение. Из почти 10 тыс. фигурантов Реестра 65% – субъекты малого и среднего предпринимательства (ОАО «Штемпельно-граверная фабрика», ООО «Пчела», ООО «С легким паром»), а 15% - ликвидированные предприятия. Западные исследователи утверждают, что Реестр с 1990-х гг. использовался для преследования малого бизнеса и для коррупционных целей.

В рамках нормотворчества ФАС России 3 раза вносило масштабные изменения (антимонопольные пакеты) в закон «О защите конкуренции». Регулирование постоянно ужесточается. Кроме того в апреле 2013 г. ФАС внесла в Правительство Российской Федерации «четвертый антимонопольный пакет», который существенно ухудшает положение бизнеса, вводит новые запреты и новые формы прямого вмешательства антимонопольного органа в хозяйственную деятельность компаний и государственных органов, вводит ряд новаций, противоречащих мировому опыту и имеющих коррупционные риски.

В рамках закона «О рекламе» ФАС России возбуждает 5000 дел ежегодно. Абсолютное большинство против МСП, по формальным, оценочным и субъективным критериям (индивидуальный предприниматель из г. Хабаровска оштрафован за ненадлежащую рекламу пива (повесил на стене магазина плакат с изображением креветки), ООО «Центр микрохирургии глаза «Визус-1» из Тюмени оштрафован за отсутствие в рекламе персонального телефона доктора, таксист из Костромы оштрафован за оскорбление хлеба (разместил рекламу «если в слове хлеб сделать 4 ошибок, то получится слово «такси», против сибирского банка возбуждено дело за гей-пропаганду (в рекламе использован образ С. Светлакова в роли Ивана Дулина из «Наша Russia»).

В рамках закона «О размещении государственного заказа» (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», с 2014 г. - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») ФАС России возбуждает 17000 дел ежегодно, только по процедурным нарушениям, при наличии «чрезвычайных» полномочий (право приостановить торги).

Итого, общее число возбужденных ФАС России дел составляет 55 тысяч – больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых.

Консультативные органы при ФАС России

При ФАС России действует Общественно-консультативный совет, в который входят представители некоммерческих организаций, объединений предпринимателей. Совет проводит мониторинг деятельности ФАС России, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики пресечения его нарушений. Аналогичные советы действуют в территориальных управлениях ФАС России. При ФАС России также действуют экспертные советы по отдельным направлениям деятельности службы, в частности, Экспертный совет по рекламе, Экспертный совет по недобросовестной конкуренции, Экспертный совет по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, Экспертный совет по электроэнергетике, Экспертный совет по вопросам связи, Экспертный совет по агропромышленному комплексу, Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере ЖКХ, Экспертный совет по поддержке малого и среднего предпринимательства. В состав Экспертных советов входят участники рынков, представители некоммерческих организаций и контролирующих органов власти.

ТО Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).




1. Анализ предпосылок, факторов развития и уровня зрелости ПР как профессиональной практики
2. Д Искалиев МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
3. О финансовых основах местного самоуправления на принципах
4. Реферат- Роль языка в становлении личности человека
5. аффтар жжот креатифф зачотный
6. тематике В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии котоpую посещать лицам женского пола запpещалось но ее насто
7.  СТАТЬИ ДУХОВНОПОЛИТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ9 Часть 2
8. Обеспечение финансовой устойчивости отечественного страхования
9. Учебно-методические материалы по истории педагогики
10. . Загальні умови 2
11. кровяных ядов При ингаляции окиси углерода происходит обратимое но весьма стойкое соединение его с гемог
12. Конституционное право Российской Федерации
13. реферату- Гроші та інфляціяРозділ- Гроші і кредит Гроші та інфляція Грошова реформа 1895 ~ 1897 була ретельно п
14. ТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ.html
15. Задание 1. Оставить одномоментным касанием следы пальцев рук 4 следа правой руки на объекте.
16. 64 2013 1 басылым Ред
17. ТЕМА ПОНЯТИЕ О ГРУППЕ В ПСИХОЛОГИИ ГРУППА ограниченная размером общность людей выделяющаяся или выде
18. Проблемы мотивации в психологической науке
19. Антропологічна характеристика та риси людини
20. 2000гг Изменения валового внутреннего продукта обусловлены уточнением информационной базы расчетов корре