Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Методические рекомендациипо подготовке к семинарским занятиям

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ИрГУПС (ИрИИТ)

Институт гуманитарного образования

Кафедра философии и социальных наук

ФИЛОСОФИЯ

Методические рекомендации
по подготовке к семинарским занятиям

Иркутск 2012

УДК 101 (075.1)

Рассмотрено и рекомендовано к изданию кафедрой «Философия и социальные науки» Иркутского государственного университета путей сообщения 16 апреля 2012 г., протокол заседания кафедры № 7.

Философия: методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям / Н. Ю. Куценко. Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2012. 35 с.

Рецензенты:

зав. кафедрой «Философия и социальные науки» ИрГУПС д.ф.н., профессор Атанов А. А.

д.ф.н., профессор кафедры «Философия» БГУЭП Туев В. А.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Даны рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, список литературы, список рекомендуемых тем рефератов и докладов, контрольные вопросы для подготовки к экзамену; выделены ключевые философские понятия и категории. Предназначены для студентов 2 курса дневной формы обучения всех специальностей.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

Тематика семинарских занятий

5

Основная литература

6

Дополнительная литература

6

Философские сайты

7

Семинар 1. Предмет философии

Семинар 2. Античная философия

Семинар 3. Философия Древнего Востока

Семинар 4. Философия Средних веков и эпохи Возрождения

Семинар 5. Философия Нового времени и эпохи

французского Просвещения

Семинар 6. Немецкая классическая философия.

Философия марксизма

Семинар 7. Русская философия второй половины

XIXXX веков

Семинар 8. Современная западная философия

Семинар 9. Философское осмысление бытия

Семинар 10. Диалектика как метод философии и учение

о всеобщей связи и развитии явлений

Семинар 11. Сознание как философская проблема

Семинар 12. Теория познания

Семинар 13. Научное познание, его формы и уровни

Семинар 14. Философская антропология

Семинар 15. Человек в мире культуры

Семинар 16. Общество как объект философского исследования

Семинар 17. Философия истории

Семинар 18. Будущее человечества: проблемы и перспективы современной цивилизации

Вопросы для подготовки к экзамену

Введение

Главной целью изучения дисциплины «Философия» является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям; формирование философской культуры мышления, способности самостоятельно и аргументированно оценивать действительность.

Задачи дисциплины:

- ознакомление студентов с основными этапами развития философии, с важнейшими философскими школами и течениями;

- создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем;

- формирование и развитие философского мировоззрения и мироощущения;

- развитие способности к самостоятельному анализу фундаментальных философских проблем, оперированию философскими принципами, законами и категориями;

- развитие у слушателей способности к объективному анализу сложных процессов развития современного мира;

- развитие умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение профессиональных и мировоззренческих проблем.

В результате освоения дисциплины «Философия» студент должен достигнуть следующих результатов:

знать основные положения и принципы философской науки; закономерности развития природы, общества и мышления; базовые ценности мировой культуры;

уметь творчески применять положения и выводы научной философии для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

владеть навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; основными формами и методами научного познания, приёмами полемики, критики и аргументации.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

раздел

дисциплины

занятия

тема занятия

кол-во

часов

I. Что есть

философия (2ч.)

1

Предмет философии

2

II. История

философии (14 ч.)

2

3

4

5

6

7

8

Античная философия

Философия Древнего Востока

Философия Средних веков и эпохи Возрождения

Философия Нового времени и эпохи французского Просвещения

Немецкая классическая философия

Философия марксизма

Русская философия второй половины XIX–XX

веков

Современная западная философия

2

2

2

2

2

2

2

III. Философия бытия (4 ч.)

9

10

Философское осмысление бытия

Диалектика как метод философии и учение о всеобщей связи и развитии явлений

2

2

IV. Философия познания (4 ч.)

11

12

Сознание как философская проблема

Теория познания

2

2

V. Научное

познание (2 ч.)

13

Научное познание, его формы и уровни

2

VI. Философия человека (4 ч.)

14

15

Философская антропология

Человек в мире культуры

2

2

VII. Социальная философия (6 ч.)

16

17

18

Общество как объект философского исследования

Философия истории

Будущее человечества: проблемы и перспективы современной цивилизации

2

2

2

Итого:

36

Основная литература по курсу

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник для вузов. М.: Проспект, 2012. 592 с.

2. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: учеб. пособие для вузов. М.: Проспект, 2010. 480 с.

3. Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов: учебник для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 502 с.

4. Губин В. Д. Философия: учебник для вузов. М.: Проспект, 2011. 336 с.

5. Данильян О. Г. Философия: учебник для вузов. М.: Эксмо, 2009. 512 с.

6. Зотов А. Ф., Миронов В. В., Разин А. В. Философия: учебник для вузов. М.: Проспект, 2012. 672 с.

7. Зотов А. Ф. Современная западная философия: учеб. пособие для вузов. М.: Проспект, 2012. 781 с.

8. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. М.: Логос, 2011. 376с.

9. Канке В. А. Современная философия: учебник для вузов. М.: Омега-Л, 2012. 329 с.

10. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 560 с.

11. Новая философская энциклопедия: В 4 томах / ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин и др. М.: Мысль, 2010.

12. Спиркин А. Г. Философия: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2012. 828 с.

13. Философия: учебник для вузов / ред. В. Н. Лавриненко. М.: Феникс, 2011. 576 с.

14. Философия : учеб. пособие для вузов / ред. : В. П. Кохановский . Ростов н/Д: Феникс, 2011. 568 с.

15. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для вузов / сост. П. В. Алексеев М.: Проспект, 2011. 576 с.

Дополнительная литература

1. Василенко И. А. Политическая философия: учеб. пособие для вузов. М.: Инфра-М, 2011. 320 с.

2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / отв. ред. И. Т.Фролов. М.: Культурная революция, 2007. 623 с.

3. Ильин В. В. История философии: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. 732 с.

4. История русской философии: учебник для вузов / под ред. М. А. Маслина. М.: КДУ, 2008. 640 с.

5. История философии: учебник для вузов / ред. А. С. Колесникова. СПб.: Питер, 2010. 656 с.

6. История философии / отв. ред. А. В. Никитин. М.: ИФРАН, 2009. 267 с.

7. История философии: учебник для вузов / ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова, Д. В. Бугая. М.: Академический Проект, 2005. 680 с.

8. Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф. Философия: dtv-Atlas. М.: Рыбари, 2002. 268 с.

9. Мамедов А. А. Философия: практикум для вузов: учеб. пособие. М.: Либроком, 2009. 136 с.

10. Налетов И. З. Философия: учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2008. 400 с.

11. Орлов С. В. История философии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2009. 192 с.

12. Радугин А. А. Философия: курс лекций: учеб. пособие для вузов. М.: Библионика, 2006. 272 с.

13. Рассел Б. История западной философии. М.: АСТ, 2010. 832 с.

14. Сербиненко В. В. Русская философия: курс лекций. М.: Омега-Л, 2006. 464 с.

15. Современная западная философия (вторая половина ХIХ – ХХ в): учеб. пособие / под ред. В. И. Кириллова. М.: Проспект, 2009. 336с.

16. Соколов В. В. Философия как история философии. М.: Академический проект, 2010. 848 с.

17. Философия: хрестоматия / сост. В. Б. Рожковский, Д. Л. Устименко. Ростов н/Д : Феникс, 2009. 349 с.

18. Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие для вузов / сост. Н. И. Фокина. М.: Проспект, 2006. 544 с.

19. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для вузов / отв. ред. и сост. А. А. Радугин. М.: Центр, 2001. 416с.

20. Шишков И. З. В поисках новой рациональности: философия критического разума. М.: Едиториал УРСС, 2010. 400 с.

Философские сайты

1. Электронная библиотека философа (библ. Гумер):

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

2. Цифровая библиотека по философии: http://filosof.historic.ru/

3. Философский портал: http://philosophy.ru/

4. Библиотека философии и религии: http://filosofia.ru/

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

  1.  Что есть философия (2 ч.)

Семинар 1. Предмет философии

План занятия

1. Проблема самоопределения философии. Специфика философии и философского познания. Философия и наука.

2. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское; их взаимосвязь.

3. Природа философских проблем. Философия как самосознание культуры.

4. Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Функции философии.

5. Структура философского знания: онтология, гносеология, аксиология, антропология, этика, эстетика, философия религии, социальная философия, философия истории, логика. Исторические формы философии.

Базовые понятия

Аксиология, анимизм, антропология, антропоморфизм, бытие, гносеология, дуализм, идеализм, иррационализм, история философии, логика, материализм, метафизика, методология, мировоззрение, мировосприятие, мироощущение, миропонимание, миф, монизм, мудрость, объект, объективный идеализм, онтология, плюрализм, политеизм, праксиология, рационализм, редукционизм, релятивизм, рефлексия, синкретизм, социальная философия, субстанция, субъект, субъективный идеализм, философия, холизм, эстетика, этика.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Мудрость как знание и добродетель.

2. Мифология и философия.

3. Является ли философия наукой?

4. Философия как самосознание культуры.

5. «Вечные» философские проблемы.

Дополнительная литература

1. Адо П. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлис и Арнольдом И. Дэвидсоном. Челябинск: Социум, 2010. 288 с.

2. Ахутин А. В. Дело философии // Ахутин А. В. Поворотные времена: статьи и наброски. СПб.: Наука, 2005. С. 22–87.

3. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Академический проект, 2009. 261 с.

4. Дильтей В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001. 154 с.

5. Кто сегодня делает философию в России / сост. Нилогов А. С. Том 1. М.: Поколение, 2007. 576 с.

6. Мамардашвили М. К. Введение в философию // Мамардашвили М. К. Философские чтения. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 5–170.

7. Михайлов Ф. Т. Самоопределение культуры. М.: Индрик, 2003. 272 с.

8. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: Наука, 1991. 400 с.

9. Поппер К. Все люди – философы: Как я понимаю философию; Иммануил Кант – философ Просвещения. М.: Едиториал УРСС, 2007. 104 с.

10. Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 448 с.

  1.  История философии (14 ч.)

Семинар 2. Античная философия (2 ч.)

План занятия

1. Возникновение античной философии: историко-культурные предпосылки и условия. Периодизация.

2. Вопрос о первоначале мира в раннегреческой натурфилософии (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты; плюралисты: Эмпедокл, Анаксагор; атомисты: Левкипп, Демокрит).

3. Поворот к человеку в древнегреческой софистике и философии Сократа. Диалектика Сократа.

4. Философский синтез Платона и Аристотеля: общее и различия:

а) жизнь и сочинения знаменитых философов;

б) онтологические и гносеологические воззрения;

в) учение о человеке и душе;

г) социально-политические и этические взгляды.

5. Этический идеал в философских учениях эллинистического периода: кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм. Неоплатонический синтез.

Базовые понятия

Анамнесис, апатия, апория, апейрон, архэ, атараксия гедонизм, диалектика, Единое, идея, кинизм, космоцентризм, логос, майевтика, макрокосм, микрокосм, скептицизм, софистика, стоицизм, эвдемонизм, эйдос, эманация, энтелехия, эпикуреизм.

 

Перечень тем рефератов и докладов

1. Образ человека в античной философии.

2. Пифагорейский союз и пифагорейский образ жизни.

3. Сократ: личность и судьба.

4. Тема любви в философии Платона.

5. Логика Аристотеля.

Дополнительная литература

1. Антология мировой философии: Античность. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. 960 с.

2. Антисери Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1 – 2. Античность и средневековье. СПб.: ПНЕВМА, 2003. 688 с.

3. Армстронг А. Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. 256 с. 

4. Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2007. 400 с.

5. Богомолов А. С. Античная философия. М.: Высшая школа, 2005. 384 с.

6. Васильева Т. В. Поэтика античной философии. М.: Академический проект, Трикста, 2008. 735 с.

7. Бутина-Шабаль С. Л. Античная метафизика: Страсти по бесплотному. М.: ПАРАД, 2005. 333с.

8. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: Университетская книга, Per Se, 2000. 310 с.

9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. 570 с.

10. Кессиди Ф. Х. Сократ. СПб.: Алетейя, 2001. 352 с.

11. Кисиль В. Я. Галерея античных философов: в 2 т. М.: ГРАНД: Фаир-Пресс, 2002. Т. 1. – 576 с. – Т. 2. – 576 с.

12. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая Гвардия, 2000. 329 с.

13. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. М.: Академический Проект, 2005. 608 с.

Семинар 3. Философия Древнего Востока (2 ч.)

План занятия

1. Особенности философии Древнего Востока.

2. Древнекитайская философия. Даосизм (Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цы). Понятия «дао» и «дэ». Понятие «у-вэй». Онтология и этика даосизма.

3. Конфуцианство. Принципы конфуцианства (ли, сяо, жень), представления о совершенном человеке. Спор о природе человека: Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Легизм (фа-цзя): критика конфуцианской доктрины. «Ханьское» конфуцианство.

4. Условия формирования древнеиндийской философии. Отграничение от религиозной традиции. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы: критерий разграничения. Основные ортодоксальные философские школы.

5. Философия буддизма. Фундаментальные положения буддийской доктрины: «четыре благородные истины», «восьмеричный путь».

Базовые понятия

Аскетизм, астика, Атман, Брахман, брахманизм, буддизм, веданта, Веды, дао, даосизм, джайнизм, дэ, индуизм, инь, йога, карма, конфуцианство, легизм, мокша, настика, нирвана, сансара, у-вей, Упанишады, чарвака, ян.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Буддизм: философия и религия.

2. Человек в учении Конфуция.

3. Человек и общество в философии даосизма.

4. Понимание природы в индийской философской традиции.

5. Запад и Восток: диалог культур.

Дополнительная литература

1. Васильев Л. С. История религий Востока: учеб. пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 2000. 426 с.

2. Духовная культура Китая: Энциклопедия. Том 1. Философия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. М.: Восточная литература, 2006. 727 с.

3. Ермакова Т. В. Классический буддизм. СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2004. 256 с.

4. Индийская философия: Энциклопедия / отв. ред. М. Т.Степанянц. М.: Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. 950 с.

5. Конфуций. Беседы и суждения. М.: Мир книги; Литература, 2006. 352 с.

6. Кравцова М. Е. История искусства Китая. СПб.: Лань, Триада, 2004. 993 с.

7. Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М.: Восточная литература, 2001. 384 с.

8. Маслов А. А. Загадки, тайны и коды «Дао дэ цзина». Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2005. 272 с.

9. Сарвепалли Радхакришнан. Индийская философия. М.: Академический проект, 2008. 1008 с.

10. Торчинов Е. А. Даосизм. «Дао-дэ цзин». СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2004. 256 с.

11. Торчинов Е. А. Философия буддизма махаяна. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. 320 с.

12. Шохин В. К. Школы индийской философии. Период формирования. М.: Восточная литература, 2004. 415 с.

13. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. М.: Академический Проект, 2005. 608 с.

Семинар 4. Философия Средних веков и эпохи Возрождения (2 ч.)

План занятия

1. Исторические этапы развития средневековой философии и особенности средневекового философского мышления. Проблема человека и его нравственного самосовершенствования. Основные принципы христианской морали.

2. Решение основных мировоззренческих вопросов в период зрелой патристики (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Аврелий, Иоанн Дамаскин).

3. Схоластический период развития средневековой философии: совершенствование рационалистических доказательств теологических положений (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин, Фома Аквинский).

4. Основные характеристики эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, универсализм, индивидуализм, титанизм. Ренессансный культ красоты, творчества, любви и достоинства человека. Роль Реформации.

5. Гуманистическая философия Ренессанса и проблема человеческой индивидуальности (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Мишель Монтень и др.). Натурфилософия и диалектика Возрождения (Николай Кузанский, Джордано Бруно и др.). Пантеизм и новая космология (Николай Коперник и др.). Социально-политические учения Возрождения (Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

Базовые понятия

Антропоцентризм, Возрождение, гуманизм, дуализм, индивидуализм, индульгенция, креационизм, монотеизм, номинализм, теодицея, теология, теоцентризм, пантеизм, патристика, провиденциализм, протестантизм, реализм, Ренессанс, Реформация, сотериология, схоластика, титанизм, универсализм, универсалии, христианство, экзегетика, эсхатология.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Философский смысл христианства.

2. «Исповедь» Августина Блаженного.

3. Теодицея как проблема средневековой философии.

4. Леонардо да Винчи: философ, ученый, художник.

5. Политическая философия Никколо Макиавелли.

Дополнительная литература

1. Аверинцев С. С. Другой Рим: Избранные статьи. СПб.: Амфора, 2005. 366 с.

2. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья: в 2 т. / под ред. С. С. Неретиной. СПб.: Амфора, 2008.

3. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры // Бицилли П. М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 107–231.

4. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Эдиториал УРСС, 2009. 368 с.

5. Грядовой Д. И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время: учебник для вузов. М.: Юнити-Дана. 2009. 455 с.

6. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 720 с.

7. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.: Университетская книга; Иерусалим: Gesharim, 2000. 464 с.

8. Жильсон Э. Философия в Средние века. М.: Республика, 2004. 672 с.

9. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. М.: Логос, 2001. 288 с.

10. Карсавин Л. П. Святые отцы и учителя Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М.: Изд-во МГУ, 1994. 176 с.

11. Монтень М. Опыты. М.: Эксмо, 2008. 528 с.

12. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб.: Азбука-классика, 2006. 544 с.

13. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. М.: Наука, 2007. 594 с.

Семинар 5. Философия Нового времени и эпохи

французского Просвещения (2 ч.)

План занятия

1. Самоопределение и особенности философии Нового времени. Научная революция XVII века и формирование механистической картины мира.

2. Проблема метода познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Сенсуалистическая гносеология Т. Гоббса и Дж. Локка.

3. Проблема субстанции и движения в философии Нового времени. Дуалистическая метафизика Р. Декарта. Пантеистический монизм  Б. Спинозы. Монадология Г. В. Лейбница.

4. Просвещенческий рационализм. Эпоха Просвещения как необходимый этап развития общества. Сущность просветительской идеологии и её предпосылки. Кант о сущности Просвещения.

5. Философия французского Просвещения: социально-философские взгляды Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо; атеистический материализм Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха.

Базовые понятия

Агностицизм, атеизм, атрибут, дедукция, деизм, индукция, картезианство, метод, методическое сомнение, методология, механистическая картина мира, модус, монада, научная революция, опыт, Просвещение, рационализм, секуляризация, сенсуализм, скептицизм, солипсизм, субстанция, фундаментализм, эмпиризм.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Методы познания Ф. Бэкона и Р. Декарта: их значение для развития теории познания.

2. «Знание – сила»: у истоков прагматизма.

3. Теория «идолов» познания Ф. Бэкона.

4. «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо: соотношение науки и морали.

5. «О духе законов»: Ш. Монтескье.

Дополнительная литература

1. Беляев В. А. Лейбниц и Спиноза. СПб.: Наука, 2007. 351 с.

2. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. Т. 1: От Возрождения до Просвещения. М.: Канон-Пресс-Ц, Терра-Книжный клуб, 2000. 640 с.

3. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: Либроком, 2009. 373 с.

4. Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье, Руссо, Вольтер (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М.: Эдиториал УРСС, 2006. 252 с.

5. Дмитриев Т. А. Проблема методического сомнения в философии Р. Декарта. М.: ИФ РАН, 2007. 232 с.

6. Котенко В. П. История и философия классической науки. М.: Академический проект, 2005. 474 с.

7. Майоров Г. Г. Теоретические основания философии Г. В. Лейбница. М.: КД Университет, 2007. 312 с.

8. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления // Мамардашвили М. К. Философские чтения. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 505–818.

9. Соколов В. В. Европейская философия XV – XVII веков. М.: Высшая школа, 2003. 400 с.

10. Соколов В. В. Философская доктрина Томаса Гоббса: Бытие, познание, человек и общество. М.: Эдиториал УРСС, 2010. 72 с.

11. Фишер К. История новой философии: Фрэнсис Бэкон. М.: АСТ, Ермак, 2003. 541 с.

12. Фишер К. История новой философии: Рене Декарт. М.: АСТ, 2004. 492 с.

13. Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. 557 с.

14. Фишер К. История новой философии: Лейбниц. М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. 734 с.

Семинар 6. Немецкая классическая философия.

Философия марксизма (2 ч.)

План занятия

1. Немецкая классическая философия: основные черты и историческое значение.

2. «Критическое» учение И. Канта: агностицизм теории познания и трансцендентальная диалектика. Этика и философия искусства И. Канта.

3. Философская концепция Г. Гегеля: диалектический метод и система. Принцип тождества бытия и мышления: логика и теория познания Г. Гегеля.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии как формы отчуждения.

5. Основные положения философии марксизма:

а) диалектический материализм;

б) материалистическое понимание истории.

Базовые понятия

Абсолютная идея, агностицизм, антиномии, априори, базис, «вещь в себе», диалектика теории прибавочной стоимости, диалектический материализм, диктатура пролетариата, категорический императив, категория, классы, коммунизм, надстройка, ноумен, общественно-экономическая формация, объективный идеализм, отчуждение, производительные силы и производственные отношения, социализм, социальная революция, социальный фетишизм, способ производства, трансценденция, феномен.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Категорический императив Канта и проблема свободы.

2. Гений и творчество в эстетике И. Канта.

3. Философия истории Г. В. Ф. Гегеля.

4. Религия как форма отчуждения в философии Л. Фейербаха.

5. Философия марксизма: история и современность.

Дополнительная литература

1. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. Классика философской мысли. М.: Высшая школа, 2005. 439 с. 

2. Быкова М. Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М.: Наука, 1993. 269 с.

3. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: Университетская книга, 2011. 376 с.

4. Гайм Р. Гегель и его время. СПб.: Наука, 2006. 391 с.

5. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001. 416 с.

6. Джеймисон Ф. Реально существующий марксизм // Логос, 2005. №3. С. 208–233.

7. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. М.: Академический проект, 2008. 174 с.

8. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия. М.: Высшая школа, 2003. 438 с.

9. Иммануил Кант: наследие и проект / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. М.: Канон+; Реабилитация, 2007. 624 с.

10. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. М.: Республика, 2004. 542 с.

11. Любутин К. Н., Саранчин Ю. К. История западноевропейской философии: учеб. пособие: Екатеринбург – М.: Академический проект – Деловая книга, 2005. 800 с.

12. Сингер П. Гегель: краткое введение. М.: АСТ; Астрель. 2007. 158 с.

13. Розенталь М. М. Диалектика «Капитала» К. Маркса. М.: КРАСАНД, 2010. 592 с.

Семинар 7. Русская философия второй половины

XIXXX веков (2 ч.)

План занятия

1. Основные этапы развития русской философии, особенности и общая характеристика.

2. Западники (П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен и др.) и славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Кириевский и др.), их роль в развитии русской философии. Русская идея.

3. Социально-философские воззрения революционно-демократического (М. А. Бакунин, Н. Г. Чернышевский и др.) и либерального (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский) народничества.

4. Неославянофильство и почвенничество второй половины XIX века (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский).

5. Русская философия конца XIX – нач. XX века: русский марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин); религиозно-философские учения (Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и др.). Русский космизм (Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский и др.)

Базовые понятия

Антроподицея, бессмертие, богоискательство, Всеединство, западничество, исихазм, исихия, историософия, космизм, мессианизм, народничество, ноосфера, панморализм, панславизм, пассионарность, пневматосфера, почвенничество, русская идея, космизм, славянофильство, соборность, софиология, София.

Перечень тем рефератов и докладов

1. «Философия Всеединства» В. С. Соловьева и П. А. Флоренского.

2. «Русский Ницше» или метафизика христианства В. В. Розанова.

3. Концепция творчества Н. А. Бердяева.

4. Историческая миссия человека в контексте русского космизма.

3. Философия «общего дела» Н. Ф. Федорова.

Дополнительная литература

1. Алексеев П. В. Философы России ХIХ – ХХ столетий. Биографии, идеи, труды: энцикл. словарь. М.: Академический проект, 2002, 1152 с.

2. Алексеев П. В. Философы России начала XXI столетия. Биографии, идеи, труды: энцикл. словарь. М.: РОССПЭН, 2009. 695 с.

3. Антипин П. А., Дюранов А. А. Западная и русская философия второй половины XIX – XX веков: учеб. пособие для вузов. СПб.: СПбГЛТА, 2003. 48 с.

4. Зеньковский В. В. История русской философии. М.: Академический проект, 2001. 880 с.

5. История русской философии: учебник для вузов / под. ред. М. А. Маслина. М.: КДУ, 2008. 640 с.

6. Лосский Н.О. История русской философии. СПб.: Трикста, Академический Проект, 2011. 560 с.

7. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. М.: Айрис-пресс, 2004. 512 с.

8. Русская философия: Имена. Учения. Тексты: Сб. / сост. Н. В. Солнцев. М: Инфра-М, 2001. 496 с.

9. Русская философия: Конец ХIХ – начало ХХ века: [Антология]: учеб. пособие для вузов. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. 592 с.

10. Сапронов П. А. Русская философия: Проблема своеобразия и основные линии развития. М.: Вектор, 2008. 480 с.

11. Столович Л. Н. История русской философии. Очерки. М.: Республика, 2005. 496 с.

12. Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Ч. 1. М.: РОССПЭН, 2008. 592 с.

13. Щедрина Т. Г. Архив эпохи: Тематическое единство русской философии. М.: РОССПЭН, 2008. 392 с.

14. Яковенко Б. В. История русской философии. М.: Республика, 2003. 512 с.

Семинар 8. Современная западная философия (2 ч.)

План занятия

1. Основные направления философии XIXXX века и их особенности: рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

2. Развитие классических философских традиций: а) неокантианство (В. Виндельбанд, Г. Риккерт); б) позитивизм (О. Конт) и его исторические формы: эмпириокритицизм (Э.Мах и др.), неопозитивизм (Л. Витгенштейн и др.); в) неотомизм (Ж. Маритен и др.)

3. Иррационализм в философии XIXXX веков: «философия жизни» (В. Дильтей, Ф. Ницше), экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр); психоанализ (З. Фрейд, К. Г. Юнг).

4. Феноменология (Э. Гуссерль), философская герменевтика (Х.-Г. Гадамер), структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко), прагматизм (Ч. Пирс).

5. Социально-философские концепции XIXXX века: франкфуртская школа (Т. Адорно, Г. Маркузе), теории «информационного общества» (Д. Белл), «локальных цивилизаций» (А. Тойнби), стадий роста (У. Ростоу).

Базовые понятия

Абсурд, аналитическая философия, антисциентизм, архетип, бессознательное, верификация, волюнтаризм, воля к жизни, воля к власти, герменевтика, интерсубъективность, интертекстуальность, коллективное бессознательное, либидо, мистицизм, модернизм, неопозитивизм, неотомизм, неофрейдизм, парадигма, переоценка ценностей, персонализм, пессимизм, позитивизм, постмодернизм, постпозитивизм, прагматизм, предсознательное, психоанализ, сверхчеловек, структурализм, сциентизм, сублимация, феноменология, фальсификация, фрейдизм, экзистенциализм, экзистенция, эмпириокритицизм.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Метафизика воли А. Шопенгауэра.

2. Генеалогия морали Ф.Ницше.

3. Проблема абсурда в философии А. Камю.

4. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра: свобода, ответственность, гуманизм.

5. Культурное мифотворчество и философский постмодернизм.

Дополнительная литература

1. Антипин Н. А., Дюранов А. А. Западная и русская философия второй половины XIX–XX веков: учеб. пособие. СПб.: СПбГЛТА, 2003. 48 с.

2. Гранье Ж. Ницше. М.: АСТ, Астрель, 2005. 158 с.

3. Декомб В. Современная французская философия. М.: Весь Мир, 2000. 337 с.

4. Ильин И. П. Постмодернизм: словарь терминов. М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения) – INTRADA, 2001. 384 с.

5. Лейбин В. М. Постклассический психоанализ: энциклопедия. М.: АСТ, 2009. 1023 с.

6. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.

7. Мареев С.Н. Философия XX века [Текст] / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева, В. Г. Арсланов. М.: Академический проект, 2001. 464 с.

8. Никоненко С. В. Аналитическая философия: основные концепции. СПБ.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 546 с.

9. Пассмор Д. Современные философы. М.: Идея-Пресс, 2002. 192 с.

10. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Академический проект, 2008. 695 с.

11. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.

12. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / под ред. О. Хеффе, B. C. Малахова, В. П. Филатова при участии Т. А. Дмитриева. Ин-т философии. М.: Культурная революция, 2009. 392 с.

13. Фокина Н. И., Кириллова В. И. Современная западная философия. Вторая половина XIX – XX в. М.: Проспект, 2009. 336 с.

14. Шишков И. З. Современная западная философия. Очерки истории. М.: ЛКИ, 2008. 336 с.

  1.  Философия бытия (4 ч.)

Семинар 9. Философское осмысление бытия (2 ч.)

План занятия

1. Категория бытия в философии. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия.

2. Дух и материя. Материализм и идеализм. Структурная организация материального мира.

3. Движение как способ существования материи. Движение и покой.

4. Пространство и время, их свойства. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Понятие биологического и психологического пространства и времени.

5. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Самоорганизация и системность.

Базовые понятия

Абсолют, антропный принцип, бесконечность, бытие, виртуальная реальность, время, движение, детерминизм, дуализм, дух, идеализм, идеальное, индетерминизм, материализм, материя, метафизика, монизм, небытие, объективное, онтология, отражение, первоначало, плюрализм, покой, пространство, редукционизм, синергетика, система, структура, субстанция, субъективное, трансцендентное, холизм, элемент.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Современная научная картина мира.

2. Виртуальная реальность – что это такое?

3. Эволюция представлений о пространстве и времени.

4. Пространство и время в микро-, макро- и мега- мирах.

5. Антропный  принцип  в  космологии.

Дополнительная литература

1. Владимиров Ю. С. Пространство-время: явные и скрытые размерности. М.: Либроком, 2010. 208 с.

2. Вонсовский С. В. Современная естественно-научная картина мира. М. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2006. 680 с.

3. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. Москва: Прогресс-Традиция, 2007. 464 с.

4. Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб.: Наука, 2003. 639 с.

5. Гейзенберг В. Избранные философские работы. СПб.: Наука, 2006. 576 с.

6. Гивишвили Г. В. Темная энергия и «сверхсильный» антропный принцип // Вопросы философии, 2008. № 5. С. 72–78.

7. Головко Н. В. Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени. Концептуальное пространство-время и реальность. Новосибирск, изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2006. 226 с.

8. Иванов А. В., Миронов В. В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005. 447 с.

9. Клянин Н. В. Современная научная картина мира: учеб. пособие для вузов. М.: Логос, 2007. 264 с.

10. Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи. М.: Идея-Пресс, 2001. 320 с.

11. Онтология: Хрестоматия / сост. В. И. Плотников. М.: Академический Проект, 2004. 832 с.

12. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М.: Либроком, 2009. 320 с.

13. Степин В. С. Философия науки: общие проблемы. М.: Гардарики, 2006. 384 с.

14. Уитрой Д. Д. Естественная философия времени. М.: Эдиториал УРСС, 2010. 400 с.

Семинар 10. Диалектика как метод философии и учение

о всеобщей связи и развитии явлений (2 ч.)

План занятия

1. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию.

2. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Основные законы диалектики:

а) Закон единства и борьбы противоположностей. Понятия тождества, различия, противоположности, противоречия. Единство и борьба противоположностей как источник и движущая сила развития.

б) Закон перехода количественных изменений в качественные. Понятия качества (свойства), количества, меры. Скачок как форма перехода к новому качеству.

в) Закон отрицания отрицания. Диалектическое и метафизическое отрицание. Преемственный, поступательный и циклический характер развития.

3. Принципы, законы и категории диалектики как отражение универсальных связей бытия и ступени познания. Объективная и субъективная диалектика.

Базовые понятия

Возможность и действительность, движение, диалектика, закон, изменение, качество, количество, мера, метафизика, необходимость и случайность, отрицание, особенное и всеобщее, причина и следствие, прогресс, противоположности, развитие, скачок, становление, форма и содержание, часть и целое, явление и сущность.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Диалектика Гераклита.

2. Диалектика как искусство спора.

3.Диалектическая философия Г. В. Ф. Гегеля.

4. Диалектика марксизма.

5. «Негативная диалектика» Т. Адорно.

Дополнительная литература

1. Адорно Т. В. Негативная диалектика. М.: Академический проект, 2011. 538 с.

2. Аксельрод Л. И. Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса. М.: Либроком, 2010. 104 с.

3. Берман Я. А. Диалектика в свете современной теории познания. М.: Эдиториал УРСС, 2011. 240 с.

4. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 с.

5. Деборин А. М. Диалектика и естествознание. М.: Либроком, 2012. 360 с.

6. Джохадзе Д. В., Джохадзе Н. И. История диалектики: Эпоха античности. М.: КомКнига, 2010. 328 с.

7. Игнатович В. Н. Введение в диалектико-материалистическое естествознание. Киев: ЭКМО, 2007. 468 с.

8. Кедров Б. М. Беседы о диалектике. Шестидневные философские диалоги во время путешествия. М.: КомКнига, 2007. 240 с.

9. Кедров Б. М. Единство диалектики, логики и теории познания. КомКнига, 2010. 296 с.

10. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 312 с.

11. Солопов Е. Ф. Логика диалектики: К 240-летию со дня рождения Гегеля. М.: Либроком, 2011. 240 с.

  1.  Философия познания (4 ч.)

Семинар 11. Сознание как философская проблема (2 ч.)

План занятия

1. Понятие сознания. Философские и конкретно-научные подходы к исследованию сознания, их взаимосвязь.

2. Сознание как субъективная реальность и способ человеческого бытия. Проблема идеальности сознания.

3. Проблема генезиса сознания. Сознание как предпосылка социокультурной эволюции человека. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.

4. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Сознание и самосознание. Роль самосознания в развитии и жизнедеятельности человека.

5. Сознание индивидуальное и общественное: их взаимосвязь.

Базовые понятия

Бессознательное, воображение, гипноз, душа, знак, идеальность, идеаторность, интенциональность, мозг, мышление, общественное сознание, отражение, память, психика, раздражимость, рефлексия, речь, сознание, самооценка, самосознание, целеполагание, чувствительность, язык.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Проблема идеального в философии.

2. Бессознательное как психический феномен.

3. Самосознание, самопознание и проблема «Я».

4. Язык как знаковая система и средство общения.

5. Думают ли животные?

Дополнительная литература

1. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003. 296 с.

2. Алахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 2003. 325 с.

3. Бейтсон Г. Разум и природа: неизбежное единство. М.: Либроком, 2009. 248 с.

4. Бескова И. А., Герасимова И. А., Меркулов И. П. Феномен сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 183 с.

5. Васильев В. В. Трудная проблема сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 272 с.

6. Дубровский А. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: Канон+, 2002. 368с.

7. Ильенков Э. В. Истоки мышления. Диалектика идеального. М.: Едиториал УРСС, 2011. 208 с.

8. Казиник М. С. Тайны гениев. М.: Легейн, 2010. 303 с.

9. Маленко С. А. Архетипические образы и родовая среда осуществления сознания. Великий Новгород: НовГУ, 2006. 205 с.

10. Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. М.: Эдиториал УРСС, 2011. 400 с.

11. Прист С. Теории сознания. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 287 c.

12. Сёрль Дж. Открывая сознание заново. М.: Идея-Пресс, 2002. 256 с.

13. Шамис А. Пути моделирования мышления. М.: КомКнига, 2006. 445 с.

Семинар 12. Теория познания (2 ч.)

План занятия

1. Познание, его возможности и границы. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения в истории философской мысли: скептицизм и агностицизм; гносеологический оптимизм и его основания.

2. Понятие знания. Знание и опыт. Знание и информация. Виды познания: обыденное, мифологическое, художественное, научное, философское. Религиозное откровение. Диалектика субъекта и объекта познания.

3. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь.

4. Проблема истины в философии: объективность, абсолютность, относительность и конкретность истины. Критерии истины. Истина и заблуждение. Практика как критерий истины.

5. Творчество и интуиция. Диалектика интуитивного и дискурсивного в познании.

Базовые понятия

Агностицизм, восприятие, гносеология, гносеологический оптимизм, догматизм, знание, интеллигибельность, истина и заблуждение, интуиция, относительная и абсолютная истина, отражение, ощущение, познание, понимание, понятие, правда и ложь, практика, представление, рационализм и иррационализм, релятивизм, сенсуализм, скептицизм, субъект и объект познания, суждение, теоретическое и эмпирическое познание, умозаключение.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Классическая концепция истины и ее альтернативы.

2. Достижима ли абсолютная истина?

3. Скептицизм как принцип и метод познания.

4. Интуиция и ее роль в познании объективного мира.

5. Искусство как форма познания мира.

Дополнительная литература

1. Грязнов, Б. С. Логика, рациональность, творчество. М.: Эдиториал УРСС, 2010. 256 с.

2. Мессер А. Введение в теорию познания. М.: КомКнига, 2007. 184 с.

3. Миронов В. В., Иванов А. В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005. 447 с.

4. Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Эдиториал УРСС, 2012. 168 с.

5. Лекторский В. А. Эпистемология: классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2009. 256 с.

6. Микешина Л. А. Философия познания: проблемы эпистемологии гуманитарного знания. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2009. 560 с.

7. Основы теории познания: учеб. пособие для вузов / под ред. Б. И. Липского. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 336 с.

8. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Киев: НИКА- ЦЕНТР, 2001 г. 560 с.

9. Рузавин Г. И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 1999. 317 с.

10. Черняк А. З. Эпистемология неравных возможностей. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 168 с.

  1.  Научное познание (2 ч.)

Семинар 13. Научное познание, его формы и уровни (2 ч.)

План занятия

1. Понятие науки. Наука в ее историческом развитии. Классическая, неклассическая и постклассическая наука.

2. Роль науки в жизни общества. Изменение содержания и характера труда человека в ходе развертывания научно-технического прогресса. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

3. Специфика, структура и функции научного познания. Эмпирический и теоретический уровни исследования. Основные формы чувственного опыта и рационального мышления, их взаимосвязь.

4. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания. Проблема истины в научном познании.

5. Специфика естественно-научного и гуманитарного знания. Современная научная картина мира. Проблема гуманизации научно-технического прогресса.

Базовые понятия

Абстракция, анализ, антисциентизм, верификация, гипотеза, дедукция, демаркация, идеализация, измерение, индукция, классическая наука, конвенционализм, корреспондентская истина, кумулятивизм, наблюдение, наука, научная революция, научно-технический прогресс, неклассическая наука, метод, методология, парадигма, пранаука, предположение, протонаука, рациональность, синтез, сциентизм, теория, факт, фальсификация, формализация, фундаментализм, эксперимент, эмпирическое знание, эпистемология, этика науки.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Истина и заблуждение.

2. Природа и типы научных революций.

3. Идеалы современной науки.

4. Этика науки.

5. Синергетика как общенаучный метод познания.

Дополнительная литература

1. Берков В. Ф. Философия и методология науки. Минск: Новое знание, 2004. 335 с.

2. Границы науки / под ред. Л. А. Маркова. M.: ИФ РАН, 2000. 276 с.

3. Лешкевич Т. Г. Философия науки: учеб. пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 2006. 272 с.

4. Лукашевич В. К. Философия и методология науки: учеб. пособие для вузов. Минск: Современная школа, 2006. 320 с

5. Микешина Л. А. Философия науки: учеб. пособие для вузов. М.: Прогресс-Традиция, Флинта, 2005. 464 с.

6. Микешина Л. А. Философия науки: хрестоматия. М.: Прогресс-Традиция, Флинта, 2009. 992 с.

7. Нелинейное мышление в науке и искусстве / отв. ред. В. А. Копцик. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 496 c.

8. Никифоров А. Л Философия науки: теория и история. М.: Эдиториал УРСС, 2010. 256 с.

9. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для вузов. М.: Гардарики, 2006. 384 с.

10. Тягунов С. И. Логика как искусство мышления: учеб. пособие для вузов. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000. 107 с.

11. Философия науки: общий курс / под ред. С. А. Лебедева. М.: Академический проект, 2004. 544 с.

12. Франк Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией. М.: Эдиториал УРСС, 2007. 512 с.

  1.  Философия человека (4 ч.)

Семинар 14. Философская антропология (2 ч.)

План занятия

1. Философская антропология: понятие, предмет, основные подходы.                         2. Природа, сущность и предназначение человека. Философские проблемы антропосоциогенеза. Биологическое, психическое и социальное в человеке. Идеал гармоничного человека.

3. Бытие человека в обществе: индивид, индивидуальность, личность. Идеология индивидуализма и конформизма. Эгоизм и альтруизм. Социальная  природа отчуждения.

4. Истоки экзистенциальных проблем и антиномичность человеческого бытия. Свобода и ответственность.

5. Смысл жизни человека как философская проблема.

Базовые понятия

Альтруизм, антропология, бессмертие, власть, гедонизм, гуманизм, дух, духовность, душа, жизнь, индивид, индивидуальность, коммуникация, конформизм,  личность, мораль, нравственность, ответственность, отчуждение, природа человека, свобода, смерть, смысл жизни, совесть, социализация, сущность и существование, человек, эвдемонизм, эгоизм, экзистенция.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Проблема противоречивости человеческой природы.

2. Личность как философская категория.

3. Реальность и человек в философии С. Л. Франка.

4. Философия экзистенциализма о человеке и его бытии.

5. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

Дополнительная литература

1. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2007. 493 с.

2. Вальверде К. Философская антропология. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 412 с.

3. Вишев И. В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли: монография. М.: Академический Проект, 2005. 430 с.

4. Вульф К. Антропология: история, культура, философия. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 278 с.

5. Гаранина О. Д. Философия человека. М.: САЙНС-ПРЕСС, 2006. 223 с.

6. Губин В. Д., Некрасова Е. Н. Философская антропология: учеб. пособие для вузов. М.: Форум, 2008. 400 с.

7. Гуревич П. С. Философская антропология: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2008. 607 с.

8. Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое лит. обозрение, 2010. 433 с.

9. Ильин В. В. Философская антропология: учеб. пособие. М.: Кн. дом «Ун-т», 2008. 231 с.

10. Казеннов А. С. Основы философской антропологии: учеб. пособие для вузов. СПб.: ЛГУ, 2009. 135 с.

11. Моторина Л. Е. Философская антропология: учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2009. 269 с.

12. Омельченко Н. В. Опыт философской антропологии: монография. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2005. 211 с.

13. Философская антропология. Человек многомерный: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2010. 351 с.

Семинар 15. Человек в мире культуры (2 ч.)

План занятия

1. Аксиология как философское учение о ценностях и ценностном отношении человека к миру. Понятия «ценность», «норма», «оценка».

2. Классификация и иерархия ценностей. Ценности этические и эстетические, их соотношение. Основополагающие ценности человеческого бытия: Свобода, Любовь, Милосердие, Добро, Справедливость и т.д.

3. Культура как ценностное измерение мира. Ценностные ориентации личности: потребности, интересы и цели. Факторы, влияющие на формирование и изменение ценностных ориентаций. Человек как творец самого себя.

4. Ценностная ориентация религиозной личности. Проблема спасения человека. Тема Бога в истории философии. Религии в современном мире.

5. Философский анализ проблем современной культуры. Россия в диалоге культур Запада и Востока.

Базовые понятия

Аксиология, антикультура, вестернизация, гедонизм, добро, идеал, истина, контркультура, красота, культура, инновация, искусство, массовая и элитарная культура, мораль, норма, нравственность, ответственность, оценка, религия, свобода, субкультура, традиция, утилитаризм, христианство, ценность, цивилизация, эвдемонизм, эстетика, этика.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Категория счастья в философии.

2. Что есть духовность?

3. Проблема ненасилия в этике.

4. Проблема эвтаназии.

5. Философия здоровья.

Дополнительная литература

1. Белов В. Н. Введение в философию культуры. М.: Академический Проект, 2008. 239 с.

2. Барышков В. П. Аксиология личностного бытия. М.: Логос, 2005. 192 с.

3. Ивин А. А. Аксиология. М.: Высшая школа, 2006. 390 с.

4. Макинтаир А. После добродетели: Исследования теории морали. М.: Академический проект, 2003. 384 с.

5. Марков Б. В. Культура повседневности: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

6. Мчедлов М. П. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: энциклопедический словарь. М.: Республика, 2001. 543 с.

7. Панарин А. С. Русская культура перед вызовом постмодернизма. М.: ИФ РАН, 2005. 188 с.

8. Пивоев В. М. Философия культуры: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2009. 426 с.

9. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М.: Флинта, Наука. 2006. 320 с.

10. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 511 с.

11. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и признаки ценностного  выбора. М.: Эдиториал УРСС, 2010. 208 с.

  1.  Социальная философия (6 ч.)

Семинар 16. Общество как объект философского исследования

(2 ч.)

План занятия

1. Общество как продукт взаимодействия людей и способ бытия человека. Социальный детерминизм и его специфика. Исторические формы общности людей: род, племя, народность, нация. Основные закономерности этногенеза.

2. Общественное бытие и общественное сознание. Понятие  способа производства. Общественно-экономическая формация; базис и надстройка. Общественные отношения, их исторические типы, формы и виды.

3. Структура общественного сознания. Идеология и общественная психология. Формы общественного сознания.

4. Понятие социальных институтов общества. Политическая культура общества. Государство: его сущность и функции.

5. Социальная справедливость как цель государства, как нравственная и правовая ценность. Национальность и гражданственность как формы социальных отношений. Понятие социального равенства. Национальное самосознание и национализм. Либеральное сознание и глобализм.

Базовые понятия

Волюнтаризм, географический детерминизм, государство, геополитика, гражданское общество, гражданственность, деятельность, идеология, индивидуализм, классы, либерализм, масса, народ, народность, национализм, национальность, нация, общество, общественное сознание, общественно-экономическая формация, общественные отношения, пассионарная теория этногенеза, племя, политическая культура, род, социальная группа, социальная стратификация, социальная философия, социальный детерминизм, способ производства, толпа, фатализм, цивилизация, экономический детерминизм, этногенез, этнос.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Человек в обществе: проблема социализации.

2. Массовое сознание и идеология.

3. Материалистическое понимание истории и его альтернативы.

4. Технократические тенденции развития общества.

5. Этногенез. Теория Л. Н. Гумилева.

Дополнительная литература

1. Алексеев П. В. Социальная философия: учеб. пособие для вузов. М.: ООО «ТК Велби», 2003. 256 с.

2. Барулин В. С. Социальная философия: учебник для вузов. М.: Фаир-Пресс, 2002. 565 с.

3. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2005. 528 с.

4. Гобозов И. А. Социальная философия. М.: Академический проект, 2007. 352 с.

5. Горюнов В. П. Философия общества: учеб. пособие для вузов. М.: Гардарики, 2005. 442 с.

6. Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. М.: ФГУП «ИПК Царицын», 2003. 272 с.

7. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис-Пресс, 2011 г. 560 с.

8. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм-Эксмо, 2006. 864 с.

9. Крапивенский С. Э. Социальная философия: учебник для вузов. М.: Владос, 2004. 416 с.

10. Пигров К. С. Социальная философия: учебник для вузов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 296 с.

11. Попкова Н. В. Философия техносферы. М.: Либроком, 2009. 344 с.

12. Сорокин П. А. Кризис нашего времени. Социальный и культурный обзор. М.: ИСПИ РАН, 2009. 388 с.

Семинар 17. Философия истории (2 ч.)

План занятия

1. Общественно-историческая практика: социальные потребности, интересы и ценности. Диалектика объективного и субъективного, стихийного и сознательного в обществе. Роль субъективного фактора в истории.

2. Направленность истории и ее смысл. Движущие силы истории: личность, народ, массы. Идея закономерности в истории (прогресс, регресс, стагнация). Социальное время и пространство.

3. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Феномен информационного общества. Признаки и противоречия современной технической цивилизации.

4. Основные факторы социальной динамики: геоклиматический, демографический, технико-технологический и др.

5. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества как проявление линейных и нелинейных интерпретаций исторического процесса. Волновая модель общественного развития.

Базовые понятия

Антиглобализм, глобализация, доиндустриальное общество, волюнтаризм индустриальное общество, информационное общество, история, общественно-экономическая формация, постиндустриальное общество, прогресс, социальная динамика, социальное время, социальное пространство, социальный прогресс, способ производства, стагнация, техногенная цивилизация, фатализм, философия истории, цивилизация.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Роль личности в истории.

2. Добро и зло в истории.

3. Об идолах и идеалах современной истории.

4. Место России в современном мире.

5. Теории постиндустриального общества.

Дополнительная литература

1. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.: Университетская книга, 2000. 543 с.

2. Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы: морфология и история. М.: Новое издательство, 2004. 348 с.

3. Губин В. Д., Стрелков В. И. Власть истории. Очерки истории философии истории. М.: РГГУ, 2007. 330 с.

4. Мегилл А. Историческая эпистемология. М.: Канон+, 2007. 480 с.

5. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М.: РОССПЭН, 2004. 480 с.

6. Нисбет Р. Прогресс: История идеи. М.: ИРИСЭН, 2007. 560 с.

7. Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. М.: Мир, 2004. 368 с.

8. Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.: ЭКСМО; Алгоритм, 2009. 640 с.

9. Пантин В. И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. М.: Новый век, 2003. 276 с.

10. Реймон А. Введение в философию истории. М.: Университетская книга, 2000. 364 с.

11. Семенов Ю. И. Политарный («азиатский») способ производства: сущность и место в истории человечества и России. Философско-исторические очерки. М.: Либроком, 2011. 376 с.

12. Семенов Ю. И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М.: Современные тетради, 2003. 776 с.

13. Философия истории / под ред. А. С. Панарина. М.: Гардарики, 2001. 432 с.

14. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2005. 588 с.

Семинар 18. Будущее человечества: проблемы и перспективы

современной цивилизации (2 ч.)

План занятия

1. Природа как объект философского и научного анализа. Природные (биологические, географические, демографические) предпосылки развития человеческого общества. Природа как естественная и искусственная среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы.

2. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского познания. Альтернативы глобализации. Современные антиглобалистские движения.

3. Человечество в начале ХХІ века: проблемы и противоречия. Глобальные проблемы современности и основные подходы к их решению. Идея единства человека и природы.

4. Специфика духовной ситуации наших дней. Средства массовой информации как способ программирования потребностей и фактор формирования унифицированного человеческого материала.

5. Будущее человечества и перспективы развития мировой цивилизации. Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития общества.

Базовые понятия

Алармизм, антиутопия, биосфера, витализм, гилозоизм, глобализация, глобальные проблемы, демографические проблемы, духовно-экологическая цивилизация, коэволюция, научно-техническая революция, ноосфера, природа, социальный прогноз, футурология, экологические проблемы, экологический оптимизм, экологический императив, экологический пессимизм, экология, экоцид.

Перечень тем рефератов и докладов

1. Возникновение жизни на Земле.

2. Техническое освоение мира как программа «покорения» природы.

3. Современный экологический кризис: истоки и пути преодоления.

4. Философское осмысление проблемы глобализации.

5. Сценарии будущего человечества.

Дополнительная литература

1. Акимов А. В. 2300 год: Глобальные проблемы и Россия. М.: Восточный университет, 2008. 256 с.

2. Арлычев А. Н. Социал-гуманистическое общество – будущее человечества. М.: Либроком, 2009. 104 с.

3. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

4. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.

5. Борийяр Ж. Общество потребления. М.: Республика, 2008. 288 с.

6. Валлерстайн И. После либерализма. М.: Эдиториал УРСС, 2003. 256 с.

7. Ермалавичюс Ю. Ю. Будущее человечества: научный анализ и прогноз. М.: Корина-офсет, 2009. 488 с.

8. Ильин В. В. Россия в системе мировых цивилизаций. М.: КДУ, 2009. 200 с.

9. Мунтян М. А., Урсул А. Д. Глобализация и устойчивое развитие: учеб. пособие. М.: Ступени, 2003. 304 с.

10. Попкова Н. В. Философская экология. М.: Эдиториал УРСС, 2010. 352 с.

11. Современные глобальные проблемы мировой политики: учеб. пособие для вузов / под ред. М. М. Лебедевой. М.: Аспект Пресс, 2009. 256 с.

12. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.

13. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603 с.

14. Чумаков А. Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. М.: Канон + Реабилитация, 2006. 516 с.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и структура философии. Функции философии.

2. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

3. Формирование древнегреческой философии. Проблема первоначала мира (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит).

4. Философия Сократа.

5. Философские системы Платона и Аристотеля.

6. Эллинистические философские школы: стоики, эпикурейцы, скептики.

7. Основные философские школы Древней Индии. Философия буддизма.

8. Древнекитайская философия: даосизм, конфуцианство.

9. Средневековая философия. Патристика, схоластика.

10. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения.

11. Философия Нового времени. Проблема метода познания (Дж. Локк, Р. Декарт, Ф. Бэкон).

12. Философия эпохи французского Просвещения.

13. Критическая философия И. Канта.

14. Диалектическая философия Г. В. Ф. Гегеля.

15. Антропологический материализм Л. Фейербаха

16. Марксистская философия, ее сущность и историческое значение.

17. Русская философия XIX - начала XX вв.: основные идеи и направления.

18. Особенности современной западной философии.

19. Философия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон).

20. Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

21. Понятие и основные концепции бытия.

22. Философское понятие материи. Движение как способ существования материи.

23. Понятие и основные подходы к пониманию пространства и времени.

24. Сущность и структура сознания. Концепции сознания.

25. Сознание и бессознательное (З. Фрейд, К. Юнг).

26. Диалектика. Законы диалектики.

27. Познание как предмет философского анализа.

28. Чувственная и рациональная ступени познания, их формы и взаимосвязь.

29. Философское учение об истине. Истина и вера.

30. Местно науки в системе познания. Формы и методы научного познания.

31. Концепции роста научного знания. Научные революции.

32. Общество как объект философского исследования. Основные подходы к анализу общества.

33. Природа и общество как целостная система.

34. Производство и общество.

35. Человек как предмет философского осмысления. Взаимосвязь природного, социального и духовного.

36. Уровни человеческого существования: индивид, индивидуальность, личность.

37. Философское понятие культуры, ее структура и функции. Проблема диалога культур.

38. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия.

39. Духовные ценности и их роль в жизни человека и общества.

40. Пути общественного развития. Типы социальной динамики.

41. Политическая система общества.

42. Сущность государства. Соотношение государства и гражданского общества.

43. Понятие «глобализации». Политические, экономические и культурные глобальные риски.

44. Глобальные проблемы современности.




1. Золотой ключик
2. вариант. RostovonDon ws in 1749
3. ПРИНЦИП КОНВЕЙЕРНОЙ ОБРАБОТКИ
4. Государственное регулирование национальной экономики
5. Кримінологія як наука
6. Социальная философия ЛН Толстого
7. задание 1 Исследование конструктивного исполнения и удобств эксплуатации изделия Сту
8. Тема 1 Понятие уголовноисполнительного права Предмет и система курса План- Уголовноисполнительная
9. . Воздействие нтр на мировое хозяйство
10. статтями або різними частинами однієї статті Особливої частини КК за жоден з яких її не було засуджено ч
11. тематизированных знаний описывающих и объясняющих систему свойств личности преступника
12. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основ
13. соціальна наука і навчальна дисципліна ХХI століття
14.  Общие представления об эндокринных железах Железы внутренней секреции ~ специализированные органы не и
15. Реферат Статистика уровня образования населения и развития системы обучения
16. землеразделение
17. Лекция 13 Евклидовы пространства Определение евклидова пространства
18. Криптоанализ классических шифров
19. ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ УГЛЕВОДО
20. Информационно-аналитическая система Зарплата