Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

МГУ им. Н.П. Огарёва Положение Об организации балльнорейтинговой системы оценки резуль

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


ФГБОУ ВПО «МГУ

им. Н.П. Огарёва»

Положение

Об организации балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебных достижений студентов ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

Лист 14/14

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет

им. Н.П. Огарёва»

УТВЕРЖДЕНО

ученым советом ФГБОУ ВПО

«МГУ им. Н.П. Огарёва»

(протокол  № _ от «_»______ 2013 г.)

Председатель ученого совета

Ректор ___________С.М. Вдовин

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебных достижений студентов ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

Саранск

2013


1 Общие положения

1.1 Настоящее положение регламентирует порядок разработки, реализации и также процедуру утверждения балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебных достижений студентов (далее БРС), определяет единые требования к использованию БРС в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» (далее Университет) в рамках реализации основных образовательных программ (далее ООП).

1.2 В настоящем положении использованы следующие нормативные документы:

  •  Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.03.2004 №15-55-357ин/15 «Об использовании Примерного положения об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц»;
  •  Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 г. №71;
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.02.2005 №40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации»;
  •  федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО);
  •  Устав ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»;
  •  Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, обучающихся по основным образовательным программам высшего профессионального образования в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» (утв. решением Ученого совета от 27.03.2012 г., протокол №4);
  •  Положение о порядке проведения итоговой государственной аттестации выпускников Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (утв. решением Ученого совета от 29.11.2005 г., протокол №11).

1.3 БРС оценки результатов учебных достижений студентов – это комплекс мероприятий, обеспечивающих проверку качества учебной деятельности студентов при освоении ими ООП.

1.4 В развитие настоящего положения институты и факультеты Университета могут разработать собственные положения о БРС, учитывающие специфику обучения в институте (на факультете), но не противоречащие настоящему положению. В обязательном порядке собственные положения о БРС разрабатывают:

–аграрный институт;

–медицинский институт;

–институт национальной культуры;

–факультет иностранных языков;

–факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования;

–Рузаевский институт машиностроения;

–Ковылкинский филиал.

Положения институтов (факультетов) о БРС должны быть согласованы с начальником отдела менеджмента качества образовательной деятельности, начальником учебно-методического управления и начальником правового управления.

2 Основные понятия и термины, используемые в настоящем положении

Модульчасть образовательной программы, учебного курса, предмета, дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к целям и планируемым результатам освоения образовательной программы.

Зачетная единица (кредит) – мера трудоемкости образовательной программы. Эта единица должна учитывать все виды работ студента, предусмотренные в утвержденном индивидуальном плане: аудиторную (лекции, практические и семинарские занятия), самостоятельную работу, подготовку и защиту курсовых и дипломных работ и др.

Учебный план – документ, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной  деятельности, предусмотренных образовательной программой.

Промежуточная аттестация – процедура оценки педагогическим работником качества освоения студентами отдельной части или всего объема одного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Проводится в форме экзамена или зачета.

Текущий контроль – контроль, осуществляемый с целью определения результатов формирования у студентов компетенций в процессе изучения дисциплины или ее части по заранее установленным видам работ (контрольным точкам), проводимый в течение семестра в рамках графика контрольных мероприятий. Подходы к проведению  текущего контроля (периодичность оценки результатов учебной деятельности каждого студента с учетом как аудиторных занятий так  и самостоятельной работы) выбираются кафедрой и фиксируются в рабочих программах дисциплин. Текущими контрольными мероприятиями могут быть отчеты по лабораторному практикуму, устные ответы,  оценка выступлений студента в дискуссиях,  с сообщениями, докладами на семинарских занятиях, коллоквиумы, контрольные работы, тестирование, индивидуальные творческие или расчетно-графические работы, рефераты, эссе и т. п.

Контрольная точка – контрольное мероприятие, зафиксированное по времени и по форме проведения.

Рейтинг - план дисциплины – методически разработанный календарный график контрольных точек на основании рабочей программы дисциплины (модуля).

Рейтинг студента – место, которое занимает студент в сравнении с другими студентами (в группе, на курсе, на факультете) по сумме баллов, начисляемых за выполнение заданий текущего контроля и промежуточной аттестации.

Рейтинг студента по дисциплинам и другим видам учебной деятельности используется для расчета рейтинга студента за соответствующий семестр.

Рейтинг за семестр является оценкой успеваемости студента по всем видам учебной работы, предусмотренной учебным планом за семестр.

Рейтинг за текущий этап обучения характеризует уровень успеваемости по итогам нескольких семестров.

Рейтинг за период обучения является показателем успеваемости студента по окончании обучения. Он служит критерием конкурсного отбора студентов для продолжения обучения магистратуре, аспирантуре. Данный рейтинг может использоваться  потенциальными работодателями при отборе выпускников.

ECTS (European Credit Transferand Accumulation System– Европейская система перевода и накопления кредитов) – общеевропейская система учета учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса.

3 Цели и задачи БРС

3.1 Целью введения БРС является повышение качества образования на основе использования технологии комплексной оценки деятельности  студентов при освоении ими ООП ВПО или СПО.

3.2 БРС является элементом внутривузовской системы менеджмента качества, инструментом управления образовательным процессом, обеспечивающим мотивацию студентов к систематической работе в течение семестра при формировании компетенций (определенных ФГОС и программой ООП)  при  освоении им дисциплины (модуля), при прохождении практики, проведении научно-исследовательской работы.  БРС позволит  использовать персональные достижения и результаты учебной и научной деятельности каждого студента   при формировании рейтинга всех  студентов.

3.3 БРС оценки результатов учебных достижений студентов позволяет:

– активировать разработку и внедрение новых организационных форм и методов обучения, максимально мотивирующих активную творческую работу, как студентов, так и преподавателей Университета;

– совершенствовать организацию учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

– упорядочить и структурировать процедуру непрерывного контроля учебных достижений студентов;

– накапливать и использовать информацию о рейтинге студента, группы, потока за любой промежуток времени и на текущий момент;

– студентам рационально распределять свои временные, физические и умственные ресурсы на конкретном временном интервале;

– активизировать личностный фактор путем введения принципа состязательности в процесс обучения;

– установить уровень подготовки студента (группы, потока) относительно других студентов (групп, потоков) в сопоставимых условиях;

– сопоставить результаты обучения с европейской системой оценки знаний студентов (ECTS) (шкала перевода баллов приведена в Приложении 1).

4 Основные принципы организации учебного процесса

с использованием БРС

4.1 Рейтинговая система предполагает:

  •  разделение процесса изучения каждой дисциплины во времени на содержательные этапы и контроль всех основных видов учебной работы по окончании каждого этапа (контрольные точки);
  •  разработку преподавателем по каждой дисциплине рейтинг-плана, который включается в рабочую программу дисциплины. В рейтинг-плане дисциплины указывается распределение и диапазон баллов по контрольным точкам (Приложение 2).
  •  расчет преподавателем числа контрольных точек (с учетом трудоемкости дисциплины, наличия письменных или лабораторных работ и их количества и пр.) и др. (рекомендуется обсуждать данный вопрос на заседании кафедры)). Одна контрольная точка  (включая «нулевую» сессию)  должна приходиться  на одну зачётную единицу общей трудоемкости дисциплины (для студентов очно-заочной и заочной форм обучения должно быть не менее одной контрольной точки);
  •  максимальную сумму баллов, которую студент может набрать за семестр по каждой  дисциплине - 100 баллов (70 баллов за текущий контроль + 30 баллов за промежуточную аттестацию);
  •  минимальную (пороговую) сумму баллов, которая позволяет зачесть студенту освоение дисциплины в семестре на удовлетворительном уровне, - 51 балл с учетом прохождения промежуточной аттестации.

4.2    70 баллов (текущий контроль)  начисляются:

  •  за работу студента на аудиторных занятиях (преподаватель в праве самостоятельно принять решение о выставлении баллов за посещение занятий; если студент формально присутствует на занятии, но не участвует в учебном процессе, это может быть приравнено к его отсутствию на занятии);
  •  за выполнение студентом  самостоятельной работы (контрольных, творческих, самостоятельных, индивидуальных работ, подготовка рефератов, прохождение тестирования и т.д.).

4.3 30 баллов  начисляются за прохождение студентом  промежуточной аттестации (экзамен, зачет). (Если по дисциплине (модулю) предусмотрена сдача зачета и экзамена в одном и том же семестре, то 30 баллов делятся между двумя этими контрольными мероприятиями в пропорции, установленной кафедрой, либо зачет может условно относиться к текущему контролю).

Выделенные на промежуточную аттестацию 30 баллов рекомендуется распределять по следующим критериям:

– качество ответа на экзамене (зачете);

– активная работа студента на практических и семинарских занятиях на протяжении всего семестра;

– научно-исследовательская работа по дисциплине;

– участие в студенческих олимпиадах, публикации статей, участие в научных и научно-практических конференциях с докладами и др.

4.4 Распределение баллов по дисциплинам, читаемым для студентов заочной формы обучения может быть иным (например, 50 баллов отводится на текущий контроль и 50 баллов на промежуточную аттестацию).

4.5  Неявка студента на «контрольную точку» по неуважительной причине дает право преподавателю при проведении контроля в более поздние сроки применить понижающий коэффициент при начислении баллов;

4.6    Набор студентом в рамках текущего контроля менее 35 баллов, означает  обязательное выполнение  студентом запланированных работ  (контрольных точек)  и необходимость набора  недостающих баллов  для допуска  его к промежуточной аттестации.

В случае невыполнения запланированных работ и (или) недостатка баллов для минимального уровня (35 баллов) преподаватель может допустить студента к процедуре промежуточной аттестации. Однако в этом случае оценка не может быть выше, чем «удовлетворительно». Для получения зачета студент должен продемонстрировать высокое качество своих знаний (условно сравнимое с уровнем от 71 балла).

4.7 Студент может быть освобожден от процедуры сдачи экзамена (зачета) и получить оценку «отлично» («зачтено»). Необходимым условием является наличие не менее 65 баллов по итогам текущего контроля по дисциплине. К набранному студентом количеству баллов за текущую работу автоматически добавляется 30 баллов и выставляется соответствующая академическая оценка.

4.8 Не допускается освобождение от процедуры сдачи экзамена (зачета) с числом баллов менее 65 по результатам текущего контроля, а также с оценками «хорошо» и «удовлетворительно».

4.9 Баллы за промежуточную аттестацию суммируются с набранными баллами по итогам текущего контроля и учитываются при подсчете рейтинга студента по дисциплине (модулю).

4.10 Иные виды работ учебной деятельности (практика, курсовые и выпускные квалификационные работы (проекты), государственные экзамены) оцениваются по 100 балльной шкале.

4.11 Перевод баллов в традиционные академические оценки по итогам текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине проводится в соответствии со следующей таблицей:

Таблица перевода баллов в традиционные

академические оценки

Экзамен, дифференцированный зачет, письменная работа

от 0 до 50,9 баллов

неудовлетворительно

от 51 до 70,9 баллов

удовлетворительно

от 71 до 85,9 баллов

хорошо

от 86 до 100 баллов

отлично

Зачет

от 0 до 50,9 баллов

не зачтено

от 51 до 100 баллов

зачтено

4.12 При переводе студентов в Университет из других вузов РФ их индивидуальный рейтинг по каждой дисциплине рекомендуется пересчитывать из 5-балльной системы в 100 – балльную по следующей шкале:

«отлично» - 94 балла;

«хорошо» - 78 баллов;

«удовлетворительно» - 60 баллов;

«зачет» - 60 баллов.

Окончательное решение о пересчете индивидуальных баллов при переводе студентов в Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва из других вузов РФ принимается проректором по учебной работе.

5 Расчет учебного рейтинга и информирование студентов

5.1 Рейтинг студента по дисциплине (Rд) определяется как сумма баллов, полученных студентом в ходе прохождения всех контрольных точек за семестр (включая промежуточную аттестацию).

5.2 Если дисциплина изучается в течение нескольких семестров, то итоговый рейтинг по дисциплине (Rди) вычисляется по формуле средней взвешенной на основе установленных кафедрой коэффициентов трудоемкости в соответствии с объемом часов (формула 1).

(1)

где – рейтинг студента по дисциплине в i-м семестре (количество баллов); – трудоемкость дисциплины в i-м семестре (количество часов); – общая трудоемкость дисциплины (количество часов).

5.3 Рейтинг студента за семестр (Rс) определяется как сумма итоговых рейтинговых оценок, полученных студентом по отдельным дисциплинам и всем видам учебных работ с учетом трудоемкости данных дисциплин и работ, предусмотренных учебным планом данного семестра (формула 2).

                         (2)

где  – рейтинг студента по i–ой дисциплине (виду работ); Ti – общая трудоемкость в часах i –ой дисциплины (вида работы); Tc– общая трудоемкость в часах всех дисциплин (видов работ) в данном семестре; n – количество дисциплин (видов работ) в данном семестре.

5.4 Рейтинг за этап обучения (один и/или несколько семестров) и за весь срок обучения. По окончании семестра определяется рейтинговая оценка студента за прошедший этап обучения (). Рейтинг можно определить по формуле 3:

,                                                  (3)

где   – рейтинговая оценка i-го семестра, m – количество семестров, за которые выставляется оценка.

По завершении студентом полного цикла обучения по ООП определяется его рейтинг за период обучения, учитывающий результаты всех видов учебной деятельности студента при освоении им ООП.

5.5 На основании рейтинга каждого студента можно вычислить рейтинг группы по дисциплине, а также рейтинг группы за семестр как среднее арифметическое всех рейтингов студентов (Приложение 3).

5.6 Значения рейтинга по дисциплине (модулю), за семестр, за период обучения, рейтинг группы либо потока необходимо округлять в большую сторону до первого знака после запятой (до десятых).

5.7 Деканаты обязаны вывесить на досках информации и   выставить на сайтах  факультетов и институтов:

  •  информацию о балльно-рейтинговой системе;
  •  памятки для студентов с отражением в них основных положений БРС, принципов распределения баллов, методикой перевода набранных баллов в традиционную академическую 5-балльную шкалу.   
  •  данные о последнем семестровом рейтинге каждого студента, а также его интегральный рейтинг за все пройденные семестры.

5.8 Каждый преподаватель на первом занятии (в начале семестра) обязан проинформировать  студентов о балльно-рейтинговой системе и ознакомить  с графиком прохождения контрольных точек,  критериями оценок успеваемости по дисциплине.

Внесение каких-либо изменений и поправок в условия работы по БРС, объявленные в начале изучения дисциплины, недопустимо.

Преподаватель обязан скорректировать график прохождения контрольных точек и технологию подсчета баллов с учетом попадания занятий на праздничные (выходные) дни, не нарушая целостность БРС.

Преподаватель обязан разработать и ежегодно актуализировать рейтинг-планы читаемых дисциплин, использовать современные и адекватные конкретной дисциплине оценочные средства.

5.9 Заведующий кафедрой обязан обеспечить  своевременную разработку и актуализацию рейтинг-планов по всем дисциплинам, закрепленным за кафедрой, а также оценивает соответствие контрольных точек содержанию и особенностям конкретной дисциплины.

  1.  
    1.  
    2.  
    3.  

5.10 Ответственность за реализацию настоящего положения на уровне института (факультета) несет директор института (факультета).


Приложение 1

Рекомендуемая шкала перевода баллов в национальный цифровой эквивалент и европейскую оценку ECTS

Количество баллов

Российская оценка

Европейская оценка

Описание оценок ECTS

Менее 41

2 (не аттестован)

F

«Безусловно неудовлетворительно»- теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом дисциплины не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий.

41-50,9

2 (неудовлетворительно с возможностью добора баллов при выполнении работ)

Fx

«Условно неудовлетворительно»- теоретическое содержание дисциплины освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом дисциплины возможно повышение качества выполнения учебных заданий.

51-60,9

3 (удовлетворительно)

E

«Посредственно»- теоретическое содержание дисциплины освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы,  многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному.

61-70,9

3 (удовлетворительно)

D

«Удовлетворительно»- теоретическое содержание дисциплины освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.

71-80,9

4 (хорошо)

C

«Хорошо»- теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

81-85,9

4 (хорошо)

B

«Очень хорошо» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному, однако есть несколько незначительных ошибок.

86-95,9

5 (отлично)

A

«Превосходно»/«Отлично» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному

96-100

5 (отлично)

А+

51-100

зачтено

Менее 51

не зачтено


Приложение 2

(рекомендуемый образец)

Рейтинг – план дисциплины

№ п/п

Название раздела (модуля, темы) дисциплины

Контрольная точка

Максимальное количество баллов по контрольной точке

Оценочное средство*

Сроки

Итого по текущему контролю

70**

Промежуточная аттестация (экзамен/зачет)

30**

указываются критерии (качество ответа, участие студента в НИР, олимпиадах и др.) и распределение баллов

Итого

100

* Виды оценочных средств: тестирование, лабораторная работа, коллоквиум, эссе (реферат), контрольная работа, расчетно-графическая работа, устный опрос, деловая игра и др. Количество оценочных средств может быть более одного на каждый раздел (модуль, тему) дисциплины.

** по дисциплинам, читаемым для студентов заочной формы обучения соотношение баллов по текущему контролю и промежуточной аттестации может быть другим (например, 50/50).

Согласовано:

Председатель учебно-методической комиссии

института (факультета)                                         _______________/Ф.И.О./

подпись

Зав. кафедрой                                                         _______________/Ф.И.О./

подпись


Приложение 3

(рекомендуемый образец)

Форма ведомости рейтинга группы*

Рейтинг студентов за семестр

Институт/Факультет_________________________________________________

Направление подготовки (специальность)______________________________________________

Курс________семестр________группа

п\п

Фамилия, имя, отчество

Набранные баллы

Итоговый рейтинг

за семестр***

Кол-во баллов по дисциплине  / работе

Коэффициент трудоемкости дисциплины/ вида работы**

Кол-во баллов по дисциплине  / работе

Коэффициент трудоемкости дисциплины/ вида работы**

Кол-во баллов по дисциплине  / работе

Коэффициент трудоемкости дисциплины/ вида работы**

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

Средний балл по группе

* заполняется в дирекции института (деканате факультета)

** коэффициент трудоемкости дисциплины в i-м семестре  рассчитывается следующим образом:

                                           (4)

где  – трудоемкость дисциплины в i-м семестре (количество часов);  – общая трудоемкость дисциплины (количество часов), округляется до второго знака после запятой (до сотых).

*** рассчитывается по формуле 2 (в тексте настоящего положения) или следующим образом:

(значение столбца №3 х значение столбца №4) + (значение столбца №5 х значение столбца №6) + (значение столбца №7 х значение столбца №8) + …   


Лист согласования

1 РАЗРАБОТАНО отделом менеджмента качества образовательной деятельности

Исполнители:

Начальник отдела менеджмента качества образовательной деятельности

_____________________/Маколов В.И./

Зав. сектором внутривузовского тестирования отдела менеджмента качества образовательной деятельности

_____________________/Заварюхина Е.И./

2 СОГЛАСОВАНО:

3 ВВЕДЕНО ВПЕРВЫЕ




1. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук Ха
2. Материя и ее состояние во вселенной
3. 1 Определяем общий коэффициент полезного действия привода- 1
4. Особливості фітоценозів Корецького лісництва Рівненського лісгосп
5. на тему- Приватизация предприятий топливноэнергетического комплекса и проблемы повышения эффективности пр
6. Тема- Социальная защита и социальная защищенность граждан- социологический аспект Выполнил
7. Длительность жизненного цикла не одинакова у разных товаров
8. Языковое выражение лингвокультурного концепта savoir vivre во французской лингвокультуре
9. за тебя Эти безудержные истерики ~ совсем изза тебя
10. Проблема человека в контексте радикальных социальных преобразований
11. Амалфея 2003 УДК 614
12. темами освещения
13. Спільні риси спрямованості дій лобізму та груп тиску
14. турбулентная внешняя среда одним из важнейших направлений маркетинговой и управленческой деятельности я
15. 020303 Виконала- студентка 2 курсу ГМІ спец
16. убогих и пьяных они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования
17. А Что такое внешние эффекты Сформулируйте понятие
18. Тематический словарьсправочник - Под ред2
19. Административная ответственность за налоговые правонарушения в Республике Беларусь.html
20. 1Электромагнитные взаимодействия возникают между заряженными телами