Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Цензура в Англии после буржуазной революции 17 века

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


Цензура в Англии после буржуазной революции 17 века.

Английская буржуазная революция 17 века, результатом которой было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура если не была отменена, то во всяком случае потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких - либо цензурных стеснений.

Однако 14 июня 1643 года парламентом был издан закон, согласно которому вновь устанавливалась строгая цензура:

...ни одна книга, памфлет или газета отныне не могут быть напечатаны иначе, как после предварительного просмотра и одобрения лиц или, по крайней мере, одного из лиц для того назначенных”.

Несмотря на появление этого закона ,один из выдающихся английских поэтов и мыслителей Джон Мильтон выпустил свое сочинение О разводе без представления в цензуру и по жалобе компании книга продавцов Stationer's Company, был привлечён к суду.Хотя суд и не имел неблагоприятных последствий для Мильтона, этот процесс послужил внешним толчком , побудившем написать его памфлет о свободе печати, обращенный к английскому парламенту - Ареопагитику”.

Джон Мильтон родился в 1608 году в Лондоне, в семье нотариуса , близкого к пуританским кругам. Окончив Кембриджский университет, он выпустил несколько сборников стихов , которые по содержанию были близки к философским воззрениям Френсиса Бэкона. Возвратившись на родину после путешествия в Италию , Мильтон включается в борьбу против так называемой епископальной церкви, которая явилась прелюдией борьбы против монархии.

Самым известным публицистическим произведением Мильтона можно назвать Ареопагитику”(“речь о свободе печати парламенту Англии), которая была опубликована в конце ноября 1644 года .Обращенная к парламенту, она ставит своей задачей...доказать, что цензурный порядок совершенно не ведет к той цели, ради которой он был установлен”.

Довод за доводом приводит Мильтон против врагов свободного слова.

Люди по природе свободны.Свобода - это прирожденный нам дар Божий, - говорит он.И нельзя ее чем либо ограничивать.  Если цензура и будет действовать против соблазнительных революционных и клеветнических книг, т.е. ставит своей целью улучшение нравов, то должны поступать так же и со всеми увеселениями и забавами, - со всем , что доставляет человеку наслаждение. Борьба при помощи цензуры со злом , которое может произойти от свободного обращения дурных книг, не принесет никакого результата.

Ведь добро и зло растут в этом мире вместе и почти неразлучны друг с другом, и из - за обманчивого сходства одно от другого отличить бывает иногда столь же трудно, как те смешанные семена, которые должна была разобрать по сортам Психея. Или же цензоры должны быть непогрешимы, - или цензура должна отказаться от выполнения своей задачи.

Принести пользу могут только ...непринудительные законы добродетельного воспитания, религиозной или гражданской культуры... , - говорит Мильтон. Закон же о цензуре можно отнести к тем законам , которые стремятся наложить ограничения на то, что не поддаваясь точному учёту, тем не менее, может способствовать как добру, так и злу, поэтому было бы справедливее признать его дурным законом.

А кто же будет его исполнителями ? Для Мильтона не ясно, как кто нибудь из действительно образованных людей согласится тратить свое время на такое пустое и бесплодное занятие.  Приходя к заключению, что исполнителем такого закона может быть только явный расточитель своего времени, Мильтон отмечает: места цензоров займут люди невежественные, властные и нерадивые или явно корыстолюбивые, которые будут выедатьиз книги все то, что не соответствует их невежественному пониманию. По мнению Мильтона,невозможно найти цензоров, способно безошибочно определить жить или не жить книге”.  Значит в их руках будет судьба книги.Тогда как ...хорошая книга - драгоценный жизненный сок творческого духа, небальзамированный и сохраненный как сокровище для  грядущих поколений. И ... убить хорошую книгу значит почти тоже самое, что убить человека... кто уничтожает хорошую книгу , убивает сам разум, убивает образ божий как бы в зародыше”.

Цензура бесполезна и вредна,она уничтожает человеческое достоинство, она воспитывает в душе творца раба, и еёустановление мы обязаны не какому - либо государству правительству или церкви, ни какому - либо закону изданному некогда нашими предками , а самому антихристианскому из соборов  и  самому тираническому из судилищ - судилищу инквизиции ,- пишет Мильтон. Но не в Италии и не в Испании не сделались ненамного лучше, честнее , мудрее и целомудреннее с тех пор , как инквизиция стала немилосердна преследовать книги -  Этот пример , а также то , что ни один народ и государство, если они вообще ценили книги никогда не вступали на путь цензуры, по мнению Мильтона должны заставить парламент Англии пересмотреть этот закон, ибо он посягает на свободу, знание, истину.

Лорды и Общины Англии! - обращается Мильтон к парламенту,-подумайте, к какой нации Вы принадлежите, и какой нацией Вы управляете: нацией не ленивой и тупой, а подвижной , даровитой и обладающей острым умом... Вы не можете сделать нас теперь менее свободными, если Вы сами не станете меньше любить и насаждать истинную свободу”.

В подтверждение своих слов Мильтон вспоминает виденное , ниспосланное от Бога Дионисию Александрийскому ( около 240 г.н.э.),раздумывавшему, следует ли читать языческие книги:

Читай всякие книги, которые попадут в твои руки, ибо ты можешь сам все правильно обсудить и исследовать, - таков завет Дионисия.

Для развращенного ума даже самые лучшие книги могут послужить поводом к основе, тогда как благоразумный читатель сможет взять для себя необходимое важное из развращенной книги. Мильтон признавал вредность плохих книг, но цензура, на его взгляд , еще вреднее , чем плохие книги. Так как , запрещая дурные книги, цензура вредит умному читателю, не принося никакой пользы глупцу.

Христос ссылался в свое оправдание, что, он не прятался, а проповедовал публично, ...но письменное слово еще более публично , чем проповедь, и опровергать его в случае нужды гораздо легче. Мильтон почти уверен в том, что парламент не замедлит отменить закон ,который мы считали умершим вместе с прелатами и их братьями”.

Я знаю, - говорит он - что как и хорошие,  так и дурные правители могут ошибаться ,-ибо какая власть не может быть ложно осведомлена,- в особенности, если свобода печати представлена немногим?  Но исправлять охотно и быстро и, находясь на вершине власти , чисто сердечные указания ценить дороже, чем иные ценят пышную невесту, это, высокочтимые лорды и общины, - добродетель соответствующая высшим доблестным деяниям, доступным лишь для людей самых великих и мудрых. Надо сказать, что Мильтон не жалеет похвал в адрес парламента.Может, он искренне верил в его прогрессивность?

Однако эта уверенность оказалась напрасной, и закон о цензуре был отменен парламентом лишь 50 лет спустя, в 1689 году, в 9 пункте Билля о правах. Публикация материалов согласно этому пункту не может подать повода к преследованию или рассматриваться в каком - нибудь месте, кроме парламента.  Уже 304 года в Англии не ограничивается свобода печати, но парламент все же может решить судьбу газет и журналов.

Мильтон оказал большое влияние на развитие журналистики как в Англии, так и в европейских странах.

Мильтон не оставил политической борьбы. В 1649 году была опубликована его книга Иконоборец, в которой он обосновывал осуждение и казнь короля Карла I как тирана, убийцы и откровенного врага английского государства.

Жизнь Мильтона резко изменилась после реставрации монархии в Англии в 1660 году. Сочинение Мильтона Иконоборец иЗащита английского народа были публично сожжены. Последние годы жизни поэта были тяжелыми, но надвигавшаяся слепота не помешала ему написать в 1667 году поэму Потерянный рай, в 1671 - “Возвращенный рай, а в 1670 - Историю Британии”.  Последним произведением Мильтона стала трагедия Самион - борец(1671), и через три года Джон Мильтон умер в Лондоне.

И в наше время произведения Мильтона не утратили свою актуальность.




1. И все мы в очередной раз будем ждать Чуда Так давайте начнём верить в него и ждать уже сегодня Ж
2. Алгоритм метода половинного деления- Определить новое приближение корня х в середине отрезка [аb]- х
3. Лекция 1 от 22.09.01.
4. мертвых источников когда для раздувания библиографии в список использованной литературы заносятся все из.
5. Курсовая работа- Социальная адаптация детей с глубоким нарушением слуха.html
6. Священные книги ислама
7. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания 07 сентября 2007 Г
8. Проблема гуманизма в пьесе А М Горького На дне
9. 37 реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Киї
10. а На холмистом берегу Тибра в 25 км
11. Сущность Сталинизма
12. Экономика и управление качеством на предприятии ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ БУХГАЛТЕРСКИЙ У
13. Сучасна космологі
14. конспект лекций Текст предоставлен издвом http---litres
15. частицы Заряд электрона Заряд атома углерода Минимального заряда не существует
16. Индивидуальная папка.Подготовка к ЕНТ
17. Соотношение светской и религиозной духовности
18. Курсовая работа- Решения задач линейного программирования геометрическим методом
19. РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКИЙ Г
20.  Поняття первісної Означення- Функція Fx називається первісною для фії fx на проміжку І якщо на цьому пром