Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

трём мудрецам с ЮгоВостока

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


Чжу Си

Чжу Си (кит. упр. 朱熹, пиньинь: Zhū Xī, тж. известен как Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань; 1130—1200) — выдающийся конфуцианский философ династии Сун (960—1279), основатель китайского неоконфуцианства. Философ-энциклопедист, литератор, текстолог, комментатор древних текстов. В истории китайской мысли часто называем второй по влиятельности фигурой после самого Конфуция; современники причисляли его наряду с Чжан Ши и Люй Цзуцянем к «трём мудрецам с Юго-Востока».

Биография

Родился в семье интеллектуалов. Дед Чжу Си, ученый-конфуцианец скромного достатка, поощрял детей к учёбе и самосовершенствованию, предсказывая «в роду, на протяжении пяти поколений скапливавшем конфуцианскую добродетель», рождение выдающегося потомка.

Отец Чжу Си, Чжу Сун, получил высшую ученую степень (цзиньши) в 21 год, на государственных экзаменах в 1118. Служа в столице, он стал свидетелем падения Северной Сун, вместе с двором переехал на Юг и выступал ярым противником мирного договора с Цзинь (1141): вследствие этого он был разжалован Цинь Гуем и вскоре умер, будучи сослан в провинцию на мелкую должность.

Сам Чжу Си получил начальное образование под наблюдением матери и стал обладателем степени цзиньши в 18 лет. С 1158 года учился под руководством Ли Туна, последователя Чэн Хао и Чэн И (поэтому основанное Чжу Си интеллектуальное направление также иногда называется школа Чэн-Чжу).

Отстроил академию «Грот белого оленя» и преподавал в ней. C 1178 года, находясь на государственной службе, на короткое время занимал высокие посты. В 1196 году был разжалован, и его учение оказалось под запретом. В 1199 году реабилитирован, посмертно получил титул «державного князя» (гогун). В 1241 года причислен к величайшим конфуцианским авторитетам, в знак чего табличка с его именем размещена в Храме Конфуция.

Наследие

Чжу Си оставил после себя обширный корпус сочинений (300 глав), включающий в себя ок. 1000 стихотворений.

Философское учение Чжу Си осуществляет идентификацию конфуцианской трактовки Тайцзи с даосской доктриной Беспредельного, указывая, что эти знания о природе космоса и человека следует употребить для усовершенствования отдельной личности («искренность помыслов», «выправленность сердца»), укрепления семьи, упорядочивания государства и восстановления гармонии мира — «уравновешивания Поднебесной».

Он утверждает оппозицию понятий ци и ли — начал, лежащих в основе каждой «вещи».

Чжу Си принадлежит заслуга создания конфуцианского Четверокнижия: выделенные и прокомментированные им четыре книги конфуцианского канона («Луньюй», «Мэнцзы», «Дасюэ» и «Чжунъюн») стали основой классического конфуцианского образования в эпохи Мин и Цин. Среди учеников Чжу Си были Кэ Сюэ, один из любимых учеников, автор сочинения "Чунь цю бо и " ("Широкий смысл "Чунь цю"), Чэнь Чунь, автор словаря чжусианских философских терминов "Син ли цзы и", "Смысл терминов природа и принцип", Тэн Дэцуй и другие. Среди текстов особой социальной значимости для Китая стоит трактат Цзя-ли, «Семейные Церемонии», составленный им самим (или под его руководством) код проведения обрядов совершеннолетия, свадьбы, похорон и поклонения предкам. Упрощенные издания, подражания этому сочинению стали основой для последующей конфуцианской индоктринации китайского общества. Среди прочего Чжу Си утверждает подчинённое положение женщины в семье (значительно более жестко чем это было принято в конфуцианской элите сунских времён): предполагается, что она не должна пользоваться финансовой независимостью, посвящать себя наукам и искусствам, разводиться и повторно выходить замуж. Тягостные нормативные обязательства накладываются также на молодых людей обоих полов.

Историческая роль: чжусианство

В 1313 комментарии Чжу Си к Четверокнижию были официально включены в систему китайских государственных экзаменов, просуществовавшую до 1905. В качестве таковых они оказали огромное влияние на интеллектуальную жизнь Китая и других дальневосточных стран.

В XVI — 1 пол. XVII в. в Китае преобладает школа Лу Цзююаня и Ван Янмина, сформировавшая основные тезисы античжусианской критики. Однако правящая манчжурская династия (1644—1911) поддерживала учение Чжу Си как официальную идеологию.

В 30-е гг. XX в. оно было модернизировано Фэн Юланем.

В Японии учение Чжу Си распространилось под названием Сюсигаку (朱子学, Школа Чжу Си), наиболее влиятельными деятелями этой школы были Фудзивара Сэйка (1561—1619) и его ученик Хаяси Радзан. Под их влиянием сложилась чжусианская система образования, просуществовавшая до «революции Мэйдзи» 1867—1868.

В Корее чжусианство получило название чуджахак (кор. 주자학). Его первыми проповедниками стали студенты, обучавшиеся в Китае в XIII-нач. XIV вв.: Ан Хян и др. Основоположником ортодоксального корейского чжусианства считается Чон Монджу (XIV в.), первый министр г-ва Корё. В XVI в. сложилась крупнейшая в Корее чжусианская школа — соннихак (также известная как лихак, калька с кит. 理學 лисюэ). В конце XIX века чжусианство осознавалось его корейскими сторонниками как важный идеологический элемент, объединяющий Корею и Китай в партизанской борьбе против японского засилья.

В XX веке историческая роль Чжу Си периодически подверглась переосмыслению вместе со всем имперским наследием Китая: чжусианская идеология называлась в числе факторов, приведших Китай к упадку. Подобные обвинения ещё раз свидетельствуют о её историческом значении.




1. Небезпечні фактори зумовлені особливостями фізіології та психології людини називаються психофізіологі
2. Сценарій як різновид драматургічного дійства
3. Public Reltions в кризисных ситуациях Кризис ~ это чрезвычайное экстремальное катастрофическое положение кото
4. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата сільськогосподарських наук.7
5. Анализ абсолютных показателей доходности
6. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук К
7. на тему- Формирование единого российского государства
8. Тема. ОСНОВИ ПСИХОЛОГІЧНОЇ КОРЕКЦІЇ План Визначення психологічної корекції.html
9. 1 Диагностика
10. Обычно это предполагает приведение подробных сведений в удобную для понимания и управления форму без прове
11. ЛЕКЦИЯ1Деньги их необходимость и их предпосылки возникновения
12. тема как иерархия и взаимосвязь политических институтов
13. тематика Дидактическая единица-
14. Лабораторная работа 2 КОНСТРУКЦИЯ ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА И ОЦЕН
15. темах озера и пруда
16. Вариант I С помощью сока сныти обыкновенной
17. Тема- АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Лекция 1 Греческая античная философия сформировалась в VII ~ VI вв.
18. это- Язык разметки гипертекстов ICQ это служба общения в реальном времени с помощью клавиатуры и мони.html
19. bsens ' отсутствующий bsenti ' отсутствующий ' позиция линия и тактика поведения избирателей граждан политиче
20. Туран г Алматыy bstrct В статье анализируются опыт проблемы и перспективы энергоэффективности энерг