Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

статья 385 Трудового кодекса РФ

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Трудовой кодекс предусматривает, что КТС разрешает спор, если работник не смог договориться непосредственно с работодателем (статья 385 Трудового кодекса РФ). Но комиссия не вправе отказаться рассматривать заявление, даже если сотрудник и не пытался вести такие переговоры. В этом случае члены комиссии вызовут заявителя и работодателя на собеседование и сделают все возможное, чтобы их помирить.

КТС можно создать в любой организации независимо от численности работников. Комиссия по трудовым спорам создается по инициативе работников и (или) работодателя. Как правило, на практике инициатором ее создания выступает выборный профсоюзный орган, а если его нет, то совет трудового коллектива. Чтобы у работодателя возникла обязанность выделить в состав комиссии своих представителей, должно быть решение коллектива работников о создании комиссии, принятое на общем собрании (конференции). Но такое решение может принять и сам работодатель. В этом случае у работников появляется обязанность избрать своих представителей в комиссию.

Комиссии создаются из равного числа представителей работников и работодателя. Работники избирают своих представителей на общем собрании (конференции) работников организации. Кроме того, их может делегировать представительный орган с последующим утверждением на общем собрании.

Войти в комиссию могут любые работники независимо от членства в профсоюзе, занимаемой должности, выполняемой работы. Порядок избрания комиссии определяется самим собранием (конференцией) работников. Голосование по решению общего собрания может быть открытым или тайным. Собрание устанавливает и число голосов, необходимых для избрания комиссии. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

КТС может быть создана на определенный срок или бессрочно. Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляет работодатель. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря.

В крупных организациях могут действовать несколько комиссий по трудовым спорам, если по решению общего собрания трудового коллектива решено создавать комиссии в структурных подразделениях организации.

Новый Трудовой кодекс РФ по сравнению с ранее действовавшим законодательством существенно расширил права работодателей при формировании комиссии[17].

Ранее, согласно статье 203 КЗоТ РСФСР, комиссия по трудовым спорам избиралась общим собранием (конференцией) трудового коллектива. При этом законодательством не устанавливалось численное соотношение в комиссии представителей работников и работодателя. Поэтому была возможна ситуация, когда работники на общем собрании могли избрать в комиссию только своих представителей, не привлекая к участию в работе комиссии работодателя.

В новом Трудовом кодексе РФ такая ситуация полностью исключена. В соответствии со статьей 384 Трудового кодекса РФ количество представителей работников и работодателя в комиссии должно быть равным.

Более того, общее собрание трудового коллектива может избирать в состав комиссии только представителей работников. Что же касается представителей работодателя, то они назначаются в комиссию руководителем организации. Работники вообще не вправе избирать в комиссию представителей работодателя.

По ранее действовавшему законодательству комиссии по трудовым спорам создавались только на предприятиях с числом работающих не менее 15 человек (статья 203 КЗоТ РСФСР). В настоящее время согласно Трудовому кодексу РФ комиссии по трудовым спорам могут образовываться на всех предприятиях независимо от числа работников[18].

Комиссия по трудовым спорам (КТС) принимает к своему рассмотрению трудовые дела при наличии двух условий:

·   если имеются доказательства соблюдения предварительного порядка урегулирования споров путем переговоров (статья 385 Трудового кодекса РФ);

·   если трудовой спор относится к компетенции комиссии.

В случае если работник, не пытаясь разрешить спор непосредственно с работодателем, сразу же обращается в комиссию, в рассмотрении спора ему отказать не могут, так как проведение переговоров по вопросу урегулирования разногласий – скорее право, а не обязанность работника.[19] Доказательствами соблюдения предварительного порядка рассмотрения и разрешения спора могут быть:

·   письменный отказ работодателя удовлетворить требования работника;

·   письменное заявление работника, где изложены его требования работодателю с отметкой работодателя о принятии заявления;

·   кроме того, можно использовать свидетельские показания сослуживцев – очевидцев попытки работника провести с работодателем переговоры.

Компетенция комиссии по трудовым спорам очень широка. Она может принимать к своему рассмотрению любые индивидуальные трудовые споры, за исключением споров, в отношении которых Трудовой кодекс или законы прямо устанавливают иной порядок рассмотрения.

Как следует из статьи 391 Трудового кодекса РФ, КТС не может рассматривать трудовые споры по заявлению работника:

·   о восстановлении на работе независимо от причины увольнения;

·   об изменении даты и формулировки причины увольнения;

·   о переводе на другую работу;

·   об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы.

·   об отказе в приеме на работу лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц;

·   об отказе в приеме на работу лиц, считающих, что они подверглись дискриминации[20].

А работодатель не может заявить в КТС:

·   о возмещении работником вреда, причиненного организации.

Все эти споры рассматривают только суды. В основном, перечисленные категории споров и ранее не могли рассматриваться комиссиями по трудовым спорам. Однако теперь КТС не могут рассматривать и споры о переводе на другую работу. Ранее такие споры входили в компетенцию КТС[21].

Расширена компетенция КТС по рассмотрению споров о нарушении прав работников при установлении новых или изменении существующих условий труда.

Ранее такие споры могли рассматривать только администрация и профсоюз (статья 219 КЗоТ РСФСР). В настоящее время аналогичной нормы нет в Трудовом кодексе РФ. Следовательно, эти споры могут рассматривать как комиссии по трудовым спорам, так и суды.

В течение какого времени с момента нарушения прав работника он может обратиться в КТС?

Как и раньше, этот срок равен трем месяцам со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. По общему правилу этот же срок установлен и для обращения работника в суд. Если в течение трех месяцев работник не обратится в комиссию по трудовым спорам или в суд, то он вообще не сможет защитить свои права. В исключительных случаях пропущенный срок для обращения в КТС или в суд может быть восстановлен ими, если причина пропуска срока будет признана уважительной.

После того как работник подаст заявление в КТС, его регистрируют. Рассмотреть заявление должны в течение десяти календарных дней со дня подачи заявления. Однако окончание этого срока не является основанием для снятия спора с рассмотрения по инициативе работника.

Если в этот срок комиссия не рассмотрит спор, то работник вправе обратиться в суд, чтобы он рассматривал спор.

Процедура рассмотрения трудовых споров комиссией, установленная в статье 387 Трудового кодекса РФ, практически не изменилась по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Спор должен рассматриваться в присутствии работника или его представителя. Лишь по письменному заявлению работника спор может быть рассмотрен без него[22].

Если работник не явился на заседание, то рассмотрение трудового спора откладывается. А когда он не является во второй раз без уважительных причин, КТС может снять вопрос с рассмотрения.

Впрочем, это не лишает работника права подать туда повторное заявление о рассмотрении трудового спора. Однако сделать это нужно в пределах того же трехмесячного срока.

При рассмотрении спора работодатель и работник могут представлять различные доказательства и материалы. В частности, комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы[23].

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

В соответствии со статьей 388 Трудового кодекса РФ, решения комиссии принимаются тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Ранее действовавшее законодательство не содержало требований о том, чтобы голосование было тайным. Безусловно, введение тайного голосования делает работу комиссии более независимой и эффективной.

Эффективности работы комиссии способствует и впервые введенная в Трудовой кодекс РФ регламентация содержания решения комиссии по трудовым спорам.

Что же должно быть указано в решении КТС? Статья 388 Трудового кодекса РФ говорит о следующих сведениях:

·   наименовании организации (или ее подразделения), фамилии, имени, отчества, должности, профессии или специальности обратившегося в комиссию работника;

·   дате обращения в комиссию и рассмотрения спора, существе спора;

·   фамилий, имен, отчеств членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

·   существе решения и его обосновании (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

·   результатах голосования.

Заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения.

В случае, если работник или работодатель не согласны с решением комиссии, то его можно обжаловать в суд. Сделать это можно в течение 10 дней со дня вручения копии решения комиссии заинтересованному лицу.

Если указанный срок пропущен по уважительной причине, то необходимо обратиться с ходатайством в суд о восстановлении этого срока.

После того, как истек десятидневный срок на обжалование, а решение не обжаловали, то оно вступает в законную силу.

Работодатель в этом случае обязан исполнить решение комиссии в трехдневный срок.

Если же решение в этот срок не исполняется, то комиссия выдает работнику удостоверение, имеющее силу исполнительного документа на основании статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

В нем указывается:

·   наименование органа, вынесшего решение или постановление по трудовому спору;

·   дело или материалы дела, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;

·   дата их принятия;

·   дата выдачи удостоверения и срок предъявления его к исполнению;

·   Ф.И.О. работника;

·   резолютивная часть акта юрисдикционного органа;

·   дата вступления в силу;

·   решение по существу спора.

Удостоверение подписывает председатель КТС или его заместитель, и на него ставят печать.

В течение трех месяцев с момента его получения работник должен предъявить удостоверение судебному приставу.

Если этот срок пропущен по уважительным причинам, то КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Приведение решения комиссии в исполнение осуществляется в принудительном порядке судебным приставом в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и ФЗ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Как показывает практика, проблема сегодняшнего дня в том, что реально КТС может защитить только интересы работодателя, так как если кто-то из членов КТС со стороны работников, будет проводить линию, не совпадающую с интересами работодателя, то таком члену КТС, который является работником этого же предприятия, будут созданы такие условия, что ему просто придется уволиться. К сожалению, это наша обыденная российская действительность, от которой никуда не деться.

Реально свои интересы работник может отстаивать только в судебном порядке уже после увольнения, когда он уже ни коим образом не зависит от работодателя. Как показывает практика, в этих случаях работник предъявляет своему бывшему работодателю через суд различные требования компенсационного характера, выраженные в конкретной денежной сумме.

Многие думают, что если работник пытается каким-то образом разрешить трудовой спор в свою пользу, то уже сам факт того, что работник начал эту процедуру, несовместим с продолжением трудовой деятельности на этом предприятии.


1. ПО ТЕМЕ МОНОТОННЫЙ ТРУД Задача 1 Певец Чиж в одном из интервью сказал что очень любит гладить белье
2. ТЕМА РЕГУЛЯЦИИ ВАЛЮТНОГО РЫНКА В УКРАИНЕ
3. Контрольная работа- Действие административно-правовых актов
4. Уральский экономический район
5. Мифы о продажах.html
6. не научная публикация в узком смысле слова
7. Сочинение- История обращения людей друг к другу в России
8. на тему Аттестация аудиторов Выполнила- Студентка 3 курса группы ФиКОУ10-1 Очного ус
9. Тема 6 Задача 2 У листопаді 2008 р
10. Введение Авария на морских речных судах опасное происшествие на судах приведшее к гибели людей причине
11. Контрольная работа- Процесс водоподготовки
12. государство Понятие и признаки государства
13. состава Содержание г Каллорийность ккал
14. шляхецкие вольности времен РП.html
15. Основная задача ~ первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности которые
16. 30 5602 5606 5502 29
17. Создание графического интерфейса пользователя.html
18. Загальні вимоги до фінансової звітності Порівняльний аналіз фінансової звітності яка підготовлена за
19. С той же фирменной легкостью и недосказанностью виртуозно балансируя на грани бытового очерка и аллегории
20. Державна політика в Україні