Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

С. Грибоедова ldquo;Горе от умаrdquo; явилась новаторским произведением в русской литературе первой четверти XIX

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась новаторским произведением в русской литературе первой четверти XIX века. В классической комедии герои делились на положительных и отрицательных, количество тех и других было примерно одинаковым. Положительные герои превозносились и в результате побеждали, отрицательные высмеивались и в конце, соответственно, оказывались поверженными. У Грибоедова мы находим совсем другое построение системы персонажей: герои делятся на представителей “века нынешнего” и “века минувшего”, первых несоизмеримо меньше (фактически один Чацкий). Главный герой нередко оказывается смешон, а Фамусов, один из основных представителей “века минувшего”, предстает перед читателем заботливым отцом и в принципе добродушным человеком. Образы, созданные Грибоедовым, ярки и неоднозначны, нехарактерны для классицистической комедии; нетрадиционен и конфликт пьесы.

   Между Чацким и Фамусовым разгораются бурные споры о приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании. Это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов — лишь наиболее яркие их представители. Чацкий обращается со своими возмущенными монологами к Софье, Молча-лину, наконец ко всем гостям на балу (“В той комнате незначащая встреча”). Конфликт этот — социальный; с одной его стороны — Чацкий и некоторые внесценические персонажи (брат Скалозуба, князь Федор, племянник Тугоуховской), с другой — московское дворянское общество во главе с Фамусовым. Завязкой этого внешнего конфликта можно считать приезд Чацкого в дом Фамусова, развитием — споры и монологи героев (“А судьи кто?”, “Вот то-то, все вы гордецы!”), нарастающее непонимание и отчужденность. Кульминация — бал, точнее признание Чацкого безумным, эта сцена — апогей неприятия и непонимания одним “лагерем” идей и воззрений другого. Неспособное задуматься и объяснить для себя поведение Чацкого, фамусовское общество находит наиболее легкий способ — признать его безумным. Развязка — отъезд Чацкого из Москвы. В целом конфликт в комедии разрешен, только остается непонятно, кто же все-таки победил: Чацкий с новыми идеями, за которыми, очевидно, будущее, или дворянское общество, многочисленностью и тупой убежденностью в своей правоте вынудившее его бежать. С исторической точки зрения такой вариант общественного конфликта неразрешим: противостояние старого и нового мирным путем разрешиться не может. Однако в комедии отношения конкретных героев, Чацкого и фамусовского общества, выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга, не хотят иметь ничего общего; конфликт в литературном смысле разрешим, в общечеловеческом — нет.

   Другой не менее важный конфликт — личный: по-прежнему влюбленный Чацкий и изменившаяся за время его отсутствия, полюбившая Молчалина Софья. Три года странствий не охладили чувство Чацкого, и, вернувшись, он надеется на взаимность. Однако Софья встречает его по-светски радушно, а когда он насмешливо отзывается о Молчалине, тон ее становится холодным и оскорбленным. Вероятно, первое упоминание Чацкого о Молчалине и есть завязка этого конфликта, заключающегося в том, что Софья пытается скрыть свои отношения с секретарем отца и одновременно уязвить Чацкого, а тот в свою очередь силится разгадать тайну возлюбленной и вернуть прежнюю Софью, которая была ему близка. Между тем Софья, неординарная и нетипичная для московского общества девушка, — единственная, кто противостоит Чацкому в спорах на равных. Даже Фамусов затыкает уши и отстреливается общими положениями своей морали; лишь у Софьи хватает остроумия и такта, чтобы отвечать Чацкому четко, внятно и едко. Их отношения становятся более и более напряженными, Софья говорит о своем бывшем друге: “Не человек — змея!”, Чацкий теряется в догадках, пока наконец в кульминационной для этого конфликта сцене объяснения Молчалина с Лизой и потом с Софьей не узнает правду. Известие о связи Софьи и Молчалина становится настоящим ударом, которого не может выдержать влюбленность; Чацкий осознает, что перед ним — опустившаяся московская барыш-ня, принявшая для себя “высокий идеал московских всех мужей”: “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей”. Развязка здесь — опять же отъезд Чацкого. Любовный конфликт, очевидно, разрешен и одновременно способствует разрешению конфликта социального: ведь именно Софья из соображений личной мести пускает слух о сумасшествии Чацкого и именно из-за Софьи Чацкий остается в неприятном ему доме, а затем, разочаровавшись в ней, своей последней надежде, уезжает.

   “Горе от ума” — комедия, гениальная по типичности и яркости очерченных в ней образов, отношений, по жизненности изображенных социальных противоречий в русском обществе 20-х годов XIX века. И. А. Гончаров писал, что Чацкий — образ собирательный и появляется каждый раз, когда грядет смена общественных формаций, когда возникает конфликт между старым и новым. Такие проблемы, как отношения отцов и детей, мужчины и женщины, новых веяний и устаревших форм жизни, характерны для любого общества, в том числе и современного, поэтому комедия А. С. Грибоедова и рассмотренные в ней конфликты остаются актуальными, волнуя и современного читателя и зрителя.




1. Личный бренд как нематериальный актив специалиста
2. первых потому что Союз нефтегазопромышленников не проводил таких масштабных акций уже три года
3. Реферат 1015 стр.html
4. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине- Безопасность жизнедеятельности Вариант ’15 В.html
5. х а 16мм ч-б кинопленка еще лет 5 оставалась основным внестудийным носителем
6. Надежда
7. Практическая энциклопедия бухгалтера2
8. Экобиоцентризм как основание экологической этики
9. 1 тяжении длительного времени Франция пыталась определить путь развития двигаясь из крайности в крайность
10. Лечебно профилактическая деятельность курортных учреждений
11. Инси Газоблок Инси является экологически чистым долговечным и технологичным строительным материалом
12. ті роки ХІХ ст стосовно до грошового обігу в Північній америці переповненого паперовими знаками які випуск
13. Юриспруденция Издательство НОРМА Издательская группа НОРМА~ИНФРА М Москва 2001
14. Производственная структура АПК
15. Тема урока- Транспортный комплекс России
16. Счастье взгляни ~ мольбы в полудрёме
17. Савинский детский сад Карагайского района Пермского края Конспект практического за
18. Я Кришна с флейтой под
19. Психологические особенности обыска
20. Ofthecentury New Englnd rchitecture t its best