Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

молодые друзья императора Александра I граф П

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Вопрос 7.

Развитие системы российского университетского образования в первой половине 19 века.

Александр I, взошедший на престол в 1801 г. обратился к новым общественным  силам, которые помогли бы ему укрепить его положение – к либеральному реформизму, т.к. это привлекло бы на его сторону большинство просвещенных дворян.

К подготовке ряда реформ были привлечены  «молодые друзья» императора Александра I: граф П.А. Строганов, князь А. Чарторижский, граф В.П. Кочубей и другие. В 1801 г. они составили Негласный  комитет, который должен был разработать реформы по важнейшим сторонам жизни, в том числе  и вопрос просвещения.

В связи с этим в 1802 г. создается Министерство  народного просвещения. Его задачей становится  полная реорганизация  всего учебного процесса. В 1804 г. были опубликованы результаты работы Министерства: «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственным университетам».

Согласно этим уставам, создавалась система администрирования учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени:

- приходские училища;

- уездные училища;

- гимназии;

- университеты.

Вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль Министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю подчинялся и ректор университета.

Срок обучения составлял 3 года.

Согласно Уставу, разработка учебных планов, выбор ректора, деканов и профессоров  производились ученым советом. Реформа 1804 г. отличалась прогрессивностью и бесплатностью обучения.

В дальнейшем (после Отечественной воны 1812 г. и восстания  декабристов) Александр I усиливает  реакционный курс, что сказывается и на образовании. 

В 1817 году Министерство народного просвещения  преобразовывается в Министерство духовных дел и народного просвещения, во главе которого становится бывший обер-прокурор Синода князь А. П. Голицын. Его деятельность началась с ревизии учебного процесса, пересмотра учебных планов. Некоторые университеты признавались очагами революционной заразы. Ее начали искоренять вначале в Казанском, а затем и в других университетах.

А события 14 декабря 1825 г. и вовсе  вызвало принятие чрезвычайных мер: создание III отделения и корпуса жандармов, мероприятий на укрепление самодержавной власти  и дворянства как его опоры. Весной 1826 года Министерство просвещения получило указание к пересмотру всей системы народного образования. Этим занялся Комитет устройства учебных заведений, деятельность которого определил министр просвещения Шишков: «Все вредное в преподавании и воспитании остановить, искоренить и обратить к началам, основанным на чистоте веры, верности и долге государю и отечеству».

Новый министр просвещения С.С. Уваров, становится на реакционную позицию. Этот комитет просуществовал до 1835 г. и результатом его деятельности была установка сословной принадлежности. Структура образования, созданная в 1804 г., была сломана: теперь университеты не курировали низшие и средние школы, а все учебные заведения округа переходили под надзор попечителя, которого назначал  министр просвещения.

Московский университет, открытый в 1755 г., был центром высшего образования всей России. Кроме него, в первой половине XIX века были еще Дерптский и Виленский университеты. В первой половине XIX века его окончили историки С. Соловьев, Грановский, педагог Ушинский, литературный критик Белинский, писатели  Герцен, Грибоедов, Тургенев, учился в нем и Лермонтов и др.).

По уставу 1804 года Московский университет имел 4 факультета:

 1) физических и математических наук, 2) нравственных и политических наук, 3) словесных наук,

4) врачебных и медицинских наук.

В 1805 г. открыли Казанский и Харьковский Университеты. Они были центрами научной и просветительской работы в учебном округе. Финансовое обеспечение университетов в основном было возложено  на местное дворянство, поэтому многие из них испытывали трудности с финансами, а в этой связи и с устроением лабораторий, библиотек и др. важных для обучения вещей. Другая трудность – отсутствие студентов во вновь открывшихся университетах. Часто провинциальное дворянство настороженно относилось к университетам.  Но и в самих университетах слагалась  нелегкая обстановка, особенно в Казанcком, когда там стал попечителем  учебного округа Магницкий, который увольнял неугодных профессоров, признанных им неблагонадежными и вел активную деятельность в рамках поддержания абсолютистских тенденций.

В 1819 году из Главного педагогического института образовался Петербургский университет.

Сначала он состоял из 3 отделений:

1) юридических и философских наук,

2) исторических и словесных наук, 3)математических и физических наук.

Но здесь не было четвертого, медицинского отделения, так как в Петербурге существовала Медико-хирургическая академия. В 1821 году и на Петербургский университет была распространена инструкция Магницкого. В начале 40-х годов отделения философского факультета Петербургского университета были преобразованы в самостоятельные факультеты — историко-филологический и физико-математический. В 1854 году был создан еще один факультет — восточный.

В период с 1833 по 1852 год общее число студентов (во всех университетах) увеличилось с 2725 человек до 3758.

Таким образом, в первой половине 19 века расширяется система высшего образования в РИ. Александром 1 сделаны попытки либерализировать образование, однако, заграничный поход русской армии, восстание декабристов  способствовали усилению государственного контроля, образование в России по-прежнему носило сословный характер.


Диплом на заказ


1. Контрольная работа- Определение суммы страховых платежей и показателей страхования
2. Курсовая работа- Личные права граждан и их охрана
3. ожоги электрические знаки припухлость с затвердевшей в виде мозоли кожей при контакте с токоведущими част
4. Налоговая система Украины
5. 1; экспорта ~ в таблице 1
6. ПРАКТИКУМ Методические указания для студентов I курса
7. пассивные не должно вызывать иллюзий поскольку этот термин введен как противовес к
8. Тема 2. Теория профессионального образования 4 часа План лекции Деятельность современного инжен
9. Ріжучий інструмент та інструментальне забезпечення АВ
10. 31Д Как я понял термин база данных
11. Параметры электропитания и завершения работы Windows XP
12. Тема 1.1. Предмет задачи и основные понятия педагогической психологии И воспитание и образование нераздели
13. Тема 2 Розвиток науки управління СР 02 ~ Тема 2
14. Таможенная экспертиза драгоценных камней
15. Учет расчетов с персоналом по оплате труда.html
16. Введение; 2. Место мср в боевом порядке батальона и полка в наступлении; 3.html
17. климатических и погодных условий поэтому как никакая другая нуждается в страховой защите
18. Психология 4 курс 8 семестр ЗФО
19. И. Муравьев А. Ф. Мухин Ю
20. Ландшафты Земл