Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

теоретического и практического освоения действительности; Методы научного познания можно подразделить н

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-26

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

15.  Методы научного познания

Метод - это способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций "теоретического и практического освоения действительности;

Методы научного познания можно подразделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные.

Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук, объективной основой этих методов являются соответствующие специально-научные законы и теории. К этим методам относятся, в частности, различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при изучении сложных систем.

Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках, их объективной основой являются общеметодологические -закономерности познания, которые включают в себя и гносеологические принципы. К таким методам относятся методы эксперимента и наблюдения, метод моделирования, гипотетико-дедуктиеный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека с учетом их специфики, Их общечеловеческого основой выступают общефилософские "закономерности понимания объективного мирп, самого человека, его мышления и процесса познания и преобразования мира человеком. К этим методам относятся философские методы и принципы мышления, в частности, принцип диалектической противоречивости, принцип историзма.

Методы, применимые на эмпирическом уровне научного познания: наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие: 1) однозначность цели, замысла; 2) системность в методах наблюдения; 3) объективность; 4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.

Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно. Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явлений. Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон. Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных.

Эксперимент в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.

Различают несколько видов эксперимента. 1) Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений. 2) Вторым, более сложным видом является измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса. 3) Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент. 4) Наконец: специфическим видом эксперимента является социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.

Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий.

Некоторые методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня.

- Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез.

-  Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.

- Индукция, особый вид обобщения данных опыта от частного к общему.

-  сравнение - установление сходства и различия объектов, явлений.


Диплом на заказ


1. Энергетика и экология
2. Выдающиеся Московские промышленники
3. ЭЖЮрист 2011 N 16 ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ТОВАРА КАК ЦАРИЦА БАЛА Соответствие товара установленным требов
4. ТЕМАТИКЕ для специальности ТМ 3 семестр 20112012 уч
5. искусственным интеллектом так как возможности приложения в распозновании и исполнении команд открывают н
6. не гневаться Человек который гневается на своего родственника портит свою репутацию
7. докладов 13го Всероссийского интернетпедсовета Учишь то есть продвигаешься вперёд или
8. тематичних наук ІваноФранківськ 2005 Дисертацією є рукопис
9. Органы предварительного следствия
10. территориальное деление которой предусматривает определенную степень передачи прав на реализацию политики
11. Комиссия Европейского Союза
12. 11 Лабораторная работа 11
13. і Пасля кастрычніка 1917 г
14. СанктПетербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и опт
15. Вокодеры и их применение
16. ФинансовЫй УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве Российской Федерации Кафедра Оценка и управление собстве
17. статистика произошел от латинских слов stto государство sttus положение вещей политическое состояние
18. педиатра профилактические прививки могут проводиться по согласованию территориальным центром гигиены и эп
19. Образ женщины в творчестве Г Климта
20. 20 взрослого населения чаще городские жители ЭТИОЛОГИЯ.