Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Гродненский Государственный университет имени Янки Купалы Факультет экономики и управления Кафе

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


2

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Гродненский

Государственный университет имени Янки Купалы»

Факультет экономики и управления

Кафедра

Курсовая работа по предмету «»

Развитие малого и среднего бизнеса Гродно и Гродненской области

Автор работы

Студент 3 курса,

6 группы            Д. Б. Атаев

Руководитель

Ст. преподаватель             В. И. Ляликова

Гродно 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Содержание и особенности малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь 4

1.1. Малые и средние предприятия: сущность, классификация и осбенности функционирования 4

1.2. Организационные формы малого бизнеса в производственной сфере 8

1.3. Развитие принципов малых предприятий в Гродно 11

2. Мероприятия направленные на развитие малого бизнеса 13

2.1. Гродненские рынки 13

2.2. Роль малых предприятий в формировании рыночных отношений 15

2.3. Совершенствование системы государственной поддержки малого     бизнеса 20

2.4 Развитие преимуществ малых предприятий над крупными

структурами 24

3. Общая характеристика и анализ малого предприятия 27

Заключение 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29


ВВЕДЕНИЕ

Реформирование экономики Белоруссии невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная – малое предпринимательство. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значения, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому тема выбранной работы имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.

Особое значение для малого предпринимательства, безусловно имеет место налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. В рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для повышения уровня производства и его рентабельности.

Из выше изложенного целью курсовой работы становится ознакомление с частным бизнесом (предпринимательство) в РБ, осознание роли и важности частного бизнеса.

Задачами данной работы являются:

- Познавательный процесс;

- Аналитическая составляющая темы;

- Формирования своих выводов и позиций;

- Усвоение материала и способность дальнейшего развитие данной темы.

- Предметом исследования является предпринимательство в РБ, его формы, сущность, цели и т.д.

1 Содержание и особенности малого и среднего бизнеса в Республике       Беларусь.

1.1 Малые и средние предприятия: сущность, классификация и               особенности    функционирования.

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

  1.  численность персонала;
  2.  размер уставного капитала;
  3.  величина активов;
  4.  объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.[6, c.38]

В зависимости от того, какой вид деятельности, и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.

КОММУНАНТ. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.ПРИВЕСТИ ПРИМЕР

ПАТИЕНТЫ. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта. ПРИВЕСТИ ПРИМЕР

ЭКСПЛЕРЕНТЫ. Предприятия этой группы – так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.[8, c 95] ПРИВЕСТИ ПРИМЕР

Малое предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществленном только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия – планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции.Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.

В условиях либерализации цен предприятие реализует свою продукцию, работу, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь – по государственным ценам.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.

Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом).

Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюдения установленных правил, малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.

Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливается предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающий трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.  Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда, и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством. [7, c. 57]

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды частного предпринимательства:

- Производственное. Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

- Коммерческо-торговое. Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.

- Финансово-кредитное. Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (белорусский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.

- Посредническое. Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях.

- Страховое. Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход. [5, c. 38]

1.2 Организационные формы малого бизнеса в производственной сфере.

В соответствии с законодательством малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий (организации) к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период.

Субъектами малого предпринимательства могут быть граждане (физические) и юридические лица.

Физические лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:

          - хозяйственных товариществ и обществ,

          - производственных кооперативов,

          - государственных и муниципальных унитарных предприятии.

Основными организационно-правовыми субъектами малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в различных отраслях экономики.

          Основными организационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества:

- полные товарищества,

- товарищества на вере (коммандитные),

- общества с ограниченной ответственностью,

- открытые и закрытые акционерные общества.

Ниже приводится краткая характеристика отдельных организационно-правовых форм коммерческих организации как субъектов предпринимательской деятельности.

Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.

Важной особенностью полного товарищества является положение о том, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, наравне с другими участниками отвечает по обязательствам, возникшим до его вступления в полное товарищество.

Полное товарищество не играет существенной роли в экономике. По данным Госкомстата РБ, на 1 января 2009 г. функционировало всего 899 полных товариществ, что составляет 0,32 % всех хозяйственных товариществ и обществ.

Товариществом на вере (коммандитным) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Участниками товарищества на вере могут быть в качестве полных товарищей индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, а в качестве вкладчиков - граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать вкладчиками товарищества на вере, если иное не предусмотрено законом, однако финансируемые собственниками учреждения могут быть вкладчиками в товариществе на вере с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Учредителями (участниками) общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками ООО, если иное не установлено законом.

Важное значение для успешного функционирования ООО имеет формирование уставного капитала, который составляется из стоимости вкладов его участников; он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы кредиторов. Размер уставного капитала не может быть менее суммы, определенной законодательством.

Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

В соответствии с законодательством акционерное общество может быть открытым и закрытым, что должно отражаться в уставе АО и фирменном наименовании. Акционеры открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого АО. Открытое АО имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Закрытым акционерным обществом признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Закрытые АО не имеют права проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному числу лиц.

Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров, которое должно проводиться ежегодно (годовое общее собрание акционеров).

Как наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства является индивидуальное предприятие.

Как показывает практика, преимуществами этой организационно-правовой формы коммерческих организаций являются:

- полная самостоятельность, свобода и оперативность действий, не требующая для принятия решений получения согласия партнеров;

- максимум побудительных мотивов. Все доходы поступают к единому владельцу предприятия, поэтому он заинтересован в упорной работе, в тщательном собственном контроле над делами, в принятии обдуманных решений, увеличении объемов продаж;

- конфиденциальность деятельности, поскольку в некоторых сферах бизнеса производственные секреты и специальная технология являются главным капиталом фирмы, а единоличное владение дает возможность сохранить в тайне секрет предприятия.

Но наряду с достоинствами этой организационной формы ей свойственны и недостатки, к которым относятся:

- ограниченность привлечения значительных финансовых средств;

- неограниченная (полная) имущественная ответственность за долги в случае банкротства;

- недоверие со стороны государственных учреждений и крупных предприятий;

- слабость управления. Обычно владелец является управляющим по всем вопросам: экономическим, финансовым, кадровым, маркетингу, закупкам, продаже и др. Как правило, владельцам не хватает профессиональных знаний и опыта менеджмента;

- трудность в получении кредита;

- высокий уровень банкротства (в США ежегодно разоряются около 50 % из вновь созданных фирм). [ 4, c. 76 ]

1.3 Принципы малых предприятий Гродно .

В городе Гродно предпринимательство представлено малыми и средними предприятиями и индивидуальными предпринимателями. 

В настоящее время в городе с учётом коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляют деятельность 2873 предприятий малого и среднего бизнеса. С учётом 10,4 тысяч индивидуальных предпринимателей сфера частного бизнеса охватывает 18,7% экономически активного населения. 

Удельный вес объема промышленной продукции, выпускаемой субъектами малого и среднего бизнеса, в городском показателе составляет 7,8%, платных услуг, оказанных населению - 11,6%, подрядных работ - 12,7%. 

На сегодняшний день в городе функционируют 3 рынка и 8 мини-рынков с количеством торговых мест 4669.

Таким образом, можно выделить несколько основных принципов и качеств каким должен обладать малый бизнес для дальнейшего развития:

1. Конкурентоспособность выпускаемой продукции, в силу того, что предприятие должно существовать для потребителя и только клиенты, потребности которых удовлетворяются, дают предприятию возможность выжить на рынке и получить доход.

2. Высокая мобильность на рынке, свобода экономического маневра, делающая объективно необходимыми учет рыночной конъюнктуры, гибкое маневрирование всеми имеющимися   ресурсами для достижения эффекта.

3. Ритмичность и гибкость производства, способность быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителей.

4. Разработка мер по улучшению выпускаемой продукции, способность предприятия дать потребителю товар более высокого качества или обладающий какими-либо новыми свойствами, причем за туже цену, при тех же издержках производства. [ 9, c. 48 ]

            

           Таким образом, можно сделать вывод, что государство не создает препятствий на пути развития внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий, и старается способствовать ей. Предприятие, без каких либо ограничений может находить рынки сбыта для производимой продукции за пределами своей страны, кооперировать производство и привлекать иностранные инвестиции, что способствует развитию и повышению эффективности производства.

Но решающую роль в совершенствовании структуры производства и внешней торговли должно сыграть не государство, а сами предприятия. Только на пути развития современного конкурентоспособного производства, в том числе и наукоемкого, повышения эффективности от работы на мировых рынках, белорусский бизнес может стать равноправным партнером Запада.

2. Мероприятия направленные на развитие малого бизнеса.

2.1. Гродненские рынки.


Частным предпринимательством в Гродно занято 20% экономически активного населения города. Предприятиями малого бизнеса производится около 5% промышленной продукции, 9% потребительских товаров, 18,7% ремонтно-строительных и подрядных работ, оказывается 13,5% платных бытовых услуг. В структуре доходной части городского бюджета доля частного предпринимательского сектора составляет 16,1%.


В прошлом году в Гродно зарегистрировано 1304 малых предприятия. Тенденция, которая прослеживается, - рост количества субъектов, приостановивших деятельность либо не приступивших к ней. Их официальный штат - 10400 человек, или 8,4% общей численности занятых в экономике Гродно. В результате недополучено налоговых поступлений на сумму около 700 млн. руб.


Нам нужна новая социальная реклама: <Берегите предпринимателей!> Иначе может оказаться, что ждать политической воли, направленной на либерализацию в экономике, попросту будет некому:


Напряженная социальная ситуация в среде предпринимателей, торгующих на рынках Гродно, потребовала от общественного объединения <Клуб предпринимателей> усилий, направленных на развенчание мифа <о легком хлебе> торговцев. Условия труда предпринимателей, занятых на рынках, были рассмотрены на сессии горсовета. <Иногда власти нужно напоминать известное, - замечает председатель Гродненского <Клуба предпринимателей> Франц Мамуль. - Например, что у предпринимателей 26 рабочих дней в месяце и только один выходной в неделю. Что в его деятельности - поездках за товаром, изысканием средств на его приобретение - недостаточно умения отобрать, упаковать, доставить, хранить и успешно продать товар, еще нужны физические и моральные силы, смелость, наконец. И это только начало сказки про <легкий хлеб>. Работа на рынке начинается с <завоевывания> торгового места. Цена победы при этом часто не ограничивается официальной стоимостью торгового места. Но и официальная цена совсем не маленькая. Оплата одного расчетного погонного метра (фактически - 95 см) прилавка под навесами по расценкам администрации рынка и облпотребсоюза составляет в месяц:


на нижней площадке рынка в ряду      31200 руб.


на верхней площадке рынка в продовольственных рядах   46800 руб.


Добавляется к этому:                                                   


ежедневная оплата торгующим на рынке за стоянку своего автомобиля  1500 руб.


или в месяц         39000 руб.


оплата камеры хранения, за одно сумко-место     20150 руб.


оплата за один въезд на рынок       1000 руб.


или в месяц не менее        26000 руб.


Владельцы палаток платят за использование земли рынка, на которой они поставили приобретенные за свои деньги собственные сооружения (2,5 х 2,0 м.), 65000 руб., а владельцы павильонов - за размещение построенных за собственные деньги павильонов от 200000 до 450000 руб.


Для наглядной оценки приведенных расценок хочу обратить ваше внимание на то, что квартплата за полноценную двухкомнатную квартиру сегодня составляет около 18000 руб. Согласитесь, что оплата в 40000 руб. за один погонный метр прилавка как-то дико смотрится на этом фоне. Плюс ко всему предпринимателю нужно оплатить сертификацию товаров, уплатить за пользование холодильниками при торговле определенной группой продовольствен-


ных товаров,  оплатить еще многое другое, даже посещение отремонтированного за средства предпринимателей туалета.


Принимая во внимание сказанное, мы спрашиваем у местной власти: почему Центральный рынок Гродно получает от переданной ему в пользование городом земли доходов больше, чем получает налоговых поступлений город? Не слишком ли <размахнулся> рынок с расценками, не содержит ли штат облпотребсоюза (и не только) за счет рынка? Почему мы, покупатели, должны оплачивать эти расходы облпотребсоюза и рынка через цену товара, приобретаемого на рынке?


Администрация Центрального рынка Гродно собралась проводить очередную реконструкцию, предполагая выбросить за пределы рынка все построенные и успешно функционирующие ныне павильоны, начиная со стационарных, построенных на капитальных фундаментах. Формальный повод - приведение павильонов в единообразие. Но за ним просматривается попытка удалить с территории рынка чужую частную собственность, затем за счет чужих же средств построить другие павильоны, которые станут уже собственностью рынка. Это - ведомственный подход, за которым - антигосударственные интересы. Давно известно, что государство богато богатством своих граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей. Принцип равенства в бедности себя изжил. Поэтому мы указали местной власти на то, что намерения администрации рынка незаконны, антидемократичны, антинародны, из них <торчат уши монополиста>. При этом напрашивается вопрос: <А кто будет платить в казну на содержание образования, здравоохранения, органов власти и т.д. налоги за изгнанных с рынка на время его реконструкции-экспроприации ИП? Не сам ли рынок? А из каких средств?> - риторически вопрошает Франц Мамуль.

2.2. Роль малых предприятий в формировании рыночных отношений.

В настоящее время в экономике Белоруссии одновременно функционируют крупные, средние, и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. [13, №44].

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Так  называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без  малого бизнеса  невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:

- активизация структурной перестройки экономики;

- насыщение потребительского рынка товарами;

- преодоление отраслевого и регионального монополизма;

- расширение конкуренции;

- создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий.

- укрепление экономической базы местных органов власти.

- развитие сел, небольших городов

- возрождение художественных промыслов.

Конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их «жизненного цикла». Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент», свою часть рынка, расширяет производство, и могут стать средними, а при благоприятных условиях – и крупными.

Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать наравне с крупными, особенно в годы становления. Ведь малый бизнес – это небольшие  предприятия по численности работающих, по объему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства. В процессе хозяйственной деятельности они неизбежно сталкиваются с рядом организационно–технических и коммерческих трудностей. Например, с дефицитом материально-технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительно большими затратами на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышение квалификации кадров. Малые предприятия - это повышенный риск всей хозяйственной деятельности. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать на оптимальную хозяйственную ориентацию, на узкие группы потребителей, находить выгодные формы взаимосвязи с крупными предприятиями. В таких условиях рыночных отношений предприятия малого бизнеса нуждаются в поддержке и защите со стороны государства как особый хозяйственный субъект. [1, №1(2000г.].

Большим толчком к созданию и развитию малых предприятий послужил Закон РСФСР «О  предприятиях  и  предпринимательской  деятельности»  от  25  декабря 1990 г  и  постановление   Совмина  РСФСР № 406  «О мерах по поддержке и  развитию  малых предприятий  в  РСФСР».   Этот  закон  и  постановление  правительства  открыли  широкий  простор  для  всех,  кто склонен к  предпринимательской  деятельности,  создали  условия  для  проявления  хозяйственной  инициативы  и  предприимчивости  на  основе  реализации  принципа  равенства  всех  форм  собственности, свободного  распоряжения  имуществом  и  выбора  сфер  деятельности.

Предпринимательство и предпринимательская деятельность – это инициативная и самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли  или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.

Начинать малый бизнес приходится с нуля  и в условиях действия ряда неблагоприятных факторов.

Во-первых, экономическое положение в стране, и, прежде всего дефицит госбюджета, не позволяют государству широко финансировать программу развития предприятий малого бизнеса.

Во- вторых, нехватка оборудования в стране и значительный рост цен на новую технику не позволяют малому предприятию вести производственный процесс на высоком технологическом уровне.

В- третьих, в стране отсутствует инфраструктура рынка, и, прежде всего система страхования промышленных рисков и кредитов, что особенно важно для предприятий малого бизнеса в силу преимущественно инновационного характера их деятельности.

В-четвертых, ощущается острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений.

В силу такой неблагоприятной экономической ситуации для предприятий малого бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на уровне определенного региона, ибо объем межрегиональных связей малых предприятий незначителен. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что начинать развитие малого бизнеса надо с создания особых региональных центров развития малого предпринимательства  с привлечением зарубежных партнеров, используя отношения, сложившиеся между городами Белоруссии и зарубежными странами , c целью привлечения иностранного капитала и разнообразного опыта работы малых предприятий в условиях рынка.

Для успешного ведения малого предпринимательского дела необходимо иметь качества, которые отличают предпринимателей-ремесленников, кооператоров, хозяев малых предприятий: «самостоятельность», «чувство свободы», «сам себе голова». При этом они подчеркивают свое отличие от менеджера-управленца, наемного распорядителя. Предприниматель ставит на карту свое собственное достояние, работает 12-14 часов в сутки, т. е. за двоих.                         

В июле 1998 г. Правительством РБ утверждена государственная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РБ на 1998-1999 гг., которая предусматривает реализацию мероприятий по трем направлениям.

Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от рэкета и других посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

Реализация целей  программы в сочетании с мероприятиями регионального и отраслевого уровня повысит значение малого бизнеса в народном хозяйстве, приведет к существенным качественным изменениям в структуре экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета, росту занятости населения, повышению доли производимой им продукции. [9, c. 48]

2.3. Совершенствование системы государственной поддержки малого     бизнеса.

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства:

- предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность;

- предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;

- долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

- финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;

- финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов.

           Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно быть основано на четком выделении субъекта предпринимательства. Предпринимательство - это понятие не только экономическое, но и социальное. Предприниматель создает и использует новые социально-хозяйственные связи в своих утилитарных целях. При этом социально-экономические коммуникации могут быть основаны на использовании других людей, манипулировании людьми как средством для достижения утилитарной цели, либо - на вовлечении других в свой модус утилитарности, создании отношений "полезных" не только для предпринимателя, но и для социума. Мифологическое мышление абсолютизирует крайние точки данных социальных ролей. Это приводит к появлению двух основных мифов: мифа о "ненастоящем" или "плохом" предпринимателе, который нарушает законы, не платит налоги и социально вреден, и миф о "настоящем" предпринимателе, который создает рабочие места и эффективные модели управления. Однако именно общество поддерживает доминирующие модели социально-экономических коммуникаций. Общество с развитыми гражданскими институтами, имеющее надежные преграды вовлечению в бизнес политических (силовых) ресурсов, не допустит функционирования экономических структур, если они социально неэффективны.

Для того чтобы не допустить развитие и закрепление дисфункциональных моделей предпринимательства, необходимо создать, в первую очередь, условия для:

- морально-нравственной легитимации предпринимательства и частной собственности;

- согласования формальных и неформальных экономических институтов и механизмов;

- легитимации частной собственности и отделения собственности от власти;

- создания механизмов институционализации и эффективного функционирования сложноструктурных форм частной собственности (таких, как акционерные общества);

- создания институтов корпоративного управления;

- создания эффективного института банкротства.

Именно создание институтов, препятствующих коррупции, обеспечивающих надежное и доступное гражданское и арбитражное судопроизводство, разделяющих собственность и власть, политическую и экономическую сферы, обеспечит социально-эффективное предпринимательство, ведущее к появлению новых управленческих механизмов, росту производительности труда, созданию рабочих мест, макроэкономическому росту.

Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно разделить на три группы:

- меры в области налогового регулирования;

- меры в области сокращения административных барьеров;

- меры в области кадровой поддержки малых предприятий.

Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление "налоговых каникул" для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).

С целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административного барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует рекомендовать ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессуальных прав милиции и обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего, требуется дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. C целью упорядочения проведения налоговых поверок общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль.

В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.

При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.

Необходимо также упростить доступ малых компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения к энергомощностям малых предприятий.

Учитывая высвобождение большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринимать определенные меры по привлечению данных сотрудников на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников. [10, c. 21]

2.4 Развитие преимуществ малых предприятий над крупными

структурами.

Субъекты малого предпринимательства как  субъекты  рыночной  экономики имеют  как  преимущества,  так  и  недостатки.  В чем же их главные почему они получило такое широкое развитие в большинстве стран? Это объясняется следующими причинами:

1) мелкосерийное производство может быстро реагировать на изменения рыночного спроса. Для крупного предприятия переход на новую технологию или продукцию сопряжен со значительными затратами и потерями в объемах производства и доходах. Крупных предприятий в нашей стране большинство. Они являются монополистами. Уровень их продукции в последние годы стал резко отставать от мирового. Они всегда могли сбыть продукцию любого качества. Небольшие же предприятия без особых осложнений могут переналадить свое производство на новую продукцию. Они, собственно, этим и занимаются. В этом и заключается их путь. Иначе они обанкротятся (шариковые ручки, туфли, рубашки-водолазки, майки с аппликациями);

2) малое предпринимательство способствует развитию предприимчивости, практически дает возможность каждому человеку проявить себя, воплотить свои идеи в жизнь. Это, по мнению японских специалистов, и дало возможность быстрого развития экономики страны. В нашей стране ориентация на крупные предприятия с замкнутой системой производства, сосредоточившей в себе все от проектирования до изготовления, не способствовала развитию инициативы. В большинстве случаев инициативные люди с интересными идеями, попадая на такие предприятия, постепенно мирятся с тем, что они всего лишь «винтики» в этом огромном механизме. И должны они выполнять только то, что им определено разного уровня руководителями;

3) развитие сети малых предприятий позволяет широко использовать местные сырьевые ресурсы, а во многих случаях и отходы производства. Крупному предприятию заниматься такими мелочами нет времени. Прибыль от этих дел будет составлять незначительную величину от ее общей суммы. Создание же малых предприятий значительно повышает эффективность использования ресурсов;

4) на малых предприятиях значительно меньше накладные расходы, чем на крупных, минимален аппарат управления. У нас же руководители даже небольших государственных предприятий окружают себя заместителями, помощниками, секретарями. Нужны не только серьезные изменения в системе организации и оплаты труда, но и в психологии как руководителей, так и членов коллектива;

5) малые предприятия имеют меньшую капиталоемкость, чем крупные, и, соответственно, быстрее окупают вложенные в них средства. Стремление строить в основном крупные предприятия в нашей стране привело к тому, что незавершенное строительство у нас составило 100% всех годовых капиталовложений. Это стало одной из главных причин дефицита государственного бюджета. От этих средств нет никакой отдачи. Строительство же малых предприятий, особенно с использованием стандартных блочных конструкций, может составлять всего несколько месяцев. И максимум через год они могут начать выпуск продукции. Окупаемость таких предприятий вполне может укладываться в один, максимум два года с момента ввода в действие;

6) развитие малого предпринимательства создает благоприятный климат для интенсификации труда. В большом коллективе очень просто, работая в полсилы, получать заработную плату на одинаковом уровне со всеми. Отсюда возникает уравниловка в оплате труда, которая приводит к тому, что и хорошие работники начинают снижать интенсивность своего труда. На малом предприятии все на виду.

Можно оценить вклад каждого в конечный результат. В зависимости от этого дифференцируется и оплата труда. Это становится одним из главных рычагов интенсификации труда;

7) развитие сети малых предприятий может максимально снизить уровень безработицы. Малый и средний бизнес создает новые рабочие места. Переход к рынку в нашей стране неизбежно приведет к свертыванию ряда производств, в ряде случаев к банкротству предприятий. Возрастет безработица. Число безработных может составить 20 млн. человек.

Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

1) более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

2) зависимость от крупных компаний;

3) недостатки в управлении делом;

4) слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

5) трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

6) неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов)

7) ограниченная сфера деятельности, малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений.

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др. [13, c. 402]


3. Общая характеристика и анализ малого предприятия

Характерные черты, присущие малому бизнесу:

а) возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структур принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

б) ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

в) поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для нашей страны; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкий бизнес мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.

г)  выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров.

д) небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

е) экономическая эффективность производства в малых предприятиях.

ж) инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР. [7, c. 74].

Вывод: возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования будет развиваться.

   Хотелось бы  надеяться, что  в  ближайшее  время и город Гродно,  учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации  предприятий  малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в Белоруссии. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы.  Следовательно лучшим выходом из создавшейся  в  Белоруссии кризисной  ситуации  была  бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

   Хотелось бы заметить, что несомненная  перспективность сектора  малого  и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать  лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики,  естественным  образом  обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в белорусском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода.  Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого  предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих  отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного  приложения  ресурсов  и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование белорусского рынка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шехова М.А. Проблемы и направления развития малого бизнеса в регионах // Белорусский экономический журнал – 2000. - №1 – с. 80 – 88

2. Малый бизнес: методика и результаты анализа. // Вопросы статистики. – 1999 - №8 – с.47

3. Экономика предприятия / Л.А. Митенкова, И.В. Черникова, И.Б. Николаева: – Саратов: СГТУ, 2000.

4.  Экономика организации (предприятия) / Н.А.Сафронов:- М.: Экономистъ, 2005.

5. Экономика предприятия / В.Д.Грибов, В.П.Грузинов: - М.: Финансы и статистика, 2004.

6. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.

7. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004

8. Балашевич М.И. Малый бизнес - отечественный и зарубежный опыт - Мн.: Экоперспектива - с. 95

9. Гриб В. История развития предпринимательства // Предпринимательство в Беларуси – 1998 - №9 – с.48 – 51

10. Афёровский  Д. Предприниматели нуждаются в инвестициях // Предпринимательство в Беларуси – 1998 - №10

11. Зубарев С. «Это многоликое электроснабжение...»// Сегодня и завтра. - № 44 (507), 11 ноября 2005г.

12. «Компания НЛМК»// Корпоративный журнал группы предприятий НЛМК, главный редактор Казанцев А. - № 3 (4), март 2006г.

13. Паринова М. «ЦЭлС значит «целое»// Сегодня и завтра. - № 44 (402), 24 октября 2003г.

14. «Флагман в мировом океане бизнеса»// Газета МГ. - №13 (8455), 29 марта 2006г.

15. http ://www.hlmk.ru

16. Htth://www.belstat.gov.by

17.  Htth://www.embassybel.ru/Belarus/economics




1. Семантически производные существительные в романе
2. Общая характеристика умозаключений Умозаключение ~ форма мышления в которой из одного или нескольких
3. АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Аксиология от греческого xi ~ ценность ~ филосо
4. ТЕМА Кафедра- Бухгалтерского учета и аудита УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой Канд
5. Аргентина
6. Курсовая работа- Организация гостиничного обслуживания в отелях 5 звез
7. Проблема создания промышленных агрегатов для утилизации твердых углеродистых отходов
8. 24 Индейцы Америки прошлое и настоящее Сегодня говоря о Соединенных Штатах Амер
9. Алгоритм Брезенхема
10. П.html
11. Плавин ~осуды~ ма~саты отыр~ышты~ты т~мендету ~шін сый~ышты~ты т~мендету ~шін к~ю температурас
12. серый-белый 95 вискоза 5 эластан единый 167
13. Вероятная революция и её проблемы
14. Сравнительный анализ демократии и тоталитаризма
15. Органы занятости их права и обязанности
16. путь к здоровью РЕЦЕПТЫ ЗДОРОВЬЯ ОТ ПРОФЕССОРА СТОЛЕШНИКОВА с сайта zrubezhom
17. ЛУКОЙЛ Светлана ТРЕТЬЯКОВА
18. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Маріуп
19. би два Режимы работы биполярного транзистора Нормальный активный режим Переход эмиттербаза вк
20. ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ 7 Комбинированный прогноз