Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

14вв В эту эпоху когда монополистом в образовательной сфере стала церковь а национальные особенности не и

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


Основные этапы истории сравнительной педагогики.

Первый период – классический ( доисторический) – с давних времен до 19 века. В Древней Греции Геродот писал о воспитании в Вавилоне и Египте; римский историк Тацит описывал систему воспитания древних германцев, Ксенофонт приводил систему воспитания персов в пример греческой молодежи.

Средневековая Европа (5-14вв)

В эту эпоху, когда монополистом в образовательной сфере стала церковь, а национальные особенности не имели какого-нибудь существенного значения, изучение опыта других религий в образовании, например, ислама, который имел существенные успехи в этой области, не стимулировалось.

Эпоха Возрождения (14-17вв)

Образование вновь становится делом «интернациональным». В это время начинается формирование школьной национальной системы, что закономерно усиливает интерес к зарубежному педагогическому опыту. Потребность в его сопоставлении с отечественным опытом стимулирует обмены «персональными образовательными визитами». С такими визитами в середине 17ст. объехал несколько европейских стран (Англию, Швецию, Литву, Венгрию) Я.А.Коменский, пропагандируя идеи общего обучения, основы классно-урочной системы.

Богатую историю имеет изучение и внедрение зарубежного педагогического опыта в Украине. В славяно- греко-латинских школах изучали как греческий язык и православие, которые являлись основой образования в Византии, так и латинский язык и 7 свободных искусств, составлявшие основу обучения в средневековой Европе.

Второй период – 19 век – период заимствований, или описательный период. Попытку определить цели и функции сравнительно-педагогических исследований и обозначить некоторые методы сбора и систематизации соответствующего фактического материала по разным странам впервые предпринял М-А Жюльен Парижский (1775 – 1848). Поэтому в западной литературе его нередко называют «отцом» сравнительной педагогики.

Биография. Жюльен – активный участник Великой французской революции, сторонник Робеспьера. С начала 19 века – он видный публицист, его перу принадлежат сотни статей и брошюр по разным вопросам политики, социальных отношений и культуры. Большой интерес он проявлял к проблемам воспитания и образования, посетил воспитательное учреждение Песталоцци в Швейцарии и стал горячим поклонником его идей. Умер Жюльен в 1848г. в бедности и безвестности. Почти на целое столетие оказалось забытым все его публицистическое и научное наследие. И только небольшая брошюра «Очерк и предварительные заметки к исследованию по сравнительной педагогике» (1817), случайно обнаруженная в 1935г.в лавке парижского букиниста, спасла его имя от полного забвения и вновь пробудила интерес к его творчеству.

- Именно в этой работе впервые были употреблены термины «сравнительное воспитание» и «сравнительная педагогика». По мысли Жюльена, задача сравнительной педагогики должна состоять в сопоставительном изучениии педагогического опыта в разных странах с целью создания наиболее рациональной системы образования и воспитания в масштабах Европы, а затем и всего мира.

- С целью получения репрезентативных данных Жюльен составил обширный вопросник (более 250 вопросов), касающийся разных сторон деятельности школы, и предлагал разослать его правительствам европейских государств. Некоторые вопросы имели целью сбор количественных и фактических данных ( Какова продолжительность классных занятий в день?). Но были и значительно более сложные вопросы, например, «Как выявляются и учитываются индивидуальные особенности учащихся? Не обескураживает ли трудолюбивых, прилежных, но не достаточно способных детей, не вызывает ли у них отвращения к школе то обстоятельство, что они часто отстают в учебе от тех своих сверстников, которые не проявляют усердия, но обладают большими природными способностями?»

- он предлагал создать общеевропейское научно – педагогическое учреждение, где бы проводились исследования, направленные на улучшение подготовки учителей, и экспериментальным путем апробировались новые педагогические методы.

В отечественной педагогике начало систематическому изучению зарубежных систем образования положил К.Д. Ушинский.

1.В ряде его работ и прежде всего в известном труде « О народности в общественном воспитании» (1857) содержатся обстоятельные очерки о народном образовании во Франции, Англии, Германии, Северной Америке, раскрывающие специфику организации и деятельности учебных заведений в каждой из этих стран.

Рассматривая французскую систему образования, Ушинский отмечал, что для нее характерны строжайшая централизация и административное единообразие; обращаясь к системе образования в Англии, он замечал, что наибольшее внимание уделяется формированию характера: «Главное в английском воспитании – это характер, привычка владеть собой, отличающая всякого истинного джентльмена».

Ушинский подробно описывал организацию школьного дела в Северной Америке, характеризовал ее отличия от европейских школьных систем, указывал на огромное разнообразие программ высших учебных заведений, на расширение женского образования и особенно отмечал большие успехи в развитии начального образования.

2. Он обратился к проблеме заимствования иностранного опыта. Деление наук по национальному признаку Ушинский решительно отвергал. Великий педагог выступал против жестких национальных перегородок в развитии научного знания и считал необходимым использование учеными разных стран научных достижений своих зарубежных коллег, их постоянное сотрудничество и обмен опытом. Иначе он смотрел на проблему заимствования применительно к системам воспитания.

Т.о. в 19 - нач.20 ст. отечественная педагогика имела значительный опыт сбора и обработки материалов о состоянии образования и педагогической науки за рубежом. Однако большинство работ носили описательный характер. Анализ зарубежного опыта был зачастую не целью, а одним из способов, который использовался для исследования определенных аспектов развития отечественной системы образования.

Третий период- начало научных достижений в области сравнительной педагогики – нач. 20 ст. – до второй мировой войны (1939) связан с процессами институализации. Именно в этот период создаются первые национальные и международные научные и информационные организации, которые ставили целью своей деятельности сбор, систематизацию и обобщение фактов, которые относятся к развитию образовательного процесса и педагогической теории в разных странах мира.

1919 – Международная ассоциация образования в Нью-Йорке

1925 – Международный институт интеллектуального сотрудничества в Париже, Международное бюро просвещения (МБП).

В Советском Союзе в 20-е года – 800 публикаций, где давался анализ зарубежного опыта. Акцент делался на исследования педагогики США. В Украине «путь на Запад» возглавил нарком республики Г.Ф.Гринько.

С. РУСОВА

1. Первой работой о проблемах зарубежной педагогики стала ее статья «Народное начальное образование в Бельгии». В этой статье использовала широкий круг методов сравнительной педагогики:

описательный( анализировала финансирование и управление начальным образованием, разновидность учебных учреждений, учебные планы)

- статистический, социологический ( характеризуя цели и задачи начального обучения и воспитания, их соответствие потребностям економич. И политич. Развития страны)

исторический.

Особое внимание обратила на решение языковой проблемы (в Украине в то время укр.язык был запрещен): вместе с обязательным изучением гос.языка обучение шло на языке каждой отдельной местности.

Предметом сравнительно-педагогических исследований Русовой стали различные учебные и воспитательные учреждения Запада: «Молодежная республика Америки», «Пестолоцци-Фребельский Дом в Берлине» «Французские летние колонии для школьников». В работах широко использовала разные статистические данные. Призывала своих соотечественников активно использовать опыт «каникулярных колоний».

2. Русова великолепно разбиралась в западных пед.концепциях и течениях. В «Теория и практика дошкольного обучения» она делает сравнительно-сопоставительный анализ основных пед., психолог., психиатрических концепций западноевропейских исследователей.

Четвертый период –50 – 70г. интернализация образования. Создание ООН и ее специализированного органа по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО.

Пятый период – начался в 80-е годы ХХ столетия – период теоретических соревнований. В Украине в 1992 году была создана лаборатория сравнительной педагогики.




1. 11 - Гражданско-правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий
2. Самарская публичная библиотека
3. Лабораторная работа 2
4. Соотношение веры и знания Эразм Роттердамски
5. тема- Передняя центральная извилина пара и прецентральные дольки задние отделы верхней и средней лобной и
6. Общие положения обеспечения пожарной безопасности энергообъектов
7. Полное и коммандитное товарищество
8. . ОБЗОР МЕТОДИКИ АУДИТОРСКОГО АНАЛИЗА [3
9. х а 16мм ч-б кинопленка еще лет 5 оставалась основным внестудийным носителем
10. Тема 30 Внутренняя политика первой четверти XIX в
11. приседание 2
12. Основы идеологии белорусского государства
13. тематическим ожиданием 1025 единицы времени
14. .1 Введение Современное машиностроение отличается интенсивным расширением многообразия выпускаемо
15. і. 2.3 Опис обладнання інструменту та пристосування при виконані робіт.
16. график представляет собой графическое изображение работы станции по обработке местных вагонов с которыми
17. тема уголовного права
18. релігія у нашій повсякденній мові зустрічається досить часто але найчастіше у значенні що в нього вкладаєт
19. ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы обусловлена тем что вендинг активно входит в обиход предпринимателе
20. Порівняльна характеристика бюджетного устрою двох держав- Україна та Німеччина