Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема курсовой работы- Социальная поддержка семьи находящейся в трудной жизненной ситуации Оглавлени

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

PAGE   \* MERGEFORMAT26

Социальная поддержка семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации

Тема курсовой работы:

Социальная поддержка семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие «Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации»…………..5

2. Наиболее значимые формы неблагополучия для жизни ребенка…………...7

3. Социальная поддержка семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации ………………………………………………..………………………..13

4.Основные формы работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации………………………………………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………......25


Введение

Постановка проблемы:

Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования человека. Состояние института семьи обусловлено многими факторами, конкретными реалиями и возможностями государства. Радикальные изменения семьи невозможны без кардинальных сдвигов в социально-экономической жизни, которые тесно связаны с научной разработкой проблем семьи, формированием стратегии национальной семейной политики.

Социальная поддержка  – залог успешного функционирования любой социальной группы. Особенно это касается семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Поэтому важной составляющей социальной поддержки таких семей является организация профессиональной помощи им путем как мобилизации их собственных возможностей, так и привлечения к оказанию помощи: их окружения  (чаще всего родных, близких, членов других семей, оказавшихся в схожем положении); квалифицированных специалистов социальной работы; государственных и негосударственных структур социальной помощи населению. Выделяемые ресурсы должны быть направлены на включение механизмов социальной реабилитации, мобилизацию собственного потенциала семьи для  самостоятельного решения сложившихся трудных ситуаций.

Актуальность выбранной темы:

В последние годы число социальных сирот постоянно увеличивается. Заботу о них на себя берет государство. Среди воспитанников государственных учреждений лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители отказались или были лишены родительских прав. По официальным данным, сейчас в России около полумиллиона таких детей1.

В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Социальная поддержка государства направлена именно на то, чтобы дети воспитывались в семье, т.к. именно семья является важнейшим институтом социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности.

Степень научной разработанности проблемы:

Данная тема подробно прописана в нормативных документах. Ей занимаются такие ученые, как Григорьев С.И., Сафонова Л.В., П.Д.Павленок, С.И.Григорьев и др. Также этой проблемой занимается Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Цель курсовой работы:

Рассмотреть содержание и способы социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Задачи, которые нужно решить в связи с поставленной целью:

- рассмотреть  понятия «семья» и  «трудная жизненная ситуация семьи»;

- изучить нормативно-правовую базу работы с семьей в современной России;

- определить содержание социальной поддержки семьи.

Объект исследования – семья в трудной жизненной ситуации.

Предмет исследования – социальная поддержка семей в трудной жизненной ситуации.

Структура курсовой работы включает в себя введение, 4 главы, заключение, список использованной литературы.

  1.  Понятие «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации»

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью2. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи в трудной жизненной ситуации.

В социальной работе как отдельную категорию населения выделяют семью, находящуюся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящаяся  в   трудной   жизненной   ситуации – семья, попавшая в  ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов  семьи  (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в  семье, одиночество и тому подобное), которую  семья  не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов3.

К семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,  согласно Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г. и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г., относятся следующие семьи:

1. опекунские семьи с детьми-сиротами или с детьми, оставшимися без попечения родителей;

2. семьи с детьми - инвалидами,  с детьми с физическими недостатками, семьи с тяжело больными людьми;

3. семьи, в которых родители являются безработными;

4. многодетные семьи (3 и более детей);

5. неполные семьи (семьи, где родители разведены или один из родителей умер);

6. матери – одиночки. 

В современных российских условиях именно государство определяет социальные возможности улучшения качества жизни семьи в целом. Социальная система в настоящее время может оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждении пока не в состоянии.

Таким образом, семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Когда семья игнорирует, а порой полностью отказывается по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизируется образ семьи, возникает угроза её распада. Родители могут быть лишены родительских прав, а дети отправлены в интернатное учреждение.

  1.  
    Наиболее значимые формы семейного неблагополучия для жизни ребенка.

Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии4:

1. Плохие материальные условия жизни семьи

Семьи с детьми в России на протяжении длительного времени оказываются наиболее депривированными по причине высокой иждивенческой нагрузки на трудоспособных, вынужденной исключенности из рынка труда одного из родителей по причине ухода за детьми, а также более низких заработков молодых специалистов. Значимыми показателями материальных условий жизни семьи являются уровень доходов домохозяйств и жилищная обеспеченность. Важно отметить, что плохие показатели материальной обеспеченности концентрируются в одних и тех же домашних хозяйствах. Каждое десятое домохозяйство испытывает финансовые затруднения и имеет проблемы с жильем. В крайней бедности по обоим признакам находятся 0,4 % семей. Семьи, проживающие в плохих жилищных условиях и не располагающие достаточным количеством денежных средств, имеют низкие шансы выбраться из бедности, поэтому на них должно быть обращено особое внимание специалистов служб по профилактике семейного неблагополучия и сиротства.

2. Потеря связи с рынком труда

Семьи с детьми показывают высокую степень экономической активности и занятости, но из-за повышенной иждивенческой нагрузки чаще оказываются в числе бедных/крайне бедных. Повышенный риск бедности и, как следствие, семейного неблагополучия во всех остальных ракурсах испытывают полные семьи с детьми, в которых мужчина экономически неактивен; семьи, которых коснулась длительная безработица; а также неполные семьи с детьми, в которых родитель не имеет работы. В неполных семьях женщины с экономической точки зрения выполняют ту функцию, которая характерна для мужчин в полных семьях. Безработица затрагивает 5 % полных семей с детьми, а доля семей с детьми, в которых оба взрослых не работают, невелика – 3,9 %. При этом длительная безработица встречается крайне редко: только 1,8 % полных семей с детьми столкнулись с этой проблемой. Поэтому семьи с детьми, в которых есть безработные, хотя и попадают в бедность, но имеют высокий шанс выхода из нее в результате успешного поиска работы, в отличие от семей, в которых мужчина экономически неактивен.

3. Внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье

Ошибочно предполагать, что все семьи, в которых случаются разногласия, являются группой риска, а детей, проживающих в них, относить к категории находящихся в трудной жизненной ситуации. В критическом положении – в обстановке жестких конфликтов, имеющих под собой множество оснований, – проживают дети из 8,2 % домохозяйств. Эти дети, безусловно, нуждаются в помощи, и их семьи непременно должны попасть в целевую группу программ по профилактике социального сиротства.

Более детальный анализ показал, что большинство этих семей либо исключены из сетей семейной взаимопомощи, либо имеют ограниченный доступ к институциональным услугам. В целом 35,4 % семей с детьми не пользуются институциональными услугами по уходу за детьми, хотя нуждаются в них.

Есть все основания говорить о том, что социально-экономическое устройство  общества масштабно продуцирует не только материальные, но и социальные факторы семейного неблагополучия. Совмещение экономической активности и обязанностей по уходу и воспитанию детей требует развитой системы социальных услуг. В России услуг по уходу и воспитанию детей явно недостаточно.

4. Неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение  обязанностей по уходу за детьми

В российском обществе существует устойчивое мнение по вопросу, кто должен нести ответственность за воспитание детей. С мнением о том, что в большей степени семья должна заботиться о своем ребенке-дошкольнике, согласны 66,5 % респондентов; 31,2 % считают, что ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста семья и общество должны разделить между собой.

Несмотря на то, что большинство респондентов считают, что забота о малолетнем  ребенке должна ложиться на плечи семьи или, по крайней мере, должна быть разделена между семьей и обществом, существуют родители (2,3 %), которые перекладывают ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста с семьи на общество.

Доля респондентов, возлагающих на общество ответственность за ребенка более старшего возраста (школьника), значительно больше (11 %). Также возрастает  доля тех, кто считает, что ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста должны разделить между собой семья и общество (33 %).

Родители, считающие, что забота о детях должна быть делегирована обществу, не хотят брать на себя ответственность за воспитание детей, а значит, не в полной мере выполняют свои родительские обязанности. Среди семей с детьми 2,3 % ментально имели низкую степень родительской ответственности по отношению к своим малолетним детям-дошкольникам и 11 % – к школьникам. По пересекающейся совокупности этих факторов можно считать 1,1 % респондентов потенциально безответственными родителями.

5. Жестокое обращение с детьми

В крайней стадии семейное неблагополучие выливается в жестокое обращение с детьми. По данным российской статистики, от 2 тыс. до 2,5 тыс. детей ежегодно погибают от домашнего насилия, более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, 25 тыс. из них находятся в розыске, около 2 тыс. ежегодно сводят счеты с жизнью, более 50 % преступлений в быту совершается в присутствии детей, 30–40 % всех тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье. В целом в стране в 2006 году почти 200 тыс. детей подвергалось преступным посягательствам, что составило 0,7 % от численности детей в возрасте до 18 лет. Далее наблюдается тенденция сокращения числа таких детей, но и в 2008 году она продолжала сохраняться на высоком уровне: 126,5 тыс. человек.

Данные выборочного обследования, проведенного Центром оперативных и прикладных исследований Института социологии РАН в апреле – мае 2009 года по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подтверждают, что физическое наказание детей достаточно часто практикуется в современных семьях: 51,8 % современных родителей прибегали к физическому наказанию в воспитательных целях; 1,8 % утверждает, что делали это часто, 17,8 % – иногда, а 31,4 % – редко. Парадоксальным фактом можно считать то, что женщины прибегали к физическому наказанию детей чаще, чем мужчины. При этом данные и качественных, и количественных исследований подтверждают, что в более образованных и более обеспеченных семьях, то есть в семьях, обладающих более высоким уровнем экономического и человеческого капитала, случаи жестокого обращения с детьми имеют место гораздо реже. Большой проблемой в работе по выявлению и профилактике семей, где практикуется жестокое обращение с детьми, является то, что сами семьи (как родители, так и дети) скрывают этот факт: родители – потому что боятся наказания и осуждения, дети – потому что стыдятся своего положения, испытывают страх и т.д.

6. Алкоголизм, наркомания

Алкоголизм и наркомания – те проблемы, которые, если не являются причинами семейного неблагополучия, то зачастую ему сопутствуют. Ребенок, попадая в среду зависимых от алкоголя или наркотиков родителей, как правило, имеет физические, психологические и социальные проблемы развития. Помимо этого, большинство детей наследуют эту зависимость и составляют группу высокого риска по формированию психических, неврологических и соматических нарушений. Ребенок зачастую спасается от родителей, страдающих зависимостью, на улице, но там его также ожидает неблагополучная среда и влияние сверстников-беспризорников. Такие семьи концентрируют в себе и все остальные проблемы, так как теряют связь с рынком труда, не имеют стабильного дохода и т.д.

Есть основания предполагать, что самыми болезненными проблемами для домохозяйства являются экстремально плохие жилищные условия и острый дефицит дохода, за ними следует высокий уровень конфликтности в семье и только потом – все остальные виды неблагополучия.

В большинстве случаев критическое положение сопряжено с комбинацией проявлений неблагополучия. Разумным решением становится фокусировка внимания на группах семей, которые можно назвать кризисными сразу по нескольким признакам. Причем проявление проблем должно быть весьма острым. Все эти семьи явно нуждаются в социальном сопровождении, а признаки их неблагополучия таковы, что легко идентифицируются действующими социальными институтами (системой образования, здравоохранения, социальной защиты, жилищно-коммунального обслуживания, институтом участковых милиционеров). Количество таких семей составляет 8–10 % всех семей с детьми возрасте до 14 лет. Это означает, что речь должна идти о мониторинге и сопровождении 1,7 млн семей.

Семья как естественная среда существования и воспитания ребенка является определяющим фактором его благополучия или неблагополучия. Социально-экономические риски оказывают опосредованное влияние на ребенка, преломляясь через семейную ситуацию. Изменения в сфере семейно-брачных отношений (рост числа неполных семей, различные виды неформальных супружеских сожительств, увеличение числа неблагополучных семей, асоциальный образ жизни родителей, невыполнение ими обязанностей по воспитанию детей) представляются основными угрозами благополучию детей. Для снижения уровня социальной уязвимости семей необходимы упреждающие меры, распространяемые на всех ее членов. Упреждающие меры позволяют нейтрализовать факторы риска или снизить степень их воздействия, смягчить будущие последствия от потерь, связанных с материализацией риска.

  1.  Социальная поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Социальная поддержка – в самом общем смысле – это информация, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства5. Социальная поддержка определяется как обмен ресурсами между людьми.

Социальная поддержка населения – система мер, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемыми законами и иными нормативно правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения6. Социальная поддержка семьи рассматривается также и как помощь в денежной и натуральной форме, которая предоставляется с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению7.

Существуют следующие виды социальной поддержки семьи8:

1.эмоциональная, интимная – забота о другом, доверие и сопереживание ему;

2. инструментальная (материальная) – помощь финансовая, обеспечение ресурсами;

3. информационная – содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета;

4. обратная связь или поддержка в форме оценки – оценка исполнения после разрешения проблемы.

Социальная поддержка семьи представляет собой сложный процесс, который включает в себя три звена:

1.  поиск социальной поддержки (способность семьи находить людей, готовых оказать помощь);

2. наличие сети социальной поддержки (структур, способных оказать поддержку);

3. восприятие социальной поддержки (способность семьи принимать помощь от окружающих).

Российская семья нуждается в поддержки государства и общества, но такая поддержка государства и общества не может быть сведена только к материальной, экономической (денежной или натуральной) помощи, она должна включать содействие в организации и других возможных потребностей семьи, в разрешении любых проблем и кризисных ситуаций любой природы, а не только экономической. Как отмечает П.Д. Павленок, наиболее перспективным является сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи9.

Семья - полноправный институт социального воспитания. В целях сохранения и развития социальных функций семьи государство разрабатывает и реализует семейную политику, которая включает в себя две основные задачи: с одной стороны, она направлена на стабилизацию положения семьи, создание реальных предпосылок положительной динамики процессов её жизнеобеспечения, а с другой - на формирование эффективной системы социальной защиты социально-уязвимых семей.

Социальная поддержка семьи представляет собой комплекс мер по оказанию помощи некоторым группам семей,  временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении путем предоставления им информации,  финансовых средств,  кредитов,  обучения и переобучения  и других льгот. Отличительными признаками социальной поддержки являются временный или частичный характер; активное участие нуждающегося в решении проблемы; использование принципа возвратности выделяемых финансовых средств. Составным элементом социальной поддержки семьи является социальная помощь. Согласно российскому законодательству, «государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам … социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане,  которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума,  установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации»10.

К настоящему времени сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей11:

денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия, субсидии);

-  трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;

-  социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т.д.

Также российским законодательством определены меры социальной поддержки, на которые имеет право  семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию:

1. Единовременная адресная материальная помощь гражданам, находящимся  в   трудной   жизненной ситуации

2. Ежемесячная денежная выплата  семьям, состоящим исключительно из неработающих инвалидов с детства.

3. Обеспечение детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания.

4. Обеспечение питанием детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, без взимания платы.

5. Единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения.

В настоящее время невозможно идти по пути ликвидации малообеспеченности с помощью доплат из бюджета всем семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума. Социальная помощь в современных условиях может быть только конкретной  и оказываться в индивидуальной форме как адресная. Только в этом случае весьма ограниченные средства на социальную защиту могут быть использованы оптимально. 

Органы социальной защиты охватывают все категории семей: малообеспеченные, неполные, многодетные, неблагополучные и семьи группы риска.

Основными направлениями по социальной защите семьи и детей являются:

1) профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства с внедрением современных технологий;

2) комплексная материальная поддержка семьи и детей, в том числе малообеспеченных и многодетных семей;

3) организация работы по отдыху и оздоровлению детей.

Необходимо выявлять проблемную, неблагополучную семью на раннем этапе, когда вмешательство может быть особенно эффективным, активизировать с такими семьями работу, развивать семейно-воспитательные группы в приютах и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

Главная цель социальной поддержки семьи - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Конкретное содержание социальной поддержки  семьи в каждом отдельном случае обусловлено её индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.

  1.  
    Основные формы работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Можно выделить следующие основные формы работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации12:

1. Службы поддержки и формирования ответственного родительства

Задачей таких служб является усиление роли родителей в воспитании детей, оказание информационно-просветительской, правовой, социально-психологической помощи семьям, формирование в обществе в целом и в каждой отдельной семье семейных ценностей. В качестве примера можно привести Вологодскую область, где функционируют школы воспитания здорового ребенка. Деятельность данных школ направлена на сохранение и укрепление физического, нравственного, психического и социального здоровья детей через формирование установок ответственного родительства. В рамках школ проводятся групповые и индивидуальные занятия, психологические тренинги по подготовке к материнству и родам, ведется индивидуальное консультирование по проблемам, связанным с развитием детей раннего возраста, осуществляется медико-психологическое сопровождение молодых семей с новорожденными детьми. В этом же регионе в городах Вологда и Череповец реализуется проект «Родительская академия», где проводятся занятия детско-родительских групп, индивидуальное сопровождение родителей и детей в реализации их личных и семейных проектов, встречи-лектории для родителей. Через данный проект распространяются информационные материалы, направленные на формирование позитивного образа семьи.

2. Отделения дневного пребывания для детей и матерей

Достаточно часто в регионах уделяется внимание совершенствованию деятельности отделений дневного пребывания детей. Деятельность дневных отделений направлена на реабилитацию несовершеннолетних и их семей, находящихся на ранних стадиях дезадаптации и разрушения. Причинами помещения детей на дневное отделение учреждения может быть не только опасная ситуация в семье, но и любая иная трудная жизненная ситуация, в том числе материальные затруднения, бытовая неустроенность, сложный режим работы единственного родителя и др. Дневные отделения учреждений оказывают значительную помощь таким родителям: детям создаются все необходимые условия – комфортное проживание, питание, медицинская и психологическая помощь, опека воспитателей. Поэтому деятельность данных отделений популярна среди населения и весьма эффективна с точки зрения предотвращения развития кризисных явлений в семье.

3. Службы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье

Несмотря на то, что необходимость раннего выявления семейного неблагополучия все чаще находит отражение в региональных программах, стоит отметить, что технологии такого выявления пока разработаны и реализуются в слабой степени. Именно поэтому актуальность служб экстренного реагирования по-прежнему высока. Данные службы призваны максимально быстро и четко действовать в ответ на обострившуюся ситуацию в семье.

а) социальная скорая помощь, мобильные бригады

В целях создания системы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье формируются службы социальной скорой помощи. Например, в Вологодской области они созданы на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей. Работу служб обеспечивают специалисты по социальной работе, социальные педагоги, психологи. Бригада социальной скорой помощи, в которую включены психолог и специалист по социальной работе, оперативно выезжает на сигнал о ситуации, требующей экстренного вмешательства. Специалисты выясняют ситуацию на месте, выявляют внутренние и внешние ресурсы клиента и его ближайшего социального окружения, формируют стратегию разрешения кризисной ситуации, принимают меры по обеспечению психологической и физической безопасности ребенка, в том числе оказывают экстренную психологическую помощь и другие социальные услуги в целях разрешения проблем семьи, привлекают специалистов других ведомств.

В некоторых регионах формируются мобильные бригады для совершения рейдов в семьи, находящиеся в социально опасном положении, из которых поступили экстренные сигналы о необходимости оказания помощи. Мобильные бригады формируются из различных специалистов, призванных работать с семьями из «группы риска». В Ямало-Ненецком АО, например, такие бригады состоят из четырех специалистов: медицинского работника, психолога, социального педагога, спе-циалиста по социальной работе. Зачастую работа мобильных бригад проходит в круглосуточном режиме (например, в Тюменской области). В Краснодарском крае программой предусмотрено проведение акции «Семейный консультационный автобус» – «В помощь семье!», включающий выезды специалистов (психологов, юристов, врачей) в семьи в целях оказания консультативной и практической помощи.

б) телефон доверия, интернет-службы

Достаточно распространена практика оказания экстренной психологической и социальной помощи семье через телефонное или интернет-консультирование со специалистами. Телефон доверия является важным звеном в системе профилактики социального неблагополучия семей, так как в силу своей доступности и анонимности дает возможность получения экстренной психологической и ресурсной помощи любой категории населения. Особенно в ней нуждаются дети и подростки, которые порой не знают, куда и к кому обратиться за помощью в сложной для них ситуации. Работа телефонов доверия для населения организована практически во всех территориях.

В Тюменской области создана служба оказания экстренной психологической помощи через Интернет. Данная технология ориентирована в первую очередь на несовершеннолетних, имеющих проблемы во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, учителями и т.д. Как показывает практика, такая интернет-служба достаточно востребована (в Тюменской области за 2009 год количество посетивших сайт составило около 37 тыс. человек, из них более 31 тыс. несовершеннолетних). Аналогичным образом в Курганской области реализуется проект «Оказание консультативной помощи через Интернет», основная целевая группа которого  – дети школьного возраста и молодежь (от 14 до 30 лет). Консультативные услуги в данном случае предоставляют психолог, юрисконсульт и специалист по социальной работе в режиме реального времени. Данная услуга предоставляется на основе принципов конфиденциальности, доступности, анонимности, безопасности, компетентности.

4. Службы сопровождения/кураторы /участковые социальные службы/социальный патронаж

Функция сопровождения семей является крайне важной для профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, для выполнения которой в регионах создаются специальные службы. Такие службы сопровождения существуют, например, в Рязанской области. Содержание социальной работы этих служб определяется в каждом конкретном случае индивидуальной программой социальной реабилитации семьи, которая является комплексной и формируется во взаимодействии с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений и учитывает особенности семьи (структуру, материальное положение, характер внутрисемейных отношений, специфику неблагополучия). Приоритетом являются психологическое и педагогическое воздействие.

Для лучшей работы службы сопровождения вводится институт кураторов. В Алтайском крае, например, кураторам семьи отводится особая роль в системе межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семейного неблагополучия, а в Томской области при реформировании специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации, была введена новая должность «специалист-куратор случая». Механизм работы кураторов можно представить следующим образом. За каждой семьей, из которой в комиссию по делам несовершеннолетних поступили сигналы о детском неблагополучии, закрепляется куратор, задачами которого является установление доверительного контакта с семьей, диагностика проблемных зон, совместное с семьей составление плана реабилитационной работы, мотивирование членов семьи на изменение, координирование выполнения реабилитационных мероприятий.

Аналогом служб сопровождения и кураторов являются социальные участковые службы. Они призваны выявлять, ставить на учет и сопровождать семьи, в которых не обеспечиваются необходимые условия для воспитания и содержания детей, а также оказывать им комплексную социальную помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. Как и в случае работы куратора, для каждой семьи разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, направленная на сохранение внутрисемейных отношений, устранение факторов риска, причин конфликтов и разрывов внутрисемейных связей. Социальные участковые службы функционируют, например, в Ямало-Ненецком автономном округе и Астраханской области. Отдельные категории семей требуют особых подходов и квалификации со стороны работников сопровождающих служб, организация социального патронажа в таком случае должна учитывать эти особенности. Например, в Новосибирской области организована отдельная служба патронажа семей, воспитывающих детей-инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Такой патронаж предполагает помимо выездных консультаций обучение специалистов территориальных центров социального обслуживания населения и муниципальных образований, а также актива родителей по вопросам организации помощи детям-инвалидам по месту жительства.

5. Службы реабилитации и досуга (социальные гостиные, низкопороговые клубы, игровые автобусы и т.д.)

Для детей и подростков, воспитывающихся в семьях «группы риска», как правило, характерен низкий уровень социальной адаптации к самостоятельной жизни, нарушение норм общественного порядка. Для организации реабилитации и досуга таких детей в регионах организуются специальные мероприятия. Одна из форм такой организации – социальные гостиные, которые существуют в Алтайском крае.

Посещение ребенком социальной гостиной позволяет ему находиться в школе полный день, получать необходимую педагогическую, психологическую и социальную помощь, что существенно сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых, повышает уровень школьной адаптации, содействует возвращению учащихся, не посещающих школу, в образовательное учреждение.

Другая возможность решения адаптационных проблем детей из неблагополучных семей – низкопороговые клубы. Низкопороговый клуб – это место свободного доступа, предлагающее подросткам возможность проведения неструктурированного досуга, свободного общения, то есть имеющее низкий порог требований для своей доступности. В Алтайском крае, к примеру, подобные клубы были оборудованы и открыты на базе территориальных центров социальной помощи семье и детям.

Неразвитость социальной инфраструктуры в отдаленных сельских поселениях существенно препятствует доступности реабилитационного досуга проживающим в них детям. С целью организации детского досуга в отдаленных поселениях регионы иногда проявляют изобретательность. Например, в Алтайском крае оснастили «игровой автобус». В комплектацию такого автобуса входит большое количество игр, мягких игровых модулей, видео- и аудиотехника, спортивный инвентарь. Также в автобусе предусмотрено место для проведения индивидуальных консультаций специалистов (психолог, юрист), чьи услуги для жителей отдаленных сел недоступны.

Помимо указанных форм досуг детей из неблагополучных семей организуется в рамках специальных мероприятий: праздники, конкурсы, фестивали, экскурсии и т.д. Зачастую создаются секции, кружки, центры досуга. Например, в г. Томске функционирует центр раннего развития «Хобби-центр».

Достаточно эффективными оказываются индивидуальные (консультирование) и групповые занятия (группы взаимоподдержки) семей и детей из «группы риска» в реабилитационных центрах. Например, в Вологодской области на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей организована социальная работа по поддержке детей, имеющих проблемных родителей, – проект «Парус». Основной целью проекта является профилактика негативного воздействия алкоголизма родителей на формирование личности ребенка. Разработан цикл занятий, направленных на формирование здорового образа жизни, активной жизненной позиции, развитие социальных навыков у несовершеннолетних, а также снятие или смягчение угрозы дальнейшего развития социальной и психологической дезадаптации. Встречи в группе взаимоподдержки проводятся в форме тренингов. Основными методами работы психологов являются: коммуникативные и ролевые игры, арттерапевтические приемы, проигрывание ситуаций, игры.

Таким образом можно сделать вывод, что в Российской Федерации наряду с уже давно существующими формами работы с семьей происходит внедрение новых современных социальных технологий, программ и т.д., направленных на сохранение семьи.


Заключение

  •  Семья, находящаяся  в   трудной   жизненной   ситуации – семья, попавшая в  ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов  семьи  (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в  семье, одиночество и тому подобное), которую  семья  не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов.
  •  Наиболее значимые формы семейного неблагополучия для жизни ребенка: плохие материальные условия жизни семьи; потеря связи с рынком труда; внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье; неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми; жестокое обращение с детьми; алкоголизм, наркомания.
  •  Социальная поддержка семьи – комплекс мер по оказанию помощи некоторым группам семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, путем предоставления им информации, финансовых средств, кредитов, обучения и переобучения и других льгот.
  •  Конкретное содержание социальной поддержки семьи в каждом отдельном случае обусловлено её индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером  внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты аспектом неблагополучия.
  •  Существуют следующие формы работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: 1) Службы поддержки и формирования ответственного материнства; 2) Отделения дневного пребывания для детей и матерей; 3) Службы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье; 4) Службы сопровождения/ кураторы/ участковые социальные службы/ социальный патронаж; 5) Службы реабилитации и досуга (социальные гостиные, низкопороговые клубы, игровые автобусы и т.д.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Официальные документы

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Доступ через http: // www. garant.ru

  1.  Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1. – Режим доступа: http: // www. garant.ru
  2.  Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ. – Режим доступа: http: // www. garant.ru
  3.  Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» от 10.12.1995г.  №195-ФЗ. – Режим доступа: http: // www. garant.ru
  4.  Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ. – Режим доступа: http: // www. garant.ru
  5.  Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ. – Режим доступа: http: // www. garant.ru
  6.  Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ. – Режим доступа: http: // www. garant.ru

2. Научные монографии, брошюры

  1.  Аверин, А.Н. Социальная политика в муниципальных образованиях/ А. Н. Аверин [и др.]; под общ. ред. Н. А. Волгина.— М.: Альфа-Пресс, 2006 .— 567 с.
    1.  Григорьев, С.И. Социология: основы модернизации социального знания/ С.И.Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гардарики, 2006. – 235 с.
    2.  Павленок, П.Д. Введение в профессию "Социальная работа" / П.Д. Павленок.— М.: ИНФРА-М, 1998 .— 174 с.
    3.  Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы/ Л.В. Сафонова. – М.: Академия, 2006. – 224 с.
    4.  Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе/М.А. Гулина//Спб.: Питер., 2008. – 400 с.  

3. Электронные ресурсы

1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Социальное обслуживание семей с детьми. – Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru

2. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Доступ через: http://www.fond-detyam.ru/

1 Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе/М.А. Гулина//Спб.: Питер., 2008. – 400 с.  

2 Григорьев, С.И. Социология: основы модернизации социального знания/ С.И.Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гардарики, 2006. – 235 с.

3 Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы/ Л.В. Сафонова. – М.: Академия, 2006. – 224 с.

4 Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Доступ через: http://www.fond-detyam.ru/

5 Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы/ Л.В. Сафонова. – М.: Академия, 2006. – 224 с.

6 Аверин, А.Н. Социальная политика в муниципальных образованиях/ А. Н. Аверин [и др.]; под общ. ред. Н. А. Волгина.— М.: Альфа-Пресс, 2006 .— 567 с.

7 Там же.

8 Там же.

9 Основы социальной работы / под ред. П. Д. Павленок.— М.: ИНФРА-М, 2007. — 559 с.

10 Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ. – Режим доступа: http: // www. garant.ru

11 Там же.

12 Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Доступ через: http://www.fond-detyam.ru/


1. Таланты ГранПри России 3 Этап Нижний Новгород 21
2. Проект аппаратно-технологической схемы очистки запыленного воздуха
3. Тема 10- Сестринский процесс при черепномозговых травмах поврежден
4. КОНТРОЛЬНА РОБОТА ЛЕКСИКА 1
5. Общение как коммуникационный процесс
6. Подразделения дорожнопатрульной службы Государственной автомобильной инспекции милиции общественной бе
7. Трой Даффи В ролях Уиллем Дефо Шон Патрик Фланери Норман Ридус Дэвид Делла Рокко Билли Конноли
8. ЩЕКИНОАЗОТ приглашает на постоянную работу специалистов в области лингвистики и перевода на должность
9. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата хімічних наук Львів 2000 Дисе
10. Методичні підходи до створення інтегрованих систем управління
11. рекламы- привлечь внимание возбудить интерес внедрить в подсознание массы телезрителей привлекательный з
12. Политические системы и авторитарные режимы
13. Кавалерийская атака на капитал и первые шаги к новой экономической модели
14. технологического процесса в цехе привело к тому что по мнению начальника цеха существование одного из учас
15.  Психічні пізнавальні процеси- сутність зміст і характеристика Психічні процеси ~ це психічні явища що за
16. ТЕМАТИКА ВАРИАНТ 6 Выполнил-
17. РЕФЕРЕНТ Ни одно учреждение организация предприятие фирма не могут существовать без руководства осущ
18. 1 Цель работы- получить практические навыки работы с мегомме
19. Начальные этапы обучения технике эстрадного вокала
20. тема в которой все силы взаимно уравновешает друг друга Когда уравновешаются две равные по величине силыд