Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

статья Автор- учитель начальных классов Бел

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Акция
Закажите работу сегодня со скидкой до 5%
Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Государственное бюджетное образовательное учреждение  Центр образования №1863  г. Москвы

«Развитие связной устной речи учащихся в ходе работы с языковым материалом на уроках чтения и русского языка».

(статья)

                                                  Автор:

учитель начальных классов

Белякова Неля Николаевна

Москва, 2012

План работы.

1.Актуальность темы.

2.Понятие речи. Речь как средство развития мышления. Языковые особенности устной речи младших школьников.

3. Особенности развития устной связной речи младших школьников.

4.Совершенствование процесса формирования навыков устной речи  (ответы на вопросы, составление предложений и  небольших текстов) у учащихся 2-х классов.

5.Заключение.

Литература.

1.Актуальность темы.

Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение регулярное и систематическое, обучение на образцах и посредством специальных упражнений, путём предупреждения ошибок и их исправления, обучение литературным формам речи.

Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и конечно свою речь.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Этим объясняется актуальность темы.

      

2.Понятие речи. Речь как средство развития мышления. Языковые особенности устной речи младших школьников.

   «Самой большой творческой находкой в своей   педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии» В.Сухомлинский.

    Речь-это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.

Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.                         Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский  возраст - дошкольный  и школьный.                                                           

    Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

    Первое условие речевого развития ребёнка-это потребность общения или коммуникации. Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие

ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чём-то.

    Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду.                 Это второе условие развития речи ребёнка. От того,        какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда – это речь родителей, родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей.

    Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?

    Первое требование  - требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нём будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания. Например : составление рассказа о случае, событии из собственной жизни : «Смешной случай», «Поездка в театр», «Любимое занятие» или составление рассказа об игрушке 1 класс.

    Второе требование – требование логичности, последовательности, чёткости построения речи, хорошее знание того, о чём говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же несколько раз.

    Правильная речь предполагает умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

    Ясность речи - это её доступность тем людям, к кому она обращена.

Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи : хорошая дикция, отчётливое произношение звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить ( и читать ) выразительно (начиная с чтения слогов и столбиков слов), достаточно громко владеть интонациями, паузами, логическими ударениями. Эта работа уже проводится в период обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука» (Образовательная система «Школа 2100»). И выразительность, и ясность речи предполагает её чистоту, то есть избегать лишних слов, грубых просторечных слов и выражений.

    Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, то есть соответствие литературной норме. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.     Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку. К.Д. Ушинский говорил, что «развивать в детях дар слова – значит почти то же самое, что и развивать в них логичность мышления».Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи. Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит в самой мысли есть изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых формах.

Языковые особенности устной речи младших школьников.

        

        Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная (сравнивая с письменной речью). В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла - мимика и жесты. Эти  средства, дающие дополнительную информацию в устном общении, отсутствуют в письменной речи. К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Письменная форма монологической речи наиболее трудная.

    Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но и то, что ему хочется поделиться, то есть у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Мотив речи «ради чего я говорю»- возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к работе, которую предлагает учитель. В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, то есть желание сообщить другим о своих впечатлениях, об увиденном и пережитом. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с  детьми. В процессе живого общения, высказывания детей должны быть свободными по форме. Это может быть слово, фраза, развёрнутое сообщение. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Ученики то высказываются свободно, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо считать и то, и другое. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках чтения и русского языка.

    При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмысленны.

    Сочинение - творческая работа. Школьники любят сочинение, любят за его творческий характер, за то, что в нём можно проявить самостоятельность, писать своё. Эта учебная работа одно из видов по развитию речи учащихся.

    Устные рассказы выделяются в особый раздел, т.к. они проводятся в связи с чтением, что определяет их методику.

3.Особенности развития устной связной речи младших школьников.

    Подготовительным этапом над сочинением является работа над связностью текста. Она проводится как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Например, использовала такие упражнения:

1.Дополнить предложения подходящими словами с предлогами.

Школьники идут        . Лист оторвался        .

2. Составить из слов предложение.

3. Расположить предложения так, чтобы получился рассказ.

4.Заменить повторяющиеся слова в тексте.

5. Составить и записать предложение с любым словом из словарного диктанта.

6. Составить несколько предложений на заданную тему. Можно предложить опорные слова – помощники.

7. По первому предложению придумать рассказ.

    Яркая, эмоциональная речь – это «живая вода» для детей младшего школьного возраста.

4.Совершенствование процесса формирования навыков устной речи при работе над сочинением.

   При определении последовательности обучения сочинениям каждый учитель должен предусмотреть постепенное их усложнение в зависимости от тех умений, которых они требуют.

    В начале обучения восстанавливаются навыки работы приобретенные ранее. Работу начинаю с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаю элементы описания. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, ввожу описания единичных предметов и несложных действий: описание рисунков, описание деревьев, описание неба и т.д.. Этот вид работы для ребят знаком, и они легко справляются.

     Чтобы описания получились точными, организовываю наблюдения. Важно обращать внимание детей на необычные явления: причудливые узоры на зимнем окне. Сразу записывается словарь (узоры, причудливые, удивительные…). Тут же составили словосочетания, а потом предложения.

      Следующий этап подготовительной работы состоит в том, что на уроке дети учатся составлять сложные предложения. Затем записывают их в тетради.

      В описаниях обычно широко  используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. Для этого приводятся ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые будут описывать ребята. Например: березка- молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная. Дети учатся выбирать самые точные и нужные слова для выражения содержания.

      Эта работа предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарную работу можно проводить в такой системе:

  1.Вводить в устные рассказы детей новые слова, объясненные на уроках чтения.

  2. Подбирать синонимы.

  3.Включать в рассказы и  тексты  фразеологические обороты.

  4.Подбирать глаголы к существительным.

  5. От слов – к словосочетанию и предложению.

  6.Введение на уроке поэтической минутки.

Новые слова в словарный запас детей.

   Самостоятельность детей постепенно возрастает. Вначале  рассказы составляются коллективно, затем 2-3 ученика повторяют, и только после повторения дети их записывают. Постепенно количество повторений сокращается до 1 и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают самостоятельно без повторений.

  Отзыв о прочитанной книге – это свободное сочинение. Здесь была бы вредна какая – либо общая схема, невозможен единый образец. Сочинение-отзыв одна из самых перспективных работ. Постепенно усложняясь, они перейдут в 5-8 классах в сочинения на литературные темы.

  Сочинение, как и связная речь в целом, -это не только раздел русского языка и чтения, сколько отражение и результат характера всего обучения.

5.Заключение.

   Центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.

  Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальной школе. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много специальных слов, овладевают учебно-научным стилем речи. И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших школьников через сочинительскую деятельность.

Литература.

1.Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. 2003.

2.Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие.-М.,1990.

3.Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1991.

PAGE  1




1. Тема 6- Финансовые ресурсы предприятия План- 1
2.  Имеются следующие данные о розничном товарообороте и об издержках обращения 24 магазинов за год
3. Эмоции как психологический процес
4. Ф. И.О. полностью- 2
5. тема 6 Клетки иммунной системы 7
6. а Подготовила- студентка III курса Маематического факультета Ильичёва Мария В
7. по теме составление библиографии; изучение собранных материалов; постановка цели и задач исследован
8. Доходная часть бюджетной системы Российской Федерации
9. Экономика Предмет и основные методы экономической теории
10. Отож я оповім тобі на мілетський лад1 різні небилиці й натішу ласкавий твій слух приємною балачкою якщо зв
11. Введение27
12. именной военной реформой имевшей свое воплощение в личности военного министра который ее задумал организо
13. Виды рыночной конкуренции
14. Лекция 2 Человек как объект междисциплинарного познания Человек как объект религиозномифологического ф
15. Дипломная работа- Расчет параметров тягового электродвигателя
16. Минералы
17. СОШ 1 с УИОП г
18. Важным индикатором адаптивности признака является его положительное влияние на репродукцию и воспроизводс
19. тематики в котором изучается вопрос о том сколько различных комбинаций подчиненных тем или иным условиям м.html
20. тематика Автореферат дисертації на здобуття наукового ступенякандидата фізикоматематичних наук