Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

М. Иностранные инвестиции- правовое регулирование.

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


Предисловие

к ^ Богуславский М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование.

М.: Издательство БЕК, 1996. — 462 с.

В первой части работы на основе анализа практики и обзора законодательства России, стран СНГ и Балтии рассматривается правовой режим иностранных инвестиций.

Читатель получит представление о регулировании порядка создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями на территории России, а также о возможностях осуществления в России деятельности иностранных инвесторов в других формах, что может быть использовано в ходе переговоров с иностранными инвесторами. Приводятся примеры из судебной и арбитражной практики. Во второй части книги приводятся различные нормативные акты России, стран СНГ и Балтии об иностранных инвестициях.

Ддя юристов, экономистов, руководителей и сотрудников фирм, работников органов государственной власти и управления, а также для всех, кто интересуется инвестиционной деятельностью.

Предлагаемая .вниманию читателя книга посвящена современным правовым проблемам регулирования иностранных инвестиций в России и в других государствах, входивших ранее в Советский Союз. Эти страны в условиях спада производства и сокращения внутренних инвестиций заинтересованы в притоке капитала из-за рубежа в самых различных формах. Известно, что, наряду с преодолением политической и экономической нестабильности, создание надлежащей правовой базы может обеспечить решение важной задачи по привлечению и использованию иностранных инвестиций, прежде всего в производственной сфере. Речь идет не только о законодательстве об иностранных инвестициях, но и о создании общего режима предпринимательской деятельности.

Настоящая работа никоим образом не ограничивается постановкой теоретических проблем, автор при ее написании преследовал две цели практического характера. Во-первых, дать читателю информацию о том, как осуществляется правовое регулирование не только в России, но и в других государствах, ранее входивших в состав СССР. Эта предварительная информация, информация общего характера, должна быть полезной для потенциального инвестора, в роли которого может выступить российский предприниматель. Во-вторых, познакомить более детально, используя современный нормативный материал из различных отраслей российского законодательства, с регулированием создания и деятельности предприятий с иностранными инвестицияяи на территории России, а также с возможностями осуществления в России деятельности иностранных инвесторов в других формах, что может быть использовано в ходе переговоров с иностранными инвесторами. В работе приводятся примеры из пока еще незначительной судебной и арбитражной практики.

В •работе также предлагаются возможные пути использования правовых средств для улучшения инвестиционного климата в бывших союзных республиках. По надежности инвестирования, по данным на март 1994 г., которые опубликованы лондонским финансовым журналом «Euromoney», эти государства занимали последние места в перечне, который начинался с США (1-е место) и заканчивался Кубой (последнее, 169-е место). Россия занимала в этом списке 138-е место. Более благоприятным оценивался этим журналом инвестиционный климат в Эстонии (105-е место), Латвии (104-е), Литве (110-е), Узбекистане (126-е), Казахстане (129-е), Кыргыз-стане (135-е). Весной 1994 года хуже, чем в России, положение было в Грузии (151^е), Азербайджане (154-е), Армении (162-е), Таджикистане (144-е), Беларуси (145-е), Туркменистане (147-е), Молдове (148-е), на

VI                              Предисловие

Украине (149-е). Подробнее см. приведенную ниже таблицу, в графе 1 которой приводятся данные для сравнения на три даты (март 1994 г., сентябрь и март 1993 г.), а в графе III интегральный показатель надежности (ИПН), измеряемый по стобалльной шкале. ИПН содержит девять различных показателей: экономическая эффективность, политический риск, задолженность, обслуживание долга (невыполнение обязательств по выплате долга или его отсрочка), кредитоспособность, доступность банковского кредита, доступность краткосрочного финансирования, доступность долгосрочного ссудного капитала, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Место в р

анжированн

ом перечне

ИПН

март 1994

сент. 1993

март 1993

(от 0 до 100)

1

11

III

1

1

2

США

96,74

2

8

6

Австрия

96,66

3

3

i

Люксембург

96.46

5

7

8

Нидерланды

96,38

104

132

133

Латвия

33,54

105

122

126

Эстония

33,50

110

130

134

Литва

32,68

117

148

156

Туркмения

31,81

126

153

152

Узбекистан

29,47

129

129

148

Казахстан

28,11

135

144

142

Киргизия

26,58

138

137

149

Россия

25,96

144

163

160

Таджикистан

24,16

145

139

147

Белоруссия

13,75

148

160

159

Молдавия

22,89

149

146

145

Украина

22,73

151

151

155

Грузия

22,07

154

165

161

Азербайджан

20,71

162

159

162

Армения

17,77

165

169

167

Сомали

15,24

166

161

153

Афганистан

14,87

167

170

169

Куба

10,52

Конечно, для определения инвестиционного климата имеет значение не только фактор благоприятного правового регулирования. Достаточно напомнить читателю, что в 1992-1993 гг. военные конфликты потрясли Грузию, Молдову, Таджикистан, Азербайджан и Армению.

Если говорить о ситуации в России, то размеры инвестиций были незначительными: их общий объем на конец 1993 г. оценивался в 2 млрд.

Предисловие

долларов США. Удельный вес предприятий с иностранными инвестициями в общем объеме промышленного производства не превышал 2,5%, в общей численности занятых — 0,2%, в экспорте — 4%, в импорте — 6%'. Несколько иную картину дают данные, преяставленные в 1994 году Госкомстатом России^. По этим данным, в 1993 году в Российской Федерации действовало 6359 совместных предприятий, организованных с фирмами 112 зарубежных стран.

Число совместных предприятий в России

Количество

В % к общему

предприятий

количеству

США

1107

13,8

Германия

992

12,4

Китай

527

6,6

Финляндия

518

6,5

Великобритания

339

5,0

Польша

362

4,5

Италия

355

4,4

Австрия

316

4,0

Япония

247

3,1

Швейцария

233

2,9

Болгария

196

2,5

Венгрия

150

1,9

Канада

123

1,5

Общая численность работающих на этих совместных и иностранных предприятиях возросла в 2 раза, а численность работающих на них выросла в 21,4 раза.

Объем экспорта указанных предприятий в 1993 году равен 3301 млн. долларов и составил в общем объеме экспорта России 8%.

Структура экспорта с

овместных предпр

питий

Млн. долл.

В % к итогу

в 1993 г.

Всего

3301

100

из них: Нефть

1005

30,4

Продукты переработки нефти

380

11,5

Лесоматериалы

270

8,2

Удобрения

144

4,4

Рыба мороженая

113

3,4

Ткани

47

1,4

Кожевенное сырье

24

0,7

VIII                              Предисловие

Наибольшее количество товаров поставлялось в Германию — 15,9% от общего объема экспорта, Японию — 7,9, Польшу — 6,5, Италию — 6,0, США — 4,5, Швейцарию — 4,4, Финляндию — 4,0, Чешскую Республику — 4,0, Нидерланды — 3,5, Китай — 2,7, Австрию — 2,4, Бельгию — 2,3%.

Если в 1993 году общий импорт по России сократился, то импорт по совместным предприятиям возрос по сравнению с 1992 годом на 10%.

Хотя доля продукции и услуг, осуществляемых СП, была в общем объеме производства невелика, экономисты отмечали, что значение иностранных инвестиций для российской экономики в 1993 году возросло. Так, за 1 квартал 1993 г. (по сравнению с аналогичным периодом 1992 г.) число предприятий с иностранными инвестициями увеличилось в 1,8, а приток иностранного капитала в уставные фондыв 3,9 раза. В России была высокая доля работающих предприятий —71,1%. На фоне общего значительного падения производства в стране (в 1 квартале 1993 г. оно составило 19,3% по сравнению с аналогичным периодом 1992 г.) предприятия с иностранным участием увеличили свое производство по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в 1,3 раза (в сопоставимых ценах).

Менялось в лучшую сторону и отраслевое распределение предприятий с иностранными инвестициями. В 1 квартале 1993 г. на промышленность приходилось уже 67% от осуществляющих практическую деятельность предприятий с иностранными инвестициями (в 1989 г. этот показатель составлял менее 30%). Торговля и общественное питание составляли 9,3%, строительство — 5,8%, транспорт и связь — 4,6%^. По данным Госкомстата России*, для западных инвесторов в первом полугодии 1994 г. самыми привлекательными сферами экономики были:

топливная промышленность                        132,2 млн. долл. торговля и общепит                                35,3 млн. долл. деревообрабатывающая

и целлюлозно-бумажная промышленность              22,4 млн. долл. машиностроение и металлообработка                  21,4 млн. доял. наука и научное обслуживание                        19,5 млн. долл. другие промышленные производства                   13,9 млн. долл. строительство                                      10,3 млн. долл. транспорт и связь                                   10,2 млн. долл. химическая и нефтехимическая промышленность        7,2 млн. долл. финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение  6,0 млн. долл.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в странах СНГ развивалось неравномерно. С точки зрения улучшения инвестиционного климата были свои «приливы» и «отливы». Определить реальные перспекти-

Предисловие                           IX

вы развития законодательства в этой области задача непростая, однако автор попытался в отдельных случаях высказать свои соображения по этому поводу.

' Данные приводятся по документу, подготовленному Комитетом Государственной Думы по экономической политике для парламентских слушаний, «Внешняя экономическая деятельность России в 1993 и 1994 годах» // см.: Деловой мир. 1994. 25 апреля — 1 мая. С. 19. "- См.: Финансовые известия. 1994. № 20.

' См.: Яковлева E. Инвестиционный климат: тучи сгущаются... // Экономика и жизнь. 1993. №33. С. 5. * См.: Деловой мир. ?1—27 ноября 1994 г.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ иностранных ИНВЕСТИЦИЙ

ОПЫТ НЭПА

Необходимость обеспечить правовые условия для привлечения иностранного капитала в страны СНГ при надлежащем учете интересов отечественной экономики очевидна. Для того, чтобы создать такое законодательство, для того, чтобы оно заработало, нужно не только на словах, но и на деле перейти от командно-административной системы ведения хозяйства к рыночной экономике.

На протяжении всей истории развития законодательства об иностранных инвестициях было актуально преодолеть психологический барьер, поскольку трудно сразу отбросить идеологические догмы о вредности использования иностранного капитала.

Такой барьер реально существует во многих странах, но особенно высок он в государствах, входивших ранее в Советский Союз. Как не вспомнить, что еще на XI съезде Российской коммунистической партии весной 1922 г. тезису Ленина о единстве мирового хозяйства и международного рынка, из которого вытекала неизбежность сотрудничества с Западом, В.А. Антонов-Овсеенко один из реальных организаторов октябрьского переворота в Петрограде и захвата Зимнего дворца противопоставил свой призыв опираться исключительно на собственные силы и повышать классовую бдительность в отношении иностранного капитала*. Противодействие такого рода ленинской политике концессий и привлечения иностранного капитала мало известно широкому читателю^. Но тезис Сталина о том, что "не для того мы проливали кровь, чтобы добровольно впрягаться в ярмо мирового капитализма", не только жив до сих пор, но и активно пропагандируется повсеместно. После своей знаменитой речи в Свердловском университете на вопрос о том, сумеет ли страна обойтись без иностранной помощи, Сталин ответил, что путь закабаления иностранным капиталом, который прошла царская Россия, для нас

2             Раздел 1. Теория и практика правового регулирования неприемлем: "Не за то мы три года проливали кровь в войне с империалистами всех стран, чтобы добровольно идти к ним в кабалу"^.

Однако исходный тезис о закабалении России иностранным капиталом в конце прошлого века и в начале нынешнего в исследованиях историков и экономистов подвергался сомнению. Здесь уместно вспомнить о том, что дореволюционная Россия была страной, которая на рубеже XX века одной из первых решила воспользоваться в интересах своего экономического развития выгодами иностранных капиталовложений. Рекордный прилив иностранных капиталов в экономику России наблюдался в 1895 —1902 гг. В 1909 —1914 гг. из всех инвестиций в экономику на иностранный капитал приходилось около 55%.

Проведенный в экономической литературе анализ показывает, что все разговоры о том, будто бы иностранный капитал шел в Россию, чтобы грабить ее природные богатства, являются праздными. Общим итогом привлечения иностранного капитала А.Г. Донгаров считает то, что из страны, еще в 1877 году ввозившей обыкновенные мешки, она превратилась в страну, на 56% удовлетворявшую свои потребности в станках и оборудовании за счет внутреннего производства". Известно, что перед первой мировой войной ввоз сырья и полуфабрикатов в Россию в 4 раза превышал вывоз. Экспортировалась, например, не нефть, а продукты ее переработки, причем в объемах, которые не находили сбыта на российском рынке.

В отдельные годы иностранные инвестиции составляли в России более половины всех новых капиталовложений в промышленность и некоторые отрасли в значительной степени создавались иностранными фирмами: с помощью иностранных инвестиций были построены железные дороги, в том числе и дорога гигантской протяженности Транссибирская магистраль, созданы металлургическая промышленность, электротехника, химическая промышленность.

Знаменитая Кренгольмская мануфактура в г. Нарве была организована английской фирмой. Товарищество нефтяного производства братьев Нобель не только построило керосиновый завод в Баку, который в течение длительного времени был самым мощным в мире, но и проложило первый в России нефтепровод, создало флот нефтеналивных пароходов, приобрело лицензию на право производства двигателей внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля, создало дочернюю компанию "Русский дизель".

Перед началом первой мировой войны, по данным на июнь 1913 г., из 19 крупнейших банков II были основаны фактически на иностранные капиталы. Что же касается создания и деятельности в России полностью принадлежащих иностранному капиталу компа-

Глава 1. Развитие правового регулирования иностранных инвестиций       3 ний, а также участия иностранного капитала в русских акционерных компаниях, то представление об этом дает следующая таблица распределения иностранных капиталовложений по странам^

Иностранные капиталовложения в промышленность России до 1913 года (тыс. руб.)

Иностранный

Иностранный

капитал,

капитал

Страна-инвестор

допущенный

в русских

Всего

к операциям

акционерных

в России

компаниях

Англия

154412,5

72 050,0

226 462,5

Бельгия

135 620,0

8 812,5

144 432,5

Франция

141 214,6

112 108,5

253 323,1

Франция и Бельгия

совместно

224 275,0

224 275,0

Германия

90 988,7

287 120,0

378 108,7

Америка

13 500,0

13 500,0

Швейцария

12 241,7

12 241,7

Швеция

7 424,3

7 424,3

Голландия

1408,9

1408,9

Австрия

1 307,4

1 307,4

Италия

805,9

805,9

Другие страны

79 982,0

79 982,0

Итого

559 113,0

784 348,0*

1343 461,0

•Так в тексте.

Что же касается законодательной стороны дела, то в России, как и в других странах, активно идущих по пути развития капитализма, не было специального законодательства об иностранных инвестициях (применяя современную терминологию), но было принято, особенно в начале века, торговое, банковское, акционерное и иное законодательство, которое обеспечивало соответствующие условия для деятельности иностранного капитала.

Определенный опыт решения проблем развития с помощью привлечения в страну иностранных инвестиций был накоплен в Советском Союзе в двадцатые годы в специфических условиях нэпа. Известно, что В.И. Ленин придавал исключительное значение концессиям и смешанным обществам как формам привлечения иностранного капитала. Были подписаны концессионные договоры с компаниями Англии, Германии, США, Франции и некоторых других стран. Однако в целом участие иностранного капитала в народном хозяйстве страны оказалось весьма скромным. На 1 октября 1928 г. инвестированный таким образом капитал составил около 60 млн. руб.

4                Раздел 1. Теория и практика правового регулирования

В отличие от дореволюционной России для привлечения иностранного капитала потребовалось создание особого правового режима. Это было необходимо прежде всего потому, что иностранный капитал не мог не быть чужеродным не только по своему происхождению, но, главным образом, по своей частно-правовой природе в условиях создания новой социалистической правовой системы. Напомним известные слова В. И. Ленина из его письма наркому юстиции Д.И. Курскому в связи с подготовкой нового Гражданского кодекса: "Мы ничего "частного" не признаем. Для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное... Нужно применять не corpus juris romani "к гражданским правоотношениям", а наше революционное правосознание ..."^

Правовые основы будущей концессионной политики были первоначально сформулированы еще в 1918 году в первых правительственных документах молодой Советской республики, посвященных развитию отношений Советской России с капиталистическим миром^. В них были заложены принципы, вошедшие позднее в Декрет об общих экономических и юридических условиях концессий 1920 года. В этих документах предусматривалось, в частности, что:

заграничный капитал может привлекаться для организации государственных предприятий в России с предоставлением концессионеру в качестве компенсации права на аренду естественных богатств;

концессионер должен продавать часть произведенной им продукции правительству по рыночным ценам;

концессионеру будет гарантирована выплата процентов на затраченный капитал;

концессионеру будут предоставляться определенные льготы; концессионер должен соблюдать советское законодательство; за Советским правительством сохраняется право участия в доходах и выкупа предприятий по истечении определенного срока.

Декрет СНК "Общие экономические и юридические условия концессий" был принят 23 ноября 1920 г.*. В вводной части этого исторического документа отмечалось, что СНК более года тому назад поставил на очередь практическую проблему привлечения технических сил и материальных средств промышленно развитых государств как в целях восстановления в России одной из основных баз сырья для всего мирового хозяйства, так и для развития производительных сил вообще, подорванных первой мировой войной.

Хотелось бы обратить внимание и на то, что в Декрете говорилось о намерении заключить концессионные договоры не вообще с кем-либо, а "с солидными, заслуживающими доверия, иностранными промышленными обществами и организациями".

Глава 1. Развитие правового регулирования иностранных инвестиций         5

Что же касается условий предоставления концессий, то в Декрете были сформулированы следующие основные положения. Во-первых, концессионеру предоставлялось в обусловленной договором форме вознаграждение в виде доли продукции с правом вывоза за границу. Во-вторых, концессионеру было обещано предоставление торговых преимуществ (крупные заказы и др.) в случае применения им особых технических усовершенствований в крупных размерах. В-третьих, в зависимости от характера и условий концессий устанавливались "продолжительные сроки концессии для обеспечения полного возмещения концессионера за риск и вложенные в концессию технические средства". В-четвертых, концессионеру предоставлялось право найма рабочих и служащих для своих предприятий на территории РСФСР "с соблюдением Кодекса законов о труде или специального договора, гарантирующего соблюдение по отношению к ним определенных условий труда, ограждающих их жизнь и здоровье".

В Декрете были сформулированы следующие правительственные гарантии.

Пункт 4 Декрета гласит: "Правительство РСФСР гарантирует, что вложенное в предприятие имущество концессионера не будет подвергаться ни национализации, ни конфискации, ни реквизиции".

В п. 6 Декрета предусмотрено: "Правительство РСФСР гарантирует концессионеру недопустимость одностороннего изменения какими-либо распоряжениями или декретами Правительства условий Концессионного Договора".

Концессионная политика проводилась специальными органами Советского государства. В 1922 году были созданы Концессионный комитет при Госплане и Комиссия по смешанным обществам при Совете труда и обороны (СТО). В 1923 году их объединили в Главный концессионный комитет при СНК СССР. Функции этого органа определял Декрет СНК от 21 августа 1923 гЛ Концессионные комиссии были образованы при совнаркомах союзных республик, а также при ряде наркоматов. В 1925 году был расширен заграничный аппарат, ведавший установлением концессионных связей. Помимо уже существовавших концессионных комиссий в Берлине и Лондоне были учреждены такие же комиссии в Риме, Токио, Париже и Стокгольме. Положение о концессионном комитете РСФСР было утверждено постановлением СНК РСФСР от 25 января 1928 г.. Концессионный комитет РСФСР ведал вопросами концессий, объекты которых находятся на территории РСФСР и имеют республиканское или местное значение, в частности, он проводил переговоры с соискателями таких концессий и разрабатывал проекты соответствующих концессионных договоров.

6                Раздел 1. Теория и практика правового регулирования

Политика привлечения иностранного капитала в начале 20-х годов допускала наряду с концессиями создание смешанных обществ с участием иностранных компаний, и прежде всего торговых, а также продажу иностранных акций не только второстепенных по важности предприятий, но и акций транспортных, угольных, металлургических, нефтяных, ткацких предприятий при сохранении за государством "неоспорияого господства"".

Несмотря на все колебания в проведении концессионной политики, принимались правовые акты, призванные способствовать развитию концессий и привлечению иностранного капитала в иных формах. Так, 25 мая 1926 г. СНК принял постановление о льготных условиях допущения иностранного капитала к производству строительных материалов на территории СССР^. 24 июля 1928 г. СНК утвердил Основные положения по привлечению иностранного капитала в народное хозяйство СССР и разработанный Госпланом ориентировочный план концессионных объектов'^. В этих документах говорилось о желательности направления средств прежде всего на добычу цветных металлов, в машиностроительную, бумажную и некоторые другие отрасли промышленности и в малоосвоенные районы страны. Предусматривалась также возможность предоставления концессионерам таможенных, налоговых и иных льгот.

Таким образом, в то время была создана определенная организационно-правовая база для привлечения иностранного капитала^. Однако по многим причинам, прежде всего политического характера, использование иностранного капитала в 20-е годы не получило в Советском Союзе серьезного развития. Новые концессионные договоры начиная с 1928 — 1929 гг. более не подписывались.. Ряд концессионных договоров был расторгнут.

Более того, досрочное расторжение концессионных соглашений (концессии Лена-Голдфилдс, Тетюхе Майнинг корпорейшн) привело к арбитражным и судебным делам, которые кончились безрезультатно для иностранных инвесторов и подробно освещались в западной литературе. Были сфабрикованы и дела о вредителях из числа иностранных специалистов, работавших на концессионных и иных предприятиях. Все это широко известно^. Менее известно то, что ряд зарубежных фирм, которые создали совместные предприятия на нашей территории (швейцарские "Сандоз", "Хоффман-ля-Рош", французская "Креди Лионе" и др.), лишился своей собственности в .СССР в двадцатых сороковых годах без какого-либо возмещения^. Сам Главконцесском при СНК СССР по результатам рассмотрения "дела об антигосударственной деятельности" правительственным постановлением от 14 декабря 1937 г. был упразднен^.

Глава 1. Развитие правового регулирования иностранных инвестиции         7

В наши дни мы стали свидетелями и участниками третьей попытки привлечения иностранного капитала в экономику страны. В условиях трудного перехода от плановой централизованной системы ведения хозяйства к рыночной экономике без надлежащей правовой базы такая попытка обречена на провал. На международном форуме предпринимателей "Восточный экспресс в мировую экономику" в Санкт-Петербурге (ноябрь 1991 г.) Маргарет Тэтчер совершенно справедливо обратила внимание на то, что для действующих напрямую или через совместные предприятия в России иностранных инвесторов главное это проблема законов и подзаконных актов.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР (1986 -1991 гг.)

Принятие подзаконных актов, а тем более и законов о допуске иностранного капитала в Советский Союз и условиях инвестицийдело достаточно трудное и новое. Фактически возможность допуска иностранных инвестиций в страну открылась осенью 1986 г. на основании решения Политбюро ЦК КПСС о возможности создания совместных предприятий. Это решение было связано с двумя постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. № 991 и № 992 "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" и "О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами", ознаменовавшими переход к осуществлению реформ в области внешнеэкономической деятельности^.

Первые нормативные акты о совместных предприятиях были приняты в начале января 1987 г. К их числу относится Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. "О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления"^. В этом Указе определялись условия деятельности СП, входящие в компетенцию законодательных органов, которые касались налогообложения, пользования землей, недрами и другими природными ресурсами, разрешения инвестиционных споров.

Одновременно с Указом 13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял два постановления: № 48 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран членов СЭВ"^ и №49 "О создании на территории СССР совместных предприятий с участием фирм капиталистических и развивающихся ^•mau''ll

8                Раздел 1. Теория и практика правового регулирования

В этих постановлениях были сформулированы основные правила создания и деятельности СП на территории СССР. Разделение таких предприятий "по идеологическому" принципу и установление различных условий для них путем создания двух различных режимов было необычным явлением для советского законодательства и вызвало справедливую критику в советской юридической литературе^.

В дальнейшем в оба постановления вносились существенные изменения, означавшие не только либерализацию условий создания и деятельности СП, но и сближение режимов для предприятий с участием капиталистических фирм и предприятий с участием организаций стран членов Совета Экономической Взаимопомощи.

Для полноты картины следует вспомнить и о том, что в практике отношений со странами членами СЭВ на основе соответствующих рекомендаций Совета этой международной экономической организации стали создаваться еще раньше всякого рода совместные организации. Вначале это были в основном межгосударственные организации и совместные хозяйственные организации (СХО). В качестве примера можно привести "Интератоминструмент", "Интертек-стильмаш", "Интерхимволокно" и др.

Однако существенного вклада в экономическое сотрудничество эти организации не внесли. Создание таких организаций послужило толчком для принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1983 г. "О порядке осуществления деятельности на территории СССР совместных хозяйственных организаций СССР и других стран членов СЭВ"^.

В первом нормативном акте в постановлении № 49, допустившем прямые иностранные инвестиции путем участия в СП, ограничивалась доля иностранного участия. Она не могла быть более 49% в уставном капитале СП. Затем постановлением Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405^ это ограничение было снято, поскольку предусматривалось, что размер долей советских и иностранных участников в уставном фонде совместного предприятия определяется по договоренности между ними.

Следующий шаг в области допуска иностранных инвестиций в страну был сделан в новом общесоюзном Законе о собственности от 6 марта 1990 г. и других нормативных актах. Закон о собственности предусматривал не только создание СП, но впервые в советском законодательстве разрешал создавать предприятия, полностью (на 100%) принадлежащие иностранным инвесторам^.

Дальнейшей вехой в развитии советского законодательства об иностранных инвестициях стал Указ Президента СССР от 26 октября 1990 г. "Об иностранных инвестициях в СССР"^. Этот акт в силу своего характера не содержал детального регулирования, но давал оп-

Глава 1. Развитие правового регулирования иностранных инвестиций       9 ределенные направления для развития такого регулирования, что и было осуществлено в последующем законодательстве. В основном Указ предусматривал следующее:

1) создание как совместных предприятий, так и предприятий со 100-процентным участием иностранного капитала;

2) возможность портфельных инвестиций путем приобретения акций и других ценных бумаг советских предприятий иностранными инвесторами;

3) долгосрочную аренду имущества и земли иностранными инвесторами;

4) предоставление иностранным инвестициям не менее благоприятного режима, чем для инвестиций советских юридических и физических лиц;.

5) возможность свободного реинвестирования прибыли иностранных инвесторов, полученной в рублях, а также возможность перевода ее за границу;

6) в целях активизации инвестиционной деятельности с участием иностранных инвесторов разрешалось создавать зоны совместного предпринимательства (в дальнейшем в законодательстве закрепилось применение термина "свободные экономические зоны", который более соответствовал сущности этих зон).

10 декабря 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон "Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР"". Он определил круг возможных субъектов инвестиционной деятельности (ст. 4), установил, что "основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, является договор (соглашение)" ст. 7, предусмотрел правило о гарантиях прав инвесторов и защите инвестиций. В большей части положения этого Закона носили доктринальный, а не нормативный характер. Это был комплексный законодательный акт, поскольку в нем содержались положения по инвестиционной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов. Применительно к иностранным инвестициям Закон содержал важные положения о гарантиях, что имело особое значение для создания надлежащего правового климата иностранным инвестициям.

В ст. 23 Закона впервые в нашем законодательстве предусмотрено, что "инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы", что к ним не применяются меры, равные по последствиям национализации. Национализация и другие подобные меры должны осуществляться только на основе законодательных актов с возмещением инвестору в полном объеме убытков, причиненных прекращением инвестиционной деятельности.

10               Раздел 1. Теория и практика правового регулирования

По нашему мнению, Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР содержали слишком общие положения в отношении иностранных инвестиций, что и привело к необходимости принятия законодательного акта, специально посвященного регулированию иностранных инвестиций^.

В соответствии с этими Основами в течение 1991 года в ряде союзных республик были приняты законы об инвестиционной деятельности: в БССР - 29 мая 1991 г., в РСФСР - 26 июня 1991 г.

Следующий этап развития союзного законодательства связан с принятием 5 июля 1991 г. Основ законодательства об иностранных инвестициях в СССР^. Выступая при представлении Основ в Верховном Совете, тогдашний премьер-министр СССР B.C. Павлов отмечал, что "проект Закона предусматривает прежде всего создание соответствующей правовой базы для деятельности иностранного капитала на территории Советского Союза". При подготовке законопроекта, учитывая "как мировой опыт, условия мирового рынка капитала, так и накопленный нами опыт... мы исходим из того, что правовые нормы регулирования деятельности иностранных инвестиций, принятые мировым сообществом, в принципе должны применяться в нашей стране с учетом прежде всего ее особенностей и специфики нашей хозяйственной жизни"^.

Одна такая характерная для нашей страны особенность предопределила принятие этого закона в форме Основ. Вызвано это тем, что во время рассмотрения и принятия Закона в союзном парламенте (май-июнь 1991 г.) активно проходил процесс перераспределения компетенции между Союзом и союзными республиками. В проекте Союзного договора, опубликованном 9 марта 1991 г., регулирование внешнеэкономической деятельности отнесено к совместной компетенции Союза и республик. Имелось в виду, что Союз будет принимать Основы законодательства в этой области. В принятых Основах часть норм представляла собой нормы "непрямого действия", иными словами, это были как бы рекомендации республикам по единообразному регулированию отношений в области иностранных инвестиций. В то же самое время другая часть норм представляла собой нормы "прямого действия".

Закон состоял из краткой преамбулы и семи разделов, в которых были сформулированы 44 статьи. В постановлении Верховного Совета СССР о введении Закона в действие содержался ряд важных, заслуживающих упоминания, положений. Так, в частности, Кабинету Министров СССР предлагалось с участием правительств союзных республик представить на утверждение Верховного Совета перечень приоритетных отраслей экономики, включаяянауку, образование, здравоохранение и культуру, а также территорий, в которых ино-

Глава 1. Развитие правового регулирования иностранных инвестиций       11 странным инве^1ицам целесообразно предоставить дополнительные налоговые и иные льготы.

При решении практических вопросов, связанных с иностранными инвестициями. Правительству предлагалось содействовать использованию прежде всего рабочей силы и материальных ресурсов Союза ССР и республик.

Еще до принятия Основ или параллельно с ними союзные республики разрабатывали и принимали законы об иностранных инвестициях. Такие законы были приняты в Казахстане (7 декабря 1990 г.), в Литовской Республике (29 декабря 1990 г.), в России (4 июля 1991 г.). Законы Казахстана и России в значительной степени содержали регулирование, аналогичное или близкое к Основам.

Последним существенным правовым актом в области иностранных инвестиций, принятым органами Союза ССР, был Указ Президента СССР от 17 августа 1991 г. "Об обеспечении залогом обязательств, возникающих при осуществлении иностранных инвестиций в СССР"". В этом акте предусматривалось, что обязательства, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций в СССР, могут обеспечиваться залогом любого имущества (в том числе имущественных прав), за исключением имущества, которое в соответствии с законодательством Союза ССР и республик не может быть отчуждаемо. Для договора залога предусматривалась письменная форма. Договор о залоге недвижимого имущества и прав на него должен быть нотариально удостоверен и зарегистрирован.

Краткий обзор правового регулирования иностранных инвестиций в Советском Союзе будет неполным, если не упомянуть о международных договорах по этим вопросам. Советский Союз заключил и ратифицировал 14 двусторонних договоров о содействии и защите инвестиций (с Финляндией, Бельгией и Люксембургом, Великобританией, ФРГ, Францией, Нидерландами, Канадой, Италией, Австрией, КНР, Испанией, Швейцарией, Турцией, Республикой Корея).

См.: Одиннадцатый съезд РКП(б). Стенографический отчет. М., 1922. С. 67, 69. Различные периоды борьбы мнений в руководстве партии и государства по вопросу о возможности допуска иностранного капитала в страну ярко воспроизводит А.Г. Донгаров в работе "Иностранныы капитал в России и СССР" (М., 1990. С. 42 и ел.).

Правда. 1925.28 июня.

См.: Донгаров А. Г. Указ. соч. С. 32.

Эти и другие данные приводятся по указанной работе А.Г. Донгарова. С. 20. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 44. С. 398. См.: Шишкин В.А. В.И. Ленин и внешнеэкономическая политика Советского государства (1917 — 1923 гг.). Л., 1977. СУ РСФСР. 1920. №91. Ст. 481. СУ РСФСР. 1923. 96. Ст. 952.

12               Раздел 1. Теория и практика правового регулирования

10 СУ РСФСР. 1928. № 16. Ст. 129.

11 Из решений XI съезда РКП(б) //КПСС в резолюциях... Ч. 1. С. 615.

2 СЗ СССР. 1926. № 40 Ст. 293.

3 См.: СССР. Год работы Правительства. Материалы к отчету за 1927/1928 гг. М., .1929. С. 354 - 355.

4 См. подробнее: Ландау Б., Бернштейн И., Дашкевич В. Правовые условия концессионной деятельности в СССР (систематизированные материалы с комментариями). М., 1930; Ландау Б.Д. Концессионное право Союза ССР. М., 1925; Карасе А.В. Концессии в советском праве//Советское право. 1925. М» 2. С, 30 —49; Рейхель М. Концессии в советском законодательстве и практике//Советское право. 1927. № 4. С. 3 —29.

5 См.: Донгаров А.Г. Указ. соч. С. 132 и ел. О суде над сотрудниками "Лена-Голдфилдс", обвиненными в шпионаже и экономической контрреволюции, см.: История СССР. 1959. №4. С. 44; Богданов Н.П. Профсоюзы и концессионные предприятия. М. Л., 1928. С. 14 — 17.

6 См.: Экономика и жизнь. 1990. №41. С. 19.

7 См.: Донгаров А. Г. Указ. соч. С. 74.

В СП СССР. 1987. Отд. 1. № 9. Ст. 40. См. об этом подробнее: Правовые проблемы совершенствования хозяйственного механизма в СССР и внешнеэкономические аспекты. М., 1990; Богуславский М.М., Смирнов П.С. Правовые вопросы реформы внешнеэкономической деятельности//Сов. государство и право. 1987. № 6. С. 29.

) См.: Ведомости. Верховного Совета СССР. 1987. 2. Ст. 35. ) СП СССР. 1987. Отд. 1. № 8. Ст. 38.

1 СП СССР. 1987. Отд. 1. 9. Ст. 40. Наиболее обстоятельный анализ этих постановлений дается в книге "Совместные предприятия, международные объединения и организации на территории СССР. Нормативные акты и комментарии"/0тв. ред. Г.Д. Голубов. Изд. 2. М., 1989.

' См.: Вознесенская Н.Н. Совместные предприятия как форма международного экономического сотрудничества. М., 198^. С. 199. См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 22. Ст. 330. СП СССР. 1989. Отд. 1. 2. Ст. 7. См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № II. Ст. 164. См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 44. Ст. 944. См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 51. Ст. 1109. Иная точка зрения была высказана в нашей литературе А.Г. Богатыревым, который считал, что принятие Основ законодательства об инвестиционной деяяельности создало не только правовую основу формирования рынка инвестиций и регулирования инвестиционных отношений внутри страны, но и заложило основы регулирования иностранных инвестиций (см.: Богатырев А.Г. Указ. соч. С. 248). Дальнейшее развитие законодательства тезис А.Г. Богатырева не подтвердило.

См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 31. Ст. 880.

Верховный Совет СССР, пятая сессия//Бюллетень  69 Совместного заседания Совета Союза и Совета Национальностей. 29 мая. 1991. С. 7. См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. №34. Ст. 979.




1. российские отношения ~ политический и общественный вызов Европе нужна сильная демократическая и эконом
2. Лекция 2 Системы с ЧРК Основные характеристики первичных сигналов Под первичными сигна
3. Представницькі інститути влади
4.  Специфические черты научного познания
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ для всех экономических специальностей СПО
6. Банкротство (несостоятельность) юридических ли
7. Модуль 2 Акцентуаційні норми вивчають правила змінювання різних частин мови; @ правила літературн
8. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата політичних наук
9. Практикум
10. измерительные приборы провода контакты и предохранители
11. Технология интерактивного обучения
12. Функциональные особенности просторечий в текстах печатных СМИ.html
13. Маленькая энциклопедия
14. Вуглезавантажувальний вагон; 2 Коксовиштовхувач; 3 Дверезнімна машина; 4 Тушильний вагона з електрово
15. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня доктора економічних наук Київ
16. Стебель
17. Курсовая работа- Управление, организация учета и контроль наличных денежных средств и их эквивалентов
18. тема управления финансами на предприятии 9 2 Практическая часть.html
19.  Среди основных направлений работы Европола можно выделить борьбу с терроризмом нелегальной торговлей ору
20. социальное познание само по себе двусмысленно