Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

03-02 ПП КГМУ 4-02 КарагандинскИЙ государственнЫЙ медицинскИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Биологической.

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


PAGE  7

Ф КГМУ 4/3-03/02

ПП КГМУ 4/02

КарагандинскИЙ государственнЫЙ медицинскИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Биологической химии

Силлабус

По  Bioh 2202 биологической химии

Для специальности 5B130100 - Общая медицина  

Объем учебных часов  162

Курс II 

Семестр  III - IV

Караганда,  2013 г


Силлабус составлен на основании рабочей программы
 по дисциплине биологическая химия для специальности 5B130100 - Общая медицина, утвержденной   __________2013 г.  

Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

от «_______» ______________2013, протокол №____

Зав. кафедрой, доктор биологических

наук, профессор                                                                Л. Е. Муравлева


 Сведения о преподавателях.

Кафедра «Биологическая химия» удостоена диплома «Золотая кафедра России» № 00234

Заведующий кафедрой: Муравлева Лариса Евгеньевна, доктор биологических наук, профессор, стаж научно-педагогической работы – 21 год.  

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научная школа:  в 1989 году в Диссертационном совете при Московском Ордена Трудового Красного Знамени НИИ гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Роль свободнорадикального окисления в развитии антракоза и влияние на него биологически активных веществ». Научный руководитель – доктор медицинских наук, профессор Г.М. Пичхадзе. В 1995 г. в Диссертационном совете при Московском Ордена Трудового Красного Знамени НИИ гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана защитила докторскую диссертацию на тему «Состояние окислительного метаболизма при пылевой патологии органов дыхания». Научные консультанты: профессор Б.Т. Величковский, профессор Б.Е. Алтынбеков, профессор Т.З. Сейсембеков.

Л.Е. Муравлева участвовала в разработке 3 типовых программ для специальностей «Общая медицина», «Стоматология», «Общественное здравоохранение», 1 типовой программы по производственной практике по специальности «Общественное здравоохранение».  

Научные интересы: изучение окислительного  метаболизма у человека и животных при различных патологических состояниях.

Муравлева Л.Е. в настоящее время является руководителем 2 проектов Министерства образования и науки РК: ««Молекулярные медиаторы прогрессирования диффузных и интерстициальных поражений легких» (2012-2014) и «Молекулярно-клеточные механизмы развития хронической почечной недостаточности» (2013-2015).

Под её руководством защищены и утверждены 5 докторские и 41 кандидатские диссертации, подготовлены 2 магистра по специальности «Медицина»; опубликовано более 380 научных работ, получены 3 авторские свидетельства СССР, 14 предпатентов РК, 8 свидетельства об интеллектуальной собственности.  Л.Е. Муравлева – член редколлегии журнала «Медицина и экология».

Обладатель гранта «Лучший преподаватель вуза» (2012), награждена почетной грамотой Министерства Образования и науки РК, имеет почетное звание «Основатель научной школы» РАЕН, награждена медалью имени Н. Вавилова (РФ), обладатель государственной научной стипендии для ученых и специалистов, внесших выдающийся вклад в развитие науки и техники, имеет почетное звание «Заслуженный деятель науки и образования РАЕН. Член Европейской академии естествознания. Муравлёва Л.Е. награждена медалью Mit der Robert Koch-Medaile Fur besondere Verdienste um die Wissenschaftlichen Forschungen ausgezei8chnet (Ганновер, 2013). Муравлёва Л.Е. награждена дипломом  Labores pariunt honores (Ганновер, 2013).

Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию.

Читает лекции и ведет занятия на русском и английском языках.

Доцент кафедры: Омаров Турсунгали Сагатбекович, кандидат химических наук, доцент кафедры биологической химии

Педагогический стаж – 20  лет.

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научная школа: В 1992 г. защитил кандидатскую диссертацию в Диссертационном совете при ЦКО АН Каз.ССР на тему «Синтез, строение и биологическая активность новых фосфор- и серосодержащих производных алкалоидов анабазина, цитизина и сальсолидина» по специальности 02.00.03 – органическая химия. Научные руководители – д.х.н. профессор А.М. Газалиев, к.х.н. с.н.с. С.Д. Фазылов, научный консультант – член-корр. АН РК, д.х.н. профессор М.Ж. Журинов.

Получил свидетельство об интеллектуальной собственности на «Избранные лекции по биохимии» №094 от 7.05.04.

Автор 33 научных публикаций, 1 авторского свидетельства СССР, 1 предварительного патента РК.

Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию.

Читает лекции и ведет практические занятия на казахском языке.

Доцент кафедры: Омарова Гульнара Акзамбековна, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологической химии

Педагогический стаж - 17 лет

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научная школа: В 1994 году защищена кандидатская диссертация по специальности 03.00.04 – биохимия. Запланирована тема диссертации на соискание ученой степени доктора биологических наук «Метаболические аспекты профилактического эффекта препарата Арглабин в динамике воздействия гамма-облучения» по специальности 03.00.04 –биохимия, научные консультанты: академик НАН РК, профессор Алиякпаров М.Т., д.м.н., профессор Джангозина Д.М. Является автором 55 научных трудов.

Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию.

Читает лекции и ведет практические занятия на казахском языке.

Доцент кафедры: Понамарева Ольга Анатольевна, кандидат медицинских наук

Педагогический стаж -  12 лет.

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научные интересы: состояние окислительного метаболизма при патологических состояниях.

Научная школа: В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию в Диссертационном совете при ЗАО «Казахская академия питания» на тему «Особенности окислительного метаболизма крови больных сочетанной внутриклеточной инфекцией на фоне опийной наркомании» по специальности 03.00.04 – биохимия.  Научный руководитель – д.б.н. профессор Л.Е. Муравлева,  научный консультант – д.м.н. профессор Н.В. Козаченко.  

Общее количество публикаций 37. Соавтор учебного пособия «Лабораторная диагностика» на казахском языке.

Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию..

Ведет практические занятия на  русском языке.

Доцент кафедры: Клюев Дмитрий Анатольевич, кандидат медицинских наук.

Педагогический стаж -  11 лет.

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научные интересы: ядерные белки хроматина, состояние окислительного метаболизма при артериальной гипертензии и сахарном диабете, изменение физико-химических показателей биологических жидкостей при различных состояниях. Является ответственным исполнителем 2 проектов Министерства образования и науки РК : ««Молекулярные медиаторы прогрессирования диффузных и интерстициальных поражений легких» (2012-2014) и «Молекулярно-клеточные механизмы развития хронической почечной недостаточности» (2013-2015). Научная школа: в 2003 г. закончил магистратуру по медицинской биохимии при кафедре общей и биологической химии и защитил магистерскую диссертацию на тему «Ядерные белки хроматина у больных сахарным диабетом и хроническим пиелонефритом». В 2007 защитил диссертационную работу на соискание ученой степени кандидата медицинских наук в Диссертационном совете при ЗАО «Казахская академия питания» на тему «Биохимический статус лейкоцитов и структурообразующие свойства плазмы крови больных со вторичной артериальной гипертензией» по специальности 03.00.04 – биохимия.  Научный руководитель – д.б.н. профессор Л.Е. Муравлева,  научный консультант – к.м.н. доцент В.Б. Молотов- Лучанский.

Д.А. Клюев активно занимается методической работой, соавтор двух электронных интерактивных учебников, одного учебного пособия.

Получил 7 свидетельств об интеллектуальной собственности, 8 положительных решений и предварительных патентов РК. Имеет 90 публикаций.

Является победителем конкурса «Лучший молодой ученый КГМА» 2005 г. Является лауреатом премии им. Д.А. Кунаева за лучшую научную работу молодых ученых в области естественных наук, обладатель государственной научной стипендии для талантливых молодых ученых.

Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию.

Читает лекции и ведет практические занятия на  русском языке

Старший преподаватель кафедры: Айтишева Лайла Бакытжановна

Педагогический стаж -  12 лет.

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научные интересы: гормоны щитовидной железы и калликреин-кининовая система при гамма- облучении

Научная школа: диссертационная работа на тему «Изучение влияния природного препарата арглабина на нейро - гуморальный статус в динамике воздействия гамма – облучения  по специальности 03.00.04 – биохимия апробирована на проблемной комиссии медико-биологических дисциплин.  Научные руководители – д.м.н. профессор А.Х. Досаханов и д.м.н. профессор Д.М. Джангозина

Автор  27 научных работ

Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию.

Читает лекции и ведет практические занятия на  казахском языке.

Старший преподаватель кафедры, кандидат биологических наук Позднякова Елена Владимировна

Педагогический стаж -  10 года.

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научные интересы: разработка биологически активных веществ и оценка их влияния на биохимические процессы в организме животных

Научная школа: в 2003 г. закончила магистратуру по биологии при Карагандинском государственном университете и защитила магистерскую диссертацию.

Научная школа: защитила диссертационную работу на тему «Влияние несимметричного диметилгидразина на окислительный метаболизм головного мозга» по специальности 14.00.07- гигиена, научные руководители академик НАН РК, д.м.н., проф. Кулмагамбетов И.Р., д.б.н., проф. Муравлева Л.Е.

Автор  28 научных публикаций.

В 2006- 2008 гг. являлась исполнителем фундаментальной темы НИР «Молекулярно-клеточные, системные изменения в растущем организме при действии производных гидразина и алиментарного дисбаланса. Разработка способов немедикаментозной коррекции» № ГР 0106РК00412.

Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию.

Читает лекции и ведет практические занятия на  русском  языке.

Старший преподаватель кафедры: Колебаева Гульнар Токеновна

Педагогический стаж -  25 лет.

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научные интересы: изучение окисленных белков при патологических состояниях.

Автор 11 научных публикаций.

Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию.

Ведет практические занятия на  казахском языке.

Преподаватель кафедры, магистр медицины Колесникова Евгения Александровна

Педагогический стаж -   1 год.

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научные интересы: изучение биохимических и физико-химических свойств крови.

Автор 40 научных публикаций, имеет инновационный патент и 2 свидетельства о регистрации интеллектуальной собственности. Является исполнителем проекта Министерства образования и науки РК: ««Молекулярные медиаторы прогрессирования диффузных и интерстициальных поражений легких» (2012-2014) и «Молекулярно-клеточные механизмы развития хронической почечной недостаточности» (2013-2015).

Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию.

Ведет практические занятия на  русском и английском языках.

Преподаватель кафедры: Демидчик Людмила Андреевна

Педагогический стаж -  2 года.

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научные интересы: физико-химические свойства крови при патологии     

Является ответственным исполнителем проекта Министерства образования и науки РК : «Молекулярные медиаторы прогрессирования диффузных и интерстициальных поражений легких» (2012-2014) и «Молекулярно-клеточные механизмы развития хронической почечной недостаточности» (2013-2015).

Повышение педагогической квалификации по компетентностям (КГМУ, 2011-2012)

Автор 20 научных публикаций.

Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию.

Ведет практические занятия на русском языке.

Старший преподаватель кафедры: кандидат химических наук Хабдолда Гаухар  

Педагогический стаж -   3 года.

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научные интересы: изучение биологической активности растительных алкалоидов

В 2007 г. Защитила кандидатскую диссертацию «Стероидтық сапониндер мен фитоэкдистероидтардың өсімдіктік тиімді көздерін іздеу, мозификациясы және биологиялық белсенділігі» на соискание ученой степени кандидата химических наук по специальности 02.00.10 биоорганическая химия (дата утверждения – 27.02.2008).

Автор 42 научных публикаций, 2 предпатента, 1 инновационный патент.

Повышение педагогической квалификации по компетентностям (КГМУ, 2011-2012)

Читает лекции и ведет практические занятия на  казахском языке.

Старший преподаватель кафедры, кандидат биологических наук: Мурзатаева Айгуль Маратовна

Педагогический стаж -  9 лет.

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научные интересы: разработка биологически активных веществ и оценка их влияния на биохимические процессы в организме животных

Научная школа: защитила диссертационную работу на тему «Изменение эритропоэза и метаболизма эритроцитов при действии несимметричного диметилгидразина» по специальности 03.00.04 – биохимия, научные руководители академик НАН РК, д.м.н., проф. Кулмагамбетов И.Р., д.б.н., проф. Муравлева Л.Е.

В 2006- 2008 гг. являлась исполнителем фундаментальной темы НИР «Молекулярно-клеточные, системные изменения в растущем организме при действии производных гидразина и алиментарного дисбаланса. Разработка способов немедикаментозной коррекции» № ГР 0106РК00412.

Автор 20 научных публикаций.

Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию.

Ведет практические занятия на  русском и казахском языках.

Преподаватель кафедры: Чайковская Наталья Алексеевна

Педагогический стаж -  3 года.

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научные интересы: изучение биохимических и физико-химических свойств крови при патологии. Автор 1 научной публикации. Является ответственным исполнителем проекта Министерства образования и науки РК : «Молекулярные медиаторы прогрессирования диффузных и интерстициальных поражений легких» (2012-2014).

Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию

Ведет практические занятия на русском языке.

Старший преподаватель кафедры, кандидат биологических наук Захарова Юлия Эриковна Педагогический стаж -  9 лет.

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научные интересы: разработка биологически активных веществ и оценка их влияния на биохимические процессы в организме животных

Научная школа: в 2003 г. закончила магистратуру по биологии при Карагандинском государственном университете и защитила магистерскую диссертацию.

Научная школа: защитила диссертационную работу на тему «Влияние несимметричного диметилгидразина и биологически активных добавок на структурообразующие свойства крови» по специальности 14.00.07-гигиена, научные руководители академик НАН РК, д.м.н., проф. Кулмагамбетов И.Р., д.б.н., проф. Муравлева Л.Е.

Автор более  20 научных публикаций.

В 2006- 2008 гг. являлась исполнителем фундаментальной темы НИР «Молекулярно-клеточные, системные изменения в растущем организме при действии производных гидразина и алиментарного дисбаланса. Разработка способов немедикаментозной коррекции» № ГР 0106РК00412.

Является лауреатом премии им. Д.А. Кунаева за лучшую научную работу молодых ученых в области естественных наук

Ведет практические занятия на  русском и английском языках .

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Преподаватель кафедры, PhD  Синтюрина Анастасия Викторовна Педагогический стаж -  1 год

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научные интересы: радиационная экология, радиобиология

Закончила бакалавриат и магистратуру по биологии при Карагандинском государственном университете и защитила магистерскую диссертацию.

Научная школа: PhD  докторантура при Каз НУ им. Аль Фараби, биологический факультет, кафедра экологии и защитила диссертационную работу на тему «Исследование вариабельности и устойчивости обитателей прибрежной зоны и водной среды в разных экологических условиях», научные руководители д.б.н., проф. Бигалиев А.Б.., PhD , профессор Brian Shutes (Middkesex).

Автор 9 научных публикаций.

Ведет практические занятия на английском и русском языках.

Старший преподаватель, кандидат медицинских наук Абдикадырова Хамида Рахимовна

Педагогический стаж -  9 лет.

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Научная школа: диссертационная работа на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему «Влияние медьсодержащей полиметаллической пыли и алиментарной коррекции на структурно функциональное состояние печени» по специальности 14.00.07 – гигиена, научные руководители д.м.н., проф Узбеков В.А., к.м.н., доц. Тататева Р.К.

Автор более 25 научных публикаций.

Активно занимается методической работой.

Читает лекции и ведет практические занятия на казахском языке.

Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Контактная информация

Адрес: г. Караганда, ул Гоголя, 40,   2-й этаж. Телефон 51-38-97 (внутренний  117)

Политика  учебной дисциплины.  Организация  учебного процесса  кафедры биохимии направлена на сочетание традиционных и активных  методов обучения. Это позволяет обеспечить решение таких проблем, как обучение студентов самостоятельному углублению собственных знаний и применение их знаний в конкретных условиях, ориентация студентов на творческий отбор, анализ и систематизацию прорабатываемого материала, эффективная подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Строгий контроль уровня знаний и умений студентов, позволяющий воспитывать творческое отношение к делу и создающий основу ответственности за качество своей работы будет использоваться на всем протяжении обучения.

Введение

Современная биологическая химия - фундаментальная наука, изучающая на молекулярном уровне химические процессы, лежащие в основе  функционирования живых организмов, а также особенности метаболизма и его регуляцию в органах и тканях человека.

Знание основных метаболических процессов, лежащих в основе жизнедеятельности клеток, тканей и органов, необходимо будущему врачу для понимания причин их нарушения при патологических состояниях.

Полученные в ходе изучения биологической химии знания, помогут будущему врачу в выборе наиболее информативных биохимических методов, их грамотной интерпретации для диагностики заболеваний и контроля эффективности лечения.

Программа содержит фундаментальные разделы статической, динамической и функциональной биохимии, а также предусматривает вопросы специализации для студентов, обучающихся по специальности «Общая медицина».

Для изучения биологической химии необходимы знания по химии, молекулярной биологии и медицинской генетики, анатомии, гистологии, медицинской биофизики и физиологии.

формирование у студентов целостного представления о молекулярных механизмах и регуляции основных метаболических процессов, особенностях их протекания в органах и тканях человека,  использования биохимических показателей для диагностики и контроля эффективности лечения.

Цель дисциплины: формирование у студентов целостного представления о молекулярных механизмах и регуляции основных метаболических процессов, особенностях их протекания в органах и тканях человека,  использования биохимических показателей для диагностики и контроля эффективности лечения.

Задачи дисциплины:

  •  сформировать представление о роли биологической химии в подготовке врача;
  •  дать представления о химическом строении, свойствах и биологических функциях белков, углеводов, липидов и других биологически активных соединений в живых организмах;
  •  сформировать представление о  биохимических закономерностях трансформации энергии, обмена веществ и регуляции метаболических процессов;
  •  дать представление об особенностях молекулярной организации и метаболизма важнейших органов и тканей организма;
  •  сформировать представление о современных биохимических подходах для диагностики заболеваний и коррекции нарушений метаболизма;

Конечные результаты обучения

Конечные результаты обучения

Дескрипторы

Конечные результаты обучения

Компетенции

А

Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области

Описывает строение, функции и свойства представителей основных классов биоорганических соединений: углеводов, липидов, простых и сложных белков, витаминов и т.д.;

Показывает роль основных групп питательных веществ (белков, липидов и углеводов), витаминов, минеральных веществ и воды в метаболизме;

Показывает основные биохимические константы биологических жидкостей организма человека в норме и при патологии.

Объясняет молекулярные механизмы протекания и регуляции метаболических процессов

Описывает механизмы трансформации энергии, нарушения энергетического обмена;

Интерпретирует последствия  нарушения механизмы регуляции обменных процессов

Объясняет молекулярные механизмы особенностей функционирования важнейших органов и тканей;

1,2,4,5

В

Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне 

Демонстрирует владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины

Владеет навыками экспресс диагностики определения интермедиатов углеводного, липидного и азотистого обменов в биологических жидкостях человека;

Пользуется картами метаболизма, специальным справочным материалом Демонстрирует проведение методов определения активности ферментов в биологических жидкостях человека

Демонстрирует проведение методов определения содержания

интермедиатов углеводного, липидного и белкового обменов в биологических жидкостях человека

1,2,4,5,6,7

С

Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области 

Интерпретирует результаты основных биохимических исследований

Объясняет особенности нарушений биохимических процессов и их регуляции при дефиците биологически активных веществ

Прогнозирует нарушения метаболизма при нарушении структуры или количества ферментов

1,2,4,5

D

Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений

Решает ситуационные задачи по биохимии:

  •  Анализирует   представленные для решения данные
  •  Формулирует проблему

Обосновывает вариант решения

1,2,4,5,7

Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам

Составляет тесты, рефераты, презентации  по темам самостоятельной работы

1,2,4,5

Е

Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение

патологическая физиология 1,2, пропедевтика внутренних болезней, фармакология 1,2.

1,2,4,5

Перечень компентенций: 1. Общая образованность. 2. Знания биомедицинских наук.3. Коммуникативные навыки 4. Навык постоянного самосовершенствования 5 .  Навыки научных исследований 6. Навык работы в команде 7. Профессионализм

Пререквизиты: химия, молекулярная биология и медицинская генетика, медицинская биофизика

Постреквизиты: патологическая физиология 1,2, пропедевтика внутренних болезней, фармакология 1,2.

Тематический план лекции

Наименование темы

Форма проведения

Часы

Компетенции

  1.  

Введение. Строение и функции белков.

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Ферменты. Регуляция активности ферментов.

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Ферменты. Регуляция активности ферментов.

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Введение  в обмен веществ. Энергетический обмен. Биологическое окисление. ЦПЭ. Окислительное фосфорилирование. Общие пути катаболизма. Регуляция общих путей катаболизма.

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Введение  в обмен веществ. Энергетический обмен. Биологическое окисление. ЦПЭ. Окислительное фосфорилирование. Общие пути катаболизма. Регуляция общих путей катаболизма.

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Обмен  углеводов.

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Обмен  липидов.

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Обмен белков и аминокислот.

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Обмен нуклеотидов. Взаимосвязь обменов белков, липидов и углеводов.

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Регуляция обмена веществ. Биохимия гормонов.

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Регуляция обмена веществ. Биохимия гормонов.

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Водно-солевой обмен. Регуляция гомеостаза.

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Биохимия печени. Обмен хромопротеидов.

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Биохимия печени. Обмен хромопротеидов.

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Биохимия крови

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Биохимия крови

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Биохимия соединительной, костной  ткани

проблемная

1

1,2,4,5

  1.  

Биохимия мышечной и нервной тканей.

проблемная

1

1,2,4,5

Тематический план практических (и/или семинарских, лабораторных) занятий:

Наименование темы

форма проведения

часы

компетентность

  1.  

Химический состав белков.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Физико-химические свойства белков.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Водорастворимые витамины

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Жирорастворимые витамины

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Ферменты. Свойства ферментов.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Регуляция активности ферментов.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Лабораторный практикум

Лабораторная работа (TBL)

2

1,2, 3, 4, 5,6,7

  1.  

Введение в обмен веществ. Энергетический обмен. Макроэрги. Общие пути катаболизма. Регуляция и функции цикла Кребса.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Тканевое дыхание. ЦПЭ. Окислительное фосфорилирование.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Общая характеристика углеводов. Переваривание и всасывание углеводов

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Анаэробный путь катаболизма глюкозы. Глюконеогенез. Цикл Кори.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Аэробный распад глюкозы Пентозофосфатный путь распада глюкозы.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Обмен гликогена. Регуляция уровня глюкозы в крови. Нарушения обмена углеводов.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Лабораторный практикум

Лабораторная работа (TBL)

2

1,2, 3, 4, 5,6,7

  1.  

Общая характеристика липидов. Переваривание, всасывание и транспорт липидов.  

Практическое занятие

2

1,2, 3, 4, 5,6,7

  1.  

Обмен липидов. Обмен высших жирных кислот.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Внутриклеточный обмен  триацилглицеринов и фосфолипидов.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Обмен холестерина.  Нарушения и регуляция липидного обмена.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Лабораторный практикум

Лабораторная работа (TBL)

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Общие пути обмена аминокислот.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Обмен аммиака, пути его обезвреживания.  

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Особенности обмена отдельных аминокислот.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Особенности обмена отдельных аминокислот.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Обмен нуклеотидов

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Лабораторный практикум

Лабораторная работа (TBL)

2

1,2, 3, 4, 5,6,7

  1.  

Интеграция обмена веществ

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Биохимия гормонов.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Биохимия гормонов.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Гормоны щитовидной и поджелудочной желез.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Катехоламины и стероиды. Регуляция менструального цикла

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Водно-солевой обмен. Регуляция  гомеостаза.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Биохимия почек и мочи.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Лабораторный практикум

Лабораторная работа (TBL)

2

1,2, 3, 4, 5,6,7

  1.  

Биохимия печени.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Обмен хромопротеидов.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Биохимия крови Белки плазмы крови  

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Биохимия крови. Система свертывания крови и фибринолиза

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Транспорт газов. Обмен железа

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Особенности метаболизма в эритроцитах и лейкоцитах.

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Биохимия соединительной  ткани

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Биохимия костной ткани и ткани зуба. Регуляция фосфорно-кальциевого обмена.

Практическое занятие

2

1,2, 3, 4, 5,6

  1.  

Биохимия мышечной ткани

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Биохимия нервной ткани

Практическое занятие

2

1,2,  4, 5,6,7

  1.  

Лабораторный практикум

Лабораторная работа (TBL)

2

1,2, 3, 4, 5,6,7

  1.  

Оценка практических навыков

Практическое занятие

2

1,2, 3, 4, 5,6

Время консультаций: консультации проводятся еженедельно по субботам  с 10 час. до 13 час.

Время рубежного контроля:

специальность

Курс/поток/группа

дисциплина

Неделя/дата

время

5B130100 Общая медицина  

II курс

Биохимия

7 и 16 недели

По согласованию

Время итогового контроля: сессия

Тематический план СРС:

Наименование темы

форма выполнения*

часы

Компетентность

  1.  

Химия белков. Классификация белков. Биологические функции белков. Изменения белкового состава при онтогенезе и болезнях.

Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций,

6

1,2,4,5

  1.  

Ферменты в медицине. Изоферменты Органоспецифичные ферменты. Наследственные энзимопатии. Применение ферментов в лечении заболеваний. 

Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций,

6

1,2,4,5

  1.  

Состав пищи человека. Органические и минеральные компоненты. Регионарные патологии, связанные с недостатком микроэлементов в пище и воде.

Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций,

6

1,2,4,5

  1.  

Витаминоподобные вещества. Алиментарные и вторичные авитаминозы и гиповитаминозы. Гипервитаминозы.

Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций,

6

1,2,4,5

  1.  

Основные углеводы тканей животных, их строение и биологическая роль. Углеводы структурно-функциональных компонентов клетки. Наследственные нарушения обмена моносахаридов и дисахаридов (галактоземия, непереносимость фруктозы и дисахаридов).

Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций,

6

1,2,4,5

  1.  

Важнейшие липиды тканей человека. Резервные и структурные липиды. Основные фосфолипиды и гликолипиды тканей человека: глицерофосфолипиды, сфингофосфолипиды, гликолипиды, гликосфинголипиды. Функции фосфолипидов и гликолипидов. Сфинголипидозы. Эйкозаноиды и их роль в регуляции метаболизма и физиологических функции. Перекисное окисление липидов, роль в возникновении мембранных патологий. Работа с литературой по теме, подготовка, подготовка тестовых заданий   презентации Антиоксиданты.

Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций,

6

1,2,4,5

  1.  

Состав, строение и физиологическая роль транспортных липопротеинов крови. Образование хиломикронов и транспорт  жиров.  Образование  и функции ЛПОНП, ЛПНП и ЛПВП. Гиперхолестеринемия, причины ее возникновения. Механизм развития желчнокаменной болезни.  Биохимия атеросклероза. Биохимические основы лечения гиперхолестеринемии и атеросклероза.

Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций,

6

1,2,4,5

  1.  

Биогенные амины Окисление биогенных аминов (моноаминоксидазы), ингибиторы МАО. Роль гистамина в развитии воспаления и аллергических реакций. Антигистаминные препараты.

Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций, 

6

1,2,4,5

  1.  

Гормональная регуляция обмена веществ. Нарушения гормональной регуляции.

Работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций, 

6

1,2,4,5

  •  График выполнения и сдачи заданий по дисциплине (к проведению рубежного контроля): 

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

№ темы по СРС

Х

Х

Литература

На русском языке

Основная:

Биохимия : Учебник для мед. вузов / под ред. Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп., 4-е изд. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2009,2008, 2007. - 768 с. : ил.

Биохимия с упражнениями и задачами : учеб. для вузов / ред. Е. С. Северин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 384 с. : ил.

Биохимия. Тестовые вопросы : учеб. пособие / ред.: Д. М. Зубаиров, Е. А. Пазюк. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.

Березов Т.Т. Биологическая химия : учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. - 3-е изд., стереотип. . - М. : Медицина, 2008. - 704 с. : ил. –

Николаев А.Я. Биологическая химия : учебник / А. Я. Николаев. - 3-е изд, перераб. и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 568 с.

Дополнительная:

Биохимия: Учебник для мед. вузов / Северин Е.С. - 2-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 784 с.

Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии : Учеб. пособие для вузов / Зубаиров, Д. М., Тимербаев В.Н., Давыдов В.С. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2005.

Николаев А.Я. Биологическая химия : Учеб.для мед.спец.вузов / Николаев, А.Я. - 3-е изд. - М. : Мед. информ. агентство, 2004. - 566 с. :

Тюкавкина Н.А Руководство к лабораторным занятиям по биорганической химии : Учеб.пособие для медвузов / Тюкавкина Н.А. - М. : Дрофа, 2006. - 318 с. -

На казахском языке

Основная:

1.Сеитов З.С. Биохимия : Оќулыќ / З. С. Сеитов. - Алматы : Эверо, 2012. - 570 б

2.Сейтембетов Т.С. Биологиялыќ химия : оќулыќ / Т. С. Сейтембетов, Б. И. Тґлеуов, А. Ж. Сейтембетова. - Алматы : Эверо, 2011. - 420 б. : сур.

3.Биохимия сўраќтары мен жауаптары = Биохимия в вопросах и ответах : оќу ќўралы / ќўраст. Т. С. Сейтембетов [и др.]. - Алматы : Эверо, 2010. - 312 б

Сейтембетов Т.С. Биологиялыќ химия : Оќулыќ / Сейтембетов, Талєат Сўлтанўлы, Тјлеуов Б.И., Сейтембетова А. Ж. - Караєанды, 2007. - 426 с

Дополнительная:

4.Кенжебеков П. К.

Биологиялыќ химия (арнайы бґлімдері) : Оќу ќўралы / Кенжебеков, П К. - Шымкент, 2005. - 260 с

Методы обучения и преподавания:

  •  Лекции: проблемные.
  •  Практические занятия:  обсуждение вопросов с преподавателем, дискуссия, работа в парах, решение ситуационных задач. 
  •  Лабораторные занятия: выполнение лабораторных работ, командно-ориентированное обучение (TBL), решение ситуационных задач, оформление протоколов учебных экспериментов и работ;
  •  СРС: работа с литературой / работа в Интернете, подготовка тестовых заданий, рефератов презентаций.

В процеессе преподавания используются активные методы обучения (командно-ориентированное обучение (TBL),  дискуссия, презентации) и традиционные методы (

ситуационные задачи, подготовка рефератов, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам, тестирование, оформление протоколов учебных экспериментов и работ).

Методы оценки знаний и навыков обучающихся 

  •  текущий контроль по дисциплине: собеседование,
  •  рубежный контроль по дисциплине: тестирование
  •  итоговый контроль по дисциплине: письменный экзамен

Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС)

Оценка по буквенной системе

Цифровой

эквивалент

% содержание

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

Удовлетворительно

С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

Д+

1,33

55-59

Д

1,0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно

Критерии оценки знаний

Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.

Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.

  •  Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ на 2012-2013 учебный год.

Вопросы рубежного контроля

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ №1  ОМФ 2013 – 2014

«Химический состав белков. Физико-химические свойства белков»

  1.  Строение и классификация АМК (биохимическая, биологическая, химическая, физико-химическая).
  2.  Общая характеристика протеиногенных аминокислот. Общая характеристика пептидов
  3.  Значение АМК и пептидов в медицине.
  4.  Первичная структура белка. Пептидная связь.
  5.  Вторичная структура белка. Водородная связь.
  6.  Третичная структура белка. Понятия фолдинг, нативнаяконфомация, домен, активный центр, лиганд. Виды связей в третичной структуре.
  7.  Четвертичная структура белка. Примеры белков с четвертичной структурой.
  8.  Физико-химические свойства белков: высокая молекулярная масса; амфотерность,  гидратация (растворимость) белков; ионизация белков.
  9.  Гидратная оболочка белка – свойства воды гидратной оболочки, ее значение.
  10.  Изоэлектрическая точка белка. Кислые, основные и нейтральные белки.
  11.  Определение денатурации белка. Стадии денатурации. Характеристика денатурирующих агентов и особенности их действия.
  12.  Применение денатурирующих агентов в медицине и биологии
  13.  Понятие о ренативации белка. Ренатурацияinvivo и invitro. Общая характеристика ренативации белка в клетке с участием шаперонов.
  14.  Применение белковых препаратов в медицине (инсулин, интерфероны и т.д.).
  15.  Классификации белков: по растворимости, по форме белковых молекул, по химическому строению. Понятие о простых и сложных белках (липопротеины, гликопротеины, металлопротеины, хромопротеины)
  16.  Биологические функции белков (структурная, двигательная, каталитическая, сигнальная, защитная, запасающая, транспотрная)
  17.  Изменение белкового состава при онтогенезе и болезнях.

«Белки-ферменты. Регуляция активности ферментов»

  1.  Определение понятия «фермент». Общие свойства ферментов.
  2.   Общие черты и отличия ферментативного и неферментативного катализа. Отличия ферментов от неорганических катализаторов.
  3.   Единицы измерения активности ферментов – ЮНИТ и Катал.
  4.  Структурная организация ферментов – понятия активный центр, аллостерический центр, эффекторы (активаторы, ингибиторы).
  5.  Понятие о простых (однокомпонентных) и сложных (двукомпонентных) ферментах.
  6.   Общая характеристика кофакторов. Понятие о коферментах и простетических группах. Коферментная функция витаминов – НАД, НАДФ,  ФАД, ФМН, ТДФ, ТГФК, биотин.
  7.  Металлы , как коферменты ферментов. Примеры.
  8.  Субстратная специфичность ферментов – абсолютная, групповая и стереоспецифичность. Каталитическая специфичность ферментов.
  9.  Общая характеристика механизма действия и особенностей ферментативного катализа. Этапы ферментативного катализа.
  10.  Теории взаимодействия фермента и субстрата. Основные ихпостулаты.
  11.  Факторы, влияющие на активность ферментов. Зависимость скорости ферментативных реакции oт температуры (температурные максимум, оптимум и минимум), рН, концентрации ферментов и субстратов.
  12.  Регуляция действия ферментов. Контроль количества и контроль активности ферментов.
  13.  Виды регуляции: активация ферментов путем частичногопротеолиза; аллостерическая регуляция ферментов; регуляция путем ассоциации-диссоциации субъединиц в олигомерном ферменте, ковалентная модификация.
  14.  Классификация ферментов и их номенклатура. Классы ферментов: оксидоредуктазы, трансферазы, гидролазы, изомеразы, лиазы, лигазы; их подклассы.
  15.  Понятие об ингибиторах ферментов. Классификация видов ингибирования. Примеры ингибиторов.
  16.  Энзимодиагностика  - АЛТ, АСТ,КК, панкреатическая амилаза, щелочная фосфотаза.
  17.  Энзимотерапия  - примеры использования ферментов ,как лекарственных препаратов.
  18.  Изоферменты – ЛДГ, креатинкиназа. Особенности строения, значение в организме и диагностическое значение изоферментов.
  19.  Наследственные энзимопатии. Причины возникновения (альбинизм, фенилкетонурия, алкаптонурия, болезнь Гирке)

«Водорастворимые витамины. Жирорастворимые витамины»

  1.  Определение понятия «витамины».
  2.  Классификация витаминов по растворимости.
  3.  Классификация витаминов по их функциям.
  4.  Понятие «витаминная недостаточность» - субнормальная обеспеченность витаминами, гипо- и авитаминозные состояния. Первичные и вторичные авитаминозы (примеры)
  5.  Строение, пищевые источники, биологическое значение витамина В1 (тиамин). Симптомы, сопровождающие гипо и авитаминоз витамина В1.
  6.  Строение, пищевые источники, биологическое значение витамина В2 (рибофлавин). Симптомы, сопровождающие гипо и авитаминоз витамина В2.
  7.  Строение, пищевые источники, биологическое значение витамина В3 (пантотеновая кислота). Симптомы, сопровождающие гипо и авитаминоз витамина В3.
  8.  Строение, пищевые источники, биологическое значение витамина В5 (никотиновая кислота, РР). Симптомы, сопровождающие гипо и авитаминоз витамина РР.
  9.  Строение, пищевые источники, биологическое значение витамина В6 (пиридоксаль). Симптомы, сопровождающие гипо и авитаминоз витамина В6.
  10.    Строение, пищевые источники, биологическое значение витамина В9 (фолиевая кислота). Симптомы, сопровождающие гипо и авитаминоз витамина В9.
  11.  Строение, пищевые источники, биологическое значение витамина В12 (цианкобаламин). Симптомы, сопровождающие гипо и авитаминоз витамина В12.
  12.  Строение, пищевые источники, биологическое значение витамина Н (биотин). Симптомы, сопровождающие гипо и авитаминоз витамина Н.
  13.     Строение, пищевые источники, биологическое значениелипоевой кислоты. Симптомы, сопровождающие гипо и авитаминоз липоевой кислоты.
  14.  Строение, пищевые источники, биологическое значение витамина С (аскорбиновая кислота). Симптомы, сопровождающие гипо и авитаминоз витамина С (скорбут).
  15.  Строение, пищевые источники, биологическое значение витамина Р (биофлаванойды). Симптомы, сопровождающие гипо и авитаминоз витамина Р.
  16.  Строение, пищевые источники, биологическое значение витамина А (ретинол). Симптомы, сопровождающие  гипер, -гипо и авитаминоз витамина А.
  17.  Строение, пищевые источники, биологическое значение витамина Д (кальциферол). Симптомы, сопровождающие  гипер, -гипо и авитаминоз витамина Д.
  18.  Строение, пищевые источники, биологическое значение витамина К (филлохинон). Симптомы, сопровождающие  гипер, -гипо и авитаминоз витамина К.
  19.  Строение, пищевые источники, биологическое значение витамина Е (токоферол). Симптомы, сопровождающие  гипер, -гипо и авитаминоз витамина Е.
  20.  Строение, пищевые источники, биологическое значение витамина А (ретинол). Симптомы, сопровождающие  гипер, -гипо и авитаминоз витамина А.
  21.  Содержание в организме, пищевые источники, биологическая роль  железа. Причины и симптомы недостаточности железа.
  22.  Содержание в организме, пищевые источники, биологическая роль  цинка. Причины и симптомы недостаточности цинка.
  23.  Содержание в организме, пищевые источники, биологическая роль меди. Причины и симптомы недостаточности меди.
  24.  Содержание в организме, пищевые источники, биологическая роль  марганца. Причины и симптомы недостаточности марганца.
  25.  Содержание в организме, пищевые источники, биологическая роль  йода. Причины и симптомы недостаточности йода.
  26.  Содержание в организме, пищевые источники, биологическая роль  магния. Причины и симптомы недостаточности магния.


РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ №2  ОМФ 2013 – 2014

«Введение в обмен веществ. Энергетический обмен. Макроэрги. Общие пути катаболизма. Регуляция и функции цикла Кребса»

  1.  Понятие об обмене веществ  и энергии.  АТФ – строение, связи, выход энергии в Ккал.
  2.  Метаболизм, его основные этапы, анаболические и катаболические пути метаболизма. Понятие амфиболизм.
  3.  Схема катаболизма основных пищевых веществ. Общие принципы регуляции метаболизма.
  4.  Основные конечные продукты метаболизма у человека и пути их выведения.  
  5.  Основные типы окисления (оксидазное, микросомальное, пероксидное).
  6.  Понятие о специфических и общих путях катаболизма.
  7.  Окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты (ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты)
  8.  Цикл трикарбоновых кислот (ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты)
  9.  Значение промежуточных метаболитов цикла Кребса.
  10.  Регуляция общих путей катаболизма.

«Тканевое дыхание. ЦПЭ. Окислительное фосфорилирование.»

  1.  Макроэргические соединения АТФ, ГТФ, ЦТФ, УТФ
  2.  Понятие о тканевом дыхании и биологическом окислении. Дегидрирование' субстратов и окисление водорода как источник энергии в клетке. Окислительное фосфорилирование, коэффициент Р/0 и АДФ/О.
  3.  Строение митохондрий и структурная организация цепи переноса электронов и протонов.
  4.  Связь между общими путями катаболизма и цепью переноса электронов и протонов.
  5.  Дегидрогеназы и первичные акцепторы водорода - НАД и флавопротеиды; НАДН-дегидрогеназы.
  6.  Терминальное окисление: убихинон, цитохромы. Цитохромоксидаза.
  7.  Механизмы трансформация энергии в клетке (теория П. Митчелла).
  8.  Регуляция цепи переноса электронов и протонов (дыхательный контроль).
  9.  Разобщение тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования. Терморегуляторная функция тканевого дыхания.  Ингибиторы ЦПЭ (примеры)
  10.  Понятие о гипоэнергетических состояниях.

«Анаэробный путь катаболизма глюкозы. Глюконеогенез. Цикл Кори»

  1.  Строение углеводов. Классификация углеводов (примеры).
  2.  Общая схема источников и путей расходования глюкозы в организме.
  3.  Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте, всасывание продуктов переваривания (ферменты ,продукты, ГЛЮТ)
  4.  Особенности и значение реакции фосфорилирования глюкозы.
  5.  ГБФ-путь катаболизма глюкозы (ферменты,промежуточные метаболиты, коферменты).  Количество АТФ, вовлекаемое в ГБФ – путь.
  6.  Гликолитическая оксидоредукция, пируват как акцептор водорода, субстратноефосфолирование.
  7.  Распространение и биологическое значение анаэробного распада глюкозы.
  8.  Биосинтез глюкозы (глюконеогенез). Ферменты, промежуточные метаболиты, коферменты.
  9.  Распространение и биологическое значениеглюконеогенеза.
  10.  Цикл Кори, его биологическое значение.
  11.  Взаимосвязь гликолиза и глюконеогенза(глюкозо-лактатный и глюкозо-аланиновый циклы). Биологическое значение.
  12.  Челночные механизмы переноса водорода из цитозоля в митохондрии (малат-аспартатный челночный механизм)
  13.  Распространение и биологическое значение аэробного распада глюкозы.

Представление о пентозофосфатном пути превращении глюкозы. Окислительный и неокислительный этапы(ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты)

  1.  . Суммарные результаты пентозофосфатного пути: образование НАДФН2, пентоз, АТФ.
  2.  Распространение и биологическое значение пентозофосфатного пути в клетках разных органов.

«Обмен гликогена. Регуляция уровня глюкозы в крови. Нарушения обмена углеводов»

  1.  Свойства и распространение гликогена как резервного полисахарида.
  2.  Биосинтез гликогена(ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты)
  3.  Распад гликогена (ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты)
  4.  Физиологическое значение резервирования и мобилизации гликогена.
  5.  Роль гормонов в регуляции углеводного обмена (инсулин, адреналин, глюкагон)
  6.  Общая характеристика нарушения обмена углеводов  болезнь Гирке, болезнь Андерсена, болезнь Кори.
  7.  Сахарный диабет – ИЗСД, ИНЗСД. Причины, симптомы, клинические проявления сахарного диабета. Поздние осложнения сахарного диабета.
  8.  Строение и биологическая роль моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов тканей человека животных
  9.  Строение и функции углеводной части гликопротеинов и протеогликанов.  Значение в организме гликопротеинов и протеогликанов (примеры)
  10.  Сиаловые кислоты. Биологическое и диагностичское значение сиаловых кислот.
  11.  Гликозамингликаны. Гиалуроновая кислота, хондротинсерная кислота.
  12.  Гепарин, строение, распространение и функции. Применение в медицине.  
  13.  Обмен фруктозы (ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты). Фруктозурия – причины ,симптомы.
  14.  Обмен галактозы (ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты)Галактозурия – причины, симптомы.

«Обмен липидов. Обмен высших жирных кислот»

  1.  Общая характеристика строения и биологических функций липидов.
  2.  Классификция липидов  - гликолипиды (цереброзиды и ганглиозиды), фософолипиды (глицерофосфолипиды, сфингофосолипиды), холестерол, жирные кислоты
  3.  Понятие о резервных и структурных липидах.
  4.  Общая характеристика переваривания жиров – ферменты, коферменты.
  5.  Всасывания продуктов гидролиза, роли желчных кислот, строение и значение мицеллы.
  6.  Транспортные формы липидов в организме. Классификация липопротеинов.
  7.  Ресинтезтриацилглицеринов в стенке кишечника.  
  8.  Обмен жирных кислот (ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты). Бета-окисление как специфический  путь катаболизма жирных кислот, его физиологическое значение.
  9.  Карнитиновый челночный механизм транспорта жирных кислот в митохондрии.  
  10.  Биосинтез жирных кислот (ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты).
  11.  Синтез, использование и физиологическое значение  кетоновых тел (ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты).  

«Внутриклеточный обмен  триацилглицеринов и фосфолипидов. Обмен холестерина.  Нарушения и регуляция липидного обмена»

  1.  Особенности биосинтеза жиров в печени и жировой ткани.
  2.  Регуляция и физиологическая роль резервирования и мобилизации жиров. Нарушение резервирования и мобилизации жиров при ожирении
  3.  Особенности обмена фософолипидов
  4.  Обмен стероидов. Представление о биосинтезе холестерина (ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты), регуляция этого процесса.  
  5.  Включение холестерина в ЛПОНП.
  6.  Синтез желчных кислот. Выведение холестерина и желчных кислот из организма.
  7.  Гиперхолестеринемия, причины ее возникновения. Внутрисосудистый липолиз.
  8.  Биохимия атеросклероза.
  9.  Механизм развития желчнокаменной болезни.
  10.  Гормональная регуляция обмена  липидов (лептин, адреналин, инсулин, соматотропин ,кортизол)
  11.  Важнейшие липиды тканей человека. Строение, свойства и распространение глицерофосфолипидов, сфингофосфолипидов, гликолипидов, гликосфинголипидов.
  12.  Синтез эйкозаноидов и их роль в регуляции метаболизма и физиологических функции.
  13.  Перекисное окисление липидов (фермнтативное и неферментативное), роль в возникновении мембранных патологий. Антиоксиданты.
  14.  Состав, строение и физиологическая роль транспортных липопротеинов крови. Образование хиломикронов и транспорт  жиров.  
  15.  Образование  и функции ЛПОНП, ЛПНП и ЛПВП.
  16.  Основные   фосфолипиды   и   гликолипиды тканей  человека Представление о биосинтезе и катаболизме  этих соединений.
  17.  Функции фосфолиидов и гликолипидов. Сфинголипидозы.
  18.  Гиперхолестеринемия и ее причины  
  19.  Механизм возникновения желчекаменной болезни.   Лечение хенодезоксихолевой  кислотой .Биохимия атеросклероза.   Механизм образования атеросклеротических бляшек (инфильтрационная теория).  
  20.  Биохимические основы лечения гиперхолестеринемии и атеросклероза   
  21.  Нарушение регуляции и физиологической роли резервирования и мобилизации жиров при ожирении.


РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ №3  ОМФ 2013 – 2014

«Обмен аминокислот и нуклеотидов»

  1.  Биологическое и медицинское значение аминокислот.
  2.  Понятие об азотистом балансе (отрицательный, положительный и нулевой АБ)
  3.   Переваривание белков и всасывание аминокислот. Значение соляной кислоты для переваривания белков. Эндо и экзопептидазы.
  4.  Гниение белков (аминокислот) в кишечнике. Обезвреживание продуктов гниения аминокислот.
  5.  Причины и последствия белкового голодания: в зрелом и раннем детском возрасте. Квашиоркор.
  6.  Трансаминирование, специфичность трансаминаз. Коферментная роль витамина В6. Диагностическое значение определения трансаминаз в сыворотке крови.
  7.  Различные пути дезаминирования аминокислот. Окислительное дезаминирование аминокислот. Непрямое дезаминирование аминокислот.
  8.  Биологическое значение дезаминирования аминокислот.
  9.  Декарбоксилирование аминокислот. Биогенные амины: гистамин, серотонин, гамма-аминомасляная кислота, катехоламины, образование и биологические функции. Роль гистамина в развитии воспаления и аллергических реакций.
  10.  Окисление биогенных аминов (моноаминооксидазы), ингибиторы МАО.
  11.  Основные источники аммиака в организме.
  12.  Конечные продукты азотистого обмена: соли аммония и мочевина.
  13.  Биосинтез мочевины(ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты). Нарушение синтеза и выведения мочевины.
  14.  Специфические пути обмена аминокислот: обмен одноуглеродных фрагментов.
  15.  Особенности обмена серосодержащих аминокислот. Синтез креатина и его биологическая роль.
  16.  Особенности обмена ароматических аминокислот.
  17.  Нарушения обмена отдельных аминокислот
  18.  Переваривание и всасывание продуктов переваривания нуклеопротеидов.
  19.  Представление о биосинтезе пуриновых нуклеотидов, происхождение частей пуринового ядра, начальные стадий биосинтеза (до 5-фосфорибозиламина). Инозиновая кислота как предшественник АМФ и ГМФ.
  20.  Распад пуриновых нуклеотидов. Образование мочевой кислоты.
  21.  Представления о распаде и биосинтезе пиримидиновых нуклеотидов(ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты).
  22.  Координация биосинтеза пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов(ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты).
  23.  Понятие о нарушении обмена нуклеотидов. Подагра. Ксантинурия. Оротацидурия.
  24.  Нарушение обмена биогенных аминов при психических заболеваниях.
  25.   Предшественники катехоламинов и ингибиторы МАО в лечении депрессивных состояний.

«Гормональная регуляция обмена веществ и гомеостаза»

  1.  Общие свойства гормонов, понятие о клетках-мишенях, рецепторах гормонов.
  2.  Классификация гормонов по месту синтеза. Способы доставки гормонов к клеткам.
  3.  Классификация гормонов по химической природе
  4.  Классификация гормонов по механизму действия. Понятие о вторых посредниках (мессенджерах): цАМФ, цГМФ, инозитолфосфат, диацилглицерол, Са2+
  5.  Этапы передачи гормонального сигнала с участием цАМФ.
  6.  Этапы передачи  гормонального сигнала с участием инозитолфосфата, диацилглицерола, Са2+
  7.  Особенности проведения гормонального сигнала через каталитические рецепторы и липофильные рецепторы
  8.  Рилизинг-факторы головного мозга (либерины и статины).
  9.  Общая характеристика гормонов гипофиза: строение и биологические эффекты, симптомы гипер- и гипофункции.
  10.  Общая характеристика гормонов эпифиза: строение и биологические эффекты, симптомы гипер- и гипофункции.
  11.  Иодтиронины щитовидной железы (тироксин и трииодтиронин), строение, синтез и механизм действия, влияние на обмен веществ и биоэнергетику клетки. Изменение обмена веществ при гипер- и гипотиреозе.
  12.  Глюкагон, химическая природа и механизм действия в регуляции обменных процессов.
  13.  Инсулин, химическая природа и механизм действия в регуляции обменных процессов.
  14.  Сахарный диабет. Основные биохимические нарушения при сахарном диабете.
  15.  Катехоламины - гормоны мозгового вещества надпочечников, химическая природа, биосинтез, влияние на обмен веществ и биоэнергетические процессы. Симптомы гипер- и гипофункции
  16.  Минералокортикоиды и глюкокортикоиды надпочечников, химическая природа, представители, механизм действия этих гормонов на обмен веществ. Симптомы гипер- и гипофункции.
  17.  Общая характеристика гормонов половых желез: химическая природа, представители, влияние на обмен веществ. Симптомы гипер- и гипофункции
  18.  Электролитный состав жидкостей организма. Натрий, калий и другие электролиты в организме.
  19.  Натрий и калий в организме – пищевые источники ,биологическая роль.
  20.  Трансмембранный градиент ионов натрия и калия, натрий- калиевый насос и его функции.
  21.  Роль почек в регуляции водно-солевого обмена. Механизмы осморегуляции.
  22.  Антидиуретический гормон: строение и биологические эффекты.
  23.  Альдостерон и ренин-ангиотензиновая система: основные принципы работы, биологические эффекты  
  24.  ПНФ - основные принципы работы, биологические эффекты
  25.  Общая характеристика нарушений  водно – солевого обмена
  26.  Химический состав урины в норме (неорганические и органические компоненты)
  27.  Патологические компоненты урины
  28.  Физико-химические показатели урины (объем, рН, цвет, запах ,плотность)
  29.  Дегидратации. Лабораторные показатели дегидратации.
  30.  Нарушение функции эндокринных желез: гипер- и гипо- продукция гормонов.
  31.  Гипо – и гипертиреоз, биохимические нарушения.
  32.  Нарушения фосфорно-кальциевого обмена при рахите. Гиперпаратиреоидизм и гипопаратиреоидизм
  33.  Сахарный диабет. Основные биохимические нарушения при сахарном диабете.
  34.  Сахарная нагрузка как метод диагностики сахарного диабета


РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ №4  ОМФ 2013 – 2014

«Биохимия печени»

  1.  Биологические функции печени.
  2.  Роль печени в обмене углеводов, липидов, аминокислот. Синтез белков плазмы крови в печени.
  3.  Реакции обезвреживания (детоксикации) веществ в печени: окисление и конъюгация. Роль цитохромов Р450и b5 .
  4.  Инактивация гормонов в печени (инсулин, стероидные гормоны, катехоламины).
  5.  Эффект «Митридата» - механизм действия.
  6.  Метаболизм чужеродных и лекарственных соединений.
  7.  Представление о химическом канцерогенезе.
  8.  Биохимические методы диагностики нарушений функции печени.

«Обмен хромопротеидов»

  1.  Синтез гемоглобина(ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты)Патологии, сопровождающие нарушение синтеза гемоглобина (порфирии).
  2.  Распад  гемоглобина, образование пигментов желчи (билирубина и биливердина), мочи и кала (стеркобилин).
  3.  Метаболизм билирубина в печени.
  4.  Обезвреживание билирубина.
  5.  Нарушение обмена билирубина. Желтухи.
  6.  Диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче.

«Биохимия крови Белки плазмы крови»

  1.  Основные биохимические константы крови и химический состав плазмы крови.
  2.  Белки плазмы крови. Альбумин и другие транспортные белки. Глобулины. Основные представители каждой фракции белков плазмы крови и их значение в организме.
  3.  Ферменты крови.
  4.  Кининовая система.  Механизм действия кининовой системы.
  5.  «Белки острой фазы»: природа, значение, определение с целью диагностики.
  6.  Небелковые азотистые вещества крови.
  7.  Безазотистые органические и неорганические вещества крови.
  8.  Диагностическое значение определения биохимических показателей крови.

«Биохимия крови. Система свертывания крови и фибринолиза»

  1.  Свертывание крови – три этапа : сосудисто-тромбоцитарный, гемолитический и ретракция тромба.
  2.  Механизмы и этапы гемостаза, стадии образования тромба. Фактры свертывания крови.
  3.  Роль витамина К в свертывании крови.
  4.  Система фибринолиза.
  5.  Противосвертывающая система.  Антитромбины и гепарин.
  6.  Диагностическое значение определения показателей системы свертывания крови, противосвертывающей системы и фибринолиза

«Транспорт газов. Обмен железа. Особенности метаболизма в эритроцитах и лейкоцитах»

  1.  Формы сущестования железа (ферро и ферри – ионы) и функции в организме
  2.  Особенности процесса всасывания железа в желудочно-кишечном тракте
  3.  Транспорт и депонирование железа. Особенности строения и функции трансферрина и ферритина.
  4.  Строение гемоглобина, молекулярные типы и формы гемоглобинов
  5.  Механизм связывания и высвобождения кислорода и углекислого газа. Эффект Бора.
  6.  Понятие о гемоглобинопатиях
  7.  Особенности органоидного строения эритроцитов
  8.  Особенности строения эритроцитарной мембраны, транспорт через мембрану
  9.  Основные метаболические процессы в эритроцитах
  10.  Понятие о токсичных формах кислорода и системе антиоксидантной защиты в эритроцитах  
  11.  Особенности метаболизма фагоцитов
  12.  Основные этапы генерации активных форм кислорода фагоцитирующими клетками

«Биохимия соединительной  ткани»

  1.  Особенности химического состава, строения и обмена веществ соединительной ткани.
  2.  Коллаген: особенности аминокислотного состава, первичной и вторичной пространственной структуры.
  3.  Биосинтез коллагена(ферменты ,промежуточные метаболиты, коферменты).
  4.  Роль витамина С в гидроксилированиипролина и лизина.
  5.  Проявления недостаточности витамина С (скорбут).
  6.  Гликозаминогликаны и протеогликаны соединительной ткани. Роль протеогликанов в обмене катионов и воды.
  7.  Изменения соединительной ткани при старении, коллагенозах, заживлении ран.
  8.  Оксипролинурия при коллагенозах.

«Биохимия костной ткани и ткани зуба»

  1.  Особенности химического состава и обмена веществ  костной ткани.
  2.  Белки и другие органические компоненты костной ткани.
  3.  Роль фосфатов и кальция в метаболизме костной ткани.  
  4.  Гормональная регуляция обмена кальция и фосфатов (кальцитроил,кальцитонин, паратгормон)
  5.  Биохимические события минерализации и резорбции  костной ткани
  6.  Биохимический состав тканей зуба (эмаль, дентин, цемент, пульпа)
  7.  Биохимические маркеры метаболизма костной ткани
  8.  Механизм развития остеопороза и  рахита.

«Биохимия мышечной ткани»

  1.  Химический состав поперечно-полосатых мышц.
  2.  Важнейшие белки миофибрил: миозин, актин, актомиозин, тропомиозин, тропонин. Молекулярная структура миофибрил.
  3.  Миоглобин, его строение и функции.  
  4.  Особенности энергетического обмена в мышцах.
  5.  Биохимические механизмы мышечного сокращения и расслабления скелетных мышц, гладких мышц и миокарда.
  6.  Роль градиента одновалентных ионов и ионов кальция в регуляции мышечного сокращения.
  7.  Биохимические изменения при мышечных дистрофиях и денервации мышц. Креатинурия.

«Биохимия нервной ткани»

  1.  Химический состав нервной ткани.
  2.  Особенности белкового, липидного и углеводного состава нервной ткани.
  3.  Миелиновые мембраны: особенности химического состава и структурной организации.
  4.  Энергетический обмен в нервной ткани: значение  аэробного распада глюкозы.
  5.  Особенности обмена белков, нуклеиновых кислот, отдельных аминокислот и липидов в нервной ткани.
  6.  Медиаторы: ацетилхолин, катехоламины, серотонин, гамма-аминомасляная кислота, глутаминовая кислота, глицин, гистамин.
  7.  Физиологически активные пептиды мозга.
  8.  Нарушение обмена биогенных аминов при психических заболеваниях. Предшественники катехоламинов и ингибиторы МАО в лечении депрессивных состояний.




1. тема защиты устанавливает полномочия совокупность прав субъекта для последующего контроля санкционирован
2. Расчет электроснабжения ООО Шахта Коксовая
3. Мнения о личности и деятельности царя Ивана Грозного
4. Лекція 1 Вступ до курсу Історія України План лекції питання
5. Целевая федеральная программа Электронная России
6. Автоматизированные банки данных
7. Шпаргалка- Шпаргалка по численным методам
8. Мочевыделительная система
9. ПанАмерикан летевшего рейсом 103 над шотландским городком Локерби унес 259 жизней и стал самой ужасной катас
10. Реферат на тему- ldquo;Петро І його звичаї та характерrdquo; Петро І по св
11. тематически подпирает голову или излишне суетится
12. по теме Философские истоки экономического либерализма Дж
13. 10. Розщілини хребта Q 05 відносяться до вроджених аномалій розвитку спинного мозку його оболонок та хребта
14. К~лік ж~не ~~рылыс факультеті Те~із ж~не жер~сті к~ліктері кафедрас
15. Механизм государственного регулирования интеллектуальной собственности
16. на тему- Разработка мероприятий по управлению качеством
17. Самоактуализация как осмысление своего назначения в мир
18. ЛЕКЦИЯ 15 ТИРАНИЯ ПИСИСТРАТА И ЕГО СЫНОВЕЙ
19. Задание к курсовой работе по информатике Дано- Балка прямоугольного сечения с размерами BH
20.  Оценка территории Республики Куба и её хозяйственного комплекса