Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

. Развитие международного туризма Один из главных элементов международного обмена услугами международн

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


ГЛАВА II

ИНОСТРАННЫЙ ТУРИЗМ СФЕРА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА

1. Развитие международного туризма

Один из главных элементов международного обмена услугами международный туризм. Во многих странах высокая конкурентность туризма объясняется тем, что, являясь одновременно потребителем услуг, оказываемых различными отраслями народного хозяйства, он приводит к развитию других групп услуг и увеличению объемов их деятельности. При наименьших затратах, чем в другие отрасли народного хозяйства, туризм может обеспечить значительные валютные поступления. В настоящее время каждый пятнадцатый работающих в мире занят в сфере туризма, в частности в Юго-Восточной Азии, Северной Америке и Западной Европе каждый тринадцатый.

Туризм занимает видное место в экономике большинства стран. Около 125 государств считают туризм одной из важных отраслей своего хозяйства.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО), общее количество туристских прибытий в 1994 году составляло 528 млн. человек, что на 5,6% больше, чем в предыдущем году. Доходы от международного туризма составили 321,5 млрд. долл. США, или на 5,1% больше по сравнению с 1993 годом. По мнению экспертов ВТО, приведенные данные свидетельствуют, что, несмотря на экономический спад, туризм остается одной из самых прибыльных и стабильных отраслей мировой экономики.

В 1994 году самым посещаемым регионом оставалась Европа. Ее доля в общем объеме прибытий составила 59,6%. Как отмечают эксперты ВТО, прирост показателей международного туризма в этом регионе обусловлен прежде всего увеличением числа деловых поездок из Европы и Дальнего

Востока, а также потока туристов, прибывающих с целью отдыха и развлечений.

В предшествующие годы значительно возросли показатели международного туризма в районе Тихого океана не только за счет внутрирегиональных поездок, но и за счет прибытий из других регионов.

Популярность среди туристов разных стран путешествий в Марокко, Тунис и Египет принесла Африканскому континенту доход в размере 5,7 млрд. долл.

Страны Ближнего Востока, оправившись после войны в Персидском заливе, увеличили поступления от международного туризма до 4,2 млрд. долл. в 1993 году. В 1994 году поступления несколько сократились, составив 3,6 млрд. долл.

По прогнозам экспертов Всемирной туристской организации, к 2010 году объем международного туризма составит порядка 937 млн. прибытий, то есть увеличится в 1,8 раза. Предполагается, что наиболее значительный рост количества иностранных прибытий произойдет в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

По темпам роста иностранный туризм вышел в тройку лидеров мировой торговли наряду с нефтяной и автомобильной промышленностью, что является составной частью постепенного процесса, связанного с вытеснением сферы производства с его доминирующих позиций и сдвигом в сторону экономики, сориентированной на предоставление услуг. Сегодня сфера услуг, особенно в промышленно развитых странах, выполняет все те функции, которые выполняла обрабатывающая промышленность, а именно создание рабочих мест, доходов, материальных ценностей, поступлений в бюджет, стимулирование новых решений и удовлетворение потребностей человека.

И хотя в рамках национальной политики отдельных стран, деятельности международных организаций, а также научно-исследовательских организаций обнаруживается тенденция в пользу предпочтительного производства сырья, его переработки в готовые изделия и продажи на внешнем рынке, туризм все больше набирает темпы и в недалеком будущем, по прогнозам специалистов, выйдет на первое место в мире.

Помимо этого туризм выполняет существенные экологические, социальные, культурные и политические функции, способствует взаимопониманию и разрядке международной напряженности.

Таблица I

Развитие международного туризма по регионам

Регион

Число прибытий (млн. человек)

Поступления (млрд. долл. США)

Доля регионов (%)

1991 г.

1992г.

1993г.

1994г.

1991 г.

1992г.

1993г.

]994г.

1994г.

прибытия

поступления

Европа

287,0

290,4

309,2

315,0

155.0

153,8

152,4

153.4

59,6

49,8

Америка

86,0

100,9

104,2

108,5

72,0

83,6

89,5

97,4

20.6

29,3

Азиатско-Тихоокеанский регион

54,0

61,3

69,5

74,7

41.0

45,6

51,7

59.0

14.1

16,9

Южная Азия

3,0

3,5

3,5

3,7

1,6

2,1

2.2

2,4

0,7

0.7

Африка

13.0

17,5

18,3

18,6

4,4

5,9

5,9

5,7

3.5

1,9

Ближний Восток

7,0

7,9

8,2

7.9

4,0

5,4

4.2

3,6

1,5

1,4

ВСЕГО

450.0

481,5

512,9

528.4

278,0

296,4

305,9

321,5

100,0

100,0

Необходимость развития этой отрасли внешнеэкономи-

^ °                ческой деятельности заключается в том, что она позволяет:

получать валюту за счет использования основных фондов (гостиниц, спортивных, развлекательных учреждений и т.д.);

обеспечивать быструю оборачиваемость капитальных вложений, направленных в услуги, за дополнительную плату;

получать валюту за счет потребления транспорта и отдельных видов услуг, которые неконкурентоспособны для (^                продажи на международных рынках.

"                    Кроме того, развитие международного туризма стимулирует процесс реставрации памятников архитектуры, способствует развитию народного творчества.

В отличие от выгодной на сегодняшний день продажи за валюту невосстанавливаемых полезных ископаемых (газа, нефти и т.д.), туризм позволяет получать валюту лишь за «аренду» национального достояния.

Значительно развит туризм в США. В 1993 году поступления от иностранного туризма по сравнению с 1990 годом увеличились на 6,8% и составили 56,4 млрд. долл., в то время как американские туристы истратили за границей (включая затраты на международный транспорт) значительно меньше. США не единственная страна, где проблемы иностранного туризма решаются с позиции положительного сальдо. Исключение составляют небольшие по территории страны, где отрицательное сальдо по туризму покрывается за счет значительно высокого положительного сальдо внешней торговли. Яркий тому примерЯпония.

С первых шагов своего становления туриндустрия США была нацелена на развитие внутреннего туризма, который дает поступлений в 5,2 раза больше, чем иностранный туризм.

Занимая третье место среди ведущих производительных отраслей, туриндустрия США приносит доходы в размере около 350 млрд. долл. ежегодно, что составляет порядка 7% валового национального продукта. Это при том, что туризм в США стоит на первом месте по расходам в данной сфере и одновременно является второй по численности занятых отраслью экономики.

При наличии национальной валюты, признанной и используемой во всем мире, преимущественное развитие внутреннего туризма вполне закономерно. Страны с хорошо организованным туристским бизнесом, но относящиеся к категории «currency», для получения еще более значитель-

263

ных валютных поступлений вводят ряд ограничений с целью попридержать отток валюты из страны посредством выезда за рубеж собственных граждан. Например, в Таиланде среди таких ограничений было установление налога в 40 долл. США при выезде из страны.

В 1994 году 10,2 млн. российских граждан путешествовали за границу. Как и в предшествующие годы, число выезда превысило число въезда иностранцев в нашу страну. В 1994 году «туристский дефицит» составил 5,6 млн., а без стран СНГ и Балтии — 2,8 млн. человек.

Рост выезда за рубеж в 1991 году был в основном результатом изменений в таможенных и валютных правилах, в том числе снятия тарифов на товары (включая автомобили), купленные в странах частными лицами для собственного использования, увеличения суммы рублей и валюты, разрешенной вывозить из страны, и легализации покупки и обмена иностранной валюты внутри страны.

Другая причина роста увеличение суммы валюты, имеющейся у населения. И, наконец, быстрый рост частных туристических агентств, которые создавали конкуренцию, предлагая более гибкие условия, чем государственные агентства.

Общее количество россиян, предпринявших в 1994 году поездки в страны СНГ, составило 1,1 млн. человек, в страны Балтии — 3,6 млн. человек. Выехало в дальнее зарубежье 5,5 млн. человек.

Статистика показывает, что, несмотря на полное упрощение выездов в дальнее зарубежье, количество выездов сократилось почти в 2 раза. Доля выезда в страны СНГ и Балтии составила в 1994 году 45,7% от общего количества выехавших за границу.

Сокращение количества выездов в дальнее зарубежье объясняется резким падением курса рубля, галопирующими темпами инфляции, ростом транрпортных расходов и др., способствовавшими значительному сокращению платежеспособного спроса на зарубежные поездки. Большое количество «шоп-туров», организованных различными мелкими фирмами, привело к созданию криминогенной ситуации и как следствие к ужесточению многими иностранными государствами погранично-таможенного режима для ограничения потока граждан из Восточной Европы и бывшего СССР.

Основными странами дальнего зарубежья, в которые в 1994 году выезжали россияне, были: Турция — 15%, Китай — 10,6, Германия — 9, Польша — 7,3, Финляндия — 6,8%.

264

Таблица 2

Число граждан бывшего СССР, выезжавших за границу (1990—1994 гг.)

Цели поездок

1990г.

1991г.

1992г.*

199.^

199.***

Количество человек, всего, в том числе по целям поездок (%):

9 086 067

10819715

4150 365

9181417

10 204 547

служебная

20,0

18,4

25,9

32.0

24.3

туризм

23,7

32,0

28,4

17.8

25,0

частная

40,0

35,8

22,2

36,4

36,9

обслуживающий персонал транспортных средств

16,3

13,8

23,5

13,8

13,8

ВСЕГО

100,0

100,0

100,0

100.0

100.0

* За исключением стран Балтии.

* * Сведения по выезду в бывшие республики СССР только по авиационным пактам пропуска. * * * Сведения по выезду через пункты пропуска пограничных войск.

Прибытие иностранных граждан в Союз в 1992 году сократилось в 2,4 раза по сравнению с 1990 годом и составило 3 млн. человек.

В 1994 году Россию посетило 4,6 млн. иностранных граждан из 192 стран мира. Число иностранцев из стран СНГ составило 1,3 млн., из стран Балтии — 0,6 млн. человек. Количество иностранцев из дальнего зарубежья составило небывало низкую величину всего 2,7 млн. человек.

В 1994 году при выезде граждан РФ наибольший процент — 36,9% — пришелся на частные поездки, организованный туризм — 25, с деловыми целями — 24,3, обслуживающий персонал транспортных средств — 13,8%. Для иностранных граждан, посещавших нашу страну, частные поездки также составляли наибольший процент — 32,3. На втором месте находится деловой туризм — 29,1%, затем организованный туризм — 19,8, обслуживающий персонал транспортных средств — 16,7%. Сократилось также в 6,6 раза, по сравнению с 1990 годом, число транзитных визитов.

Основная цель посещения России жителями дальнего зарубежья деловой туризм — 39,2%, организованный туризм — 33,3, обслуживание транспортных средств — 19,4, частные поездки — 4,9, транзит — 3,2%.

Количество прибытий в РФ по служебным целям сократилось: из Марокко в 18,8 раза, Эстонии и Вьетнама в 10,8, США в 3,7, Германии в 3,4, Франции в 3,6, Латвии в 2,9 раза и т.д.

Лишь по нескольким странам увеличилось количество бизнесменов, посещающих РФ. Так, из Армении увеличилось число приезжающих по служебным целям в 102,2 раза, Швециив 1,5, Великобританиив 1,2 раза.

Среди основных причин снижения количества иностранных граждан, посещавших нашу страну, называют прежде всего политическую нестабильность в стране, национальные конфликты, а также экономический кризис в период перехода к рыночной экономике, сопровождающийся понижением уровня сервиса, а также все увеличивающийся рост преступности, отсутствие законодательства по защите прав туриста и т.д.

2. Экономический потенциал туризма

Всемирный Совет по путешествиям и туризму (World Traveland Tourism Council), говоря о роли туристской индус-

Таблица 3

Число иностранных граждан, посетивших бывший СССР по целям поездок

Цели поездок

1990 г.

1991 г.

1992г.

1993г.

1994г.

Количество человек, всего, в том числе по целям поездок (%):

7 203 635

6894715

3 009 488

5 895 917

4 642 899*

служебная

25,1

26,7

43,7

37,7

29,1

туризм

31,7

32,4

33,1

26,8

19,8

частная

19,8

18,8

7,0

21,2

32,3

транзит

13,9

12,8

2,2

2,3

2,1

обслуживающий персонал транспортных средств

9.5

9,3

14.0

12,0

16,7

ВСЕГО

100,0

100,0

100,0

100.0

100,0

* Данные по Российской Федерации.

Таблица 4

Анализ структуры въехавших в Россию иностранных граждан в 1994 году

Гражданство

Цель поездок (в скобкахдоля в % по каждому потоку)

Деловая

Торизм

Частная

Транзит

Обслуживающий персонал

Итого

Количество въехавших в Россию иностранных граждан по группам стран

Страны СНГ

81240

5651

1086 920

1811

155 526

1331148

(6,1)

(0,4)

(81,6)

(0,2)

(11.7)

(100)

Страны Балтии

210 955

17404

279800

10640

96549

615 348

(34,3)

(2,8)

(45,5)

(1,7)

(15,7)

(100)

Страны дальнего зарубежья

1056189

897 362

131822

85936

525 094

2 696 403

(39,2)

(33,3)

(4,9)

(3,2)

(19,4)

(100)

Всего въехало в РФ иностранных граждан

1348 384 (29,1)

920417 (19,8)

1498 542 (32,3)

98387 (2,1)

777169 (16,7)

4 642 899 (100)

Доля поездок по группам стран в % к общему количеству въехавших в РФ иностранных граждан

Страны СНГ

6,0

0,6

72,5

1,9

20,0

28,7

Страны Балтии

15,7

1.9

18,7

10,8

12,4

13,3

Страны дальнего зарубежья

78,3

97,5

8,8

87,3

67,6

58,0

Всего въехало в РФ

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

трии в мировой экономике, отнес ее к «крупнейшей отрасли экономики, способствующей решению проблем занятости населения, обеспечивающей миллиардные поступления в государственный бюджет в виде налогов и привлекающей миллиардные инвестиции».

Всемирный Совет является неправительственной организацией, созданной по инициативе компании «Америкен экспресс». Совет объединяет председателей правлений и генеральных директоров 43 ведущих компаний мира, работающих в сфере транспорта, размещения, питания, обслуживающих туризм, в том числе гостиничные компании: «Риджент Интер-нэшнл Хотэлз», «Аккор», «Мариотт», «Фор Сизонс Хотэлз энд Резортс» и др.; авиакомпании: «Алиталия», КЛМ, «Иберия» и др.; крупнейших туроператоров: «Америкен экспресс», «Уолт Дисней», «Сейбр Тревел Информейшн» и др.

Объединяя такие мощные компании мира, работающие в различных отраслях экономики. Всемирный Совет уделяет большое внимание оценке экономического потенциала туризма и его вклада в мировую экономику.

Если в 1990 году, по данным Всемирного Совета, доход ту-риндустрии составил 2,9 трлн. долл., создав 1,4 трлн. добавленной стоимости, или 5,2% общемирового дохода, то в 1994 году доход возрос до 3,4 трлн. долл. (с учетом транспорта).

Совокупные поступления в бюджеты стран в форме налогов от туриндустрии в 1993 году оценивались в размере порядка 300,0 млрд. долл., или 5,6% от всех прямых и косвенных налогов.

Вполне естественно, что для получения таких доходов необходимо осуществлять крупное инвестирование отрасли. Только в 1993 году в эту отрасль экономики было вложено порядка 400,0 млрд. долл., или 5,7% общемировых вложений.

По темпам роста туризм, за исключением стран Латинской Америки и Ближнего Востока, значительно опережал показатели развития всех остальных отраслей экономики.

Эта тенденция характерна и для современного состояния экономики.

Доля туризма в мировом ВНП начиная с 1987 года неуклонно растет. В 1993 году (с учетом внутреннего туризма) он достиг 6%, и в 1995 году должен достичь порядка 10,9%.

Одним из важнейших показателей экономического развития страны является уровень безработицы. И именно туризм оказывает огромное влияние на формирование рынка занятости, являясь лидером в создании рабочих мест. Интересен тот факт, что в развитых капиталистических

269

странах наибольшая занятость населения именно в туриндус-трии. Так, например, в США в туризме несколько лет назад было занято 8,7 млн., тогда как в сельском хозяйстве — 2,7 млн. человек, текстильной промышленности порядка 2 млн., в таких отраслях, как металлургия и автомобильная промышленность, — 1,3 млн. человек.

И если в США 8,7 млн. человек, занятых в сфере туризма, составляют 7,4% от общей занятости в стране, то в Австрии — 12,1, в Бельгии — 13,4, в Финляндии — 5,8, в Великобритании — 10,2, в Японии — 2,5, в Швейцарии — 7,4%.

Расчеты Всемирного Совета по путешествиям и туризму показывают, что в 1990^1994 годах число занятых в туристской отрасли росло быстрее, чем в прочих отраслях, и достигло в 1994 году порядка 212 млн. человек с заработной платой в размере 1450 млрд. долл. В ближайшее десятилетие число занятых должно возрасти до 338 млн. человек.

Проведенные Всемирным советом по путешествиям и туризму экономические исследования подтверждают огромную важность этой сферы экономики, оказывающую влияние на весь мировой хозяйственный механизм, и не случайно он в своих выводах отмечает, что «этот вклад мог бы быть еще более значительным, если бы правительства осознавали экономическую мощь туризма и стали оказывать содействие осуществлению мероприятий, способствующих расширению рынков и устранению ограничений для роста туризма».

Учитывая колоссальный вклад туризма в мировую и региональную экономику. Всемирный Совет всемерно проводит работу по:

расширению туристских рынков с учетом интересов окружающей среды;

устранению барьеров, препятствующих свободному движению туристских потоков; стимулированию инвестиций в эту отрасль; улучшению инфраструктуры.

Главное заключается в том, что в ведущих странах мира существует государственный подход к вопросу экономического значения туризма при формировании бюджета страны. Так, Всемирной туристской организацией были проведены исследования о бюджетных ассигнованиях различных стран национальным туристским организациям (НТО) на развитие туризма в 1992 году. Исследования показали, что самые большие бюджетные ассигнования были сделаны правительствами Испании, Греции и Франции.

Таблица 5

Наибольшие бюджетные ассигнования НТО на развитие туризма в 1992 году в 10 странах мира

Страны

Бюджетные ассигнования, млн. долл.

Испания

121

Греция

117

Франция

82

Южная Корея

76

Мексика

73

Великобритания

66

Австралия

58

Багамские Острова

50

Турция

49

Пуэрто-Рико

44

Австрия

44

Италия

42

При этом ассигнования на туризм являются нестабильными и негарантированными.

Многие страны вкладывают бюджетные средства большей частью в продвижение туристского продукта (на исследования, рекламу и т. д.). Так, Испания лидирует как по бюджетным ассигнованиям, так и по бюджетным расходам на продвижение туристского продукта внутри страны и за рубежом.

Таблица б

Бюджетные расходы на продвижение туристского продукта в 1992 году

Страны

Бюджетные расходы, млн. долл.

Расходы на каждые 1000 долл. доходов

Австралия

48

11,3

Мексика

33

7,3

Португалия

28

7,2

Сингапур

34

6,7

Нидерланды

28

5,6

продолжение таблицы

Страны

Бюджетные расходы, млн. долл.

Расходы на каждые 1000 долл. доходов

Великобритания

52

3,8

Гонконг

20

3,7

Испания

76

3,6

Канада

20

3,5

Франция

69

2,8

Германия

15

1,3

Япония

4

1,2

Австрия

14

1,0

Италия

15

0,7

США

12

0,2

Из таблицы видно, что отсутствует зависимость между расходами на продвижение туристского продукта и доходами от иностранного туризма. Основными странами, чьи туристы представляют интерес для туристических фирм, являются Германия, Великобритания, США. Затем следуют Франция, Италия, Канада, Япония, Испания, Австралия, Бельгия и др.

Однако расходы не соответствуют количеству прибывае-мых туристов. Например, Греция тратит на продвижение туристского продукта на рынке США 14% всех бюджетных расходов, и лишь 2% от общего количества всех туристов, принимаемых в Греции, составляют туристы из США. Во Франции соответственно—9 и 3%, в Италии —18 и 2%.

Структура расходов по продвижению туристского продукта по странам также различна.

К сожалению, в нашей стране перешли от жесткой централизации к полной децентрализации важнейшей отрасли экономики. Отсутствуют не только бюджетные ассигнования, но и государственное регулирование и межотраслевая координация.

При реализации инвестиционных проектов на территории РФ выгодность сделки для зарубежного участника характеризуется не уровнем рентабельности отрасли, а условиями самой сделки.

Для российской стороны выгодность сделки для той или иной организации или предприятия рассматривается с позиций увеличения рентабельности отрасли.

272

Таблица 7

Структура расходов по продвижению туристского продукта в бюджетах НТО США, Великобритании и Японии в 1992 году (%)

Показатель расходов

США

Великобритания

Япония

Расходы на исследования

22

6

4

Расходы на рекламу

25

78

58

Другие виды расходов

53

16

38

Итого

100

100

100

Основным показателем эффективности отрасли является показатель рентабельности (отношение прибыли к основным фондам).

В 1990 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте внешнеэкономических связей (ВНИИВС), ныне Всероссийском, была рассчитана рентабельность бывшего Госкоминтуриста СССР. Рентабельность иностранного туризма составила в 1989 году 32,9%, то есть была в 2,5 раза выше средней рентабельности промышленных предприятий страны и на 21,1% выше самой рентабельной отраслилегкой промышленности.

Если рентабельность туриндустрии бывшего Госкоминтуриста СССР составляла 32,9%, то при расчете рентабельности гостиниц, мотелей, кемпингов, исходя из отношения прибыли к основным фондам, она составила в 1989 году 7,4%. Объяснялось это рядом факторов:

1) неправильным региональным и территориальным размещением гостиниц для иностранных туристов;

2) принятием нерациональных проектных решений;

3) неэффективным использованием гостиничного фонда;

4) низкой квалификацией служб гостиничного хозяйства.

В результате проведенного анализа основных технико-экономических показателей по 59 гостиницам бывшего Госкоминтуриста СССР, работавшим в течение всего 1989 года, были исчислены средние показатели, характеризующие эффективность гостиничного хозяйства.

Из 50 гостиниц 12 имели рентабельность (34,9—13%) выше средней рентабельности промышленных предприятий

страны. В то же время рентабельность многих гостиниц находилась в пределах 0,5—4%. Это прежде всего гостиницы, построенные в Грузии, Баку, Иркутске, Сочи (гостиничный комплекс «Дагомыс»), и т.д.

Анализ показал, что низкая окупаемость капитальных вложений в гостиничное хозяйство вызвана не только плохой организацией эксплуатации, установлением необоснованных цен за услуги, но прежде всего отсутствием детального анализа и обоснованных расчетов экономической эффективности на стадии проектирования.

В то же время имелись случаи, когда технико-экономические обоснования о целесообразности привлечения инофирм к строительству и реконструкции объектов вообще не составлялись. Кроме того, имелись факты недостаточной проработки вопроса закупок отдельных видов оборудования, что привело к излишним затратам инвалюты. Так произошло с гостиничным комплексом «Дагомыс», строительство которого осуществлялось семь лет и срок окупаемости лежал в необозримом будущем.

3. Участие иностранных фирм в индустрии туризма на территории России

Провозглашенный правительством курс на переход к рыночной экономике открыл новые возможности для индустрии туризма.

Предприятиям, объединениям, кооперативам и другим организациям было предоставлено право напрямую проводить экспортно-импортные операции, что способствовало бурному росту числа фирм и организаций, занимающихся туристским бизнесом. Вместо четырех крупных организаций, таких как «Интурист», Бюро международного туризма «Спутник», Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС и «Со-винцентр», в сфере туризма задействовано более 6000 организаций, и их число растет. В основном это фирмы с небольшим оборотом в сфере туризма и узкой специализацией туристского продукта, то есть туры на охоту, рыбную ловлю, лечение, приключенческие туры, приграничный и этнический туризм, прокат автомашин, услуги для деловых людей, бронирование авиа- и железнодорожных билетов и т.д.

Однако следует отметить, что большинство иностранных фирм пользуются услугами различных небольших фирм

274

именно с позиций организации туров. Что касается вопроса инвестирования индустрии туризма, то предпочтение отдается крупным, большим государственным и общественным организациям, с которыми были установлены долголетние деловые контакты, организациям, созданным на базе бывшего Госкоминтуриста СССР, таким как «Интурист-Холдинг Компания», «Стройинтурист», «Интурсервис» и т.д.

В доперестроечный период строительство с привлечением инофирм велось Госкоминтуристом СССР за счет госбюджета, поэтому у подрядных иностранных фирм не было проблем с оплатой своих работ.

Такой метод финансирования не стимулировал заказчика в создании и эксплуатации объектов с целью достижения максимальной прибыли.

С получением гостиницами самостоятельности картина изменилась. Определенные перспективы в деле эффективного строительства и эксплуатации открылись и с организацией совместных предприятий. Есть положительный опыт работы СП при реконструкции гостиницы «Савой». Однако если раньше создание СП при строительстве гостиниц осуществлялось совместно с капиталистическими странами на условиях долевого участия в основных фондах, то несколько лет назад был взят курс на создание СП по дооснащению гостиниц и совместной их эксплуатации на условиях аренды. Контракт до 20 лет. Такая форма организации СП позволяет, по данным бывшего Госкоминтуриста СССР, окупить вклад участников за три года, а все капитальные вложения в гостиницы за 6—7 лет. Таким образом, создано советско-шведское СП «Европа-отель» на базе гостиницы «Европейская» в Санкт-Петербурге, советско-американское СП «Интурист-Радамер» (гостиничный и коммерческий центр, гостиница «Славянская» в Москве), советско-испанское СП «Интур-Сол» (гостиница на Руса-ковской улице в Москве). Характерной особенностью совместного предприятия «Интур-Пента», созданного в октябре 1989 года на базе гостиницы «Олимпия», является то, что управление гостиницей осуществляется зарубежной фирмой, а сама гостиница включена в гостиничную цепь «Пен-та Хотело Н.В.». Эта цепь насчитывает в настоящее время 13 гостиниц в различных странах мира. Планируется создание совместных предприятий по строительству новых гостиниц и гостиничных комплексов, рекреационных центров, кемпингов в различных городах страны.

275

Учитывая проблемы в нашей стране в подборе и подготовке квалифицированного обслуживающего персонала, представляется, что наиболее перспективной формой создания СП на территории РФ могло бы быть участие инофирм. Однако регистрация СП с участием инофирм стоит в настоящее время порядка 5 тыс. долл., поэтому вместо СП в последнее время создаются АО и ТОО, регистрация которых намного дешевле.

Кроме того, у нас созданы совместные предприятия с инофирмами ведущих стран по выпуску столярных изделий, сантехники и т.д. Использование их продукции могло бы найти широкое применение при строительстве гостиниц для иностранных туристов.

Практика показывает, что привлечение инофирм при до-оснащении гостиниц «Интурист» предпочтительно и за счет учета фактора времени, экономии эксплуатационных работ, отделочных материалов и мебели.

Владея механизмом рыночной экономики, бизнесмены развитых капиталистических стран понимают, что именно в области иностранного туризма, а также при реализации компенсационных проектов в сырьевых отраслях, характеризующихся высокой ресурсоемкостью, можно получить быструю отдачу и не бояться за свое финансовое положение. Однако политическая нестабильность в стране в последнее время сдерживает мощные фирмы от инвестиций.

До 1994 года приватизировались построенные за счет государственных капитальных вложений крупные гостиницы для приема иностранных граждан. И никто не может сказать, остались ли у нас в стране государственные гостиницы, так как вышли Постановления Правительства Российской Федерации № 14 от 3 января 1992 г. «О передаче в муниципальную собственность города Москвы гостиниц и имущества бывшего Госкоминтуриста СССР» и № 19 от 7 мая 1992 г. «О передаче в государственную собственность города Санкт-Петербурга предприятий гостиничного хозяйства, расположенных на его территории». Таким образом, произошла подмена понятия «государственная собственность» понятием «муниципальная собственность».

В то же время в мировой практике дается четкое разграничение видов собственности на государственную, муниципальную и частную. Существует понятие и принадлежности гостиниц национальным или иностранным фирмам.

В Европе значительное количество гостиниц находится в государственной и муниципальной собственности. Так, в

276

крупнейшем турцентре мира Париже 50% всех гостиниц относятся именно к этому виду собственности.

Что касается принадлежности гостиниц, то здесь преобладают национальные фирмы. Удельный вес гостиниц, находящихся в национальной собственности, колеблется от 10% в Брюсселе до 90% во Франкфурте-на-Майне.

Опыт социалистических стран, вставших на рыночные рельсы, например Китая, показывает, что в 1990 году у них 71,5% гостиниц, принимавших иностранцев, были государственными. И именно государственные гостиницы были прибыльными. Гостиницы кооперативные с участием иностранных компаний, совместные китайско-иностранные предприятия и совместные предприятия с участием государства были убыточными. Три очень дорогих из 1987 гостиниц, принадлежащих иностранным компаниям, были прибыльнее государственных, но с учетом эксплуатационных затрат ненамного.

Не случайно Указом Президента Российской Федерации №813 от 25 апреля 1994 г. «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма» Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом было поручено совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Комитетом Российской Федерации по делам молодежи, физической культуре и туризму в месячный срок внести предложения в Правительство Российской Федерации о разграничении государственной собственности Российской Федерации, созданной с использованием централизованных государственных капитальных вложений и находящейся в ведении бывшего Госкоминтуриста СССР, включая объекты незавершенного строительства, с целью определения порядка их последующего разгосударствления.

Во исполнение данного Указа и в целях восстановления государственной собственности Российской Федерации на имущество бывшего Государственного комитета СССР по иностранному туризму Правительство Российской Федерации Постановлением № 1426 от 27 апреля 1995 г. «Об упорядочении использования федеральной собственности в сфере туризма» постановило признать федеральной собственностью приобретенные акционерным обществом закрытого типа «Интурист-Холдинг Компания» (Москва) имущество и активы ликвидированных предприятий и орга-

277

низаций бывшего Государственного комитета СССР по иностранному туризму и преобразовать указанное общество в открытое акционерное общество.

Однако частая смена указов и постановлений, полностью исключающих предыдущие, является значительным тормозом в притоке иностранных инвестиций в экономику индустрии иностранного туризма России.

Кроме того, сдерживают иностранных инвесторов и не-решенность вопросов с формами собственности, программой приватизации, расхождение программ Российской Федерации и г. Москвы, отсутствие государственных гарантий, высокие налоги и низкие процентные ставки по капиталовложениям.

Все эти вопросы можно и нужно срочно решить. Невнимание к сфере туризма правительства может привести к полному развалу этой высокодоходной отрасли, а без правительственных гарантий иностранные инвесторы вряд ли отважатся на большие инвестиции, хотя и понимают, что это может сулить большие выгоды.




1. Абдул-Азиз
2. Опасность самолечения
3. право может и должно быть определенным сформулировали юристы Древнего Рима в котором отражена задача кот
4. Напряжение зажигания газорозрядного прибора распределено нормально со стандартным отклонением ~50 В
5. СЕРТИФИКАЦИЯ АУДИТОРОВ Общие моменты сертификации аудиторов Итак первым из обязательных условий для з
6. Тема 11. Фінансові послуги з перейняття ризику План логіка викладу матеріалу- Види діяльності фінан
7. Юриспруденция для отделений с русским языком обучения Составитель- старший преподаватель кафе
8. ЛЕКЦІЯ 13 СВІДОМІСТЬ План
9. ПРОГРАММИРОВАНИЕ МИКРОПРОЦЕССОРНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
10. Виховна система В.О. Сухомлинського
11. Роль масс-медиа в современном информационном противоборстве
12. Аналіз основних показників виробничогосподарської діяльності ТзОВ ldquo;Імперія жирівrdquo; тис
13. Реферат- Теорія фірми
14. Тепловые электрические станции Новочеркасск 2010 УДК 621
15. Реферат- Система охлаждения
16. Росинка Занятие по экологии для детей подготовительной группы
17. Ранние и национальные религии
18. Готические соборы Франции
19. Культура, как предмет социологического исследования
20. тема государства 3