Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

. Введение..3 2.

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


Содержание.

1.   Введение…..………………………………………………………………3

2.   Ощущения……………………………………………………………..4

2.1.     Свойства ощущений………………………………………………..4

2.2.     Виды ощущений……………………………………………………5

3.    Восприятие………………………………………………………………7

3.1. Восприятие пространства и движения……………………………8

4.  Ощущение и восприятие

в профессиональной деятельности юриста………………………………

     

7.    Заключение…………………………………………………………..28

8.    Список используемой литературы………………………..……...29

1. Введение:

Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука – психология.

По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

Психология устанавливает связь между индивидуальным и социальным, между ограниченными и социальными явлениями, между природной и исторической стороной сущности человека.

В процессе изучения курса  психологии автора заинтересовал раздел «Психические процессы человека  и состояния». По этому  целью этой работы  является наиболее глубокое рассмотрение психических процессов.  

Задачей данной работы является  рассмотреть  психические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание и воображение,  и  их свойства.

Ощущения.

Итак, процесс познания — это получение, задержание и сохранение знаний о мире. Ощущения являются одним из составляющих познава¬тельного процесса.

Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воз¬действии на рецепторы. Физиологической основой ощущения являет¬ся нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. К этому можно, пожалуй, добавить лишь то, что ощущения отражают и состояние организма самого субъекта с помощью рецепторов, расположенных в его теле. Ощущения являют¬ся исходным источником познания, важным условием формирования психики и ее нормального функционирования.

Потребность в постоянном получении ощущений хорошо про¬является в том случае, когда внешние раздражители отсутствуют (при сенсорной изоляции). Как показали эксперименты, в этом случае психи¬ка перестает нормально функционировать: возникают галлюцинации, нарушается мышление, отмечается патология восприятия своего тела и т. д. Специфические проблемы психологического характера возника¬ют при сенсорной депривации, т. е. при ограничении притока внешних воздействий, что хорошо известно на примере  развития психики людей слепых или глухих, а также плохо видящих и слышищих.

Ощущения человека чрезвычайно разнообразь, хотя со времен Аристотеля очень долго говорили лишь о пяти чувствах — зрении, слу¬хе, осязании, обонянии и вкусе. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились в результате описания и изучения их новых видов, таких как вестибулярные, вибрационные, «мышечно-суставные» или кинестетические и др.

2.1. Свойства ощущений.

Каким бы ни было ощущение, его можно, описать с помощью не¬скольких характеристик, свойств, присущих ему.

1.Модальность — качественная характеристик в которой прояв¬ляется специфичность ощущения как простейшего психического сигна¬ла по сравнению с сигналом нервным. Преждее всего выделяются такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. Однако и каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, на¬сыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для так¬тильных — твердость, шероховатость и т. д.

2.Локализация — пространственная характеристика ощущений, т. е. сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Иногда (как, например, в случае болевых и интероцептивных, «внут¬ренних» ощущений) локализация затруднена, неопределенна. Интерес¬на в этом отношении «проблема зонда»: когда мы пишем или режем что-то, ощущения локализованы на кончике ручки или ножа, т. е. со¬всем не там, где зонд контактирует с кожей, воздействует на нее.

3. Интенсивность — это классическая количественная характе¬ристика. Проблема измерения интенсивности  ощущения является од¬ной из главных в психофизике.

Основной психофизический закон отражается между величи¬ной ощущения и величиной действующего раздражителя. Психофизика объясняет многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний прежде всего различиями вызывающих их физических си¬туаций. Задача— установить связь тела и души , предмета и ощущения, связанного с ним. Область раздражения вызывает ощущение. Каждый орган чувств имеет свои границы — значит е есть класть ощущения. Известны такие варианты основного психофизического закона, как лога-рифмический закон Г. Фехнера, степенной закрой С. Стивенса, а также предложенный Ю.М. Забродиным обобщенный психофизический закон.

4. Продолжительность — временная характеристика ощущения. Она определяется функциональным состоянием орвна чувств, но глав¬ным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает позже, чем начинает действовать раздражитель, и не исчезает сразу с его прекращением. Период  от начала действия раз¬дражителя до возникновения ощущения называют латентным (скры¬тым) периодом ощущения. Он неодинаков для разных видов ощущений (для тактильных — 130 мс, для болевых — 370 мс, для вкусовых — 50 мс) и может резко меняться при заболеваниях нервной системы.

После прекращения действия раздражителя его след некоторое вре¬мя сохраняется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристи¬ками, например окрашенным в дополнительный цвет). Положительные последовательные образы мы обычно не замечаем из-за их кратковре¬менности. Появление последовательных образов можно объяснить яв¬лением утомления сетчатки глаза.

Слуховые ощущения, аналогично зрительным, также могут сопро¬вождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом «звон в ушах», т. е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков.

2.2. Виды ощущений.

С помощью кинестетической и вестибулярной чувствительности индивид информирован о его собственных движениях и положении в пространстве.

1. Кинестетические ощущения — это совокупность сенсорной ин¬

формации, поступающей из мышц, сухожилий и связок.

2. Вестибулярные ощущения — это совокупность информации,

приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Одной из ос¬новных  функций  вестибулярных ощущений  является  обеспечение устойчивой основы для зрительного наблюдения. Благодаря этой функ¬ции перед нами возникает довольно стабильная картина мира, при том что мы сами находимся в движении.

3. Кожная чувствительность обеспечивает индивида информа¬цией о том, что соприкасается с его телом. Наибольшей чувствительно¬стью обладают ладони, кончики пальцев, губы, язык. Современные исследователи различают четыре разновидности кожной чувствитель¬ности: ощущения тепла, холода, давления и боли. Болевая чувствительность, например, имеет очень важное биологическое значение: болевые

ощущения сигнализируют о возможной физической опасности. Челове¬ку, не имеющему такой чувствительности, что достаточно редко, посто¬янно угрожает опасность.

4 .Вкусовая чувствительность обеспечивает индивида информа¬цией, можно ли употребить внутрь какое-либо вещество. Основные вкусовые качества — это кислость, соленость, сладость и горечь. Повидимому, все другие ощущения вызываются сочетанием этих четырех компонентов.

5. Обоняние обеспечивает индивида информацией о наличии в воз¬

духе различных химических веществ. У животных обоняние играет зна¬чительную роль, у человека — меньшую. Исследования показывают, что у собак чувствительность превышает чувствительность человека примерно в тысячу раз!

6. С помощью слуха индивид получает передаваемую посредством

волновых колебаний среды информацию о поведении удаленных от

него объектов. Здоровый молодой человек слышит звуки примерно

в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Один герц соответствует высоте издава¬емого предметом звука,    совершающего одно колебание в секунду. Ощущения громкости и высоты взаимосвязаны: у человека наибольшая чувствительность к звуку отмечается при частоте звука в 1000 Гц.

7. Зрение является основным источником информации для челове¬ка. Сетчатка               глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Па¬лочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наи¬большую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспе¬чивают цветовое зрение. Наиболее интересной проблемой является

проблема цветового зрения. Существуют две основные теории — три-

хроматическая теория и теория оппонентного цвета, которые пытаются

объяснить феномен цветного зрения.

3. Восприятие.

Восприятие — это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе вос¬приятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощуще¬ний в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых от¬ражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Представители гештальтпсихологии трактуют восприятие как не¬кую целостную конфигурацию — гештальт. Целостность — согласно гештальтпсихологии — это всегда выделение фигуры на фоне. Детали, части, свойства лишь позже могут быть выделены из целостного образа. Гештальтпсихологи установили множество законов перцептивной организации, совершенно отличных от законов ассоциаций, по кото¬рым элементы связываются в целостную структуру (законы близости, замкнутости, хорошей формы и т. д.). Они убедительно доказали, что целостная структура образа влияет на восприятие отдельных элементов и на отдельные ощущения. Один и тот же элемент, будучи включенным в разные образы восприятия, воспринимается по-разному. Например, Два одинаковых кружка кажутся различными, если один окружен боль¬шими, а другой маленькими кругами и т. д.

Выделяют основные особенности восприятия:

1) целостность и структурность — восприятие отражает целост¬ный образ предмета, который, в свою очередь, складывается на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие способно уловить не только отдельные части ощущений (отдельные ноты), но и сотканную из этих ощущений обобщенную структуру (мелодию целиком);

2) константность — сохранение определенных свойств образа предмета, которые кажутся нам постоянными. Так, известный нам предмет (например, рука), удаленный от нас, будет нам казаться точно такого же размера, как этот же предмет, который мы видим близко. Здесь задействовано свойство константности: свойства образа прибли¬жаются к истинным свойствам этого объекта. Наша перцептивная си-стема корректирует неизбежные ошибки, вызванные бесконечным мно¬гообразием окружающего, и создает адекватные образы восприятия. Когда человек надевает очки,  искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти иска¬жения, хотя они отражаются на сетчатке глаза. Итак, формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия — не¬обходимое условие ориентировки человека в изменчивом мире;

3) предметность восприятия — это акт объективации, т. е. отнесе¬ние сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.  Су¬ществует определенная система действий, которая обеспечивает субъ¬екту открытие предметности мира, и главную роль играет осязание и движение. Предметность играет большую роль и в регуляции поведе¬ния. Благодаря этому качеству мы можем отличить, например, кирпич

от блока взрывчатки, хотя по виду они будут одинаковы;

4) осмысленность. Хотя восприятие возникает в результате непос-редственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие связано, таким образом, с мышлением и речью. Мы воспринимаем мир через призму значений. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его и отнести воспринятый предмет к определенной

группе, классу предметов, обобщить его в слове. Например, когда мы

смотрим на часы, мы видим не нечто круглое, блестящее и т. д., мы ви¬дим конкретный предмет — часы.

Такое свойство восприятия называется категоризацией, т. е. отне¬сением воспринятого к определенному классу объектов или явлений. Особенно ярко эта связь восприятия с мышлением выступает при за¬трудненных условиях восприятия, когда последовательно выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к классу. В других случаях, по Г. Гельмгольцу, «срабатывают» бессознательные умоза-ключения;

5) активность. При процессе восприятия участвуют двигательные компоненты анализаторов (движения руки при осязании, движения глаз при зрительном восприятии и т. д.). Кроме того, необходима возмож¬ность в процессе восприятия активно перемещать свое тело;

6) свойство апперцепции. Перцептивная система активно «строит» образ восприятия, избирательно используя не все, а наиболее информа¬тивные свойства, части, элементы стимула. При этом используется и информация из памяти, прошлого опыта, которая присоединяется к чувственным данным {апперцепция). В процессе формирования сам образ и действия по его построению постоянно корректируются через обратную связь, идет сравнение образа с эталонным.

Таким образом, восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего объекта — конкретного человека. В вос¬приятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, устремления, эмоции на момент восприятия и др. Восприятие, таким образом, тесно связано с содержанием психической жизни человека.

3.1. Восприятие пространства и движения.

Одной из главных проблем восприятия является проблема локали¬зации — определения месторасположения объектов. Выделяют следу¬ющие особенности восприятия: восприятие глубины и удаленности предметов, восприятие движения, восприятие формы. Рассмотрим их подробнее.

1. Восприятие глубины и удаленности предметов. Один из основ¬ных вопросов восприятия глубины и удаленности предметов состоит в том, почему и за счет чего мы видим мир трехмерным, если на сетчат¬ке глаза мы имеем только двухмерное (плоское) его изображение. Стремление ответить на поставленный вопрос привело к поиску при¬знаков глубины и удаленности — особенностей стимульной ситуации, которые позволяют наблюдателю определить, насколько далеко объект находится от него самого и от других объектов.

Признаки, связанные с соотношением изображений, или проекций, объекта на сетчатки разных глаз, называют бинокулярными признаками глубины и удаленности. Они существуют за счет того, что люди, как правило, видят и смотрят двумя глазами.

За счет того, что наши глаза находятся на некотором расстоянии друг от друга, каждый глаз смотрит на объект с несколько разных пози¬ций. Следовательно, каждый глаз видит один и тот же предмет под раз¬ным углом. Это различие в направлениях, или угол между осями зрения двух глаз, называется бинокулярным параллаксом. Сенсорная система «отслеживает» этот угол, его величина служит ей в качестве своеоб¬разной подсказки, признака удаленности предмета: большой угол — предмет близко, маленький угол — предмет далеко. При этом картинки на сетчатках разных глаз получаются неодинаковые, каждый глаз полу¬чает свое изображение предмета. Это явление называется бинокуляр¬ной диспарантностью.

Выяснено, что существуют некоторые признаки удаленности и глу¬бины, связанные с изображением, получаемым одним глазом. В числе таких признаков обычно называют линейную перспективу, суперпози¬цию, относительный размер предметов и градиент текстуры.

Линейная перспектива как признак удаленности отражает тот факт, что прямые линии (например, рельсы) как бы сходятся, удаляясь от нас. Мы часто наблюдаем некоторый объект вписанным в координаты па¬раллельных линий. И если, скажем, один объект находится там, где па¬раллельные линии «сошлись» в большей степени, чем в том месте, где находится другой объект, то нам ясно, что первый из них находится на большем расстоянии от нас.

Такой признак удаленности и глубины, который получил название «градиент текстуры», мы обнаруживаем, когда наблюдаем некоторую поверхность, например покрытый галькой берег моря. Мы можем су¬дить о глубине пространства по степени близости и размерам од¬нородных объектов, находящихся на поверхности: чем дальше от нас некоторая точка пространства, тем плотнее «упакованы» ее элементы.

2. Восприятие движения. Феномен восприятия движения состоит в том, что некий объект может восприниматься как движущийся, даже если его изображение не перемещается по сетчатке. Например, на неко¬тором расстоянии друг от друга находятся две лампочки. Первая зажи¬гается на короткое время и гаснет, потом зажигается вторая и тоже гас¬нет и т. д. Если временной интервал между зажиганиями лампочек от 30 до 200 миллисекунд, нам кажется, что световая полоса перемещается от одной точки к другой. Это явление называется стробоскопическим эф¬фектом и давно используется в мультипликации и световой рекламе.

Другим примером иллюзорного движения является эффект индуци¬рованного движения. Каждый видел луну, которая движется на фоне облаков; однако, мы понимаем, что не луна движется, а облака, гони¬мые ветром. Луна практически не перемещается вдоль сетчатки, а вос¬принимается как движущаяся; облака же перемещаются относительно нас самих, а воспринимаются как неподвижные. Получается, что пере¬мещение вдоль сетчатки не только не обязательный атрибут восприятия движения, но еще и недостаточный. Человеку вообще свойственно при-писывать движение тому из двух объектов, который воспринимается фигурой на фоне другого. Фон — это то, что окружает, включает, явля¬ется большим по отношению к другому объекту, воспринимаемому со¬ответственно как фигура.

3. Восприятие формы. Форма имеет решающее значение в процес¬се идентификации любого предмета. Образы восприятия характеризу¬ются целостностью. Это означает, что в них представлена некоторая связная картина, образ предмета или события. Мы не воспринимаем де¬рево за окном как совокупность овальных объектов зеленого цвета, находящихся на фоне черных толстых вертикальных линий и тонких черных линий, большинство из которых находится под некоторым на¬клоном. Мы видим дерево: ствол, ветви и листья. Данную особенность восприятия особо подчеркивали представители школы гештальтпсихологии, основной тезис которой состоял в том, что психические образы, и в частности образы восприятия, — это нечто большее, чем простая сумма элементов. Образ восприятия представляет собой некоторую организацию стимулов. Это объединение разрозненных объектов в не¬кий целостный образ возникает за счет особых механизмов восприятия.

Один из таких принципов — близость: чем ближе два элемента друг к другу, тем более мы склонны группировать их вместе при восприятии. Затем элементы, образующие плавный, непрерывный контур, восприни¬маются как единая фигура — группируются. Этот принцип получил на¬звание продолжения, или непрерывности. Если контур фигуры имеет разрывы, то мы склонны как бы заполнять их, дополнять фигуру до некоторого целостного образа. Этот принцип получил название замкнутости.

Человек способен легко распознавать даже сильно измененные об¬разы. Так, мы воспринимаем форму книги как прямоугольник, не¬смотря на то, что при определенном угле зрения отражение на сетчатке имеет форму трапеции. Человек узнает знакомую мелодию, даже если ее играют на другом инструменте. Таковы особенности восприятия. Феномены подобного рода служат гештальтпсихология одними из главных аргументов в пользу того, что образ восприятия несводим к сумме его частей.

4.  Ощущение и восприятие в профессиональной деятельности юриста

Одной из содержательных сторон личности является подструктура психических форм отражения, которая включает психические, познавательные процессы, имеющие ярко выраженный индивидуальный характер и в силу этого во многом определяющие личностные особенности человека. К ним прежде всего относятся перцептивные процессы: ощущения, восприятие, с помощью которых человек принимает сигналы окружающего мира, отражает свойства, различает признаки вещей, ощущает состояние собственного организма .

Ощущения. Простейшей формой психического отражения являются ощущения. Ощущение — это элементарный психический познавательный процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также состояния собственного организма человеком.

В ощущениях проявляются познавательные, эмоциональные и регуляторные функции психики. Ощущения всегда эмоционально окрашены, поскольку связаны с жизнедеятельностью организма, сигнализируя человеку о характере и силе воздействий. Ощущения не только связывают нас с внешним миром, являются основным источником познания, но и выступают основным условием нашего психического развития. Например, в искусственно создаваемых условиях сенсорной изоляции, лишающей субъекта ощущений, его психическая жизнь, сознание существенно нарушаются, вследствие чего могут появляться галлюцинации, навязчивые идеи и другие расстройства психики. В настоящее время насчитывается большое количество разнообразных ощущений, которые классифицируются следующим образом:

-ощущения, отражающие свойства предметов, явлений внешней среды (экстероцептивные) в результате воздействия раздражителя непосредственно на анализатор (контактные) или на расстоянии от него (дистантные);

-ощущения, фиксирующие состояние внутренних органов (интероцептивные);

-ощущения, отражающие положение нашего тела (проприоцептивные) и характер его движения (кинестетические).

К контактным экстероцептивным ощущениям относятся, например, вкусовые, осязательные ощущения. Зрительные, слуховые, обонятельные являются разновидностью дистантных экстероцептивных ощущений.

Обычно в чистом виде отдельные ощущения появляются редко, поскольку раздражители действуют сразу на несколько анализаторов, вызывая целую гамму разнообразных ощущений. Примером таких сложных ощущений могут быть вибрационные, температурные, болевые ощущения.

По силе и длительности воздействия выделяют слабые, средние и сильные ощущения, измеряя которые можно судить в целом о чувствительности тех или иных анализаторов к определенным раздражителям, что имеет самое непосредственное отношение к оценке показаний свидетелей о том, что и как они слышали, видели и т.д.

Чтобы правильно оценивать показания свидетелей, других участников уголовного, гражданского процесса, необходимо знать об основных закономерностях, свойствах ощущений, которые влияют на формирование показаний.

К этим свойствам ощущений необходимо отнести следующие:

Чувствительность анализатора. Это способность психики к отражению свойств предметов, явлений с большей или меньшей точностью. Чувствительность анализатора (зрительного, слухового и т.д.) определяется минимальной силой стимула, который различает человек, а также минимальной разницей между двумя стимулами, способными вызвать изменения в ощущении. Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности, который характеризует уровень абсолютной чувствительности анализатора к раздражителю. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог ощущения, тем выше чувствительность. Наряду с нижним существует верхний абсолютный порог чувствительности, определяемый максимальной силой раздражителя, когда ощущение возникает адекватно действующему раздражителю. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывает ощущение боли. Нижний и верхний пороги определяют зону чувствительности анализатора к соответствующему раздражителю.

Кроме того, существует порог чувствительности к различению (разностный порог), определяемый минимальной величиной различения силы (большей или меньшей) двух раздражителей. С возрастанием силы раздражителя величина порога различения (разностный порог) возрастает.

У людей эти пороги чувствительности (нижний, верхний, разностный) индивидуальны. В зависимости от возраста и других обстоятельств они меняются. Острота чувствительности нарастает с возрастом, достигая максимума к 20—30 годам. На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность у женщины и т.д. Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или подобных им фармакологических веществ), которые повышают либо резко притупляют чувствительность анализаторов. Все это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений. Например, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. Достаточно за спиной больного бросить на пол небольшой предмет, чтобы проверить его симулятивное поведение. Действительно больной человек с пораженным слухом с ненарушенной вибрационной чувствительностью ответит на этот раздражитель. Симулянт же, если он не знает о развитом вибрационном ощущении глухих, не среагирует на этот раздражитель. Разумеется, после такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную медико-психологическую экспертизу .

Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искажения могут вноситься подпороговыми раздражителями, которые хотя и не вызывают четких ощущений в силу своей незначительной величины, однако создают, особенно при неоднократном воздействии, очаг возбуждения в коре головного мозга, способный вызывать галлюцинаторные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированными ощущениями. Иногда это проявляется у свидетелей в том, что первоначальный образ, какое-то смутное ощущение в последующем трансформируется как бы в реальное явление. Причем такие возникшие ложные образы, нечеткие ощущения бывают настолько стойкими, что начинают влиять на формирование ошибочных свидетельских показаний. И следователю (суду) в подобных случаях приходится прилагать значительные усилия, чтобы разобраться в том, что именно соответствует истине, а что является добросовестным заблуждением допрашиваемого. На возможные искажения в ощущениях также может оказывать влияние так называемый сенсорный эффект, т.е. тот фоновый шум, который периодически бывает в каждом анализаторе. Это ощущение сенсорным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет. Значение сенсорного эффекта возрастает при воздействии раздражителей, имеющих небольшую силу, когда трудно бывает отличить самопроизвольное сенсорное возбуждение анализатора от ощущения какого-либо слабого сигнала. В подобных случаях возникает ситуация перцептивной неопределенности, которая чаще всего предрасполагает к принятию ошибочных решений, особенно в экстремальных ситуациях в системе человек — машинаサ, встречающихся во время происшествий, связанных с эксплуатацией различных технических устройств, транспортных средств.

Адаптация. Данная закономерность выражается в изменениях чувствительности анализатора под длительным воздействием раздражителя в виде понижения или повышения порога чувствительности. В результате адаптации ощущение может полностью исчезать, особенно в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у человека, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д. В некоторых случаях в результате адаптации может наступать притупление ощущений под воздействием сильного раздражителя, например временное снижение чувствительности зрительного анализатора, после того как мы из полутемного помещения попадаем в условия яркой освещенности (световая адаптация). Эти виды адаптации называют негативными, так как приводят к снижению чувствительности анализаторов. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темноте, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водителей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудшается локализация движущихся объектов. Темновая адаптация приводит к задержке передачи сигнала от затемненного глаза в мозг. Отсрочка в передаче сигнала ведет к тому, что человек видит предмет как бы с некоторым запозданием, что иногда способствует возникновению аварийных ситуаций на дорогах с интенсивным встречным автомобильным движением .

Однако проявление адаптации не всегда носит отрицательный характер. Нередко чувствительность анализатора в результате адаптации может не только понижаться, но и значительно повышаться. Например, так случается при воздействии слабого раздражителя на зрительный анализатор в полутемном помещении (при устойчивости к темновой адаптации) или на слуховой анализатор в условиях полной тишины, когда наш слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые раздражители (слуховая адаптация). Иначе говоря, чувствительность анализаторов под воздействием слабых раздражителей повышается, а под действием сильных — снижается.

Данную закономерность необходимо учитывать в следственной (судебной) практике при оценке свидетельских показаний, когда, к примеру, субъект, стремящийся ввести следователя (суд) в заблуждение, ложно утверждает, что он не видел каких-либо объектов, поскольку было темноサ На самом же деле с учетом продолжительности его пребывания в условиях относительной темноты и появления у него темновой адаптации это может быть и не совсем так. Известно, что человек, попавший в затемненную комнату, через 3—5 мин. начинает различать проникающий туда свет, видеть предметы. Через 20—30 мин он уже достаточно хорошо ориентируется в темноте. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность зрительного анализатора к свету за 40 мин в 200 тысяч раз .

Степень адаптации наших анализаторов различна. Высока адаптируемость у обонятельных, тактильных анализаторов. Несколько медленнее адаптируются вкусовые, зрительные ощущения.

Взаимодействие ощущений. В повседневной жизни на наши рецепторы воздействует масса раздражителей, под влиянием которых мы постоянно испытываем различные ощущения. В результате взаимодействия разных ощущений чувствительность анализаторов изменяется: либо возрастает, либо снижается. Этот механизм взаимодействия ощущений может влиять на полноту и объективность свидетельских показаний, на качество следственного эксперимента. Например, в условиях воздействия очень сильного шума авиационного мотора световая чувствительность сумеречного зрения может падать до 20% своего прежнего уровня . Также значительно понижается зрительная чувствительность при воздействии на обонятельный рецептор неприятного запаха. Последнее обстоятельство следует иметь в виду при осмотре места происшествия, трупа со значительными трупными изменениями, во время эксгумации. В подобных случаях приходится прилагать дополнительные усилия к выполнению на должном уровне всего объема работы, чаще делать перерывы.

Общая закономерность подобных явлений состоит в том, что слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность других анализаторов при взаимодействии ощущений, а сильные — понижают ее. Это явление называется сенсибилизацией.

Кроме того, в процессе взаимодействия ощущений под влиянием одного раздражителя могут появляться ощущения иной модальности, характерные для другого раздражителя, не воздействующего в данный момент на анализатор. Данное явление получило название синестезия.

При взаимодействии ощущений может иметь место явление, называемое контрастом ощущений. Это происходит в тех случаях, когда один и тот же раздражитель ощущается анализатором в зависимости от качественных характеристик другого раздражителя, действовавшего на этот же анализатор одновременно с ним или последовательно (например, последовательный контраст вкусовых ощущений). Иногда контрастные явления приводят к ошибкам в ощущениях, а следовательно, и в свидетельских показаниях.

Последовательные образы. Нередко при длительном воздействии на анализатор раздражитель продолжает ощущаться даже после того, как он прекратил свое действие. Какое-то время человек его еще видит, слышит и т.д. Эти ощущения в виде последовательных образов имеют значение при оценке решений, принимаемых в экстремальных условиях.

Знание данной закономерности может пригодиться, например, при оценке действий водителя, не справившегося с управлением машины в темное время суток в условиях интенсивного встречного движения транспорта.

Пространственная локализация раздражителя. Пространственная рецепция осуществляется с помощью дистантных анализаторов, ощущающих сигнал на расстоянии. Обычно в этом процессе участвует несколько анализаторов с подключением контактных рецепторов. В некоторых случаях возможны искажения в результате взаимодействия ощущений, особенно под влиянием анализатора ведущей модальности.

Профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к сенсорной организации сотрудников правоохранительных органов. Поэтому юристам, особенно прокурорско-следственным работникам, необходимо уметь управлять своими ощущениями: стимулировать положительные и волевыми усилиями нейтрализовать воздействие на психику отрицательных ощущений.

Восприятие. Более совершенной формой отражения по сравнению с ощущениями является восприятие. Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств. В ходе восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных предметов и явлений. Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки ошибок следователя, суда и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности их правоохранительной деятельности. В зависимости от ведущей роли того или иного анализатора можно назвать следующие виды восприятия: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кинестетические. Исходя из организации процессов восприятия выделяют произвольное (преднамеренное) и непроизвольное восприятие. Как правило, наиболее эффективно произвольное восприятие, называемое также наблюдением. Юристу следует вырабатывать в себе такое производное отданного вида восприятия качество, как наблюдательность. К свойствам и закономерностям восприятия относятся следующие. Предметность, целостность, структурность восприятия. В повседневной жизни человека окружают разнообразные явления, предметы, наделенные различными свойствами. Воспринимая их, мы изучаем их в целом. Такое предметное восприятие оказывает регулирующее воздействие на познавательную деятельность человека, на развитие его перцептивных способностей.

В отличие от ощущений в результате восприятия складывается целостный образ предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу этой закономерности человек обычно при недостатке информации стремится сам восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей нужно выяснять не только, что они, к примеру, видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта.

Активность восприятия. Обычно процесс отбора, синтеза признаков предмета носит избирательный, целенаправленный поисковый характер. В этом процессе действует активное организующее начало, подчиняющее себе весь ход познания. Проникая в изучаемое явление, мы по-разному группируем его сенсорные свойства, выделяем необходимые связи. Это придает преднамеренный, активный характер восприятию. Активность восприятия выражается в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов: движение руки при осязании, движение зрачков глаз, перемещение тела в пространстве относительно изучаемого предмета познания. При восприятии знакомых предметов перцептивный процесс может быть в той или иной мере свернут.

Осмысленность восприятия. Восприятие у человека тесно связано с его мышлением, поскольку перцептивные образы нередко имеют разное смысловое значение. Мы не только воспринимаем, но и одновременно с этим изучаем предмет познания, пытаемся найти объяснение его сущности. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Осмысленный характер воспринимаемых образов можно проиллюстрировать графическими рисунками, на которых обычно изображаются так называемые неоднозначные двухмерные фигуры, создающие своеобразный эффект стереографической двусмысленностиサ, вызывающие у зрителя впечатление объема, благодаря чему двухмерное плоскостное изображение превращается в трехмерный объект.

Активная роль мышления в процессах восприятия дала основание известному английскому психологу Р.Л. Грегори, посвятившему многие годы изучению закономерностей зрительного восприятия, образно назвать наш зрительный анализатор разумным глазом, подчеркнув неразрывную связь зрительного восприятия с мышлением и обратив внимание на регуляцию перцептивной деятельности мыслительными процессами. Восприятие, — писал он, — своего рода мышление. И в восприятии, как и в любом виде мышления, достаточно своих неоднозначностей, парадоксов, искажений и неопределенностей. Они водят за нос даже самый разумный глаз, поскольку именно они являются причинами ошибок (и сигналами ошибок) как в наиболее конкретном, так и в наиболее абстрактном мышленииサ Благодаря такому механизму восприятия человек нередко, даже не осознавая, видит то, что хочет видеть, а не то, что объективно есть на самом деле. Этим свойством восприятия можно в ряде случаев объяснить многие изъяны поисковой деятельности следователя во время осмотра места происшествия, когда он видит далеко не все то, что необходимо для установления истины. Это подтверждает и проведенный нами анализ нераскрытых дел, связанных с убийствами. Одна из причин того, что некоторые тяжкие преступления оказываются нераскрытыми, лежит именно в отсутствии должной перцептивной организации зрения, в психологической неподготовленности следователя к такому многоплановому восприятию, каким является восприятие обстановки места происшествия.

Существенной стороной осмысленности перцептивной деятельности является вербализация воспринятого. ォПроцесс восприятия предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне, в его состав всегда входит высший уровень психической деятельности, в частности речьサ

Апперцепция. Данное свойство проявляется в особой зависимости восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности, опыта, знаний, интересов. В течение жизни человек постоянно подвергается воздействию различных стимулов (раздражителей). Постепенно у него накапливается определенный перцептивный опыт взаимодействия с ними, а также предметный, интеллектуальный опыт определения (узнавания) количественных и качественных характеристик различных раздражителей, своего рода банк перцептивных гипотез, позволяющий ему быстро реагировать на действия всевозможных стимулов, своевременно выбирая из этого, условно говоря, банка ту из гипотез, которая более всего соответствует качественным характеристикам очередного стимула. С обогащением перцептивного опыта процесс определения характера раздражителя и выработки реакции на него с последующим принятием решения приобретает все более свернутый характер. И чем богаче такой опыт, чем разнообразнее накопленные перцептивные гипотезы, тем быстрее происходит восприятие и опознание стимула.

Константность восприятия. Данное свойство состоит в способности перцептивной системы воспринимать объекты с определенным, близким к реальному постоянством их формы, величины, цвета и т.д., независимо от условий, в которых это происходит. Например, под каким бы ракурсом мы ни смотрели на тарелку, независимо от ее проекции на сетчатку глаза в виде круга или эллипса, она все равно воспринимается круглой. Белый лист бумаги и при ярком свете, и в условиях пониженной освещенности воспринимается белым. Константность восприятия вырабатывается в процессе усвоения человеком жизненного, профессионального опыта. Она является необходимым условием его жизнедеятельности, обладая механизмом обратной связи, с помощью которого перцептивная система постоянно подстраивается к нужному объекту и условиям его восприятия. Однако константность сохраняется лишь до определенных пределов. При резком изменении освещения, при воздействии на воспринимаемый предмет контрастного по цвету фона константность может нарушаться, а это, в свою очередь, может приводить к отдельным ошибкам в свидетельских показаниях.

Разрушающее воздействие на константность может оказывать состояние эмоциональной напряженности, например аффект. Поэтому, допрашивая свидетеля, целесообразно выяснить не только особенности воспринятого им объекта, т.е. что он видел, слышал, но и его состояние, а также условия, в которых протекала его перцептивная деятельность, и только после этого следует давать оценку его утверждениям о форме, величине, цвете и других свойствах того или иного предмета.

Иллюзии. Искажение воспринятых предметов является одной из наиболее интересных проблем, с которой сталкивается следователь во время проведения следственных действий, в процессе оценки показаний свидетелей. Так как значительное количество информации участники уголовного процесса получают с помощью зрительного анализатора, наибольшую актуальность приобретают зрительные иллюзии. Причины иллюзий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным предпосылкам появления иллюзий относятся: отсутствие контрастности между предметом и фоном, эффект иррадиации, приводящий к тому, что светлые предметы выглядят большими по сравнению с такими же по размеру темными предметами и т.д. Если иллюзии возникают под влиянием реально воздействующих сенсорных раздражителей, но ошибочно расшифрованных нашими анализаторами, то это галлюцинации — результат патологических нарушений перцептивных процессов, приводящих к тому, что возникновение образов не обусловлено в данный момент воздействием каких бы то ни было объектов на рецепторы.

Основными факторами, влияющими положительно или отрицательно на восприятие сложных объектов, каким, в частности, может быть место происшествия, являются: перцептивная задача, стоящая перед следователем, формирующая, по существу, целевую установку его предстоящей деятельности; сюжетное осмысление им возникшей ситуации; объективная и субъективная (с точки зрения самого следователя) значимость отдельных признаков места происшествия; и наконец, опыт следователя (апперцепция) и особенности его мышления.

Анализируя воспринятые свидетелем различные события, мы также наблюдаем воздействие на его перцептивные процессы перечисленных выше закономерностей, что иногда приводит к полным или частичным искажениям (иллюзиям).

Например, по одному уголовному делу об автопроисшествии разыскивалась автомашина, на которой вечером был совершен наезд на людей. Очевидец события некто Н., смотревшая вслед удалявшейся на большой скорости с места происшествия машине, утверждала, что это был грузовик с прицепом в виде фургона, покрытого брезентом. В результате кропотливой розыскной работы установили автомашину, на которой действительно был совершен наезд, однако никакого прицепа у нее не было. Только благодаря тому, что следователь критически отнесся к показаниям свидетельницы, допустив возможность искажения ее зрительного восприятия, дело не зашло в тупик. Осматривались не только грузовые автомашины с прицепами, но и подобного типа машины без прицепов. В последующем свидетельница объяснила ошибку своего восприятия тем, что хлопающий на ветру сзади кузова быстро ехавшей машины брезент тента создал у нее искаженное представление о том, что машина была с прицепом. Подобных примеров следственная практика знает немало. Это, по существу, те поразительные эффекты зрительных искажений, которые не нарастают, а возникают мгновенно. Они необычайно реалистичны, практически неизменны при повторениях и почти одинаковы для всех, кто их когда-либо наблюдал.

Восприятие движения — это отражение в сознании человека изменений положения предмета в пространстве: его скорости, ускорения и направления. Поскольку восприятие движения в своей основе имеет восприятие предметов и пространства, то в нем участвуют те же анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический и т.п.). Движение воспринимается нами на основе непосредственного восприятия и восприятия, опосредствованного умозаключением, когда скорость движения при определенных перцептивных способностях человека восприниматься им не может, а о ее параметрах можно судить по результатам движения объекта. В последнем случае воспринимается, по существу, не сама скорость, а результат движения и по нему уже дается оценка скорости. С этим явлением

следователь сталкивается при расследовании автопроисшествий. В подобных случаях свидетели, добросовестно заблуждаясь, иногда судят о скорости автомашины по результатам аварии и той динамичной обстановке, в которой она произошла. Трупы, кровь, деформированный транспорт, визг тормозов, сильные удары могут значительно исказить восприятие скорости, полностью подчинить ее оценку ошибочным умозаключениям. Поэтому, выясняя скорость движения, следует поинтересоваться: на основании чего свидетель пришел к тому или иному выводу; каков его личный опыт восприятия движущихся объектов. Ответы на эти вопросы объяснят причины его возможных ошибок в показаниях о скорости движения транспорта.

8. Список используемой литературы.

1. Карпова А. В.  «Общая психология»: учебник. М.: Гардарики, 2004.

 

2. Немов  Р.С. «Общие основы психологии». 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

3. Немов  Р.С. «Психология»: учебное  пособие для студентов высших педагогических учебных  заведений. В 3 томах,  кн. 1. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

4. Петровский А. В. «Введение в психологию». М.: «Академия», 1995.

5. Петровский А..В. «Общая психология»: учебник для студентов педагогических институтов. 3-е изд. М.: Просвещение, 1986.

6. Петровский А.В., Ярошевская М.Г. «Психология»: учебник для студентов высших педагогических учебныз заведений. М.:  «Академия», 1998.

7. Петровского. А. В., Ярошевского М. Г. «Психология». словарь.  2-е  изд., М.: Политиздат, 1990.




1. 185349 в ячейку А2 впишите число 199245.
2. Эргономические основы безопасности жизнедеятельности.html
3. Новый мирПервое впечатление которое создавала это помещение ~ темное
4. Курсовая работа- Проблемы адаптации детей-инвалидов.html
5. маркетинг происходит от английского слова mrket рынок и в буквальном смысле означает деятельность в сфер
6. історичні передумови виникнення філософії.html
7. МГУТУ в г Мелеузе КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПО
8. Тема 1 Основные понятия менеджмента ст
9. Введение 2 2
10. педагогическая характеристика познавательных возможностей учеников в учебе
11. Анализ возможности банкротства предприятия
12. Сети ЭВМ и телекоммуникации 1 л-р 2 л-р
13. востоке и юговостоке граничит с Индией длина границы 2 912 км на севере с Афганистаном 2 430 км на западе с И.html
14. Вариант 1 1 Форма взаимоотношений при которой один вид получает преимущество или выгоду не принося другом
15. Графика по дисциплине- Программирование на языке высокого уровня
16. Завяжи мне глаза
17. Globalisierung l~sst kleine Sprachen aussterbe
18. Административная ответственность за правонарушения в промышленности
19. Судьба человека М
20. на тему Роль поделок в управлении познавательной деятельностью ученика на занятиях по социальнобытово