Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

связей с общественностью на территорию СНГ

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Проникновение «связей с общественностью» на территорию СНГ.

Для анализа современного состояния publicrelations в России необходим короткий экскурс в историю страны, позволяющий выявить предпосылки появления этой практики. Так же следует сразу оговориться, что для России по ряду причин publicrelations не являются естественной, сложившейся в процессе развития общества, а привнесённой извне техникой.

Как уже упоминалось выше, следует различать более или менее регулируемую систему общественных связей, которая существовала на протяжении всей человеческой истории и управленческую дисциплину publicrelations. И если говорить об истории науки, то в России она насчитывает не более 20 лет, начиная с момента её появления с запада (из Европы и США).

Если рассматривать новейшую историю, то становится очевидным, что определённая деятельность по управлению системой общественных связей и общественным мнением велась и в СССР, колыбели сегодняшних независимых государств, среди которых, несомненно, лидирующую позицию занимала, и по сей день занимает Россия. Почти всегда эта деятельность была направлена на выстраивание хороших отношений с отраслевым руководством, а так же с руководством партийных органов. Широко практиковались различного рода мероприятия (выставки, смотры, конкурсы, празднования, юбилеи, широко освещающиеся в СМИ), в которых активно участвовали учреждения культуры. На каждом предприятии оформлялись доски почёта, «Ленинские комнаты», музеи организаций и предприятий, писались их истории. В каждой организации это делали специальные работники, занимавшие различные должности, но организовывалась и контролировалась эта работа партийными комитетами. К реальным нуждам предприятий эта работа имела косвенное отношение. Её целью было установление хороших отношений руководства с вышестоящим начальством. Очевидно, что аналог publicrelations в СССР был частью идеологической работы, идеологического обеспечения партийно-административного руководства.

К этому следует добавить господство тоталитарной, псевдодемократической системы государственного управления, полностью обесценившей личность, лишившей её права на участие в государственной жизни и управлении, преобладание государственной формы собственности, а, следовательно, полное отсутствие конкуренции. В данном контексте можно отметить и фактическую изоляцию стран СССР от мирового сообщества. Таким образом, в регулировании социальных отношений во время советской власти главенствовали не принципы взаимопонимания, согласия, правдивости, открытости, конструктивного сотрудничества, свободы и ответственности, а убеждения, побуждения к действию, дезинформации, произвола. Очевидно, что с этической точки зрения имели место не publicrelations, а пропаганда (см. главу 4.2.)

Эти и другие причины являются ярким подтверждением того, что зарождение дисциплины publicrelations на территории стран СССР представляется невозможным, равно как и её проникновение с запада в 50-60-е года XX века.

Уже упоминалось, что, начиная с конца 40-х годов, а особенно в период ускоренной глобализации бизнеса — в начале 1970-х, термин «publicrelations» стал обретать широкую известность во всём мире. Зачатки практики publicrelations появляются в СССР лишь благодаря падению «железного занавеса», а позже, в начале 1990-х годов, уже в странах СНГ, в связи с переходом к рыночной экономике, publicrelations получают некоторое развитие. Пионерами во введении курсов и программ по publicrelations были российские Вузы: МГУ, МГИМО, ГАУ им. С. Орджоникидзе, МВТУ им. Баумана.

Однако семена publicrelations не упали здесь на благоприятную почву. Дело в том, что для адекватного понимания и воплощения принципов publicrelations необходим определённый уровень развития общества и общественного сознания, которого в начале 90-х бывшие страны СССР ещё не достигли (см. главы 1.1. и 2.1.). Как следствие, философия publicrelations на этом пространстве существенно трансформировалась, мы «пошли своим путём» и до сих пор не можем говорить о publicrelations в западном понимании этого термина. Сегодня в развитых странах признаётся, что источником деловой активности является не столько наличие необходимых ресурсов, сколько «метафизика нравственности» — осмысление мира, своего места в нём и своего отношения к другим. Исследователи ведут речь и о т.н. «общественном благе» — общечеловеческих интересах и ценностях, которые находят своё выражение в процессе согласования многообразных целей и интересов различных социальных общностей. С этих точек зрения publicrelations трактуется как практическая философия нравственности современного бизнеса. Согласитесь, до понимания этих идей российское общество ещё несколько не «доросло». Более того, сегодня информационные и психологические техники, позволяющие влиять на массовое сознание и манипулировать общественным мнением, в своём совершенствовании значительно опережают развитие общественной морали. Все эти факторы благоприятствуют распространению, в первую очередь, т.н. «чёрного PR».

В этом контексте особо остро встал вопрос выработки кодекса профессиональной этики publicrelations, приемлемого для нашей страны. Ведь существующие принятые на Западе нормы профессиональной этики можно образно назвать «10 заповедей», которых следует придерживаться, но достигнуть их идеального выполнения на территории стран СНГ в силу причин социально-экономического характера практически невозможно.

Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) была создана в июле 1991 г. Тем самым было декларировано оформление PR в России в отдельную отрасль, участники которой заботятся об уровне и качестве предоставляемых ими услуг.

В ноябре 1994 г. конференции Российской ассоциации по связям с общественностью была принята «Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью», а в сентябре 2001 года на заседании Исполнительного Совета Российской Ассоциации по связям с общественностью принят «Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью», адекватно отражающий современное состояние практики в России (см. главу 3.1.).

Постановлением Минтруда РФ от 28 июля 2003 г. № 59 внесены дополнения в Классификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Теперь в этом справочнике есть должности, имеющие отношение к PR (директор по связям с общественностью и т.п.).

Не стоит винить в «извращении» понятия publicrelations только отечественных практиков. Как известно, publicrelations – это двусторонний процесс и помимо организаций, заинтересованных в общественной поддержке и одобрении должна существовать и сама общественность.

Что такое общественность?

Известно, что PR-деятельность предполагает понимание и учёт того условия, что интересы той или иной группы людей принимаются во внимание как действительный фактор общественной жизни, только если а) члены этой группы осознают свою принадлежность к ней; б) они осознают свои собственные интересы как совпадающие с интересами всех прочих членов той же группы; в) эти интересы достаточно отчетливо сформулированы и выражены на языке, понятном как для членов данной группы, так и для прочих членов общества; г) существует организация, созданная специально для выражения, отстаивания интересов определенной группы населения, авторитетная и легитимная в глазах большинства граждан, принадлежащих к этой группе.

Пока же в странах СНГ не сложился демократический строй, а идеалы гражданского общества кажутся утопией, о существовании какой-либо сознательной общественности говорить не приходиться. Строить же связи с несуществующей общественностью — занятие не продуктивное.

Если к перечисленным социальным добавить экономические причины, то становится очевидным, что экономическая ситуация в странах СНГ – наиболее благоприятная почва для развития именно «чёрного PR». Возможно, этот феномен объясняется тем, что проведение кампании publicrelations весьма трудоёмко и требует немалых финансовых вложений. Характерной же чертой отечественной управленческой практики является то, что publicrelations не вписаны, в большинстве случаев, ни в структуру организации, ни отдельной строчкой в её стратегический бюджет. Поэтому, по мнению специалистов «подпольного PR», для привлечения общественного мнения можно ограничится организацией скандала или распространением заведомо лживой информации. Таким образом, мы вышли и ещё на одну проблему – подмену понятия publicrelationsрекламой, маркетингом, пропагандой, искусством проведения предвыборных кампаний, а, иногда, и журналистикой.

Несмотря на обозначенные проблемы, несомненно, по мере развития нашего общества publicrelations будут востребованы и здесь. В этом смысле для стран СНГ это все еще «технология будущего». Несомненно, даже на данном этапе владение инструментарием publicrelations способно внести немалый вклад в развитие любой российской организации. Следует лишь осознавать социальные последствия этой деятельности и руководствоваться общече ловеческими принципами морали и этики.


Диплом на заказ


1. ЭКОНОМ Основа сварной металлический каркас покраска
2. Ярмарка по решению старинных русских задач
3. ления информации во все отраслях человеческой деятельности
4. Предмет экономической социологии как отрасли социологии Метод социометрических измерений Сущность и область применения
5. МВАСНЕЦОВА Внешний облик и жизнь современной Москвы пронизаны ритмами XX века
6. Прыжки 2 Атнакаева Анастасия Мяч соседу
7. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе
8. Курсовая работа- Особенность и источники конституционного права.html
9. О лизинге на вторичном рынке авиатехники
10. Тема 3Техногенні небезпеки 1
11. экономическом развитии государства требует наличия специальной группы правовых норм которые регулируют во
12. тема есть совокупность технического программного и организационного обеспечения а также персонала предна
13. Лекция 18 Удостоверение качества и сертификация программных продуктов
14. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА СГУЩЕННОГО МОЛОКА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ5 1
15. Модуль 2 Дніпропетровськ 2013 Автори- Г
16. Тема- Образование СССР
17. тема датирования прессы разрушаются системы идеологии
18. Выбор при поддержке Центрального дома предпринимателя Программа Пятого московского форума молодёжн
19. Понятие и виды цiнних паперiв
20. Предмет педагогики и ее основные задачи