Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Коммуникатор ~ кто он является одной из основных задач социальнопсихологических исследований МК посколь

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Псих. исследования МК. Образ коммуникатора. Аудитория.

1) Значение образа коммуникатора для восприятия информации.

Поиск ответа на вопрос «Коммуникатор – кто он?» является одной из основных задач социально-психологических исследований МК, поскольку от особенностей личности коммуникатора в большой степени зависит эффективность его коммуникативного воздействия. Это происходит потому, что восприятие любого сообщения, в том числе и в МК, опосредуется восприятием личности коммуникатора. Если образ коммуникатора благодаря тем или иным его качествам воспринимается аудиторией «+», то это влияет на «+» восприятие его сообщения и наоборот. Выявленная социальными психологами связь между восприятием личности коммуникатора и воздействием его сообщения заставила их обратиться к нахождению таких характеристик, которые являются наиболее значимыми для коммуникатив. воздействия.

2) Факторы, влияющие на восприятие коммуникатора.

Результаты исследования, в котором было опрошено более 600 человек, показали большое значение проф. принадлежности, т. е. соц. роли коммуникатора, для оценки его самого и его сообщения. Здесь проявляется действие соц-но-псих. ф-ции аффилиации, т. е. принадлежности к группе, когда представители «своей» соц. группы обладают в глазах аудитории большим авторитетом и поэтому способны вызывать к себе более высокий уровень доверия.

Значимые индивидуально-личностные х-ки коммуникатора:

а) характеристики внешности (физические данные и оформление внешности),

б) коммуникативные характеристики (тембр голоса, дикция, манера говорить и т.п.),

в) внутренние, личностные х-ки (знания, интеллект, эмоц-ть, моральные ценности и т. п.).

3) Социально-психологическая модель коммуникатора (Н.Н. Богомолова и др.)

В ней следует выделить два ряда отношений: 1) коммун. — сообщение, 2) коммуникатор — аудитория. Каждый ряд данных отношений сод-т свою систему х-к коммун-ра, кот. можно объединить в соответ-е. факторы, включ. когнитивные, эмоц. и поведенч. аспекты.

1 фактор «компетентности – убежденности» (К - С)

когнитивный аспект:       знание сообщаемой действительности

эмоциональный аспект:   искренность, убежденность в сообщаемом

поведенческий аспект:     умение донести свои знания, взгляды до аудитории

2 фактор «уважения – привлекательности» (К - А) и (А - К)

К – А

когнитивный аспект:       знание своей аудитории

эмоциональный аспект:   искреннее уважение к аудитории

поведенческий аспект:     умение общаться с аудиторией на равных

А - К

когнитивный аспект:       известный аудитории авторитет коммуникатора

эмоциональный аспект:   внутр. и внеш. привлекательностьть к-ра, симпатия к нему

поведенческий аспект:     умение адекватно реагир. на обратную связь от аудитории

4) Модель коммуникатора Йельской школы «экспериментальной риторики»

Келман выделил 3 ключевые х-ки коммуникатора, связав их с определенными псих. механизмами: 1) «кредитность» коммуникатора, - доверие к нему, связ. с механизмом внутр. принятия («интернализацией») его сообщения, 2) привлекательность, связанная с механизмом идентификации, и 3) власть, связанная с механизмом внешнего принятия сообщения. Данные х-ки нашли свое эмпирич. подтверждение соответственно в 3 факторах Берло, Лемерта и Мертцера: «квалификации», «безопасности» и «динамизма». Наибольший информативный вес, (наибольшее знач. д/коммуникативного воздейств.) имеет фактор «безопасности», схожий с келмановской х-кой «привлекат-ти» (добрый, отзывчивый, дружественно расположенный, приветливый). В наименьшей степени влияет на «+» оценку ком-ра фактор «динамизма» (по Келману, «власть»): наступательный, смелый, настойчивый, энергичный.

5) «Харизматическая» модель коммуникатора

В 80-е гг. в американских исследованиях МК была предложена «харизматическая» модель коммуникатора применительно к исследованию ведущих на ТВ. Успех ТВ передач новостей гораздо меньше связан с инф. содержанием передачи, чем с «харизмой» той личности, кот. передает эти новости. Под «харизмой» понимается «личный магнетизм», лидерство, кот. проистекает от личности. Выделены 3 типа «харизматической лич­ности»:

1) герой — идеализированная личность: смел, агрессивен, говорит, что «мы хотим», выглядит, как «мы хотим»; пример – Джон Кеннеди;

2) антигерой — «простой человек», «один из нас». Выглядит, как «мы все», говорит то, «что и мы». С ним чувствуем себя «безопасно»;

3) мистическая личность — чужой нам, необычен, непредсказуем.

Соответственно выделяются х-ки этих типов по 5 шкалам, «элементы харизмы»: 1) внешность, 2) мужская или женская привлекательность, 3) «ожидаемость» высказываний, 4) действия, 5) проф. мастерство: самоподача, коммуникативный стиль. Каждая из этих шкал содержит по 10 баллов. Хорошим показателем считается 35 баллов по всем шкалам.

Направления исследований аудитории МК

В исследованиях аудитории МК можно выделить несколько направлений: от чисто количественных подсчетов размеров аудитории разных каналов и отдельных передач до весьма сложного качественного анализа аудитории, где главное внимание уделяется изучению социально-демографического состава аудитории, ее соц.-псих. х-к, их связи с реальным поведением аудитории, образом жизни и с межличностным общением. Соц.-псих. х-ки аудитории охватывают довольно широкий круг явлений. Сюда относятся субъектив. побудит. причины обращения аудитории к различным каналам МК, т. е. мотивы обращения к этим каналам, соц. установки аудитории, ценностные ориентации, соц. стереотипы и др.

Типология аудиторий. Здесь наиболее важными факторами для МК являются возраст, уровень образования, пол, профессиональные и национальные признаки. Так, в исследованиях Е.Е. Прониной (1987) было обнаружено, что разные социально-демографические группы телезри­телей неодинаково оценивают наиболее значимые для них достоинства сообщений в теленовостях. Для школьников определяющее значение имеет убедительность сообщения, для студентов — информативность, для рабочих — доходчивость освещения проблемы. Подобные исследования показывают заметную разницу в тематических предпочтениях и объемах потребляемой инф. мужчинами и женщинами с одинаковым уровнем образования.

Тартуская школа вывод о необходимости учитывать в исследованиях МК внекоммуникативную активность аудитории, ее образ жизни, соц.-псих. х-ки.

Модифицированная методика тартуской школы была использ. О. Т. Мельниковой (1990). Ее исследование было направлено на выявление взаимосвязи соц.-демографических, соц.-псих. х-к аудитории и особенностей восприятия ею МК. Анкета включала 3 блока, условно обозначенных как «образ жизни», «ценностные ориентации» и «отношение к ТВ». Была получ. след. типология молодежной телеаудитории:

1) аудитория с пассивно-потребительским отношением к ТВ. Такое отношение к ТВ обусловлено общей ориентацией, кот. принято наз. бездуховным потреблением. Данную группу х-ют ориентация на материальную сторону жизни, стремление к развлечениям, устройству личной жизни, решение сиюминутных бытовых потребностей. Предпочитаемая тематика ТВ связ. с развлекат. к муз. формами.

2) активная, соц-но-зрелая аудитория. Этой группе присуще ощущение самостоятельности при принятии важных решений, высокая оценка собственного опыта, эмоц. независимость от окружающих, псих. защищенность, устойчивость. Круг интересов связан с полит., эконом., общественной работой. Для них высоко значимы ?? проф. самоопределения и развития. Представители данной аудитории расценивают себя по отнош. к СМК как равноправ. партнеров по общен. Не обнаруж. четкой привязки к соц.-демограф. х-кам.

3) «инфантильная» аудитория. Осн. х-ка — несформированность интересов и потребностей. Преобладает направленность развлекательно-бытового характера, связанная с вопросами повседневной жизни, брака, семьи, бытовых проблем. Потребности в организации своего досуга и форм общения не выражены. В отношении инф. и общественно-полит. передач преобладают отрицат. оценки, связ. в основном с формой передач. Предпочитаемое содержание передач — зрелище, макс. насыщенное событиями и эмоциями, выходящими за рамки повседневной жизни. Инф. д/данной аудитории д. б. драматизирована, конкретна, эмоц. окрашена.

4) «домашняя» аудитория. Здесь основная х-ка — устойчивость интересов в сфере общения, досуга и трудовой деятельности, стремление к макс. покою, надежности. Выражается потребность в инф. на личностном уровне, отрицательно оценивается более обобщенный уровень инф. для этой аудитории особенно близки передачи,. раскрывающие реальных людей, таких как они сами и их знакомые. В сфере МК отдают предпочтение постоянным рубрикам, привычным формам, знакомым комментаторам, известным исполнителям.

Такого рода соц.-псих. исслед-я дают возм-ть глубже проникнуть в псих-ю отдельных групп аудитории, лучше понять их специфику и возм-ти для эффектив. взаимодействия с СМК. При всей важности выявления псих. особенностей аудитории, обусловленных соц.-демограф. х-ками, в исследовании эффективности МК возникает потребность дополнять их типологией по другим признакам. В этом плане представляет большой интерес вывод тартуской школы о необходимости учитывать в исследованиях МК внекоммуникативную активность аудитории, ее образ жизни, социально-психологические характеристики аудитории.


1. это женственная романтичная и в тоже время очень трендовая марка сочетающая в себе не только всесезонную о
2. Тема 1 Персонал предприятия как объект управления
3. Литература - Хирургия (Заболевания пищевода)
4. угорского праязыка
5. Великі сподівання шедевр вікторіанської прози
6. на тему- Кредитная политика коммерческого банка на примере ОАО Восточный экспресс банк
7. Реферат- Контактная сеть
8. восстановительные реакции относятся к методам оксидиметрии
9. Луганський будівельний коледж
10. 19 2 24 3 152 4 192 А3 С помощью стандарта Unicode в ко
11. темноты. Рак обладает хорошим интеллектом невероятной памятью он только не должен пользоваться ею для сам
12. Основные тенденции этногенеза белорусов Становление процесса формирования белорусской народности
13. мы едваедва взбороздили верхний покров
14. ґмір сапасын жаќсарту 003 Екі немесе одан да кґп объектілер категорияларыныѕ айырмашылыќ белгілерін аныќ
15. Серце віддаю дітям перекладена на 30 мов світу і витримала 54 видання
16. Ж Жданова Дарья 2012г
17. это материально вещественные ценности часть имущества предприятия действующие в неизменной натуральной
18. Конституционное право зарубежных стран Понятие и предмет конституционн
19. Реферат- Экологические проблемы энергетики
20.  Лит докум