Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Коммуникатор ~ кто он является одной из основных задач социальнопсихологических исследований МК посколь

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Псих. исследования МК. Образ коммуникатора. Аудитория.

1) Значение образа коммуникатора для восприятия информации.

Поиск ответа на вопрос «Коммуникатор – кто он?» является одной из основных задач социально-психологических исследований МК, поскольку от особенностей личности коммуникатора в большой степени зависит эффективность его коммуникативного воздействия. Это происходит потому, что восприятие любого сообщения, в том числе и в МК, опосредуется восприятием личности коммуникатора. Если образ коммуникатора благодаря тем или иным его качествам воспринимается аудиторией «+», то это влияет на «+» восприятие его сообщения и наоборот. Выявленная социальными психологами связь между восприятием личности коммуникатора и воздействием его сообщения заставила их обратиться к нахождению таких характеристик, которые являются наиболее значимыми для коммуникатив. воздействия.

2) Факторы, влияющие на восприятие коммуникатора.

Результаты исследования, в котором было опрошено более 600 человек, показали большое значение проф. принадлежности, т. е. соц. роли коммуникатора, для оценки его самого и его сообщения. Здесь проявляется действие соц-но-псих. ф-ции аффилиации, т. е. принадлежности к группе, когда представители «своей» соц. группы обладают в глазах аудитории большим авторитетом и поэтому способны вызывать к себе более высокий уровень доверия.

Значимые индивидуально-личностные х-ки коммуникатора:

а) характеристики внешности (физические данные и оформление внешности),

б) коммуникативные характеристики (тембр голоса, дикция, манера говорить и т.п.),

в) внутренние, личностные х-ки (знания, интеллект, эмоц-ть, моральные ценности и т. п.).

3) Социально-психологическая модель коммуникатора (Н.Н. Богомолова и др.)

В ней следует выделить два ряда отношений: 1) коммун. — сообщение, 2) коммуникатор — аудитория. Каждый ряд данных отношений сод-т свою систему х-к коммун-ра, кот. можно объединить в соответ-е. факторы, включ. когнитивные, эмоц. и поведенч. аспекты.

1 фактор «компетентности – убежденности» (К - С)

когнитивный аспект:       знание сообщаемой действительности

эмоциональный аспект:   искренность, убежденность в сообщаемом

поведенческий аспект:     умение донести свои знания, взгляды до аудитории

2 фактор «уважения – привлекательности» (К - А) и (А - К)

К – А

когнитивный аспект:       знание своей аудитории

эмоциональный аспект:   искреннее уважение к аудитории

поведенческий аспект:     умение общаться с аудиторией на равных

А - К

когнитивный аспект:       известный аудитории авторитет коммуникатора

эмоциональный аспект:   внутр. и внеш. привлекательностьть к-ра, симпатия к нему

поведенческий аспект:     умение адекватно реагир. на обратную связь от аудитории

4) Модель коммуникатора Йельской школы «экспериментальной риторики»

Келман выделил 3 ключевые х-ки коммуникатора, связав их с определенными псих. механизмами: 1) «кредитность» коммуникатора, - доверие к нему, связ. с механизмом внутр. принятия («интернализацией») его сообщения, 2) привлекательность, связанная с механизмом идентификации, и 3) власть, связанная с механизмом внешнего принятия сообщения. Данные х-ки нашли свое эмпирич. подтверждение соответственно в 3 факторах Берло, Лемерта и Мертцера: «квалификации», «безопасности» и «динамизма». Наибольший информативный вес, (наибольшее знач. д/коммуникативного воздейств.) имеет фактор «безопасности», схожий с келмановской х-кой «привлекат-ти» (добрый, отзывчивый, дружественно расположенный, приветливый). В наименьшей степени влияет на «+» оценку ком-ра фактор «динамизма» (по Келману, «власть»): наступательный, смелый, настойчивый, энергичный.

5) «Харизматическая» модель коммуникатора

В 80-е гг. в американских исследованиях МК была предложена «харизматическая» модель коммуникатора применительно к исследованию ведущих на ТВ. Успех ТВ передач новостей гораздо меньше связан с инф. содержанием передачи, чем с «харизмой» той личности, кот. передает эти новости. Под «харизмой» понимается «личный магнетизм», лидерство, кот. проистекает от личности. Выделены 3 типа «харизматической лич­ности»:

1) герой — идеализированная личность: смел, агрессивен, говорит, что «мы хотим», выглядит, как «мы хотим»; пример – Джон Кеннеди;

2) антигерой — «простой человек», «один из нас». Выглядит, как «мы все», говорит то, «что и мы». С ним чувствуем себя «безопасно»;

3) мистическая личность — чужой нам, необычен, непредсказуем.

Соответственно выделяются х-ки этих типов по 5 шкалам, «элементы харизмы»: 1) внешность, 2) мужская или женская привлекательность, 3) «ожидаемость» высказываний, 4) действия, 5) проф. мастерство: самоподача, коммуникативный стиль. Каждая из этих шкал содержит по 10 баллов. Хорошим показателем считается 35 баллов по всем шкалам.

Направления исследований аудитории МК

В исследованиях аудитории МК можно выделить несколько направлений: от чисто количественных подсчетов размеров аудитории разных каналов и отдельных передач до весьма сложного качественного анализа аудитории, где главное внимание уделяется изучению социально-демографического состава аудитории, ее соц.-псих. х-к, их связи с реальным поведением аудитории, образом жизни и с межличностным общением. Соц.-псих. х-ки аудитории охватывают довольно широкий круг явлений. Сюда относятся субъектив. побудит. причины обращения аудитории к различным каналам МК, т. е. мотивы обращения к этим каналам, соц. установки аудитории, ценностные ориентации, соц. стереотипы и др.

Типология аудиторий. Здесь наиболее важными факторами для МК являются возраст, уровень образования, пол, профессиональные и национальные признаки. Так, в исследованиях Е.Е. Прониной (1987) было обнаружено, что разные социально-демографические группы телезри­телей неодинаково оценивают наиболее значимые для них достоинства сообщений в теленовостях. Для школьников определяющее значение имеет убедительность сообщения, для студентов — информативность, для рабочих — доходчивость освещения проблемы. Подобные исследования показывают заметную разницу в тематических предпочтениях и объемах потребляемой инф. мужчинами и женщинами с одинаковым уровнем образования.

Тартуская школа вывод о необходимости учитывать в исследованиях МК внекоммуникативную активность аудитории, ее образ жизни, соц.-псих. х-ки.

Модифицированная методика тартуской школы была использ. О. Т. Мельниковой (1990). Ее исследование было направлено на выявление взаимосвязи соц.-демографических, соц.-псих. х-к аудитории и особенностей восприятия ею МК. Анкета включала 3 блока, условно обозначенных как «образ жизни», «ценностные ориентации» и «отношение к ТВ». Была получ. след. типология молодежной телеаудитории:

1) аудитория с пассивно-потребительским отношением к ТВ. Такое отношение к ТВ обусловлено общей ориентацией, кот. принято наз. бездуховным потреблением. Данную группу х-ют ориентация на материальную сторону жизни, стремление к развлечениям, устройству личной жизни, решение сиюминутных бытовых потребностей. Предпочитаемая тематика ТВ связ. с развлекат. к муз. формами.

2) активная, соц-но-зрелая аудитория. Этой группе присуще ощущение самостоятельности при принятии важных решений, высокая оценка собственного опыта, эмоц. независимость от окружающих, псих. защищенность, устойчивость. Круг интересов связан с полит., эконом., общественной работой. Для них высоко значимы ?? проф. самоопределения и развития. Представители данной аудитории расценивают себя по отнош. к СМК как равноправ. партнеров по общен. Не обнаруж. четкой привязки к соц.-демограф. х-кам.

3) «инфантильная» аудитория. Осн. х-ка — несформированность интересов и потребностей. Преобладает направленность развлекательно-бытового характера, связанная с вопросами повседневной жизни, брака, семьи, бытовых проблем. Потребности в организации своего досуга и форм общения не выражены. В отношении инф. и общественно-полит. передач преобладают отрицат. оценки, связ. в основном с формой передач. Предпочитаемое содержание передач — зрелище, макс. насыщенное событиями и эмоциями, выходящими за рамки повседневной жизни. Инф. д/данной аудитории д. б. драматизирована, конкретна, эмоц. окрашена.

4) «домашняя» аудитория. Здесь основная х-ка — устойчивость интересов в сфере общения, досуга и трудовой деятельности, стремление к макс. покою, надежности. Выражается потребность в инф. на личностном уровне, отрицательно оценивается более обобщенный уровень инф. для этой аудитории особенно близки передачи,. раскрывающие реальных людей, таких как они сами и их знакомые. В сфере МК отдают предпочтение постоянным рубрикам, привычным формам, знакомым комментаторам, известным исполнителям.

Такого рода соц.-псих. исслед-я дают возм-ть глубже проникнуть в псих-ю отдельных групп аудитории, лучше понять их специфику и возм-ти для эффектив. взаимодействия с СМК. При всей важности выявления псих. особенностей аудитории, обусловленных соц.-демограф. х-ками, в исследовании эффективности МК возникает потребность дополнять их типологией по другим признакам. В этом плане представляет большой интерес вывод тартуской школы о необходимости учитывать в исследованиях МК внекоммуникативную активность аудитории, ее образ жизни, социально-психологические характеристики аудитории.


1. Статистическая физика и Физика твердого тела ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ Утверждено ре
2. Правознавство денної форми навчання до вивчення курсу
3. Определение иммуноглобулинов в крови.html
4. є -гактивним; 7
5. Менеджмент Шпаргалка
6. проблемного поля яке пов'язане з особливостями розвитку дитини в той чи інший віковий період в тому чи інш
7. Лечение острых инфекционных деструкций легких
8. Індустрія туризму та готельне господарство Шпаргалка
9. аt Осн Дифференциальное уре тогда имеет вид Ld2q-dt2Rdq-dt1-Cqэпсилон0sinомегаt
10. Реферат- Философия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдта
11. 5 Место групповых решений в системе принятия решений
12. .Організаційні форми господарської діяльності в Україні.
13. Форматування даних в програмах C++
14. Частная собственность в России с правовой позиции
15. Международные кредит отношения
16.  Классификация это метод научного познания представляющий собой распределение большой совокупности объ
17. Может быть он задержался и не приехал навестить меня потому что ему было невыносимо видеть меня такой како
18. ТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС Научный руководитель доц
19. Generl Chrcteristics. The noun is the centrl nomintive lexemic unit of lnguge
20. Fust der Film vom Regisseur leksndr Sokurov