Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Управление педагогическим процессом

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


Основы теории управления. Управление педагогическим процессом.

В широком смысле под управлением понимают деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль их исполнения, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Основная задача управленческой деятельности заключается в установлении эффективных взаимосвязей и отношений в руководимом коллективе, обеспечивающих успешное достижение определенных целей, стоящих перед конкретной организацией. Функции управления: аналитическая, проектная (прогностическая), функция планирования, функция организации системы действий по реализации запланированного, корректирующая, регулирующая, контрольно-оценочная. Анализ в структуре процесса управления занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл.

Аналитическая функция  - одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление причинно-следственных связей и системообразующих факторов. Проведение качественного анализа требует интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать факты и явления. В ходе анализа результатов работы необходимо иметь в виду начальный уровень состояния проблемы, а также ранее достигнутые результаты.

Непременным и важным свойством управленческих систем является наличие в них обратной связи, то есть возможности получения управляющими инстанциями сведений о состоянии управляемых объектов. В силу этого управленческая деятельность руководителей предусматривает как личное общение начальников и других должностных лиц с подчиненными, так и непрерывную подачу сведений руководству со стороны подчиненных структур.

Как и любая профессиональная деятельность, управленческая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:

  •  определение цели и задач управленческой деятельности,
  •  определение субъекта и объекта деятельности,
  •  определение содержания деятельности;
  •  выбор методов и технологий управленческой работы,
  •  выбор форм деятельности,  
  •  реализация  намеченного плана деятельности,
  •  корректировка деятельности,
  •  анализ результатов управленческой деятельности.

Принципы управленческой деятельности:

   рациональное сочетание централизации и децентрализации управления; гласность; демократизация и гуманизация управления; развитие вариативных форм самоуправления; единоначалие и коллегиальность управления);

   соответствие системы управления интересам организации и потребностям подчиненных; устойчивость, оперативность, мобильность управления; правовое закрепление управленческих функций руководителя и характера управленческих взаимосвязей и отношений в организации);

конкретность управленческих действий и персональная ответственность за их результаты; правовое регулирование управленческой деятельности; индивидуально-ориентированный подход к подчиненным; стимулирование и мотивированность управленческой деятельности; принцип опоры на положительные стороны личности подчиненного; принцип объективного подхода к субъектам управления.

Раскрывая специфику управленческой деятельности, следует подчеркнуть ее когнитивный характер, что позволяет в структуре управления выделить следующие составляющие:

1) управленческое предвидение, прогнозирование, связанные с интерпретацией социальных и производственных явлений;

2) осмысление процесса организации различных информационных и административных влияний на субъекты управления;

3) технологическое осмысление, инструментовка управленческих воздействий;

4) анализа достигнутого результата управленческой деятельности, соотнесение его с выдвигаемыми целями и задачами.

Составным элементом структуры управленческой деятельности является выбор методов управления (от греч. methodos -  путь, способ достижения  цели). В общей теории управления под методами понимают систему приемов, операций и процедур, применяемых для достижения целей управленческой деятельности.

Методы управления это способы практических действий руководителя, направленные на достижение целей, задач, конкретных результатов работы какого-либо объекта. Методы управления основаны на анализе достоверной информации и оптимальном выборе из системы возможных вариантов.

Любая научная классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Существуют следующие подходы к классификации методов социального управления: эмпирический, содержательный, аспектный.

Сторонники эмпирического подхода считают бессмысленной любую классификацию методов управления, так как она не нужна на практике. В конкретной ситуации руководитель решает проблему, основываясь на собственном опыте, выбирает метод, а не ищет ответ на вопрос: «К какой группе этот метод принадлежит?»

По содержанию управленческих воздействий  методы управления можно классифицировать на:  организационно-административные;  правовые; психологические; социальные;  экономические;  социально-психологические.

Смысл организационно-административных методов заключается в централизованном воздействии на подчиненных при помощи директивных актов: приказов, распоряжений, инструкций, положений и др. Условно их делят на три группы: стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные. Первые определяют степень устойчивости системы управления. Они регулируют деятельность органов управления и исполнителей, устанавливают процедуры административного воздействия, определяют различные нормативы. Это положения об органах управления, устанавливающие порядок их образования и функционирования; должностные инструкции; нормативные акты. Вторые свойственны текущей работе. Они применяются для согласования и координации деятельности сотрудников, прежде всего в условиях, не предусмотренных нормативными актами, и здесь наиболее ярко проявляются личностные характеристики руководителя, его стиль. Третьи заключаются в установлении форм ответственности и их реализации. Все три группы организационно-распорядительных методов тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Правовые методы обусловлены нормами законов. В управленческой деятельности они регулируют отношения между сотрудниками, между органами управления. и создают юридические гарантии труда. Правовое регулирование предусматривает создание правовых актов и их реализацию. Органами управления издаются подзаконные акты (приказы, директивы, приказания и др.) по различным направлениям деятельности.

К социально-психологическим относятся методы, ориентированные на использование социально-психологических возможностей сотрудников: мотивация профессионального труда; формирование коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей;  социальное регулирование и стимулирование; удовлетворение социальных, культурных и бытовых нужд, запросов и интересов подчиненных; организация профессионально-воспитательной работы в трудовом коллективе; поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективах. В целом социально-психологические методы управления ориентируют руководителя на всесторонний учет человеческого фактора в решении задач деятельности.

Система психологических методов осуществления управленческой деятельности может иметь следующую структуру: 1) методы формирования сознания подчиненных (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с научной и специально-профессиональной литературой и т.д.); 2) методы организации деятельности и формирования позитивного профессионального и социального опыта подчиненного (требование, инструктаж, стажировка, наставничество и т.д.); 3) методы стимулирования, развития мотивации продуктивной деятельности и поведения подчиненного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, тренинговые методы и т.д.); 4) методы контроля эффективности процесса управления (мониторинг, методы диагностики, анализ результатов деятельности подчиненных, структурных подразделений, трудового коллектива и  организации в целом, методы самоанализа и т.д.).

Однако недостаточно знать классификацию методов управления, нужно также уметь их использовать. Соотношения между знаниями и умениями позволяет выделить несколько типов руководителей. Первый тип (знающий  - умеющий): руководитель знает и умеет использовать многие методы управления. Второй тип (знающий неумеющий): руководитель знает, какие методы можно использовать, но не умеет этого делать на практике. К руководителям данного типа относятся обычно начинающие руководители, имеющие хорошую теоретическую подготовку в области организации и управления, но незначительный опыт работы. Третий тип (умеющий частично знающий): руководитель в основном умеет использовать методы, однако имеет слабые теоретические знания. Это так называемый тип руководителя-практика.

Управленческая культура проявляется в процессе решения следующих задач:

  •  проведение качественного анализа состояния дел в управляемой организации (коллективе);
  •  подбор, расстановка, оценка кадров;
  •   определение заданий подчиненным (подчиненный понимает, чего от него ждет руководитель, в какой форме должен быть представлен результат работы);
  •  стимулирование продуктивной работы подчиненных;
  •  создание условий для профессионального и личностного роста подчиненных.

ЗАДАНИЕ. Как вы понимаете слова китайского философа Лао Цзы (4-3 вв. до н. э.): «Отличный руководитель тот, о существовании которого люди догадываются. Посредственный - кому подчиняются и бурно приветствуют. Плохой – кого боятся и презирают. Но если руководитель поистине прекрасный, то подчиненные говорят: «Мы это сделали сами»».




1. Урок физической культуры в общеобразовательной школе.html
2. Тема 3 Здоровье и болезнь- подходы и понятия
3. Состав и классификация затрат по созданию и хранению запаса материалов
4. В купеческом особняке интерьер костюмы 0 съемка на личный фотоаппарат услуги фотографа
5. ТЕМА 13- Учет доходов и финансовых результатов деятельности предприятия Методологические основы формир
6. Безумный Маро Одни разыскивают по букинистическим лавкам старинные книги другие ищут на аукционах бе
7. Лабораторная работа 1 Задание Установить программные компоненты БД PostgreSQL
8. Курсовая работа- Форми ідеологічного контролю і піар процесу в тоталітарних суспільствах
9. Экологическое образование и воспитание на уроках географии и во внеклассной деятельности
10. Реферат- Измерение напряженности электромагнитного поля и помех
11. 20 г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионально
12. тема национального счетоводства
13. на тему- НОТАРИАТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ По курсу- ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ Вып
14. Ровер это всего лишь название но никогда не бывает просто назвать в маркетинге
15. Даму к~сіпкерлікті дамыту ~орыны~ стратегиялы~ ма~саттары-Ша~ын ж~не орта бизнес субъектілеріне ~лтты~ ~
16. ТГРК СУ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Транспортногрузовые системы
17. Экологическое прав
18. а начальный входящий ~ составляется на начало отчетного периода;б заключительный исходящий ~ составляе
19. ДОКЛАД муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательно
20. должность секретаря при ДК но и на самим книгах то есть на естественных для нас чувствовосприятии и духов