Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Управление педагогическим процессом

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Основы теории управления. Управление педагогическим процессом.

В широком смысле под управлением понимают деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль их исполнения, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Основная задача управленческой деятельности заключается в установлении эффективных взаимосвязей и отношений в руководимом коллективе, обеспечивающих успешное достижение определенных целей, стоящих перед конкретной организацией. Функции управления: аналитическая, проектная (прогностическая), функция планирования, функция организации системы действий по реализации запланированного, корректирующая, регулирующая, контрольно-оценочная. Анализ в структуре процесса управления занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл.

Аналитическая функция  - одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление причинно-следственных связей и системообразующих факторов. Проведение качественного анализа требует интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать факты и явления. В ходе анализа результатов работы необходимо иметь в виду начальный уровень состояния проблемы, а также ранее достигнутые результаты.

Непременным и важным свойством управленческих систем является наличие в них обратной связи, то есть возможности получения управляющими инстанциями сведений о состоянии управляемых объектов. В силу этого управленческая деятельность руководителей предусматривает как личное общение начальников и других должностных лиц с подчиненными, так и непрерывную подачу сведений руководству со стороны подчиненных структур.

Как и любая профессиональная деятельность, управленческая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:

  •  определение цели и задач управленческой деятельности,
  •  определение субъекта и объекта деятельности,
  •  определение содержания деятельности;
  •  выбор методов и технологий управленческой работы,
  •  выбор форм деятельности,  
  •  реализация  намеченного плана деятельности,
  •  корректировка деятельности,
  •  анализ результатов управленческой деятельности.

Принципы управленческой деятельности:

   рациональное сочетание централизации и децентрализации управления; гласность; демократизация и гуманизация управления; развитие вариативных форм самоуправления; единоначалие и коллегиальность управления);

   соответствие системы управления интересам организации и потребностям подчиненных; устойчивость, оперативность, мобильность управления; правовое закрепление управленческих функций руководителя и характера управленческих взаимосвязей и отношений в организации);

конкретность управленческих действий и персональная ответственность за их результаты; правовое регулирование управленческой деятельности; индивидуально-ориентированный подход к подчиненным; стимулирование и мотивированность управленческой деятельности; принцип опоры на положительные стороны личности подчиненного; принцип объективного подхода к субъектам управления.

Раскрывая специфику управленческой деятельности, следует подчеркнуть ее когнитивный характер, что позволяет в структуре управления выделить следующие составляющие:

1) управленческое предвидение, прогнозирование, связанные с интерпретацией социальных и производственных явлений;

2) осмысление процесса организации различных информационных и административных влияний на субъекты управления;

3) технологическое осмысление, инструментовка управленческих воздействий;

4) анализа достигнутого результата управленческой деятельности, соотнесение его с выдвигаемыми целями и задачами.

Составным элементом структуры управленческой деятельности является выбор методов управления (от греч. methodos -  путь, способ достижения  цели). В общей теории управления под методами понимают систему приемов, операций и процедур, применяемых для достижения целей управленческой деятельности.

Методы управления это способы практических действий руководителя, направленные на достижение целей, задач, конкретных результатов работы какого-либо объекта. Методы управления основаны на анализе достоверной информации и оптимальном выборе из системы возможных вариантов.

Любая научная классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Существуют следующие подходы к классификации методов социального управления: эмпирический, содержательный, аспектный.

Сторонники эмпирического подхода считают бессмысленной любую классификацию методов управления, так как она не нужна на практике. В конкретной ситуации руководитель решает проблему, основываясь на собственном опыте, выбирает метод, а не ищет ответ на вопрос: «К какой группе этот метод принадлежит?»

По содержанию управленческих воздействий  методы управления можно классифицировать на:  организационно-административные;  правовые; психологические; социальные;  экономические;  социально-психологические.

Смысл организационно-административных методов заключается в централизованном воздействии на подчиненных при помощи директивных актов: приказов, распоряжений, инструкций, положений и др. Условно их делят на три группы: стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные. Первые определяют степень устойчивости системы управления. Они регулируют деятельность органов управления и исполнителей, устанавливают процедуры административного воздействия, определяют различные нормативы. Это положения об органах управления, устанавливающие порядок их образования и функционирования; должностные инструкции; нормативные акты. Вторые свойственны текущей работе. Они применяются для согласования и координации деятельности сотрудников, прежде всего в условиях, не предусмотренных нормативными актами, и здесь наиболее ярко проявляются личностные характеристики руководителя, его стиль. Третьи заключаются в установлении форм ответственности и их реализации. Все три группы организационно-распорядительных методов тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Правовые методы обусловлены нормами законов. В управленческой деятельности они регулируют отношения между сотрудниками, между органами управления. и создают юридические гарантии труда. Правовое регулирование предусматривает создание правовых актов и их реализацию. Органами управления издаются подзаконные акты (приказы, директивы, приказания и др.) по различным направлениям деятельности.

К социально-психологическим относятся методы, ориентированные на использование социально-психологических возможностей сотрудников: мотивация профессионального труда; формирование коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей;  социальное регулирование и стимулирование; удовлетворение социальных, культурных и бытовых нужд, запросов и интересов подчиненных; организация профессионально-воспитательной работы в трудовом коллективе; поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективах. В целом социально-психологические методы управления ориентируют руководителя на всесторонний учет человеческого фактора в решении задач деятельности.

Система психологических методов осуществления управленческой деятельности может иметь следующую структуру: 1) методы формирования сознания подчиненных (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с научной и специально-профессиональной литературой и т.д.); 2) методы организации деятельности и формирования позитивного профессионального и социального опыта подчиненного (требование, инструктаж, стажировка, наставничество и т.д.); 3) методы стимулирования, развития мотивации продуктивной деятельности и поведения подчиненного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, тренинговые методы и т.д.); 4) методы контроля эффективности процесса управления (мониторинг, методы диагностики, анализ результатов деятельности подчиненных, структурных подразделений, трудового коллектива и  организации в целом, методы самоанализа и т.д.).

Однако недостаточно знать классификацию методов управления, нужно также уметь их использовать. Соотношения между знаниями и умениями позволяет выделить несколько типов руководителей. Первый тип (знающий  - умеющий): руководитель знает и умеет использовать многие методы управления. Второй тип (знающий неумеющий): руководитель знает, какие методы можно использовать, но не умеет этого делать на практике. К руководителям данного типа относятся обычно начинающие руководители, имеющие хорошую теоретическую подготовку в области организации и управления, но незначительный опыт работы. Третий тип (умеющий частично знающий): руководитель в основном умеет использовать методы, однако имеет слабые теоретические знания. Это так называемый тип руководителя-практика.

Управленческая культура проявляется в процессе решения следующих задач:

  •  проведение качественного анализа состояния дел в управляемой организации (коллективе);
  •  подбор, расстановка, оценка кадров;
  •   определение заданий подчиненным (подчиненный понимает, чего от него ждет руководитель, в какой форме должен быть представлен результат работы);
  •  стимулирование продуктивной работы подчиненных;
  •  создание условий для профессионального и личностного роста подчиненных.

ЗАДАНИЕ. Как вы понимаете слова китайского философа Лао Цзы (4-3 вв. до н. э.): «Отличный руководитель тот, о существовании которого люди догадываются. Посредственный - кому подчиняются и бурно приветствуют. Плохой – кого боятся и презирают. Но если руководитель поистине прекрасный, то подчиненные говорят: «Мы это сделали сами»».


Диплом на заказ


1. Тема- Програмування пошуку в масивах та сортування масивів Мета- Вивчення методики створення програм оброб.html
2. молекулярна генетика А В Т О Р Е Ф Е Р А Т дисертації на здобуття наукового ступеня кандид
3. Рецензия на монографию по истории древнего мира ИМДьяконов Люди города Ура
4. Борис Гребенщиков
5.  Комбинаторное звуковое изменения А
6. ВВЕДЕНИЕ ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ СТАРТА РАССЧЁТ ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА И ПРИБЫЛИ КАК СФОРМИРОВАТЬ
7. Триумф гадкого утенка книгу о том какие психологические проблемы мы с вами вынесли из нашего детства
8. Слове о полку Игореве автор наделяет природу человеческими чувствами способностью различать добро и зло
9. плата бонус с личных всего заработная Бонус роста.html
10. ТЕМА 13- Учет доходов и финансовых результатов деятельности предприятия Методологические основы формир
11. 1 где G0 ~ вес клети Н; G1 ~ вес груза Н; Dб ~ диаметр барабана м; im ~ передаточное число редуктора; ~m ~ кпд ред
12. 1Опишите назначение Рулевого управления
13. тематике в группе компенсирующей направленности ОНР для детей 6 7 лет
14. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Київ 1999
15. Комплекс операций представлен сетевым графиком рис
16. Часто болеющий ребенок
17. Основы конституционного строя как институт конституционного права
18. Статья 2 Право на объединение в профсоюзы Профсоюзы добровольное общественное объединение граждан связа
19. рефератдисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Одеса ~
20. Шпаргалка по управлению качеством (экономика)