Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

политическую жизнь

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


146. Понятие и способы политической коммуникации.

Политика не существует вне человеческой деятельности, различных способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих, направляющих и инновациирующих общественно-политическую жизнь. ПК выступает своеобразным социально-информационным полем политики. ПК представляет собой совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации, структурирующих политическую деятельность и придающих ей новое значение. ПК – процесс передачи полит. инф-ции, благодаря которой он циркулирует от одной части полит.системы к др. и между полит.системой и соц.системой, т.е. идет непрерывный процесс взаимообмена инф-цией между индивидами и группами на всех уровнях. ПК отвечает фундамент.потребностям всей полит.системы. Можно выделить три осн.сп-ба или вида ПК: неформальные контакты, коммуникация через СМИ и коммуникация через орг-ции – в данном случае передаточным звеном являются полит.партии.

Началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период первой мировой войны. Однако фундаментальные работы в этой области, равно как и сам термин “политическая коммуникация”, появились лишь в конце 40-х – начале 50-х годов. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление, связанное с использованием формализованных методов системного анализа, приходится на 50-е – 60-е годы – период становления общей теории систем как междисциплинарной логико-методологической концепции исследования сложноструктурированных объектов различной природы, а также стремительного развития кибернетики – области знания, изучающей наиболее общие закономерности процессов информационного обмена и управления в технических, биологических, человеко-машинных, экономических и социальных системах.

Политическая коммуникация – процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой, то есть идет непрерывный процесс взаимообмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях. Политическая коммуникация отвечает фундаментальным потребностям всей политической системы. Способы политической коммуникации:

- Неформальные контакты

- Коммуникации посредством организаций. Передаточным звеном между правителями и управляемыми являются политические партии.

- Коммуникации через СМИ.

Политическая система все больше и больше использует характерные техники и устоявшиеся приемы современной журналистики. В государственной политике очень часто информация представляется таким же образом, как и в журналистике, то есть политическая информация тяготеет к кратковременности, персонализации и негативизму. Персонализация в политике проявляется прежде всего в фокусировке внимания на политических лидерах и кандидатах при одновременном снижении внимания к идеологии и программе партии. Негативизм в политике – современная политическая компания строится именно на этом принципе, то есть идет активная критика оппонентов. На сегодняшний момент на лицо все элементы политической отчужденности общества, которое получает политическую информацию только через ТВ. Потеря политической системой поддержки в обществе вынуждает ее более активно заниматься коммуникацией. Однако это приносит эффект только при использовании структурных установок современной системы СМИ. Использование  этих принципов создает новые проблемы в политической системе.

В современном обществе идет замена демократии – «телекратией». Возможность влияния СМИ на массовое политическое сознание и поведение российского населения в целом небезграничны.

политическая коммуникация выступает как смысловой аспект взаимодействия субъектов политики путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которой невозможно движение политического процесса. «Посредством коммуникации, – подчеркивает Ю.В. Ирхин, – передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики). Политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени» [92, c. 308].

В последнее время политическая коммуникация рассматривается как функциональный элемент политической системы общества, обеспечивающий взаимосвязь между другими ее компонентами (см., напр.: [110]). Но в то же время политическая коммуникация выступает и как процесс, как непосредственная деятельность политических акторов по производству и распространению политически значимой информации, направленная на формирование (стабилизацию или изменение) образа мыслей и действий других социальных субъектов. Тогда, с учетом «функциональной» и «процессуальной» составляющих, объем понятия «политическая коммуникация» в наиболее общем виде должен включать в себя всю совокупность феноменов информационного воздействия и взаимодействия в сфере политики, связанных с конкретно-исторической деятельностью политических акторов по поводу власти, властно-управленческих отношений в обществе. [c.75]

Распространение политически значимой информации может осуществляться разными способами, по различным каналам. Исходя из характеристики источника информационного воздействия, Г.В. Пушкарева определяет четыре основных канала политической коммуникации: официальный, который регулирует движение информационных потоков от политических организаций, учреждений; при этом распростаняемая информация носит иституционализированный характер, она фиксирует принятие политических решений, доведение их содержания до сведения граждан (государственные нормативные акты, приобретающие после опубликования силу закона, а также официальные заявления, обращения, программы политических организаций, которые принимаются населением к сведению, и т.д.); персональный, предназначенный для передачи политической информации конкретными участниками политических событий, лидерами политических организаций и государственных органов и предполагающему выражение последними их собственного мнения, своей позиции, индивидуальных качеств (выступления политика перед аудиторией, в печати, на радио и телевидении, личные контакты с людьми); опосредованный, когда информация исходит не от собственно политических структур или политических и государственных деятелей, а от посредников, которыми могут быть СМИ, научно-исследовательские и социологические центры, иные свидетели и интерпретаторы политических событий; и анонимный, то есть лишенный достоверно известного источника информации, основнной на слухах, которые нередко распространяются в печати и других СМИ (см.: [169, c. 51-53]).

В зависимости от способов распространения сообщений Ю.В. Ирхин предлагает различать два взаимодополняющих вида политической коммуникации: естественную и технически опосредованную. Естественная коммуникация характеризуется прямой связью между коммуникаторами и наличием «живого» текста, который может подвергаться изменениям в зависимости от моментальной реакции относительно небольшой по размеру аудитории; технически опосредованная – наличием материально закрепленного текста, отсутствием прямой связи между [c.76] коммуникаторами и наличием численно больших рассредоточенных аудиторий (см.: [92, c. 310]). Очевидно, что несмотря на стремительное развитие новых информационных технологий, естественная коммуникация по-прежнему играет весьма важную роль в системе СМК. Межличностное общение – это тот микроуровень политической коммуникации, который оказывает существенное воздействие на ее макроуровень – печать, радио, телевидение, кинематограф, лекционную пропаганду и т.д. Ведь информация, содержащаяся в сообщении официального субъекта политической коммуникации принимается и успешно усваивается людьми только тогда, когда она положительно оценена неофициальным субъектом, поддержана им. Любое важное сообщение, как правило, обсуждается и получает свою оценку в семье, трудовом коллективе, неформальной группе. Именно эта оценка, позиция близких человеку людей больше всего влияет на его отношение к тем или иным информационным источникам. Если у аудитории складывается стойкое отрицательное отношение к официальной политической информации, например, из-за замалчивания отдельных фактов, проблем, то на эффективность и действенность СМК в этом случае рассчитывать не приходится. Иными словами, межличностное общение служит фильтром для усвоения официальной информации, дает ей свою оценку и имеет решающее значение в политическом ориентировании личности.

Политическая коммуникация в значительной степени зависит от социальных и технических условий ее развития. При этом, как отмечает А.И. Соловьев: «Информационные связи в политической сфере обретают институциональную устойчивость лишь благодаря постоянному “обслуживанию” ролевых практик субъектов. Поддержание базовых для политики коммуникаций (в области принятия решений, проведения выборов, развития межпартийных отношений и т.д.) способствует формированию соответствующихинформационно-коммуникативных систем (ИКС), которые сосуществуют в поле политики с более подвижными типами контактных связей, “обслуживающими” неустойчивые инфопотоки между свободными от жестких взаимных обязательств акторами» [182, c. 12]. Типология ИКС, по мнению А.И. Соловьева, может [c.77] быть построена по различным основаниям: с точки зрения функциональной нагрузки (ИКС в области государственного управления, политического участия, осуществления деятельности партий, групп интересов и т.д.); по отраслевому принципу (ИКС, обеспечивающие осуществление государственной политики в области образования, здравоохранения, культуры, экологии, военной сферы и пр.); с точки зрения организации информационных обменов (макроИКС, характеризующая деятельность политической системы в целом; мезоИКС, отображающая особенности функционирования региональной власти; микроИКС на межличностном уровне); в историческом плане (ИКС того или иного временного периода); с точки зрения конкретных агентов политики (партийные, государственные и иные, связанные с деятельностью конкретного актора, аналогичные ИКС) [159, c. 52].

Анализ исторических типов ИКС позволяет выявить особенности развития политической коммуникации, связанного с изменениями в способах и институтах передачи сообщений. В данном отношении представляется достаточно продуктивной теоретическая концепция, предложенная в свое время Ю.П. Буданцевым. В рамках этой концепции в качестве аналога понятия информационно-коммуникативной системы выступает, возможно, не совсем точное, с современной точки зрения, понятие «системы средств массовой коммуникации» (ССМК), в действительности охватывающее не только собственно массовую, но также и межличностную, и групповую коммуникацию. Тем не менее, представляется важным, что в структуре каждой такой ССМК обязательно выделяются две подсистемы: тексты (от материально не закрепленных до материально закрепленных в символах, знаках, образах, звуках) и аудитории (от малых, сконцентрированных до численно больших, рассредоточенных). Самой древней по времени возникновения выступает первичная система средств массовой коммуникации (ССМК–1) – она соответствует первобытному обществу, когда носителем текста выступает сам человек, а главную роль играет межличностное общение. Далее развитие этих подсистем идет синхронно: появление ССМК–2 соответствует периоду разложения первобытной [c.78] общины, когда появляются аудитория в собственном смысле этого понятия и организаторы коммуникативного процесса, происходящего преимущественно в форме собрания как действия; возникновение ССМК–3 в период становления индустриального общества связано с развитием книгопечатания, материальным закреплением текста-письма, а ССМК–4 – собственно с комплексом СМИ в эпоху развитых индустриальных и постиндустриальных обществ. На практике указанные системы, конечно же, могут сосуществовать и параллельно, в составе комплексов «ССМК–1 – ССМК–2», «ССМК–2 – ССМК–3» и т.д., взаимодополняя друг друга (см.: [39, c. 44–45]). Уровень развития системы средств коммуникации, особенности их использования в политической сфере достаточно полно характеризуют социально-информационную базу политической культуры, ее приоритетные цели. В свою очередь, доминирующая политическая культура в известном смысле предопределяет направленность политико-коммуникационных процессов с учетом сложившейся системы ценностных ориентаций, правил, образцов функционирования.

Политическая коммуникация, охватывая все многообразие социально-политических связей – межличностных, массовых и специальных, отражает и выражает культурные ценности субъектов политики; несет в себе политическую информацию как содержание, включая процессы обмена этим содержанием, а также семиотические и технические средства, используемые в этих обменах, и технические каналы этих обменов. Применительно к массовой коммуникации речь идет о целенаправленном формировании коммуникаторами политических установок массовой аудитории, что подразумевает также тесные развивающиеся взаимосвязи внутри массы, в свою очередь воздействующей на коммуникаторов (см.: [198, c. 39-40]). В общем случае имеют место всесторонние коммуникативные связи и отношения, которые неразрывно связаны с политической культурой как неотъемлемым элементом общей культуры конкретного общества. 

PAGE  3




1. Лабораторная работа 1 Создание и сохранение документа ввод и форматирование текста создание колонти
2. Разработка теоретических основ построения бренда банковских услуг
3. углеводное чередование для сушки мышц Суть этой диеты в постоянном варьировании количества углеводов в ва
4. ТРИ СТОЛИЦЫ БУДАПЕШТ ~ ВЕНА ~ ПРАГА ~ ДРЕЗДЕН Выезд- 27
5. 32813696023-2011 Вміст фосфору в ґрунті достатньо високий і має тенденцію до накопичення за умови регулярного вн
6. Digit number ~ десятизначный номер Outdted cordless phone ~ устаревший старомодный радиотелефон Get up the nerve собратьс
7. Реферат- Основні засоби підприємства
8. Доклад ’ 1. Ключевский В.html
9. 16 реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Дніпропетров
10. го поколения Третье поколение ЭВМ разрабатывалось с 1964 по 1974год на новой элементной базе осуществился п
11. Notes concerning Sketches on the history of book culture of Siberi nd the Fr Est
12. Условия существования тока
13. Тема заняття V семестр 1 2
14. Нефть и способы ее переработки
15. Биотический фактор развития биосферы
16. культурные процессы в культурологии.
17. Тема лекції 6-3- Протипожежний захист ринків
18. Эволюция адаптивных стратегий
19. Тема работы- Написание простейших программ на языке программирования
20. Тема Беседа о культуре в школе и общественных местах Цель