Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема- Лекарственные растения Учитель биологии Козленко Любовь Николаевна Цель- Сформировать предста

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


Гимназия № 132

Интегрированный урок:

Лекарственные растения

Козленко Л. Н.

Интегрированный урок по естествознанию.

Тема: Лекарственные растения

Учитель биологии- Козленко Любовь Николаевна

Цель: Сформировать представления у учащихся:

-о лечебных свойствах органов цветковых растений;

-правила их сбора;

- о ядовитых растениях и первой помощи при отравлениях;

-о правилах поведения в природе;

-экологическую культуру.

Научить правильно устраивать привал, разжигать костер и использовать лекарственные растения при мозолях, головной боли и расстройствах желудка

и кишечника.

Тип урока: интегрированный.

Форма: лекция, беседа.

Оборудование: таблица «Лекарственные растения», рисунки лекарственных

растений, видеофильм Жданова «Очки пора снимать» (фрагмент как лечатся

собаки), гербарий лекарственных растений, книги «Красная книга Казахстана, «Заповедники Казахстана», «Растения Казахстана», физическая карта Казахстана.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с лекарственными растениями и их лечебными свойствами. Узнаем какие части растения, что лечат и в какое время года и даже дня их надо собирать.

Сегодняшний урок относится к разряду интегрированных. Именно поэтому к нам на урок приглашены учителя географии и ОБЖ.

Учитель ОБЖ расскажет нам о свойствах ядовитых растений и правилах оказания первой помощи в случае отравления.

Учитель географии ознакомит вас с заповедниками Казахстана и лекарственными растениями, произрастающими там.

  1.  

Люди издавна пользовались дарами природы для предупреждения и лечения различных заболеваний. Возможно, первые люди руководствовались в выборе лекарств инстинктом, как это сейчас делают больные животные. Но чаще всего они шли империческим путем риска и ошибок. Постепенно вырабатывалась способность улавливать эти связи между причиной и следствием запоминать эти связи. Миллионы лет в течении которых шла эволюция человека, накапливались эти знания и передавались из поколения в поколение. Долгое время растения оставались почти единственным лекарственным средством.

Тайной целебных трав владели лекари древних государств Египта, Индии, Китая, Греции и др. Богатые сведения о лекарственных растениях накопились в монастырях, где монахи собирали травы и лечили ими людей задолго до изобретения таблеток.

Всего в мире насчитывается 33 тысячи видов болезней, поражающих человека. Кто нападает на человека, от чего мы болеем, как нам предостеречься от болезней и как правильно лечиться, если уже заболел- об этом мы сейчас и поговорим.

  1.  

Вы знаете, что все живые организмы делятся на 4 царства.

Перечислите их.

Правильно, Это бактерии, грибы, растения, животные. А теперь                                                                 поговорим, кто из этих организмов поселяется в человеке и заставляет его страдать. Чем болеет человек?

(ответы учащихся)

  1.  вирусы-грипп, ВИЧ.
  2.  бактерии- ангина, туберкулез и т.д.
  3.  одноклеточные грибы-плесени- у животных стрегучий лишай.
  4.  простейшие- дизентирийная амеба, лямбими в печени,малярия.
  5.  гельминты-или глисты. 150 видов паразитов поселяется в человеке (показать картинку мальчика с кистой в печени)
  6.  охарактеризовать каждую группу.

Все эти организмы одноклеточные и многоклеточные (глисты) вызывают у человека разные болезни. Человек начинает себя плохо чувствовать. Перечислите мне свои недомогания, не называя болезни. Температура, головная боль, тошнота, иногда рвота.

Ребята, объясните: болезни разные, а проявления болезни очень похожи. Почему?

Человек для всех этих паразитов окружающая среда, в которую они выбрасывают свои не переработанные отходы. Именно поэтому экскременты и отравляют организм. Они вызывают недомогание и даже смерть. Что делать? (ответы детей)

Верно, нужен врач, анализы и назначение врачей. Самолечение не допустимо.

Травники говорят, что любую болезнь можно вылечить травами. Надо только правильно их собирать.

При сборе лекарственных растений необходимо соблюдать определенные требования (см. стр. 114)

III.

Выступление учащихся о лекарственных растениях.

IV.

Выступление учителя ОБЖ о ядовитых растениях.

Ребята, вы очень много рассказали о лекарственных растениях, об их использовании человеком.

Но наряду с лекарственными растениями есть и ядовитые, т.е. растения, содержащие определенные вещества при попадании которых на кожу или слизистую оболочку или внутрь могут вызвать болезнь или даже смерть человека или животного. Чаще конечно травятся растениями дети до 5 ле. Но по статистике ежегодно от отравления растениями страдают до 15000 человек.

Какие же растения считаются ядовитыми?

Хочу отметить очень красивый цветок мак снотворный. Поля красивые, много цветов. Мак употребляют в хлебном производстве. Хозяйки часто добавляют мак в выпечку. Но в маке, если употреблять его в большом количестве есть вещества-алколоиды, они ведут к аритмии, блокаде сердечной мышцы и его последующей остановке.

Еще одно распространенное растение- белена черная. Очень ядовитое   растение. Детей привлекают коробочки с семенами, похожими на мак. отравление проявляется через 20-30 минут. Сухость во рту, покраснение лица, шеи, тошнота, рвота, судороги, зрачки расширены, блеск глаз.

Зверобой продырявленный-попав в корм скоту, вызывает отравление, лихорадку, особенно чувствительны овцы.

Клещевина обыкновенная- культивируется как декоративное растение. Плоды напоминают фасоль. Из семян делают касторовое масло. При попадании семян внутрь- яд попадает в кровь и вызывает склеивание эритроцитов, боль в животе, тошноту, рвоту, судороги, слабый пульс.

Оказание первой помощи.

  1.  Вызвать 03-скорую помощь.
  2.  До приезда врачей промыть желудок. Дать пострадавшему выпить- лучше всего белковую смесь ( на 0,5 литров воды 2-3 яичных белка размешать и выпить). Через 20-30 минут вызвать рвоту. Или выпить просто воды с добавлением 0,5 чайной ложки соды. Важно, как можно больше вывести яд из желудка. Затем нужно согреть пострадавшего- дать выпить горячий чай, кофе. Положить грелки к ногам, обязательно выпить активированный уголь по 1 таблетке каждый час (можно выпить до 10 таблеток).

V.

Выступление учителя географии.

В Казахстане насчитывается около 6 тысяч видов растений. Среди них есть и деревья великаны и очень маленькие травянистые растения.

Многие замечательные растения находятся по угрозой исчезновения. Из-за немереного сбора редкими стали и многие лекарственные растения. В Законе РК «Об особо охраняемых территориях Казахстана» говорится, что редкие объекты живой и не живой природы имеют большое научное, культурное, познавательное и лечебное значение и должны охраняться государством. Для этого в Казахстане созданы 9 заповедников. Это-Аксу-Жабаглинский, Алматинский, Барсакельмесский, Наурзумский, Коргалжинский, Маркакольский, Устюртский, Западно-Алтайский, Алакольский заповедники. Главная целзаповедников- сохранить природу, растения и животных этих краев в первозданном виде.

По карте показать месторасположение заповедников.

Продемонстрировать фотографии заповедников.

  1.  Аксу-Жабаглинский заповедник создан в 1926 году. Охранят растительный и животный мир горных районов Южного Казахстана. Здесь расположены лучшие леса светолюбивой и засухоустойчивой арчи. Это вечнозеленое дерево украшает и закрепляет каменистые склоны гор.
  2.  Алматинский заповедник находится на Тянь-Шане. Здесь лиственные леса сменяются хвойными. Среди осин, берез, боярышника, яблонь встречаются ели. Ель Шренка- одно из ценнейших деревьев Тянь-Шаня. Высоко в горах растут эдельвейсы, лютики, горецветы, фиалки.
  3.  Заповедник Барсакельмес (1939) был организован на острове Аральского моря. В пустынной зоне растут полынь, солянки, жузгун, различные злаки.
  4.  Украшение Наурзумского заповедника (1959)- сосна обыкновенная, осиновые и березовые колки. В пределах этого заповедника сохранились небольшие участки целинных степей.
  5.  Коргалжинский заповедник (1958) включает в себя оз. Коргалжин. травянистые растения прилегающих участков степи- камыш, рогоз, осоки, ковыли, типчаки, несколько видов полыни.
  6.  Маркакольский заповедник (1976) расположен на Алтае. В живописное озеро Маркаколь впадает множество рек. В лесах преобладает кедр, сосна, ель, пихта, осина, береза, рябина.
  7.  В Устюртском заповеднике (1984) охраняется природа пустынных районов Казахстана. Он занимает самую возвышенную часть Устюрта.
  8.  Горные районы Западного Алтая охраняются Западно-Алтайским заповедником (1998). В нем господствуют хвойные и сосновые леса, альпийские и субальпийские луга. Мир растений широко представлен редкими, ценными и целебными видами.
  9.  Самый молодой заповедник- Алакольский (1998). Расположен на востоке Казахстана и охраняет растительный и животный мир оз. Алаколь.

В Казахстане издана Красная книга растений, куда внесены исчезающие и редкие растения Казахстана. Демонстрация Красной книги.

В библиотеке есть книги, посвященные растениям Казахстана. В этих книгах есть описание 150 видов растений с фотографиями. Например, здесь описаны такие лечебные травы, как: шиповник, вейник наземный, ежа сборная, зверобой и многие другие.

Сохранить исчезающие и редкие виды лекарственных растений- важнейшая задача жителей Казахстана.

Необходимо бережное отношение к каждой травинке. Не торопитесь срывать красивый цветок, особенно если рядом не видно множества других таких же.

Сорванные растения быстро вянут. А в природе они еще долго могли бы радовать нас, отцвести, рассеять семена, из которых разовьются новые растения.

НАГЛЯДНЫЙ

МАТЕРИАЛ

Там, где пройдет

один человек

Останется след.

Там, где пройдут

десять человек

Останется тропа.

Там, где пройдет

тысяча человек

Останется пустыня.

Бабочка, трава, цветок и птица

Не всегда ведь могут защититься

Если будут уничтожены они

На планете останемся одни!

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.




1. ГАМБУРГЕР шифровальная таблица будет иметь вид Г А
2. 09 декабря 2013 года График интернет тестирования студентов Балаковс
3. Эксплуатация систем газораспределения газопотребления
4. Внеоборотные активы
5. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук ІваноФранківськ
6. Разграничение косвенного умысла и преступного легкомыслия.html
7. Радость воспитания в основе которой лежат научные труды Рудольфа Дрейкурса станет бесценным помощником и
8. Чудеса творим мы сами Мастерская чудес Введение
9. Проецирование точки на три плоскости проекций П1 П2 П3
10.  Социализация и социальная идентификация в современном обществе- гендерные этнонациональные конфессионал
11. Введение Среди проблем которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества о
12. 15 бит; 2 30 бит; 3 3 бита; 4 3 байта
13. на тему Аппаратная конфигурация Выполнил студент группы ЭТБ 12
14. Однако эффективность этого препарата доказана и многими клиническими исследованиями
15. технічних розробок
16. Доказательства в уголовном процессе
17. Обстоятельства исключающие административную ответственность
18. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата сільськогосподарських наук.
19. Первая паровая машина была создана в Англии в 1710 г
20. Дискретная математика