Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Основные задачи политики местного экономического развития 2

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


PAGE  9

Зарубежный опыт экономического развития муниципальных образований.

1. Основные задачи политики местного экономического развития

2. Новая модель местного экономического развития

1. Основные задачи политики местного экономического развития

За прошедшее десятилетие в мире произошли значительные изменения в процессе выработки стратегии экономического развития на местном уровне. Наблюдается тенденция сокращения многих крупных корпораций в развитых странах мира с расположением их в других государствах. Одновременно в муниципалитетах создается большое число новых рабочих мест небольшими инновационными компаниями местного уровня.

Сегодня, например, в США исчезает то общество, которое способствовало созданию и внедрению в жизнь стратегии экономического развития, направленной на привлечение новых корпоративных мест и увеличение заводских мощностей. 500 компаний, которые преуспевали в прошлом, приостановили свой рост и сокращают численность своих сотрудников.

Количество освобожденных от работы за последние десять лет составило более 3,5 млн. чел. Многие крупные отрасли переместили свои предприятия в Центральную Америку или Юго-восточную Азию, где затраты труда представляют незначительную долю от стоимости труда в США.

Анализ передового опыта экономического развития муниципальных образований США, Германии, Японии показал, что глобальная экономическая революция ставит перед политикой местного экономического развития четыре основных задачи.

Первая задача. Ее можно обозначить как пересмотр целей и изменение предпосылок экономического развития. Если раньше местные руководители считали экономическое развитие подведомственных им территорий функцией местного правительства, которую может "осуществлять" какое-либо из его агентств, то в последнее время они рассматривают экономическое развитие не только как процесс, генерируемый в частном секторе. Недостаточно просто привлекать на свою территорию любые частные фирмы в целях создания рабочих мест. Важно, чтобы эти рабочие места были высокооплачиваемыми и требовали высокой квалификации, содействовали повышению уровня и качества жизни населения данной территории.

Вторая задача - укрепление экономического фундамента развития. Для этого местным правительствам необходимо разработать стратегию соответствующей мотивации и поддержки корпоративного сектора. Должен быть определен широкий круг государственных мероприятий, затрагивающих экономический фундамент деятельности корпоративного сектора - рабочую силу, знания и технологию, финансовый капитал, развитую инфраструктуру.

Третья задача - приспособление политики местного экономического развития к изменяющимся географическим реалиям. Экономическая жизнеспособность местного сообщества зависит, как от общего благополучия всего региона, частью которого она является, так и от особенностей ее географического положения и природных ресурсов этого региона.

Четвертая задача - разработка новых организационных и институциональных подходов к обеспечению местного развития на основе стратегического видения проблем. Местное экономическое развитие становится основной заботой не только специалистов по экономическому развитию, политиков и управляющих, но и, прежде всего, населения. Для успешного экономического развития требуется партнерское взаимодействие со многими государственными и корпоративными организациями (правительственных агентств, фирм, рабочих объединений, образовательных учреждений) и участие граждан.

В данном контексте необходимо еще раз подчеркнуть, что местное экономическое развитие зависит не только от местных органов власти (в настоящее время именно им принадлежит большая роль в этом процессе), но и от формирования предпринимательских групп взаимодействующих фирм, являющихся ключевым направлением экономического развития. Местным руководителям принадлежит важная роль в решении новых экономических проблем. Они должны быть экономическими стратегами и лидерами.

Анализ стратегии экономического развития городов Литлтон - 33600 жителей (штат Колорадо), Браш - 4500 жителей (штат Колорадо) и др. показал, что наиболее продуктивными мерами, которые сегодня могут предпринять органы местного управления, является формирование четкого видения в отношении желаемого типа экономики и разработка конкретного плана продвижения в указанном направлении. Многие органы местного управления, уже внедрившие указанные меры, пришли к выводу, что традиционная стратегия, с ее попытками привлечь отрасли и предприятия из других регионов, не является многообещающей при существующей экономической ситуации. Вместо этого они решили развивать или взращивать свои действующие предприятия и отрасли.

Эта новая стратегия экономического развития получила название "садоводство". Ее целью является "выращивание" рабочих мест в локальном масштабе, то есть создание развитой экономической среды для местных предприятий. Таким образом, "садоводство" означает отказ от привлечений на территорию муниципальных образований уже известных крупных компаний, что, по их мнению, является дорогостоящей стратегией, в большинстве случаев дает незначительное число рабочих мест и не обеспечивает существенного прироста местного бюджета.

Во всех названных городах ключевыми факторами успеха являются - оптимальное использование ресурсов, сотрудничество и кооперация. Их органы местного самоуправления, в первую очередь, вкладывали инвестиции в "интеллектуальную инфраструктуру" инновационных предприятий и концентрацию всех видов ресурсов на оказание содействия и услуг для нужд различных отраслей. Это позволило местными инновационными кампаниями создать более 90% всех рабочих мест, которые иногда называются "газелями" из-за своего быстрого роста.

Следует отметить, что внедрение новых стратегических подходов к экономическому развитию муниципальных образований инициируется в то время, когда их экономические условия являются достаточно стабильными. В это время их усилия направлены на разработку методологии, ориентированной, в основном, на оказание содействия местным компаниям по вопросам диверсификации в свете изменяющихся национальных приоритетов, а также стратегии по оказанию помощи местным предприятиям в контексте проведения комплексных мероприятий по улучшению экономической ситуации.

Как правило, планирование экономического развития осуществлялось с учетом сильных сторон муниципальных образований. "Новая экономика" этих муниципальных образований имеет управление, которое осуществляют небольшие инновационные предприятия, способные конкурировать на международном уровне. Происходит процесс найма различной рабочей силы с обслуживанием изменяющихся рыночных ниш. По сравнению с "новой экономикой", в "старой экономике" господствуют крупные промышленные корпорации, которые нанимают, в основном, "белых работников" мужского пола, и реализуют свою продукцию на массовых рынках.

Раньше считалось, что муниципальные образования, располагающие дешевой рабочей слой, землей и коммунальными сооружениями, являются достаточно конкурентоспособными. Те муниципальные образования, которые могли снизить операционные расходы, находились в выигрыше. Однако, как показала жизнь, дешевая рабочая сила не является главным преимуществом для преуспевающей экономики. В действительности расширение указанного подхода заключается в постоянном снижении размеров зарплаты для сохранения конкурентоспособности. Такие муниципальные образования имеют постоянно снижающиеся стандарты уровня жизни.

Чтобы оставаться конкурентоспособными в течение продолжительного времени, в муниципальных образованиях было решено, что они будут являться "грядкой с рассадой для компаний с добавочной стоимостью", а именно компаний, осуществляющих нововведения, и, таким образом, приносящих дополнительную стоимость товарам и услугам. Функционирование данных компаний создает национальное богатство и предоставляет высокооплачиваемые рабочие места, что и обеспечивает стабильное повышение уровня и качества жизни.

Разработке стратегических основ формирования инкорпоративной экономики муниципальных образований России способствовали идеи и опыт США по формированию "корпоративной Америки". По мнению специалистов, можно сказать, что ни одна местная территория не может успешно развиваться только за счет экономической стратегии, осуществляемой в общенациональном масштабе. Во многих случаях общенациональные экономические интересы и интересы фирм не могут совпадать с потребностями местного сообщества. Местные сообщества должны эффективно использовать все свои ресурсы для формирования самообеспечивающейся системы.

2. Новая модель местного экономического развития

"Местноориентированное экономическое развитие" - это процесс, с помощью которого местные правительства управляют имеющимися ресурсами и заключают новые партнерские соглашения с частными секторами или друг с другом для создания новых рабочих мест и стимулирования активности в четко определенной экономической зоне. Главная черта "местноориентированного экономического развития" - акцент на политике эндогенного развития с использованием (местного) потенциала человеческих, институциональных и природных ресурсов. Именно местные инициативы должны обеспечить создание новых рабочих мест и стимулировать рост экономической активности.

Местное экономическое развитие предусматривает формирование новых институтов, создание альтернативных производств, повышение квалификации рабочей силы, расширение имеющихся и поиск новых рынков, передачу знаний, создание новых фирм и предприятий. Главная цель экономического развития - увеличение возможностей занятости для местного населения, в которых местные правительства играют активную стержневую роль. Возможности занятости для всех жителей муниципального образования определяются действиями местного правительства и частного сектора в экономической сфере, которые тесно взаимосвязаны. Занятость - основная причина вовлечения местного сообщества в программы его экономического развития. Целью местного экономического развития является повышение "ценности рабочей силы и рабочих мест". Предпочтения отдаются фирмам, которые создают "качественные", т.е. высокооплачиваемые рабочие места, подходящие для местных жителей.

Следует еще раз подчеркнуть, что институциональная база развития играет важную роль в решении проблем местного экономического развития. Формирование новых институциональных отношений весьма актуально в современных условиях. Новая модель местного экономического развития исходит из того, что не только географическое положение, а благоприятные социальная и институциональная инфраструктуры являются действенным фактором его развития. Местное сообщество контролирует свое развитие только в том случае, если объединяет ресурсы и информацию, от которых оно зависит.

Можно выделить несколько принципов, лежащих в основе политики нового экономического развития муниципальных образований на базе создания инновационных сетей мелких фирм. Они были успешно применены в европейских странах, а также в некоторых регионах США.

"Принцип прибыльности", который означает содействие муниципалитетов модернизации путем определения перспектив прибыльного бизнеса для мелких фирм.

"Принцип эффективности" - означает оказание поддержки (в виде предоставления определенных услуг) муниципалитетами не каждой фирме в отдельности, а группе фирм.

"Принцип участия" - предполагает вовлечение промышленных фирм в процесс непрерывной модернизации, делая их ответственными за этот процесс.

"Принцип кооперации" - содействие установлению связей между фирмами, основа конкурентного успеха.

Как показал опыт успешно развивающихся муниципальных образований, для того, чтобы им оставаться конкурентоспособными, необходимо было решить следующие основные задачи:

- иметь четкое представление о будущем, включая желаемый тип экономики и пути создания указанного типа;

- обладать способностью "поставлять обученную рабочую силу";

- создать развитую финансовую среду, способствующую внедрению инновационных идей, развитию внешней торговли;

- сформировать качество жизни и условия среды, привлекающие высококвалифицированных работников.

Решение поставленных задач можно достичь с помощью программы, состоящей из четырех частей:

Разработка общественного видения и стратегии.

Важнейшим элементом любой стратегии экономического развития является создание общественного видения и установление целей. Экономическая стратегия должна способствовать реализации социальных целей, принятых муниципальным образованием. Основные этапы ее разработки:

- маркетинговые исследования. Выяснение базовых рыночных данных;

- проведение аудита активов/пассивов муниципального образования. Необходимо иметь представление о том, с чем должно начать работу муниципальное образование, какие элементы отсутствуют, а какие будут препятствовать реализации общественного видения;

- разработка концепции общественного видения. Концепция общественного видения представляет собой изложение того, что требуется городу в отношении жизненного уклада, занятости, общественных услуг и жизни в целом;

выявление стратегических проблем. Этот этап предполагает определение имеющихся значимых тенденций и отрицательных факторов, которые могут повлиять на социально-экономическое развитие муниципального образования, если местная администрация не предпримет конкретных действий;

- создание сценариев. Процесс создания сценария представляет собой установление цепей событий, необходимых для достижения каждой цели. Каждый сценарий создается исходя из желаемого конечного результата с постановкой соответствующего вопроса: "Каков непосредственный шаг, ведущий к данному результату?".

II. Программы обучения.

Главной проблемой для всех муниципальных образований является нехватка рабочих мест. Муниципалитеты в сотрудничестве с учебными заведениями разрабатывают программы обучения сотрудников конкретных отраслей промышленности компаний.

Программы обучения охватывают четвертичный сектор экономики муниципального образования: банковский, страховой, информационный, консалтинговый, телекоммуникационный и др. виды бизнеса.

Программы обучения предусматривают: обучение рабочих и профессиональных работников, а также широких слоев населения.

III. Оказание услуг по предоставлению стратегической информации.

Данное направление предполагает организацию специальных услуг по предоставлению стратегической информации, а именно: управленческой информации, идентификации рыночных условий, передачи технологий деятельности адвокатуры и кооперативных предприятий.

IV. Создание качественной среды проживания.

Создание качественной среды проживания является одной из ключевых проблем. Этот процесс охватывает широкий спектр вопросов, начиная с планирования использования земли, поддержания жилых районов, архитектурного проектирования нового строительства и заканчивая инвестициями в создание и сохранение парков, улиц, и других общественных мест.




1. ПРАКТИКУМ К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО БИОХИМИИ Под редакцией профессора В
2.  Методологический раздел ~ обоснование актуальности противоречие цели и задачи объект-предмет структурн
3. ]. Понятие производства и производственной функции
4. Введение6
5.  Средневековая христианскорелигиозная философия как и любая другая возникает в особых социальноисториче
6. Пояснительная записка 3 2 Объектная смета на специальные строит
7. Основы аудита 1
8. ОБЖ ТЕСТЫ
9. Тема 1. Структура национальной экономики сферы сектора комплексы отрасли
10. Гражданина- этот небольшой по объему текст не только никогда не воспроизводился в собраниях сочинений и мн
11. тема Этапы развития мирового хозяйства Субъекты и формы международных экономических отношений Тенде
12. Топик- Love Indestructible
13. Шмелев ИС
14. Нового и новейшего времени среди которых- Вольтер Руссо Гегель Шопенгауэр Ницше Л
15. Курсовая работа- Цены и ценообразование в рыночной экономике
16. СПЕЦИАЛИСТА И ЖУРНАЛИСТА В ПРОИЗВОДСТВЕ НОВОСТЕЙ
17. Тема 9 Організація праці План лекції
18. На тему - Предмет правовой статистики Выполнил - студент гр
19. Детский сад 2 городского округа закрытое административнотерриториальное образование город Межгорь
20. Прокопьевский промышленноэкономический техникум ДНЕВНИК по практике Студент ка