Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Методика заполнения и сроки представления налоговой декларации по НДС Выполнила- студентка Группы АЛД

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


Алтайский филиал МЭСИ

Сообщение

«Методика заполнения и сроки представления налоговой декларации по НДС»

Выполнила: студентка

Группы АЛ-ДЛЭ-101

Алигазинова Динара

Славгород 2013

ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ И УПЛАТЫ НАЛОГА

 
    В силу статьи 23 НК РФ главной обязанностью любого налогоплательщика является уплата налогов в бюджет, и налогоплательщик НДС не является исключением. Причем сумма НДС исчисляется налогоплательщиком самостоятельно и фиксируется им в налоговой декларации, подаваемой фирмой или коммерсантом в налоговый орган по месту своего учета.
    В каком порядке, и в какие сроки налогоплательщик НДС должен подать в налоговую инспекцию декларацию по НДС и уплатить сам налог, чтобы налоговые органы не предъявили к нему претензий, Вы узнаете из настоящей статьи.
 
    Общими положениями налогового законодательства закреплено, что налоговая декларация представляет собой письменное или электронное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Причем, по общему правилу налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
    Декларировать налоги в электронном виде обязаны крупнейшие налогоплательщики и налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила 100 человек, в том числе вновь созданные компании.
    Все иные налогоплательщики обладают правом представления налоговых деклараций в электронном виде.
    Так как способ декларирования налогов зависит от количества работников, все налогоплательщики ежегодно не позднее 20 января текущего года обязаны представить в свою налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
 
    Обратите внимание!
    Вновь созданные организации должны подать такие сведения налоговикам не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания (реорганизации) компании.
    Указанные сведения подаются по форме, утвержденной Приказом ФНС Российской Федерации от 29.03.2007 г. N ММ-3-25/174@ "Об утверждении формы Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год".
    Так как в части подачи указанных сведений закон не делает каких-либо исключений, следовательно, подать их нужно даже в том случае, если у налогоплательщика нет наемных работников. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 21.07.2008 г. N 03-02-08-13.
 
    Налог на добавленную стоимость, как известно, регулируется нормами одноименной главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, в которой обязанность по подаче налоговой декларации закреплена положениями статьи 174 НК РФ. Из пункта 5 указанной статьи вытекает, что, в общем случае, налоговая декларация по НДС подается в налоговый орган в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В настоящее время налоговым периодом исключительно для всех налогоплательщиков НДС признается квартал, следовательно, декларация подается в налоговую инспекцию ежеквартально, в срок не позднее 20-го числа месяца следующего за истекшим кварталом (20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января).
    При подаче налоговой декларации налогоплательщику НДС следует помнить о правиле, закрепленном в пункте 7 статьи 6.1 НК РФ, согласно которому если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Аналогичные разъяснения по этому поводу приведены и в Письме Минфина Российской Федерации от 22.07.2005 г. N 03-04-11/173.
 
    Для налогоплательщика НДС это означает, что если 20 апреля, 20 июля, 20 октября или 20 января "выпадает" на выходной день, то подать декларацию по НДС следует в ближайший за соответствующей датой рабочий день. В противном случае сроки подачи декларации будут нарушены, что чревато привлечением к ответственности по статье 119 НК РФ.
    Напомним, что пунктом 1 статьи 119 НК РФ за нарушение сроков представления налоговой декларации по НДС фирма или коммерсант могут быть оштрафованы, причем размер штрафа составляет 5 процентов от суммы налога, подлежащего уплате на основе данной декларации, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.
    О том, что сумма штрафа по данному основанию может быть весьма внушительной, говорит Определение ВАС Российской Федерации от 16.01.2012 г. N ВАС-15661/11 по делу N А24-4697/2010.
    Заметим, что подвергнуться указанному штрафу за данное правонарушение налогоплательщик НДС может даже в том случае, если он запоздал с подачей "нулевой" декларации. Такие разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина Российской Федерации от 23.11.2011 г. N 03-02-08/121. Также считают арбитры Волго-Вятского округа, о чем говорит Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.02.2010 г. по делу N А31-7500/2009. Согласны с мнением регионального суда и арбитры высшей судебной инстанции, на что указывает Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 08.06.2010 г. N 418/10 по делу N А68-5747/2009.
    Несмотря на подход высших арбитров, некоторые региональные суды считают иначе. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.02.2010 г. по делу N А67-5928/2009 судом сделан вывод о том, что отсутствие суммы налога по "нулевой" декларации лишает налоговиков права на взыскание штрафа с налогоплательщика.
    Аналогичная точка зрения изложена судом и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2010 г. по делу N А26-10911/2009.
 
    Перечень лиц, которые обязаны подать налоговую декларацию по НДС определен самой статьей 174 НК РФ, в соответствии с которой обязанность по подаче налоговой декларации возникает:
    • у организаций и индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков НДС, в том числе у участников товариществ (простого и инвестиционного), доверительных управляющих и концессионеров, на которых обязанности налогоплательщиков НДС возложены статьей 174.1НК РФ;
    • у лиц, исполняющих обязанности налоговых агентов.
 
    Напоминаем, что случаи, когда у хозяйствующего субъекта возникает статус налогового агента по НДС, перечислены в статье 161 НК РФ. Согласно указанной норме фирма или коммерсант признаются налоговыми агентами по НДС, если они:
    • приобретают на российской территории товары (работы, услуги) иностранных поставщиков, не имеющих в Российской Федерации соответствующей регистрации;
    • покупают (получают), арендуют государственное или муниципальное имущество у соответствующих органов власти и управления. Причем в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. налоговым агентом по НДС признавались фирмы и индивидуальные предприниматели, арендующие государственное (муниципальное) имущество еще и у казенных учреждений;
    • продают конфискат, имущество, реализуемое в судебном порядке, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству;
    • приобретают имущество должников-банкротов;
    • продают в Российской Федерации по посредническим договорам с участием в расчетах товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных продавцов, не имеющих в Российской Федерации соответствующей регистрации;
    • являются собственниками судов на 46-й календарный день после перехода права собственности на судно (как к заказчику), если до этого момента судно не зарегистрировано в Российском международном реестре судов.
    Напоминаем, что до 01.01.2012 г. собственник судна признавался налоговым агентом по НДС еще и в случае исключения судна из Российского международного реестра судов в течение 10 лет с момента регистрации.
 
    Отметим, что сегодня глава 21 НК РФ предусматривает два вида освобождения налогоплательщика НДС от обязанностей уплаты налога. Как Вы, уже, наверное, поняли, речь идет о статьях 145 и 145.1 НК РФ. Так, на основании статьи 145 НК РФ освободиться от уплаты налога могут фирмы и коммерсанты с небольшим объемом выручки, а по статье 145.1 НК РФ - организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ"Об инновационном центре "Сколково" (далее - участники проекта "Сколково").
 
    Так как лица, использующие освобождение на основании статьи 145 НК РФ или 145.1 НК РФ освобождаются лишь от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, то они также обязаны представлять налоговые декларации по НДС.
    Тем не менее, у них имеется шанс не декларировать НДС в налоговой инспекции. Напомним, что форма налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 15.10.2009 г. N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения" (далее - декларация по НДС).
    Пунктом 3 раздела 1 "Общие положения" Порядка заполнения налоговой декларации по НДС определено, что организации и индивидуальные предприниматели, использующие освобождение от уплаты налога в соответствии со статьей 145 НК РФ:
    • в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога представляют титульный лист и раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета) по данным налогоплательщика";
    • в случае осуществления ими операций, предусмотренных статьей 161 НК РФ, заполняют титульный лист и раздел 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента".
    Исходя из чего, можно сделать вывод, что налогоплательщик НДС, использующий освобождение при отсутствии фактов выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога и (или) обязанностей налогового агента, может не представлять в налоговый орган налоговые декларации. Кстати, на это указал и сам Минфин Российской Федерации в своем Письме от 30.08.2006 г. N 03-04-14/20, аналогичного подхода придерживаются и налоговики столицы в своем Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 21.02.2006 г. N 19-11/14572. Такое же мнение высказано и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в своем Решении от 13.02.2003 г. N 10462/02.
    О том, что у организации или коммерсанта, пользующимся освобождением от уплаты налога отсутствует обязанность по исчислению и уплате налога, сказано и в Письме Минфина Российской Федерации от 27.11.2009 г. N 03-07-14/107.
    По мнению автора, эти рассуждения справедливы и для участников проекта "Сколково".
    Если же налогоплательщик НДС, использующий освобождение от уплаты налога выставил своему покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, то представить налоговую декларацию ему придется, на это прямо указано в самом пункте 5 статьи 174 НК РФ. Аналогичное правило касается организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы в случае выставления ими счетов-фактур с выделенной суммой налога. Аналогичные разъяснения на этот счет даны Минфином Российской Федерации в Письме от 23.10.2007 г. N 03-07-11/512. Вместе с тем, большинство судов не считает такой подход правомерным. В частности, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 02.04.2008 г. N Ф08-1566/2008-553А по делу N А32-2174/2007-26/28 судом сделан следующий вывод. Так как, из буквального прочтения пункта 5 статьи 174 НК РФ вытекает, что обязанными представлять налоговые декларации являются лишь налогоплательщики, в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, то к лицам, не являющимся налогоплательщиками по НДС, норма пункта 5 статьи 174 НК РФ не применяется.
    Но даже, если исходить из точки зрения Минфина Российской Федерации, то "спецрежимник", не подавший вовремя налоговую декларацию по НДС, вряд ли может быть привлечен к ответственности по статье 119 НК РФ, ведь субъектом ответственности по данной статье является только налогоплательщик! Аналогичной точки зрения придерживается Президиум Российской Федерации в своем Постановлении от 30.10.2007 г. N 4544/07 по делу N А65-6621/2006-СА1-7. Такого же подхода придерживается и большинство региональных судов, на что, в частности, указывает Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2011 г. по делу N А56-95609/2009, Постановление ФАС Поволжского округа от 17.05.2010 г. по делу N А12-16100/2009, Постановление ФАС Московского округа от 24.12.2010 г. N КА-А41/16297-10 по делу N А41-37886/09 и другие.
    В то же время, следует иметь в виду, что имеются примеры судебных решений, в которых арбитры соглашаются с тем, что привлечение "спецрежимника" к ответственности по статье 119 НК РФ является правомерным, например, такая позиция арбитров выражена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13.09.2007 г. по делу N А65-50/2007-СА2-41.
 
    Подается налоговая декларация по месту налогового учета налогоплательщика (налогового агента) в бумажном или в электронном виде по форме, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 15.10.2009 г. N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения".
 
    Обратите внимание!
    Формы налоговых деклараций постоянно изменяются и не исключено, что налогоплательщик может подать в налоговую инспекцию декларацию по форме, утратившей силу (на старом бланке). Приведет ли это к тому, что обязанность налогоплательщика по представлению налоговой декларации будет считаться неисполненной? Некоторые специалисты, в том числе и налоговики, считают именно так, на это указывает Письмо УФНС Российской Федерации по городу Москве от 06.06.2005 г. N 09-10/39710.
    Однако, по мнению автора, такие действия налогоплательщика не могут рассматриваться как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 119 НК РФ, ведь прямо из НК РФ это не вытекает. Да и большинство судов склоняется к тому, что представление налоговой декларации по устаревшей форме не влечет мер ответственности установленных статьей 119 НК РФ. Об этом говорит Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.03.2008 г. N Ф03-А59/07-2/6081 по делу N А59-1074/07-С11, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2007 г. N А58-2710/07-Ф02-7689/07 по делу N А58-2710/07, Постановление ФАС Уральского округа от 05.09.2007 г. N Ф09-6743/07-С2 по делу N А47-2106/07 и другие.
    Тем не менее, чтобы исключить возможность спорной ситуации, рекомендуем налогоплательщикам относиться к формам подаваемых налоговых деклараций внимательно и вовремя отслеживать все изменения, вносимые в декларацию по НДС.
 
    Общими положениями НК РФ определено, что налогоплательщик может представлять налоговикам декларацию любым удобным для него способом, а именно: лично или через своего представителя, отправлять по почте заказным письмом или передавать по Интернету.
 
    Обратите внимание!
    Если налоговая декларация подается в налоговую инспекцию через уполномоченного представителя, то в декларации нужно указать реквизиты доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика. Кроме того, вместе с декларацией налоговикам нужно предоставить копию такой доверенности.
    Напоминаем, что доверенность, выданная организацией, заверяется подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами организации.
    Уполномоченный представитель такого налогоплательщика НДС как индивидуальный предприниматель, осуществляет свои полномочия на основании нотариально заверенной доверенности. Такие разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина Российской Федерации от 04.12.2008 г. N 03-02-07/1-496.
 
    При этом следует помнить, что в первом случае днем представления декларации в налоговый орган признается дата ее фактического представления, при отправке по почте - дата отправки почтового отправления с описью вложения, а при передаче по Интернету - дата передачи, зафиксированная специализированным оператором связи. Причем, о приеме декларации в электронном виде налоговики обязаны в течение суток направить в адрес налогоплательщика квитанцию, свидетельствующую, что она принята.
    Если налоговая декларация, переданная по Интернету, вовремя не поступила в налоговую инспекцию, например, по причине сбоя связи, то это не влечет для налогоплательщика мер налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ. Это доказывает существующая судебная практика, например, Постановление ФАС Московского округа от 26.07.2011 г. N КА-А40/7709-11 по делу N А40-127625/10-99-717.
 
    Как следует из пункта 3 Порядка заполнения налоговой декларации, декларация по НДС состоит из титульного листа и семи следующих разделов:
    Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета) по данным налогоплательщика";
    Раздел 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента";
    Раздел 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации";
    При этом раздел 3 включает в себя два приложения, а именно:
    - приложение N 1 к разделу 3 декларации "Сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за отчетный год и предыдущие отчетные годы";
    - приложение N 2 к разделу 3 декларации "Расчет суммы налога, исчисленной по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, и суммы налога, подлежащей вычету, иностранной организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свои подразделения (представительства, отделения)";
    Раздел 4 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена";
    Раздел 5 "Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена)";
    Раздел 6 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена";
    Раздел 7 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев".
    Количество разделов, заполняемых налогоплательщиком и представляемых в налоговый орган, может быть различным. Так, титульный лист и раздел 1 представляется всеми без исключения налогоплательщиками, а разделы 2-7, а также приложения к разделу 3 декларации включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций.
    Подробно с составом представляемой декларации можно ознакомиться в пункте 3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС.
 
    Обращаем Ваше внимание на то, что подача налогоплательщиком декларации по НДС не в полном объеме может привести к ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, на это указывает Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.02.2006 г. N А19-22309/05-5-Ф02-321/06-С1 по делу N А19-22309/05-5. В тоже время в Постановлении Дальневосточного округа от 26.06.2008 г. N Ф03-А24/08-2/2289 по делу N А24-2256/07-15 сказано, что действие статьи 119 НК РФ не распространяется на случай предоставления налоговой декларации не в полном объеме.
 
    По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 174 НК РФ, уплата НДС за истекший налоговый период производится налогоплательщиком равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
 
    Обратите внимание!
    Способ уплаты налога в три этапа распространяется лишь на операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, на это прямо указано в пункте 1 статьи 174 НК РФ. То есть такой порядок уплаты налога признается правомерным в части операций по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав внутри Российской Федерации, при передаче товаров (работ, услуг) на собственные нужды, а также при строительстве в собственных интересах.
 
    НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
 
    Заметим, что порядок уплаты налога с отсрочкой не распространяется на лиц, перечисленных в пункте 5 статьи 173 НК РФ, а также на налоговых агентов, приобретающих у иностранных поставщиков, не имеющих регистрации в Российской Федерации, работы или услуги. Это вытекает из пункта 4 статьи 174 НК РФ, кроме того, такие разъяснения приведены в Письме ФНС Российской Федерации от 29.10.2008 г. N ШС-6-3/782@ "О порядке уплаты налога на добавленную стоимость в связи с внесением изменений в статью 174 НК РФ", а также в Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 03.02.2009 г. N 16-15/008584.1.
    Напомним, что абзацем первым пункта 4 статьи 174 НК РФ определен специальный порядок уплаты НДС для лиц, перечисленных в пункте 5статьи 173 НК РФ - они перечисляют налог в бюджет за истекший налоговый период в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
    Особый порядок уплаты налога предусмотрен и в отношении налоговых агентов, приобретающих на территории Российской Федерации у иностранных продавцов, не имеющих российской регистрации, работы или услуги.
    Указанная категория налоговых агентов производит уплату налога одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному поставщику. Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него платежное поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога. То есть, налоговый агент при перечислении денег "иностранцу" обязан представить два платежных поручения в банк: одно - на погашение задолженности перед иностранным партнером, другое - на перечисление суммы НДС в бюджет.
 
    Обратите внимание!
    Как следует из Письма Минфина Российской Федерации от 13.05.2011 г. N 03-07-08/149 перечислить "агентский" налог в бюджет можно и до расчета с иностранным партнером.
 
    Для того чтобы правильно уплатить НДС за истекший налоговый период в бюджет, налогоплательщику следует задекларированную сумму налога поделить на три. Если сумма, указанная в декларации, не делится равными долями на три срока уплаты, то округление в большую сторону налогоплательщик должен произвести в последнем сроке уплаты. Именно такие разъяснения по поводу применения порядка уплаты НДС в три этапа содержатся в Информационном сообщении ФНС Российской Федерации от 17.10.2008 г. Аналогичные разъяснения приведены и в Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 26.12.2008 г. N 19-12/121393.


Список литературы

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=50&documentId=212764




1. Органы управления акционерного общества и гражданско-правовое регулирование ответственности
2. ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ МЕТОД И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ Слово статистика имеет много толкований
3. Изменение и расторжение договора
4. Реферат- Кровотечения у детей с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки
5. Статья- Источники российского уголовно-процессуального права
6. Тенденции восточного искусства
7. Каковы принципиальные отличия амниот от анамниот наличие дополнительных эмбриональных оболочек- амн
8. а Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подст
9. своему уникальна она состоит из 406 островов и имеет береговую линию протяженностью 4800 километров состоящу
10. смысловые типы речи- повествование описание рассуждение Под типом речи понимают следующие ее виды-
11.  is n orgnized collection of informtion in computerized formt
12. Роль общественного мнения в канун гражданской войны в США
13. варіантів та потребує значних витрат часу
14. хороших жирах а точнее об Омега3 и Омега6 полиненасыщенных жирных кислотах о том какую роль они играют в сп.
15. го шийного хребця До хребта у верхній частині шиї
16. Реферат по дисциплине- Техника и технология СМИ Направление подготовки- 031300 Журналистика Форма
17.  Общество Понятие подсистемы институты
18. философия а Гераклит; б Платон; в Декарт; г Пифагор; 2
19. фашистских захватчиков социальное положение населения было крайне тяжелым
20. Состояние финансов сельского хозяйства и методы его оздоровления