Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

это сама его жизнь развитие реальных процессов этой жизни иначе говоря развитие деятельности ребенка ка

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-26


62. Зависимость психического развития от содержания структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности. (Эльконин, Леоньтев)

Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, есть то первое, что надо отметить, пытаясь подойти к решению вопроса о движущих силах развития его психики. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, - это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка как внешней, так и внутренней. А ее развитие в свою очередь зависит от наличных жизненных условий.

Значит, в изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности - так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Только при таком подходе может быть выяснена роль как внешних условий жизни ребенка, так и задатков, которыми он обладает. Только при таком подходе, исходящем из анализа содержания самой развивающейся деятельности ребенка, может быть правильно понята и ведущая роль воспитания, воздействующего именно на деятельность ребенка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику, его сознание.

Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие - подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности.

Что же такое "ведущий тип деятельности"? (Эльконин, Леонтьев)

Признаком ведущей деятельности отнюдь не являются чисто количественные показатели. Ведущая деятельность - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.

Ведущей мы называем такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более тесном значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, возникает впервые в игре, т.е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться, играя.

Во-вторых, ведущая деятельность - это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка; в учении - процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но и в других видах деятельности, генетически с ней связанных. Так, например, процессы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, но в рисовании, цветной - аппликации и т.п., т.е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятельностью.

В-третьих, ведущая деятельность - это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Так, например, ребенок-дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей ("каким бывает красноармеец, стахановец", "что делает на заводе директор, инженер, рабочий"), а это является весьма важным моментом формирования его личности.

Таким образом, ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.




1. Соціокультурна ситуація в Україні наприкінці 20 початку 21 століття Суспільний стан сучасної України харак
2. Сущность финансовой системы
3. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса
4. Реферат- Неравномерность экономического развития как глобальная проблема современности
5.  Проверка ~ выявление уровня усвоения знаний умений навыков обучаемых который должен соответствова
6. Психологическая энциклопедия
7. 2010. Отзывы пожелания уточнения по переводу комментарии предложения пожелания по дальнейшей работе я с
8. ЗАДАНИЕ На основе бухгалтерской отчётности прилож
9. КВАНТЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО УЗЛА СВЯЗИ Часть 1 Утверждено редакционноиздательским советом ун
10. Новый год 20132014 Выход Зимушки Видео
11. 1979 ~ один из наиболее оригинальных и значительных теоретиков психоанализа
12. Історія села Порик
13. Щербиновку через Судженку 6-38 12-48 17-48
14.  Философия и наука в творчестве В
15. а Образование сословно ~ представительной монархии
16. суицид суицидальное поведение
17. Фантастическое в ранней прозе НВГоголя
18. тема- Вирусы и антивирусные программы
19. Концепция философа-чудотворца в произведении Флавия Филострата
20. Эволюция природы в представлении информационных технологий