Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Тема исследовательского проекта- Автор- Коновалов Никита Алексеевич учени

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


   

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1743 г. Москвы.

Тема  исследовательского проекта:

                 

Автор:  Коновалов Никита Алексеевич, ученик 4 класса.

Научный руководитель работы:  Орлова Лариса Васильевна, учитель начальных классов, почётный работник образования гор. Москвы.

Москва  2009-2010  

 

Оглавление.                                           Стр.1

1. Введение.                                            Стр.2

2. Основная часть.

1. Первые мельницы на Руси.        Стр. 3

2. Современные мельницы.                   Стр.4

3.Музеи деревянного зодчества.           Стр. 5

4. Древесина и её свойства.                   Стр. 6

   

5. Мельница своими руками.                 Стр. 7

3.  Заключение                                      Стр. 8-9

 

7.Библиография                                      Стр. 9

8.Толковый словарь                               Стр. 9-10    

                                                Введение. 

  В нашей школе в кабинете истории существует экспозиция будущего музея «В стране берёзового ситца» (см. приложение Фото №1.). Все экспонаты собраны и  принесены туда  нашими школьниками и учителями. Весной мы с классом посетили эту выставку. Нам разрешили не только посмотреть старинные вещи, но и потрогать их руками, а  жёрнов даже покрутить (см. приложение Фото № 2.). Я тоже испытал, как он работает и понял, насколько сильными должны были быть наши прапрадеды, чтобы выполнять такой  тяжёлый труд.

В конце экскурсии нам тоже предложили поучаствовать в сборе экспонатов для этой выставки и по возможности  подарить их  музею. У нас в семье, к сожалению, не осталось предметов старины, и я решил сделать для школы экспонат своими руками. Дело в том, что я занимаюсь уже четыре  года в кружке «Чудо природы»  в Детском Центре Творчества «Хорошёво-Мневники» (см. приложение Фото № 3.) Там мы работаем с природным материалом: древесиной, сухоцветами, ракушками, камнями.     Всем  известно, какое большое значение раньше имела древесина.  Свою поделку я решил сделать из дерева. Это будет мельница.

 Цель моего исследования:     Сделать своими руками для будущего музея макет деревянной мельницы.

Задачи:

 1. Познакомиться  с  историей  возникновения первых мельниц на Руси.

           2. Посетить музеи деревянного зодчества с целью знакомства с разными видами  мельниц.

       3. Построить макет мельницы – шатровки своими руками.

   4. Поделиться своими исследованиями  и впечатлениями  в классе.

                     1. Первые мельницы на Руси.

        Своё исследование я начал с изучения специальной литературы.     В России к хлебу всегда относились бережно и с любовью, крошки хлеба после семейной трапезы сбросить со стола на пол считалось большим грехом и святотатством.
    Мельница во все времена ассоциировалась с запахом свежего хлеба.  Правда, путь к ней был достаточно долгим. Первыми инструментами для измельчения зерна в муку были каменная ступка и пестик  
(см. приложение Фото №4). 

Позже человек стал использовать ручные жернова в виде двух круглых камней с отверстием посередине (см. приложение Фото №5). О них упоминалось в письменных источниках XII века. Верхний круг двигался относительно нижнего, и регулируя зазор между ними, можно было добиться разной тонкости помола.  Такой способ был малопроизводительным  и  крайне трудоемким. В XVII в.,  наряду с ручными жерновами и ручными колесными мельницами были распространены  славянские мельницы, где жернова вращались с помощью домашних животных. Последняя мельница такого типа прекратила свое существование в России в середине ХIХ в. 

И лишь после этого человек научился использовать энергию воды и ветра. Появились первые водяные и ветряные мельницы. По некоторым данным водяные мельницы появились за много веков до нашей эры в Китае, Индии, а первые ветряки появились в Персии за шестьсот лет до Рождества Христова.  Изобретение  мельниц  было   встречено  с  восторгом:   о  мельницах  слагали  песни, поэты посвящали им оды.

На Руси мельницы появились в конце XV- середине XVII веков. Кроме мукомольных были красильные, масляные, горчичные и пильные мельницы. В России было 60 тысяч водяных мельниц и 200 тысяч ветряных (среди них выделяли около двадцати типов). Во всём многообразии ветряных мельниц можно выделить два типа конструкций – «столбовки» (см. приложение Фото №6).и «шатровки» (см. приложение Фото №7).  Различаются они тем, как выполнена поворотная часть мельницы. Дело в том, что ветер, приводящий крылья мельницы в движение меняет направление и для того, чтобы его «ловить» мельницу надо поворачивать. Так в «столбовках» амбар мельницы (помещение, где мелется мука) поворачивается целиком. Для этого его водружали на врытый в землю столб. Опорой служили дополнительные столбы или рама (см. приложение Фото №8). «Столбовки» были распространены на Севере   В «шатровках» вращалась  только верхняя часть амбара. «Шатровки» часто называют «голландками»  Идея строительства их в России  была привезена Петром I из Голландии вначале XVIII в. Крылья мельницы поворачивали навстречу ветру с помощью рычага с подкосами - «водило» (длинная жердь). Это делали пять человек. Вокруг мельницы вкапывали небольшие столбики. К ним «водило»  и крепилось цепью или толстой верёвкой.

Мельники на Руси считались «знатцами», т. е. людьми, обладавшими некими тайными знаниями, недоступными обычным людям. Мельник был фигурой неприкасаемой, его почитали и боялись, приписывали ему даже колдовские способности и магические знания, с помощью которых он якобы вызывает ветер при безветрии. На мельнице в ожидании помола встречались крестьяне из разных деревень. Шел обмен новостями, разгорались хозяйственные дискуссии. В старину все мельницы строились из дерева. 

                                                       

                     2.  Современные мельницы.

   Из прочитанных мною книг я узнал, что страной, где еще помнят и чтят мельницы, является Голландия. Сегодня мельниц там чуть более девяти сотен (см. приложение Фото № 9). Каждой из них присвоено своё имя, часто забавное: «Железный кабан», «Корова», «Толстяк», «Старый заяц» и др. Главное назначение мельниц в этой стране – откачка воды. Изрядная часть Голландии расположена ниже уровня моря и отделена от него дамбой. Но дожди заполняют низины. И если мельницы остановятся, хоть  на день, одна восьмая страны будет затоплена. Очень интересно, что тысячу двести лет голландские мельницы помогают людям общаться.  Нужное положение крыльев скажет любому, что в доме у мельника свадьба, либо родился ребенок, или же траур. Особым положением крыльев вызывается плотник, в гости приглашается друг. И были времена, «мельничным языком»  передавали  сообщения,  посерьезней.  В 1940 году фашистские войска вторглись в Голландию. Авиация союзников нуждалась в важной для нее информации. По радио и телефону не передать - есть риск подслушивания. Обратились к «мельничному языку». На самолет сажали голландского мельника, и он, наблюдая за вращением крыльев, записывал то, что по специально разработанной системе передавали мельницы. Голландцы любят и берегут свои мельницы. Увидеть их приезжают тысячи туристов из разных стран.  10 мая голландцы празднуют день ветряных мельниц, которые являются визитной карточкой страны. Ветряная мельница - зрительный символ Голландии.

                3. Музеи деревянного зодчества.

       

  Для того ,чтобы смастерить мельницу надо её хорошо представлять, поэтому летом мы с родителями наметили маршрут посещения Музеев деревянного зодчества. Первым таким местом   был Музей Деревянного Зодчества и  старинных памятников архитектуры «Коломенское» (см. приложение Фото №10). Там представлена действующая водяная мельница на реке Жуже, которая была воссоздана по образцу водяных мельниц середины ХХ века и относиться к типу мельниц с вертикальным колесом верхнего боя (см. приложение Фото № 11). Для повышения уровня воды в реке была построена плотина из восьми срубов, соединённых между собой и засыпанных землёй. При строительстве  было восстановлено так же внутреннее устройство зерновой мельницы с жерновами, ковшом, в который засыпали зерно для помолки, ларём для муки и крестьянской утварью для переработки  и хранения зерна  (см. приложение Фото № 12). При воссоздании мельницы были проведены работы по очистке реки Жужи от завалов, было проведено благоустройство и укрепление русла реки, построены пешеходные мостики (см. приложение Фото № 13). Так состоялось наше знакомство с настоящей водяной мельницей.  

Также мы побывали в городе Новоиерусалимск , где в Музее Деревянного зодчества на территории Новоиерусалимского монастыря,  представлена настоящая ветряная мельница (см. приложение Фото № 14). Я увидел  мельницу-шатровку второй половины ХIХ века, которая была перевезена из села  Кочемлёво Кашинского района Тверской области в 1974 году и отреставрирована. Заглянув внутрь шатровки я,  увидел  место отведённое для отдыха мельника, (см. приложение Фото № 15)  разные инструменты  и приспособления для  обработки зерна и муки (см. приложение Фото № 16). Экскурсовод  объяснил нам принцип работы мельничного механизма (см. приложение Фото № 17) и рассказал, что  данная мельница многофункциональна,  оказывается, в ней не только перемалывалась мука, но и  было определённое место,  служившее для отжима масла из семян (см. приложение Фото № 18). Очень интересно было узнать о работе мельничного механизма, увидеть внутреннее устройство мельницы  (см. приложение Фото № 19). Я был  от неё в восторге.

Сегодня повсюду можно встретить разные макеты мельниц, которые служат украшением городов и улиц.  Митино не исключение  здесь тоже можно встретить макеты мельниц, украшающие  ландшафт наших улиц..Улица Пятницкое шоссе, Митинская улица  (см. приложение Фото № 20,21). После экскурсий я для себя определился окончательно, что буду делать макет ветряной  мельницы-шатровки.

                     4. Древесина и её свойства.

            Так как мельницы строили из дерева я решил для себя, побольше узнать о его свойствах.

Дерево - одно из чудес природы. Оказывается, чтобы работать с деревом, нужно знать секреты, которые оно хранит.

Древесиной называют очищенный от коры и веток материал, который используют в производстве. В умелых руках древесина превращается в разнообразные поделки. Любое изделие из древесины делают с учётом её свойств, которые зависят от породы дерева. Так, например, спички делают из мягкой древесины осины и тополя, катушки - из берёзы, паркет - из твёрдой древесины дуба или ясеня, карандаши - из кедра.

Изучив соответствующую  литературу, я узнал много нового для себя.

Вот, например, липа имеет желтоватую, мягкую древесину. Применяется для изготовления мебели, деревянной посуды, игрушек. Очень ценна кора липы, из которой получают лыко, делают мочало. Легко обрабатывается ручными инструментами.

Осина применяется для изготовления спичек, деревянной посуды, бочек. Древесина белая, мягкая, хорошо колется, легко обрабатывается ручными инструментами.

Ива имеет мягкую, гибкую, лёгкую древесину. Хороший материал для изготовления деревянной посуды, плетения. Легко обрабатывается ручными инструментами.

Сосна - широко распространённое хвойное дерево. Древесина светлая, применяется для изготовления мебели, шпал, телеграфных столбов. Из сосны получают скипидар, канифоль. Обрабатывается ручными инструментами.

Ель имеет светлую, мягкую, смолистую древесину. Легко обрабатывается ручными инструментами. Применяется как строительный материал, из её древесины получают бумагу, изготавливают музыкальные инструменты.

Лиственница применяется в строительстве. Олимпийский велотрек в Москве построен из лиственницы. Древесина плотная, тяжёлая, хрупкая, устойчива к загниванию.

Берёза — широко распространённое дерево, имеющее белую, с желтоватым оттенком древесину средней твёрдости. Применяется для изготовления лыж, деревянной посуды. Хорошим поделочным материалом является кора берёзы – береста.

Дуб имеет твёрдую, тяжёлую, светло - бурую, устойчивую к загниванию древесину. Долго пролежавшая в воде, она становится чёрной и прочной, как камень (морёный дуб). Дуб применяется для изготовления мебели, паркета и др. Трудно обрабатывается ручными инструментами.

Я узнал, что в старину наибольшее применение находили хвойные породы – сосна, лиственница, ель. Они обладали многими ценными качествами в строительстве. Например, смолистость этих пород обеспечивала хорошую сопротивляемость гниению. Все постройки того времени были без единого гвоздя. Брёвна соединялись с помощью врубок «в обло» (с остатком); «в лапу» (без остатка); «в реж» (см. приложение Фото №22).   В целях экономии брёвен мельницы делали способом «в реж».

Древесина даёт большие возможности для проявления мастерства. Я решил сконструировать макет мельницы, из дерева - породы сосна, потому что она лучше обрабатывается ручными инструментами.

                             5. Мельница своими руками.

   После посещения музеев  и ознакомления с разными видами мельниц, я решил, что буду делать макет ветряной мельницы-шатровки.

Макет мельницы состоит из амбара, мачты мельницы, лопастей и  комнаты мельника. Мельницу я делал поэтапно (см. приложение Фото № 23-37)

1) Амбар.

2) Мачта мельницы.

3)  Крыша мельницы.

4)Лопасти.   

5) Водило.

6) Комната мельника.

7) Моторчик.

8)Покраска готового макета.

Свою работу я начал со строительства амбара. Я использовал круглую рейку сосны. Распилил её на заготовки нужной длины (19 и 14 см)  Так как раньше для строительства амбаров, чтобы сэкономить древесину, использовался способ крепления «В реж», свою мельницу я сделал этим же способом. Для этого я вырезал в брёвнах скобки и соединил их с помощью клея ПВА. В крыше амбара я сделал отверстие для крепления мачты мельницы. Сама мачта сделана из пластиковой бутылки, обклеенной снаружи деревянными палочками. Верхушку мельницы я склеил в виде шестигранника, используя круглую рейку сосны. К ней я приклеил шесть лопастей, которые соединил между собой. Для создания крутящихся лопастей мельницы я просверлил в деревянных палочках  шесть  отверстий  размером 0,2 мм.    И соединил три палочки между собой с помощью зубочисток.   Таких лопастей я сделал  шесть штук. Для соединения лопастей я  взял круглое брёвнышко диаметром 1,5 см., просверлил в нём три отверстия под разным углом, вставил туда палочки длиною 5см. и с помощью ниток мулине и клея, скрепил собранную ранее конструкцию лопастей вентилятора. Крышу макета я покрыл кусочком мягкого железа. Для того чтобы верхняя часть мельницы могла поворачиваться в нужном направлении, я прикрепил пять скреплённых между собой деревянных реек.  Это «водило».  Комнату мельника я сложил способом «в лапу» в виде пристройки к нижней части мельницы. Окошко было собрано из четырёх брёвнышек, в виде прямоугольника, вырезано и вставлено в пристройку домика мельника.  Дверцу домика я сделал из куска картонки, на которую были наклеены  плоские дощечки с помощью клея ПВА. Петли дверей были вырезаны из мягкого железа и прибиты маленькими гвоздиками. 

Чтобы мельница стала похожа на настоящую, мы с папой решили установить мотор в её верхнюю  часть.   Мотор мы взяли из детского конструктора «Знаток». На железный пруток был одет шкив и соединён обычной резинкой с мотором. От мотора отходят в нижнюю часть мельницы провода, которые присоединяются к батарейке 1,5v.и выключателю.

Готовый макет мельницы я покрасил морилкой, затем, после высыхания мельница была покрыта лаком.

Моя мельница-столбовка готова, она как настоящая: лопасти крутятся, есть домик мельника и даже есть столбы для вращения верхней части амбара.  Я передал её в школьный музей истории (см. приложение фото №38), где она займёт достойное место среди других экспонатов.  

Я использовал в своей работе следующие инструменты: ножовка, нож-лезвие, карандаш, линейка, клей ПВА (эмульсия) и кисть для нанесения клея, дрель-шуруповёрт, свёрла.

                                                 6.Заключение.

     Побывав в Музеях и прочитав книги, я пришёл к выводу, что мельницы неотъемлемая часть нашей истории. Узнал, что у мельниц  были разные назначения, а   профессия  мельника на Руси  была почётной. Конструировать и делать своими руками мельницу-шатровку, было очень интересно.   Это заняло у меня  3 месяца. В сложные моменты на помощь приходил, конечно, папа. Работа для меня оказалась очень увлекательной, а главное поучительной. Ведь так интересно делать для себя открытия, казалось бы, о самых обыденных вещах.  Я  с удовольствием  подарил  свою мельницу школьному музею, надеюсь , что мой подарок тоже будет значим для выставки  и станет  её украшением .

                             7. Библиография.

1.  В.Даля  «Толковый словарь» Издательство «Олма-Пресс» 2004г.

2.  С.И. Ожегов «Словарь русского языка», Москва «Советская  энциклопедия», 1972г.

3. В. Пескова  «Ещё о мельницах». Издательство «Терра» 2004г.

4. И.П. Фрейтаг, А.А. Аникина. «Что умеют мастера»  Издательство « СМИО Пресс» 2004г.

5. Интернет сайты: www.Forum.kladoiskatel,

 6. www.Stori-melnik.ru,

 7. www.kr.ru/daili  

                 8.  Толковый словарь.

1.Мельница - здание с установленными в нём машинами, для размола зерна и выработки из него муки или крупы.

2.«Водило» - чем водят (цепь, привязь, повод.),  рычаг вставленный  в вал, для запряжки  лошади.      

3. Экспозиция - размещение экспонатов.

4. Ступка - металлический или деревянный сосуд, в котором что-то толкут, размельчают.

5. Дискуссия - обсуждение, какого- то спорного вопроса для выяснения разных точек зрения.

6. Морёный дуб - долго пролежавший на дне озёр или рек. Такая древесина приобретает необыкновенную прочность и почти чёрный цвет.

7. Убранство - то,  что служит украшением чего то, внешняя отделка, обстановка.

8. Дрель - ручное сверло для отверстий не  большого размера.

7. Бурав - инструмент для сверления.

PAGE   \* MERGEFORMAT 9




1. Расчет параметров радиотехнической системы
2. на тему- Теория. Виды и формы связей между явлениями
3. Абдурахманова Назлы Абдурахмановна 5 5 5 5
4. Прокурорський нагляд за законністю та обґрунтованістю проведення слідчих дій в кримінальному процесі
5. задание блиц ' опрос
6. Вариант 1 1 Теоретический вопрос
7. Виртуальные реальности
8. Речевая коммуникация как основной фактор межличностного взаимодействия
9. а является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет
10.  Талин Чан Tling Chn Mrket; 21
11. е место после рака желудка и прямой кишки
12. Лабораторная работа 6 Хранение информации на носителях ЦЕЛЬ- Рассмотреть вопросы- Различные виды н
13.  Понятие и сущность воспитания4 2
14. Нейтраль Общие положения Нейтраль ~ это общая точка фазных обмоток генераторов и трансформаторов соед
15. Общее языкознание Общее языкознание как наука об общих закономерностях строения функционировани
16. Социальная поддержка населения на 20142018 годы ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ 5 ДЕТИ ПРИАНГАРЬЯ НА 20142018 ГОДЫ
17. Таможенная политика СССР и России
18. СТАТЬЯ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
19. Веселун Веселун завжди сміється І від сміху аж трясеться А Буркун завжди бурчить Щось під ніс свій
20. тема способов и приемов познания предмета бухгалтерского учета посредством документации инвентаризации ба