Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

разные слова относящиеся к одной части речи но противоположные по значению добрый злой могучая бесс

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Языковые и художественные средства выразительности     

Антонимы - разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрыйзлой, могучаябессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.

   Контекстные (или контекстуальные) антонимыэто слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердцелед и пламеньвот основное, что отличало этого героя.

   Гипербола — образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.

  Литотапреуменьшение. Чаще употребляется в целях уменьшения впечатления, значимости образа.

   Индивидуально-авторские неологизмы благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы:как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

   Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

   Синонимыэто слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленностьлюбовь, приятельдруг.

   Контекстные (или контекстуальные) синонимыслова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносовгенийлюбимое дитя природы. (В. Белинский).

   Стилистические синонимыотличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулсяхихикнулзасмеялсязаржал.

   Синтаксические синонимыпараллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить урокиприступить к подготовке уроков.

   Метафора — скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

   В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.

   В метафоре автор создает образхудожественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился быопрокинулся и затонул.

   Метонимия — перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

   а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? — спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

   б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;

   в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или Читая Белинского.

   Оксюморон — сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередкоборьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось

   Олицетворениеодин из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

   Оценочная лексикапрямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкинэто чудо.

   Перифразаиспользование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город на Неве приютил Гоголя.

   Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.

   Сравнение — одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т. д. Оно служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

   Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.

   Бывают сравнения, которые передаются формой сравнительной степени наречия или прилагательного: Эгоизм бывает холоднее родника; Земля нежнее пуха лежала перед ним.

   Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов похож, подобен, напоминает:бабочки похожи на цветы.

   Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:

   1) развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.

   2) развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.

   Фразеологизмы — это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому ониважное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

   Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: А.С.Пушкина, «как первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.

   Эпитетслово, выделяющее в предмете или явлении какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т. е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

   1) существительное: болтушка сорока.

   2) прилагательное: роковые часы.

   3) наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

   Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.

   

Синтаксические средства

   Авторская пунктуацияэто постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление: Рожденный ползатьлетать не может, либо особо выделяет вторую после знака часть: Любовьглавнее всех<. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

   Анафора, или единоначатиеэто повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

   Антитеза — стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т. д.

   Восклицательные частицыспособ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста: О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!.

   Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно не беречь счастье! Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!

   Градациястилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечестваберегите мир!

   Инверсияобратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованноепосле него, дополнениепосле управляющего слова, обстоятельство образа действияперед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!

   Композиционный стыкэто повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

   Многосоюзиериторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

   Парцелляция — прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цельпридать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

   Повторсознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т. д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

   Присоединительные конструкциипостроение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

   Риторические вопросы и риторические восклицанияособое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

   Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?

   Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

   Синтаксический параллелизмодинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Матьэто начало всех начал. Матьэто чудо земное. Матьэто слово святое.

   Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

   «Бинокли. Бинокли. Люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека…а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульсаИ они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо.»

   «1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусствВ центральном зале экспозициитридцать пять картин великого романтика».

   Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги.Ни одного мазка,слышу я слова.Нет мазков. Как живая.

   Эпифора — одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т. д.: Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.




1. Боль
2. Кратность течки у домашних кошек обычно раз в месяц иногда реже
3. Курсовая работа- Лидеры детского коллектива, воспитательная работа с ними
4. одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны
5.  ПРОИЗВОДСТВО Предмет исследования это прежде всего материальное производство
6. на тему Разработка системы управления организационными преобразованиями кафедры информацион
7. Бородичи 20 г
8. рефератов по дисциплине Маркетинг для студентов экономических специальностей всех форм обучения
9. Загальні положення6 1
10. НА ТЕМУ- Проблемы создания и функционирования свободных экономических зон в России.html
11. Лизинг1
12. Контрольная работа- Нравственные проблемы эвтаназии
13. лабораторная работа 1 Структурный анализ плоских механизмов с высшими кинематическими парами 1 Стр
14. 2012 учебном году всего учатся в школе 911 человек из них организовано питаются в среднем 978 человек что составл
15. 20 г. наименование собственника жилого помещения
16. 1изуч геологх разрезов скв; 2изуч технго состояния скв; 3контроль за разркой; 4проведение прострелочновзры
17. Work mouse but the Rbbit ws quite the best of ll
18. Тема- Визначення рівня показників ефективного використання оборотних коштів Мета- Одержати практичні н.html
19. Тематическое планирование кружка «Юный географ»
20. Придворная культура в век Екатерины II и западная модель светского образа жизни и светского образования