Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

на тему- Организация деятельности органов местного самоуправления на примере Департамента по внутренней по

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


Курсовая работа

на тему: Организация деятельности органов местного самоуправления (на примере Департамента по внутренней политике Смоленской области).


Содержание

Введение  ……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты организации деятельности органов местного самоуправления.

1.1. Понятие и сущность местного самоуправления……………………..…………..6

1.2. Нормативно-правовые основы организации деятельности органов  местного самоуправления…………………..…………..…………………..…………..……13

1.3Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления ……………………..………… . …………………..…………..……………… 26

Глава 2. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления региона (на примере Департамента Смоленской области по внутренней политике).

2.1 Характеристика деятельности Департамента Смоленской области по внутренней политике ……………….…………………..……………………………..………………....30

2.2 Анализ показателей взаимодействия органов местного самоуправления  в Смоленской области…………………………………………………………………………………….…...…34

2.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления ………………………………………………………….....36

Заключение   ……………………………………………………………................38

Список литературы   ……………………………………………………………....39


Введение

Актуальность темы исследования.   Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и – в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).

Правовую основу местного самоуправления составляют:  Европейская хартия о местном самоуправлении,  Конституция Российской Федерации, Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставы, законы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований. Система органов местного самоуправления, как самостоятельный раздел науки муниципального права, разработан сравнительно неплохо. Проблемам становления системы органов местного самоуправления в научной литературе уделяется сегодня достаточно большое внимание, но, тем не менее, не все вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления, определения их места и значения в системе публичной власти исследованы всесторонне. Многие российские ученые, обращают внимание на проблемы, связанные с применением на практике  действующего законодательства о местном самоуправлении.

Актуальность проблемы определяется противоречием, где,  с одной стороны, развитие системы органов местного самоуправления является одной из приоритетных задач государства, так как полномочия, делегируемые органам местного самоуправления дают возможность гражданам самостоятельно решать локальные проблемы на местах, а с другой стороны, отсутствие альтернативных систем финансирования,  дефицит местных бюджетов,  технологическая и ресурсная ограниченность не позволяет в полном объеме выполнять эти функции, и не способствует социально-экономическому развитию муниципалитетов,  поэтому данная тема исследования является крайне важной.

Степень разработанности. Проблематика местного самоуправления получила определенное освещение в научной литературе, многие теоретические положения о местном самоуправлении были сформулированы еще в конце XIX – начале XX века и до сих пор составляют основу современных взглядов на систему местного самоуправления в государстве. К числу таких исследований необходимо отнести работы дореволюционных российских государствоведов, А.В.Васильчикова,  А.Д.Градовского, Н.И.Лазаревского и других. Так же, не мало важным является исследования в сфере правового регулирования местного самоуправления таких авторов как Ю.М. Болтенко, А.А. Замотаева, А.Д. Гладышева и других.
Проблемы современного становления и развития самоуправления исследуются в трудах С.А.Авакьяна, , В.И.Васильева, Б.П.Елисеева, О.Е.Кутафина, В.А.Кряжкова, и других авторов.

Объект исследования  - система государственного и муниципального управления.

Предмет исследования  – организация деятельности органов местного самоуправления в регионе.

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических аспектов организации деятельности органов местного самоуправления предложить рекомендации по совершенствованию местного самоуправления в Смоленской области.

 Задачи:

- рассмотреть  понятие и сущность местного самоуправления;

- изучить нормативно-правовые основы организации деятельности органов  местного самоуправления;

- проанализировать показатели взаимодействия органов местного самоуправления  в Смоленской области ;

- предложить рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления  на примере Департамента Смоленской области по внутренней политике.

В процессе написания курсовой работы, нами были использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение, синтез, сравнение.

Курсовая работа состоит из: введения, первой главы, второй главы, заключения. Введение  раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет,  цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость деятельности органов местного самоуправления. В первой главе рассматриваются теоретические подходы к изучению организации деятельности органов местного самоуправления, нормативно-правовое регулирование. Вторая глава  посвящена практическому изучению организации деятельности органов местного самоуправления  на примере Департамента по внутренней политике  Смоленской области и разработке рекомендаций   по повышению эффективности функционирования системы местного самоуправления. Заключения, подытоживает материалы, изложенные в курсовой работе.


Глава 1. 1.Теоретические аспекты организации деятельности органов местного самоуправления.

  1.  Понятие и сущность местного самоуправления.

Местное самоуправление — одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях - городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления:

содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилого фонда;

организация и содержание детских садов, средних школ и профессионально-технических училищ; организация и содержание больниц и поликлиник и обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка;

организация и содержание муниципальных сетей коммунальных услуг (электричество, газ, вода, канализация, тепло и т. д.);

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения (связывающих населенные пункты в пределах данного муниципального образования); благоустройство и озеленение территории муниципального образования; другие вопросы (всего их 30).

Муниципальное образование обладает собственностью. Важнейшие объекты его собственности — земли, жилой фонд, прежде всего в городах: это не приватизированные жильцами дома и квартиры, а также помещения муниципальных учреждений образования, здравоохранения, предприятия культуры, торговли , бытового обслуживания и местной промышленности.

Для решения местных вопросов муниципальное образование должно иметь денежные средства: составляется местный бюджет, то есть роспись доходов и расходов муниципального образования. Источники доходов образуют:

местные налоги и сборы, штрафы, отчисления от государственных налогов, установленные законом (транспортный налог, дорожный налог, сбор на нужды жилищно-коммунального фонда);

поступления от сдачи имущества в аренду или от его приватизации;

отчисления от прибыли муниципальных предприятий (торговых, бытовых, промышленных); различные дотации.

Органы местного самоуправления в системе публичной власти.

Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их становления и формирования в России.

Законодатель устанавливает виды организаций, которые относятся к органам местного самоуправления, в самой общей форме. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления считаются избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными указанным Законом.

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.

К органам местного самоуправления относятся:

представительный орган муниципального образования;

глава муниципального образования;

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

контрольный орган муниципального образования;

иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Представительный орган муниципального образования.

Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия.

Представительный орган муниципального образования принимает решения в коллегиальном порядке. В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:

-принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;

-утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

-принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

-определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

-определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

-определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

-определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

-контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ. уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования.

Глава муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Указанный Закон устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями).

Местная администрация.

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования утверждает структуру местной администрации но представлению ее главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Законодатель устанавливает запреты, ограничения и полномочия главы местной администрации, случаи их прекращения, порядок расторжения с ним контракта.

Контрольный орган муниципального образования.

В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируется контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.

Рассмотрим также иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Необходимым элементом компетенции органов местного самоуправления и деятельности должностных лиц местного самоуправления являются подготовка и издание правовых актов по вопросам их ведения. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Права органов местного самоуправления.

Мы отметили, что муниципальное самоуправление не относится к государственной власти. Но государственная власть передает (делегирует) муниципальным органам некоторые властные функции:

-отдел социального обеспечения назначает государственные пенсии и пособия;

-отдел народного образования действует как орган опеки и попечительства, он представляет главе муниципального образования предложения по вопросам усыновления, назначения опекуна и попечителя, поддерживает в суде требование о лишении родительских прав: для охраны общественного порядка может быть организована муниципальная милиция, которая предназначена поддерживать порядок на улицах и в других общественных местах, и при выполнении ею своих функций все граждане обязаны подчиняться се распоряжениям; она может также применить принуждение и задерживать граждан на установленный законом срок.

Важнейшее проявление функций власти, полученной от государства, — полномочие муниципальных органов издавать обязательные к исполнению нормативные акты, то есть решения и постановления, которые содержат общеобязательные правила поведения (нормы). За нарушение или неисполнение таких нормативных актов предусмотрены меры ответственности, главным образом в виде штрафов. Конечно, подобные акты действуют только на территории данного муниципального образования и касаются только местных дел: например, постановление выборного собрания о взимании местного налога.

Органы местного самоуправления также управляют и распоряжаются муниципальной собственностью:

-ведают муниципальной казной, то есть единым нераспределенным фондом денежных средств муниципального образования;

-определяют порядок использования муниципальных земель. водных объектов, лесов;

-контролируют работу муниципальных предприятий — заводов, фабрик, мастерских, магазинов, — которые принадлежат муниципальному образованию;

-распоряжаются собственностью муниципального образования от его имени.

Они имеют право:

-передавать муниципальное имущество организациям или отдельным лицам в хозяйственное -ведение: собственником остается муниципальное образование, а ведут хозяйственную деятельность директор и трудовой коллектив;

-сдавать имущество в аренду, то есть в пользование и владение другого лица за определенную (арендную) плату; продавать имущество ;приватизировать - по решению населения, которое определяет и порядок, и условия приватизации муниципального имущества.

1.2 . Нормативно-правовые основы организации деятельности органов  местного самоуправления.


Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления.

Правовая основа местного самоуправления – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправлении имеет следующую внутреннюю структуру. Нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на четыре группы:

Первую группу составляют международные нормативно-правовые акты, среди которых важнейшее место занимает Европейская хартия о местном самоуправлении от 1985 года. Российская Федерация подписала ее 28 февраля 1996г. Государственная Дума ратифицировала 20 марта 1998г., а на территории России хартия вступила в силу 01 сентября 1998 года.

Вторая группа документов – это нормативно-правовые акты федерального значения. На федеральном уровне закрепляются общие принципы правового регулирования местного самоуправления. К нормативно-правовым актам этого уровня относятся Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон №25 от 02.03.2007 "О муниципальной службе в Российской Федерации"

и другие федеральные законы, затрагивающие вопросы местного самоуправления. Указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации также регулируют отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Третью группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. К ним относятся  уставы, законы, а также нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Четвертую группу составляют нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. Например, уставы муниципальных образований, положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, положения о структуре органов местного самоуправления, о порядке управления муниципальной собственностью являются нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу местного самоуправления.

Международные правовые акты.

Необходимо отметить, что правовым фундаментом для муниципального законодательства стран – членов Совета Европы, к которым теперь относится и Российская Федерация, является Европейская Хартия о местном самоуправлении.

Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления. Это определение полностью соответствует тексту Статьи 3: «Понятие местного самоуправления» Европейской Хартии Местного Самоуправления.

Целью Совета Европы является построение Европы на принципах демократии и децентрализации власти, достижение прочного единства между его членами на этой основе. Поскольку местное самоуправление – одна из основ любого демократического строя, в Европейской Хартии закреплены общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты.

Хартия является документом, достаточно полно излагающим понятие и принципы местного самоуправления, и направлена на защиту прав местных органов самоуправления как наиболее приближенных к населению. Именно органы местного самоуправления предоставляют гражданам возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни.

Этот документ обязывает все стороны (государства) подписавшие его применять основополагающие принципы, гарантирующие политическую, административную и финансовую самостоятельность местных сообществ в условиях децентрализации власти.

В преамбуле хартии изложены главные принципы, на которых она базируется: органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя; граждане имеют право участвовать в управлении государственными делами непосредственно на местном уровне; государство должно наделить органы местного самоуправления реальной властью и дать им широкую автономию в решении вопросов своей компетенции.

Европейская Хартия отмечает также необходимость признания местного самоуправления в законодательстве и, по возможности, в конституции страны. В ней раскрывается понятие местного самоуправления, предусматриваются свободное, тайное, равное, прямое и всеобщее голосование, свобода действия местного самоуправления по любому вопросу своей компетенции, полнота и исключительность полномочий местного самоуправления, самостоятельность определения своей внутренней административной структуры.

Хартия говорит о том, что статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, административный контроль должен быть только для обеспечения законности и конституционных принципов. За местным самоуправлением закрепляется право на обладание собственными финансовыми средствами и право свободно ими распоряжаться. Средства должны поступать за счет местных сборов и налогов, других источников. Местные органы согласно Хартии могут сотрудничать и объединяться с другими органами местного самоуправления, имеют право сотрудничать с другими подобными органами других государств. Местному самоуправлению гарантируется судебная защита. Российская Федерация подписала Европейскую Хартию местного самоуправления 27 декабря 1996 года.5

Европейская Хартия Местного Самоуправления открыта для подписания государствами-членами Совета Европы. Для любого государства - члена Совета Европы, выразившего согласие присоединиться к Хартии. Хартия вступает в силу с первого дня месяца, следующего за истечением трехмесячного срока после даты сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии или одобрении Хартии. Ни одна сторона не может денонсировать настоящую Хартию до истечения пятилетнего срока со дня ее вступления в силу для данной стороны. За шесть месяцев Генеральному Секретарю Совета Европы направляется предварительное уведомление. Такая денонсация не влияет на действие Хартии для других сторон, при условии, что их число никогда не будет меньше четырех.


Нормативные правовые акты федерального уровня.

К этой группе, как уже отмечалось выше, относятся: Конституция РФ (1993) и федеральные законы закрепляющие основные положения и общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, государственные гарантии прав местного самоуправления. Кроме того, в эту группу входят Указы Президента, Постановления Правительства, Конституционного Суда РФ и другие.


Нормы Конституции РФ о местном самоуправлении.

Безусловно, что важнейшим документом федерального значения, регламентирующим деятельность местного самоуправления, является основной закон нашей страны – Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. На основании ст.12 Конституции РФ местное самоуправления признается и гарантируется в Российской Федерации. Согласно Конституции местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным в пределах своих полномочий. Общие принципы организации местного самоуправления, в соответствии со ст. 72, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Глава 8 Конституции Российской Федерации целиком посвящена местному самоуправлению. В ст. 130-133 закреплены основные права местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. В Конституции отмечена обязательность учета исторических и иных местных традиций при осуществлении местного самоуправления. Населению муниципальных образований дано право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Изменение границ территории муниципального образования возможно также только с учетом мнения населения. По Конституции РФ органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка и решать другие вопросы местного значения. Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов для их осуществления, но контроль за их реализацией остается за государством. Конституцией РФ местному самоуправлению гарантируется судебная защита, запрещается ограничение прав, установленных Конституцией и федеральными законами, и дается право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений государственной власти6.

Местное самоуправление является одним из институтов, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации.

Это придает черты устойчивого характера местному самоуправлению в обществе.

Часть вторая статьи 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления, часть вторая статьи 2 закрепляет наличие муниципальной собственности у муниципальных образований, часть вторая статьи 9 гласит, что земля и природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности.

Логическая последовательность и предназначение этих норм свидетельствуют о том, что власть народа строится не на пустом месте. Основой ее является муниципальная собственность, в том числе земля и другие природные ресурсы. Таким образом, материальную основу власти, осуществляемой гражданами в муниципальном образовании, составляет муниципальная собственность.

Статья 12 данной главы Конституции Российской Федерации, придавая особую важность местному самоуправлению, установила, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Далее статья 12 устанавливает принцип самостоятельности местного самоуправления в системе общества. Местное самоуправление имеет свои полномочия. Согласно статье 15 части 2 Конституции органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция тем самым определяет условия деятельности местного самоуправления.

Таковы нормы о местном самоуправлении, содержащиеся в главе первой Конституции Российской Федерации об основах Конституционного строя в Российской Федерации.

Не менее важными являются нормы, установленные в главе второй Конституции Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления. Тем самым Конституция устанавливает тесную связь между человеком и местным самоуправлением, с одной стороны, и между его правами, свободами и деятельностью местного самоуправления — с другой. При этом основу самоуправления составляет человек, его права и свободы.

Далее в статье 32 ч. 2 Конституции Российской Федерации за гражданами Российской Федерации закрепляется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Это означает, что граждане вправе осуществлять власть как путем непосредственного, прямого волеизъявления, так и работая в органах, в которые они могут быть избранными. Кроме того, все граждане, обладающие правом избирательного голоса, осуществляют свою власть через избираемые ими представительные органы местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Данная норма Конституции Российской Федерации определяет формы прямого волеизъявления граждан и опосредованного осуществления ими власти через создаваемые ими органы местного самоуправления.

Статья 33 Конституции Российской Федерации вводит элемент открытости деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с указанной статьей граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Глава 8 Конституции Российской Федерации устанавливает содержание и предназначение местного самоуправления. В ней, равно как и в предыдущих главах, устанавливаются основополагающие нормы-принципы, раскрывающие понятие местного самоуправления, его основы, формы осуществления, пределы действия, полномочия по важнейшим вопросам, и, гарантии.

Предназначение местного самоуправления, согласно статье 130 ч. 1 Конституции Российской Федерации состоит в решении вопросов местного значения. При этом указывается, что население владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью, наличие которой закреплено в первой главе Конституции Российской Федерации. Часть вторая этой же статьи называет формы, посредством которых осуществляется местное самоуправление. Это референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления, а также выборные и другие органы местного самоуправления. То есть на уровне Конституции Российской Федерации определен механизм местного самоуправления.

Статья 131 ч. 1 устанавливает территориальные пределы местного самоуправления и право граждан на установление структуры органов местного самоуправления. В части второй этой же статьи установлена норма, обеспечивающая стабильность границ муниципальных образований. Их изменение допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Важнейшее установление содержится в статье 132 Конституции Российской Федерации. В части первой названной статьи определен перечень главных полномочий и предметов ведения органов местного самоуправления, от которых зависит состоятельность местного самоуправления в целом. Названная статья закрепляет за органами местного самоуправления права на самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов. Такой подход позволяет создать органам местного самоуправления самостоятельную экономическую основу, являющуюся фундаментом местного самоуправления.

Часть вторая статьи 131 Конституции Российской Федерации расширяет сферу деятельности органов местного самоуправления тем, что они могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. Это означает, что местное самоуправление, наряду с вопросами местного значения может решать также вопросы государственного значения. Данная норма близка по своему содержанию к статье 3 ч. 1 Европейской Хартии о местном самоуправлении, согласно которой органы местного самоуправления призваны регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ей под свою ответственность и в интересах местного населения.

Для осуществления государственных полномочий органам местного самоуправления передаются государством материальные и финансовые ресурсы.

Статья 133 устанавливает правовые и экономические гарантии местного самоуправления. В соответствии с указанной статьей местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Конституция Российской Федерации содержит основные принципы о местном самоуправлении. Нормы, установленные в ней, носят открытый характер. Это означает, что в развитие конституционных норм могут быть приняты федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.

Такая возможность закреплена, например, в статье 72 ч. 1, пункт «н», которая относит вопрос об установлении общих принципов организации местного самоуправления к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации, являясь основным законом общества и государства, установила систему норм о местном самоуправлении, на которой должны базироваться все остальные нормативные правовые акты.

При этом нормы Конституции Российской Федерации подразделяются на нормы:

разрешающие введение местного самоуправления в Российской Федерации;

определяющие предназначение местного самоуправления;

закрепляющие механизм и регулирующие организацию и деятельность местного самоуправления;

устанавливающие экономическую основу местного самоуправления;

закрепляющие территориальные пределы местного самоуправления;

устанавливающие компетенцию местного самоуправления по отдельным вопросам;

устанавливающие гарантии местного самоуправления;

устанавливающие права граждан на местное самоуправление и запрещающие ограничение прав на местное самоуправление.

Все перечисленные и другие нормы нашли свое развитие в федеральных нормативных правовых актах, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актах местного самоуправления.


Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конституции Российской Федерации, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, является Федеральный Закон № 131. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» В нем раскрыты основные понятия, термины местного самоуправления, обозначена роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, как основы конституционного строя в России, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления. Закон определил полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления, выделил вопросы, находящиеся в ведении муниципального образования.7

В законодательных основах местного самоуправления закреплена приоритетность Конституции Российской Федерации и данного закона над законодательными актами субъектов Федерации в случаях их противоречия первым. Большое внимание в Федеральном законе уделяется вопросу об уставе муниципального образования, раскрывается основное содержание, порядок его разработки и регистрации. Закон рассматривает территориальные основы местного самоуправления, вопросы установления и изменения границ муниципального образования8.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет основы деятельности органов местного самоуправления и подчеркивает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществление органами государственной власти или государственными должностным лицами местного самоуправления не допускается.

Структура органов должна определяться населением муниципального образования. Представительные органы местного самоуправления состоят из депутатов, выборы которых должны проводиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законом определены и основные функции представительных органов. Глава муниципального образования может быть избран как представительным органом из своего состава, так и непосредственно населением данной территории. Статус депутата муниципального образования также отражен в федеральном законе. Органы и должностные лица местного самоуправления наделены правом принимать правовые акты по вопросам своего ведения. Законом предусматриваются различные формы волеизъявления граждан, такие, как местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан и другие формы осуществления местного самоуправления.

Финансово-экономическая основа местного самоуправления законодательно регулируется в соответствии со статьями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем определены понятия экономической основы местного самоуправления, муниципальной собственности, рассмотрены порядок управления муниципальной собственностью, отношения органов местного самоуправления и предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Также в законе раскрываются финансовая основа местного самоуправления, местный бюджет, источники его формирования и отмечена самостоятельность органов местного самоуправления в распоряжении средствами местного бюджета. Минимальные местные бюджеты обеспечиваются федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с одной стороны, гарантируется организационная, финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления, судебная защита местного самоуправления. С другой стороны, Законом предусмотрены ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Нормативные правовые акты субъектов РФ.

Если на федеральном уровне закрепляются исходные начала, общие принципы правового регулирования, выделяются основы, гарантируются права местного самоуправления, то конкретные организационно-правовые формы и содержание местного самоуправления определяются на уровне субъекта Федерации, с учетом национальных, исторических, региональных и других особенностей и это отражается в нормативно-правовых актах – конституциях, законах, постановлениях, положениях и уставах о местном самоуправлении субъектов Федерации.

Положения Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются основой правовых актов субъектов Федерации, в которых они получили развитие, спроецировавшись на конкретную территорию, трансформировались применительно к конкретным местным условиям. Сравнительный анализ правовых основ местного самоуправления на уровне субъектов Федерации показывает, что многие субъекты Федерации, несмотря на общую правовую основу, по-разному трактуют и развивают многие аспекты местного самоуправления.

К нормативно-правовым актам регионального уровня относятся:

конституции республик, входящих в состав РФ;

уставы;

законы субъектов РФ.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы.

Законы субъектов Российской Федерации также подразделяются на специальные, посвященные полностью местному самоуправлению, а также содержащие отдельные нормы о местном самоуправлении. К специальным законам относятся: законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления; о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления; о местном референдуме; о собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения муниципальной собственностью; о территориальном общественном самоуправлении.

Нормы, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, закреплены в конституциях республик в составе Российской Федерации, в уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, других законах, не имеющих специального предназначения для регулирования отношений в системе местного самоуправления.

Большие дискуссии вызывает различное решение вопроса о территориальной организации местного самоуправления. Существуют одноуровневая и многоуровневая концепции территориальной организации местного самоуправления. Часть субъектов придерживается мнения о необходимости параллельного существования государственного управления и местного самоуправления.

Уставы субъектов Федерации редко, когда противоречат Конституции России. Однако и они учитывают специфику организации муниципальной власти на соответствующей территории. Так, Устав Ленинградской области предусматривает смешанную систему управления на местном уровне: государственное управление (главы администраций районов, назначаемые губернатором области) и местное самоуправление (осуществляемое городскими муниципалитетами, волостными управами, и сельскими старостами).

Таким образом, уставы субъектов РФ, будучи учредительными нормативно-правовыми актами регионального уровня, являясь источниками муниципального права, устанавливают конкретную модель организации местного самоуправления на территории соответствующего субъекта.

Также дискуссионным является вопрос об организационных формах местного самоуправления. Более всего местному самоуправлению как форме народовластия соответствуют формы непосредственной демократии, такие, как местные референдумы, собрания, сходы граждан. Большинством субъектов Федерации разработаны специальные законы о проведении референдума. Но по таким важным вопросам, как «Кто принимает решение о необходимости проведения референдума?», «Какие вопросы должны решаться референдумом?», «Каковы правовые последствия принятого решения?» и многим другим, решения субъектами Федерации принимаются однозначно.

Большое разнообразие наблюдается и в решении вопросов о формах представительной власти, о соотношении представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Недостаточно еще проработан вопрос на уровне субъектов Федерации о системе взаимоотношений государственных органов и местного самоуправления, о возможности отзыва депутатов представительных органов.

На уровне субъектов Федерации должны быть приняты правовые акты, закрепляющие разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; порядок формирования финансовых ресурсов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности; конституционные нормы при формировании финансово-экономической основы местного самоуправления; статус муниципального служащего. Эти и многие другие еще предстоит решать субъектам Федерации. Система местного самоуправления в России находится пока на этапе начального развития и становления, тем не менее, уже сейчас ясно, что необходима некоторая унификация в решении основных вопросов местного самоуправления.

В целом же к предметам законодательства субъектов Федерации относятся:

организация и деятельность местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством;

порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

порядок регистрации уставов муниципальных образований;

порядок проведения муниципальных выборов;

проведение местных референдумов;

осуществление права местного самоуправления на законодательную инициативу в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации;

порядок передачи объектов собственности субъекта Федерации в муниципальную собственность;

межбюджетные отношения между бюджета субъекта Федерации и бюджетами муниципальных образований;

установление нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

установление минимальных государственных (субъекта Российской Федерации) социальных стандартов;

обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов;

наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

муниципальная служба (в соответствии с федеральным законом);

административные правонарушения по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

плата за использование природных ресурсов на территории муниципального образования.


Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления.

В четвертую группу входят нормативно-правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления или населением непосредственно.

Это прежде всего уставы муниципальных образований и нормативно-правовые акты по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусмотрено уставом муниципального образования.

Кроме того к ним относятся решения местных референдумов, обладающих высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам местного самоуправления, решения собраний (сходов) граждан, решения представительных органов местного самоуправления, решения исполнительных органов местного самоуправления, постановления должностных лиц местного самоуправления.

1.3 Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Гарантии осуществления местного самоуправления определяются в Законе об общих принципах организации местного самоуправления, других федеральных законах, конституциях, уставах и иных законах субъектов Федерации.

Реализация рассматриваемого принципа означает прежде всего создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления, к которой относится прежде всего признание государством местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа: местной публичной власти (ст. 3 и ст. 12 Конституции РФ). Это предполагает децентрализацию государственного управления, разграничение полномочий в области местного самоуправления между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти ее субъектов и муниципальными образованиями (ст. 4, 5, 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Государство гарантирует местному самоуправлению самостоятельность в пределах его полномочий, признавая при этом:

  •  а) право органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам своего ведения принимать (издавать) правовые акты;
  •  б) обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в пределах их полномочий, неисполнение которых влечет ответственность в соответствии с законами;
  •  в) свободу действий органов местного самоуправления по реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо органа власти;
  •  г) возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
  •  д) осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и иных территориях.

Важным элементом системы правовых гарантий местного самоуправления является конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления. Оно реализуется через формы прямой и представительной демократии с учетом исторических и иных местных традиций. При этом население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Государство гарантирует местному самоуправлению организационную самостоятельность, устанавливая, что:

  •  а) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
  •  б) структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;
  •  в) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;
  •  г) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;
  •  д) решение органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда;
  •  е) муниципальные служащие не относятся к категории государственных служащих.

Государство устанавливает и обеспечивает гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Конституция РФ признает и защищает равным образом муниципальную собственность наряду с частной, государственной и иными формами собственности (ст. 8).

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают муниципальнымобразованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов. Минимально необходимые расходы устанавливаются законами субъектов Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. При этом органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством.

Статья 132 Конституции РФ предусматривает материально-финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться законом, а ст. 133 - компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Кроме того, местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту.

Государственная гарантия местного самоуправления не исчерпывается созданием правовой базы местного самоуправления, правового механизма защиты прав местного самоуправления. Статья 9 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определяет более широкие задачи государственной поддержки местного самоуправления: создание необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, оказание содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление. Однако вопрос о государственной поддержке местного самоуправления, как отмечалось на Всероссийском совещании по вопросам местного самоуправления (1995 г.), требует взвешенного подхода, ибо грань между поддержкой государства и вмешательством в решение вопросов местного значения слишком зыбка.

Согласно Указу Президента РФ от 15 октября 1999 г. "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" поддержка местного самоуправления со стороны государства и создание условий для устойчивого самостоятельного развития муниципальных образований должны быть ориентированы на эффективное и согласованное функционирование федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных и гражданских институтов в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан России, повышения жизненного уровня и благосостояния многонационального народа Российской Федерации.

Закон относит к компетенции Российской Федерации и ее субъектов принятие соответственно федеральных и региональных программ развития местного самоуправления (ст. 4 и 5).

Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления (1995 г.) выделяла следующие основные направления государственной поддержки местного самоуправления:

  •  формирование правовой основы местного самоуправления;
  •  формирование финансово-экономический основы местного самоуправления;
  •  организационно-методическая поддержка местного самоуправления и формирование системы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления;
  •  информационная поддержка и информационное обеспечение деятельности местного самоуправления;
  •  создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления.

В Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г., предусмотрено два основных этапа ее исполнения:

а) первый этап (2000-2002 гг.) - создание базовых условий для развития муниципальных образований в реализации конституционных полномочий местного самоуправления;

б) второй этап (2003-2014 гг.) - выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения.

Согласно Указу Президента РФ от 11 июня 1997 г. "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" активное содействие становлению и развитию местного самоуправления в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента и Правительства РФ

Глава 2. Совершенствование деятельности органов  местного самоуправления региона на примере  Департамента Смоленской области по внутренней политике.

2.1 Характеристика деятельности Департамента Смоленской области по внутренней политике.

Ранее Департамент по внутренней политике именовался  как Департамент Смоленской области по вопросам местного самоуправления, созданный 1 апреля 2008 года и являлся  структурным подразделением высшего органа исполнительной власти Смоленской области – Администрации Смоленской области. 11 февраля 2014года  Губернатор Алексей Островский подписал постановление, объединяющее департамент по вопросам местного самоуправления и главное управление информационной политики и общественных связей в департамент Смоленской области по внутренней политике Новый департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по вопросам информационной политики, межнациональных, религиозных отношений и общественных связей. Помимо этого, департамент является уполномоченным органом исполнительной власти: в сферах проведения единой государственной политики в области местного самоуправления; по вопросам административно-территориального устройства Смоленской  Области .
Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, иными органами и организациями.

Основные направления деятельности Департамента:

  •  реализация на территории Смоленской области государственной политики в сфере местного самоуправления;
  •  осуществление в пределах своей компетенции полномочий по вопросам административно-территориального устройства Смоленской области.
  •  организация и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Смоленской области;
  •  содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в правовом обеспечении развития местного самоуправления на территории Смоленской области.

В своей деятельности Департамент Смоленской области по внутренней политике руководствуется федеральным и областным законодательством, Положением о Департаменте, утверждённым Постановлением Администрацией Смоленской области от 26 марта 2009 года № 149, а также Положениями отделов, утверждёнными начальником Департамента – Борисенко Игорем Владимировичем.

Положение о Департаменте Смоленской области по внутренней политике.

Положение о Департаменте Смоленской области утверждено Постановлением Администрации Смоленской области от 26 марта 2009 года № 149 «Об утверждении положения о Департаменте Смоленской области по внутренней политике ».

В соответствии с описанными выше направлениями деятельности Департамента, приведём некоторые осуществляемые им функции:

  •  разрабатывает проекты областных законов и иных областных нормативных правовых актов;
  •  содействует формированию кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы;
  •  ведёт реестр административно-территориальных единиц Смоленской области, муниципальных правовых актов, а также лиц, замещающих должности муниципальной службы в Смоленской области, инициирует вопрос о внесении изменений в данный реестр;
  •  обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти Смоленской области с органами местного самоуправления Смоленской области;
  •  разрабатывает и обеспечивает издание информационно-методических материалов для органов местного самоуправления Смоленской области;
  •  осуществляет подготовку предложений по совершенствованию правовых, организационных и территориальных основ местного самоуправления;
  •  подготавливает аналитическую информацию и статистическую отчетность об организации местного самоуправления, о реализации законодательства Российской Федерации в сфере местного самоуправления на территории Смоленской области;
  •  обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Смоленской области;
  •  проводит методические совещания и семинары по вопросам местного самоуправления;
  •  оказывает методическую, организационную, правовую и консультативную помощь органам местного самоуправления Смоленской области;
  •  проводит анализ эффективности муниципальной службы в Смоленской области;
  •  рассматривает обращения граждан по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
  •  осуществляет прием граждан по вопросам административно-территориального устройства и развития местного самоуправления на территории Смоленской области;
  •  проводит юридическую экспертизу муниципальных нормативных правовых актов Смоленской области;
  •  обеспечивает организацию подведения ежегодных областных конкурсов на лучшее муниципальное образование Смоленской области, «Лучший муниципальный служащий»;
  •  осуществляет оказание гражданам бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной формах по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

Для осуществления данных функций Департамент в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

  •  запрашивать и получать от руководителей органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области информацию и материалы в части и объемах, необходимых для осуществления своих функций;
  •  привлекать с согласия руководителей органов исполнительной власти Смоленской области специалистов этих органов, а также на договорной основе научные учреждения, ученых и других специалистов к решению вопросов, входящих в компетенцию Департамента;
  •  пользоваться в установленном порядке информационными банками данных Администрации Смоленской области, органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, а также создавать собственные информационные банки данных;
  •  вносить на рассмотрение Совета по развитию местного самоуправления при Губернаторе Смоленской области проекты правовых актов и иных документов по вопросам местного самоуправления, в том числе муниципальной службы;
  •  вносить на рассмотрение Губернатора Смоленской области, Администрации Смоленской области предложения и проекты правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
  •  разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
  •  приобретать методическую, научно-исследовательскую литературу, периодические издания, программное обеспечение;
  •  участвовать в совещаниях, коллегиях, заседаниях комиссий органов исполнительной власти Смоленской области и других мероприятиях по вопросам, связанным с деятельностью Департамента;
  •  создавать совещательные и координационные органы (советы, комиссии, рабочие группы);
  •  проводить совещания по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

Организация работы Департамента:

Руководство деятельностью Департамента осуществляет начальник Департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Смоленской области.


2.2 Анализ показателей взаимодействия органов местного самоуправления  в Смоленской области.

Департаментом Смоленской области по внутренней политике была  разработана и реализована  долгосрочная областная целевая программа «Государственная поддержка развития местного самоуправления в Смоленской области» на 2009-2012 годы, задачами которой являются:

- организация муниципального управления, ориентированного на результат;

- оптимизация территориальной организации местного самоуправления и совершенствование административно-территориального устройства Смоленской области;

- обеспечение организационной, правовой и информационно-методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области;

- повышение роли и участия населения Смоленской области в осуществлении местного самоуправления.

 Объем средств областного бюджета на реализацию программы в 2010 году составил 2 млн. рублей, которые полностью израсходованы.

Финансовое обеспечение Программы было предусмотрено только на реализацию двух мероприятий:

- организацию и проведение ежегодных областных конкурсов на лучшее муниципальное образование Смоленской области, «Лучший старейшина, председатель уличного, домового комитетов, совет (комитет) территориального общественного самоуправления Смоленской области», «Лучший муниципальный служащий» в размере 1 846 846 рублей;

В результате победителями и призерами ежегодного областного конкурса на лучшее муниципальное образование Смоленской области за 2010 год стали 29 муниципальных образования Смоленской области, в том числе:

- в номинации «Лучший городской округ, муниципальный район Смоленской области» - 5 муниципальных образований;

- в номинации «Лучшее городское, сельское поселение Смоленской области» - 24 муниципальных образований.

Победителям и призерам конкурса на лучшее муниципальное образование Смоленской области выделены гранты на общую сумму 16,8 млн. рублей:

В номинации «Лучший городской округ, муниципальный район Смоленской области» гранты составили по 1 млн. руб., в номинации «Лучшее городское, поселение Смоленской области» по 900 тыс. рублей, в номинации «Лучшее сельское поселение Смоленской области» по 600 тыс. рублей - 1 место, 400 тыс. рублей –
2 место, 300 тыс. рублей – 3 место.

В номинациях «Управление, экономика и финансы», «Муниципальное хозяйство и системы жизнеобеспечения», «Социальное развитие», «Информационное развитие», «Градостроительство, архитектура и землепользование», «История, правовое и организационное обеспечение» конкурса «Лучший муниципальный служащий» за 2010 год победителями стали 13 муниципальных служащих. Они награждены денежными премиями в размере 
25 тыс. руб.; 2 участника конкурса, достигшие высоких результатов по отдельным показателям, получили премии в размере 20 тыс. руб.

В рамках областного ежегодного конкурса «Лучший старейшина, председатель уличного, домового комитетов, совет (комитет) территориального общественного самоуправления» за 2010 год 34 старейшин, председателей уличных и домовых комитетов, председателей ТОС стали победителями и призерами. Они награждены Благодарственными письмами Губернатора Смоленской области, памятными лентами и денежными премиями в размере 25 тыс. руб. - 1 место, 20 тыс. руб. - 2 место и 17 тыс. руб. - 3 место. Общий объем денежных премий составил 617 237рублей.

2.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления.

Местное самоуправление – неотъемлемая часть гражданского общества и представляет собой важнейшую форму народовластия, непосредственно выражающую волю народа и составляющую одну из основ конституционного строя демократического государства. Местная власть максимально приближена к населению, затрагивает интересы каждого человека, решает большинство его насущных проблем.

Исходя из приведенных данных, рассмотренных в предыдущем пункте, анализа данной темы, нами были выявлены проблемы  и  сформулировали свои рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления:

1)Дотационность и дефицит  местных бюджетов. Первостепенной проблемой в системе местного самоуправления является недостаточность финансово-экономической обеспеченности бюджетов. В свою очередь, это негативно сказывается на функционировании муниципальных образований и их жизнедеятельности в целом. Для решения данной проблемы необходимо создание условий для привлечения инвестиций, создание целевых фондов финансовых ресурсов, которые смогли бы привлечь капитал в местные бюджеты, а в дальнейшем и развить отраслевой потенциал местного самоуправления.

2) Фрагментарный характер обновления знаний муниципальных служащих, несоответствие

уровня знания и качества в быстро изменяющейся среде. Для  решения данной проблемы необходимо  разработать и реализовать обязательную программу по повышению уровня квалификации специалистов в сфере местного самоуправления, с едиными критериями оценки и аттестации, с помощью которой, каждый специалист смог бы в должной мере повысить свои навыки работы в органах местного самоуправления.

3)  Перегруженность организационной  структуры управления  администраций муниципальных образований структурными подразделениями, дублирование функций. Структура органов местного самоуправления на районном уровне сложна, что мешает эффективной деятельности их работников. Решение данной проблемы - пересмотр функциональных связей между структурными подразделениями местных администраций  и оптимизация организационной структуры органов местного самоуправления, который избавит органы местного самоуправления от перегруженности их структуры организации  и повысит эффективность функционирования.

Проблемы

Пути решения

Результаты

1.   Дотационность и дефицит  местных бюджетов.

1. Создание условий для привлечения инвестиций, формирования  альтернативных источников  пополнения доходной части бюджета.

Повышение финансовых возможностей реализации органами местного самоуправления своих функций.

2.   Фрагментарный характер обновления знаний муниципальных служащих, несоответствие

уровня знания и качества в быстро изменяющейся среде.

2 . Организация регулярных курсов по повышению квалификации  и профессиональной переподготовке муниципальных служащих.

Активизация и повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.

3.  Перегруженность организационной  структуры управления  администраций муниципальных образований структурными подразделениями, дублирование функций.

3.  Пересмотр функциональных связей между структурными подразделениями местных администраций  и оптимизация организационной структуры органов местного самоуправления.

Рациональное распределение полномочий и ответственности по уровням управления в органах местной власти.


Заключение.

Целью данной курсовой работы являлось исследование теоретических аспектов организации деятельности органов местного самоуправления и разработка рекомендаций рекомендации по совершенствованию местного самоуправления в Смоленской области.

В ходе работы были выполнены следующие задачи:  рассмотрены  понятие и сущность местного самоуправления, изучить нормативно-правовые основы организации деятельности органов  местного самоуправления, проанализированы  показатели взаимодействия органов местного самоуправления  в Смоленской области, предложены рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления.

Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно - правовых форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.

Важной проблемой в области местного самоуправления является определение компетенции его органов, прежде всего в контексте распределения прав и обязанностей между всеми уровнями власти в России. Эффективность деятельности государства, как и любой другой управленческой системы, напрямую зависит от рационального распределения обязанностей между всеми уровнями власти.

Другая проблема отечественного местного самоуправления порождена общим нестабильным состоянием российской экономики. Бюджетный дефицит, характерный для всех уровней территориального управления в государстве, особенно болезненно сказывается на состоянии местного самоуправления. Именно на местах продолжает остро ощущаться отсутствие необходимых финансовых и материальных средств для решения насущных вопросов повседневной жизни населения. Решение данных проблем   объединит интересы всех уровней управления и усилит системы власти в стране, реализует потенциал органов местного самоуправления и населения.

Список использованной литературы:

  1.  Законы и нормативные акты

1.Конституция Российской Федерации

2.ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

3.ФЗ № 25 « О муниципальной службе в Российской Федерации»

4.Европейская хартия местного самоуправления

5. Областной закон № 109-з от 29.11.2007 "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области"

6. Долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка развития кадрового потенциала органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области» на 2009-2012 год.

  1.  Учебники и учебные пособия:

1.Кутафин О.Е.Муниципальное право/Моск. гос. юрид. акад. - 3-е изд.,

2. Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения./ Тула., 2007г.

3. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление/Учебник. М.: Юристъ, 2003г.

4. Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 5-е 2005г.

5. Гаврилов А.И. Проблемы повышения эффективности местного   самоуправления  БЕК, 2007г.

6. Писарев А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2010.

7. Захаров И.В. Юридическая природа устава муниципального образования (вопросы теории и практики): Науч.-практ. пособие. Екатеринбург, 2003.

8. Шумянкова Н.В. Муниципальное управление. М. 2012.- 640с.

9.  Замотаев А.А. Местное самоуправление: Основные понятия и термины. М., 2009. — 395с.

10.  Кружков А.В. Местное самоуправление и развитие гражданского общества в России. - М.: Соврем. экономика и право, 2004. -284 с.

11.   Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.- 165 с.

12. Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью: Учеб .-практ. Пособие. –М.: Дело, 2009. –704с.

13.  Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. –2-е изд. перераб. и доп. –М.: Экономика, 2001. –327с.

14. Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Мельников С.Б., Патрушев В.И., Основы современного муниципального управления. -М., 2011. -198 с




1. врозь вместе и против друг друга Языковые барометры предвещают бурю- ldquo;Война в семьеrdquo; ldquo;Битва полов
2. і. Решту площі займають гори Карпати
3. і Пояснюється це надзвичайно високими навіть в порівнянні з старшими класами середньої школи взаємними ви
4.  высоко активен и инициативен при решении группой основных задач; 2 способен оказывать влияние на других
5. тема и её виды Операцио~нная систе~ма комплекс управляющих и обрабатывающих программ которые с одной ст
6. Тема 5 задания 1
7. Краткое содержание жития Читается за 15~20 мин Благочестивые родители святого Феодосия жили в городе Ва
8. Нормировочная карта для ленточной машины модели 1547 фирмы «Wirkbau» (Германия)
9. тематичних наук Київ ~ Дисертацією є рукопис1
10.  года. Фактически совместно проживаем с
11. демографическая группа 1427 лет
12.  Типы дыхания 2
13. тематических ошибок совпа дает с понятием дисперсии
14. І. Фізичні властивості норма Форма оформлений оформлен
15. Теперь PR можно просчитать точнее
16. Plnt beet bens cbbge ~ редиска баклажан буряк квасоля капуста lettuce grlic onion culiflower prsley pumpkin ~ листя салату часни
17. судьба не благосклонна
18. Коррекция мышления трудовой деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста
19. Действующее законодательство Российской Федерации о несостоятельности банкротств
20. Верования в Китае