Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Принципы онтогенетическиориентированной системной арттерапии Из множества концепций используемых в

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


Принципы и организационные процедуры арт-терапии в работе с детьми и подростками

2.1.  Принципы онтогенетически-ориентированной системной арт-терапии

Из множества концепций, используемых в настоящее время для обоснования практики арт-терапевтической работы с детьми и подростками, психологически наиболее оправданными представляются те, которые ориентированы на процесс психического развития (онтогенез) и рассматривают его в контексте влияния широкого набора различных внутренних (конституционально-генетических, соматоорганических, личностных и т. д.) и внешних (семейных, макросоциальных, культураль-ных, экологических и иных) факторов. Руководствуясь таким пониманием процесса психического развития и творчески интегрируя элементы разных направлений современной психологии, авторы данной книги выдвигают концепцию онтогенетически-ориентированной системной арт-терапии. В рамках этой концепции в качестве основной цели арт-терапии рассматриваются позитивные личностные изменения в виде гармонизации и развития системы отношений за счет коррекции неадекватных когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов, а также раскрытия внутренних ресурсов организма и психики ребенка и подростка. В случае интенсивно протекающего процесса созревания и формирования психики и личности ребенка, не страдающего тяжелыми психиатрическими заболеваниями или органическим заболеванием мозга, наиболее адекватной представляется модель арт-терапевтического вмешательства, ориентированная не на восстановление того, что было до болезни или происшедшей в связи со стрессом декомпенсации, а на приведение человека к состоянию большей зрелости, гармоничности и жизнестойкости. Таким образом, важнейшей целью онтогенетически-ориентированной арт-терапии является поступательное или даже форсированное развитие различных психических процессов и подсистем личности ребенка.

Основные принципы онтогенетически-ориентированной системной арт-терапии:

  •  принцип субьектности (отношение к участникам арт-терапевтического процесса не как к пассивным реципиентам коррекционных и развивающих воздействий, но как к личностям с индивидуальным набором потребностей, взглядов, установок и т. д.);
  •  принцип активности (всемерное вовлечение участников арт-терапевтического процесса в разные формы творческого самораскрытия,
    предполагающие проявление ими инициативы и ответственности);
  •  партнерство в терапевтических отношениях (уважение позиции клиента, иногда —«следование» за его инициативой, стимулирование его к выражению своих чувств и мыслей);
  •  опора на наглядно-чувственный характер деятельности (активное использование визуальных, музыкально-аудиальных, кинестетических и игровых средств самовыражения, стимулирование творческого воображения);
  •  постоянная обратная связь (отчет участников арт-терапевтических занятий о своих чувствах, мыслях и впечатлениях от работы и взаимодействии друг с другом и ведущим; комментирование ведущим особенностей творческой экспрессии и поведения участников);
  •  единство и взаимодополнение вербальной и невербальной экспрессии (чередование в ходе арт-терапевтических занятий изобразительной деятельности, движения и танца, музицирования, сочинения историй и обсуждений);
  •  взаимопроникновение лечебных, профилактических, развивающих, обучающих элементов;
  •  сочетание группового характера коррекционного процесса с индивидуализацией его задач в соответствии с результатами клинической,
    социально-психологической и педагогической диагностики каждого клиента;
  •  интегративность (активизация и развитие в ходе занятий эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности, преодоление противоречий между чувствами, мыслями и поступками);
  •  системность (восприятие поведения и проблем участников арт-те-рапевтического процесса в контексте терапевтических, групповых и социальных отношений, а также с учетом широкого набора различных факторов риска и здоровьесбережения);
  •  ориентация на саморазвитие, доверие к внутренним ресурсам организма и психики ребенка и подростка с параллельным привлечением внешних ресурсов;
  •  признание регрессивных психологических реакций как закономерных и даже необходимых для развития онтогенетически более зрелых и совершенных форм психической деятельности.

2.2. Формы и методы работы. Арт-терапевтические техники, игры и упражнения

Программы арт-терапевтической профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков могут быть основаны на использовании разных форм творческого самовыражения, в первую очередь, изобразительных средств (включая графику, живопись, лепку, коллаж, фотографию и т. д.), которые дополняются средствами музыкальной и драматической экспрессии, элементами литературного творчества, движения и танца. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальном, так и в групповых вариантахстудийном, тематическом и динамическом. Основной формой групповых занятий может выступать интерактивная арт-терапевтическая группа. Понятие интерактивности в данном случае означает, что одной из ведущих особенностей групповой арт-терапевтической работы выступает взаимодействие между ее участниками. Итерактивная арт-терапевтическая группа отличается от большинства вербальных психотерапевтических групп тем, что здесь взаимодействие осуществляется, помимо вербального канала коммуникации, посредством визуальных образов, а также музыки, движения и танца, ролевой игры и т. д., т. е. разных средств творческого самовыражения.

При организации интерактивной арт-терапевтической группы основной акцент может быть сделан на тематической группе, поскольку она обеспечивает возможности для ее доукомплектования и структурирования арт-терапевтического процесса, а также отвечает условиям проведения занятий в школе.

Стуктурирование работы участников тематической группы осуществляется, главным образом, за счет фокусировки их внимания на какой-либо значимой для них теме или техниках, играх и упражнениях индивидуального, парного, микрогруппового или общегруппового характера. Тематическая группа является полуоткрытой: отдельные участники могут прекращать работу на том или ином этапе, в то же время, в группу могут включаться новые члены.

Другим значимым организующим фактором в тематической группе является ее трехчастная структура; каждое занятие включает вводнуюразогрев» и подготовка участников к работе), основную (выбор темы или ее корректировка и работа над ней с использованием разных модальностей творческого самовыражения, завершающаяся обсуждением участниками своих произведений и процесса их создания) и заключительную (подведение итогов занятия) части.

В процессе работы тематической группы могут подниматься различные темы и применяться разные виды деятельности, ориентированные на развитие сенсомоторных навыков, образного мышления, памяти и внимания участников, а также исследование их отношений и опыта. Все многообразие заданий, игр и упражнений, которые могут быть использованы в тематической группе, можно разделить на несколько основных категорий в зависимости от их назначения. Следует, однако, учесть, что многие из них могут применяться с разными целями, поскольку оказывают многостороннее положительное воздействие на личность участников занятий.

Группа А —«Развитие памяти, внимания, мышления, тонкой моторики» —включает техники, способствующие развитию и тренировке образного и понятийного мышления, памяти, внимания и тонкой моторики.

Группа Б —«Общие темы» —предназначена для выражения различных чувств (как правило «в обход» заявленной или предполагаемой психологической проблематики участников). В то же время составляющие ее техники позволяют дать выход сложным переживаниям и достичь их осознания. Целью применения этих техник может быть совершенствование навыков самоконтроля и психологических защит, раскрытие внутренних ресурсов и творческого потенциала, а также актуализация и проявление латентных потребностей и свойств личности. При использовании в групповом контексте они способствуют сплочению группы и самораскрытию ее участников, кроме того, развивают их способность к пониманию чувств и потребностей других людей.

Группа В —«Восприятие себя» —состоит из техник, игр и упражнений, которые позволяют целенаправленно исследовать образ «Я» участников группы, различные грани их внутреннего мира и системы отношений. Основным назначением этих техник является выражение и осознание тех чувств и потребностей клиента или участников группы, которые так или иначе связаны с заявленной ими или предполагаемой психологической проблематикой либо теми или иными аспектами их личностного функционирования. Использование таких техник способно помочь в осознании и коррекции дизадаптивных паттернов поведения и мышления. Их уместнее всего применять в контексте психотерапии и психокоррекции, хотя они могут иметь также психопрофилактическое и развивающее значение. Они позволяют сплотить группу и развить межличностную компетентность участников, помогают им осознать общность и различия опыта, а также укрепить «Я» и личные границы.

Техники, игры и упражнения группы Г предназначены для работы в парах и способствуют развитию межличностной компетентностиумения понимать и принимать окружающих и вступать с ними в конструктивное взаимодействиеа также помогают увидеть и осознать дизадаптивные паттерны взаимодействия, укрепить «Я» и личные границы, актуализировать латентные потребности и свойства, а также творческие возможности. Их применение в групповом контексте способствует сближению и самораскрытию участников и формированию групповой сплоченности.

Техники, игры и упражнения группы Д рассчитаны на совместную работу участников группы (или членов семьи) и применяются примерно с теми же целями, что и техники, игры и упражнения группы Г. Однако некоторые из них могут быть использованы также для работы с внутригрупповыми конфликтами и для раскрытия внутренних ресурсов группы.

И, наконец, группа Е включает техники, игры и упражнения, сочетающие изодеятельность с иными формами творческого самовыражениямузыкальной импровизацией и восприятием музыки, сценическим искусством, движением, танцем и др. Цели их применения разнообразны. В некоторых случаях они аналогичны целям использования техник группы Б, а также групп Г и Д.

Тематический принцип с ориентацией на вышеперечисленные группы техник, игр и упражнений, подбираемых исходя из ведущих задач и этапа работы, а также индивидуальных особенностей детей и подростков, может лежать в основе построения программы индивидуальных занятий.

2.3. Этапы арт-терапевтического процесса

В целях наилучшей организации и осуществления арт-терапевтических программ целесообразно их деление на следующие основные этапы:

  1.  этап подготовительных организационных процедур и исходной
    диагностики
    ;
  2.  коррекционный этап, оценка промежуточных результатов;
  3.  этап завершения работы, оценка конечных результатов.

На этапе подготовительных организационных процедур и исходной диагностики решаются следующие задачи:

  •  создание и оборудование арт-терапевтической студии (кабинета);
  •  проведение предварительных собеседований, отбор и подготовка кандидатов для участия в индивидуальных и групповых занятиях;
  •  исходная диагностика и определение показаний для применения индивидуальной либо групповой арт-терапии и ее конкретных техник, игр и упражнений;
  •  знакомство, формирование терапевтического альянса (терапевтических отношений) и взаимного доверия участников группы;
  •  вовлечение прошедших исходную диагностику кандидатов в арт-терапевтический процесс, освоение ими пространства арт-терапевтического кабинета.

На коррекционном этапе программы решаются следующие задачи:

  •  поддержание атмосферы высокой взаимной терпимости и психологической безопасности участников арт-терапевтического процесса;
  •  раскрытие индивидуальных потребностей, чувств и проблем участников арт-терапевтического процесса в изобразительной и иной творческой деятельности и обсуждениях;
  •  структурирование и организация поведения и опыта участников арт-терапевтического процесса, удерживание их внимания на деятельности и терапевтических (групповых) отношениях;
  •  укрепление и развитие терапевтического альянса;
  •  преодоление тревоги, психологических защит и сопротивления, препятствующих самораскрытию;
  •  постепенная коррекция имеющихся у участников нарушений поведения и эмоциональных расстройств;
  •  
  •  развитие у участников арт-терапевтического процесса более адаптивных моделей поведения, развитие здоровых потребностей
    и формирование положительной
    «Я»-концепции;
  •  текущий мониторинг и оценка промежуточных эффектов арт-терапевтической программы и, в случае необходимости, ее корректировка.

Второй (коррекционный) этап делится на две стадии: переходную и рабочую.

На этапе завершения работы и оценки конечных результатов программы решаются следующие задачи:

  •  открытая и всесторонняя проработка связанных с завершением арт-терапевтической программы чувств;
  •  закрепление полученного положительного опыта;
  •  планирование участниками конкретных шагов по применению полученного опыта в повседневной жизни;
  •  формирование у участников арт-терапевтического процесса механизмов самоподдержки;
  •  планирование дальнейшей работы (в случае необходимости);
  •  подведение участниками арт-терапевтического процесса личных итогов;
  •  оценка результатов программы.

Основными результатами программы являются психологические изменения у детей и подростков (гармонизация эмоциональной сферы, развитие здоровых установок и мотиваций, коррекция поведенческих нарушений и т. д.), делающие их обучение и психосоциальное функционирование более успешными. Оценка таких изменений производится с использованием методов наблюдения, психологической диагностики, клинического анализа, самоотчетов и интервьюирования участников арт-терапевтической программы, а также социального и педагогического мониторинга.

2.4. Организационные процедуры и формы арт-терапевтической работы

Используемые в ходе реализации арт-терапевтической программы организационные процедуры и формы работы способствуют фокусировке внимания специалиста на решении задач, соответствующих каждому из ее этапов и, в конечном итоге, повышают ее эффективность.

Организационные процедуры и формы начального этапа арт-терапевтической программы

К организационным процедурам начального этапа программы относится, в частности, первичное интервьюирование кандидатов, в ходе которого специалист определяет показания для назначения индивидуальной либо групповой арт-терапии. Важной задачей первичного собеседования является также предоставление ребенку/подростку информации об особенностях планируемой работы. Так, арт-терапевт (т. е. тот, кто проводит арт-терапевтические занятия) может подчеркнуть, что участие в индивидуальных и групповых занятиях не требует наличия каких-либо художественных способностей или навыков изобразительной деятельности. Он дает понять, что основной акцент в работе будет сделан на свободном выражении участниками группы своих чувств и мыслей с помощью имеющихся в их распоряжении изобразительных материалов. Он должен предупредить ребенка или подростка о том, что такая работа будет предполагать не только его занятия изобразительным творчеством, но и иную творческую деятельность и разного рода упражнения и задания, а также взаимодействие с другими участниками группы, в том числе, обсуждение с ними продуктов своей деятельности. Кроме того, терапевт может информировать ребенка об условиях проведения арт-терапии, предполагаемом размере и составе группы, общей продолжительности работы, периодичности и длительности занятий и т. д.

Еще одной задачей собеседования является преодоление тревоги, связанной с приглашением ребенка или подростка к участию в арт-терапевтических занятиях. Во многом эта тревога может быть связана с прежним негативным опытом его общения с разными специалистами и значимыми для него фигурами в прошлом и настоящем. И, наконец, еще одна важная задача, решаемая в ходе предварительного собеседованияполучение от ребенка или подростка согласия на участие в индивидуальных или групповых занятиях.

Организационной процедурой начального этапа программы также является проведение консультаций со специалистами школы и родителями ребенка/подростка с целью получения от них более полной информации о кандидатах. Проводя консультации со школьными специалистами, арт-терапевт может получить от них ответы на самые разные интересующие его вопросы, включая:

возраст, род занятий, происхождение родителей;

  •  какие еще дети есть в семье, каковы их возраст и отношения с направляемым на арт-терапию ребенком;
  •  проблемы ребенка (с точки зрения специалиста); в чем они проявляются, когда возникли;
  •  получал ли ребенок раньше или получает ли в настоящее время в связи с этими проблемами какую-либо медицинскую или психологическую помощь, и какую именно; какие эффекты были при этом достигнуты;
  •  какие соматические или неврологические заболевания имеются у ребенка;
  •  характер ребенка, его взаимоотношения с окружающими, интересы и занятия;
  •  особенности развития ребенка;
  •  ожидания специалиста относительно направления ребенка на индивидуальную или групповую арт-терапию.

В ходе беседы со специалистами психотерапевт объясняет им общие задачи направления ребенка на арт-терапию, содержание занятий, предполагаемую продолжительность работы, периодичность занятий и предоставляет им, в случае необходимости, иную информацию.

В процессе начального интервью также уточняются показания для назначения конкретной формы арт-терапии. При этом учитываются характер эмоциональных или поведенческих нарушений либо ведущие психологические проблемы клиента, его коммуникативные, эмоционально-волевые и познавательные возможности, а также уровень мотивации к участию в индивидуальных или групповых занятиях.

Считается, что особую ценность арт-терапия может иметь для работы с теми детьми и взрослыми, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, например, в силу речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, либо когда у клиента наблюдается выраженное сопротивление раскрытию своих переживаний в связи с их сложностью или особенностями его личностной структуры. Это, конечно же, не значит, что арт-терапия не может быть эффективной в работе с теми, у кого способность к вербальному выражению чувств сформирована в достаточной степени. Для таких людей творческая деятельность может являться альтернативным средством общения, позволяющим им выражать свои мысли и переживания с большей полнотой и убедительностью. При этом по возможности оцениваются следующие особенности клиента:

  •  осознанная потребность в других;
  •  способность к саморефлексии;
  •  ролевая гибкость;
  •  способность давать и получать обратную связь;
  •  эмпатическая способность;
  •  фрустрационная толерантность;
  •  прежние отношения и т. д.

Выбор конкретной формы групповой арт-терапии зависит от особенностей биопсихосоциогенеза имеющихся у ребенка/подростка эмоциональных или поведенческих нарушений. При этом учитываются разные факторы риска и здоровьесбережения. В результате предварительного собеседования с клиентом, а в случае необходимоститакже консультаций со специалистами школы и родителями ребенка/подростка арт-те-рапевт должен оформить в журнале консультаций запись, представляющую собой заключение о состоянии клиента и его готовности к индивидуальным или групповым арт-терапевтическим занятиям, в котором должно быть отражено следующее:

  •  первоначальное впечатление о клиенте (коммуникабельность, мотивация к участию в арт-терапевтической программе и т. д.);
  •  рекомендуемая форма арт-терапии;
  •  предполагаемые трудности, связанные с участие кандидата в арт-терапевтической программе;
  •  предполагаемые положительные эффекты, которые при этом могут быть достигнуты и задачи, которые при этом планируется решить.

Организационные процедуры и формы коррекционного и завершающего этапов программы

К организационным процедурам коррекционного и завершающего этапов программы можно отнести:

  •  регистрацию хода арт-терапевтических занятий;
  •  оценку промежуточных результатов арт-терапии и целесообразности ее продолжения либо перевода клиента на иную форму работы;
  •  оценку конечных результатов арт-терапии.

Данные организационные процедуры сопровождаются оформлением соответствующих документов. В первом случае такими документами являются журнал посещений и хода арт-терапевтических занятий; во второмпромежуточное резюме; в третьемзаключительное резюме.

Регистрация посещений и хода арт-терапевтических занятий необходима не только для контроля за деятельностью специалиста, но и для анализа им своей работы. Хотя журнал посещений может вестись отдельно от журнала регистрации хода арт-терапевтических занятий, их целесообразно объединять в единый документ. В настоящее время в разных странах используются различные формы регистрации арт-терапевтической работы, которые можно адаптировать к конкретным условиям деятельности специалиста. При ведении журнала посещений и регистрации хода арт-терапевтических занятий он, в частности, может использовать следующие формы:

  •  формализованный бланк;
  •  развернутое описание по схеме;
  •  хронограмму групповых арт-терапевтических занятий.

Формализованный бланк заполняется на каждом занятии и содержит следующие пункты:

  •  дата и время проведения занятия;
  •  фамилия (или фамилии) участника (участников) занятия;
  •  основная тема (темы);
  •  используемые участником (участниками) изобразительные материалы и виды деятельности (обсуждения, физические упражнения и игры, драматизация и т. д.);
  •  высказывания участника (участников) занятия в ходе работы и особенности его (их) невербальной экспрессии;
  •  взаимодействие со специалистом или другими участниками;
  •  отношение участника (участников) занятия к работе;
  •  процесс изобразительной работы (этапы создания визуальных образов) или иной творческой активности;
  •  краткое описание изобразительной продукции участника (участников) занятия;
  •  объяснение участником (участниками) занятия содержания своей изобразительной продукции (формальное объяснение или психологическое толкованиеинсайт);
  •  наблюдаемые ведущим групповые феномены и процессы.
  •  Развернутое описание группового занятия по схеме содержит следующие пункты:
  •  ФИО участников сессии, кто отсутствовал;
  •  ведущий/ведущие;
  •  дата и время сессии, номер сессии;
  •  цель и задачи сессии;
  •  тема (темы), используемые упражнения и задания;
  •  общая атмосфера в группе в начале, в конце и в середине занятия; общий характер взаимодействия;
  •  что происходило в группе, как вели себя отдельные участники (что делали, как участвовали в обсуждении);
  •  каково было участие ведущего и ассистента в ходе занятия и их взаимодействие;
  •  итоги занятия, планы относительно дальнейшей работы.

Формализованный бланк и развернутое описание по схеме могут дополняться формулировкой специалистом тех или иных гипотез, позволяющих ему объяснить мотивы действий участников занятий, смысл создаваемой ими изобразительной продукции, а также наблюдаемого взаимодействия участников друг с другом и с ведущим. Гипотезы также могут также представлять собой попытки арт-терапевта объяснить переживаемые им самим в связи с групповой работой чувства. Вполне оправданным является также использование специалистом при регистрации хода групповых арт-терапевтических занятий элементов ретроспективного, разноуровневого и интегративного анализа. Ретроспективный анализ может быть связан с попытками специалиста ответить на следующие вопросы:

  •  Как соотносится данное занятие с предыдущими (с точки зрения ведущих тем, используемых участником или участниками материалов, их поведения и взаимодействия друг с другом и ведущим, содержания их изобразительной продукции, проявляемых в работе групповых процессов и феноменов и т. д.)?
  •  Было ли в ходе данного и предыдущих занятий нечто повторяющееся и характерное в поступках, переживаниях, высказываниях и изобразительной продукции участников, в переживаниях и поведении группы в целом, в чувствах и поведении самого психотерапевта?

Разноуровневый анализ имеет своей целью: а) установление специалистом определенной связи между собственными взглядами и верованиями и своим отношением к происходящему во время занятия;

б) объяснение им того, что происходило во время сессии, с использованием личных гипотез и верований; в) объяснение им того, что происходило во время занятий, с использованием тех или иных теоретических представлений (собственно, формулировка рабочих гипотез); г) определение возможной связи между личными взглядами и верованиями и теми теоретическими представлениями, которые он использует для объяснения происходящего во время занятий.

Интегративный анализ представляет собой резюме специалиста относительно того: а) какой опыт, по его мнению, смогли получить конкретный клиент или группа благодаря участию в данном занятии; б) как это на них повлияло; в) какое значение это может иметь для решения краткосрочных и долгосрочных задач арт-терапии; г) какое значение это имеет для дальнейшей работы данного клиента или группы.

Еще одним способом регистрации групповой арт-терапевтической работы является хронограмма. Хронограмма предполагает использование заранее подготовленного бланка либо может рисоваться психотерапевтом. Она включает изображение нескольких расположенных вокруг центра кругов, обозначающих членов группы и ведущего (в случае необходимостии ко-терапевта). Каждый круг разделен на три сектора, соответствующих разным этапам занятия. Один сектор обозначает начало сессии, другойосновную часть сессии, и третий секторее завершение. Психотерапевт обозначает круги именами участников группы и кратко записывает в соответствующих секторах то, что говорил или делал тот или иной участник группы на разных этапах занятия. Здесь же могут приводиться краткие описания изобразительной продукции клиентов. Взаимодействие участников группы друг с другом и ведущим отражается на хронограмме в пространстве между кругами с помощью системы условных обозначений: плюс обозначает положительную коммуникацию (проявления симпатии, поддержки и т. д.), минусотрицательную (проявления неприязни, враждебности и т. д.). Стрелками между кругами обозначается направленность коммуникации. Она может быть односторонней или двусторонней. Односторонняя коммуникация не предполагает сколь-либо проявленной ответной реакции. Коммуникация между некоторыми участникам группы может и вовсе отсутствовать.

Оценка промежуточных результатов арт-терапии и целесообразности ее продолжения либо перевода клиента на иную форму или модель работы может осуществляться по-разному:

  •  проводиться арт-терапевтом самостоятельно;
  •  проводиться совместно с ко-терапевтом;
  •  проводиться совместно с другими специалистами.
  •  Некоторые способы оценки промежуточных результатов арт-терапии:
  •  клиническая оценка психического состояния участников группы;
  •  диагностика отдельных психических процессов и личностных характеристик участников занятий, в том числе, с использованием вербальных и графических тестов и шкал;
  •  отчеты самих участников занятий о наблюдаемых ими наиболее значимых изменениях в своем состоянии и системе отношений,
    выполняемые ими либо в свободной форме, либо в соответствии с определенной схемой (формализованное интервью);
  •  оценка групповой динамики и отношений в группе, а также отношений участников занятий с арт-терапевтом;
  •  оценка интересов, увлечений и отношений участников занятий с другими людьми за пределами группы (включая их родственников, знакомых и представителей более широкого социального окружения);
  •  оценка изобразительной продукции участников занятий с использованием комплекса формальных и содержательных критериев.

Далеко не всегда арт-терапевт может использовать все эти методы оценки промежуточных результатов самостоятельно. Зачастую ему необходимо прибегать к помощи других специалистов, что требует организации консультаций с ними. Так, например, психотерапевт может проводить специальные встречи с учителем (учителями), психологом или иными курирующими того или иного ребенка специалистами. Иногда арт-терапевт может предлагать им заполнить специальный бланк, оценив поведение и личностные особенности ребенка, в том числе:

  •  его успеваемость по разным предметам;
  •  способность к концентрации внимания;
  •  степень активности на уроках;
  •  творческую активность;
  •  способность к самостоятельному решению проблем;
  •  посещаемость уроков;
  •  проявления агрессивного поведения в отношении сверстников и
    взрослых
    ;
  •  уровень самооценки и уверенности в себе;
  •  мотивацию;
  •  эмпатию;
  •  спонтанность;

доверие к окружающим и другие параметры.

Кроме того, специалисту предлагается особо отметить улучшение или ухудшение в поведении и состоянии ребенка за тот или иной период времени и высказать свои пожелания и рекомендации. Арт-терапевт также может обращаться к наблюдающим того или иного ребенка врачам (терапевту, невропатологу, психиатру) с просьбой предоставить ему информацию о происшедших за определенный период изменениях в состоянии здоровья ребенка и, в случае необходимости, указать, какое лечение он за этот период получал и получает в настоящее время.

Для оценки промежуточных результатов работы арт-терапевту также необходимо провести специальные индивидуальные или групповые занятия, в ходе которых он предлагает участникам занятий оценить а) общую атмосферу в группе, характер взаимодействия между участниками и степень их интереса к работе; б) связанные с работой чувства и отмечаемые участниками изменения в собственном поведении и состоянии. Арт-терапевт может предложить членам группы высказать свои предложения и пожелания относительно дальнейшей работы. Оценке промежуточных результатов работы способствует применение специальных упражнений и заданий творческого характера.

По завершении всесторонней оценки промежуточных результатов арт-терапии терапевт составляет промежуточное резюме. Основным назначением промежуточного резюме является:

  •  фиксация наиболее значимых изменений в состоянии и поведении участников занятий;
  •  оценка того, в какой степени эти изменения согласуются с задачами программы;
  •  формулировка рекомендаций относительно целесообразности продолжения участия того или иного клиента в программе либо его перевода на иную форму коррекционной работы;
  •  обозначение дальнейшего плана работы, а в случае необходимости уточнение и переформулировка индивидуальных задач арт-терапии,
    подкрепляемые соответствующим обоснованием.

Оценка конечных результатов арт-терапии может быть связана с завершением работы арт-терапевтической группы в целом либо с завершением работы отдельных участников программы (их плановой или преждевременной терминацией). С этой целью могут применяться те же приемы и методы, что и при оценке промежуточных результатов арт-терапии. Как и при оценке промежуточных результатов работы, на стадии терминации психотерапевт может прибегать к помощи других специалистов (в том числе, ко-терапевта), самих участников группы, а также супервизора. Результатом подобной оценки является составление итогового резюме. Его структура аналогична структуре промежуточного резюме. В то же время, в зависимости от того, идет ли речь о терминации всей группы или ее отдельных участников, а также планового или внепланового характера терминации, содержание итогового резюме может быть различным. В случае плановой терминации в итоговом резюме арт-терапевт отмечает следующее:

  •  наиболее значимые изменения в состоянии и поведении участников программы;
  •  насколько эти изменения согласуются с поставленными ранее задачами работы;
  •  рекомендации относительно продолжения терапии того или иного участника программы путем его включения в новую группу, перевода на индивидуальную психотерапию (арт-терапию) или использования какого-либо иного метода (с соответствующим обоснованием), а также касательно условий и факторов поддержания достигнутых результатов арт-терапии во времени.

В случае внеплановой (преждевременной) терминации в итоговом резюме должны быть зафиксированы:

  •  достигнутые на момент терминации изменения в состоянии и поведении участника программы (если таковые имеются);
  •  предполагаемые причины преждевременной терминации и последствия преждевременного выхода данного клиента из программы для
    его состояния и группы в целом
    ;
  •  рекомендации относительно направления выбывшего из программы клиента на другие виды терапии или к иным специалистам.



1. почти во всех постсоциалистических странах были приняты новые конституции или существенным изменениям и до
2. Лабораторная работа 13 Исследование свойств циклических кодов Выполнила Коровкина А
3.  1 Преимуществами переменного тока являются- возможность трансформации и передачи на далекие расстояния
4. Цитология эукариотических водорослей
5. урочная форма организации обучения получила широкое распространение в мировой школьной практике
6. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата біологічних наук Київ ~2006
7. УТВЕРЖДАЮ ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
8. варіанті При його побудові використати елементи управління ListBox ComboBox CheckedListBox NumericUpDown DominUpDown та потрібні ра
9. Тема 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Занятие 1 Вопросы для обсуждения Философия как мировоззрение.
10. тема Microsoft Windows 9x ME 2000 XP 2003; ~ частота процессора не ниже 233 МГц; ~ оперативной памяти не менее 64 Мб рекомен
11. ~ ~2011 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по хозяйственному праву для студентов 4 курса заочного отделе
12. ж~лдызды~2коньяк Ординарлы~ Дюшес3жатады Леденцовая карамель 0; 40С 2т~рі- Сал~ындатыл~ан 08С
13. Пароксизмальная форма фибрилляции предсердий
14. Горький Максим
15. Тема- 30 квартирный жилой дом ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КГПЗ 270 02 01 31 2010.html
16. Вычислительная система обработки данных в реальном времен
17. Специализация инструментального оборудования Цехи предприятия могут быть организованы по технологическ
18. Статья 2 Основные понятия используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального з
19. История балета
20. Но мне некогда было даже рассматривать эту картину залитую солнечным светом достойную быть запечатленной