Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КИМ К

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.1.2022

УДК [378.244.2:34](574)

ББК 67.03 (5 КАЗ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КИМ К.В.

Методические указания по написанию и защите дипломных работ по юриспруденции

(по дисциплинам кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики)

АСТАНА – 2012

Методические указания по написанию и защите дипломных работ по юриспруденции подготовлены: к.ю.н., профессором КазГЮУ Ким К.В.

В настоящих Методических указаниях использованы положения  Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III; ГОСО РК 17 июня 2011 года «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения»; Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании» от 9 ноября 2004 года, № 603-П ЗРК; ГОСО РК 5.03.016 – 2009 «Система образования Республики Казахстан. Правила выполнения дипломной работы (проекта) в высших учебных заведениях. Основные положения»; «Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях» от 18 марта 2008 года за № 125; «Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» 20 апреля 2011 года № 152.

Методические указания обсуждены и одобрены на заседании кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики

Методические указания обсуждены и рекомендованы к опубликованию на заседании УМС КазГЮУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ

  1.  Написание дипломной работы. Общие положения

Итоговая государственная аттестация обучающихся в организациях образования, дающих высшее профессиональное образование, проводится в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса и рабочими учебными планами специальности в высших учебных заведениях, которые должны быть не менее 4 недель.

Обучающиеся должны сдать все государственные экзамены и защитить дипломную работу в строгом соответствии с учебным планом, едиными для всех форм обучения учебными программами.

В течение всего учебного процесса на юридическом факультете, студенты приобретают навыки самостоятельной познавательной и научной работы при изучении всех правовых дисциплин. Формы приобретения таких навыков разнообразны: выполнение СРС, СРСП, блочно-рейтинговых заданий (рефераты, индивидуальные задания, лабораторные работы, опросы, дискуссии, анализ законодательного материала, деловые игры и др.), курсовых и дипломных работ.

Защита дипломной работы является наряду со сдачей государственных экзаменов заключительным этапом профессиональной подготовки студентов юридических факультетов и вузов, осуществляется перед государственной аттестационной комиссией, обязательно включающей в свой состав практических работников, представителей правоохранительных органов.

Дипломная работа (проект) является письменной выпускной работой, которая выполняется на заключительном этапе обучения в соответствии с учебным планом специальности.

Дипломная работа – это самостоятельное научное творческое письменное исследование конкретной юридической проблемы или ее отдельного вопроса, способствующее глубокому изучению и пониманию их студентом.

Выполнение дипломных работ имеет целью:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по специальности и применение их при решении конкретных научных и правоприменительных задач;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломном проекте правовых проблем;

- выяснение подготовленности студента к самостоятельной работе в современных условиях в правовой сфере.

В процессе выполнения дипломной работы студент должен глубоко и всесторонне изучить избранную проблему, определить её научную актуальность и практическую значимость, место в системе иных современных проблем конкретной дисциплины. Дипломная работа должна отвечать одному из следующих требований:

- содержать обобщение результатов исследований, проведенных учеными, а также практическими работниками;

- содержать научно обоснованные теоретические выводы по исследуемому объекту,

- содержать научно обоснованные результаты, использование которых обеспечивает решение конкретной задачи.

Для этого выпускник должен:

  •  изучить современную юридическую литературу (казахстанскую, российскую, иных государств) по исследуемой проблеме, провести сравнительно-правовой анализ изучаемого вопроса в советский период;
  •  хорошо ориентироваться в отраслевом законодательстве;
  •  уметь работать со справочно-библиографическими каталогами;
  •  уметь критически оценивать накопленные теоретические знания, излагать правильно сформулированные собственные взгляды на исследуемую проблему, аргументировано обосновывать свои предложения или принятие уже имеющихся рекомендаций по решению определенного вопроса;
  •  ознакомиться с практической юридической деятельностью, методически правильно провести исследование эмпирического материала, а также сбор и анализ отдельных ее аспектов, использовать их в своих выводах и предложениях;
  •  уметь по дискуссионным вопросам систематизировать имеющиеся научные мнения, выбрать более обоснованное положение или аргументировать свою точку зрения;
  •  проявить навыки письменной речи, умения самостоятельного освещения материала, логически правильно и юридически грамотно излагать свои мысли;
  •  оценить свои профессиональные возможности в решении конкретных теоретических и практических задач;
  •  показать способность связать теоретические положения с практическими задачами, уметь реализовать научные рекомендации в правоприменительной деятельности.

Формой выполнения дипломной работы может быть не только письменная работа. Например, в форме учебных фильмов выполнялись дипломные работы по криминалистическим темам: «Моделирование в расследовании преступлений», «Тактика обыска», «Тактика предъявления для опознания», «Видеофоноскопическая экспертиза», «Тактика производства следственного эксперимента» и другие.

По методике расследования отдельных видов преступлений в качестве формы дипломной работы может быть программа компьютерного расследования. В форме компьютерного программирования были выполнены дипломные работы по темам: «Методика первоначального этапа расследования убийств», «Методика расследования грабежей и разбойных нападений»

2 Выбор темы

2.1 Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию правовой науки и правоприменительной практики, а также перспективам их развития. Тематика дипломных работ рассматривается и утверждается советом факультета. Выпускающая кафедра разрабатывает и определяет общий перечень тем дипломных работ, который должен ежегодно обновляться на 30%. Тематика дипломных работ должна соответствовать специальности и профилю подготовки специалистов.

Выполнение дипломных работ по отдельным юридическим дисциплинам имеет свои особенности и специфику. Например, дипломная работа по криминалистике предполагает обязательно знания не только криминалистики, но и положений уголовного права, уголовно-процессуального права, их нормативных источников, требует изучения также неюридических и философских наук. Качественное выполнение дипломной работы по криминалистике возможно только при использовании репрезентативного эмпирического материала следственных, судебных, экспертных и оперативно-розыскных органов.

Правильно избранная, вызывающая научный интерес у дипломника тема, предоставляет широкие возможности для проявления творческих способностей и оригинальных предложений студентов.

Студент выбирает тему дипломной работы из утвержденной тематики. Студенту предоставляется право выполнять дипломную работу на тему, несодержащуюся в утвержденной тематике, при предоставлении им на кафедру подробного обоснования актуальности и целесообразности исследований по предлагаемой проблеме или письма сторонней организации на выполнение заказной темы.

Лицам, обучающимся по заочной форме, разрешается выбрать тему дипломного проекта в соответствии с производственной необходимостью.

2.2 Тема дипломного проекта закрепляется за студентом в начале выпускного курса и утверждается приказом ректора высшего учебного заведения. По завершению преддипломной практики тема дипломной работы при необходимости может изменяться, уточняться, корректироваться и окончательно утверждаться по представлению выпускающей кафедры.

2.3 Темы дипломных работ должны избираться студентом с учетом следующих факторов:

- актуальности;

- теоретической и практической значимости;

- степени исследованности в специальной литературе;

- возможности для студента свободного доступа к материалам судебно-следственной, экспертной, оперативно-розыскной практики, иной правоприменительной практики;

- наличия специальной литературы по избранной проблеме.

Практика подготовки дипломных исследований на юридическом факультете показывает, что в выборе темы исследования лучше всего руководствоваться примерной тематикой дипломных работ, рекомендуемой кафедрой. При этом студент может ориентироваться на сферу своей будущей профессиональной деятельности, возможность дальнейшего научного исследования, опираться на материалы выполненных им курсовых работ, статей и выступлений на студенческих научных конференциях.

Студентам заочного отделения целесообразно избирать тему дипломного проекта с учетом его практической деятельности и накопленного практического опыта и эмпирического материала, возможностей его научного анализа. Примерная тематика дипломных работ позволяет не только избирать по научному и практическому интересу тему, но и предложить свою комплексную тему или конкретизировать в рамках предложенных отдельные аспекты. Например, по криминалистике тема: «Моделирование в расследовании преступлений» может быть конкретизирована в рамках дипломного исследования на: «Материальное моделирование при производстве следственных действий»; «Первоначальный этап расследования преступлений» - «Первоначальный этап расследования грабежей и разбоев»; «Взаимодействие следователя с экспертом в процессе расследования» - «Взаимодействие следователя с экспертом при производстве судебно-баллистической экспертизы»; «Тактика розыска» – «Работа следователя по розыску скрывшегося преступника»; «Криминалистическая характеристика преступлений» – «Криминалистическая характеристика организованной преступной деятельности» и т.д.

2.4 Правильно избранная тема с учетом интересов студента во многом определяет качество дипломной работы. Выбрав тему, студент пишет заявление о желании писать дипломную работу по конкретной юридической дисциплине. Своевременная подача заявлений позволяет не только раньше приступить к работе, но и исключить возможность закрепления данной темы за другим выпускником, так как выполнение аналогичных тем дипломных работ не допускается.

Образец заявления

Заведующему кафедрой

уголовно-процессуального права

и криминалистики КазГЮУ

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)

от студентки факультета очного (заочного) обучения

гр. Ю-402 Саматовой Л.

3 А Я В Л Е Н И Е

Прошу разрешить выполнить дипломную работу по криминалистике на тему: «Современное состояние криминалистики и основные направления ее развития в Республике Казахстан» и назначить научным руководителем профессора Ким К.В.

         подпись

дата

После определения направления своего дипломного исследования студенту целесообразно окончательное название темы обсудить с научным руководителем.

2.5 Для написания дипломной работы каждому студенту по представлению кафедры назначается научный руководитель, область научных исследований и научных публикаций которого соответствует профилю специальности обучающегося.

Задачами руководителя являются:

-помочь сориентироваться студенту в наиболее актуальных направлениях правовых исследований;

-выяснить научные интересы студента;

-при необходимости конкретизировать тему дипломной работы;

-определить возможность её раскрытия конкретным студентом с учетом его способностей;

-выдать задание на выполнение дипломной работы;

-оказать студенту помощь в разработке календарного графика работы на весь период выполнения дипломной работы;

-рекомендовать студенту необходимую специальную и нормативную литературу, справочные и архивные материалы и другие источники по теме;

-установить расписание консультаций, при проведении которых осуществлять текущий контроль соблюдения студентом календарного графика работы;

-установить объем всех разделов дипломной работы.

Задание на дипломную работу (проект) содержит описание исходного материала и источников, перечень вопросов, разрабатываемых студентом, список рекомендованной литературы, перечень графического материала (таблиц, диаграмм, схем и др.), подробный календарный график написания дипломной работы (проекта).

Задание на дипломную работу (проект) утверждается заведующим кафедрой с указанием срока завершения работы. Задание  на дипломную работу (проект) подшивается в дипломную работу (проект).

(Приложение Ж)

По представлению научного руководителя дипломной работы (проекта), в случае необходимости, кафедра может приглашать консультантов по отдельным разделам дипломной работы (проекта) за счет времени, отведенного на научное руководство.

Консультантами могут назначаться профессора, доценты, преподаватели и научные работники вузов, а также высококвалифицированные специалисты и научные сотрудники других организаций. Консультанты проверяют соответствующие разделы выполненной студентом работы и подписывают ее.

Заведующий кафедрой устанавливает сроки периодического отчета студента по выполнению дипломной работы (проекта). В эти сроки студент отчитывается перед научным руководителем и заведующим кафедрой, которые фиксируют степень готовности дипломной работы (проекта) и сообщают об этом декану факультета.

2.6 Тема дипломной работы не должна быть широкой с неограниченным перечнем вопросов, она не должна повторять названия самостоятельных подразделов или учений и теорий. В рамках дипломной работы даже простое освещение таких тем затруднительно, сама работа будет носить описательный характер, а поставленные перед ней задачи останутся недостигнутыми.

Например, по криминалистике не могут быть избранны для дипломного исследования такие темы, как: «История развития криминалистики», «Судебно-запечатлевающая фотография», «Тактика допроса», «Расследование умышленных убийств», «Следственная версия», «Тактическая операция» и т.д.

Подобные темы допустимы для написания курсовых работ студентами начальных курсов, когда еще не начали изучения криминалистики, а сама работа может носить более познавательно-исследовательский, а не научно-исследовательский характер.

При интересе студента к данным учениям, теориям и подразделам криминалистики должны быть избраны их отдельные актуальные аспекты. Например, «Предпосылки становления криминалистики как самостоятельной науки», «История развития дактилоскопии», «Использование судебной фотографии при производстве осмотра места происшествия», «Тактика допроса потерпевшего», «Тактика установления психологического контакта», «Тактика использования доказательств при допросе», «Первоначальный этап расследования убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия», «Тактическая операция по установлению личности потерпевшего», «Выдвижение следственных версий при расследовании квартирных краж» и  т.д.

После утверждения на заседании кафедры тема дипломной работы не может быть замена. Отдельные изменения в названии и формулировке допускаются в аспекте утвержденной темы по завершению практики.

3 Основные этапы выполнения дипломной работы

3.1 После утверждения темы и научного руководителя студенту выдаётся задание на выполнение дипломного проекта (Приложение Ж), при непосредственном участии последнего составляется  индивидуальный план подготовки дипломной работы, который должен в логической последовательности включить:

а) составление библиографии и изучение основных учебных пособий и монографических работ по теме, а также нормативных правовых актов;

б) разработку плана дипломной работы;

в) сбор и исследование специальной и нормативной литературы по соответствующим разделам плана дипломного исследования;

г) определение задач и метода изучения (сбора, исследования и анализа) судебной, следственной, иной правоприменительной практики;

д) при необходимости корректировку плана дипломной работы с учетом изученной литературы и результатов анализа эмпирического материала;

е) написание дипломной работы;

ж) проверку первоначального варианта работы научным руководителем;

 з) представление дипломного исследования с устраненными замечаниями;

и) внедрение результатов дипломного исследования в практическую деятельность;

к) оформление дипломной работы к защите.

3.2 Студент может представить на проверку научному руководителю первоначальный вариант работы в целом или по её отдельным разделам. Оптимальным вариантом нам представляется - сбор всего теоретического, нормативного и практического материала, их анализ, классификация по соответствующим разделам намеченного и откорректированного плана. После этого - написание всего дипломного проекта и представление его на проверку. Однако для отдельных студентов и их научных руководителей может быть предпочтительней сбор, анализ материала и написание последовательно отдельных разделов работы и поочередное их представление на проверку.

3.3 Работу над дипломной работой следует начинать с составления библиографии, поиска имеющейся литературы по утвержденной теме.

При составлении библиографии по избранной теме дипломного исследования студент должен использовать список рекомендуемой литературы к тематике дипломных работ. Он может получить необходимые ему сведения у научного руководителя, а также проводить самостоятельный поиск в справочных отделах университетской, республиканской, областной библиотек, при допуске - в библиотеках иных ВУЗов, например в библиотеке Карагандинского юридического института МВД РК им. Б. Бейсенова. Существенную помощь студенту в подготовке библиографии по теме дипломной работы могут оказать предметные, систематические, алфавитные, электронные каталоги библиотек, желательно использовать интернет-сайты. В качестве источников сведений об имеющейся по теме дипломной работы литературе могут служить перечни использованной литературы, которые многие авторы монографий приводят в конце книг, ссылки авторов в тексте публикаций.

Технология библиографического поиска облегчается, если сразу составлять отдельные карточки, на которые записываются фамилии и инициалы автора, название книги или статьи; шифр и прочие установочные данные, из которых по алфавитному принципу или предметному принципу можно составить собственную картотеку литературы по теме дипломной работы. После чего требующуюся литературу можно отыскать в фондах университетской, иной библиотеки.

Студентам, избравшим тему дипломной работы, не следует полагать, что научный руководитель обязан обеспечивать их литературой. Библиографический поиск - обязательная часть любого научного исследования, помогающий уяснению и решению многих его вопросов. Роль научного руководителя сводиться к обязанности рекомендовать основную монографическую литературу и указать пути информационного и библиографического поиска.

При изучении специальной литературы по теме дипломной работы большое значение приобретает методика и техника освоения литературных источников. В ходе этой работы студенту, избравшему тему дипломного исследования, прежде всего, необходимо ознакомиться с нормативной правовой базой по исследуемому вопросу. Изучая специальную литературу, необходимо вначале ознакомиться с современными последними изданиями ведущих учёных-юристов нашего государства.

Конспектирование источников лучше всего осуществлять:

а) на карточках (в случае, когда работа, в основном базируется на практическом материале и объем литературы сравнительно невелик);

б) на одной стороне форматного листа (при необходимости конспектирования большего объема, источников) с указанием ниже выходных данных изученного источника. Карточки впоследствии систематизируются по разделам и отдельным его вопросам, что облегчает работу при написании дипломной работы.

Общее ознакомление с основными работами избранной проблемы позволит студенту составить первоначальный план.

3.4 Самостоятельно составленный дипломником план должен быть обсужден с научным руководителем, задача которого сориентировать студента на составление методологически обоснованного плана, соответствующего теме и позволяющего ее раскрыть. Общее требование при составлении плана - это последовательный переход от освещения и исследования общих вопросов к частным, раскрывающих механизм применения теоретических положений и рекомендаций в научной, законотворческой и практической деятельности.

Составление плана работы представляется важным методологическим этапом дипломного исследования, так как способствует правильному видению проблемы, определяет содержание работы, позволяет студентку сделать теоретически обоснованные и практически значимые выводы.

План дипломной работы может включать два и более разделов. Разделы, в свою очередь, включают подразделы. Их количество зависит от избранной темы, необходимости выделения отдельных вопросов, их важности и объема. В структуру работы должны входить введение, несколько разделов, заключение, список использованной литературы. Если в работе имеются схемы, графики, фототаблицы, образцы процессуальных документов, программа исследования архивных уголовных дел, то они оформляются в приложении в конце дипломной работы.

Примерный план дипломной работы по отдельным разделам прилагается (Приложение Б).

3.5 Сбор и исследование нормативных и специальных источников по соответствующим намеченным разделам плана следует начинать с общетеоретических вопросов. При этом дипломная работа может включать историю развития исследуемого института, учения, перспективы развития, следует обязательно отразить современное состояние научных исследовании по соответствующей проблеме и практику реализации имеющихся знаний в реальной судебной, следственной, иной правоприменительной деятельности.

Изучение теоретического и нормативного материала позволит студенту лучше сформулировать задачи изучения эмпирического материала и определить его методы. Студент должен хорошо представлять, из каких источников можно получить интересующие его данные. Например, по криминалистической теме, если ставится вопрос о качестве и законности использования научно-технических средств и специальных познаний в процессе расследования, тактически и технически грамотном использовании отдельных источников криминалистический информации (следы рук, ног, транспортных средств, огнестрельное оружие и их следы и т.д.), то такие данные отражены в материалах уголовного дела. Студент должен разработать конкретную программу изучения расследованных и рассмотренных в суде уголовных дел. При этом следует определить репрезентативный объем уголовных дел, который определяется с учетом характера получаемого материала и выводов. Студент также должен определить подлежащий изучению вид уголовных дел (убийства, кражи, грабежи, разбои, ДТП и т.д.).

Если исследуются вопросы практического применения криминалистических рекомендаций по применению тактических приемов, определения из них наиболее эффективных, то целесообразней использовать метод анкетирования, интервьюирования или собеседования со следственными работниками.

Сбор эмпирического материала может проводиться путем изучения архивных уголовных дел и параллельного, например, собеседования. Эффективность изучения материалов практики зависит от четкой ориентации студента в задачах данной работы.

3.6 После сбора теоретического и нормативного материала следует его систематизировать по соответствующим вопросам плана. Если после изучения литературы по теме дипломного проекта, студент придет к выводу о необходимости изменения плана работы (исключения, дополнения, изменения формулировки названий подразделов и последовательности их изложения и т.п.), то следует данный вопрос согласовать с научным руководителем.

3.7 Первоначальный вариант полностью выполненной дипломной работы следует представить на проверку научному руководителю не позже чем за 2 месяца до начала государственных экзаменов.

После устранения замечаний необходимо в кратчайшие сроки дипломную работу вновь сдать на проверку. Дипломная работа для проверки может быть представлена в рукописном варианте.

3.8 Внедрение результатов дипломного исследования в практику можно осуществлять после их проверки научным руководителем.

Внедрение результатов дипломной работы в практическую деятельность означает признание ее практической значимости и актуальности и может быть реализовано в форме:

- выступления дипломника с основными положениями и предложениями своего исследования на официальных совещаниях, заседаниях подразделений правоохранительных органов, экспертного учреждения, оперативных совещаниях, курсах повышения квалификации работников следствия, дознания, суда и прокуратуры;

- непосредственного применения предложений студента в правоприменительной деятельности либо принятия его рекомендаций к внедрению;

- опубликования научных статей, материалов по теме дипломной работы единоличного или в соавторстве с научным руководителем;

- применения результатов дипломного исследования в учебном процессе на юридических факультетах (вузах).

Для студентов дневного отделения такие формы внедрения доступны при прохождении преддипломной производственной практики. Студенты заочного отделения могут осуществить внедрение результатов своей научной деятельности в процессе выполнения своей основной работы или также во время прохождения производственной практики для тех, кто работает не по специальности. Свидетельством внедрения результатов дипломной работы в правоприменительную деятельность является официальная справка, выданная руководителем правоохранительного органа (иной организации) или его подразделения, заверенная подписью и печатью.

4. Содержание и структура дипломной работы (проекта)

4.1 Объём дипломной работы должен составлять 60-90 страниц. Приложения в указанный объём дипломной работы не включается.

4.2 Структурными элементами дипломной работы являются:

       - обложка;

- титульный лист;

- задание по выполнению дипломной работы (проекта);

- содержание (план);

- введение;

- основная часть (разделы);

- заключение (выводы);

- список использованной литературы;

- приложения.

4.3 Обложка должна содержать указание на министерство, высшее учебное заведение, факультет, вид работы, название темы, специальность и его шифр, год и место защиты, Ф.И.О. студента, группу и форму обучения.

Титульный лист является первой страницей дипломной работы (проекта) и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводятся следующие сведения:

- наименование организации, где выполнена дипломная работы (проект),

- наименование кафедры, на которой выполнялась дипломная работа  проект;

- утверждающая подпись заведующего кафедрой;

- вид работы - дипломная работа (проект),

- наименование темы дипломной работы (проекта) с указанием «на тему:»,

- шифр и наименование специальности,

- слева - слово «выполнил», справа напротив указывается фамилия и инициалы студента,

- строкой ниже пишется «научный руководитель» и указываются фамилия и инициалы, ученая степень, ученое звание, другие регалии руководителя,

- город, год. ( Приложение А).

4.4 Содержание дипломной работы (проекта) включает введение, порядковые номера и наименования всех разделов, подразделов, заключение, список использованной литературы и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы дипломной работы (проекта).

4.5 Введение, как и заключение, рекомендуется изложить после написания основного текста, поскольку глубокое изучение темы позволит аргументировано и научно грамотно осветить основные его составляющие.

Во введении должны быть отражены в краткой форме:

- факторы, определившие выбор темы, ее актуальность;

- научная новизна темы;

- практическая значимость темы;

- оценка современного состояния решаемой научной проблемы;

 - основные цель, задачи и объект дипломного исследования;

- теоретическая и методологическая основы работы;

- эмпирическая основа дипломной работы;

- внедрение результатов исследования и сфера возможного использования.

Введение может быть изложено на 2-3 страницах, соответствующих требованиям оформления (Приложение В).

4.6 В основной части дипломной работы должны получить отражение данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненного исследования. Основная часть должна включать выбор и обоснование направления исследования; процесс теоретических и нормативных правовых исследований; освещение и раскрытие всех поставленных в работе задач в соответствии с содержанием работы; обобщение и оценку результатов исследования, оценку достоверности полученных результатов.

При выполнении дипломной работы необходимо помнить, что все разделы должны быть взаимосвязаны и логически последовательны. Отдельные подразделы работы должны быть изложены не менее чем на 7-8 страницах, соответствующих требованиям оформления.

В конце каждого раздела, подраздела должны содержаться выводные положения автора.

4.7 Заключение должно содержать краткое описание основных теоретических положений, выводов и практических рекомендаций, оценку полноты решения поставленных задач. Объем заключения может составлять 3-5 страниц, соответствующих требованиям оформления дипломных работ на юридическом факультете (Приложение Г).

5 Оформление дипломной работы

Требования к оформлению дипломных работ на юридическом факультете единые.

5.1 Дипломная работа выполняется любым печатным способом на с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги, соответствующей формату А-4, через один интервал. Шрифт – обычный, кегль 14.

Расположение текста на листе при следующих размерах полей: верхнее – 20 мм, нижнее - 25 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм.

5.2 Дипломная работа должна быть переплетена, все ее листы, за исключением 2 первых - пронумерованы.

Третьим листом дипломной работы является содержание, которое должно включить все структурные части проекта с обязательным указанием страниц (приложение Б).

В работе должны быть выделены введение и заключение.

5.3 Вне зависимости от способа выполнения работы качество напечатанного текста и оформление иллюстраций, таблиц, распечаток с компьютера должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

5.4 При печатании дипломной работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. В исследовании должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры, знаки.

5.5 Вписывать в отпечатанный текст работы отдельные слова, формулы, знаки допускаются только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения.

5.6 Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки черными чернилами или черной тушью.

5.7 Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в работе приводят на языке оригинала.

При использовании, в дипломной работе отдельных положений, понятий, классификаций, их аргументации и т.д., изложенных другими авторами, обязательны ссылки на использованный источник, цитируемые дословно положения обязательно выделить кавычками. В работе могут использоваться источники, которые автор самостоятельно изучил. Цитирование источника по другим изданиям допускается в редких случаях, например, когда он труднодоступен.

Использование материалов практики также требует ссылки на их источники. Например, архив суда Алматинского района г.Астаны, уголовное дело № ___; из следственной практики ДВД г.Астаны, уголовное дело № ___.

5.8 Заголовки

Наименования структурных элементов работы: «Содержание», «Обозначения и сокращения», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов работы. Структурный элемент «Основная часть» не пишется, а вместо него пишется название раздела основной части.

Заголовки структурных элементов следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа и без точки в конце, не подчеркивая.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов основной части работы.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускается.

5.9 Нумерация страниц дипломной работы

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки в конце.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах и распечатки с компьютера включают в общую нумерацию страниц дипломной работы.

Иллюстрации, таблицы и распечатки с компьютера на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

5.10 Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов

Разделы и подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример - 1,2,3 и т.д.

Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенных точкой.

Пример – 1.1, 1.2, 1.3 или 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта или порядковый номер подпункта, разделённых точкой. Пример – 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.

После номера раздела, пункта, и подпункта.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или имеет один подпункт, то они не нумеруются. Каждый раздел дипломной работы следует начинать с нового листа (страницы). Подразделы внутри одного раздела разделяются между собой отступлением в две строки от текста.(Приложение Б.)

5.11 Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещенные в дипломной работе (проекте), должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Фотоснимки размером меньше формата А-4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации должны иметь название, которое помешают над иллюстрацией посередине строки. При необходимости под иллюстрацией помешают поясняющие данные (подрисуночный текст) с абзацного отступа.

Иллюстрация обозначается словом «Рисунок», которое помешают после поясняющих данных по середине отроки.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделённых точкой. Например: «Рис.1.2».

Если в работе только одна иллюстрация, то ее нумеровать не следует, и слово «рисунок» под ней не пишут.

Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, то ее можно переносить на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают на первой странице, поясняющие данные - к каждой странице и под ними указывают «Рисунок.... лист...».

5.12 Таблицы

Таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным. Название следует помещать над таблицей с абзацным отступом на следующей строке после слов «таблица 1».

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые или на следующей странице.

При переносе части таблицы на ту же или другую страницу, название помешают только над первой частью таблицы слева, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1».

Если в работе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1». На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке писать «Таблица» с указанием номера.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в левом верхнем углу над заголовками таблицы после слова «таблица».

Таблицу каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовками, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

5.13 Примечание следует помещать в работе при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации. Примечания размешают непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся.

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы  с  абзацного отступа вразрядку и не подчеркивать.

Если примечание одно, то после слова «примечание» ставится тире. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами без проставления точки, например:

5.14 Ссылки

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках.

5.15 Сведения об источнике следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте дипломной работы, нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.

5.16 Приложения

Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы на последующих её листах.

В тексте дипломной работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой строки с указанием вверху посередине строки слова «Приложение» с его обозначением.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно теста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения можно обозначать заглавными буквами русского алфавита, начиная с А.

6. Порядок представления на защиту дипломной работы (проекта)

6.1 Законченный дипломный проект, подписанный студентом, представляется научному руководителю, который визирует его, подготавливает письменный отзыв на дипломную работу. В отзыве дается характеристика проведенного исследования, замечания по форме и содержанию работы, полноте решений поставленных задач, о наличии рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов, предлагаемых в дипломной работе, делаются выводы о соответствии ее требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами МОиН РК. В заключение отзыва научный руководитель делает вывод о возможности допуска дипломника к защите своей работы.

В случае одобрения дипломной работы (проекта) руководитель подписывает ее (его) и вместе со своим письменным отзывом о допуске к защите представляет заведующему кафедрой.

В случае неодобрения дипломной работы (проекта) научный руководитель не подписывает ее (его), но пишет письменный отзыв, где обосновывает свое решение о недопуске дипломной работы (проекта) к защите

6.2 Для того чтобы обеспечить более качественный уровень защиты дипломных работ кафедра проводит предварительную защиту, которая, как правило, осуществляется в той же процессуальной форме, что и в ГАК, и является своего рода генеральной репетицией.

6.3 Процедура предзащиты дипломной работы (проекта) проводится на открытом заседании кафедры с участием студентов и обязательным присутствием научного руководителя.

Предзащита оформляется протоколом заседания кафедры.

6.4 Если работа, допускается к защите, то заведующий кафедрой заверяет допуск своей подписью на титульном листе дипломной работы.

6.5 Допущенная к защите дипломная работа направляется на рецензию. Списки рецензентов утверждаются приказом ректора по представлению заведующего выпускающей кафедрой из числа ведущих практических, научных работников, а также профессоров, доцентов, преподавателей других высших учебных заведений. Рецензенты должны иметь базовое высшее образование, учёную или академическую степень, ученое звание, соответствующие профилю защищаемой дипломной работы.

6.6 Рецензия должна включать оценку актуальности выбранной темы, правильности постановки рассматриваемых вопросов, обоснованности плана работы. В ней должны быть отражены самостоятельность проведенного исследования, актуальность и практическая значимость исследуемой темы, её соответствие подготовке специалиста, присваиваемой квалификации, степень решения проблемы и завершенность исследования. Рецензент определяет обоснованность основных положений, выводов и предложений автора, оценивает их практическое значение, а также отмечаются недостатки работы и уровень использования научного аппарата. В конце рецензии дается аргументированное заключение с указанием оценки дипломной работы в целом, которая осуществляется по балльно-рейтинговой буквенной системе (либо по бальной системе, например: «заслуживает отличной (хорошей, удовлетворительной) оценки») и возможности присвоения соответствующей академической степени или квалификации.

Рецензии, а также отзывы научных руководителей, работающих на условиях почасовой оплаты, должны быть подписаны ими, что заверяется печатью.

Дипломная работа (проект), допущенная научным руководителем к защите, но оцененная рецензентом на оценку F - «неудовлетворительно», защищается на общих условиях.    

6.7 Декан факультета знакомит с рецензией заведующего выпускающей кафедрой и студента - дипломника не позже, чем за день до защиты и направляет дипломную работу (проект) с отзывом и рецензией в Государственную аттестационную комиссию для защиты.

6.8 Защита дипломной работы (проекта) по желанию студента проводится на казахском или русском языке. Студент может по рекомендации кафедры представить дополнительно краткое содержание дипломной работы (проекта) на одном из иностранных языков, которое оглашается на защите и может сопровождаться вопросами на этом языке.

6.9 Защита дипломной работы (проекта) может осуществляться с использованием электронных ресурсов в виде мультимедийных презентаций на базе современных технических средств и достижений в области информационно-коммуникационных технологий.

7.Порядок защиты дипломной работы (проекта)

7.1 Порядок защиты дипломной работы определяется Правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в высших учебных заведениях, утвержденными уполномоченным органом в области образования.

7.2 Завершающим этапом дипломной работы является ее защита перед государственной аттестационной комиссией.

7.3 Защита дипломной работы производится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии с участием не менее половины её членов.

Защита дипломной работы организуется в публичной форме, с присутствием студентов, научного руководителя, преподавателей выпускающей кафедры, могут быть приглашены рецензенты и другие заинтересованные лица.

7.4 Продолжительность защиты одной дипломной работы не должна превышать 30 минут.

Во вступительном слове продолжительностью в 10-15 минут дипломник должен изложить основные положения своего исследования. Выступление студента должно сопровождаться наглядными плакатами либо слайдами в интерактивном режиме. Обязательно обосновывается  актуальность темы, указываются методы исследования и практический материал, использованный в процессе написания работы. Необходимо также раскрыть содержание разделов и подробно остановиться на теоретических выводах, на предложениях по совершенствованию законодательства и улучшению правоприменительной деятельности, развитию правовых учений, теорий. Если результаты дипломной работы внедрены в практику, то необходимо упомянуть это обстоятельство в своем выступлении. При этом следует отметить, что выступление - это не аннотация к дипломной работе и его не нужно сводить к краткому описанию ее содержания, а постараться раскрыть суть основных положений работы.

Вступительное слово студент должен согласовать с научным руководителем. Желательно составить письменный текст, который докладчик должен изложить в свободной форме, а не читать его.

Выступающий должен быть предельно лаконичен и помнить о лимите времени.

7.5 После выступления студенту могут задавать вопросы как члены ГАК, так и все присутствующие, причем вопросы могут иметь не прямое, а косвенное отношение к теме исследования. Он может отвечать на них сразу или же после оглашения отзыва и рецензии на дипломную работу. Последнее дает дипломнику возможность собраться с мыслями, найти нужное место в тексте работы, более четко сформулировать ответ. В этом случае студенту можно не полагаться на свою память, а точно записать вопрос, если же суть вопроса ему не ясна, то уточнить его. Ответы не ограничены временем, однако, они должны быть краткими и по существу вопроса.

7.6 После этого дается слово научному руководителю, либо секретарь комиссии зачитывает его письменный отзыв и рецензию на дипломную работу. Если результаты дипломного исследования внедрены в практику, то зачитывается справка о внедрении, если этот документ слишком объемный, то до сведения присутствующих доводится только его основное содержание. Студенту предоставляется возможность ответить на замечание рецензента. Ответ необходимо предварительно согласовать с научным руководителем. Он должен быть кратким, выдержанным, аргументированным и тактичным. Затем имеют право выступить члены ГАК и присутствующие на защите.

7.7 В конце заседания дипломник получает заключительное слово, где он может еще раз подтвердить или уточнить свою позицию по затронутым вопросам, ответить на замечания членов ГАК и других выступающих, а также поблагодарить присутствующих за внимание.

7.8 Решение ГАК об окончательной оценке дипломной работы принимается на закрытом заседании. По результатам защиты дипломной работы (проекта) выставляется оценка по балльно-рейтинговой буквенной системе. Она основывается на рецензии, отзыве научного руководителя, выступлении и ответах студента на защите. При этом учитывается научный и практический уровень написания дипломной работы, её актуальность.

7.9 Результаты защиты дипломной работы оформляются протоколом заседания государственной аттестационной комиссии индивидуально по каждому студенту и объявляются в день их проведения.

Приложение А

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Рыбалкина Татьяна Васильевна

Тактика собирания доказательств при расследовании убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия

 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Специальность : «050301 - Юриспруденция»

АСТАНА, 2012

КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра уголовно-процессуального права и криминалистики

Допущена к защите:

Заведующий  кафедрой

___________________          (подпись)

      «_______»_____________2012 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тактика собирания доказательств при расследовании убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия

 

Специальность : «050301 - Юриспруденция»

Выполнил (а)      ______________Рыбалкина Т.В.

Научный руководитель______________Ким К.В.

   

АСТАНА - 2012 г.

Приложение Б

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

Раздел 1

Криминалистическая характеристика убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия

7

1.1

Понятие и структура криминалистической характеристики преступлений

7

1.2

Содержание отдельных элементов криминалистической характеристики убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия

17

Раздел 2

Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с целью обнаружения источников криминалистической информации

28

Раздел 3

Тактика обнаружения и исследования материальных источников доказательств

38

3.1

Тактика осмотра трупа потерпевшего

38

3.2

Тактика обнаружения, исследования и изъятия огнестрельного оружия

48

3.3

Тактика обнаружения, исследования и изъятия  следов выстрела

59

Раздел 4

Тактика исследования личностных источников доказательств по делам о преступлениях, совершенных с применением огнестрельного оружия

72

4.1

Установление психологического контакта с подозреваемым (обвиняемым) в совершении умышленного убийства с применением огнестрельного оружия

72

4.2

Тактика преодоления негативной позиции подозреваемого (обвиняемого) при расследовании умышленного убийства с применением огнестрельного оружия

82

Заключение

90

Список использованных источников

93

Приложение А

96

Приложение В

Введение

На современном этапе развития Республики Казахстан основным назначением уголовно-процессуального судопроизводства является в соответствии с ч.1 ст.1, ч.1 ст.76 Конституции Республики Казахстан [1] защита прав, свобод и законных интересов граждан. Достижение данных задач в процессе раскрытия и расследования преступлений возможно только путем установления объективной истины посредством доказывания, заключающегося в собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств, возложенных на специально уполномоченные государственные органы и должностные лица.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в последнее время не только по Карагандинской области, но и на территории Республики Казахстан значительно увеличился рост убийств с применением огнестрельного оружия. Методике раскрытия и расследования преступлении указанной категории в литературе уделено недостаточное внимание. Разумеется, многие положения методики расследования убийств используются при работе по раскрытию преступлений с применением огнестрельного оружия, но, как правило, цели, характер их совершения, специфика следовой картины, особенности личности убийцы и потерпевшего и целый ряд других специфических обстоятельств требуют совершенно другого подхода к организации и осуществлению работы по таким убийствам. Суть отличия заключается в том, что большинство действий преступника и соответственно определяемых этим следов и возможностей его установления характеризуются нетрадиционностью (например, оставление оружия на месте преступления, производство контрольного выстрела в голову, использование оружия с глушителем и т.д). Поэтому для успешного расследования убийств с применением огнестрельного оружия нужны новые, нетрадиционные подходы, средства и методы.

На территории Карагандинской области за последние два года возросло число убийств с применением огнестрельного оружия [2]. Как правило, убийства с применением огнестрельного оружия совершаются в условиях неочевидности, в крайне редких случаях встречаются «бытовые» убийства, совершенные указанным способом.

Основные трудности расследования убийств с применением огнестрельного оружия заключаются в том, что следователю в большинстве случаев приходится прибегать к использованию специальных научно-технических приемов и способов, исследования источников криминалистической информации и доказательств.

Приведенные соображения в сочетании о неоспоримой актуальностью усиления борьбы с данным видом убийств делают, на наш взгляд, своевременным и практически значимым исследование вопросов, связанных с тактикой собирания доказательств при расследовании убийств с применением огнестрельного оружия.

Целью дипломного исследования явилась разработка практических рекомендаций по эффективному обнаружению, собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств в процессе расследования убийств, сопряженных с применением огнестрельного оружия, на базе изучения и анализа теоретического и нормативного правового материала, судебно-следственной практики расследования и разрешения данной категории уголовных дел.

Теоретической базой написания данной работы послужили работы следующих авторов: Белкина Р.С., Бородулина А.И., Герасимова И.Ф., Гинзбурга А.Я., Жиенбаева А.С., Ким К.В., Когамова М.Ч., Образцова В.А., Поврезнюка Г.К., Шиканова В.И.., Юрина Л.Н., Яблокова Н.П. и других.

Эмпирической базой послужило изучение следственной практики по делам об убийствах с применением огнестрельного оружия по Карагандинской области за 2009 - 2010 гг., а также статистических данных по преступлениям указанной категории.

Объектом исследования явились убийства, совершенные с применением огнестрельного оружия, а также деятельность, направленная на собирание, исследование, оценку и использование доказательств виновности лица (лиц), их совершивших.

Задачами данной дипломной работы являются:
- раскрытие тактики собирания и исследования доказательств при расследовании убийств с применением огнестрельного оружия на первоначальном этапе;
- исследование и определение содержания криминалистической характеристики убийств данной категории;
- рассмотрение вопросов взаимодействия следователя с оперативными работниками;
- освещение основных положений по осмотру трупа с огнестрельными повреждениями, а также особенности обнаружения, исследования и изъятия огнестрельного оружия и следов выстрела;
- сделать попытку по разработке рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности по собиранию доказательств при расследованию убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия.
Положения, изложенные в работе, могут быть использованы в практической деятельности следственных работников, а также в учебном процессе при изучении соответствующих тем по уголовному процессу и криминалистике.

Введение

(тема дипломного исследования: «Методика расследования неправомерного доступа к компьютерной информации»)

На сегодняшний день, учитывая высокий темп научно-технического прогресса, выделяется тенденция всеобщей компьютеризации. Сейчас сложно представить деятельность организаций, государственных органов, предприятий без компьютеров, компьютерных сетей. Сейчас распространены не только локальные компьютерные сети, но и глобальные, например Интернет.

Развитие компьютерных технологий привело к появлению новой сферы общественных отношений. Что в свою очередь породило и новый вид преступлений. В частности – неправомерный доступ к компьютерной информации.

Статья 18 Конституции Республики Казахстан обеспечивает охрану права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.

Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом.

То есть, никто не вправе нарушать тайну человека, получать любую конфиденциальную информацию против воли собственника такой информации. Собственником может выступать как определенный человек, так и любая организация либо государство.

По своему механизму, способам совершения и сокрытия неправомерный доступ к компьютерной информации имеет определенную специфику, характеризуется высоким уровнем латентности и низким уровнем раскрываемости.

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью данной темы в отечественной юридической науке и высокими темпами компьютеризации. Что в свою очередь обусловливает рост преступлений и потребность правоохранительных органов в методических рекомендациях по их расследованию.

Целью исследования является разработка научно-обоснованных рекомендаций по расследованию неправомерного доступа к компьютерной информации.

Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:

- изучить зарубежный опыт и монографические исследования но рассматриваемой проблематике;

- сформировать криминалистическую характеристику неправомерного доступа к компьютерной информации (на основе данных о способах совершения, сокрытия, обстановке, орудиях и средствах совершения преступления, следах, механизме противоправного посягательства, а так же личностных свойствах граждан, осуществляющих неправомерный доступ к компьютерной информации);

- исследовать особенности среды совершения преступлений в сфере компьютерной информации, выявить ее основные закономерности и факторы, определяющие специфику совершаемых преступлений, и частные методики их расследования;

- определить характерные особенности подготовки и проведения отдельных следственных действий при расследовании преступлении в сфере компьютерной информации.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является деятельность, направленная на совершение неправомерного доступа к компьютерной информации, а также деятельность по расследованию данного вида преступления.

Предметом исследования является методика расследования неправомерного доступа к компьютерной информации: криминалистическая характеристика неправомерного доступа к компьютерной информации, следственные ситуации, складывающиеся при расследовании; последовательность и тактика проведения процессуальных, организационных и следственных действий на первоначальном и последующем этапах расследования, правовые нормы, регламентирующие данную деятельность.

Методологическую основу исследования составляет диалектический подход к анализу социально-правовых процессов и явлений. В качестве методов исследования применялись статистический, социологический, системно-структурный методы, метод сравнительного исследования и другие.

Теоретическую основу диссертации составили труды таких исследователей как Т.В. Аверьянова, О.Я. Баева, Ю.М. Батурина, P.C. Белкина, В.Б. Вехова, Ким К.В., В. А.  Мещерякова, Б. Х. Толеубековой, Р. А. Назмышева, Е. Р. Россинской. Н. Г. Шурухнова и других отечественных и зарубежных авторов.

Правовой основой исследования явилось законодательство Республики Казахстан, в частности,  Конституция, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовный кодекс и др.

Работа состоит из списка сокращений и обозначений, введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Приложение Г

Заключение

Исследуя вопросы и проблемы расследования убийств с применением огнестрельного оружия и анализируя следственную практику по Карагандинской области, мы стремились раскрыть особенности криминалистической характеристики, тактики и методики собирания, исследования материальных и личностных источников доказательств, роль взаимодействия следователя и оперативно-розыскных органов при расследовании уголовных дел такого рода. Также нами ставилась задача при написании этой дипломной работы осветить типичные следственные ошибки при расследовании убийств этой категории на практике, дать рекомендации по их избежанию.

Успех расследования дел об убийствах зависит от правильной организации работы следователя, от умелого проведения следственных действий и, в первую очередь, от тщательного осмотра места происшествия с применением всех современных рекомендаций криминалистики при строжайшем соблюдении уголовно-процессуального закона.

В осмотре места происшествия по таким делам должны принимать участие судебный медик, специалист-криминалист, имеющий знания из области судебной баллистики. Может возникнуть необходимость в помощи со стороны специалиста химика, физика, биолога, а также кинолога со служебно-розыскной собакой, натренированной на запах пороха.

Многообразие специфических вопросов, возникающих перед следствием об огнестрельном оружии, его действии, об образовании следов выстрела и т.п., сложность решения этих вопросов, во многих случаях оказывает существенное влияние на необходимость широкого привлечения для участия в делах об обнаружении трупа со следами действия огнестрельного оружия специалистов, работающих именно в области баллистики.

В связи с вышесказанным, в данной работе сделана попытка обобщить, систематизировать имеющиеся данные и собрать воедино рекомендации по обнаружению, фиксации и изъятию с мест происшествий следов и вещественных доказательств при обнаружении трупа с огнестрельными повреждениями.

Разнообразие природы следов, встречающихся при расследовании убийств с применением огнестрельного оружия, позволяет использовать все виды экспертиз, характерные для расследования убийств: судебно-медицинские, криминалистические, психологические и другие.

Судебно-баллистическая экспертиза - один из обязательных видов экспертиз по делам данной категории. Большую помощь в раскрытии убийств данной категории могут оказать, в первую очередь, оперативность и профессионализм оперативных работников и следователя, действующих во взаимодействии, справочно-информационная система местных подразделений ОВД, ГУВД, статистические данные Комитета по правовой статистике и специальным учётам, работа с жителями окрестных и близлежащих к месту обнаружения трупа районов. Результаты оперативно-розыскных действий следует учитывать для общей оценки события преступления, определения направления расследования, разработки и проверки следственных версий.

Следственные действия одновременно также могут указывать на необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий, сопровождать их (в процессе преследования производятся допросы задержанных, их обыск), способствовать успеху оперативно-розыскных мероприятий, вводить в процесс доказывания их результаты.

В комплекс первоначальных следственных действий должны обязательно входить: освидетельствование подозреваемого, осмотр и исследование его одежды. Следы выстрела, даже при соблюдении правил  личной гигиены, могут сохраняться на теле и волосяном покрове участников в течение нескольких дней. Результаты указанных следственных действий можно успешно применять при производстве допросов.

По делам данной категории доказательственное значение приобретают следующие объекты: оружие, боеприпасы, материалы и заготовки для модернизации оружия, одежда, маски, фотографии жертв, документы и записи, имеющие отношение к событию преступления, схемы места происшествия, квитанции на междугородние переговоры и т.д., которые могут быть обнаружены и изъяты в ходе обысков.

Судьба уголовного дела об убийстве с применением огнестрельного оружия, как правило, часто решается на первоначальном этапе расследования, именно поэтому в данной работе уделено ему особое внимание.

Главная задача заключительного этапа расследования - принятие правильного, обоснованного решения о дальнейшем направлении уголовного дела. Принятию этого решения предшествует его подготовка, состоящая в подведении итогов расследования, анализе собранных доказательств, ознакомлении участников процесса с материалами дела и выполнении их ходатайств о производстве дополнительных следственных действий и оценка их  результатов.

В следственной службе ГУВД Карагандинской области имеется отдел по расследованию преступлений против личности. В производстве следователей этого отдела находятся уголовные дела по убийствам, совершенным в условиях неочевидности, в том числе и с применением  огнестрельного оружия. Однако в отделе практикуется проводить расследование по делам указанной категории лишь до задержания подозреваемого лица или до предъявление ему обвинения. Далее уголовные дела направляются по территориальной подследственности для дальнейшего расследования и направления в суд, что часто негативно отражается на качестве и сроках расследования. Причинами этого, на наш взгляд, являются: переход уголовного дела от одного следователя к другому, отсутствие у следователей районных ОВД достаточного следственного опыта и профессионализма. В отдельных случаях уже имеющиеся доказательства не подкрепляются новыми фактическими данными, и производство по делу прекращается за недоказанностью.

Процент выхода дел в суд по убийствам был бы значительно выше, если бы дела указанной категории расследовались и направлялись в суд следователями специализированных отделов, теми, кто возбуждал уголовное дело и осуществлял первоначальный этап расследования преступления.

Заключение

(тема дипломного исследования: «Методика расследования неправомерного доступа к компьютерной информации»)

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы.

Неправомерный доступ к компьютерной информации как преступное деяние в Республике Казахстан существует с момента принятии нового Уголовного кодекса в 1997 года. В данном кодексе рассматриваемое преступление предусмотрено в главе 7 «Преступления в сфере экономической деятельности».

Специфика данного преступления заключается в особом предмете, способах совершения. Предметом преступления является любая охраняемая законом компьютерная информация. Под охраняемой законом информацией понимается любая информация, для которой законом предусмотрен особый порядок пользования ею.

Состав данного преступления материальный, предусматривает вредные последствия в виде уничтожения, блокирования, модификации, копирования информации.

Методика расследования данного вида преступления включает в себя:

- криминалистическую характеристику неправомерного доступа к компьютерной информации (способ совершения, личность преступника, место, время, мотивы совершения и т.д.);

- особенности возбуждения уголовного дела;

- организацию расследования по делу;

- тактические особенности производства следственных и иных действий;

- формы и методы привлечение специальных познаний;

- тактику взаимодействия следователя с оперативным работником;

- вопросы предупреждения данного вида преступлений.

Криминалистическая характеристика неправомерного доступа к компьютерной информации включает:

- типичные черты неправомерного доступа;

- криминалистическую характеристику личности преступника;

- способ совершения преступления;

- место, время, мотивы и цели совершения преступления;

- механизм следообразования.

Под неправомерным доступом к компьютерной информации понимается всякая несанкционированная собственником форма проникновения к ней с использованием средств электронно-вычислительной техники (СВТ), позволяющая манипулировать информацией (уничтожать ее, блокировать, модифицировать и копировать).

Компьютерная информация, как и любой объект исследования имеет свою классификацию. Она классифицируется по:

- по юридическому положению;

- по категории доступности;

- по форме представления;

- по функциональному назначению;

Поскольку сама компьютерная информация не существует в какой-либо материальной форме она опосредуется через какое-нибудь устройство (ЭВМ, машинный носитель информации). В свою очередь, такие устройства также являются элементом криминалистической характеристики преступления.

Неправомерный доступ к компьютерной информации характеризуется также и тем, что способ его совершения может быть либо очень простым (например носитель информации похищается у собственника), либо очень сложным (используются различные научно технические средства, программы и т.д.). Особого внимания требуют именно сложные способы совершения (с использованием считывающих, видеозаписывающих устройств, специально оборудованной техники, программ, в том числе вредоносных, с использованием паролей доступа и др.). Такие способы доступны ограниченному количеству лиц. Это, как правило, программисты, люди, занимающиеся разработкой программного и технического оборудования, «продвинутые» пользователи и т.д.

Сложность при исследовании такого объекта как способ, объясняется тем, что на сегодняшний день следователи не обладают навыками программирования, уровень пользования достаточно низок. В связи с этим, при проведении следственных действий требуется привлечение специалиста.

Способ неправомерного доступа тесно связан со средствами его совершения. Наиболее сложные по способу совершения преступления, совершены с помощью различных технических и программных средств. Как правило, это персональный компьютер подключенный к сети или к Интернет. Также неправомерный доступ может осуществляться с использованием вредоносных программ. Использование такой программы выступает как средство и как способ. Вместе с тем создание, использование, распространение вредоносных программ для ЭВМ предусмотрено Уголовным Кодексом РК как отдельное преступление.

Одним из основных элементов криминалистической характеристики неправомерного доступа к компьютерной информации является криминалистическая характеристика преступника. В обществе компьютерный преступник характеризуется как хакер, то есть человек профессионал, ас в компьютерной техники. И, как правило, такое определение имеет негативную окраску. То есть если хакер, то преступник. Однако это не совсем верно. Хотя и не всегда хакер является законопослушным гражданином. Среди лиц, осуществляющих неправомерный доступ, помимо «хакеров» выделяют также «кракеров», «фрикеров», «кардеров». Это лица, занимающиеся преступной деятельностью целенаправленно, как правило, из корыстных побуждений.

Характерной особенностью является то, что в жизни компьютерный преступник характеризуется положительно, алкоголь не употребляет (за исключением пива, что является характерной чертой имиджа хакера), наркотики также не употребляет, обычно не курит.

К иным элементам криминалистической характеристики неправомерного доступа к компьютерной информации относятся: мотив, цели, следовая картина, место совершения.

Специфика следовой картины неправомерного доступа заключается в том, что помимо «обычных» следов преступления (отпечатки пальцев, следы обуви, взлома и т.д.) при совершении исследуемого преступления остаются следы в самой компьютерной технике, файлах, программах (сведения о пользователе, ошибках, взломе, копировании, LOG-файлы и т.д.). Подобные следы невозможно выявить при визуальном осмотре. Они могут быть выявлены лишь с помощью специалиста. При этом, для того, чтобы они имели юридическую силу требуется производство экспертизы.

Место совершения неправомерного доступа, зачастую не совпадает с местом хранения информации и местом наступления общественно-опасных последствий. Как правило, это либо рабочее место сотрудника организации или программиста, квартира пользователя с персональным компьютером, подключенным к сети Интернет, Интернет-кафе.

В зависимости от сложившейся следственной ситуации следователь определяет порядок своих действий, время и порядок производства следственных действий и т.д.

Наиболее сложными являются следственные ситуации, когда преступление совершается в условиях неочевидности.

После получения сообщения о преступлении следователь, как правило, производит неотложные следственные действия, производство, которых возможно до возбуждения уголовного дела – осмотр места происшествия, назначение экспертизы, выемку.

При осмотре места происшествия наиболее сложным является осмотр средств компьютерной техники. Поэтому, для решения поставленных задач, требуется привлечение специалиста в области компьютерных технологий.

Основной формой привлечения специальных познаний в расследование неправомерного доступа к компьютерной информации, является экспертиза. По делам о неправомерном доступе к компьютерной информации, помимо традиционных экспертиз, проводятся компьютерно-технические экспертизы. Выделяют аппаратно-компьютерную, программно-компьютерную, информационно – компьютерную, компьютерно-сетевую экспертизы.

Компьютерно-техническая экспертиза может проводиться как до, так и после возбуждения уголовного дела и является одним из основных инструментов сбора доказательств, при расследовании неправомерного доступа к компьютерной информации.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела, помимо проведения осмотра места происшествия, следователь проводит опросы потерпевших, очевидцев, направляет запросы. После проведения этих мероприятий следователь должен установить имел ли место факт неправомерного доступа к компьютерной информации, наступили ли предусмотренные уголовным кодексом последствия и имеется ли причинная связь между ними.

Последующий этап расследования неправомерного доступа к компьютерной информации характеризуется появлением новой процессуальной фигуры – обвиняемого и разрешением проблемных ситуаций в отношении элементов предмета доказывания. Главной задачей является полное и всестороннее доказывание всех обстоятельств дела.

Проблемные ситуации складываются в основном в случае, когда обвиняемый отрицает свою причастность к преступлению либо не раскрывает все необходимые элементы. При данных обстоятельствах следователь должен преодолеть сопротивление, умело применяя собранные доказательства.

Исследования свидетельствуют о том, что на данный момент отечественная методика расследования неправомерного доступа к компьютерной информации не достаточно разработана.

Хотя на сегодняшний день уровень преступлений в сфере компьютерной информации низок, имеются основания полагать, что постепенно он будет расти. Это объясняется следующим:

- информация имеет определенную ценность;

- высокая латентность рассматриваемых преступлений;

- большие возможности для приобретения ценной информации;

- высокий  уровень компьютерной грамотности у преступников;

- сложность выявления преступления и др.

По результатам научного исследования автором вносятся следующие предложения:

- для повышения эффективности расследования рассматриваемого преступления, проведение расследования поручать следователям, имеющим знания в области компьютерной техники, но при этом привлекать к участию во всех следственных действиях специалистов данного профиля. Вместе с тем необходимо повышать уровень компьютерной грамотности следователей и оперативных работников. Для этого предлагается вводить специализированный курс в высших учебных заведениях, проводить тренинги, курсы;

- расширять сотрудничество с зарубежными органами внутренних дел, в частности с Российской Федерацией;

- с целью выявления фактов совершения компьютерных преступлений, тесно взаимодействовать со службами, занимающимися компьютерными услугами (поставщики программного обеспечения, провайдеры, организации, предоставляющие услуги по обслуживанию и ремонту компьютеров).

Приложение Д

Список использованной литературы

1 Конституция Республики Казахстан. Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., N 4, ст. 217 02.02.2011.

  1.  0бзор деятельности ГОРУРОВД Карагандинской области по раскрытию преступлений против личности на  2009 год, 2010 год, 2011 год.
  2.  Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан изменениями и дополнениями по состоянию на 15.02.2012 г.) Источник: ИС ПАРАГРАФ, 23.02.2012 15:34:33.
  3.  Уголовный Кодекс Республики Казахстан - Кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 15-16, ст. 211 года N 167, 16.02.2012.
  4.  Закон Республики Казахстан от 30 декабря 1998 года № 339

«О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия».

  1.  Указ Президента РК от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года».
  2.  Указ Президента РК от 17 августа 2010 года №1113 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан».
  3.  Закон Республики Казахстан от 18 января 2011 года № 393-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе».
  4.  Ахметов С.Н. Анализ наиболее характерных недостатков и ошибок, допускаемых следователями при расследовании уголовных дел по убийствам// Бюллетень Следственного департамента МВД РК. - Астана, 1998, № 2.
  5.  Бахин В.П., Байжасаров Б., Когамов М. Методика расследование заказных убийств. Учебное пособие. Алматы: Оркениет, 2000.
  6.  Бахин В.П., Ищенко А.В. Кузьмичев B.C. О необходимости новых форм и методов борьбы с преступностью  //Вестник Днепропетровского университета. Правоведение. Вып. 2. Днепропетровск, 1995.
  7.  Бахин В.П., Когамов М.Ч., Карпов Н. Допрос на предварительном следствии. - Алматы: Оркениет, 1999.
  8.  Белкин А.Р. Теория доказывания.- М.: НОРМА, 2000.
  9.  Белкин Р. С. Курс криминалистики: В 3 т. — М.: Юристъ, 1997. Т. 1: Общая теория криминалистики.
  10.  Бородулин A.M. Убийства по найму: Криминалистическая характеристика. Методика расследования / Под ред.Р.С. Белкина, М.; Новый Юрист, 1997.
  11.  Бояров В.М. Убийства, совершенные в процессе противостояния организованных преступных группировок (особенности расследования) - Харьков, 1998.
  12.  Брусницин Л. Обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей//. Законность, 1997, 987, № 1.
  13.  Брушковский К.Б. Участие специалиста-криминалиста в следственных действиях: Учебное пособие. – Алматы: Юрист, 2008.
  14.  Виницкий Л. В., Шинкевич Н. Е. Криминалистическая виктимология. Челябинск, 2005.
  15.  Волчецкая Т. С. Криминалистическая ситуалогия: Монография / Под ред. Н. П. Яблокова. — М.: МГУ им. М.В.Ломоносова; Калиниград: Калинингр. ун-т, 1997.
  16.  Гинзбург А.Я., Поврезнюк Г.И., Калинин А.В. Справочник следователя. - Алматы: Аян Эдет, 1998.
  17.  Гинзбург А.Я. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособие Алматы: ТОО "Аян Эдет", 1997.
  18.  Гурев М. С. Убийства на «разборках» (методика расследования). — СПб: Питер, 2001.
  19.  Дулов А.В. Тактические операции при расследовании преступлений. Минск: Изд-во БГУ, 1979.
  20.  Жиенбаев А.С. Особенности расследования убийств по найму с использованием тактических операций. Автореф.дисс….канд. юрид. Наук. Алматы, 2000.
  21.  Ким К.В. Комплексное применение криминалистических методов расследования. Караганда: Изд-во КарГУ, 1995.
  22.  Когамов М.Ч. Предварительное расследование уголовных дел в Казахстане - Алматы  Аян Эдет, 1998.
  23.  Косарев С.Ю. История и теория криминалистических методик расследования преступлений / Под ред. В.И. Рохлина. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008.
  24.  Криминалистика: учебник для ВУЗов / Под ред. И.Ф. Герасимова и Л.Я. Драпкина. 2-е изд-ие, переработанное и дополненное. М.: Высшая школа, 2000.
  25.  Криминалистика: информационные технологии доказывания. Учебник для вузов / Под редакцией В.Я. Колдина. М.: Зерцало – М., 2007.
  26.  Криминалистика: Учебник для ВУЗов. / Отв.ред.Н.П.Яблоков. М.: Изд-во БЕК, 2011.
  27.  Криминалистическая характеристика преступлений: Сб. науч. тр. — М., 1984.
  28.  Кулибаев Т. А. Расследование и предупреждение убийств, совершаемых путем найма преступников: Учеб. пос. — Алматы: ООНИиРИР, 2005. — 210 с.
  29.  Лещин Е.М. Анализ заказных убийств (в том числе в экономической плоскости) // Бюллетень Следственного департамента МВД Республики Казахстан. - Астана, 1998, №2. 
  30.  Лещин В. Вазимодействие следствия с другими службами органов внутренних дел органов дел по делам об убийствах (в частности с уголовными розыском) // Бюллетень Следственного департамента МВД. РК. - Астана, 1998, № 2.
  31.  Лозинский Т. Ф., Савушкин А. В., Миронова Ю. А. Секреты раскрытия убийств: Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования убийств: Учебн.-метод. пос. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2006.
  32.  Методические рекомендации по вопросам подготовки и организации производства криминалистической экспертизы следов и обстоятельств выстрела. (Для следователей и экспертов).- Алматы: КазНИИСЭ,1993.
  33.  Осмотр трупа на месте его обнаружения. Руководство для следователей. СПб, 1997.
  34.  Образцов В. А. Выявление и изобличение преступника. — М.: Юристъ, 1997.
  35.  Поврезнюк Г.И. Судебная экспертиза: Подготовка и назначение в уголовном и гражданском процессах: Практ.пособие / Под общ.ред. А.Ф.Аубакирова. - Алматы: ТОО «Аян Эдет», 1998.
  36.  Шиканов В. И. Информация к тактической операции «Атрибуция трупа». — Иркутск, 1975.

Приложение Ж

КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет__________________________________________________

Специальность______________________________________________

Кафедра____________________________________________________

Задание на выполнение дипломного проекта (работы)

(подшивается в дипломную работу без нумерации)

Студенту Ф.И.О.___________________________________________

Тема дипломной проекта (работы)_____________________________

___________________________________________________________

Утверждена приказом по вузу №_____от «___»______________201__ г.

Срок сдачи законченного проекта            «___»______________201__  г.

Исходные данные к проекту (работе)___________________________

___________________________________________________________

Перечень подлежащих в дипломном проекте вопросов или краткое содержание  дипломной работы:

а)______________________________________________________________

_______________________________________________________________

б)______________________________________________________________

_______________________________________________________________

в)______________________________________________________________

Рекомендуемая основная литература_____________________________

________________________________________________________________

Консультации по проекту (работе) с указанием относящихся к ним разделов проекта (работы)

Раздел

Консультант

Сроки

Подпись

График подготовки дипломного проекта

Наименование разделов, разрабатываемых вопросов

Сроки представления научному руководителю

примечание

Задание принял к исполнению «___»_____________201__  г.

Студент_____________________________(подпись)    Ф.И.О.

Дата выдачи задания________«____»_____________201__ г.

Заведующий кафедрой______________(подпись)______________Ф.И.О.

Научный руководитель______________(подпись)_______________Ф.И.О.

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Написание дипломной работы. Общие положения………………………3

  1.  Выбор темы………………………………………………………………….5

  1.  Основные этапы выполнения дипломной работы………………………..9

  1.  Содержание и структура дипломной работы (проекта)………………...13

  1.  Оформление дипломной работы………………………………………….14

  1.  Порядок представления на защиту дипломной работы (проекта)……...18

  1.   Порядок защиты дипломных работ……………………………………..  19

     




1. Політична географія і геополітика
2. реферат дисертацiї на здобуття наукового ступеня кандидата бiологiчних наук Днiпропетровськ ~ Д
3. РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата химических наук Красно
4. Тема- Предмет и задачи педагогики
5. Тема 8 Планування виробництва та реалізації продукції собівартості та ціни на продукцію
6. Реферат- Цветовое оформление производственных помещений
7. Многоканальный имитатор полукружного канала внутреннего уха
8. х ГОДОВ 1941 г Долгое время в советской науке господствовала концепция согласно которой в СССР в середин
9. Тема 2.5. Опасные факторы комплексного характера К опасным факторам комплексного характера относятся такие
10. Subject To ttend course of lectures under professor N To give lecture To grdute from Bchelor~s-Mster~s Diplom-Degree Preliminry exms Finl-stte exms To scrpe through the exm
11. Бухгалтерский управленческий учет Влияние на величину прибыли и оценку товарноматериальных за
12. Тема- Борьба за линией фронта.
13. Добыча сырьевых материалов и снабжение производства
14. Административно-правовые методы выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств
15. священное нуминозное абсолют трансцендентальное гипостазированные сущности и т
16. Реферат на тему- МІСЯЦЬ ПРИРОДНИЙ СУПУТНИК ЗЕМЛІ 1
17. а. Национальный элемент в русской культуре данной эпохи становится преобладающим что приводит к ее неповтор.html
18. Теория кооперации
19. Проблема рабства в США
20. Тепловое излучение Что называют энергетической светимостью Энергетическая светимость ~ вел