Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Философия ~ совокупность учений о наиболее общих свойствах законах принципах структурах

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Загрузка...

Диплом на заказ

Материалы к тестам по философии

  1.  Что есть философия?
    1.  Предмет философии.

Философия –  совокупность учений о наиболее общих свойствах, законах, принципах, структурах  мироздания; о наиболее общих формах отношений человека и мира; о  различных типах реальностей, о смысле бытия и  наиболее общих формах самопознания человека.

Объект  изучения в рамках философии – универсум, мир как целое, бытие в целом. Отдельные части мироздания – природа, общество, человек и Бог  как самостоятельные целостности тоже могут выступать объектами исследования для философов.

Предмет философии – универсальное, наиболее общее, фундаментальное в данном многообразии мира.

Философия может существовать на обыденном уровне как житейская мудрость и на абстрактно-логическом уровне, где она представлена  как концептуальное, теоретическое знание,  как логически организованная система понятий, категорий, законов и суждений.

Структура философского знания.  

Философское знание

1. История философии

2. Теоретическая философия

3. Практическая (прикладная) философия

  1.  Онтология – учение о бытии. Изучает начала, причины, законы, структуры, генезис бытия.
  2.  Гносеология – учение о познании. Изучает процесс, формы и методы, познания, сущность и критерии истины. Ее разделы логика, методология, теория истины.
  3.  Аксиология – учение о ценностях, которые определяют различные формы отношения человека  к миру: моральные, религиозные, правовые, эстетические и др. ценности.
  4.  Праксеология – философская теория деятельности
  1.  Натурфилософия – философия природы. Изучает природу как целостность, изучает атрибуты (фундаментальные свойства) природы – пространство, материю, время, движение, развитие и др.  Ставит проблему происхождения и эволюции природы. Проблемы космологии.
  2.   Социальная философия – изучает общество как целостность, наиболее общие свойства и зоны функционирования и развития общества. Отдельные стороны, сферы  жизни общества изучают философия политики, философия техники, философия права, философия культуры, этика, эстетика.
  3.  Философская антропология. Изучает проблему человека. Отвечает на вопросы о природе, о сущности человека, о целях и смысле жизни.
  4.  Теософия – философское осмысление Бога. 

1.2. Генезис философии.

Философия зародилась на рубеже 7-6 вв. до н.э., в период перехода человечества от века бронзы к веку железа, одновременно в Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции. Как теоретическое знание она впервые возникла в Древней Греции.

Возникновение философии означало преодоление прежнего типа мировоззрения – мифологического. Рождение философии – это переход от мифа к логосу. Для рождения философии совершенно необходим высокий уровень развития абстрактно-логического мышления человека. Философский стиль мышления приходит на смену ассоциативно-образному, художественно-эмоциональному мышлению древнего человека. Характерными чертами мифологической картины мира был антропо- и социоморфизм.

Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами  предметов, явлений природы, представление богов в человеческом образе.

Социоморфизм – перенесение  специфических форм отношений в социуме на жизнь богов, например,  отношения социальной иерархии или чисто человеческие свойства – зависть, коварство, ненависть, любвеобильность  приписывались богам.

Философия достаточно поздняя форма культуры. Ей предшествовали мифология, религия, искусство, право,  политика, мораль. Только рождение науки происходит после философии, так как долгое время древняя наука  существует в теле философии.

1.3. Специфика и функции философии.

Философия и мировоззрение.

Мировоззрение –   совокупность (система) наиболее общих взглядов человека на мир в целом, определяющая  все многообразие отношений человека к природе, обществу и самому себе.

Структура мировоззрения

Мироустройство

Уровень практики. Уровень воли. Программы жизнедеятельности. Цели жизни. Модели поведения.

Миропонимание

Уровень разума и веры. Шкала ценностей, система идеалов, на основе которых происходит оценка и понимание окружающей действительности, самопознание человека.

Мировосприятие

Уровень рассудка. Знания человека.

Мироощущение

Уровень чувств. Эмоционально-чувственное отражение мира

(пессимистическое мироощущение, оптимистическое мироощущение и т.д.)

Основные типы мировоззрений: мифологическое, религиозное,  философское, научное, художественно-образное, обыденное.

Типы философского мировоззрения:  материализм  – идеализм; рационализм – иррационализм; сциентизм – антисциентизм и др.  Философия – высший тип теоретического, систематизированного мировоззрения.

Материализм –  философское мировоззрение, согласно которому, началом и основой мира является материя, объективная реальность.

Идеализм –   философское мировоззрение, согласно которому начало и основа мир есть нечто нематериальное, духовное, идеальное – Бог, Абсолютная идея, Мировой разум и т.д.

Объективный идеализм – философское мировоззрение, согласно которому идеальное, духовное  существует изначально, вне и независимо от индивидуального сознания, до  мира и до вещей.

Субъективный идеализм  – философское мировоззрение, в рамках которого единственной подлинной, первичной реальностью является индивидуальное сознание человека.

Рационализм – философское мировоззрение, согласно которому мир устроен рационально, логично и его сущность может быть постигнута разумом.

Иррационализм – философское мировоззрение, согласно которому в основании мира лежит нечто  иррациональное (нерациональное), например, слепая воля, Дао, Брахман и т.д. Иррациональное начало непостижимо средствами разума, рассудком, логикой и может  быть осознано через интуицию, экстаз, мистику или иными нерациональными способами.

Сциентизм – это философское мировоззрение, согласно которому наука  является главной силой прогресса и основой благополучия общества и отдельного человека.

Антисциентизм – это философское мировоззрение, согласно которому наука – основная причина глобальных проблем человечества,  источник опасности,  сила, дегуманизирующая человеческую цивилизацию.

Специфика философии.

Философское знание обладает универсальностью, предельной общностью, системностью. В отличие от научного знания не может быть проверено эмпирически, на основе эксперимента, не носит объективного характера.

В отличие от религии философское знание не догматично и не  оформлено в культ. Оно доказательно. Истина в философии не принимается на веру и должна быть доказана.

В отличие от мифологического знания,  формирующегося на основе воображения, ассоциаций, аналогий, существующего в форме  художественных образов, представлений, сюжетов и рассказов,  философское знание сформулировано логически  с использованием понятий, суждений и умозаключений, подчиняющихся строгим законам рационального мышления.

Философское знание плюралистично. На один и тот же вопрос в различных философских системах даются разные ответы, иногда прямо противоположные. В философии не существует теория, с которой согласны все философы.

Функции философии.

  •  Мировоззренческая.
  •  Гносеологическая.
  •  Методологическая.
  •  Аксиологическая.
  •  Социальная.
  •  Идеологическая.
  •  Критическая.
  •  Гуманитарная.
  •  Прогностическая.

2. Философия Древнего мира (Философия Древнего Китая, Древней Индии, Античная философия).

2.1. Философия Древней Индии.

Ведический период философии в Древней Индии складывалась на основе  Вед – древнейших текстов (XV в. до VI в. до н.э.). До наших дней дошли четыре Веды – Ригведа (сборник гимнов в честь богов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самоведа (жертвенные песнопения), Атхарваведа (заклинания).  Следующий слой вед – брахманы (комментарии к текстам вед). К ним примыкают араньяки – «лесные книги», книги отшельников. Заключительная часть Вед – упанишады написаны прозой, это наиболее поздние тексты и  имеют выраженный  философский контекст.

В упанишадах ставятся  философские вопросы «Кто мы?», «Откуда пришли?»,  «Как из не-сущего родилось сущее?» и др. В качестве основы бытия выступает брахман – универсальное духовное мировое начало, безличная мировая душа. Индивидуальная душа – атман зависит от брахмана. Учение о сансаре утверждает круговорот жизни на основе переселения души из тела в тело в соответствии с кармой.  Карма – закон воздаяния и космической справедливости  гласит, что жизнь человека в будущем определяется всей суммой поступков, добрых и злых, как в этой жизни, так и в предыдущих. Цель жизни человека – освобождение из колеса сансары на основе полного постижения тождества Атмана и брахмана. Такое постижение достигается путем аскезы и  нравственного совершенствования. Постижение тождества Атмана и брахмана в индийской философии осуществляется не на пути рациональных логических построений, а путем непосредственного интуитивного чувствования тождества на сверхрациональной основе. Путь к истине – это путь нравственного совершенствования.

Мокша – есть освобождение от цепи рождений на пути святой жизни.

Эпический период древнеиндийской философии (6-2 вв. до н.э.). Формирование кришнаизма, учения Кришны. В индийском обществе происходят серьезные социально-экономические изменения на основе развития торговли и ремесла. Сословие жрецов  – объект критики со стороны кшатриев (сословия воинов) и ремесленников. Идеи упанишад получают развитие  в  эпических поэмах  «Махабхарата» и «Рамаяна».  Особое значение имеет Бхагавадгита –  (шестая книга Махабхараты), где   Бог Кришна возвещает учение о преданном, нравственном служении богу.

Неортодоксальные школы  в индийской философии.

Джайнизм. Учение Джины Махавиры (6 в. до н.э.). Человек есть соединение духовной сущности (джива) и материальной (аджива). Соединены они через карму, которая понимается в джайнизме как тонкая материя. Карма сопровождает душу в цепи перерождений. Соединение дживы с материей есть источник страданий.  Через аскетизм и нравственную жизнь возможно освобождение из цепи рождений.  Нравственная жизнь джайна подчиняется пяти обетам: непричинение зла живому, неворовства,   правдивости, целомудрия, непривязанности.  Джайнизм делится на две ветви: дигамбары (одетые воздухом) и шветамбары (одетые в белое).  Джайнизм учит, что душой обладают все живые существа – люди, животные, растения.

Нирвана – («угасание»)  состояние блаженства, основанное на интуиции и особой технике медитации (сосредоточенности и отрешенности от внешних и внутренних переживаний).  Нирвана – путь к освобождению.

Буддизм. Учение Сиддхартха Гаутамы (567-488 до н.э.). Будда означает «просветленный». В возрасте 40 лет, после многолетних странствий и аскезы возвестил  4 истины: 1) жизнь есть всегда страдание; 2)причина страданий жажда удовольствий; 3) есть путь избавления от страданий; 4) путь, ведущий к избавлению от страданий, находится посередине между неумеренной жаждой наслаждений и крайним аскетизмом. Цель буддиста не личное спасение или освобождение, а  бескорыстная, деятельная любовь ко всем живым существам. Главные принципы буддизма – непричинение зла живому и терпимость. С точки зрения буддизма, в мире нет ничего постоянного и неизменного. Реальность представляет собой бесконечный поток сталкивающихся и разлетающихся дхарм – вспышек энергии. Источник страданий в постоянном волнении дхарм. Из дхарм состоят материальные вещи и души, из них состоит весь мир, представляющий собой вечный поток бытия. В  1-2 вв.  в буддизме формируются два течения – Махаяна (большая колесница), основанная  Нагарджуной, он указывает на необходимость служения людям. Путь  Хинаяны (малая колесница) – путь индивидуального спасение  посредством нравственного поведения. Около 5 в. возникает течение Ваджраяна (алмазная колесница) – ламаизм. Осуществляется соединение буддизма с практикой йоги  под руководством духовного учителя – ламы.

Чарвака (5 в. до н.э.)  – материалистическое философское учение. Чарвака – имя основателя этой школы. Последователи Чарваки отрицают брахман, атман, сансару и карму. Признают 4 стихии – огонь, воздух, землю и воду, из которых все образовано. Не верят в загробную жизнь, проповедуют гедонизм, стремление к наслаждениям как цели жизни человека. Учат, что существет только один мир – лока, отсюда другое  название школы – чарвака-локаята.

Ортодоксальные философские системы Древней Индии (признают авторитет Вед).

  •  Веданта. Развивает древнее учение о брахмане и Атмане.
  •  Миманса. Учение, объясняющее ритуалы Вед. Главная идея дхармы– долга, который должен исполнять каждый человек.
  •  Санкхья (число). Первопричина мира – материя, природа (практрити). Ей противостоит абсолютная душа (пуруша). Благодаря наличию пуруши существуют отдельные вещи.
  •  Йога (созерцание, напряженное размышление). Правила психофизических техник и медитации, нацеленные на достижение нирваны и освобождение от сансары.
  •   Вайшешика. Учение о шаровидных, многокачественных атомах, вечных, никем не созданных, образующих одушевленные и неодушевленные предметы. Соединяет и разъединяет атомы бог, который действует в соответствии с законом кармы.
  •  Ньяя (логика). Учение о формах мышления.

 

2.2. Философия Древнего Китая

Периодизация  1) Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.); 2)  ЗападноеЧжоу (12-8 до); 3) Восточное Чжоу– Лего  (8-6 до); 4)Чжаньго (сражающиеся царства) (6-3 до) Золотой век китайской философии; 5) Империя Цинь (221-206 до); 6) Империя Хань (206 до – 2 н.э.)

Древнее китайское пятикнижье (У-цзин) состоит из Ши-цзин (книга песен), Шу-цзин  (книги истории), Ли-цзин (книги ритуалов), И-цзин (книги перемен) и Чунь –цю (Летопись «Весны и осени»). Большое философское значение имеет гадательная книга, «Книга перемен» – И-цзин. В этой книге событии человеческой жизни  отображаются зависимыми от проявления и взаимодействия двух начал: Инь и Ян, темного и светлого, активного и пассивного, обозначенных непрерывной и прерывистой линиями. 64 гексаграммы  и их комментарии составляют содержание книги. Чередование Инь и Ян  определяет путь Дао, который проходят и вещи, и люди. Человек должен понять свое место, свою связь с небом и землей.

Основой натурфилософии Древнего Китая помимо учения о двух началах Инь и Ян служит учение о пяти элементах (огонь, вода, земля, дерево, металл), которые переходят друг в друга.

Философские школы

  •  Конфуцианство.  Конфуций (551-479 до н.э.). «Лунь юй» («Беседы и высказывания»).  Этико-политическое учение. Проповедует необходимость нравственных усилий   отдельного человека для того, чтобы соответствовать социальному положению. Принципы: человеколюбия (жэнь), взаимности, золотой середины. Важнейшее правило жизни – исполнение и следование ритуалу,  этикету, уважение традиций предков и почитание старших. (Сяо – сыновья почтительность, уважение к старшим).  Идеал человека – благородный муж (цзюнь-цзы). Исполнение ритуала есть следование «Воле Неба», оно создает основу для универсального единства всех людей в Поднебесной. Правитель страны – «Сын Неба» должен полностью соответствовать своему имени и предназначению, как и любой другой человек.

Мэн-цзы  (372-289 до н.э.) – последователь конфуцианского учения. Привел обоснование и доказательства доброй природы человека в трактате «Мэн цзы».

Сюнь-цзы  (313-238 до н.э.) –  последователь Конфуция.  Автор трактата о злой, эгоистической природе человека, которая может быть преодолена нравственностью и самовоспитанием.

  •  Даосизм.  Основатель Лао цзы. Яркий представитель Чжуан- цзы.   Книга – «Дао дэ цзин».  Учение о Дао и добродетели дэ. Дао мыслиться как безличное начало, чистое бытие, вечное, неисчерпаемое, изменчивое, неуловимое для мысли и чувств человека, непостижимое Дао.  Дао живет по естественным законам, человеку следует уподобляться Дао. Важнейший принцип – недеяния (у вэй). Если человек живет в соответствии с Дао, все получается  как нужно, само собой, без суетливых усилий с его стороны.
  •  Моизм.    Мо-цзы (Мо Ди). (475-395 до н.э.) – основатель. Утверждал верховенство всеобщего блага, военной дисциплины, долга и выгоды. Отрицал волю Неба, уповал на усилия правителя и  служилых людей. Народ – главная ценность. Моисты  отрицали слепое поклонение традиции. Придавали большое значение логике, искусству убеждения. Утверждали, что знания должны приносить практическую ценность и служить людям
  •  Легизм.  Школа Фа-цзя. Фа – «закон». Родоначальник Шан Ян. Яркий представитель Хань Фэй-цзы.  Легисты противники конфуцианство. Они на место ритуала ставят закон, вместо убеждения – наказание. Порядок в стране  обеспечивает не мораль, а  закон, опирающий на сильную централизованную власть. Это была политическая философия,  воплощающая идеалы деспотической власти  имперского Китая.
  •  Натурфилософия Инь Ян.  Развивается учение о пяти элементах; учение о двух началах  Инь и Ян; учение об энергиях: цзин – энергия всего сущего, корень живого; ци – материально-духовная энергия – строительный материал для всего сущего; Жэнь –духовная энергия, существующая в человеке, стержень его личности.
  •  Школа имен. – Учение  о формах мышления.  Логика.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

2.3. Античная философия (философия Древней Греции и Древнего Рима)

Периодизация.

  1.  Натурфилософский период (6-5 вв. до н.э.).
  2.  Классический период античной философии (5-4 вв. до н.э.).
  3.  Ранний эллинизм (3-1 вв до н.э.).
  4.  Поздний эллинизм (1-6 вв до н.э.)

 Общая характеристика.   Античная философия является богатейшим собранием философских идей и систем. По сути своей она была космоцентрична и натуралистична. Несмотря на то,  что в ней  обсуждались вопросы, касающиеся  бытия человека, государства, тем не менее,  и человек, и государство рассматривались как естественные, природные объекты. Бог не рассматривалась как творец мира, не рассматривался как личность.  Бога часто  растворяли в природе.   Пантеизм   характерен  для элеатов, стоиков,неоплатоников

   Платон и Аристотель оказали сильнейшее влияние на все последующее развитие философии. Проблема природы общих понятий, идей, эйдосов, как говорил Платон, станет важнейшей проблемой средневековой схоластики и приведет к появлению   номинализма и реализма.

1.Натурфилософский период античной философии (6-5 вв. до н.э.). Объект философии – природа, космос. Предмет – первоначала мироздания.

Милетская школа. Спор о первоначалах.

Фалес (625-547). Предлагал рассматривать в качестве архэ, первоначала, воду.

Анаксимандр(610-546). Предлагал в качестве первоначала апейрон, беспредельный, бескачественный субстрат, выделяющих из себя теплое и холодное, влажное и сухое, и постепенно порождающий огонь, воздух, землю и воду.

Анаксимен (588-525). Рассматривал в качестве первоначала воздух, который может разряжаться, порождая огонь и сгущаться, порождая воду и землю. Из воздуха образованы и души, по мнению Анаксимена.

Гераклит из Эфеса (544-480). Огонь – первоначало. Учение о Логосе. Диалектика – учение об изменчивости и противоречивости бытия. Борьба и единство противоположностей все определяют. Космос –  вечно живой огонь, пронизанный логосом, не создал никто из людей и никто из богов. (Исторически первая форма диалектики).

Пифагорейский союз. (Пифагор (580-500),Гиппас, Алкмеон, Филолай, Архит). Число – начало и основа мира. 1 – монада. Существуют 10 пар противоположностей, первая пара – предел–беспредельное. Декада –10 – священна= 1+2+3+4. 1-точка, 2- прямая, 3 – плоскость, 4 – тетраэдр.

Элейская школа.  Ксенофан (565-473) ,Парменид (504- ?) ,Зенон (490-430), Мелисс.

Впервые используется понятие бытие. Бытие  едино, неподвижно, вечно, неизменно, бесструктурно. Бог не подобен человеку ни телом, ни мыслью.  Он подобен шару и тождественен космосу.  Небытия нет.

Зенон является автором знаменитых апорий (затруднений). Ахилл и Черепаха (против движения). Дихотомия. Стрела.

Мелисс, в отличие от других элеатов, считал, что бытие бесконечно.

Систематики

Эмпедокл из Акрагента (Сицилия).  (490-430) – поэт, врач, инженер, философ.

Бытие  рождено 4 стихиями–  огнем, воздухом, водой и землей. Стихии пассивны. Ими управляют две космические силы: Любовь и Вражда.

Анаксагор (500-428) из Клазомены (Иония).

Первоначала бытия – семена вещей (гомеомерии) – мельчайшие частицы. Они вечны и неизменны. Каждая гомеомерия содержит в себе гомеомерии всех качеств. Гомеомерии пассивны ими движет космический Ум (Нус).

Демокрит из Абдер (460-370).

Является представителем материализм.

В произведениях «Большой мирострой», «Малый мирострой»  развивал учение об атомах. Утверждал, что существуют только атомы и пустота. Атомы разнообразны по величине и форме, их бесконечно много. Они неделимы, абсолютно плотны. Атомы постоянно движутся. Атомы не имеют цвета и запаха, тепла и др. Эти качества результат восприятия различных атомов органами чувств. Поэтому у предметов следует различать первичные (форма, вес, положение в пространстве) и вторичные  (цвет, запах, вкус) качества. В космосе существуют множество миров, они шарообразны и окружены кожицей. Они постоянно возникают и исчезают.

Демокрит – детерминист, автор учения о причинном существовании явлений. Ни одно событие не является случайным, все имеет причину. Задача философии и науки – нахождение причин.

Душа, по Демокриту, смертна. Она состоит из шарообразных, очень подвижных атомов. После смерти тела она распадается на атомы.

Демокрит –  материалист, атеист. Причина веры в бога – страх перед силами природы.

Учил об «эвтюмии» – «хорошем духе», который основан на умеренности и соблюдении золотой середины.

Учение Демокрита об атомах развивали позже Эпикур  и Лукреций Кар. В средние века учение было предано забвению и в этот период Демокрита считали еретиком.

2. Классический период античной философии (5-4 вв. до н.э.).  Интерес к человеку. Создание болших философских систем. Афины – центр развития философской мысли. Сократические школы.

Сократ (469-399).  Идеалист.  Интерес к человеку. Впервые использовал слово «диалектика». Рассматривал ее как искусство спора на основе исследования понятий. Не занимался вопросами натурфилософии, обращался к проблеме сущности человека, исследовал этические вопросы. Его девизом были слова «Познай самого  себя», слова, которые были высечены на храме в Дельфах.

Сократ указывает на три основных добродетели: 1) умеренность (знание о том, как обуздать страсти); 2) храбрость (знание о том, как преодолеть опасности; 3) справедливость (знание о необходимости соблюдать законы божеские и человеческие.

Спорил с софистами по вопросу об истине, утверждал существование объективной и абсолютной истины.

Учил, что различие между добром и злом абсолютно.

Не брал денег за «обучение».

Был обвинен в том, что выдумывал новых богов, ниспровергал старых. Казнен. Выпил чашу с ядом. Ничего не писал.

Слушатели Сократа стали основателями различных школ, которые называются сократическими: киники (Антисфен), киренаики (Аристипп), мегарики (Эвклид).

Софисты

Протагор (490-420) из Абдер. Протагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей». Утверждал субъективный, относительный характер истин – гносеологических (истин суждений), нравственных,  религиозных. О каждой вещи возможны два противоположных мнения, оба истинных. (Все существует)

Горгий (480-360) с острова Сицилия. Утверждал вслед за Протагором, что объективной истины не существует, поэтому философия есть искусство доказательства и убеждения. (Ничего не существует). Учил, что моральные нормы условны, зависят от обычаев.

Антифонт. Учил, что правовые нормы не отражают объективной истины, критиковал рабство, учил о равенстве людей. Отпустил своих рабов на свободу, женился на рабыне, за что был объявлен сумасшедшим и лишен гражданских прав. 

Платон  (427-347). Настоящее имя – Аристокл.

Является выдающимся мыслителем античности, представитель объективного идеализма. Ученик Сократа.

В  386 г. до н.э.  создал  свою философскую школу Академию, где над входом висела надпись: «Не геометр да не войдет!». Академия просуществовала 915 лет.

Произведения –   34 диалога («Пир», «Протагор»,  «Федр», «Государство», «Законы» и др.).

Теория идей:   мир вещей не обладает самостоятельным существованием. Он порожден миром идей и материей – вечным бескачественным субстратом. Вещи изменчивы и преходящи. Они  – отражение мира идей, мира вечных, неизменных сущностей. На вершине мира идей – идея благо или единого. Мир вещей и мир идей связывает мировая душа.

Человеческая душа – часть  мировой души. Она бессмертна. Душа состоит из трех частей: разумной (в голове), страстной (в сердце), вожделительной (в печени).

Знание возможно только относительно царства идей. Что касается  чувственного мира, то о нем возможно только мнение.

Несправедливые формы правления: тимократия, олигархия, демократия, тирания.

Теория идеального государства. В справедливом государстве  три сословия: стражи, ремесленники и  земледельцы, правители-философы. Стражи не имеют семьи, частной собственности, занимаются ратным трудом и упражняются в мусическом искусстве –  музыке, риторике, математике, диалектики.

Платон различает 4 добродетели: мужество, мудрость, умеренность и справедливость.

Аристотель (384 -322) из  г. Стагиры (Македония). Величайший ум античности. Энциклопедист. Ученик Платона.

Учитель Александра Македонского.

В 335 г. до н.э. открыл  в Афинах свою школу Ликей.

Произведения: «Метафизика», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Опровержение софизмов», «Категории», «О душе», «Политика», «Экономика», «Большая этика», «Поэтика», «Риторика», «История животных», «Физика», «О небе».

Предмет философии – сверхчувственные начала и причины бытия. Аристотель разделил философию на теоретическую (первую), практическую и творческую. Логику считал введением ко всякому знанию.

Главный критик теории идей Платона. По Аристотелю, идеи самостоятельно существовать не могут. «Мы не можем принять, что есть некий «дом вообще» наряду с отдельными домами». Всеобщее не есть вещь, оно не существует без отдельного.

Он различал четыре вида причин: материальную причину, коренящуюся в материи, субстрате, из которого образуются все тела; формальную причину, в которой форма активно проявляет себя, образуя сущность; действующую, или производящую причину, раскрывающую источник движения и превращения возможности в действительность; целевую, или конечную, причину, как цель движения.

Аристотель учил о Мировом Уме как перводвигателе, первоформе, который все движет, а сам неподвижен.

Природу вещей у Аристотеля  определяет диалектика материи и формы.

Аристотель не поддерживал идею атомов, так как отрицал существование пустоты.

Человек  не только разумное существо, но  и имеет общественную природу, он есть «политическое животное».

Аристотель создатель формальной логики. Он сформулировал  теорию силлогизмов (умозаключений), определил понятия, суждения и умозаключения как основные формы мышления. Сформулировал законы логики: закон тождества, закон исключенного третьего и закон непротиворечивости.

Аристотель различал три вида душ: растительную, животную и разумную. Разумная душа бессмертна.

Этический идеал – золотая середина между крайностями, например: мужество, щедрость, кротость, правдивость, стыдливость, самоуважение. Нравственность – результат воспитания, а не знания.

Неправильные формы государственного правления (тирания, олигархия, демократия). Правильные формы правления (монархия, аристократия, полития). Полития сочетает достоинства демократии и аристократии.

Сократические школы

Киренаики

Аристипп (435-360) г., Феодор.

Главный вопрос – сущность человека и  его счастье.  Проповедовали гедонизм, утверждая, что высшая ценность в жизни – наслаждение. Аристипп учился у Сократа и Протагора.

Идеи гедонистической этики развивал позже Эпикур.

Киники (от греч. «кинос» - «собака»).

Антисфен (445-360) Счастье человека не зависит от окружающего мира, так как оно в добродетели. Добродетель  внутри человека и определяет его поступки.

Человек должен презирать удовольствия, чтобы не быть их рабом. Антисфен прославляет честную бедность и трудолюбие.

Диоген (412-323)

О Диогене сложено множество легенд. «Жить, никого не боясь и ничего не стыдясь»  – его девиз. Главное в человеке – внутренняя свобода и самодостаточность. Существует легенда о встрече Диогена и Александра Македонского. На предложение царя: «Проси, Диоген, все, что пожелаешь». Диоген ответил: «Отойди, ты загораживаешь  солнце».

Киники считали, что мораль, брак, государство ограничивают свободу и ими можно пренебречь. Посох, котомка и грубый плащ – стали символами кинизма.

Кратет из Фив (ок. 325 г. до н.э.).

Кратет известен тем, что роздал свое богатство жителям родного города, а сам стал киником. Прекрасная Гиппархия   полюбила Кратета и  ушла из семьи, став его верной спутницей.  

Постепенно кинизм вырождается в цинизм –  полное пренебрежение культурой. Одиночество, агрессивность, паразитизм, отсутствие патриотизма, пренебрежение моралью, радикализм во мнении стали его чертами.

Мегарики

Эвклид из Мегар, Евбулид

Они учили, что реально только общее. Евбулиду принадлежат известные софизмы – «Рогатый», «Лжец». « То, что ты не терял, ты имеешь. Ты рогов не терял, следовательно, они у тебя есть» «Если кто-то говорит, что он лжет, то лжет он или говорит правду?».

3. Ранний эллинизм (3-1 вв. до н.э.) Интерес к человеку.

Эпикурейцы

Эпикур (341-270) из Афин. Основал школу «Сад Эпикура». «Бесполезна философия, если она не излечивает человеческие страдания».  Развивают идеи гедонизма. Девиз Эпикура «Проживи незаметно», он  утверждает идеал душевного равновесия. Счастье –  в отсутствии боли и страданий. Цель «атараксия» – безмятежность души.

Эпикур делит удовольствия на естественные и пустые. Некоторые естественные удовольствия не являются необходимыми. Удовольствия души выше, чем удовольствия тела.

Эпикур развивает идеи атомистов, считая, что атомы могут спонтанно отклоняться от прямой линии. Так, в мире существует не только необходимость, но и случайность.

Лукреций Кар (99-55). Эпикуреец, атомист.

Стоицизм

Зенон из Китиона (333-262). Основатель стоицизма. Излагал свое учение в «Пестром портике» в Афинах. Портик – стоя. Зенон разделил философию на логику, физику и этику.  Возрождает идеи Гераклита. Утверждает тождество бога  и мира. Пантеизм. Учит о живом космосе, пронизанном Логосом и Огнем, божественным дыханием. Утверждал, что жить следует в согласии с природой, принимая необходимость, которая правит миром. Задача человека – господство над страстями (печалью, страхом, вожделениием и удовольствием). «Высшее счастье – не нуждаться в счастье».

Скептицизм

Пиррон (360-270). Ничего не писал.  Говорил о  трех важных вопросах:

1) из чего состоят вещи?

2) как мы должны к ним относиться?

3)какую выгоду мы получим от такого отношения?

На первый вопрос  мы не можем однозначно ответить. 2. Мы должны воздерживаться от суждений. 3. Выгода – безмятежность, счастье, которые нас ожидают.

Кинизм. Вырождается в цинизм.

4. Поздний эллинизм (1-3 вв.)

Римский стоицизм

Сенека (4 г. до н.э. – 65 н.э.) В жизни ничего нельзя изменить, ни обстоятельства, ни события, но  отношение человека к ситуации в его власти. «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным». Главное – мужественно переносить удары судьбы. Идеал – невозмутимость духа. Апатия.

Эпиктет (50-135). «Терпи и воздерживайся» – было его девизом. Разумение, смирение и мужество. Зло необходимо, чтобы можно было упражняться в терпении и добродетели.

Марк Аврелий (121-180). Книга «Наедине с собой». В человеке есть плоть, душа и интеллект. Во власти человека – его мысли. Нравственность дает опору и силу духу. Главное – покорность судьбе и  воля жить в согласии с природой. В целом, в стоицизме  мотив судьбы, неумолимого рока звучит очень мощно,  особенно в конце периода.

Скептицизм

Секст Эмпирик (200-250). Развивал идеи Пиррона.

Неоплатонизм

Аммоний Саккас (175-242). Ничего не писал. Преподавал в Александрии. Учитель Плотина. 

Плотин (205-270). Плотин открыл в Риме свою школу. Автор  книг «Эннеады».  Структура бытия иерархична. На самом верху – Единое (свет, чистый и простой), оно ни чувствами, ни разумом (рационально) непостижимо. Только  через  мистический экстаз, на основе сверхчувственного «видения» его можно постичь. Вторая ступень – Ум. Мир идей. (Это Солнце). Третья ступень – Мировая душа. Она управляет и упорядочивает все чувственное. (Луна). Четвертый уровень –   Природа. Мир вещей, человеческий мир. (Это  Темнота). Пятый уровень – материя (мрак). Эманация – истечение Единого происходит постоянно. Бог  есть единое. В отличие от христианства в платонизме бог не рассматривается как личность.

Порфирий (232-301). Порфирий учил, что душа, стремясь к совершенству, проходит 4 ступени. На первой низкие душевные аффекты сводятся к золотой середине. На второй – душа достигает бесстрастия. На третьей происходит эпизодическое обращение к богу. На четвертой происходит постоянное обращение к богу. Если душа не устремлена к богу, она становится обиталищем демонов.

Прокл (410-485). Прокл рассматривал подробно Мировую душу, в которой он обнаруживал иерархию душ (души богов, демонов, небесных тел, животных, полубогов, людей).

Неоплатонизм был последней  философской системой античности. Его идеи в значительной степени повлияли на христианство, особенно в период ранней схоластики.

3. Философия Средних веков(1- 14 вв.).

Периодизация.

  1.  Патристика и апологетика (1–6 вв.).
  2.  Ранняя схоластика (9 – 12 вв.).
  3.  Высокая и поздняя схоластика (13-14 вв.).
  4.  Арабская   философия Средних веков (7–12 вв.).
  5.   Еврейская философия Средних веков (7–12 вв.).
  6.  Византийская философия Средних веков (6-15 вв.)

3.1. Патристика и апологетика (1-6 вв.).

Сначала формировалась апологетика.  Христианские идеологи писали Апологии – сочинения, в которых разъяснялся смысл христианского учения и Священного писания. Апологии  были направлены против критиков христианства.

Климент Александрийский (150-215). Христианство принял в зрелом  возрасте. Был главой христианской школы в Александрии. Один из первых апологетов. Стремился превратить христианское вероучение в упорядоченную систему. Говорил что, философия должна стать на службу богословию. «Нет знания без веры и веры без знания».

Ориген (185-254). С 203 г. возглавлял христианскую школу в Александрии. В 231 г. за некоторые свои идеи был осужден  церковью как еретик. Уехал в Кессарию, в Палестину. Там был схвачен как христианин, подвергнут пыткам, скончался как мученик

Тертуллиан (160-220). Греческая философия и христианство непримиримы. Греческая философия должна быть полностью отвергнута как источник смуты и ереси. «Верую, ибо абсурдно». Тезис Тертуллиана подчеркивает его идею о том, что вера выше разума и в разуме не нуждается. «Нам после Христа не нужна никакая философия. После Евангелия не нужно никакого исследования».

В 325 г. на Никейском соборе был принят Символ веры, утвердивший единосущность Бога Отца, Сына и Святого Духа в редакции Афанасия Великого. Христианство было объявлено государственной религией Римской империи. В 395 г.  были запрещены языческие культы и разрушены  языческие храмы.

После 325  г.  основными представителями христианского учения становятся святые отцы.  Возникает патристика.  Принято выделять учение  отцов восточной церкви и учение отцов западной церкви.

Западные отцы церкви.

Амвросий Медиоланский (340-397). Использовал для толкования Библии аллегорический метод Филона Александрийского (1в. до н.э.- 50 г. н.э.)

Святой Иероним  (340-420).  Перевел Библию на латынь. Его перевод Вульгата считался образцовым долгие века.

Святой  Аврелий Августин (354- 430). Наиболее почитаемый учитель церкви. Автор знаменитых текстов «Исповедь» и «О граде Божьем». Крестился в зрелом возрасте. Стал священником, а затем и епископом г. Гиппоне в северной Африке. Философской основой взглядов Августина был неоплатонизм. Он является создатель философии истории. Показал, в отличие от античных мыслителей, что история имеет линейный характер и направление от грехопадения к воссоединению человека с Богом. Утверждал идею постоянного творения мира Богом. Утверждал идею провиденциализма,  идею  поддержки человека Богом в его  благих устремлениях. Создал философскую концепцию времени. Автор оригинальной антропологии. Утверждал первенство воли и веры над разумом.  Августин говорил:«Люби, и тогда делай, что хочешь», ибо любовь к Богу – сила, незнающая пределов и границ.

Восточные отцы церкви.

Василий Великий (330—379).  Развивает учение о троице. В «Шестодневе» разъясняет библейское учение о сотворении мира.

Григорий Назианзин (330-390).

Григорий Нисский (335-394). Проявляет склонность к мистике. Говорит о возможности непосредственного, экстатического  созерцания Бога.

Иоанн Златоуст (344-407).

3.2. Ранняя схоластика ( 9 – 12 вв.).

В период раннего средневековья после 529 г., когда император Юстиниан закрыл языческие философские школы, в том числе Академию Платона в Афинах,  формируется новая система образования и учености. В школах при монастырях, в придворных школах все образование теперь находится в руках служителей церкви, формируется «схоластика».

У истоков этой системы находился Боэций (480-524). Его называли «отцом схоластики». Он создает систему обучения семи наукам: «тривиум», «трехпутье»– грамматика, риторика и диалектика (логика) и «квадриум», «четырехпутье» – арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Боэций был римским консулом, из-за политических обстоятельств оказался в тюрьме, где написал книгу «Утешение философией».

Боэций перевел на латынь логические трактаты Аристотеля и сделал к ним очень ценные комментарии. По этим книгам школяры учились все средние века. Боэций сформулировал важнейшие для схоластиков проблемы: необходимость рационального доказательства бытия Бога, свобода воли и совместимость ее с провидением, оправдание существования в мире зла, устройство мира, его происхождение.

Система Боэция была усовершенствована Алкуином Йоркским (730-804). Он предложил трехступенчатое обучение: первая ступень – чтение, письмо, общие представления о Библии, пение. Вторая ступень – тривиум и квадриум. Третья ступень – углубленное изучение Священного писания.

В схоластике сложилось учение о двух видах добродетелей: первые (богословские) добродетели – вера, надежда, любовь. Вторые – философские: воздержанность, мужество, мудрость, справедливость.

С Боэция начинается спор номинализма и реализма о природе  универсалий – общих понятий в средневековой философии. Боэций писал: «Существуют ли роды и виды (такие, как собака и животное) в действительности или же они реальны только в понятиях и, если они  представляют собой действительно существующие реальности, существуют ли они отдельно от материальных вещей или только в последних?»

Реалисты считали, что общие понятия существуют до вещей, отдельно от них, например,  «дом вообще» существует.

Номиналисты,  от лат. слова «nomen» –«имя», утверждали, что общее – это только имя вещи и существует в сознании человека. Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.

В концептуализме (Пьер Абеляр) предпринималась попытка синтеза двух крайностей.

Первой разработанной схоластической системой раннего средневековья было учение Эриугены (810-877).  В произведении «О разделении природы»  предмет размышлений автора – Бог. «Бог в  своих творениях становится из невидимого – видимым, из непознаваемого – познаваемым. Природа  Бога обнаруживается как бытие (бытие вещей), мудрость (порядок вещей и расчленение их на роды), жизнь (их движение). Бытие есть Отец, мудрость – Сын, жизнь – Дух. В 1210 г. учение Эриугены было признано еретическим, а в 1225 г. сожжено в Париже.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109).  Стоял на позициях реализма. Полагал, что все разумное должно быть доказано. Рассматривает доказательства бытия Бога:  апостериорные  – доказательства, идущие от следствия к причинам и априорные, дедуктивные доказательства.  Формулирует онтологическое доказательство бытия бога. Так как Бог  – наисовершеннейшее существо, он должен иметь такое свойство как существование, следовательно, Бог существует. Утверждал, что  не для того следует понимать, чтобы верить, напротив, следует верить, чтобы понимать.

Росцелин (1050-1110). Выражал позицию крайнего номинализма. Три лица троицы – отдельные субстанции, а Бог вообще не более чем слово. Природа единичных вещей познается чувствами. Учение  Росцелина осуждено Суассонским  Собором в 1092 г.

Пьер Абеляр (1079-1142).  Учился у Росцелина. Трагическая любовь Абеляра и Элоизы закончилась их уходом в монастырь в 1119 г. , описана в автобиографической книге «История моих бедствий». . Главное произведение «Да и нет». Пытался преодолеть крайности номинализма и реализма на позициях концептуализма – согласно которому  реально существуют только единичные вещи, но общие понятия могут также реально существовать в уме Бога.

Тезис Ансельма Абеляр переворачивает: «Понимать, чтобы верить». Разум не является слугой богословия, у него могут быть свои цели и методы. Абеляр обнаружил противоречия в высказываниях отцов церкви в токовании Священного писания. Как же преодолеть противоречия, сомнение?  Абеляр считал, что разум имеет право отклонять ошибочные мнения авторитетных представителей церкви посредством логических доказательств. Авторитет как основание истины уступает место разуму как ее основанию. Различал три вида разума: Божественный разум, диалектический разум человека, способный видеть и устранять противоречия, и обычный разум человека. Абеляр  утверждал идею веротерпимости, полагая, что в каждом учении есть зерно истины. Сочинения Абеляра осуждались дважды: в Суассоне (1121) и в Сансе (1140).

Бернар Клервоский (1090-1153). Мистик. Противник Абеляра.  Считал, что постижения Бога средствами разума невозможно. Главное – любить бога, постигая его могущество в экстазе и интуиции. Смысл человеческой жизни в предельном смирении перед Богом и беззаветной любви, в аскетическом служении  ему.

3.3. Высокая и поздняя схоластика (13-14 вв.).

 Формируется в новых условиях. В 11-12 веках  в Европе появляются университеты, где существуют 4 факультета – богословский, юридический, медицинский и артистический (философский). Развиваются города. Укрепляются институты церкви. Появляются два новых ордена для борьбы с ересями – францисканский и доминиканский.  В ходе успешных крестовых походов на юге отвоевана у арабов Испания. В 13 в. создается Инквизиция. Происходит широкое распространение ересей, особенно альбигойской (учение катаров). Под влиянием знакомства с арабскими текстами растет интерес к трудам Аристотеля.  Постепенно Аристотелизм завоевывает господствующие позиции.

Фома Аквинский (1221-1274).  Крупнейший систематизатор схоластики. Главные произведения – «Сумма  против язычников» и «Сумма теологии». Член ордена доминиканцев.

Приводит пять апостериорных  доказательств бытия  Бога.. (Источник движения – Бог, Первопрична – Бог, Бог – основа необходимости,, Бог – цель, Бог – чистое совершенство).  Фома причислен к лику святых в 1323г. В 1567 г. признан пятым отцом церкви. Его учение – томизм  католической церковью считается основным  философским учением. В современном мире оно существует как неотомизм.  Учение Фомы создано на основе  христианской переработки идей Аристотеля.

Учению Фомы противостояла мощная оппозиция в лице представителей номинализма.

Сигер Брабантский (1235-1282).  Номиналист. Разделял учение арабского мыслителя Аверроэса о двойственной истине, считая, что философия и богословие имеют разные предметы исследования. Философия изучает мир, природу, а теология – бога. В книге «О разумной душе» он утверждал 1) Бог не познает ничего, кроме самого себя, человеческие действия не управляются божественным провидением; 2) мир вечен, никогда не был сотворен первый человек; 3) душа есть форма тела, погибает вместе с человеком и не может гореть в Аду; 4) нет свободы воли, воля человека действует по необходимости на основе желаний. В 1277 был осужден инквизицией, убит в 1282 г.

Роджер Бэкон  (1210-1294). Член ордена  францисканцев. Номиналист. Преподавал 6 лет в Париже. Позднее был отстранен от преподавания, арестован и более 27 провел в тюрьме. Занимался вопросами познания. Бэкон провозгласил лозунг «Знание – сила». «Нет опасности больше невежества». Называл три источника познания: 1) авторитет, который без доказательства недостаточен; 2) рассудок, где затруднение состоит в том, что софизм можно спутать с доказательством и 3) опыт – высший источник познания. Осуществлял  критику схоластического метода, указывая в качестве недостатков слепое преклонение перед авторитетом, скрытие невежества под маской учености. Роджер Бэкон говорил о том, что католическая церковь предала идеалы апостольской, бедной церкви.

Дунс Скот (1270-1308). Номиналист. Постоянный противник Фомы Аквинского в диспутах. Имел прозвище «тонкий доктор» за изысканность доказательств. Стоял на позициях двойственной истины, как и Сигер Брабантский. Считал христианские догматы недоказуемыми средствами разума.

Уильям Оккам (1288- 1349). Номиналист. Сторонник концепции  двух истин. Сферы разума и веры не пересекаются. Поэтому  проблема соотношения веры и разума решалась им так: «И верю, и понимаю». Считал, что универсалии не являются необходимыми для объяснения вещей. Поэтому предметом научного  исследования могут быть конкретные объекты, а не идеи, формы и универсалии. «Не нужно умножать сущности без необходимости» – «бритва Оккама».

Иоганн Экхарт (Майстер Экхарт) (1260-1327).  Крупнейший мистик.  Утверждал невозможность рационального постижения бога. Утверждал бесполезность молитв и внешнего церковного культа. Путь к богу, горячая вера и преодоление греховной природы человека. В 1329 г. папской буллой учение было объявлено ложным.

В 14 веке схоластика приходит в упадок.

3. 4. Арабская философия Средних веков (8-12 вв.)

Мутакалимы течение в арабском богословии, ортодоксальное толкование ислама  и  строгое следование истинам Корана.

Аль-Ашари (873-935).  Бог создал мир и постоянно на него воздействует. Все происходит по воле  Аллаха.

Аль-Газали (1059-1111).  Ортодокс, догматик. Выступал против мутазилитов. Написал «Опровержение философов». Утверждал абсолютное значение веры. Отвергал свободное толкование истин Корана.

Суфизм – учение арабских мистиков, странствующих монахов, дервишей.

Мутазилиты – свободное толкование истин Корана.

Багдадская школа

Аль-Кинди (800-879). Переводил труды греческих авторов. Развивал идеи Аристотеля.

Аль-Фараби (870-950). Имел прозвище «второй Аристотель». Написал комментарии ко всем работам Аристотеля. Выступает против мистики. Разрабатывает оригинальную концепцию идеального государства, «добродетельного города».

Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037). «Канон врачебной науки», «Книга исцеления» – его главные произведения. Величайший ум. Непревзойденный врачеватель.

Арабо-испанская школа (г. Кородова)

Ибн-Баджа

Ибн-Туфайль

Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198).  Является завершающей фигурой арабской философии. Автор концепции двойственной истины. У богословия и философии – разные предметы исследования. Оказал сильнейшее влияние на европейскую схоластику.

В 12 в.  на арабском Востоке реакционные богословы запрещают философию, объявляя все философские исследования ересью.  

3.5. Еврейская философия Средневековья (8-12 вв.).

Основные направления: раввины, караимы и мистики. Наиболее влиятельным было мистическое учение Каббала, которое оказало сильное влияние на европейскую культуру  эпохи Возрождения. Крупнейшим последователем учения Аристотеля был Маймонид (1135-1204). Идеи неоплатонизма развивал  Соломон-бен-Гебироль (Авицеброн), (1021-1070). Маймонид выдвинул апофатическую (отрицательную) теорию понимания  Бога. Богу не могут быть приписаны никакие положительные атрибуты, так как их все равно будет недостаточно, чтобы выразить содержание понятия Бог.  «Мы можем сказать, чем он не является, но не можем сказать, что он есть». Осмысление бога через определение его позитивных качеств называется катафатической теорией.

3.6. Византийская философия Средневековья (4-15 вв.).

В  4-7 вв.   философы развивают учение неоплатонизма и осуществляют синтез христианства и некоторых идей античной философии. Представители: Псевдо-Дионисий Ареопагит (ум. 532) , Максим Исповедник (580-662)

Исихазм – мистическое учение, целью которого является максимально возможное для человека достижение единства с Богом. Практикует аскетизм, многократное повторение молитв, регулировка дыхания. Напоминают йоговские техники.  Термин  «исихазм» происходит от греческого слова, означающего «покой», «безмолвие».

Система психотехники исихазм  распространилась из Египта и Ближнего Востока. Классическое  описание техники принадлежит монаху  монастыря в Константинополе – Симеону (11 в).

Философское осмысление техника получила в трудах Григория Паламы (1296-1359).  

Центральный тезис  учения состоит в том, что аскет, выполняющий систему упражнений исихастов, может достичь состояния экстаза, когда он способен видеть излучение, исходящее от Бога – так называемый «Фаворский свет».  Этот свет видели апостолы на горе Фавор.

Бог как сущность пребывает в себе и недоступен людям, но как божественная энергия принизывает мир и может восприниматься человеком.

Исихазм оказал влияние на  русскую средневековую философию и на русскую философию ХХ века в работах П. Флоренского, С. Булгакова.

В целом средневековая философия была теоцентричной. («Тео» – «бог»). Фундаментальные вопросы средневековой философии: осмысление и доказательство бытия Бога; идея креационизма; идея противоречивой природы человека (тело-душа-дух); идея провиденциализма (идея божественного управления миром и историей); сотериология  (учение о спасении),

Священные писания – Библия; Коран рассматриваются как основные источники   знания и  истины; формулируется и решается проблема  отношения веры и разум; ведется длительный схоластический спор между  представителями реализма и номинализма.

4.Философия эпохи Возрождения (14-16 вв.)

Периодизация.

  1.  Раннее, итальянское Возрождение (14-15 вв.)
  2.  Позднее, высокое Возрождение (16 в.)

Общая характеристика. Наиболее характерная черта философии Возрождения – новый интерес к человеку, поэтому по праву она  считается антропоцентричной.   Философское учение о человеке получает название гуманизм.  Неприятие схоластики пробуждает интерес к естествознанию, и в этот период происходит первая научная Коперниканская революция. Возрождаются идеи пантеизма,  утверждается тождество Бога и мира. В сфере социальной философии выдвигаются новые политические идеи, создаются социалистические утопии. Осуществляется критика католической церкви. Развивается движение Реформации, закончившееся  появлением протестантизма. В этике возрождаются идеи гедонизма, эпикуреизма,    в конце эпохи Возрождения  вновь появляется скептицизм. Основная причина новаций в области философии – развитие капитализма, появление активной, деятельной личности, развитие индивидуализма.

Духовное развитие общества в эпоху Возрождения происходит на основе обращения к идеям и идеалам античной культуры. Интерес к искусству, литературе, философии античности сопровождался  огромной переводческой  и исторической  работой (собирались коллекции древних рукописей, античных произведений искусства и др.).  Философия Возрождения – это глубокий синтез идей античности и средневекового теоцентризма.

  1.  Раннее, итальянское Возрождение (14-15 вв).

Гуманисты

Франческо Петрарка (1304-1374). Родоначальник гуманизма. Пропагандировал античную культуру, переводил  и исследовал древние рукописи. Человек не есть «сосуд греха», а самое совершенное творение Бога. Отвергает схоластическую ученость.

 Леон Альберти (1404-1472). Поэт, архитектор, живописец, музыкант, мыслитель. Утверждает активное, творческое начало в человеке.

Лоренцо Валла (1407-1457). В трактате «О наслаждении» возрождал традиции  античного гедонизма и эпикуреизма.

Пико делла Мирандола (1463-1494).  «Речь о достоинстве человека» стала блистательным документом эпохи Возрождения. В ней философ утверждал, что человек является хозяином своей судьбы,  «кузнецом своего счастья».  Ценность человека определяется не его происхождением, его делами и заслугами перед обществом. Достоинство человека заключено в свободе, он единственный из живых существ может стать тем, кем пожелает.

Натурфилософия эпохи Возрождения.

Николай Кузанский (1401-1464). В книге «Об ученом незнании» развивает идеи  мистического пантеизма, растворенности природы в Боге. Утверждал бесконечность  мироздания. «Мир имеет повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде».  Отвергает учение о Земле как центре мира, утверждает, что Земля движется.

Леонардо да Винчи (1452-1519).  Символическая фигура Возрождения.  Гениальный художник,  великий инженер, ученый, медик,  непревзойденный изобретатель.  Отвергал мистику и Каббалу. Утверждал, что главный учитель  – опыт, природа – мастерская человека. Разум и интеллект – основание истины.

Бернардино Телезио. Объект исследования ученого – природа.

Николай Коперник (1473-1543). Создатель гелиоцентрической системы мира. «Об обращении небесных сфер» 1453 г. – его основной труд.

Джордано Бруно (1548-1600). Сторонник идей Коперника. Натуралистический пантеизм. Бог растворен в природе и ей тождественен.  Вселенная бесконечна и в ней существует множество миров. Обвинен в колдовстве. Осужден инквизицией и сожжен.  На суде он бросил в лицо судьям: «Вы с большим страхом произносите приговор, чем я его выслушиваю».

Теофраст фон Гогенгейм (Парацельс). (1493-1541). Гениальный врач, химик, философ. Послужил прототипом Фауста для Гете. Развивал идеи пантеизма. «Природа единый живой организм, одушевленная единой звездной, астральной душой». Человек есть  микрокосм, во всем подобен природе. Презирал схоластическую ученость. «Исключительное чтение медицинских книг никого еще не сделало врачом».

Галилео Галилей (1546-1642).  Завершает  развитие натурфилософии эпохи Возрождения.  Основоположник естествознания Нового времени. Заложил основы механики. Открыл закон падения тел. Экспериментально доказал, что различные по весу тела падают с одинаковой скоростью.  Использовал подзорную трубу для исследования неба. Открыл пятна на Солнце.  Возродил античный атомизм. Популяризатор и пропагандист учения Коперника. Книга Галилея «Диалог о двух системах мира: птолемеевской и коперниканской» (1632 г.) вызвала негодование церкви, которая еще в 1616 г. приговорила книгу Коперника к сожжению и запретила его учение. В 1633 г. состоялся суд над Галилеем, который под угрозой применения пыток публично отрекся от своих взглядов. Несмотря на это прогресс науки остановить уже было нельзя, а Галилео Галилей вошел в историю как основоположник экспериментального естествознания.

Социальная и политическая философия эпохи Возрождения.

Николо Макиавелли  (1469-1527). Произведение «Государь» является памятником политической мысли Возрождения. Высказывал идею об  автономии политики. Его концепцию можно назвать политическим реализмом.

Показывал противоречивую связь политики и морали, которые порой несовместимы. Идеальный государь – это лисица и лев в одном лице. Макиавелли сторонник мощного, централизованного  национального государства.  В политике нужно быть реалистом, т.е. учитывать эгоистическую природу человека, применять насилие, когда этого  требуют интересы государства, быть готовым ко всему, проявлять терпение, применять хитрость, когда это необходимо.  

Томас Мор (1478-1535). Автор  книги «Утопия», где  представлена критика уродливых черт эпохи первоначального  накопления капитала. Излагается социалистический идеал общества, где нет частной собственности, и все трудятся совместно.  Люди живут в одинаковых домах, носят одинаковую одежду и трудятся по 6 часов в день. На острове царит  веротерпимость.

Из-за противодействия королю в делах веры Мор был обвинен в государственной измене и казнен.

Томмазо Кампанелла  (1568-1639). Автор утопии «Город солнца». Неоднократно обвинялся в ереси. С оружием в руках сражался против испанского владычества в Италии. Арестован, провел в тюрьме 27 лет, из тюрьмы руководил восстанием. В его идеальном государстве нет частной собственности, люди работаю 4 часа, правителями являются ученые-жрецы, развита наука и инженерное искусство, царит культ Бога-Солнца. Жители города – солярии.

  1.  Позднее, высокое Возрождение 16 в.

Гуманисты.

Эразм Роттердамский (1469-1536) из Голландии.   Литератор, переводчик, философ. В известной книге «Похвала глупости» высмеивает невежественное духовенство и пустую схоластику. Его произведения – образец философского скептицизма, переходящего в едкий сарказм. Утверждает  право  человека на свободу. Сделал новый перевод  Библии на латынь, сопроводив его обширными комментариями.

Мишель Монтень (1533-1592). Известный французский гуманист. В книге «Опыты» в афористической форме  делает остроумные  выводы и обобщения.  Подводя итог эпохе Возрождения, он уже с некоторой иронией относится к  человеку как венцу творения, отстаивая, тем не менее, право человека на земные радости и индивидуальность.

Реформация явилась результатом кризиса  католической церкви,  затронувшего все стороны  религиозной жизни: систему догматов веры, культ, структуру церкви, философские основы веры.  Лидеры реформационного движения: Мартин Лютер в Германии, Ульрих Цвингли в Швейцарии и Жан Кальвин во Франции.

Они  говорили об упрощении культа, о независимости от папы, об очищении церкви  от скверны богатства и распутства. Поддержанная широкими народными массами, реформация закончилась  рождением новой ветви христианства – протестантизма. Количество таинств было сокращено до двух, резко уменьшено число церковных праздников, все убранство церквей было выброшено. Изменился институт исповеди и институт священников. Теперь любой верующий имел право толковать Библию. Священник избирался членами общины.  Верующий получил больше свободы, но и ответственность его возросла. Не только пожертвования в пользу церкви, но любая деятельность  на благо общества и семьи признавалась богоугодным делом, если она соответствовала идеалам бережливости и честности.




1. 100 лет сухому закону России Фамилия имя отчество
2.  1 Легенды гласят что давнымдавно когда на Земле было немало прокажённых им надевали колокольчики чтобы
3. Финансы предприятий и корпораций
4. а группыкурса факультета
5. Реферат- Восточные типы культур
6.  Главной отличительной от материнской породы особенностью почвы во многом обусловливающей ее плодородные
7. Вариант 2 В задачах 19 найти неопределённые интегралы ответ проверить дифференцированием.
8. Христианство1
9. Сети ЭВМ
10. Генезис поняття технологічна культура
11. Http---udovichenkoucozru-lod-412
12. Курсовая работа- Построение компьютерного стола средствами AutoCad 2007
13.  Напруженість поля ~ це- 11
14. ТппрТвТтех где Tк365 ~ календарный фонд времени дней; Тппр20 ~ простои в плановопредупредительном рем
15. ДОКЛАДА НАЧАЛЬНИКА ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ОБОРОНЫ СССР 20 нюня 1940 г
16. Тема- Договор куплипродажи земельного участка Работу выполнила- студентка специальн.html
17. реферату- Виготовлення внутрішніх стінових панелейРозділ- Технічні науки Виготовлення внутрішніх стінови
18.  Разраб Провер
19. Зрительная сенсорная система ее вспомогательный аппарат
20. Вариант 6 Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности Совместная деятельность получила до