Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Реферат- Развитие взглядов на питание растений до Либиха

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


                        Доклад по агрохимии

           Развитие взглядов на питание растений до Либиха

     Историю развития  агрохимии в нашей стране можно подразде-

   лить на три периода.  Первый период охватывает конец XVIII

   и первую половину XIX столетия. Этот период характеризует-

   ся накоплением данных по вопросам питания растений, приме-

   нением удобрений и первыми попытками их обобщения.

     Второй период охватывает вторую половину XIX и начало XX

   столетия до октябрьского переворота 17-го года.  Для этого

   периода характерно  развитие  опытов  в  лабораториях,  на

   опытных станциях и в производственных условиях.

     Работами этого периода показана необходимость  глубокого

   изучения питания растений, химических и биологических про-

   цессов в почве,  являющихся основой для применения удобре-

   ний.

     Третьим периодом в развитии агрохимии является советский

   период. Его можно охарактеризовать, как период реконструк-

   ции сельского хозяйства в целом, механизайией и химизацией

   земледелия.

     В XVIII столетии в России господствовала крепостническая

   система хозяйства. Наряду с этим возникали капиталистичес-

   кие формы хозяйства в виде мелкого товарного производства.

   Наиболее высокого для того уровня достигла металлургическая

   промышленность. Под  влиянием  металлургической,  военной,

   кораблестроительной промышленности в россии  стали  разви-

   ваться естественные  науки.  В 1725 году в Петербурге была

   организована академия наук,  а в 1755 г. по инициативе ге-

   ниального Ломоносова создан Московский университет.  XVIII

   век ознаменовался в России рядом изобретений и  достижений

   в области науки (Ползунов и др.).  Это положительно сказа-

   лось на творчестве Ломоносова. В 1748 году Ломоносовым бы-

   ла построена  первая в России научно-исследовательская хи-

   мическая лаборатория,  в которой он проводил работы по хи-

   мии, физике, минералогии и геологии. К гениальным открыти-

   ям Ломоносова, составившим эпоху в развитии передовой нау-

   ки всех  стран,  относится  открытие и естественно-научное

   обоснование закона сохранения вещества и движения, ставше-

   го одним  из краеугольных камней материалистического исто-

   кования природы.  Этот закон открыт открыт  им  совершенно

   самостоятельно, и задолго до Лавуазье. На основе этого за-

   кона Ломоносов по-новому объясняет многие явления природы,

   в частности,  им была создана и научно обоснованная теория

   о природе тепловых явлений. М.В. Ломоносов сыграл огромную

   роль в  обосновании и дальнейшем развитии основных принци-

   пов материалистической философии в  нашей  стране.  Работы

   Ломоносова оказали  большое  влияние  на  развитие науки в

   России, в частности, естествознания, на развитие передовой

   мысли. Можно сказать, что Ломоносов был начальником естес-

   вознания в России.

     Особенно сильно влияние Ломоносова сказалось на развитии

   физики и химии. Он ввел в химию весы и количественные наб-

   людения. Это сказалось и на исследованиях в агрономии.

     И.И.Комов (1750-1792),профессор земледелия и других  на-

   ук, в  своей  книге  следующим образом определяет сущность

   земледелия :" Земледелие же с высокими науками тесной союз

   имеет, каковы  суть История естественная,  наука лечебная,

   Химия, Механика и почти вся Физика,  и само оно ничто есть

   иное, как часть Физики опытной, только всех полезнейшая.

     Комов призывает к развитию опытной работы, которая долж-

   на дать более глубокие ответы на различные вопросы агроно-

   мии, причем рекомендует не  полагаться  на  "  однократный

   опыт", а для большей уверенности повторять его.

     В книге Комова подробно изложено значение  многих  сель-

   скохозяйственных культур,   описываются  обработка  почвы,

   удобрение, севообороты, земледельческие орудия. Характери-

   зуя почвы,  Комов говорил,  что " о доброте" и глинистой и

   песчаной и всякой земли по количеству чернозема в них  со-

   держимого судить можно. Для определения в почве количества

   глины, песка,  извести и "питательного сока" он  предлагал

   механический анализ,  основанный  на  разделении  глины от

   песка отмучиванием водой, и химический анализ.

     Комов писал, что питательный сок родится от "согнития

   животных", травяных веществ и корней в  земле,  стеблей  и

   ветвей растений  на воздухе.  Песчаная земля от него плот-

   нее, а глинистая делается рыхлее.  Узнав  свойства  земли,

   главное дело земледельца состоит,  по Комову, в том, чтобы

   "худую " землю удобрить,  и удобрив,  стараться, чтобы она

   доброе не потеряла.  Первое делается пахотой,  а последнее

   очередным севом различных культур.

        Обработка почвы,  по мнению Комова,  не может заменит

   внесение навоза.  При этом Комов  подчеркивал,  что  навоз

   имеет большое значение в улучшении физических свойств поч-

   вы, в создании рыхлости почвы и  сохранении  влаги.  Комов

   отмечает также  важную  роль в улучшении почвы и повышении

   урожая. По его мнению, известкование глинистой почвы поло-

   жительно сказывается  в  продолжении  20 лет и более.  При

   этом известь глинистую почву не только делает рыхлой, но и

   всякую кислоту  в глинистой по большой части земле находя-

   щуюся истребляет. Поэтому Комов рекомендует искать извест-

   няки и мергель и вносить по 100-150 четвертей сыромолотого

   известняка на десятину (1 четверть - около 200 л).

        И.И.Комов подробно  описывает приготовление фекальных

   компостов. Куриный помет он предлагает вносить  под  озимь

   во время сева вместе с семенами либо весной,  когда сойдет

   снег, в подкормку.  Навоз он рекомендует вывозить на  поле

   свежим, а не сгоревшим или сгнившим, так как при этом сила

   питательная исчезнет.  После вывозки в поле  навоз  должен

   немедленно  заделываться в почву.

        Комов придавал большое значение  в  питании  растений

   органическому веществу  почвы.  В этом отношении он явился

   предшественником немецкого ученого Тэера,  развившего  так

   называемую гумусовую теорию (см.ниже) питания растений.

        Болотов А.Т.  (1738-1833) в течение ряда  десятилетий

   занимался вопросами  сельского  хозяйства и сыграл большую

   роль в развитии русской  агрономии.  Большое  внимание  им

   уделено удобрению почв. Им опубликовано более 20 статей по

   вопросам использования удобрений.  Хранить навоз он  реко-

   мендовал не под животными,  а в специальных навозохранили-

   щах в уплотненных кучах.

        В статье О навозных солях А.Т.Болотов пишет об обра-

   зовании из органических удобрений доступных растениям  пи-

   тательных веществ.

        А.П.Пошман (1792-1852) в своей  книге  Наставление  о

   приготовлении сухихи и влажных туков, служащих к удобрению

   пашен (1809) высказал соображение о том,  что в  удобрении

   действующим началом являются щелочно-соляные вещества, со-

   держащиеся в навозе и в золе,  иначе  говоря,  минеральные

   вещества, которые и служат пищей для растений. Таким обра-

   зом, за много лет до опубликования Ю.Либихом теории  мине-

   рального питания  Болотов и Пошман писали о значении мине-

   ральных солей в питании растений.

        М.Г.Павлов (1794-1840),  являвшийся  профессором Мос-

   ковского университета, читал лекции по физике, технологии,

   лесоводству, сельскому хозяйству и руководил земледельчес-

   кой школой. Он впервые в России увязал химию с агрономией.

   В 1825 г. М.Г.Павловым издан труд  Земледельческая химия.

        М.Г.Павлов писал, что земледельческая химия есть нау-

   ка о  веществе тех исключительно предметов,  которые имеют

   отношение к земледелию и знание веществе коим может  руко-

   водствовать с выгоднейшему устройству производств сего ис-

   кусства. Удобрить почву, по М*Г*Павлову, значит сделать ее

   более плодоносной.  Землеудобрение может быть осуществлено

   с целью улучшения физических свойств или  устранения  кис-

   лот, или  ускорения разрушения органических веществ почвы,

   или повышения плодородия.  Целью последнего,  по  Павлову,

   является умножение  в  почве  питательных  веществ  или по

   крайней мере вознаграждение того,  что похищается из земли

   возрастающими на  ней  растениями  с  помощью органических

   удобрений.

       Работы этих ученых относятся к первому, начальному пе-

   риоду в развитии агрохимии,когда главным образом  накапли-

   вались свещения  о питании растений и удобрении и делались

   попытки обобщения накопленного опыта.

        Обобщение сведений о питании и удобрении,  как мы ви-

   дели, привело Комова в конце 18-го века к выводу о  важной

   роли гумуса  в  питании  растений,  а в начале 19-го века,

   обобщая данные по удобрениям,  Пошман пришел к заключению,

   что в  удобрениях действующим началом является минеральная

   часть.

               Развитие агрохимии в Западной Европе

        Не входя в изложение исследований в области агрохимии

   в Западной Европе более раннего периода, отметим работы по

   агрохимии, начиная  с  Х1Х столетия,  когда в лабораториях

   развернулась работа по изучению питания растений.

        В 1804 г.  получили известность исследования по асси-

   миляции углерода и дыханию  растений.  Французский  ученый

   Соссюр провел  детальный анализ золы растений и на основа-

   нии этих данных пришел к выводу,  что минеральные вещества

   не случайно проникают с растение. Например, фосфорнокислая

   известь была найдена им взоле всех растений.

        В 1800  г.  Шрадер нашел в проростках в 4 раза больше

   золы, чем в семенах (причина - нечистота условий опыта), и

   пришел к выводу, что растения сами производят свои зольные

   вещества посредством жизненной силы и не нуждаются в  дос-

   тавлении их  извне.  Для проверки этого утверждения СОссюр

   выращивал растения на дестиллированной воде и нашел в  них

   минеральных веществ столько же, сколько их было в семенах.

   Таким образом, Соссюром были экспериментально опровергнуты

   виталистические представления Шрадера о питании растений.

        На основании своих опытов Соссюр пришел к выводу, что

   главным источником углерода для растений является атмосфе-

   ра, а почва - источником зольных веществ.  Либих впоследс-

   твии использовал анализы и выводы Соссюра в качестве дово-

   дов в пользу теории минерального питания растений.

        В конце  ХУ111 и в начале Х1Х столетия в Западной Ев-

   ропе была широко распространена так  называемая  гумусовая

   теория питания растений.  Один из наиболее видныхъ сторон-

   ников этой теории немецкий ученый Тэер  говорил  о  гумусе

   следующим образом. Плодородие почвы зависит собственно це-

   ликом от гумуса,  так как,  кроме  воды,  он  представляет

   единственное вещество почвы,  могущее служить пищей расте-

   ний.

        В то время считалось,  что чем больше питательных ве-

   ществ содержит растение,  тем больше оно поглощает и гуму-

   са. Сторонниками  гумусовой  теории  минеральным веществам

   отводилась косвенная роль: они лишь ускоряют, по их предс-

   тавлениям, процессы разложения органических веществ в поч-

   ве и переводят гумус в удобоусвояемую для растений форму.

        Тэер и  другие  сторонники  гумусовой  теории считали

   важным условием для поддержания плодородия почвы  накопле-

   ние и  сбережение в ней гумуса.  Необходимость севооборота

   обосновывалась стремление уравновесить расход органическо-

   го вещества с его приходом в почву.

        В гумусовой теории сочетались верные наблюдения агро-

   номов-практиков о  большом  значении гумуса для плодородия

   почвы с неверными метафизическими представлениями  о  том,

   что гумус  является единственным веществом почвы,  могущим

   служить пищей для растений.

        Ряд ученых  того  времени  выступали против гумусовой

   теории. К ним относятся прежде всего Буссенго,Шпренгель  и

   Либих.

        Буссенго (Франция) известен своими работами  (опубли-

   кованными в 1836-1841гг.) по физиологии,  биохимии и агро-

   химии. ОН установил,  что источником углерода для растений

   служит угленкислота воздуха.  Им было показано также влия-

   ние внешних условий на ассимиляцию углерода листьями.

        Изучение особенностей  питания  животных  и  растений

   сыграл большую роль в дальнейшем развитии исследований  по

   азотному питанию  растений.  Опыты  с растениями в искусс-

   твенных условиях привели Буссенго к разработке вегетацион-

   ного метода для изучения питания растений.

        Отвергнув гумусовую теорию питания растений, Буссенго

   развил так  называемую  азотную теорию.  В своем имении он

   устроил опытную станцию с хорошо оборудованной лаборатори-

   ей, где  занимался  исследованиями с 1836 г.  В нескольких

   севооборотах опытного поля он провел учет урожаев и  опре-

   делил содержание  углерода,  азота  и золы в урожаях.  Это

   позволило Буссенго произвести учет круговорота  веществ  в

   хозяйстве. Он обнаружил, что накопление углерода в урожаях

   не связано с его количеством в навозе. Особенно ценным бы-

   ло установление того факта, что количество азота в урожаях

   за целый севооборот превосходит то его количество, которое

   дается растениями  с  навозом.  Излишек азота в урожае был

   тем выше,  чем большее было участие в севообороте  бобовых

   растений - клевера и люцерны.

        Таким образом,  в полевых условиях было  установлено,

   что бобовые  культуры  обогащают  почву азотом,  доступным

   другим растениям,  что и сказывается на повышении их  уро-

   жая, например,  урожай  пшеницы  после клевера выше урожая

   пшеницы после картофеля и корнеплодов.

        Буссенго высказал мнение,  что азот, который накапли-

   вают бобовыее,  происходит из воздуха.  Позднее он пытался

   вопроизвести фиксацию  азота бобовыми в вегетационных опы-

   тах с предварительной стерилизацией песка и сосудов. Обна-

   ружилось, что  чем более чистые условия создавал он в опы-

   тах, тем менее ясные получались результаты. В то время та-

   кое явление было неясно. Теперь известно, что при стерили-

   зации среды отсутствовал симбиоз бобовых  с  клубеньковыми

   бактериями, поэтому фиксации азота воздуха не происходило.

        Работы Буссенго привели к установлению важного значе-

   ния азотных удобрений в повышении урожаев. Своими исследо-

   ваниями Буссенго решил ряд важных вопросов физиологии рас-

   тений, биохимии и агрохимии.

        Немецкий ученый Шпренгель, опубликовавший свои взгля-

   ды на питание растений в 1837-1839 гг.,  был одним из бли-

   жайших предшественников Либиха. Шпренгель, писал, что рас-

   тения - из неорганических веществ, получаемых ими из почвы

   и воздуха,  образуют тела органические  с  помощью  света,

   тепла, электричества  и влаги.  Объяснение падения урожаев

   при непрерывной культуре он видел в том,  что  минеральные

   вещества необходимы  для  жизни  растений  и потому должны

   возмещаться в почве.

        При этом  Шпренгель не отрицал одновременного исполь-

   зования растениями, кроме главного источника углерода, уг-

   лекислоты воздуха, также и перегноя почвы корнями.

        Недостаток фактических данных не позволил  ему  более

   четко поставить  вопрос о значении гумуса в питании расте-

   ний, однако развитые Шпренгелем  представления  и  питании

   растений имеют серьезное значение в развитии агрохимии.

           Из истории вопроса об азоте

        Ряд противоположностей связан со словом азот: с одной

   стороны -  это  нежизненный газ,  а с другой стороны - нет

   жизни без азота,  ибо он  является  непременной  составной

   частью белков:  азот  дает  соединения  то окисленные,  то

   восстановленные, то кислотного ,  то щелочного  характера,

   причем, в отличие от других элементов, играет роль в жизни

   растения способность использовать в процессах синтеза раз-

   ные степени окисления и восстановления,  как азотная, азо-

   тистая и азотноватая кислоты,  аммиак и гидроксиламин, а у

   низших организмов -и свободный азот.  С экономической сто-

   роны также азот является то самым дорогим элементом,  если

   речь идет о минеральных удобрениях, то самым дешевым, если

   иметь в виду использование азота бобовых.

        Историю вопроса об азоте нужно начинать,  конечно, не

   с Шульца,  а с Буссенго,  но и это будет правильно лишь  в

   том случае, если говорить о периоде настоящей химии, нача-

   ло которой положил Лавуазье.

        Но на  деле  вопрос  этот возник еще задолго до Лаву-

   азье, во времена алхимии и иатрохимии, хотя терминология в

   то время была совершенно иная5 речь шла обычно о воздушном

   начале селитры.  Предполагалось,  что   зародыши   селитры

   (germes,oeufs) носятся в воздухе, но только в почве проис-

   ходит инкубация и развитие зародышей и рождается драгоцен-

   ная соль (соль земли).

       Уже Альберт Великий (Х111 столетие) в  своем  трактате

   De mirabilibus mundi (О чудесах света) говорит о селитре.

       У авторов Х1У века встречаются  рецепты  для  очищения

   селитры как компонента пороха ( ), а затем ею начинают ин-

   тересоваться как солью плодородия.  В 1540 г.  во  Франции

   был запрещен вывоз селитры за границу,  ее нужно было сда-

   вать государству,  а в 1544 г.  был издан эдикт о создании

   300 пунктов по добыванию селитры. Для того же времени име-

   ется указание,  что голландские корабли привозили  селитру

   из Индии. Путешественники сообщали, что селитра образуется

   в природных условиях не только в Индии,  но в  Америке6  в

   Китае и даже в Испании. В 1563 г. появился трактат Бернара

   Палисси о значении солей в земледелии Les sels vegetatifs -

   способствующие росту соли -, где он ставит плодородие поч-

   вы в зависимость от содержания в ней известных солей и го-

   ворит, что  навоз  был бы бесполезен,  если бы не содержал

   соли, которая остается после разложения соломы и  сена,  а

   затем один  из  слушателей его лекций в Париже говорит еще

   более определенно, что навоз содержаит соль мочи и что по-

   вышение плодородия почвы зависит от образования в ней sucs

   nitreux или la salure de nitre -  соки  селитры  или  соль

   (суть) селитры.  Он не раз повторял тезис Палисси, что для

   почвы соль есть отец плодородия,  но у него яснее,  чем  у

   Палисси6 видно, какой именно соли придается главное значе-

   ние. Но наиболее замечательными являются в ХУ11 веке мысли

   о значении  азота в жизни растений и о круговороте азота в

   природе, высказанные Иоганном Рудольфом Глаубером.

        Правда, пока он не употребляет название азот,  он го-

   ворит:nitrum. Трудно сказать,  как следует  перевести  это

   слово, но это не селитра:  он редко говорит отдельно о се-

   литре и отдельно о nitrum. Я бы сказал, пользуясь термино-

   логием Синей  птицы ,  что nitrum - это душа селитры,  это

   предчувствие существования азота.  При переводе на  совре-

   менный язык  можно было бы сказать,  что nitrum у Глаубера

   иногда означает  азот, а иногда ион NOз.

        В своем  труде Teutschlands Wohlfaht - Благо Германии

   (1656) он говорит:  Sal et  nitrum  est  unica  vegetatio,

   generatio omnium vegetabilium animalium,  mineralium,  что

   буквально перевести трудно, но в модернизированном изложе-

   нии это близко к утверждению,  что зольные вещества (соли)

   и азот (или душа селитры) представляют единственную причи-

   ну роста растений, если говорить только о почве. Характер-

   но следующее место у Глаубера:  Вероятно, вся селитра (или

   начало селитры), которой мы пользуемся, происходит из рас-

   тений. Указывая, что сенлитра образуется на стенах конюшен

   и скотных дворов,  он ставит вопрос:  как она  образуется?

   Очевидно, за  счет  мочи  и экскрементов животных.  Но они

   происходят из пищи животных, из травы или сена, словом, из

   растительных материалов.  Следовательно, эти последние со-

   держат начало селитры,  а органы пищеварения только подго-

   товляют его отщепление.  Глаубер отмечает, что селитра об-

   разуется и без участия экскрементов, если смешивать с зем-

   лей листья  и другие материалы растительного или животного

   происхождения, и указывает, что это может быть использова-

   но для промышленного добывания селитры. Дальше он говорит,

   что селитру (nitrum) можно посеять,  как полевые культуры,

   и малым количеством фермента заразить громадное количество

   земли, которая не замедлит покрыться селитрой, подобно то-

   му, как  небольшое количество пивных дрожжей может вызвать

   брожение громадного количества теста. Таким образом, у не-

   го есть уже понятие о каком-то сходстве процесса образова-

   ния селитры с брожением.

        У Глаубера были некоторые представления о круговороте

   связанного азота.  Он говорил, что начало селитры (nitrum)

   поднимается из  глубин  земли  в  царство воздуха,  откуда

   возвращается насыщенным астральными влияниями и растворен-

   ными в  воде  дождя,  снега и росы,  чтобы дать плодородие

   почве.

       Дальше Глаубер так говорит о начале селитры:  Это как

   бы птичка без крыльев,  которая летает день и ночь без от-

   дыха, она проникает между всеми элементами и несет с собой

   дух жизни.  От nitrum происходят минералы, растения и  жи-

   вотные. Это начало никогда не погибает,  оно меняет только

   форму: когда входит в тело животных под  видом  пищи,  оно

   выходит оттуда в экскрементах и таким образом возвращается

   в землю, чтобы оттуда подняться частично в воздух с парами

   и выделениями,  и  вот оно снова среди элементов.  Оно су-

   ществует в корнях растений,  и вот оно снова в пищевых ве-

   ществах. Таким образом, круговорот идет от элементов в пи-

   щевые вещества,  из пищи - в экскременты и оттуда снова  в

   элементы.

        Глаубер советует давать селитру корням винограда, со-

   ветует смачивыать посевное зерно раствором селитры,  чтобы

   увеличить урожаи.  Свой гимн началу селитры Глаубер закан-

   чивает тем,  что  наряду с другими эпитетами и сравнениями

   он ставит вопрос:  может быть,  это и есть азот, о котором

   пишут философы?  Но как могло быть известно Глауберу слово

   азот ? Обычно считают, что это слово ведет начало от Лаву-

   азье и образовано из греческого слова (живу) и отрицание &

   (alpha privatiwum).  На деле же это слово гораздо старше -

   он встречается у алхимиков, хотя и в другом смысле.

        Откуда же взялось это слово, которым пользовались ал-

   химики? Оно  искусственно  построено  так:  альфа - первая

   буква всех тогдашних алфавитов,  на которых писались науч-

   ные произведения  (греческого,  латинского  и еврейского),

   зет - последняя буква латинского алфавита, омега - гречес-

   кого и тов - последняя буква еврейского алфавита. Из соче-

   тания этих букв и получается слово Azot.  Это  вариант  на

   мотив из Апокалипсиса: Аз есмь альфа и омега, начало и ко-

   нец: словом азот обозначали то неизвестное начало всех на-

   чал, то философский камень,  этот чудодейственный фермент,

   способный превратить металлы в золото,  то вообще какой-то

   таинственный ключ красоты, здоровья и богатства.

        Поэтому когда Глаубер говорил,  что  душа  селитры  и

   есть азот философов, то это, конечно, нельзя понимать так,

   что Глаубер имел в виду азот в понимании Лавуазье: это бы-

   ло только  фигуральное сравнение,  употребленное для того,

   чтобы подчеркнуть все значение начала селитры: однако мож-

   но думать,  что и Лавуазье знал об азоте философов и только

   вложил в это слово конкретный смысл.

        Нужно заметить, что в ХУ11 веке Глаубер не был единс-

   твенным автором,  говорившим о значении селитры. В 1621 г.

   вышло сочинение врача при Людовике Х111 Ги де Бросс О при-

   роде, свойствах и пользе растений (Gui de  Brosse.  De  la

   nature, de  la vertu et de l`utilite des plantes).  В этой

   книге наряду с неопределенными утверждениями,  что пищей

   растений являются соль,  масло и spiritus ,  местами гово-

   рится о нитрозных соках почвы (les sucs nitreux),  и выра-

   жение соль  земли  у него включает представление о селитре

   (навоз содержит соль мочи).

       В другом месте: Земля без соли бесполезна для плодоно-

   шения, или, вернее, соль - это отец плодородия.

       Некий доктор  Стубс  сообщил  в Лондонском королевском

   обществе в 1668 г.  о своих наблюдениях на острове Ямайке,

   что на землях,  содержащих селитру (les terres nitreuses -

   во французском переводе), сахарный тростник растет пышнее,

   чем на других,  что табак,  выросший на таких землях,  при

   курении издает треск:  попутно  он  отмечает,  что  расте-

   ния,насыщенные селитрой, плохо хранятся и легко загнивают.

       Очень давно еще у алхимиков существовала идея  о  воз-

   душном начале  селитры le niyre aerien).

       В 1660-1669     гг.     различные    авторы    (Digby,

   Hengshaw,Beal) говорили о присутствии начала селитры в ро-

   се и  рекомендовали  намачивать семена в растворе селитры.

   Фрэнсис Бэкон уделял немало внимания селитре,  и  в  своем

   трактате Silva  silvarum  (1626) он также называет селитру

   солью плодородия:  и у него было понимание,  что некоторая

   субтильная часть селитры становится существенной составной

   частью растения.  К той же эпохе относятся весьма интерес-

   ные высказывания    Мэйоу,    автора   Tractatus   guingue

   medico-physici, guarum primus agit de sal-nitro et spiritu

   nitro-aereo (1671)  (Пять  трактатов медико-физических,  в

   первом из которых говорится о соли селитры и воздушной се-

   литре). Мэйоу  первый  высказал  определенное утверждение,

   что селитра состоит из кислоты и щелочи, что воздух участ-

   вует в  ее образовании,  давая летучую ее часть,  но земля

   тоже тут участвует,  давая нелетучую щелочь (le  sel  fixe

   alcali - соль связывает щелось),  Мэйоу изучал образование

  селитры в почве и показал, что ее содержится больше весной,

   при начале  вегетации,  а затем количество ее уменьшается,

   так как растения ее поглощают.

       Роберт Бойль (1626-1691), известный химик и физик, ос-

   нователь Лондонского королевского общества,  посвящает се-

   литре специальные  мемуары:  A fundamental experiment made

   witf nitre - (Основательный опыт, проведенный с селитрой),

   в которых говорит, что селитра состоит из двух начал: кис-

   лотного, которое летуче и  представляет  род  минерального

   уксуса, и другого - нелетучего,  щелочной природы. В те же

   годы в Германии члены Академии любителей природы (Academia

   Naturae Curisorum) немало занимались с селитрой, и Балдви-

   нус (Baldwinus) писал,  между прочим:  Навоз полон началом

   селитры. Барбье  (Barbier)  в 1681 г.  написал мемуары под

   заглавием Spiritus nitro-aereo operationes  in  microcosmo

   -(Деятельность воздушной селитры в микрокосме).  Джиованни

   (Giovanni) в 1685 г.  представил диссертацию  О  брожении,

   воздухе и  о селитре:  Регис в своей Физике (Regis,  1691)

   говорит о распространенности селитры в  почве,и,  наконец,

   Шталь (Stahl)  в  1698  г.  уделил распространению селитры

   большое внимание в  своем  небольшом  сообщении  Opusculum

   chimicum: он также говорит, что неправильно считать селит-

   ру происходящей только из земли или только из воздуха,  но

   нужно допустить участие того и другого.

        Итак, задолго до Лавуазье сложилось представление  не

   только о значении начала селитры в жизни растений, но и об

   отмосферном происходении этого начала.

        Когда Пристлей открыл, что воздух состоит из кислоро-

   да и какого-то остатка,  не поддерживающего горение, то он

   сначала назвал  этот  остаток флогистонированным воздухом.

   Однако Лавуазье показал, что этот газ содержится как тако-

   вой в атмосфере, а не образуется при горении, причем глав-

   ное внимание привлекла неспособность этого газа  поддержи-

   вать дыхание  и  горение:  отсюда первоначальное выражение

   Лавуазье mofette,  atmospherigue, т.е. миазмы, или удушли-

   вые газы,  воздуха.  Никакой связи с воздушным началом се-

   литры тогда не было установлено, на первое меесто выступа-

   ло противоположение  этого газа кислороду в отношении про-

   цессов дыхания и горения:  но в 1783 г.  Кавендиш показал,

   что при  пропускании электрической искры через воздух этот

   газ соединяется с кислородом и дает окислы азота, что при-

   вело к  названию  nitrogene (так,  в сущности,  найден был

   мостик от нежизненного азота к дающей жизнь растениям  се-

   литре). С другой стороны, Бертоле вскоре нашел, что тот же

   элемент входит в состав alcali volatil,  т.е.  аммиака  (а

   следовательно, и в состав ряда веществ животного происхож-

   дения), поэтому Фуркруа предложил термин alcaligene.  Но в

   1787 г. комиссия по химической терминологии, состоявшая из

   Лавуазье, Бертоле,  Фуркруа и де Морво,  предпочлда вместо

   положительной характеристики нового газа отмептить отрица-

   тельные его свойства и назвала его нежизненным  газом  или

   азотом (Azote),  производя  это  слово от греческого слова

   zoo - живу и объясняя приставку & как отрицание (в греческом

   языке, действительно, применяется так называемое alpha pri-

   vativum). Но нужно заметить, что законность такого словооб-

   разования вызывает сомнения, так как буквы t совсем нет в

   конце слова zoo,от него происходит слово zoe - жизнь, кото-

   рое образовано без участия буквы t: то же относится к комбини-

   рованным терминам, как зоология, зоотехния и пр.

        Слово азот взято было, конечно, от алхимиков, но была

   сделана попытка вложить в него иной смысл.

        Своеобразно, что азот, получивший от Лавуазье назва-

   ние нежизненного газа, не сразу занял место души селитры

   Глаубера, которая из элементов переходит в растения, из

   них - в тела животных и через экскременты возвращается снова

   в мир элементов (т.е. неорганическую природу). О роли души

   селитры в жизни растений и животных как будто иногда сов-

   сем забывали.

        По крайней мере в биографии Буссенго, написанной Дегере-

   ном, приводится рассказ о том, как один путешественник наблюдал,

   что когда поток лавы достиг луга, покрытого пышной травой, то

   почувствовал ясный запас аммиака, распространившегося в воздухе,

   и причина этого явления ему была неизвестна. Когда путешествен-

   ник обратился к Бунзену за объяснением этого факта, Бунзен отве-

   тил, что этот аммиак должен был получиться при действии расплав-

   ленной лавы на траву, так как Буссенго недавно показалч,что рас-

   тения содержат азот.

       Этот рассказ звучит несколько странно, так как извест-

   ный химик Дэви,  знаменитый в истории химии  прежде  всего

   благодаря открытию  металлического калия,  в своих лекциях

   по агрономической химии (1812) с ясностью говорит об азоте

   как важнейшей составной частью растения: ему было известно

   особенное богатство азотом бобовых,  и он даже  высказывал

   предположение, что бобовые заимствуют азот из воздуха.  Но

   немногие физиологические опыты Дэви были грубо примитивны.

       Поэтому если оставить в стороне эпоху алхимии и период

   Глаубера, то историю  строго  экспериментального  изучения

   вопроса об  азоте растений приходится все-таки начинать не

   с Дэви, а с Буссенго, который даже в большей мере, чем Ли-

   бих, имеет право считаться основателем современной агрохи-

   мии: он раньше Либиха отверг господствовавшее тогда учение

   Тэера и, зная, что источником углерода в растениях являет-

   ся углекислота атмосферы,  поступающая через листья, в об-

   ласти взаимоотношения между растениями и почвой вместо гу-

   мусовой теории выставил теорию азотного питания растений и

   поставил азотистые  удобрения  на первое место по воздейс-

   твию на урожай растений Les  engrais  les  plus  puissants

   sont ceux qui contiennent le plus d azote, 1837) (Наиболее

   сильно действуют те удобрения,  которые  содержат  в  себе

   больше всего азота.




1. Сказка г Чехов2 Сценарий драматизации по русским народным сказкам Поздравляем ска
2. Сущность и функции кредита
3. ТЕМА ФОРМУВАННЯ ПУЧКА ЯДЕРНОГО МІКРОЗОНДА Спеціальність-
4. Об ошибках, уловках и провокационных конструкциях в структуре полемического текста прессы
5. Казус Вагнер Туринское письмо Казус Вагнер написано весной и вышло в свет в сентябре 1888 г
6. Взаимосвязь и взаимозависимость плановой экономики и тоталитарного общества
7. Лабораторная работа 9 ТЕМА- Создание отчетов Цель- Создание отчета с помощью мастера и с помощью констру
8. Через века через года Помните
9. Особенности применения различных наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения
10. УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе 2013 г
11. Кадровая политика как инструмент управления организацией на примере ОАО ЧАЗ
12. тематического внимания и интереса обществоведов лишь в последние годы
13. Акмеизм
14. Общие вопросы правового положения иностранцев [3] 2
15. Лекция 14 Любовь это позитивная непрерывная деятельность свободная от корысти направленная на удо
16. Древнеегипетская Книга Мертвых
17. а. Российская Ассоциация по связям с общественностью основываясь в своей профессиональной деятельности н
18. Социальная защита различных слоев населения
19. Дипломная работа- Разработка коммуникативного класса для дистанционного обучения
20.  а б в Рисунок 1 Базові підсилювальні каскади з СБ а СЕ б і СК в Пр