Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРОПОТОКОВ НА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5

1.1 Организация перемещения товаров через таможенную границу 5

1.2 Сущность и понятие таможенной логистики как инструмента оптимизации товаропотока 8

1.3 Логистическая оптимизация движения товаропотоков через таможенную границу 11

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОВАРОПОТОКОВ В ЗОНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДВТУ 14

2.1 Организационно - экономическая характеристика таможни 14

2.2 Анализ динамики структуры товаропотоков 17

2.3 Проблемы организации движения товаропотоков в зоне деятельности ДВТУ 24

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРОПОТОКОВ НА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ 27

3.1 Объективная необходимость логистизации товаропотоков в зоне деятельности ДВТУ 27

3.2 Современные таможенные технологии, используемые в ДВТУ 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

Список использованной литературы 40


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. В последние годы в Российской Федерации в сфере таможенного дела произошли значительные преобразования, многие из которых основаны на использовании новых методов и технологий логистического менеджмента.

Таможенное администрирование является неотъемлемой частью процесса управления цепями поставок при организации внешнеторговой деятельности. Деятельность по таможенному администрированию на современном этапе развития экономических отношений требует серьезного реформирования, что обусловлено, в том числе и вступлением Российской Федерации в Таможенный союз, заключенный с Белоруссией и Казахстаном.

Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и микрохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

В настоящее время существенно повышается роль организации эффективного управления материальными, товарными и информационными потоками таможенно-терминальных комплексов (ТТК). В этих условиях, применение логистики существенно увеличивает возможности развития коммерческой инициативы, способствует расширению круга обслуживаемых объектов, возрастанию объемов деятельности и повышению рентабельности оптовых посредников. Логистическая система управления ТТК значительно увеличивает спектр оказываемых услуг, обогащает ассортимент и повышает заинтересованность заказчиков, способствует углублению специализации оптовых посредников.

Объектом исследования является таможенная логистика. Предмет исследования составляют товарные потоки, перемещаемые через таможенную границу.

Цель исследования – анализ возможностей оптимизация товарных потоков через таможенную границу на логистической основе на примере ДВТУ.

В соответствии с целью решается комплекс задач:

- выявить сущность и понятие таможенной логистики как инструмента оптимизации товаропотока;

- рассмотреть логистическую оптимизацию движения товаропотоков черерез таможенную границу;

- провести анализ товаропотоков в зоне деятельности ДВТУ;

- выявить проблемы организации движения товаропотоков через таможню;

- разработать пути повышения эффективности товаропотоков на логистической основе.


ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Организация перемещения товаров через таможенную границу

Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются сегодня таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), международных соглашений стран-участников Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, а также соответствующих решений Комиссии Таможенного союза. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Прежде отметим, что в общепринятом понимании под перемещением товаров через границу любой страны понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию государства или вывозу с этой территории товаров.

Как сказано в статье 5 ввоз товаров в Российскую Федерацию – фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств – членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Законом № 311-ФЗ.

В свою очередь под вывозом товаров из Российской Федерации понимается фактическое перемещение любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и (или) иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией в другие государства – члены Таможенного союза или на территории, не входящие в единую таможенную территорию Таможенного союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение товаров до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

При перемещении товаров через таможенную границу товары последовательно проходят следующие этапы (рис. 1.1):

Рис. 1.1. Этапы организации перемещения товаров через таможенную границу

Каждый этап требует определенных затрат времени. В тоже время не существует непреодолимых причин для совмещения 1 этапа со 2 и 3 этапами. Такое совмещение позволяет сократить время прохождения таможенных формальностей до нескольких часов, необходимых для проведения досмотра (осмотра) товаров.

Для таможенных органов проверка таможенной декларации до прибытия товаров может обернуться массой проблем. В частности, товар может совсем не прибыть в место таможенного оформления, или прибыть в ином количестве, а следовательно потребуется возврат уплаченных платежей. В случае введения каких либо ограничений на перемещение товаров или повышения размера таможенных платежей, в связи с изменением законодательства, предварительное декларирование товаров может привести к значительному увеличению количества деклараций в период, предшествующий такому изменению и таможенный орган будет вынужден работать в авральном режиме.

Исходя из интересов участников внешнеэкономической деятельности в законодательстве предусмотрено предварительное декларирование товаров. Согласие таможенного органа в письменной или иной форме на предварительное декларирование товаров в Кодексе не предусмотрено.

При предварительном декларировании таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита.

Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов и при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов.

После завершения проверки таможенной декларации и уплаты подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур.

1.2 Сущность и понятие таможенной логистики как инструмента оптимизации товаропотока

Таможенная  логистика - это одна из рабочих областей логистики, помогающая решить проблемы прохождения материальных потоков через границу Российской Федерации. Вместе с транспортной, и складской логистикой она широко применяется при совершении операций внешнеторговой деятельности. Таможенная логистика имеет свою специфику, которая заключается, в основном, в процессе подготовки и оформления сопроводительных документов и получении необходимых документов для успешного прохождения таможенной очистки.

Таможенная логистика - отдельный перечень мероприятий, направленный на решение различных вопросов, связанных с организацией международных доставок продукции и товаров.  

Актуальность решения проблем логистики отражена в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также на основе международных правовых актов в области таможенного дела.

Целью Концепции является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации.

Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:

- повышение качества таможенного регулирования, совершенствование таможенного администрирования;

- укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями.

В целях реализации новых подходов в работе таможенных органов Российской Федерации необходимо осуществить следующие мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования:

  1.  обустройство государственной границы Российской Федерации;
  2.  создание современных складских таможенно-логистических терминалов;
  3.  развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов;
  4.  внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов;
  5.  создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации и т.д.

Реализация данной концепции позволит повысить качество таможенного администрирования, создать благоприятные условия для работы участников ВЭД за счет повышения качества предоставляемых услуг. В частности, особое внимание уделено вопросам международных стандартов, необходимых для применения торгово-логистических технологий, созданию современных складских таможенно-логистических терминалов и др.

В таможенную логистику входят работы по подготовке документов, по проведению рейсов, по проверке грузов соответствию декларациям и многое другое.

В широкое понимание таможенной логистики следуют включить следующие действия и услуги компаний:

- экспертная оценка грузов необходимая для заполнения декларации;

- помощь в заполнении декларации;

- лицензирование, сертификация и получение документации на продукцию и товары;

- таможенное оформление как импортных, так и экспортных грузов;

- консультирование по вопросам российского и иностранного таможенного законодательства;

- послетаможенное сопровождение грузов;

- услуги по ответственному хранению грузов;

- множество прочих услуг, прямо или косвенно связанных с организацией международных перевозок грузов.

Как видно, таможенная логистика предназначена для решения сложных задач, призванных сделать процессы импорта и экспорта продукции и товаров наиболее оптимальными и менее затратным.

Использование принципов обычной логистики, а это оптимизация схем, ресурсов, как вещных (товары, транспорт), так и нематериальных (информация, человеческие ресурсы и прочее), даёт возможности оптимизировать процессы, связанные с международными перевозками грузов.

Ставящая основной целью вопросы оптимизации и адаптации схем доставки продукции, таможенная логистика привлекает для этого нестандартные подходы.

В том числе основанные на профессионализме и богатом опыте специалистов, которые работают в области международного и таможенного права.

Обычно решения вопросов таможенной логистики стоят дорого, но результаты, получаемые при правильной постановке дела, окупают ожидания.

Вопрос о целесообразности применения таможенной логистики следует ставить, если:

- компания имеет основания выходить со своим товаром на международный рынок;

- компания имеет желание использовать продукцию или сырьё заграничного производства;

- задача компании стоит в том, чтобы стать дистрибьютором или оптовым продавцом продукции заграничного производства;

- а также в прочих случаях, когда компании необходимы регулярные транспортные каналы для экспорта и импорта продукции.

1.3 Логистическая оптимизация движения товаропотоков через таможенную границу

В условиях стремительного развития тенденций экономической глобализации и либерализации мировой торговли к таможенному делу предъявляются новые требования. Таможенная служба может и должна способствовать развитию внешнеэкономической деятельности. Субъекты мировой торговли заинтересованы в ускорении товарооборота, а государство в повышении общей эффективности внешнеэкономической деятельности. Задача, поставленная в современных условиях перед таможенными службами всего мира, заключается в упрощении таможенного администрирования при безусловном обеспечении соблюдения таможенного законодательства.

Активная интеграция мировой экономики и глобализация бизнеса создают предпосылки формированию оптимально организованной системы взаимодействия всех участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Использование методов логистики при управлении внешнеторговыми товаропотоками приобрело большую актуальность на современном этапе развития экономики. Это связано с интенсификацией и расширением внешнеэкономических связей государства, с динамичным увеличением горизонтальных связей между хозяйствующими субъектами стран партнеров. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности, инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.

Формирование логистической системы управления внешнеторговыми потоками является важнейшим фактором экономического роста.

Практика таможенной деятельности показывает, что идеи логистики как интегрального инструмента снижения издержек при управлении внешнеторговыми потоками не востребованы, хотя отдельные логистические функции используются для снижения затрат в процессе перемещения товаров через таможенную границу. Таможенные органы в качестве основной функции ориентированы на фискальные задачи, в реализации которых логистические подходы не являются определяющими. В то же время естественная эволюция развития таможенного дела, предопределенная усиливающимся влиянием таможенного регулирования на процессы международной интеграции национальной экономики в международное экономическое пространство требует совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля. В качестве одного из важнейших показателей эффективности таможенной системы на первый план выходят затраты времени на прохождение таможенных формальностей. Уже сегодня законодательно регламентированы сроки проведения отдельных операций таможенного контроля. Так, по общему правилу, не более одного рабочего дня, следующего за днем начала таможенного контроля, должны проводиться таможенный осмотр и досмотр товаров, а также проверка документов и сведений.  

Для достижения приоритетной задачи таможенной системы, содействия развитию внешнеэкономической деятельности необходимо переместить «центр тяжести» таможенного контроля во времени, а именно, перенести его на тот период, когда товар попадает на внутренний рынок государства.

Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения концепции и принципов логистики в практике таможенного регулирования и осуществления таможенной деятельности.

Если рассматривать широкий круг проблем, которые затрагивает логистика, то общими для них будут вопросы управления разными потоками. Рассматривая вопросы управления потоками товаров перемещаемых через таможенную границу, необходимо говорить о логистическом подходе к осуществлению таможенного дела. Таможенный кодекс определяет термин «таможенное дело», как «совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства». Логистический подход осуществления таможенного дела будет означать, что применяемая в совокупности последовательность методов, а также объем затраченных средств является оптимальным для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Причем, оценка качества логистики таможенного дела должна в значительной степени базироваться на уровне издержек, связанных с различными операциями и действиями, осуществляемыми всеми участниками таможенных правоотношений. С одной стороны это таможенные органы, как органы государства уполномоченные обеспечить соблюдение таможенного законодательства, с другой стороны это субъекты внешнеэкономической деятельности, которые прямо или косвенно также обеспечивают экономические интересы государства.

Внешнеторговая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в товаре или услуге на территории одной страны, проходит через этапы поиска и выбора, производителя и (или) поставщика и до момента удовлетворения данной потребности. Важнейшим звеном в данном алгоритме является поставка товара, которая осуществляется через таможенную границу с учетом требований таможенного законодательства, под воздействием элементов таможенного регулирования при осуществлении таможенного дела.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОВАРОПОТОКОВ В ЗОНЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДВТУ

2.1 Организационно - экономическая характеристика таможни

Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности ДВТУ.

Дальневосточное таможенное управление - самое крупное по занимаемой территории управление Федеральной таможенной службы России. Зона ответственности Дальневосточного таможенного управления охватывает территорию 9 субъектов Федерации: Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, Приморского, Камчатского и Хабаровского краев, Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа - общей площадью около 6,2 млн. кв.километров, что составляет 36,4% территории Российской Федерации. Численность населения 6,3 млн. человек (5 % населения России). Протяженность внешней границы Дальнего Востока составляет 25 575 километров, в том числе сухопутная – 2 575 км и морская – 23 000 км.

Дальневосточное таможенное управление создано приказом Главного управления государственного таможенного контроля СССР 7 августа 1990 года № 182. В настоящее время в зоне деятельности ДВТУ находится 12 таможен и 49 таможенных постов.

ДВТУ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России.

Начальник ДВТУ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФТС России по представлению начальника ДВТУ.

На период отсутствия начальника ДВТУ временное исполнение его обязанностей возлагается на первого заместителя начальника ДВТУ или на заместителя начальника ДВТУ.

Начальник ДВТУ несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ДВТУ полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности ДВТУ.

Начальники структурных подразделений ДВТУ назначаются на должность и освобождаются от должности приказами ДВТУ по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями ФТС России.

Начальник службы собственной безопасности ДВТУ и главный бухгалтер ДВТУ назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России.

Основные показатели деятельности ДВТУ за 2010-2012 гг. представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.

Основные показатели деятельности ДВТУ за 2010-2012 гг.

Наименование показателей

2010

2011

2012

Перечисления в федеральный бюджет, млн. руб.

175 219,73

185 164,15

197 051,16

Использование ДВТУ выделяемых бюджетных средств

99,04

99,00

99,50

Анализируя таблицу, можно сделать следующие выводы: за 2012 год таможенными органами, подчиненными ДВТУ, перечислено в федеральный бюджет Российской Федерации 197,051 млрд. рублей. Доведенное ФТС России контрольное задание на 2012 год выполнено ДВТУ на 101,7%. Таким образом, каждый рубль, вложенный в 2012 году в развитие таможенных органов, подчиненных ДВТУ, дал отдачу около 37 рублей (по результатам 2011 года – 34 рубля). Вклад в казну от работы каждого дальневосточного таможенника в 2012 году составил 41,9 млн. рублей (по результатам 2011 года – 34,3 млн. рублей).

В 2012 году ДВТУ проводило системную целенаправленную работу по содействию внешнеэкономической деятельности, обеспечению достоверного декларирования, осуществлению контроля таможенной стоимости, применению системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товара (постаудита) в сочетании с правоохранительной деятельностью.

Перспективы развития на 2013 год и последующие годы определяются Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года подготовлена в целях совершенствования деятельности таможенных органов, осуществляемой с учетом экономических преобразований в Российской Федерации и международной практики государственного регулирования в области таможенного дела. Стратегия определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.

Основным стратегическим ориентиром таможенной службы Российской Федерации является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие внешней торговле.

Интеграция России в мировую экономику, вступление во Всемирную торговую организацию, развитие внешней торговли требуют адекватной перестройки таможенной и транспортно-логистической инфраструктуры, изменения подходов к таможенному администрированию, реализации потенциала России как транзитной державы, повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и успешного продвижения несырьевой продукции российского происхождения на рынки зарубежных стран.

Целью Стратегии является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2.2 Анализ динамики структуры товаропотоков

Внешнеэкономическую деятельность в Дальневосточном регионе в 2012 году осуществляли 7 039 участников ВЭД. Количество участников по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 5,3%. Количество участников, зарегистрированных вне зоны деятельности таможенных органов ДВТУ, но осуществляющих внешнеэкономическую деятельность через таможенные органы ДФО возросло на 15,0% и составило 3 115 (в 2011 году – 2 709).

Участниками ВЭД за отчетный период оформлено 225 422 ДТ, из которых 39 632 ДТ экспортных, 185 790 - импортных. По сравнению с 2011 годом произошло увеличение общего количества ДТ на 22 644 штуки (на 11,2%). Число импортных ДТ выросло на 21 718 штук (на 13,2%), экспортных - на 926 штук (на 2,4%).

Внешнеторговый оборот составил 36 452,7 млн. долларов США, что на 2 329,2 млн. долларов США больше, чем в 2011 году (увеличение на 6,8%), при этом экспорт возрос на 908,6 млн. долларов США (на 3,6%), а импорт увеличился на 1 420,6 млн. долларов США (на 15,6%).

В 2012 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение количества стран-контрагентов, с которыми осуществляли внешнеэкономическую деятельность участники ВЭД Дальнего Востока с 134 до 145 (увеличение на 8,2%).

Наибольший объем внешнеторгового оборота Дальнего Востока пришелся на следующие группы стран:

АТЭС – 30 677,5 млн. долларов США или 84,2% от стоимости внешнеторгового оборота, увеличение на 9,8% к уровню 2011 года;

ОЭСР – 24 022,6 млн. долларов США или 65,9% от стоимости внешнеторгового оборота, увеличение на 2,8%;

ЕС – 3 509,1 млн. долларов США или 9,6% от стоимости внешнеторгового оборота, сокращение на 0,7%;

СНГ – 271,6 млн. долларов США или 0,7% от стоимости внешнеторгового оборота, сокращение на 30,5%;

ОПЕК – 83,7 млн. долларов США или 0,2% от стоимости внешнеторгового оборота, сокращение на 0,6%.

Рис. 2.1 - Объем внешнеторгового оборота Дальнего Востока

Внешнеторговый оборот между странами-контрагентами в 2012 году распределился следующим образом:

Рисунок 2.2 – Внешнеторговый оборот между странами-контрагентами в 2012 году

Крупнейшими странами-контрагентами во внешнеторговом обороте в 2012 году являлись:

Республика Корея – 10 260,6 млн. долларов США или 28,1% стоимости товарооборота Дальнего Востока. Увеличение стоимости на 5,0% или на 484,2 млн. долларов США.

Китай – 10 000,9 млн. долларов США или 27,4% стоимости товарооборота. Увеличение стоимости на 22,1% или на 1 809,2 млн. долларов США.

Япония – 8 449,5 млн. долларов США или 23,2% стоимости товарооборота. Увеличение стоимости на 8,9% или на 690,8 млн. долларов США.

Бельгия – 2 242,6 млн. долларов США или 6,2% стоимости товарооборота. Сокращение стоимости на 2,2% или на 50,5 млн. долларов США.

Индия – 775,6 млн. долларов США или 2,1% стоимости товарооборота. Увеличение стоимости на 26,6% или на 162,7 млн. долларов США.

Экспорт региона в отчетном периоде составил 25 922,9 млн. долларов США, произошло увеличение на 908,6 млн. долларов США (на 3,6% по сравнению с 2011 годом). На экспорт в страны СНГ приходится 247,4 млн. долларов США, что составляет 1,0% от общей стоимости экспорта. Стоимость экспортных операций в страны СНГ в 2012 году сократилась в 1,5 раза.

На экспорт в страны дальнего зарубежья приходится 25 675,5 млн. долларов США, что составляет 99,0% от общей стоимости экспорта. Стоимость экспортных операций в страны дальнего зарубежья в 2012 году увеличилась на 4,2%.

Экспорт региона распределился следующим образом:

Рисунок 2.3. – Экспорт Дальнего Востока

Основные торговые партнеры при экспорте:

- Республика Корея – 8 371,1 млн. долларов США или 32,3% экспорта. Произошло уменьшение экспорта на 93,2 млн. долларов США (на 1,1%). Главные статьи экспорта: нефть сырая и нефтепродукты сырые - 73,5%; рыба мороженая – 8,6%; газы нефтяные и углевод.газообр.пр. – 5,4% от стоимости экспорта в Р. Корея;

- Япония – 7 463,5 млн. долларов США или 28,8% экспорта. Произошло увеличение экспорта на 608,2 млн. долларов США (на 8,9%). Главные статьи экспорта: газы нефтяные и углевод. газообр. пр. - 55,4%; нефть сырая и нефтепродукты сырые - 31,9%; буксиры и суда-толкачи - 3,6% от стоимости экспорта в Японию.

- Китай – 5 130,0 млн. долларов США или 19,8% экспорта. Произошло увеличение экспорта на 1 162,3 млн. долларов США (на 29,3%). Главные статьи экспорта: нефть сырая и нефтепродукты сырые – 40,1%; рыба мороженая – 17,9%; уголь каменный и твердое топливо из него – 12,9% от стоимости экспорта в Китай.

Товарная структура экспорта Дальнего Востока в 2012 году распределилась следующим образом:

Таблица 2.1

Товарная структура экспорта, стоимость (тыс. долларов США)

Коды товаров

Наименование товаров

2011 год

2012 год

Темп роста, %

01-24

Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного)

2 114 051.35

2 329 296.49

110.2

в т.ч. 03

Рыба, ракообразные и моллюски

2 047 430.43

2 214 698.09

108.2

25-27

Минеральные продукты

16 729 703.94

17 473 155.36

104.4

в т.ч. 27

Топливно-энергетические товары

16 400 268.45

17 015 916.96

103.8

28-40

Продукция химической промышленности, каучук

143 470.20

104 608.76

72.9

41-43

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

649.60

1 148.81

в 1,8 раза

44-49

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

1 154 270.27

987 605.16

85.6

50-67

Текстиль, текстильные изделия и обувь

1 226.10

2 695.25

в 2,2 раза

72-83

Металлы и изделия из них

624 051.25

611 795.54

98.0

84-90

Машины, оборудование и транспортные средства

588 815.26

688 739.58

117.0

68-71, 91-97

Прочие товары

3 658 065.19

3 723 856.15

101.8

Стоимость импортных операций региона в отчетном периоде составила 10 529,8 млн. долларов США, что на 1 420,6 млн. долларов США больше, чем в 2011 году (увеличение на 15,6%).

На импорт из стран СНГ приходится 24,2 млн. долларов США, что составляет 0,2% от общей стоимости импорта. Стоимость импортных операций в страны СНГ в 2012 году возросла на 44,7%.

На импорт в страны дальнего зарубежья приходится 10 505,6 млн. долларов США, что составляет 99,8% от общей стоимости импорта. Стоимость импортных операций в страны дальнего зарубежья в 2012 году увеличилась на 15,5%.

Рис. 2.4 – Удельный вес стран-контрагентов в импорте за 2012 год

Основные торговые партнеры при импорте:

- Китай – 4 870,9 млн. долларов США или 46,3% импорта. Увеличение импорта на 646,8 млн. долларов США (на 15,3%). Основные статьи импорта: другие виды обуви - 5,8%; автомобили грузовые - 4,8%; обувь с верхом из кожи – 4,5% от стоимости импорта из Китая.

- Республика Корея – 1 889,5 млн. долларов США или 17,9% импорта. Увеличение импорта на 577,5 млн. долларов США (на 44,0%). Основные статьи импорта: кузова для автом.8701-8705 - 13,6%; части и оборудование автомобилей 8701-8705 – 8,7%; центрифуги, агрегаты для фильтрования – 7,8%, автомобили для 10 человек или более - 6,3% от стоимости импорта из Р. Корея.

- Япония – 986,0 млн. долларов США или 9,4% импорта. Увеличение импорта на 82,6 млн. долларов США (на 9,1%). Главные статьи импорта: автомобили легковые кроме 8702 – 13,6%; автомобили грузовые - 12,5%; части и оборудование автомобилей 8701-8705 – 10,5%; бульдозеры, экскаваторы и т.д. – 9,6% от стоимости импорта из Японии.

- Соединенные Штаты – 698,9 млн. долларов США или 6,6% импорта. Увеличение импорта на 1,5 млн. долларов США (на 0,2%). Главные статьи импорта: электрогенераторные установки - 11,6%; свинина - 8,6% от стоимости импорта из США.

- Норвегия – 255,1 млн. долларов США или 2,4% импорта. Сокращение импорта на 11,0 млн. долларов США (на 4,1%). Главные статьи импорта: прочие суда – 55,9%; суда круизные, паромы, грузовые и др.- 28,5%; оборудование для приготовления пищевых продуктов - 5,5% от стоимости импорта из Норвегии.

- Германия – 235,3 млн. долларов США или 2,2% импорта. Увеличение импорта на 48,3 млн. долларов США (на 25,8%). Главные статьи импорта: машины подъемные - 28,9%; судовые деррик- краны и другие - 8,5%; оборудование для сортировки и промывки и т.д.- 4,9% от стоимости импорта из Германии.

Товарная структура импорта Дальнего Востока в 2012 году распределилась следующим образом:

Таблица 2.2

Товарная структура импорта, стоимость (тыс. долларов США)

Коды товаров

Наименование товаров

2011 год

2012 год

Темп роста,%

01-24

Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного)

1 086 215.63

1 113 107.49

102.5

в т.ч. 03

Рыба, ракообразные и моллюски

43 473.59

38 248.69

88.0

25-27

Минеральные продукты

201 116.16

194 849.87

96.9

в т.ч. 27

Топливно-энергетические товары

143 567.79

141 334.93

98.4

28-40

Продукция химической промышленности, каучук

731 120.81

920 214.65

125.9

41-43

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

136 712.35

138 955.02

101.6

44-49

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

159 672.79

186 183.67

116.6

50-67

Текстиль, текстильные изделия и обувь

1 266 077.15

1 214 480.23

95.9

72-83

Металлы и изделия из них

803 519.83

875 163.23

108.9

84-90

Машины, оборудование и транспортные средства

4 238 572.62

5 283 968.57

124.7

68-71, 91-97

Прочие товары

486 170.69

602 841.20

124.0

Обзор внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций Дальнего Востока за 2012 год показал увеличение объема внешнеторгового оборота на 6,8% (на 2 329,2 млн. долларов США).

В отчетном периоде произошло увеличение стоимости экспорта на 908,6 млн. долларов США (на 3,6%) по сравнению с 2011 годом, а импорт увеличился на 1 420,6 млн. долларов США (на 15,6%).

Основными странами контрагентами при экспорте в отчетном периоде являлись: Республика Корея, Япония, Китай.

Основными странами контрагентами при импорте в отчетном периоде являлись: Китай, Республика Корея, Япония, Соединенные Штаты, Норвегия, Германия.

Сальдо торгового баланса сложилось положительным и составило 15 393,1 млн. долларов США, что на 512,0 млн. долларов США меньше, чем в 2011 году.

Обзор внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций Дальнего Востока за 2012 год показал увеличение объема внешнеторгового оборота на 6,8% (на 2 329,2 млн. долларов США).

2.3 Проблемы организации движения товаропотоков в зоне деятельности ДВТУ

Сегодня в таможенном оформлении наиболее активно применяются информационные таможенные технологии, основанные на технологии электронного представления сведений по сети Интернет: предварительное информирование таможенных органов; электронное декларирование товаров с использованием сетей Интернет и удаленный выпуск товаров как результат развития технологии интернет-декларирования.

Именно Интернет как универсальная общедоступная информационная среда представляет наибольшую перспективу для развития взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов. Целью проводимых ФТС России работ на этом направлении являются разработка и повсеместное внедрение в практику таможенного оформления и таможенного контроля технологий, основанных на возможностях сети Интернет, обеспечивающих ускорение и, при определенных условиях, упрощение таможенного оформления без снижения качества таможенного контроля.

Приказ ФТС России, определяющий порядок интернет-декларирования, вступил в силу 30 мая 2008 года. Первая интернет-декларация была выпущена в сентябре 2008 года, масштабное же внедрение интернет-декларирования в системе ФТС России началось в сентябре 2009 года. Чтобы обеспечить решение задач, связанных с массовым внедрением интернет-технологий, по решению руководителя ФТС России в 2009 -начале 2010 года во всех региональных таможенных управлениях (РТУ) были созданы отделы по внедрению перспективных таможенных технологий, подчиняющиеся непосредственно первым заместителям начальника РТУ по таможенному контролю.

Активизировалось также внедрение транспортно-технологической подсистемы таможенных органов на уровне РТУ и ТНП, комплексные испытания программных средств на таможенных постах (КИПС). По результатам испытаний, которые и в настоящее время проводятся специалистами ГНИВЦ ФТС России вместе с РТУ, по каждому из таможенных постов индивидуально принимается решение о включении в «Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования с использованием сетей Интернет. (Перечень опубликован на сайте ФТС России.) Темпы этой работы достаточно высоки. Если в июле 2009 года было аттестовано 8 постов, на 1 января 2010 года - 24 процента от общего числа таможенных органов, то в настоящее время - это более 72 процентов постов, а в Приволжском таможенном управлении - 100-процентная готовность подчиненных таможенных постов. Надеемся, что к концу 2010 года и во всех остальных РТУ будет обеспечена 100-процентная готовность к интернет-декларированию.

Техническая готовность таможенных органов вместе с активной работой отделов по внедрению перспективных технологий обеспечила рост количественных показателей интернет-декларирования. Год назад количество оформленных интернет-деклараций едва превышало 500 штук на двух таможенных постах (Каширском ЦТУ и ГАЗ ПТУ), а сегодня - это почти 100 тысяч, выпущенных уже 400 постами. То есть рост за год, как по количеству постов, так и по объемам интернет-декларирования составил около 200 раз.

Развитие электронного декларирования стало тем фундаментом, на котором стало возможным приступить к внедрению технологии удаленного выпуска, основанной на обработке интернет-деклараций с использованием электронного юридически значимого взаимодействия между различными таможенными органами. В основе технологии удаленного выпуска лежит принцип разделения процесса таможенного оформления на документальный и фактический контроль, которые осуществляют различные таможенные органы.


ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРОПОТОКОВ НА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ

3.1 Объективная необходимость логистизации товаропотоков в зоне деятельности ДВТУ

В настоящее время информационные технологии являются одним из важнейших факторов развития всех отраслей экономики. Их внедрение стало насущной потребностью современности и основным инструментом интеграционных процессов в повседневной таможенной практике.

Использование современных информационных технологий в деятельности таможенных органов помогает совершенствовать и облегчает процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускную способность пунктов пропуска на государственной границе. Интерес к повышению качества процесса таможенного оформления и контроля обоюден - в этом заинтересована и таможенная служба, и участники внешнеэкономической деятельности. Во всем мире одним из наиболее действенных способов повышения качества процесса таможенного оформления является предварительное информирование таможенных органов о предстоящей внешнеэкономической сделке.

Федеральная таможенная служба РФ, заручившись международным опытом, проводит конкретные мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для развития внешней торговли. К числу таких мероприятий относится внедрение предварительного электронного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации до момента пересечения ими границы.

Перед таможенной службой Российской Федерации, как и перед таможенными службами всех государств, стоит цель - создать условия для минимизации угроз экономической и национальной безопасности государства и одновременно обеспечить всемерное содействие торговле, создать благоприятные условия для привлечения инвестиций.

Всемирная таможенная организация считает показателем высокого уровня развития таможенной службы использование ею предварительной информации.

Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999) предусматривает необходимость при разработке таможенных процедур использовать предварительную информацию, и обеспечивать передачу ее в электронном виде.

Наряду с другими механизмами и инструментами предварительное информирование является основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли, внедрения управления интегрированной цепочкой поставок в рамках проводимой работы ВТО. Предварительное информирование активно развивается в условиях опасности роста международного терроризма.

Реализация Концепция развития таможенных органов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 2225-р, обеспечивает последовательное проведение таможенной реформы и повышение уровня администрирования таможенной службы. Необходимым шагом при модернизации должно стать создание системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации с учетом приоритетных направлений деятельности таможенной службы, и которая должна стать взаимоувязанным элементом единой автоматизированной системы таможенного контроля.

Таможенное законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательного представления предварительной информации за исключением предварительного уведомления таможенных органов о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации администрацией пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в соответствии со статьей 71 ТК ТС.

Согласно статье 72 ТК ТС основой для получения предварительной информации является право перевозчика (либо иного лица, действующего по поручению перевозчика) представить документы и сведения в электронном виде до фактического прибытия на таможенную территорию Российской Федерации. Аналогичное право должно быть обеспечено и другим лицам, связанным с осуществлением внешнеэкономической деятельности, в том числе и при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Таким образом, предпосылки создания системы предварительного информирования отражены в Приказе ФТС №192, в качестве центральных можно выделить следующие: защита экономической и национальной безопасности страны, стремление облегчить международную торговлю. Но, по-моему, главной, да и, пожалуй, единственной предпосылкой является то, что система предварительного информирования активно применяется в зарубежных странах. В приказе ФТС №192 это находит подтверждение - Всемирная таможенная организация считает показателем высокого уровня развития таможенной службы использование ею предварительного информирования.

3.2 Современные таможенные технологии, используемые в ДВТУ

В Дальневосточном таможенном управлении активно внедряются перспективные таможенные технологии. Все таможенные подразделения региона, обладающие соответствующими полномочиями по совершению таможенных операций, применяют технологию интернет-декларирования.

Все таможенные органы региона, обладающие соответствующими полномочиями по совершению таможенных операций, применяют технологию интернет-декларирования. В рамках подготовки к вступлению в силу с 01.01.2014 нормы об обязательном применении участниками внешнеэкономической деятельности электронной формы декларирования ДВТУ проведен ряд мероприятий, который позволил в 2012 году достичь высокого уровня развития данной технологии. В 2012 году 96,6% деклараций на товары в Дальневосточном регионе зарегистрировано и выпущено с помощью интернет-технологий таможенного декларирования, в 2011 году аналогичное значение составляло 82%. В сравнении с 4 кварталом 2011 года (90,1%) в 4 квартале 2012 года доля деклараций, выпущенных в электронной форме, увеличилась на 8,3% и составила 98,5%.

Особое значение в развитии данной технологии занимают центры электронного декларирования (ЦЭД), реализующие свою деятельность исключительно в рамках технологии удаленного выпуска. В 2012 году продолжилось развитие созданных в 2011 году ЦЭДов – Приамурского (Хабаровская таможня) и Владивостокского (Владивостокская таможня). В сравнении с 2011 годом количество деклараций на товары, оформленных ЦЭДами в 2012 году, увеличилось в 5,5 раз и составило 17 029 деклараций.

Предварительное информирование. Существенные изменения в 2012 году затронули условия реализации технологии предварительного информирования на автомобильном транспорте. Данная технология развивается в ДВТУ с марта 2011 года.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 с 17 июня 2012 года введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом.

В рамках подготовки к введению обязательного предварительного информирования осуществлен ряд мероприятий как на уровне ДВТУ, так и таможен, в регионе деятельности которых находятся автомобильные и смешанные пункты пропуска (Биробиджанская, Благовещенская, Уссурийская, Хабаровская и Хасанская таможни).

В результате проведенных мероприятий к 17.06.2012 предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в области международных автомобильных перевозок, имели не только практический опыт в использовании технологии, но и постоянно ее применяли. Уровень развития технологии к середине июня 2012 года составлял 98%.

Всего в 2012 году зарегистрировано 48 тысяч сообщений о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза через пункты пропуска, расположенные в ДФО, из них 46,5 тысяч сообщений о прибытии оформлено с применением предварительной информации.

Регистрация сообщений о прибытии без использования предварительной информации приходится на оформление сообщений о прибытии товаров, следующих в адрес ФГУП «Почта России» и физических лиц. Представление предварительной информации в данных случаях не является обязательным.

Результатом проведенных подготовительных мероприятий, начавшихся еще в 2011 году, явилось то, что переход на обязательность требования с 17.06.2012 не оказал какого-либо негативного эффекта на пропускную способность пунктов пропуска и время совершения таможенных операций в ДФО. Анкетирование участников ВЭД и других заинтересованных лиц по вопросам внедрения в регионе деятельности ДВТУ предварительного информирования показало, что 55,5% респондентов положительно оценивают использование технологии.

Готовясь к вступлению в силу с 1 января 2014 года нормы об обязательном применении участниками внешнеэкономической деятельности электронной формы декларирования, ДВТУ провело ряд важных подготовительных мероприятий. Они позволили уже в 2012 году достичь высокого уровня развития данной технологии.

В прошлом году 96,6 процента деклараций на товары в Дальневосточном регионе зарегистрировано и выпущено с помощью Интернета. Для сравнения, в 2011 году этот показатель составлял 82 процента. Причем в четвертом квартале 2012 года доля деклараций, выпущенных в электронной форме, увеличилась до 98,5 процента.

Важной составной частью практики электронного декларирования является технология удаленного выпуска. Суть технологии состоит в территориальном разделении таможенного органа, принимающего решение о выпуске товаров, и таможенного органа, осуществляющего временное хранение товаров. На Дальнем Востоке технология удаленного выпуска реализуется в отношении всех видов транспорта: автомобильного, воздушного, железнодорожного, морского.

В 2012 году в соответствии с технологией удаленного выпуска выпущено 31 065 деклараций на товары, что в 3,7 раза больше, чем в 2011 году. Доля деклараций на товары, выпущенных с применением технологии удаленного выпуска в 2012 году, составила почти десять процентов. При этом в четвертом квартале 2012 года она увеличилась до 14 процентов.

Особое значение в развитии этой технологии занимают таможенные органы новой формации - центры электронного декларирования (ЦЭД), реализующие свою деятельность исключительно в рамках технологии удаленного выпуска. В ДВТУ продолжается развитие созданных в 2011 году ЦЭДов - Приамурского (Хабаровская таможня) и Владивостокского (Владивостокская таможня). География деятельности ЦЭДов достаточно обширна: взаимодействие происходит с таможенными постами всех таможен региона, а также с таможенными постами в регионах деятельности других региональных таможенных управлений, расположенными на таможенно-логистических терминалах в пунктах пропуска.

В сравнении с 2011 годом количество деклараций на товары, оформленных ЦЭДами в 2012 году, увеличилось в 5,5 раза и составило 17 029 единиц.

Число участников ВЭД, использующих технологию удаленного выпуска, возросло более чем в десять раз и продолжает расти. Это свидетельство того, что технология удаленного выпуска становится все более востребованной. Вместе с тем существует ряд проблемных вопросов, касающихся развития и применения технологии. Поэтому при организации таможенного контроля ДВТУ усиливает эффективность аналитических и контрольных мероприятий при применении технологии удаленного выпуска.

В период проведения мониторинга товары, фактически находящиеся в регионах деятельности Центрального таможенного управления (Брянская и Смоленская таможни) и СевероЗападного таможенного управления (Выборгская, Псковская и Себежская таможни), декларировались во Владивостокской и Хабаровской таможнях 20 участниками ВЭД в 102 декларациях на товары (из них по 84 декларациям принято решение о выпуске товаров). Таможенная стоимость товаров, задекларированных в 75 декларациях на товары, по результатам таможенного контроля (в том числе по итогам проведенных дополнительных проверок) корректировалась в сторону увеличения. Сумма дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов составила 48,6 миллиона рублей.

На первоначальном этапе новая технология применялась в отношении товаров, ввозимых автомобильным и водным видами транспорта. В результате развития технологии появились дополнительные возможности по удаленному выпуску товаров, ввозимых воздушным и железнодорожным транспортом.

В настоящее время в применении технологии задействованы все таможенные органы ДФО, так как с апреля 2012 года созданы связки таможенных органов региона с Приамурским и Владивостокским центрами электронного декларирования.

Действенные решения, принятые на основе результатов такого мониторинга руководством ДВТУ, а также Владивостокской и Хабаровской таможнями, позволили исправить набиравшую обороты тенденцию «перетока» в регион деятельности ДВТУ декларирования

Приоритетным направлением реализации Концепции в 2012 году также явилось развитие и совершенствование приграничной таможенно-логистической инфраструктуры с целью оптимизации совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых автомобильным транспортом. В настоящее время в регионе деятельности ДВТУ функционируют 5 таможенно-логистических терминалов (ТЛТ): Благовещенский, Краскинский, Марковский, Пограничный и Полтавский.

Кроме того, ДАПП «Турий Рог» включен в перечень пунктов пропуска, вблизи которых целесообразно создание ТЛТ в среднесрочной перспективе (до 2016 года). В настоящее время проводятся работы по доведению действующего склада временного хранения (СВХ) до уровня ТЛТ с целью последующего направления материалов и сведений для рассмотрения Комиссией ФТС России по реализации Концепции.

Таким образом, работа по созданию сети ТЛТ в Приморском крае находится в завершающей стадии: на территории края все автомобильные пункты пропуска охвачены ТЛТ либо СВХ, позиционируемыми в качестве ТЛТ.

В этой связи перспективным направлением, является создание ТЛТ, включенных в «долгосрочный» перечень, вблизи планируемых к строительству мостовых переходов через реку Амур:

1) на острове Большой Уссурийский Хабаровского края, вблизи планируемого к строительству автомобильного пункта пропуска «Хабаровск – Фуюань» (регион деятельности Хабаровской таможни);

2) в с. Нижнеленинское Еврейской автономной области, вблизи смешанного пункта пропуска «Нижнеленинское» (регион деятельности Биробиджанской таможни);

3) в с. Каникурган Амурской области, вблизи планируемого к строительству автомобильного пункта пропуска «Каникурган – Чанфатунь» (регион деятельности Благовещенской таможни).

Ранее называемые администрациями субъектов ДФО сроки завершения строительства мостовых переходов (2013-2014 гг.) будут пересмотрены с учетом того, что строительство начато только на острове Большой Уссурийский.

Начало строительства мостового перехода и железнодорожного пункта пропуска «Нижнеленинское» перенесено на 2013 год. Вместе с тем, в декабре 2012 года в Биробиджанскую таможню поступило обращение ООО «Речной пункт пропуска «Нижне-Ленинское»« с предложением о создании ТЛТ на базе существующего СВХ. В настоящее время все необходимые материалы находятся на рассмотрении Комиссии ФТС России по реализации Концепции.

Развитие таможенно-логистической инфраструктуры, внедрение перспективных таможенных технологий и в целом реализация Концепции в Дальневосточном таможенном управлении находятся на должном уровне и обеспечивают своевременное декларирование перемещаемых через границу товаров.

Перспективными направлениями деятельности ДВТУ по реализации Концепции в 2013 году являются:

– безусловное выполнение Плана мероприятий ФТС России по реализации Концепции на 2013 год;

– рассмотрение обращений заинтересованных лиц о создании ТЛТ с целью их направления установленным порядком в ФТС России;

– дальнейшее обустройство и развитие функционирующих ТЛТ с учетом сложившихся товаропотоков через администрируемые ими пункты пропуска;

– контроль строительства и ввода в эксплуатацию новых многосторонних автомобильных пунктов пропуска «Пограничный» и «Краскино»;

– активизация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ДФО, заинтересованными организациями по вопросам проектирования и строительства мостовых переходов через реку Амур и соответствующих таможенно-логистических терминалов;

– оптимизация структуры, штатной численности и мест расположения таможенных органов в пунктах пропуска;

– полномасштабное применение технологий электронного декларирования и удаленного выпуска с целью минимизации таможенного транзита товаров, направляемых для декларирования на таможенные посты таможни из регионов деятельности других таможен;


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой главе рассмотрены теоретические основы движения товарных потоков через таможенную границу в современных условиях, определены сущность и понятие таможенной логистики как инструмента оптимизации товаропотока, в частности выяснено, что таможенная логистика - отдельный перечень мероприятий, направленный на решение различных вопросов, связанных с организацией международных доставок продукции и товаров. Актуальность решения проблем логистики отражена в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также на основе международных правовых актов в области таможенного дела.

Во второй главе проведен анализ товаропотоков в зоне деятельности ДВТУ. За 2012 год таможенными органами, подчиненными ДВТУ, перечислено в федеральный бюджет Российской Федерации 197,051 млрд. рублей (в 2011 году – 185,2 млрд. рублей). Доведенное ФТС России контрольное задание на 2012 год выполнено ДВТУ на 101,7%.

Таким образом, каждый рубль, вложенный в 2012 году в развитие таможенных органов, подчиненных ДВТУ, дал отдачу около 37 рублей (по результатам 2011 года – 34 рубля). Вклад в казну от работы каждого дальневосточного таможенника в 2012 году составил 41,9 млн. рублей (по результатам 2011 года – 34,3 млн. рублей).

В 2012 году ДВТУ проводило системную целенаправленную работу по содействию внешнеэкономической деятельности, обеспечению достоверного декларирования, осуществлению контроля таможенной стоимости, применению системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товара (постаудита) в сочетании с правоохранительной деятельностью.

В 2012 году в таможенных органах региона осуществляли внешнеэкономическую деятельность 9 977 хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории России. По сравнению с 2011 г. (9 218) количество участников внешнеэкономической деятельности увеличилось на 8%. При этом количество экспортеров сократилось на 2% (с 1 086 до 1 063), а число импортеров возросло на 9% (с 8 549 до 9 346).

В 2012 году таможенными органами региона зарегистрировано 280 071 декларация на товары по таможенным процедурам и особенностям, учитываемым таможенной статистикой внешней торговли. По сравнению с 2011 годом (246 820) количество деклараций на товары увеличилось на 13%.

Крупнейшие торговые партнеры Дальнего Востока при экспорте: Япония (41% стоимости), КНР (19%), Р. Корея (18%), Индия (9%), Вьетнам (5%), прочие страны (8%).

Важнейшие товарные статьи экспорта в 2012 году: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки (43% стоимости); рыба, ракообразные и моллюски (19%); древесина и изделия из нее (8%); черные металлы (5%).

В 2012 г. ДВТУ продолжило внедрять перспективные таможенные технологии (в том числе электронное декларирование, предварительное информирование, удаленный выпуск).

В третьей части работы выявлено, что все таможенные органы региона, обладающие соответствующими полномочиями по совершению таможенных операций, применяют технологию интернет-декларирования. В рамках подготовки к вступлению в силу с 01.01.2014 нормы об обязательном применении участниками внешнеэкономической деятельности электронной формы декларирования ДВТУ проведен ряд мероприятий, который позволил в 2012 году достичь высокого уровня развития данной технологии. В 2012 году 96,6% деклараций на товары в Дальневосточном регионе зарегистрировано и выпущено с помощью интернет-технологий таможенного декларирования, в 2011 году аналогичное значение составляло 82%. В сравнении с 4 кварталом 2011 года (90,1%) в 4 квартале 2012 года доля деклараций, выпущенных в электронной форме, увеличилась на 8,3% и составила 98,5%.

Важной составной частью технологии электронного декларирования является технология удаленного выпуска, суть которой состоит в территориальном разделении таможенного органа, принимающего решение о выпуске товаров, и таможенного органа, осуществляющего временное хранение товаров. На Дальнем Востоке технология удаленного выпуска реализуется в отношении всех видов транспорта: автомобильного, воздушного, железнодорожного, морского.

В 2012 году в соответствии с технологией удаленного выпуска выпущено 31 065 деклараций на товары, что в 3,7 раза больше, чем в 2011 году (8 328 деклараций на товары). Доля деклараций на товары, выпущенных с применением технологии удаленного выпуска в 2012 году, составила 9,9%. При этом в 4 квартале 2012 года – 13,7%.

Особое значение в развитии данной технологии занимают центры электронного декларирования (ЦЭД), реализующие свою деятельность исключительно в рамках технологии удаленного выпуска. В 2012 году продолжилось развитие созданных в 2011 году ЦЭДов – Приамурского (Хабаровская таможня) и Владивостокского (Владивостокская таможня). В сравнении с 2011 годом количество деклараций на товары, оформленных ЦЭДами в 2012 году, увеличилось в 5,5 раз и составило 17 029 деклараций.


Список использованной литературы

  1.  Гаджинский М.А. Логистика. Учебник для студентов высших учебных заведений. – 16-е изд., перераб. И доп. – М.: «Дашков и К», 2011. – 432 с.
  2.  Логистика / под ред. Б.А. Аникина М.: Инфра – М, 2009. – 368 с.
  3.  Логистика / под ред. Т.А. Родкиной. М.: Проспект, 2009. – 408 с.
  4.  Манжай И.С. Логистика. – М.: Приор-издат, 2008. – 144 с.
  5.  Миротин Л.Б., Некрасов А.Г. Логистика интегрированных цепочек поставок. М.: Экзамен, 2009.– 256 с.
  6.  Молчанов О.В., Коган М.В. Таможенное дело. Ростов на Дону: Феникс, 2009. – 400 с.
  7.  Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2008. - 768 с.
  8.  Новиков О.А., Нос В.А., Рейфе М.Е., Уваров С.А. Логистика. - СПб.: СЭПИ, 2007. - 112 с.
  9.  Романов В.Н. Логистическая оптимизация системы транспортного обеспечения приграничного таможенного органа // Молодые ученые агропромыщленному комплексу Поволжского региона: Сб. науч. работ. – Саратов: СГАУ им. Н.И. Вавилова, 2005. – С. 38 – 46.
  10.  Романов В.Н. Оценка транспортного обеспечения таможенного органа при логистическом подходе // Вестник Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И.Вавилова. – 2006. - № 3. – С. 38 – 42.
  11.  Романов В.Н. Транспортно-логистическое проектирование и управление в таможенном органе // Инновационные и логистические аспекты в автомобильных перевозках: Сб. науч. статей. – Саратов: СГТУ, 2006. – С. 107 – 109.
  12.  Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. М.: Экономист, 2008. – 432 с.
  13.  Таможенное право / под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 384 с.
  14.  Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. М.: Бератор-Пресс, 2009. – 303 с.



1. Цель макроэкономики ~ объяснить изменения затрагивающие одновременно многие фирмы домашние хозяйства и
2. рефератів з дисципліни ОПМ Праця менеджера як складова управлінської діяльності
3.  Понятие о хозяйственном учете
4. Вариант ~ 108; тип обслуживания ~ Г; количество жителей проживающих в населенном пункте ~ 25000; среднего
5. а 1794 український просвітительгуманіст філософ поет педагог.html
6. Возникновение и становление социальнопедагогической теории и практики Истоки и предпосылки возникновен
7. потребностной сферы человека выделив всего три типа потребностей вместо пяти у Маслоу
8. УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики и управления Каф
9. Интеллект 2012 по дисциплине Отечественная история А п-п
10. ДЕТСТВОПРЕСС 2007 ББК 74
11. Сущность и методы мотивации
12. Лекция 8 ГИГИЕНА ВОДЫ И ХОЗЯЙСТВ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ Сан
13. 98 Конвенция была принята МеждународнойМорскойорганизацией иМов1978г
14. Тема 7. Облік операцій банку в іноземній валюті Валютні операції це операції з пов'язані з- переходом
15.  Трансформаторы
16. Непрямой- Трофоневротический некроз
17. Системы образования, банкинга и страхования в Интернете
18. Оценка индивидуального риска
19. Статья 1 Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1
20. Copyright 1998