Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Нагаев Алексей Иванович

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Нагаев Алексей Иванович

Текст приводится по статье Гидрограф Балтийского моря А. И. Нагаев (с) В. И. Лымарев, Санкт-Петербург. В ночь на 13 сентября 1743 г. случилась беда: фрегат Меркурий , командиром которого был Алексей Иванович Нагаев, на подходе к Копенгагену наскочил на мель, и корабль затонул. Вахтенного офицера подвела неточная голландская карта. Командир не растерялся, его четкие команды помогли спасти экипаж и груз. Проведенное судебное следствие установило невиновность командира и офицеров. Этот несчастный случай еще более убедил А. И. Нагаева в необходимости иметь отечественные карты и морской путеводитель (лоцию) по Балтике. В последующие годы жизни он сосредоточил свое внимание прежде всего на создании первого русского атласа и лоции Балтийского моря. Им немало сделано также по гидрографии и картографии других морей. Кроме того, ему пришлось занимать комрндные должности, а также быть директором Морского кадетского корпуса, готовящего кадры для Российскрго флота. Потомки увековечили память о Нагаеве на географической карте, назвав его именем морскую банку в Финском заливе и бухту в Охотском море, на берегу которой находится ныне город Магадан. Родился А. И. Нагаев в небогатой дворянской семье в 1704 г. в с. Сертикино в Подмосковье. В одиннадцать лет его приняли Морскую академию. Успешная учеба обеспечила его производство в гардемарины, а спустя еще 3 года в мичманы, что произошло в 1721 г., в 17-летнем возрасте. За отличные знания молодого офицера на следующий год назначили преподавателем Морской академии, помощником А. И. Чирикова, который впоследствии прославился открытием Аляски в экспедиции В. Беринга. До своего назначения на преподавательскую работу на протяжении полутора лет Нагаев принимал участие в сооружении канала в Кронштадте В течение 7 лет он преподавал гардемаринам навигацию и ежегодно плавал с ними в Балтийском море, а в 1729 г. совершил учебное плавание с отрядом судов в Архангельск и обратно под начальством Д. И. Калмыкова. Тот обратил внимание на А. И. Нагаева, который по собственному почину собирал материал для лоций. Это явилось причиной того, что Д. И. Калмыков, назначенный в 1730 г. начальником Астраханского порта, обратился в Адмиралтейств-коллегию, чтобы А. И. Нагаева направили для морской съемки Каспия. Так, в 26 лет началась его гидрографическая деятельность, которая продолжалась в течение полувека, до последнего для жизни В астраханский 4-летний период А. И. Нагаев проводил гидрографические работы; собранные материалы были использованы им для составления новой карты Каспийского моря лишь через 20^пет.

Он успешно продвигался по службе: в 1731 г. ему было присвоено звание лейтенанта, а через два года лейтенанта майорского ранга По возвращении в Петербург в 1735 году, Haraев был направлен в распоряжение комиссии Правительствующего Сената, которую возглавлял обер-прокурор Ф. И. Саймонов. Комиссия до 1738 г. занималась административной работой по Адмиралтейств-коллегий, однако влияние ее руководителя первого русского гидрографа не могло не сказаться на выборе А. И. Нагаевым гидрографической деятельности как основной. Для него Ф. И. Соймонов остался с тех пор учителем и другом. Наступил знаменательный для А. И. Нагаева 1739 год, когда он приступил к выполнению задания по съемке северного берега Финского залива под начальством ИЛ. Любераса составителя Атласа Финского залива (1726), основанного на иностранных и русских источниках. Как известно, с использованием таких источников в 1738 г. был издан под руководством Ф. И. Соймонова Светильник морской, т.е, описание Варяжского моря ; в 1739 г. им же был опубликован первый русский учебник по навигации и гидрографии Экстракт штурманского искусства , которым несомненно пользовался А. И. Нагаев. В течение 1739-1740 гг. им были выполнены тщательные про-мерные работы на фарватере от Выборга До Петербурга. Сохранилась рукописная книга с заголовком: 1739 года июля 24 дня, журнал морской содержанный на боте № 5, при вымеривании фарватера от Кронштодтского маяка до Выборга под командой от флота лейтенанта Алексея Нагаева . В конце 1740 г. А. И. Нагаеву был присвоен чин капитана полковничьего ранга с назначением вскоре командиром фрегата Кавалер , направляющегося в составе отряда судов из Ревеля в Архангельск. До июля 1743 г. он командовал фрегатом в Архангелогородской эскадре, которая крейсировала в Белом и Баренцевом морях. Затем уже на фрегате Меркурий в эскадре отправился в Кронштадт, но вблизи Копенгагена произошло упомянутое в начале статьи несчастье. В последующие 1744-1745 гг. А. И. Нагаев занимался в Академической экспедиции при Адмиралтейств-коллегий интересным для него делом, обобщая материалы экспедиции погибшего В. Беринга. Результатом явились довольно подробные карты Камчатского (Берингова) моря и американского берега. Кроме того, А. И. Нагаеву было поручено состоять по данным выполненной описи устья Амура карту, которая свыше 80 лет была единственной картой этой области. В летнюю кампанию 1746 г. А. И. Ногаев командовал кораблем Фридемакер * в Кронштадтской эскадре. Тогда же он получил задание по устранению неисправностей корабельных компасов.

А. И. Нагаев рекомендовал делать магнитные стрелки из высокосортной стали, а выверку компасов производить по меридиональной линии, которая при его участии была проведена в Кронштадтском порту На этом короткая командная служба А. И. Нагаева закончилась, так как уже осенью 1746 г. Адмиралтейств-коллегия поручила ему взяться за приведение карты Балтийского моря в самую аккуратность . Он снова возвратился в Академическую экспедицию и через полтора месяца представил доклад по гидрографическому обследованию Балтийского моря, утвержденный Коллегией в конце декабря 1746 г. Прежде всего в докладе предусматривалось сравнить имеющиеся карты иностранные и русские, чтобы вместо неправильных составить новые. Для сбора необходимого материала предлагалось из многих отрядов создать постоянную гидрографическую экспедицию, что вносило коренное изменение в организацию отечественной гидрографии. Важны и нововведения в методику гидрографических работ, предусматривающие приведение полученных данных о глубинах к одному уровню; это было нужно для обеспечения сравнимости разных морских съемок. Гидрографические изыскания разделялись на описные, проводимые преимущественно летом, и промерные, выполняемые в основном зимой со льда. В докладе приведена детальная инструкция по производству таких изысканий. A. И. Нагаевым лично были отобраны знающие офицеры для работы в экспедиции, которая в начале 1747 г. сразу приступила к промерам южной части Финского залива. На протяжении шести лет руководил А. И. Нагаев работой постоянной гидрографической экспедиции. В результате был собран огромный материал, позволивший к 1752 г. составить Атлас Балтийского моря и его лоцию. В Атласе помещены 28 карт, из них 17 изготовлены А. И. Нагаевым при участии его морских офицеров, а 11 карт имели иностранное происхождение, с исправлениями. По мере составления карты принимались членами Адмиралтейств-коллегий, после чего гравировались. Оттиски отдельных карт были сделаны в 1751 г., когда А. И. Нагаеву было присвоено звание капитана 2-го ранга. Атлас был издан уже после смерти Нагаева, в 1790 г., а затем в 1795 г Характерно, что из 17 карт, составленных А. И. Нагаевым, только 4 являлись общими морскими (сравнительно мелкомасштабными), а 13 карт специальными (частные крупномасштабные или планы). Для Балтийского моря это особенно важно: его прибрежье отличается обилием мелей при общей мелко-водности. Крупномасштабные карты наглядно отображали очертания берегов и особенности распределения прибрежных глубин. Историко-географ А. Ф. Алексеев подчеркивает: По картам Нагаева можно было не только плавать, но и наглядно представить себе вид берегов, даже не заглядывая в лоцию .

Эти карты были еще ориентированы по компасным пеленгам, они не имели построенной сети меридианов и параллелей Первая русская лоция Балтики и вторая отечественная после лоции Каспия Ф. И. Соймонова была опубликована опять-таки после смерти гидрографа, в 1789 г. Ее название Лоция, или Морской путеводитель, содержащая в себе описание фарватеров, входов в порты в Финском заливе, в Балтийском море, Зунде и Скагераке находящихся. Сочинена по указу Государственной Адмиралтейств-коллегий в 1751 г. флота капитаном Алексеем Нагаевым . Лоция была издана в двух книгах, которые раскрывали содержание Атласа, пополняя его навигационно-географичеекими данными о Балтике, а также описаниями, берегов и историческими сведениями. Как Атлас Балтийского моря, так и лоция А. И. Нагаева выделялись среди подобных иностранных изданий своей точностью, основанной на критическом обобщении всевозможных источников и применении оригинальной методики гидрографических работ, а также доступностью при пользовании. Оба выдающихся труда широко применялись мореплавателями на протяжении более 50 лет. О значении этого картографического труда высказался советский историк науки Т. И. Райнов: Атлас Нагаева, являющийся одновременно итогом всех предыдущих русских гидрографических работ в Балтийском море и результатом больших личных усилий составителя, знаменовал значительную степень зрелости русской военно-морской гидрографии в середине XVIII в. Умер А. И. Нагаев 8 января 1781 г. в чине полного адмирала в отставке.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rgo.ru


Диплом на заказ


1. либо испробованных человечеством
2. Локальные сети на основе коммутаторов
3. ти летнего сына Марко
4. И разумеется всегда находятся люди благодаря активности которых эти силы и условия действуют.
5. Сагайдачного Коледж морського і річкового флоту
6. Сказание о Мамаевом побоище
7. I. The totl territory of New Zelnd is 268680 squre kilometers
8. тема Юникс UNIX. К тому времени операционным системам как классу программного обеспечения шел уже второй дес
9. Проблема человечества
10. Тема- Характеристика і особливості оформлення телеграм телефонограм та факсів Мета- Навчитися правильно о
11. шевых товаров ориентируя их на менее обеспеченные слои населения
12. Трактора и автомобили Сельскохозяйственные машины Земледелие и растениеводство приобретение опыта
13. 50 N ~ 0.30.5 P ~ 0.020
14. Материалы авиационной техники 1
15. 052013 На каждое движение и желание хозяина дома свое ldquo;умноеrdquo; освещение Свет может быть опти
16. чистая зона санпропускника для персонала которая состоит из шлюза прихожей холла гардероба
17. Eduction in Engln
18. Общественное мнение способно не только отражать объективную действительность но и воздействовать на практ
19. Водоснабжение и водоотведение на ГСХ-3
20. Реферат- Александр и Библиотека