Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

материальное обеспечение более эффективным и рациональным а законодательство действующим

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


Почему хромает социальная сфера

Основные законы действующего в России социального законодательства были приняты

в 1995 году, совпав по времени с избирательной кампанией в Государственную Думу. Поэтому зачастую носят откровенно конъюнктурный характер. Но эти недостатки вполне устранимы и не всегда требуют значительных финансовых затрат. Более того, их устранение позволит сделать финансово-материальное обеспечение более эффективным и рациональным, а законодательстводействующим.

ДОМ БЕЗ ФУНДАМЕНТА

Основы для развития социального законодательства были заложены Конституцией 1993 г. Ст. 7 провозглашает РФ социальным государством, что означает охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инва-

лидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Но формулировка статей, посвященных социальной защите населения,  особенно уязвимых групп, а также положения главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" позволяют сделать вывод об отсутствии реальных гарантий осуществления права на социальное

СОЦМАЛМЯЯ 1ХФ01ИА

обеспечение, не говоря уже о более широком понятии права на социальную защиту.

Не закреплен в Конституции принцип взаимосвязи минимального промежуточного минимума и минимальной заработной платы. Это ведет к тому, что практически допускается разрыв в их величинах: минимальная заработная плата может отставать от прожиточного минимума. Частично этот недостаток устранил Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Однако и в нем нет жесткого закрепления вышеупомянутого принципа. В ст. 5 п. 1 говорится: "Величина прожиточного минимума... является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат". Что же касается минимального размера оплаты труда и пенсии по старости, то "они поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год" (ст. 5 п. 2).

Из этого вовсе не следует, что минимальный размер оплаты труда и пенсии будет соответствовать прожиточному минимуму. То же самое можно сказать и о размерах предоставляемой государством социальной помощи, поскольку граждане (или семьи), чей среднедушевой до-

ход ниже величины прожиточного минимума, признаются малоимущими и имеют право на получение государственной социальной помощи (ст. 6 п. 1). При этом условия и порядок предоставления такой помощи "устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации" (ст. 6 п. 2). Вот и получается, что Закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" не связывает размеры оплаты труда, пенсий и пособий с размером прожиточного минимума, отсылает исполнителей к другим правовым актам, многие из которых еще даже не приняты!

В ст. 8 этого же закона наконец-то был обозначен порядок определения тех, кто считается малоимущим. Напомню, закон вступил в силу с 1 января 1998 года с большим запозданием. Тогда как по сути своей он является фундаментальным в корпусе социального законодательства и должен был появиться на свет прежде всех остальных. Получается, что дом построили без фундамента. Где уж говорить о его прочности!

"СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ'

Законы, принятые в 1995—1996 годах развивают и конкретизируют положения Конституции: "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основах социального обслуживания населения в

Российской Федерации". Они имеют уже более конкретное содержание, вводят новые понятия. Но, несмотря на очевидные достоинства, социальное законодательство явно относится к "социалистическому наследию" в том виде, в каком сегодня существует, не отвечает современным требованиям общества. Во многом законы носят декларативный характер, большинство норм являются отсылочными к законам и подзаконным актам, которые еще не приняты и, следовательно, не имеют прямого действия. Социальные законы, принятые исходя из сиюминутных политических интересов, как правило, не могут быть применены на практике, не отвечают реальностям, не учитывают специфику регионов, их финансовые и материальные возможности.

Существующее социальное законодательство порождает иждивенческие настроения, что отмечают многие социальные работники-практики. Например, в Законе "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации" формулировка трудной жизненной ситуации, при которой гражданин имеет право на социальное обслуживание, обозначена довольно полно: "объективно нарушающая деятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность,   малообеспечен-ность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно" (ст. 3). И в то же время

СОЦИАЛЬНАЯ МФОРИА

вопросы остаются. Как определить грань между ситуацией, с которой человек действительно не может справиться самостоятельно, и той, с которой не хочет справляться, но при некоторых условиях способен на это?

В этом смысле небезупречны и некоторые другие положения законов. Взять хотя бы Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Закон затруднен для восприятия. Целый ряд статей просто откровенно декларативен. Частьотложена или проигнорирована. Практическое значение этого документа сведено к минимуму, если не к нулю. Много ли проку от такого "защитника"?

БЕДНОСТЬ

СЛЕДСТВИЕ,

А НЕ ПРИЧИНА

Принято считать, что все проблемы реализации социальных законов связаны с недостаточным финансированием. Однако осмелюсь предположить, что недостаточность финансирования скорее является следствием, а не причиной неисполнения социальных законов. Истоки этого явления надо искать опять же на законодательном уровне.

Уже было сказано, что социальные законы принимаются во время избирательных кампаний и нацелены не столько на социальную защиту, сколько на получение голосов населения. Подмена целей вызывает целый ряд нарушений требований законодательного процесса, Отсутству-

1)^.ц

ет или не соблюдается программа законодательных работ. Это порождает чехарду в сроках принятия законов: те, что должны приниматься в первую очередь, принимаются в последнюю. Правовые акты дублируют друг друга. Отсутствует "пакетный" способ рассмотрения и принятия законов. Отсюда не только дублирование, но и противоречие одних законов другим. Нарушается конституционное требование о том, что "законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации" (ст. 104 п. 3 Конституции). Следуя своим конъюнктурным интересам, депутаты Государственной Думы либо игнорируют это требование, либо принимают подобные законы вопреки заключению правительства. Они получаются заведомо неработающими, поскольку не подкреплены материально.

Другими причинами, тормозящими реализацию социального законодательства, стали отношения между центром и регионами, регионами и местным уровнем. Социальный блок относится к вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В нем завязаны бюджеты как центра, так и регионов. Однако средств на обеспечение социальной помощи наиболее уязвимым группам населения не предусматривается ни там, ни там, особенно в том случае, если закон "спускается сверху". То же самое относится и к местным бюджетам.

В то же время законы, принимаемые субъектами РФ, оказываются

более реальными и исполнимыми, поскольку они привязаны к местным условиям. К тому же местные региональные власти не прочь потянуть одеяло на себя, преследуя свои политические интересы.

Если эти причины будут хотя бы частично устранены, то социальное законодательство не сможет быть использовано как средство для манипулирования общественным мнением (и голосами избирателей), удовлетворения политических амбиций. Примечательно, что в данной сфере отсутству ют лоббистские группы, которые повлияли бы на этот процесс. Ими могли бы стать общественные объединения.

ОПИРАЯСЬ________ НА МЕСТНЫЙ ОПЫТ

С этой же проблемой связана другая отсутствие стандартов социальной защиты и оказания социальной помощи. Закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" предусматривает, что "социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания" (ст. 6 п. 1). Эти стандарты должны устанавливаться Правительством РФ (ст. 6 п. 2) и быть обязательными на всей территории России. Но они не только не установлены, но и сделать это довольно затруднительно в каждом регионе это понимают по-разному. Так, в Свердловской и Ир-

кутской областях были приняты законы о стандартах, но они скорее связаны с минимальным финансовым обеспечением потребностей в социальном обслуживании

И все же региональный опыт ценен хотя бы потому, что сделана реальная попытка определить, что такое социальные стандарты, привязка их к финансовым нормативам, кото рые позволяют не только сформировать областной и местный бюджеты, но и реально обеспечить реализацию права на социальную защиту В данном случае социальная сфера финансируется не по остаточному принципу, а в бюджет заложены минимальные расходы на нее

Исходя из этого федеральное законодательство должно больше учитывать опыт действующего социального законодательства в регионах, поскольку инициатива принятия тех или иных законов необязательно должна исходить из центра Федеральное законодательство должно устанавливать стандарты оказания социальной помощи (а не правительство, у которого до этого руки не доходят) Регионы же должны иметь большую свободу действий в этой сфере, но в рамках, очерченных фе деральным законодательством

Третья группа причин неэффективности социального законодательства заключается в отсутствии его "инфраструктуры" Надо создать целый ряд законодательных актов для ее наполнения, выработать государственную политику в пограничных сферах эффективные законы о занятости населения, о благотворительности и благотворительной деятель-

(СОЦМАЛМАЯ МФ09ИА

ности, о волонтерах, о создании и деятельности центров социально-психологической помощи Необходима четкая государственная политика по развитию и поддержанию мелкого и среднего бизнеса, создание условий для деятельности негосударственных социальных служб, общественных объединений, которые могли бы оказывать помощь социальным работникам и службам

И, наконец, необходимо определить статус социального работника важнейшей, ключевой фигуры в сфере социальной защиты населения Права, обязанности и льготы социальных работников не сведены в один документ, они разбросаны по разным законам Законодательные нормы, которые мы имеем сейчас, скудны и неэффективны В этомеще одна причина неэффективности социальной сферы вообще

Итак, проанализировав недостатки ее реализации, можно сделать вывод, что они вполне устранимы и не всегда требуют значительных финансовых затрат Более того, устранение этих недостатков способно коренным образом изменить ситуацию Однако это достижимо лишь в том случае, если социальное законодательство перестанет быть средством для манипулирования в руках законодателя, а социальный работникзаложником государственной политики, а не связующим звеном между обществом и государством




1. Общие сведения о темпераменте
2. наступает момент учета итогов дня определения потерь и завоеваний
3. реферату- Пошуки краси в оточенні вульгарного буржуазного існування в збірці Квіти зла Шарля БодлераРозді.html
4. Апелляция в гражданском процессе
5. Европа Русская Ислам Доколумбова Америка Великая Степь
6. Философия и история ЮРГУЭС В
7. Тема- Методика проведения подвижных игр c детьми старшего дошкольного возраста Методика проведения п
8.  ВСТУПЛЕНИЕ 2 ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ 2
9. Средства массовой информации и технологии PR
10. 16 Значение древних цивилизаций в истории мировых цивилизаций
11. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на
12. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к курсу Менеджмент молодежной сферы В условиях изменения социальной политики
13. по теме Древняя Греция 1
14. тематике- Оценка стоимости научнотехнической продукции научноисследовательских работ
15. Note tht the only difference between the two mcro files is tht IDOS
16. БЕКОНЕЧНОСТЬ От конечных пространств ограниченных плит И сознаний постигнуть не могущих суть Абсо
17. оператор выбора while
18. Защита информации
19. политика политическая сфера жизни общества.html
20. Прямые иностранные инвестиции Прямые иностранные инвестиции вложение капитала с целью приобретения