Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Исламская революция свершившаяся в стране история которой насчитывает несколько тысячелетий является од

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13


43. ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ.

Мехди Санаи 

1. Исламская революция, свершившаяся в стране, история которой насчитывает несколько тысячелетий, является одним из важнейших событий XX века. Это явление и внутри страны считается началом одного из важнейших рубежей исторического развития.

Изменения, происходящие в современном Иране, сущность его внутренней политики и отношение к мировому сообществу не могут быть правильно восприняты без учета тех этапов исторических преобразований, которые ранее происходили в этой стране.

Рассмотрение самого хода революции, ее отношения к мировому сообществу и нормам международного права возможно только с учетом такого компонента как общественное поведение самого народа Ирана, испытывающего влияние своей истории и культуры.

2. Особенно важным при этом является влияние двух факторов: принадлежность к иранской нации и приверженность исламу.

Иранская цивилизация, как одна из древнейших в мире, насчитывает несколько тысячелетий. И нельзя игнорировать этот один из основных воздействующих факторов. С другой стороны Иран - страна, которая в кратчайшие сроки восприняла ислам, предоставив на службу ислама и исламских наук свою культуру и цивилизацию. Многие признанные личности в истории ислама являются именно выходцами из иранских просторов.

Определенная часть современных авторов явно отдает предпочтение большей значимости одному из этих двух факторов. И это обычно ведет к противостоянию их позиций. Но абсолютное большинство исследователйй утверждает, что в ходе 1400-летнего исторического развития Ирана, и в частности за последнее столетие, следует признать взаимовлияние и взаимообуславливаемость этих двух факторов: ислама и принадлежности к иранскому народу.

Следует отметить, что одновременно среди сторонников этой позиции все чаще ведутся споры: считать народ Ирана “иранцами-мусульманами” или “мусульманами – иранцами”. И это не просто вопрос терминологии, а определение значимости каждого из перечисленных факторов в поведении индивидов, общества и государства.

3. Четкое понимание сущности нынешнего иранского государства возможно только при достаточном знакомстве с исламом, идейными течениями раннего периода ислама, историческими изменениями в самом понятии государства среди мусульман и политическим мышлением в современном исламе. Государственное правление в Исламской Республике Иран основано на религиозном правлении, опирается на религиозные столпы и на требования шариата. Привилегированное положение религии в государственной политике в Исламской Республике Иран заключается в неразрывной связи ислама и политики.

Как во всех монотеистических религиях, в исламе также наблюдаются некоторые разногласия в комментировании и анализе ряда основополагающих, принципиально важных и частных религиозных вопросов. Но безусловно общепризнанным является то, что ислам по сравнению с другими религиозными учениями имеет наиболее тесные и глубокие связи с политикой и властью как важнейшими средствами реализации своих принципов. Поэтому среди мусульман сохраняется особая приверженность политике, подпитываемая непосредственно исламским учением.

Действительно всякая политика представляет собой способы организации жизнедеятельности с учетом интересов всех людей и решение общественных вопросов. Такие принципы ислама, как "закят", "хадж", "джихад", "поощрение дозволенного и предостережение от недозволенного" являются действенными и эффективными для обеспечения духовной общности и социальной сплоченности мусульман.

Ислам, осознавая зависимость природы человека от его физических и духовных потребностей, не может быть ограничен только идеологическими рамками, а постоянно ищет способы и средства для достижения провозглашенных им целей. Уже с первых лет хиждры (переселения) Пророк ислама создает в Медине исламское государство.

4. Для более четкого понятия сущности исламского правления в Исламской Республике Иран, следует учитывать и такой фактор как ислам шиитского толка и историю шиизма. Именно его идейные и познавательные принципы заложены в основе решения социальных вопросов в современном Иране в рамках государственной концепции под названием "велаяте факих".

Шииты на всех этапах своей истории стремились к созданию "праведного" государства. Согласно шиитскому учению только непорочные, а в период их отсутствия замещающие их по праву люди, то есть справедливые факихи, имели право возглавлять исламское государство. С такой позицией в историческом прошлом, за исключением отдельных кратковременных периодов, шииты всегда находились в меньшинстве в мусульманских обществах, зачастуя подвергаясь жестокому давлению. Однако, несмотря на это, они сохранили для себя четкие понятия справедливого государственного строя. Ожидание пришествия скрытого имама, придает этим надеждам шиитов колорит исторической необходимости.

Совокупность перечисленных особенностей, т.е. отсутствие убеждения в необходимости подчинения большинству, вера в историческую неизбежность (пришествие скрытого имама) - составляли основу исторического менталитета шиитов. Это вовсе не означает, что шиизм никогда не соглашался идти на компромисс с правящими силами. Наоборот, шиитские факихи, чтобы обеспечить сохранность жизни своих приверженцев, в отдельные исторические периоды вступали в альянс с правящей элитой.

Согласно теории "велаяте факих", основанной на содержании некоторых аятов Корана и хадисов, единственная группа, наделенная правом власти в исламской общине - это улемы. Достаточный объем познаний в области исламских наук (степень иджтихада), справедливость и богобоязненность - являются тремя основными качествами, которыми должны быть наделены исламские улемы.

Иджтихад, как один из принципов шиизма имеет исторические корни в раннем исламе и, особенно, в период возникновения шиизма. Именно благодаря принципу иджтихада шииты смогли противостоять течению "ахбариюн", сторонники которого считают, что мусульмане через непосредственное обращение к Корану и хадисам могут вполне определить свои задачи и обязанности,

Теория "велаяте факих", заложенная ранее шиитскими факихами и широко разработанная впоследствии Имамом Хомейни именно на базе этих основных особенностей шиитского учения, представляет собой комплексную программу реализации исламских принципов в современном обществе и необходимости использования власти для реализации этой программы.

Теория "велаяте факих" основывается на трех принципах: 

1) Полное подчинение общественных и государственных структур исламским законам.

2) Руководство, осуществляемое факихом, - основа деятельности трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).

3) Обязанность каждого мусульманина - борьба за установление исламского правления и его защита.

Правление "велаяте факиха", будучи основанным на учении с глубокими историческими корнями, является народным правлением. Ибо невозможно отрицать роль народа в назначении духовного руководителя. Несмотря на то, что "вела-йе факих" должен обладать вышеперечисленными свойствами и соответствовать вышеуказанным требованиям, тем не менее он назначается народом прямым голосованием или через представителей. Данное положение закреплено конституцией страны.

В 1979 году, когда решался вопрос о названии "Исламской Республики Иран", Имам Хомейни воспрепятствовал попыткам консерваторов, которые хотели создать "государство исламской справедливости", и настаивал на сочетании двух свойств для государства: "исламское" и "республиканское".

4. Исламскую революцию Ирана можно рассматривать и в рамках современных реформаторских идей, распространенных в исламском мире. Исламская цивилизация, влияние которой распространялось в, течение первых семи веков по всему миру, включив в свою орбиту Аравийский полуостров, Иран, Северную Африку, Ближний Восток, огромные просторы Азии и часть Европы, начиная с XIV века постепенно стала клониться к упадку, застою и культурной отсталости.

Период Ренесанса и экономического подъема Запада совпал с эпохой упадка мусульманских государств, большинство из которых в течение нескольких веков превратились в колонии западных держав.

Но уже в конце XIX- начале XX веков в исламских странах появились крупные ученые, которые преследовали две цели: во-первых, лишить чужеземцев доступа к сырьевым ресурсам мусульманских стран и добиться политической и экономической независимости этих стран; во-вторых, совместить ислам и модернизацию. Среди исламских улемов распространилась волна просветительства, самосознания и реформаторства. Понимание колонизаторской природы присутствия западных стран в исламских обществах и его негативных последствий направляло исламское общество к достижению независимости. Кризис халифата как института исламской государственности, и распространение идей модернизма привели к формированию идей "исламского правления" как среди шиитских, так и суннитских улемов. Этому способствовало и то, что одним из последствий экспансионистской политики стран-колонизаторов стало укрепление единства мусульманских улемов. Исламские реформаторы стремились к достижению "исламского единства" в качестве главной цели.

Среди реформаторов в исламском мире в первых рядах находились такие мыслители как Сайид Джамалиддин Асадабади, Мухаммад Абдух, Рашид Реза (ум. в 1995 г.), Али Шариати (ум. в 1977 г.), Мортаза Мотаххари (ум. в 1980 г.) и особенно Имам Хомейни (ум. в 1989 г.). Все эти мыслители из различных стран исламского мира путь спасения мусульман видели только в создании исламского государства и обеспечении единства последователей ислама,

Исламская революция в Иране, представляющая собой открытый протест против западной экспансии в "стране ислама", заложила основы государства, в числе которых - исламское просвещение и исламские ценности, впитывающие требования современности.

5. Стремление Исламской Республики Иран к исламским ценностям не означает игнорирования реальности. Эта тема вполне рассматриваема в рамках актуальности "иджтихада факихов" в исламе и с учетом "необходимости" с точки зрения исламских улемов. Такое взаимодействие и согласованность между ценностями и реалиями явно наблюдается во внутренней и во внешней политике Ирана.

Внешняя политика Ирана является продуктом и следствием постоянного взаимодействия религиозной идеологии (теория Имама Хомейни) и реальной действительности жизни мирового сообщества. Иран стремится к возрождению ислама в мире и к единству мусульман, но эта цель никогда не заменяла национальные интересы, как основной направляющий фактор внешней политики ИРИ, и не была направлена на создание зоны влияния.

При наличии таких заимствованных из закона "Сияр" (международное исламское право) факторов, как предпочтение исламского единства национализму, упор на экспорт исламской революции в первом десятилетии после ее победы, доктрина активных действий в третьем мире, признание иерархической перегруппировки стран и сомнение в легитимности некоторых международных норм, сам опыт внешней политики ИРИ свидетельствует о том, что Исламская Республика Иран стремится к реализации своих целей в области внешней политики с учетом реальной обстановки в мире и с использованием существующих в мире правовых норм.

Принимая во внимание то, что современное мусульманское сообщество все больше обособляется в национальных рамках, ислам как объединяющий фактор используется во внешнеполитической деятельности Ирана лишь в меру его соответствия национальным интересам страны, объявленная ранее цель (исламское единство) используется только в качестве средства мобилизации масс.

Следует обратить внимание еще на один важный фактор в формировании внешней политики Ирана. Нужно иметь в виду то обстоятельство, что создание исламского государства в Иране является результатом длительного периода негосударственного функционирования шариата, поэтому международное сообщество и международное право, влияя на формирование внешней политики Ирана, одновременно не могут абстрагироваться и от воздействия исламского государства на международное сообщество.

6. К сожалению, большинство исследований относительно исламской революции страдают необъективностью, ибо в них исламская идеология рассматривается в традиционных рамках, а ряд ценностей и интересов международного характера ими не учитываются.

Согласно подобным исследованиям, исламская революция имела своим следствием исламизацию жизни, возрождение исламского единства, и как результат этого - деградацию системы "государство-нация", на которой основывается международное право.

Однако действия Исламской Республики Иран как внутри страны, так и на международной арене говорят о взаимосвязи с общемировым порядком. Политическая деятельность Ирана осуществляется на основе взаимодействия традиционных принципов шариата с задачами, формирующимися в соответствии с реалиями, вытекающими из государственной необходимости и особенностей текущего века. Эти два фактора отражаются и во внешней политике ИРИ. Иран, призывая к исламскому единству, одновременно учитывает и свои национальные интересы.

При рассмотрении вопросов о взаимоотношениях Исламской Революции в Иране и международного права следует вспомнить, что международное право, как понятие с многочисленными и разнообразными компонентами, не поддается четкому общепринятому определению. Это отсутствие четкости и обосновывает возможность для Исламской Иранской революции дать свою интерпретацию различных аспектов международного права - и норм и практики.

Подобная позиция отражает, с одной стороны, обостренное внимание всего развивающегося мира к различным аспектам международного права, которые игнорируют интересы некоторых сторон международного права. С другой стороны, позиция Исламской Революции по вопросам международного права является своего рода отражением в нем исламских ценностей.

Устойчивое развитие Европы и период упадка Азии, особенно в XIX веке, привели к тому, что международное право все больше и больше базировалось на европейских понятиях, а азиатские государства оказались в правовом вакууме. Фактически никак не влияя на формирование международного права, они вдруг стали его объектами.

Первые попытки борьбы против глобализации европейских ценностей и европейских систем международного права начались с победой большевистской революции в 1917 г. и образования Советского Союза. Советский Союз, используя марксистскую теорию, характеризовал общие принципы международного права как выражение интересов правящего класса капиталистов.

Во всяком случае, то, что и поныне соответствует действительности, так это игнорирование ценностей восточных народов при выработке норм международного права. Сегодня большинство государств, конечно, имеют собственные позиции, собственные национальные ценности и интересы. Но международное признание этих ценностей и интересов, которые признаны на уровне народов и государств, пока остается вопросом будущего.

При рассмотрении вопроса о соотношении политической идеологии Имама Хомейни с международным правом обнаруживается несколько важных моментов.

Во-первых, следует отметить, что при оценке действия одной политической системы нельзя игнорировать то давление, которое оказывается на нее со стороны международных экономических, политических и правовых систем. Исламская Революция в Иране в ответ на реакцию мощного аппарата международной системы, вынуждена была принять адекватные меры

Этим объясняется несоответствие между некоторыми целями Исламской Революции, не приемлемыми для мирового сообщества (такие как создание всемирного исламского государства) и другими, которые законодательно закреплены в самом Иране и не противоречат международным правовым нормам (признание за исламскими странами приоритетного направления во внешней политике).

Во-вторых, следует принять во внимание влияние революционного энтузиазма и внутренней борьбы за развитие Исламской Революции в течение различных периодов, особенно в ее начальной стадии. Естественно, что подобный энтузиазм свойственен всем революциям. Начиная со второго десятилетия революции, мы становимся свидетелями все большего учета реального положения дел в международном сообществе, большего прагматизма и соблюдения национальных интересов.

В-третьих, Исламская Революция в Иране, понимаемая в более широком смысле как обновление жизни исламского населения, основывающееся на ценностях ислама, является и своего рода новой переоценкой норм, доктрин и функций международного права, относящихся ко всему развивающемуся миру.

Эти взаимосвязанные друг с другом исламские ценности и интересы постепенно начинают оказывать отдельное давление на структурные шаблоны, соглашения и порядок в международной системе.

Как видно из опыта французской и русской революций некоторые из этих новых образований могут занять постоянное место в международном масштабе, и следовало бы подождать и выяснить - не оставляет ли часть из них свои следы на прибрежных песках после прохождения революционной бури?

В-четвертых, большинство расхождений в понятиях Исламской Революции и международных правовых норм относится к области прав человека. Права человека - важнейшая часть международного права, в которой понятие "нация-государство" коренится, прежде всего, в культурных ценностях, нежели в национальных интересах.

Права человека в исламском понимании в некоторых областях отличаются от основ, заложенных Всемирной Декларацией прав человека. Несмотря на многие совпадающие общие позиции, ислам по таким аспектам как основное право, отношение к женщинам и уголовное право, имеет свои особые взгляды.

Во всяком случае, борьбу против преобладающего мирового порядка в международном праве не обязательно воспринимать как борьбу с международным правом и игнорировать его основные принципы; т.к. международное право представляет собой сложную взаимосвязанную и совершенствующуюся за счет норм и принципов систему, которая ни в коем случае не подчиняется какому-либо основному порядку.

Действительность говорит о том, что развивающийся и особенно мусульманский мир начинают выступать в качестве мощного полюса в многополярном мире. Каждый из международных объектов имеет особое место в системе международного права и отдельных его сегментов, при этом каждый из них в свою очередь является выразителем различных ценностей и интересов.

В результате можно прийти к выводу, что Исламская Революция в Иране, как явствует из ее позиции в области внешней политики за двадцать лет, придерживается системы "государство-нация", в большинстве случаев является защитником принципов международного права и опирается на них.

В некотором смысле отношения Исламской Революции и международного права отражают стремления к ликвидации остатков прежнего колониализма, достойному выбору приоритетов, не исключая и принципов международного права. Нельзя не учитывать того, что нынешнее международное право зародилось на Западе, на родине бывших колонизаторов и поэтому не исключено, что принципы международного права могут выступить гарантией для продолжения прежнего колониального процесса и экспансионистских устремлений западных держав, хотя эта экспансия может проявляться в других формах.

Позиция Исламской Революции относительно прав человека - это своего рода обращение к мировому сообществу учитывать различные ценности, религии и культуры при определении прав человека и всей структуры международного права.

7. Президент Ирана, доктор Сейид Мохаммад Хатами в течение последних двух лет особое место в своей деятельности уделяет вопросу диалога цивилизаций. В прошлом году в своем выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи ООН он предложил объявить 2001 год годом "диалога цивилизаций". Данное предложение было одобрено Организацией Объединенных Наций.

Требование Исламской Революции о признании различных ценностей в международном праве способствует лучшему пониманию теории диалога цивилизаций. Концепция диалога цивилизаций опровергает теорию “столкновения цивилизаций” Самуэля Хантингтона, на основе которой международные преобразования будто бы происходят в рамках столкновения цивилизаций и, особенно, исламской и западной. Теория “диалога цивилизаций” не признает мировое сообщество лишь с односторонними ценностями и отражает стремление видеть мировое сообщество, построенное с учетом различных ценностей, принципов и культур.

Согласно теории “диалога цивилизаций”, принципы и основы различных цивилизаций в значительной мере близки друг к другу и тесно переплетены, поэтому столкновение между ними вовсе не неизбежно. Наличие каких-либо разногласий связано с существующим “правящим порядком” и стремлением к “достижению господства”. Официальное признание наличия в мире различных культурных ценностей и многополярности мира не оставит никаких возможностей для столкновения.

Теория диалога цивилизаций свидетельствует, что человечество уже перешагнуло групповые обособленности и, если оно будет углублять знания по истории, культуре различных народов и будет стремиться к взаимопониманию и взаимопознанию, то оснований для противостояния не останется. Наилучшим путем для достижения этой цели является именно диалог.

Исламская революция 1978—1979 гг.

Началом революции явился расстрел антиправительственной демонстрации в Куме в январе 1978 г. По истечении срока поминовения усопших (40 дней) волнения охватили целый ряд городов страны. В ожесточенных схватках с войсками, жандармами, агентами САВАК (Управление безопасности и информации Ирана, создано в 1957 г.) погибли десятки тысяч иранцев. Ответом на их гибель были новые, еще более мощные действия, но массы явно преобладали. Попытка шаха разрядить ситуацию путем замены в конце 1978 г. военного правительства кабинетом во главе с либеральным политиком из числа лидеров НФ Ш. Бахтияром, не удалась. НФ исключил Бахтияра из своих рядов. Хомейни расценил образование кабинета Бахтияра как заговор и призвал народ к неповиновению. Попытки американцев спасти шаха лишь усилили антиамериканский настрой в стране. После того как 16 января 1979 г., по рекомендации Бахтияра, шах с шахиней покинул Иран, что было встречено народом с энтузиазмом, в стране некоторое время сохранялось двоевластие. Бах-тияр, надеявшийся на поддержку армии, отказался добровольно уйти в отставку, заявив, что не допустит замены диктатуры шаха диктатурой духовенства. Вернувшийся 1 февраля из многолетней эмиграции Хомейни, опираясь на созданные по всей стране “Исламские революционные комитеты”, объявил о назначении главой Временного правительства другого видного деятеля НФ — М. Базаргана. Конец двоевластию положило вооруженное восстание в Тегеране, начавшееся 9—10 февраля 1979 г. Сигналом для него стало нападение отряда шахской гвардии на служащих авиационной базы вблизи столицы. Днем 11 февраля Высший военный совет заявил о своем нейтралитете и отдал приказ войскам вернуться в казармы. Тогда же Бахтияр покинул страну. Последние очаги сопротивления сторонников шаха были подавлены утром 12 февраля. Таким образом, “исламская революция” неразрывно связана с провалом реформ, проводя которые, шах, его окружение и американские советники нимало не считались ни с народом, ни с его традициями и обычаями, корнями уходящими в многотысячелетнюю историю.  

“Исламскую революцию” можно определить следующим образом: по характеру, движущим силам и методам борьбы как народную, по основной направленности как антимонархическую, антиимпериалистическую и остро антиамериканскую, по социальной сути как буржуазную, по руководящей роли духовенства и организационно-идеологической основе как исламскую. Шиитское духовенство, оказавшись у власти, сумело превратить организации, созданные в ходе революции, в свою опору. Легализовались позиции территориальных исламских революционных комитетов, революционные суды стали исламскими революционными трибуналами; в качестве своей вооруженной опоры служители религии создали Корпус стражей исламской революции; под их контролем оказались сохранившиеся органы полиции и жандармерии, а также армия. Возникшие на предприятиях и в учреждениях органы самоуправления были преобразованы в руководимые муллами “исламские комитеты” с участием предпринимателей. Вместе с территориальными комитетами при мечетях они составили низовую базу нового режима.

1 апреля 1979 г. Иран был объявлен Исламской Республикой (ИРИ).

Провозгласив основной внешнеполитический принцип “Ни Запад, ни Восток, а Ислам”, тем самым отделив себя от двух “сверхдержав”, Иран заявил о выходе из СЕНТО. Был расторгнут ряд военных и гражданских контрактов с США и другими западными державами, ликвидированы американские военные базы, аннулировано соглашение с- МНК, закрыты многие иностранные, прежде всего американские, банки и компании. Пиком антиамериканской компании стал захват в ноябре 1979 г. посольства США и объявление всех его сотрудников “заложниками”.

В декабре 1979 г. в результате референдума была утверждена конституция ИРИ, разработанная известными исламскими правоведами.

В конституции утверждается, что в стране вводится исламский образ правления — велаят-е факих. Провозглашается, что абсолютная власть над миром принадлежит Аллаху. Во главе государства стоит рахбар (руководитель), исполняющий наместническую функцию в период “сокрытия” 12-го имама, прямого потомка пророка Мохаммада, таинственно исчезнувшего в детском возрасте в IX в. Рахбар, стоящий над тремя ветвями власти, обладает широчайшими полномочиями, в том числе и единоличным правом смещения всенародно избранного президента. Для контроля над парламентом был создан Наблюдательный совет из 12 богословов, половину из которых должен был назначать Хомейни (рахбар). Совету предписывалось следить за тем, чтобы принимаемые меджлисом, законы соответствовали положениям ислама и конституции. Кроме того, Хомейни получил право объявлять войну, заключать мир, проводить мобилизацию; он стал верховным главнокомандующим вооруженными силами.

В республике наряду с теократическими были созданы и республиканские органы власти (президент, правительство, меджлис), сфера деятельности которых несколько сужена теократическими структурами.

Исламская республиканская партия (ИРП) благодаря поддержке Хомейни стала фактически правящей партией в стране. Увольнение Базаргана с поста главы правительства в конце 1979 г. и отставка первого президента Ирана Банисадра летом 1981 г. свидетельствовали об усилении позиции лидеров ИРП и об устранении от власти как сторонников умеренно-либерального курса, так и поборников интересов торгово-предпринимательских кругов. После этого исламские власти предприняли наступление на позиции леворадикальных сил. Каждое из политических движений, недовольных захватом и узурпацией власти шиитским духовенством, действовало независимо от других себе подобных и погибало также в одиночку.

Наиболее сложным периодом для ИРИ оказалась восьмилетняя война с Ираком, где в целом Иран выстоял. Только внезапное и массированное применение Ираком против Ирана созданных им в тайне от остального мира ракет средней дальности и химического оружия, а также истощение ресурсов самого Ирана склонили Хомейни к принятию решения о прекращении войны и примирении с Ираком. Война стоила Тегерану 102—103 млрд долл. по оценкам специалистов ООН.

К моменту окончания войны в августе 1988 г. произошло разделение правящих верхов на два течения: “прагматиков” и “ортодоксов”. Представители ортодоксального крыла выступали за жестко централизованную, находящуюся под контролем государства экономику, ограничение крупного частного капитала, экономическую автаркию и самоизоляцию от внешнего, особенно западного мира (таухидная экономика), исламиза-цию всех сторон жизни, борьбу всеми средствами и способами против “мирового империализма”, а еще шире — против всего немусульманского мира.

“Прагматики”, руководимые президентом Рафсанджани, осознавали, что задачу восстановления страны невозможно решить без привлечения иностранного капитала, закупок импортного оборудования взамен разрушенного и приглашения иностранных специалистов. Они предлагали провести широкую приватизацию значительной части объектов госсектора, создать благоприятные условия для развития частного капитала, расширить связи с внешним миром, в том числе и с западным, смягчить исламские “строгости” с целью формирования более привлекательного имиджа страны на мировой арене и в глазах иностранных инвесторов, до определенной степени либерализовать общественно-политические структуры, без чего невозможно успешное продвижение к свободной рыночной экономике. Кроме того, “прагматики” осознавали, что сохранение прежней политико-экономической системы в неизменном виде ведет к застою общества, чреватому социальным взрывом, к тому же признаки начали слабо проявляться.

Все же при всей остроте внутренних разногласий правящее духовенство никогда не доводило дело до явного раскола своих рядов, во всех случаях сохраняя своеобразную сословно-корпоратив-ную солидарность.

Незадолго до своей смерти в 1989 г. Хомейни согласился пересмотреть взаимоотношения между Наблюдательным советом и кабинетом министров в сторону увеличения самостоятельности действия правительства. По новой редакции конституции самыми важными изменениями были ликвидация поста премьер-министра, повышение статуса правительства и роли президента, пост которого по конституции является высшим официальным постом в стране после рахбара.

Также произошел пересмотр экономической политики. Либерализация цен, отказ от дотаций убыточным госпредприятиям, приватизация части государственных компаний, организация свободных экономических зон, привлечение иностранных капиталов, либерализация валютной политики и переход к единому валютному курсу, смягчение контроля над импортно-экспортными операциями — однозначно свидетельствуют о стремлении Ирана перейти к рыночной модели развития. Названная ее сторонниками исламской, экономика дала неплохие результаты. Если первый пятилетний план развития, принятый в 1990 г., обеспечил ежегодный прирост ВВП на 6,5%, то второй дал уже не менее 10%. Дефицит госбюджета снизился за этот период с 50% до 0,5%. В 1996—1997 гг. норма капиталовложений составила 23,7%, т. е. почти четверть ВВП реинвестируется в экономику, что является достаточно серьезным признаком инвестиционной привлекательности Ирана. Уровень бедности с 47% снизился до 17% от общей численности населения. С 1989 по 1996 г. производство стали в Иране возросло с 1,5 до 6,0 млн тонн, меди — на 350%, алюминия — вдвое. Опережающее развитие получили машиностроение и производство военной техники.

Видимо, самые большие изменения произошли в отношениях Ирана с внешним миром. Избранный в 1997 г. президент М. Хатами выдвинул новую формулу о необходимости “диалога цивилизаций” вместо “экспорта исламской революции”. Однако после того как Хатами призвал к расширению неофициальных контактов между иранской и американской нациями, ясность внес духовный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи. “Никаких контактов с Большим Сатаной. Америка была и остается для Ирана врагом номер один”, — заявил тогда иранский рахбар.

Необходимо отметить, что Иран по-прежнему слишком лакомый кусок для Запада по многим показателям: запасам стратегического сырья, промышленному потенциалу и инфраструктуре, геостратегическому положению и др. Именно поэтому самостоятельный, независимый политический курс этой страны вызывает на себя огонь критики, экономических и иных санкций, угроз и т.п.

Анализ сегодняшней ситуации в Иране позволяет сделать вывод, что происходящее постепенное изменение сложившегося в обществе и органах власти равновесия в пользу светски ориентированных структур государственного управления, возможно лишь в рамках одного и того же режима власти.




1. Лес. Битва времен необходимо соблюдать следующие правила- Общие правила безопасности- Запрещено при
2. Средства контроля 1 Инвентаризация расчетов Проводится в сроки уст
3. Усилителями постоянного тока УПТ называются устройства предназначенные для усиления медленно изменяющ
4. президента Теософического Общества С предисловием Анни Безант Президента Теософического Общества Т
5. то в тебе зацепило меня заставив пересилить это смущение
6. начале 1993 года о том
7. Tropicl Islnds Resort Страны города- ГерманияБерлин Колво.html
8. Лекція 13 Функціонування державної програми моніторингу довкілля України
9. Тема 23 Формы организации занятий физическими упражнениями с дошкольниками Формы организации физичес
10. Новый город и далее по прежнему маршруту
11. ~о~ам ж~не ~леумет ~~ымдарыны~ м~ні
12. Курсовая работа- Исследование процесса измельчения в бегунах мокрого помола СМ365
13. дипломная работа
14.  2012 г
15. Лекция 3 Окружающая среда человека Окружающая среда человека ОСЧ ~ это среда его обитания и всех фо
16. Государственное и местное управление в России
17. Кто такой черт возьми этот Т
18. С Есенин
19. Тема 2.3. Анализ состояния и эффективного использования основных средств Вариант 2 Цель- закрепить практи
20. Абсорбция Предотвращение источников техногенной чрезвычайной ситуации