Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Гуманистический подход в социальной работе теоретико-методологический аспект

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн

Федеральное агентство по науке и образованию Российской Федерации

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Факультет социально-политических наук

Кафедра социальных технологий

Реферат

«Гуманистический подход в социальной работе: теоретико-методологический аспект»

Выполнила студентка группы СР-31

Катышева Е. А.

Проверила преподаватель

Седунова Е.В.

Ярославль, 2009 г.


План

Введение

. Сущность и содержание понятия «гуманизм»

1.1. Гуманизм как основа социальной работы

.2 Человек как объект и субъект социальной работы

2. Гуманистический подход к социальной работе

2.1 Гуманистические основы социальной работы

.2 Гуманизация образования и ее роль в подготовке социальных работников

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Целью данной работы является изучение гуманистического подхода к социальной работе.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  •  определить сущность и содержание понятия «гуманизм»;
  •  определить гуманизм как основу социальной работы;
  •  выявить гуманистические основы социальной работы;
  •  определить роль гуманизации образования в подготовке социальных работников.

Объект данной работы человек как субъект и объект социальной работы.

Предметом исследования является гуманистический подход к социальной работе.


1. Сущность и содержание понятия «гуманизм»

1.1. Гуманизм как основа социальной работы

Гуманизм (от лат. humanitas человечность) мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, возникло как философское течение в эпоху Возрождения2.

В основе гуманизма лежит гуманность, понимаемая как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека. Гуманность выступает фундаментальным моментом, основанием возможности человека, с одной стороны, и его конечности как таковойс другой. М.Хайдеггер: «Гуманизм означает теперь, если мы только решимся сохранить это слово, только одно: существо человека существенно для истины бытия»3.

Гуманность есть то, по поводу чего обеспокоен гуманизм. С точки зрения фундаментальной онтологии гуманность (и соответственно гуманизм) не является чем-то, безусловно, первичным, изначальным. Онаобнаружение человеческого бытия, его внутренней формы. Э. Фромм рассматривает основы гуманистической психологии в соотнесенности человеческого существования с жизненным миром через любовь4.

Традиции любви к человеку просматриваются на всей истории человечества. Они зародились еще в Древней Греции, просматриваются в основах христианства (в любвисущность Бога и главная заповедь человека). Как литературно-философское движение гуманизм формируется в Европе в XIVXVI вв., в период Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Рабле и др.).

Как форма жизненной практики гуманизм порождает конкретные совокупности отношений гуманности и негуманности, добра и зла, свободы и насилия между социальными, этническими, политическими и иными субъектами. В этом качестве гуманизм проявляется в таких ориентациях и установках как «человечность», «забота», «любовь», «уважение», «ответственность», «моральный закон», «долг».

Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Поэтому социальная работа является практической реализацией гуманистического менталитета. Понятие гуманизма близко по своему содержанию и происхождению к понятию гуманитарных проблем или интересов общества, т.е. того, что касается межличностных взаимоотношений, семейных связей, человеческих контактов. Это понимание особенно актуально для современного общества, ибо в основе решения всех гуманитарных проблем лежат гуманистические принципы5.

1.2 Человек как объект и субъект социальной работы

Особенность социальной работы состоит в том, что и объектом, и субъектом ее исследования выступает человек.

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, в его целостности, его мира, его индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Формирование мира человекасложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается свое видение и оценка вещей6.

Активная, творческая природа человека по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теории и практической организации социальной работы7. Особенно важным для понимания человека как целостной личности стало развитие гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.). Все способы познания должны быть использованы при систематическом целостном разностороннем изучении социокультурных феноменов, и, прежде всего человекакак неотъемлемой части той культурной среды, социокультурной традиции, что обусловливает его развитие и характерные для него проблемы8.

В гуманистическом аспекте человек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная и амбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию9.

Интенциональность человека обозначает его повсеместную вовлеченность в окружающее, в нечто, находящееся за пределами его самого. Вовлеченность связана с мотивацией, интересами, целями и ценностями субъекта. Жизнедеятельность человека определяется системой отношений, различающихся по степени устойчивости в зависимости от личностной значимости внешних объектов. Если система отношений является устойчивой, она определяет формирование психических новообразований у индивидановых качеств, характеристик, свойств. Взаимодействие человека с окружением ведет не к восстановлению его устойчивых параметров, но к его непрерывному развитию, совершенствованию. Непрерывное становлениеосновная форма существования человека10.

Человек уникален, поскольку в процессе социализации и воспитания он приобретает качество личностисложную динамическую структуру, основной функцией которой является объединение и интеграция познавательных, эмоциональных, мотивационных и активно-волевых механизмов, регулирующих взаимоотношения с окружающим миром11.

В своих взаимоотношениях с миром личность проявляет себя как активная система. Она не просто отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружающее. Человек развивает свой собственный взгляд на мир, ставит перед собой новые задачи и решает их новыми способами. Движущие силы развития личности, лежащие в основе её активности, связаны с двумя противоположными тенденциями: стремлением человека к избавлению от напряжения и достижению равновесия со средой и стремлением к созданию напряжения12.

В целом внутренние противоречия личности рассматриваются как один из основных побудителей саморазвития. Человек как индивид, личность и субъект деятельности выступает в качестве целостной, интегрированной, активной и амбивалентной системы, способной к саморазвитию. Амбивалентность личности представляет собой взаимное дополнение и взаимную компенсацию разнонаправленных личностных тенденций, качеств, особенностей, проявлений в деятельности и поведении.

Таким образом, мы выяснили, что человекэто сложная система, которая требует особого подхода в отношении себя. Таким подходом выступает гуманистический подход к пониманию человека.

Гуманистический подход к пониманию человека как уникальной, открытой, интенциональной, амбивалентной системы, способной к самопознанию и саморазвитию, базируется на понимании основных закономерностей его социального развития13:

  1.  Развитие человека осуществляется только в процессе реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми.
  2.  Движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения.
  3.  Стабильные периоды развития чередуются с нестабильными периодами, которые выступают как переходные этапы и несут в себе возможности качественных новообразований личности.
  4.  Наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают: социальная поддержка, референтная группа и динамика потребностей личности.
  5.  На каждом этапе социального развития человек обладает особой чувствительностьюсензитивностью по отношению к тем или иным внешним воздействиям, способствующим формированию определенных психических и личностных новообразований.


2. Гуманистический подход к социальной работе

2.1 Гуманистические основы социальной работы

Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой социальной работы14.

Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее историиблагополучие людей, социальная справедливость, достоинство. Повседневные же этические проблемы социальных работников подвержены большим трансформациям (например, этические проблемы конфиденциальности в условиях компьютеризации). Можно выделить несколько уровней таких проблем15:

  •  зависимость ценностной базы социальной работы от миссии, целей и задач;
  •  разработка этических стандартов профессии;
  •  этические дилеммы профессиональных обязанностей социального работника.

Проблема ценностной базы социальной работы напрямую связана с ее гуманистической сущностью, так как независимо от конкретных задач той или иной модели социальной помощи ключевой ценностью социальной работы выступает любая личность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Правом на помощь со стороны субъектов социальной работы обладает каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по каким–либо основаниям. Гуманистические ориентиры побуждают субъектов социальной работы к взаимодействию с клиентами, поощряя их к сотрудничеству, причем не в ущерб другим.

Этический стандарт профессии объединяет принципы и стандарты этического поведения, в них формулируются программные цели и долговременные ценности социальной работы, предписывающие и запрещающие принципы, ключевые положения, определяющие ответственность и обязательство социальных работников. Поведение и образ действий, предписываемое профессиональной этикой, основываются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей. В основе этого балансаобщефилософская концепция ответственности. Ответственность как принцип социальной работы в этическом стандарте осуществляется на уровне ответственности перед клиентом (приоритет его интересов), перед коллегами (сотрудничество, корректность), перед работодателями (выполнение обязанности перед соответствующим органом социальной защиты), перед профессией (сохранение базовых ценностей и предназначения социальной работы).

На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, профессии, обществу. Данные проблемные области и этические дилеммы не являются общими для разных стран, но есть группы дилемм, которые свойственны любой модели социальной помощи16:

  •  независимость и манипулирование;
  •  патернализм и самоопределение;
  •  принцип информированного согласия;
  •  необходимость говорить правду;
  •  конфиденциальность и частный характер сообщений;
  •  доносительство;
  •  законы и благополучие клиента;
  •  личные и профессиональные ценности.

Таким образом, в основе профессиональных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, области научного исследования, общественного явления «социальная работа».

2.2 Гуманизация образования и ее роль в подготовке социальных работников

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизацию образования можно интерпретировать как реорганизацию системы образования и воспитания, с тем, чтобы главное место в ней занимали развитие гуманитарного мышления, гуманитарная подготовка молодых людей17.

Гуманизацияключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачуспособствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» –установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя18.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования19:

  1.  Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).
  2.  Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную – ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.
  3.  Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», то есть на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.
  4.  Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования.
  5.  Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей.
  6.  Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
  7.  Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельного и личного подходов.
  8.  Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей.
  9.  Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода.
  10.  Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности.

Таким образом, гуманизация образования имеет огромную роль при становлении личности социального работника. Так как его практика связана с такими основными принципами как гуманность, альтруизм, человеколюбие и т.д.


Заключение

Таким образом, мы изучили основные аспекты гуманистического подхода к социальной работе.

Гуманизм (от лат. humanitas человечность) мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

В основе гуманизма лежит гуманность, понимаемая как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Поэтому социальная работа является практической реализацией гуманистического менталитета.

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, в его целостности, его мира, его индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи.

В гуманистическом аспекте человек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная и амбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию.

Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой социальной работы.

Итак, в основе профессиональных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, области научного исследования, общественного явления «социальная работа».

Важную роль при становлении личности социального работника имеет гуманизация образования. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Ее можно интерпретировать как реорганизацию системы образования и воспитания, с тем, чтобы главное место в ней занимали развитие гуманитарного мышления, гуманитарная подготовка молодых людей.

Таким образом, мы видим, что гуманистический подход в социальной работе является одним из ведущих, так как именно на основании его принципов (гуманизм, альтруизм, человеколюбие и др.) и строится успешная деятельность социального работника.


Список использованной литературы

  1.  Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.М., 1997.
  2.  М.В. Ромм, Т.А. Ромм Теория социальной работы // Учебное пособие.Новосибирск 1999.
  3.  П.Д. Павленок Теория, история и методика социальной работы // Учебное пособие.М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2007.
  4.  Риммер Ф.Г Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы. В 3 т.М., 1993-1994. Т. 3.
  5.  Теория и методология социальной работы: Учеб. пособ. для вузов. / Под ред. С.И. Григорьева.М.: Наука, 1994.
  6.  Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма.Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II.
  7.  Философско-антропологические основы социальной работы: Теория и методика социальной работы. В. 2 т.М., 1994. Т.1.
  8.  Фромм Э. Ситуация человекаключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  9.  Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии.М., 1988.
  10.  http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.05.09).
  11.  http://humanization-edu.narod.ru/ (дата обращения: 07.05.09).

2 http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.05.09).

3 Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 340.

4 Фромм Э. Ситуация человекаключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 452.

5 М.В. Ромм, Т.А. Ромм Теория социальной работы // Учебное пособие. Новосибирск 1999. С. 68. 

6 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1997. С. 29.

7 Теория и методология социальной работы: Учеб. пособ. для вузов. / Под ред. С.И. Григорьева. М.: Наука, 1994. С. 36.

8 Философско-антропологические основы социальной работы: Теория и методика социальной работы. В. 2 т. М., 1994. Т.1. С. 89.

9 Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма.Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. С. 45.

10 Там же.

11 Там же. С.47.

12 Там же. С. 49.

13 Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма.Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. С.50.

14 М.В. Ромм, Т.А. Ромм Теория социальной работы // Учебное пособие. Новосибирск 1999. С. 72.

15 Там же.

16 Риммер Ф.Г Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы. В 3 т. М., 1993-1994. Т. 3. С. 57.

17 П.Д. Павленок Теория, история и методика социальной работы // Учебное пособие. М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2007. С. 186.

18 http://humanization-edu.narod.ru/ (дата обращения: 07.05.09).

19 Там же.


Диплом на заказ


1. Исследование аналитичности мышления Цель- определить уровень развития аналитичности индуктивного мыш
2. Витамины
3. не побили или даже чтобы помогли в какихто начинаниях или повседневных делах
4. УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ФПСВО Чёрн
5. Лабораторная работа 1 Аттестация рабочих мест
6. 2Свойства ингредиентов Mentholum ~ бесцветные кристаллы с сильным запахом перечной мяты и холодящим вкусом
7. Francis Bacon
8. Разработка микропроцессорной системы на базе микроконтроллера для спортивного велотренажера
9. Учет по договору проката.html
10. фелинология переводится как наука о кошках
11. Курсовой проект Комплексное инженерное благоустройство городских территорий Выполнил-
12. Русские православные монастыри и их роль в развитии национальной культуры
13. Задание 1. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки и отредактируйте предложения.
14. Microsoft ccess. Формы для студентов всех специальностей Часть 3 Кривой.
15. ТЕМА Выполнила- Студентка 3 курса специальность з-о логопедия дефектологического факультета Ст
16. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Налоговый уче
17. тематики физики и информатики Кафедра информатики и информационных технологий Отечественные ра
18. 1Задачі кінематики
19. то знакомы в России
20. сировинних парках НПЗ і НХП вимоги до типів насосів які застосовуються основних і допоміжних числу робочи