Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

статья- Эон философия В гностицизме- божественные самодовлеющие и совершенные сущности плод эманационн

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-26


Гностици́зм (от (др.-греч. γνωστικός) — «познающий») — условное обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Заветавосточноймифологии и ряда раннехристианских учений, предложенное Генри Мором в XVII веке.[1]

Основная терминология[править | править исходный текст]

Эоны

Основная статья: Эон (философия)

В гностицизме: божественные самодовлеющие и совершенные сущности, плод эманационного творения изначального неименуемого бога; стоят несоизмеримо выше вещества.

Эоны являются продуктом эманации божества, по мере отдаления от которого они теряют свою силу. Примеры эонов: Демиург, София-Ахамот. Численность эонов может доходить до 360. Иногда они могут иметь гендерные различия и образовывать пары. Первоисточником термина Эон, скорее всего, служит герой Эон из орфического гимна к Мусею (ст.28).

Отождествляется также Эон и с половым членом Кроноса (см. Иоанн Лид. О месяцах IV 64 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. — М., 1996. — С.791). Образ встречается у Гераклита (фр.93 Маркович), который называет его «играющим ребёнком на престоле».

В системе Валентина пары эонов (среди которых один представляет мужское начало, а второй — женское) образуют сопряжения-сизигии, тем самым формируя завершенность Плеромы; отпадение одного из эонов (Софии) приводит к рождению Демиурга и созданию несовершенного материального мира.

Архонты

Основная статья: Архонт

В гностицизме: духи-мироправители. В гностических представлениях архонты рассматриваются как творцы материального космоса, а заодно и системы влечений и эмоций, делающих человека рабом материи.

Абраксас

Основная статья: Абраксас (гностицизм)

Абраксас или (более ранняя форма) Абрасакс — гностическое космологическое божество, Верховный глава Небес и Эонов, олицетворяющий единство Мирового Времени и Пространства. В системе Василида имя "Абраксас" имеет мистический смысл, поскольку сумма числовых значений семи греческих букв этого слова дает 365 — число дней в году.

Согласно Каббале Вселенная разделена на 365 эонов, или духовных циклов; их сумма является Великим Отцом, которому дано каббалистическое имя Абраксас. Это символ числа Божественных эманаций.

Абраксаса изображали в древнем индийском, персидском, египетском искусстве, на античных геммах в виде существа с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног. В одной руке он держит нож или плеть, в другой — щит, на котором начертано имя Йах (егип. Jah — молитвенный возглас, в Элевсинских мистериях превратившийся в имя божества Солнца).

Другие эманации этого божества — Ум, Слово, Мудрость, Сила. Считается, что своим происхождением Абраксас обязан древнейшим образам змея, дракона.

Демиург

Основная статья: Демиург

Демиург (др.-греч. δημιουργός — «мастер, ремесленник, творец» от др.-греч. δῆμος — «народ» и ἔργον — «дело, ремесло, промысел»). Первым в таком значении его использовал Платон. В гностицизме Демиург является одной из ключевых фигур. Правая рука создателя бессмертных душ, неспособный понять любовь. Стремится показать, что может создать лучший мир, чем Первый Бог.

Демиург создает материю и заключает души в материальных телах. Его незавершенность считается причиной всех бед и несовершенств мира.

Несовершенный дух-творец мира, «злое» начало, в отличие от Бога, «доброго» начала. В гностических текстах — как ранних (Апокриф Иоанна), так и в поздних (Пистис София) обозначался именем Ялдабаоф (Иалдабаоф); происходил от эона Софии, возжелавшего творить без духовной половины, что привело к появлению Демиурга. Описывался как порочный, невежественный, ограниченый демон, одним из эпитетов которого был «Саклас» («глупый», «дурак»). Ялдабаоф, согласно Апокрифу Иоанна, стал богом над материей, создал ангелов и властей, совместно с ними сотворил из вещества тело человека по подобию божественного эона Человека, пребывавшего гораздо выше материи.

В гностических учениях Демиург воспринимался как «злой бог», сотворивший несовершенный и греховный материальный мир. Как правило отождествлялся с ветхозаветным Яхве, иногда с Сатаной.

Гнозис

Основная статья: Гнозис

Особое духовное знание и познание доступное только сознанию просветлённых.

Плерома

Основная статья: Плерома

Плерома — совокупность небесных духовных сущностей (эонов). По мнению гностиков, Иисус Христос был эоном, который передал людям тайное знание (гнозис), чтобы они смогли воссоединиться с Плеромой.

Основные черты гностических эзотерических учений[править | править исходный текст]

Гностики полагали, что у них есть сакральное знание о Богечеловечестве и остальной части Вселенной, которым остальные не владеют. Этот постулат стал одним из трёх главных систем веры в пределах христианства I столетия, и был отмечен четырьмя факторами, благодаря которым эта ветвь отличается от двух других ветвей христианства:

  1.  иные верования о Боге, Библии и мире, которые отличались от таковых у христианских групп;
  2.  вера, что спасение достигается через интуитивно постигаемое Знание.

Также к особенностям гностицизма относят:

  1.  идея Плеромы, известная, в основном, из текстов последователей Валентина[2].
  2.  концепция Демиурга[3]. Демиург является создателем материальной Вселенной, которой управляют его слуги — Архонты.
  3.  Докетизм — учение об иллюзорности материи. Гностики пошли ещё дальше античного скептицизма и их «учение о чистой кажимости материи не скептическое, но абсолютно догматическое в своём отрицании существования материи»[4]А. Ф. Лосев называл докетизм гностиков «гибелью античной мысли».[4]

Общим для гностических систем является резкое неприятие Яхве[источник не указан 630 дней] и дуализм (противопоставление духа и материи). В основе гностического мифа лежало представление, что мир пребывает во зле и это зло никоим образом не могло быть сотворено Богом. Отсюда следовало, что мир был сотворён либо злой, либо ограниченной в своем могуществе силой, которую гностики именуют Демиургом (гностический Демиург не имеет ничего общего с Демиургом (богом-ремесленником) Платона), а Высший Бог обитает в занебесной области, однако из сострадания к человечеству он направляет к людям своего посланца (или посланцев), чтобы научить их, как освободиться из-под власти Демиурга. Также в основе систем верования лежит примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностическое мировоззрение отличается от всей дохристианской философии присутствием в нём идеи определённого и единого целесообразного мирового процесса. Жизнь материального мира основана только на хаотическом смешении разнородных элементов (греч. σύγχυσις ἀρχική), и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении (греч. διάκρισις) этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу.

Мир не спасается — спасается (то есть возвращается в область божественного, абсолютного бытия) только духовный элемент, присущий лишь некоторым людям (пневматикам), изначально и по природе принадлежащим к высшей сфере.

Существовало также либертинистское направление в гностицизме[5], которое профессор А. Ф. Лосев считал (наравне с докетизмом) «чудовищным символом всей античной философско-эстетической гибели»[4]. Целью гностиков было достижение знания, но поскольку знание о вещах само вовсе ещё не есть вещь, то, следовательно, тот, кто обладает знанием, тем самым свободен от подчинения вещам, а значит, и от подчинения каким бы то ни было запретам — в том числе социальным и нравственным.




1. задание 2 по курсу ldquo;Макроэкономикаrdquo; Выполнил
2. Тема- Вступ до методології історії
3. на тему- ldquo;Конституція України ~ фундамент подальшої розбудови правової державиrdquo; Ви
4. на тему- Основы работы в Microsoft Excel 2013 Программный продукт Excel разработанный фирмой Microsoft является популяр
5. методические рекомендации для студентов заочного обучения Контрольная работа ’ 1 Алгоритмы.html
6. на тему rdquo;Текстовий редактор MS Word
7. ка ~ и я подозвал его за собой и мы вышли из класса
8. В плані з праці визначають наступні розділи-продуктивність працічисельність працівниківсередньомісячна
9. Характеристика паспортновизовых и таможенных формальностей в туризме
10. Правила делового общения по телефону
11. Костромской государственный университет имени Н
12. Тема 1. Сущность и содержание производственного менеджмента План занятия Сущность производственног
13. на тему- Сущность функции и роль денег Выполнила-
14. ТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
15. Логика
16. Калашников Михаил Тимофеевич
17. В в слове Введение далее вкладка вставка в ней разрыв страниц и так перед всеми заголовками чтобы он
18. Вариант 6 1 Внутренний туризм это- а путешествия по какойлибо стране не являющейся постоянным местожит
19. Тематический контроль- сущность и задачи контроля Выполнила- студентка группы 92061103330 П
20. социальное направление