Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

теоретическую описывает и объясняет педагогические явления и нормативнорегулятивную указывает как грам

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05


ВОСПИТАНИЕ – КАТЕГОРИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с образованием и обучением.

Педагогическая наука выполняет две основные функции: научно-теоретическую (описывает и объясняет педагогические явления) и нормативно-регулятивную (указывает, как грамотно организовать воспитание, обучение, систему образования). Исследуя педагогическую действительность как сущее, педагогика раскрывает закономерности воспитания.

Осуществляя нормативно-регулятивную функцию, педагогическая наука, учитывая закономерности воспитания, формулирует принципы, объясняет должное — как необходимо организовать воспитание, систему образования, обучение, чтобы они были эффективными.

Теория воспитания -    раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы,

В отечественной педагогической науке основы теории воспитания заложил К.Д.Ушинский в конце XIX в. (см.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).

В 20-30 гг. ХХ в. стройную теорию воспитания разработал А.С.Макаренко (см.: Макаренко А. С. Цель воспитания; Воспитание в семье и школе; Лекции о воспитании детей; Методика вое питательной работы).

Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.

В частности, современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических теорий, таких как:

- психоаналитическая теория (А. Гезелл, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон);

- когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л. Кольберг, Д.Дьюи);

- поведенческая (бихевиористская) теория (Д.Локк, Д.Уотсон, Б.Скиннер);

- биологическая (генетическая} теория (К.Лоренц, Д.Кеннел);

- социоэнергетическая (культурно-родовая) теория (Л.С.Выготский, П.А.Флоренский, Д.Радьяр);

- гуманистическая психология (А. Маслоу, К.Роджерс и др.).

Воспитание — основная категория педагогической науки. Однако точное определение понятия «воспитание» является одной из сложнейших проблем.

В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания.

Рассмотрим трактовку этого понятия в отечественной теории воспитания. В подходе к определению понятия «воспитание» можно четко выявить два направления.

В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения:

  1.  воспитание — целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е.Ковалев);
  2.  воспитание в специальном  педагогическом смысле — процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский);
  3.  воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие на  сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития,

подготовки к общественной жизни  производительному труду (А. В. Петровский);

• воспитание в широком социальном смысле — воздействие на личность общества в целом. Воспитание — целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А. В. Мудрик).

Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздействие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности — ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания — гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фактор саморазвития личности.

Другое направление в педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.

Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания.




1. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук Чернів
2. Экономиканы~ негізгі элементтері ж~не т~сініктері шы~ындар ~ндірістік м~мкіншіліктер 2
3. Создание условий для биотехнологического производства лекарственных средств
4. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА КОПЫТНЫЕ СЕННЕНСКОГО РАЙОНА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ Специальность 133 01 01 Биоэкология
5. Курсовая работа- Причины конфликтов подростка и взрослого
6. Просування тарифного плану МТС Смартфон далі ~ Акція 1
7. і І перше що бачухату Карпа Яркового
8. Волшебное кольцо и интермедия у ёлки Березниковский драматический театр ул
9. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением нравственноэстетического развития воспи
10. . Единое Российское государство простиралось от Белого и Баренцева морей на севере от Чернигова Путивля и р
11.  та націогенезу. Серед сучасних вчених є чимало прихильників традиційної в радянській науці схеми поділу
12.  2012г ПРОГРАММА вступительных испытаний в магистратуру по направлен
13. ТЕМАТИКИ ГОНЧАРОВА Світлана Яківна УДК 519
14. тысячелетия до н
15. Нортон Эйркрафт от финансового краха его аэробусы N22 на которые делалась основная ставка один за другим п
16. - сразу с причинного зуба - с антагониста - с подобного зуба на противоположной челюсти - с такого же зуб
17. Завоевания гуннов в Европе
18. Курсовая работа- Форми і методи краєзнавчої роботи
19. Тема 10. Філософська антропологія.html
20. Европейский Союз остается крупнейшим торговоэкономическим партнером России