Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

ТЕМА 11. ИНТЕРНЕТ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Правовые аспекты Интернет в современном обществе

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05

ТЕМА 11. ИНТЕРНЕТ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

  1.  Правовые аспекты Интернет в современном обществе.
  2.  Правовое регулирование реализации информационных правоотношений в Интернет.
  3.  Вопросы правового обеспечения информационной безопасности в интернет.

1. Правовые аспекты Интернет в современном обществе

Что такое "Интернет"? О глобальной компьютерной сети (ее другая обобщающая характеристика _ всемирная информационная служба), известной под английским названием INTERNET, часто говорят, что ее возникновение и непредсказуемо бурное развитие может стать крупнейшим событием в истории мировой цивилизации конца XX в.

Самое простое определение "Интернета" _ объединение компьютерных сетей. А их существует множество _ от локальных (например, объединяющих несколько компьютеров на одном предприятии) до региональных и общенациональных коммерческих сетей.

Как развивался "Интернет"? Непосредственным предшественником "Интернета" была компьютерная сеть APRANET Министерства обороны США, объединившая в 1969 г. несколько американских университетов и компаний, выполнявших военные заказы. Она создавалась для использования, например, в случае военных конфликтов. Сеть оказалась вполне надежной и удобной, особенно для оперативного обмена результатами научных исследований, и к ней стали подключаться другие компьютеры, в первую очередь различных университетов США. Объем чисто гражданских вопросов, решавшихся через эту сеть, постоянно рос, и Министерство обороны США разделило сеть на две части: одну для военных целей, другую _ для гражданских. Они были связаны набором технических и программных средств, составивших так называемый Internet Protocol (межсетевой протокол). Так появилось само название "интернет".

Постепенно к сети стали подключаться частные компании, некоторые из них продавали возможность входа в сеть всем желающим. "Интернет" был приватизирован. Правительство США перестало его субсидировать и контролировать. С начала 90-х гг. он стал лавинообразно распространяться по странам и континентам, включая в себя все новые локальные сети и базы данных. Такие сети подключаются к более крупным сетям, которые для соединения друг с другом имеют так называемые точки встречи (meeting point).

В виртуальной среде, как и  в реальной, действуют различные субъекты. Они вступают при этом  в  определенные  отношения  друг  с  другом,  при  которых  наступают,  в  том  числе,  и юридические  последствия.  Возникает  проблема  правового  регулирования  общественных отношений в виртуальной среде или, как некоторые говорят, право  виртуальной среды. При этом следует отметить, что именно информационное право составляет основу или юридический базис этой среды.  

Сегодня ведется много споров по  поводу  того, что  такое Интернете правовой  точки зрения.

Можно выделить две группы специалистов, высказывающих мнения по этому поводу.  

Одна  группа  специалистов  считает,  что  Интернет  —  такая  среда,  в  которой  право принципиально не применимо.  

Вторая  группа  полагает,  что  право  в  Интернет  займет  достойное  место,  нужно  только учитывать особенности и юридические свойства объектов, по поводу которых субъекты этой среды вступают в отношения, ведущие к юридическим последствиям.

Интернет – это глобальная компьютерная система, которая:

логически взаимосвязана пространством глобальных уникальных адресов (каждый компьютер, подключаемый к сети имеет свой уникальный адрес);

способна поддерживать коммуникации (обмен информацией);

обеспечивает работу высокоуровневых сервисов (служб), например, WWW, электронная почта, телеконференции, разговоры в сети и другие.

Отличительные черты Интернета:

Во-первых, "Интернет" организационно не является чем-то единым целым. У него нет владельца или владельцев, продающих содержащуюся в нем информацию. Этим занимаются особые организации _ производители информации, имеющие возможность доступа к "Интернету" на практически тех же условиях, что и потребители информации.

Во-вторых, "Интернету" присущи подлинно глобальные масштабы _ он объединяет компьютерные сети абсолютного большинства стран мира. Любой желающий подключиться к "Интернету" может стать его подписчиком, если у него имеются компьютер, модем, телефонная линия и сравнительно небольшая сумма денег. К концу 2006 г. число пользователей "Интернета" во всем мире уже исчислялось сотнями миллионов, и ежедневно подключаются десятки тысяч новых клиентов.

В-третьих, сложилось так, что среди всех компьютерных сетей именно "Интернет" постоянно и успешно прогрессирует в своем развитии не только "вширь" (за счет постоянно растущего числа пользователей), но и "вглубь" (путем увеличения количества оказываемых услуг и объемов циркулирующей по сети информации).

Что касается правового регулирования Интернет. На сегодняшний день ни в одной из стран мира нет всеобъемлющего (кодифицированного) законодательства по Интернету. Существующие нормативные (подзаконные) акты регулируют частные аспекты функционирования сети, прежде всего вопросы подключения к ней через поставщиков, предоставления соответствующих линий связи и т.д.

Во-вторых, нормы, которые можно было бы применить к отношениям по поводу Интернета, "разбросаны" по законодательным актам иных отраслей права. В первую очередь они содержатся в нормах об интеллектуальной и промышленной собственности, а также в договорном праве.

В-третьих, практически отсутствует регулирование отношений по поводу Интернета на международном (межгосударственном) уровне.

Вопрос о необходимости регулирования Интернет, думается, имеет две стороны.

С одной стороны, содержимое Интернет есть явление социальное, и регулировать его или нет - общество либо решает само (и тогда это почти наверняка "нет"), либо позволяет правительству решить это за себя (и тогда это почти наверняка "да").

Тем не менее, Интернет в настоящий момент представляет собой интереснейший пример того, насколько удачно и эффективно может развиваться столь сложная техническая система практически в отсутствие формального правого регулирования. Это ставит важный теоретический вопрос о том, как скоро уровень развития социальных отношений, связанный с существованием подобной системы, потребует разработки и применения соответствующего правового регулирования. Следующим, очевидно, будет вопрос о том, насколько эффективным окажется такое регулирование для развития самой технической системы.

В самом деле, до сих пор нормативное регулирование отношений между пользователями, поставщиками и иными участниками Интернета не носит специального правового характера. Помимо многочисленных регламентов и стандартов технического характера к Интернету применимы нормы, которые относятся к обычным (традиционным), корпоративным или даже этическим отношениям, разумеется, с соответствующей "интернетовской" спецификой. Это связано с историей возникновения и развития данной сети. На протяжении многих лет она объединяла сравнительно ограниченный круг пользователей из университетских исследовательских центров США. Их отношения (разумеется, не только "сетевые") характеризовались высокой степенью доверительности, уважением к мнению собеседника, определенными правилами вежливости, а также использованием терминологии, хорошо известной собеседникам, но мало понятной людям "со стороны". По мере развития Интернета стихийно выработанные, часто нигде не зафиксированные правила "сетевого этикета" становились стандартом поведения и для новых пользователей сети. Сейчас эти правила можно найти в Интернете в подробном изложении с комментариями. Конечно, речь не идет об их принудительном применении. В лучшем случае на отступление от правил другие пользователи не обратят внимания (или, наоборот, пошлют гневное замечание), в худшем случае (крайне редко) нарушитель будет частично лишен возможности продолжать общение с другими клиентами.

Можно рассмотреть два подхода к вопросам взаимодействия права и сети Интернет. Первый - по аналогии с конструкцией теории государства и права, можно назвать, естественносетевым. Второй, и тоже по аналогии, нормативистским. Первый - естественносетевой подход утверждает следующее: законов для сети Интернет нет. Существует существует этика, существует система единогласного принятия решений - и достаточно. "Правительство, go out!". Это стандартная формулировка, которая и в самом начале зарождения сети Интернет, и сейчас постоянно встречается. Второй подход - нормативистский - заключается в следующем. Есть сеть, очень сильный инструмент, серьезное социальное явление, и нужно срочно издать огромное количество каких-либо глобальных актов, чтобы как можно быстрее заурегулировать этот вопрос, и чтобы в дальнейшем данная проблема никоим образом не выходила из-под контроля организаций, государств и мировых сообществ.

По мере развития информационных технологий в мире растет сфера государственных интересов, государственного влияния. Государство осознает необходимость регулирования происходящих процессов во времена, когда человеческая активность переходит в цифровое поле. Считается, что от развития информационных технологий зависит теперь уровень развития мировой экономики в целом. И чем выше будет уровень технологий, тем более эффективно будут решаться экономические, социальные, политические вопросы в отдельно взятом государстве.

1. Так, в 2000 году в Окинаве «Большой восьмеркой» была принята Хартия Глобального информационного общества (далее – Хартия). Хартия установила основные принципы вхождения государств и стран в информационное общество. Основными постулатами Хартии являются: использование возможностей цифровых технологий, преодоление электронно-цифрового разрыва, содействие всеобщему участию и дальнейшее развитие.

2. Директива электронной неприкосновенности частной жизни (E-Privacy Directive 2002), Европейский союз. Директива является продолжением Директивы о защите данных и касается большинства важных аспектов, таких как «обработка данных трафика», «конфиденциальность информации», «спам».

3. Электронные подписи в глобальной и национальной торговле (Electronic Signatures in Global and National Commerce Act, 2000, США);

4. Акт об информационных технологиях (The Information Technology Act, 2000, Индия)

В РБ вопросы правового регулирования отношений в сети Интернет регулируются нормативными актами общего характера.

1. Роль ИТ в государственной политике впервые была выражена в Концепции государственной политики в области информатизации (одобрена Указом Президента Республики Беларусь от 06.04.1999 г. № 195). Согласно Концепции, целью государственной политики в сфере информатизации является создание органами государственной власти необходимых правовых, экономических, организационных и других условий, обеспечивающих развитие процессов информатизации для защиты прав и законных интересов граждан и государства.

2. Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Закон дает определение ключевым терминам, определяет принципы регулирования информационных отношений, определяет субъекты регулирования, сферу действия и регулирует общественные отношения, возникающие при: поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, а также пользовании информацией; создании и использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей, формировании информационных ресурсов; организации и обеспечении защиты информации.

3. Пожалуй, наибольший общественный интерес вызвало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Это связано прежде всего с тем, что действие данного Указа касается фактически каждого лица, проживающего в нашей стране. В частности, в Указе установлен ряд требований к содержанию сайтов государственных органов, государственных организаций. Так, например, доступ к общей информации о государственном органе, государственной организации должен осуществляться свободно, без взимания платы, определен перечень минимальной общей информации, содержание которых обязательно для сайтов вышеназванных организаций.

Что касается субъектов хозяйствования, то для них с 1 июля 2010 года Указ определил, субъекты хозяйствования, находящиеся на территории нашей страны и осуществляющие свою деятельность для потребителей РБ, обязаны обзавестись оборудованием и ресурсами, размещенными на территории нашей страны (например, серверы должны размещаться территориально в РБ, хостинг – предоставляться на территории РБ, регистрация домена должна быть осуществлена в зоне «BY»).

В отношении физических лиц Указ устанавливает требования по идентификации устройств, с которых осуществляется доступ к Интернету, а также сведения об оказанных услугах, учет и хранение сведений поставщиками интернет-услуг.

2. Правовое регулирование реализации информационных правоотношений в Интернет

Нерешенные вопросы. "Интернет" пока еще мало исследован с точки зрения юридической специфики отношений, возникающих в связи с его существованием и практическим применением. И прежде всего предстоит решить два вопроса принципиального характера.

Первый _ о юридической природе самого "Интернета". Что это _ субъект права, вступающий в различные отношения со своими клиентами, или объект правоотношений, природу которых еще только предстоит уточнить?

Второй вопрос _ о праве, применимом к этим правоотношениям. Если оно существует, то какая нормативная база его составляет, к какой системе и отрасли эти правовые нормы можно отнести? Если его до сих пор нет, то на чем же основывалось развитие "Интернета" до настоящего времени и что стоило бы предпринять в этом отношении в будущем?

Деятельность сети Интернет может быть обозначена в следующих позициях:

1) информация справочного характера;

2) реклама;

3) предоставление полнотекстовых источников;

4) консалтинг;

5) электрические средства массовой информации;

6)  распространение аудиовизуальной продукции;

8) размещение официальной информации;

9) совершение бесконтактных сделок;

10) телефаксы;

11) почтовые услуги;

12) телеконференция (прямой эфир).

Субъекты правоотношений в Интернете

1. Создатели программных технологий (частей информационной инфраструктуры).

2. Производители и распространители информации в Интернете, в том числе оказывающие услуги по подключению (провайдеры).

3. Потребители.

Объекты отношений в Интернете

I. Информационные ресурсы, продукты (информация), информационные услуги.

II. Информационные  права  и  свободы (легитимности, общества, государства), права  на доменное имя.

III. Информационная целостность.

IV. Информационный суверенитет.

V. Информационная безопасность.

Основные направления правового регулирования отношений в Интернете:

1) защита от вредной, незаконной информации;

2) соблюдение  авторских  и  смежных  прав  в  условиях  распространения  информации  в электронном виде;

3) вопросы электронного документооборота;

4) информационная безопасность;

5) правонарушения в Интернете (Следует заранее констатировать, практика преступлений в сфере информационных технологий в Республике Беларусь сравнительно невелика в соотношении с прочими странами мира и крайне незначительна от числа прочих преступлений, фиксируемых правоохранительными органами нашей страны. Ввиду данных обстоятельств практически отсутствуют какие-либо громкие дела, а как следствие, пока еще отсутствует острая потребность в введении новых терминов и издании соответствующего законодательства.

Наиболее характерными правонарушениями в информационных технологиях являются: мошенничество кардинг (Мошенничество с платежными картами, кардинг (от англ. carding) — вид мошенничества, при котором производится операция с использованием платежной карты или ее реквизитов, не инициированная или не подтвержденная ее держателем. Реквизиты платежных карт, как правило, берут со взломанных серверов интернет-магазинов, платежных и расчётных систем, а также с персональных компьютеров), фишинг (вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Это достигается путём проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков (Ситибанк, Альфа-банк), сервисов (Rambler, Mail.ru) или внутри социальных сетей (Facebook, Вконтакте, Одноклассники.ru). В письме часто содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего, либо на сайт с редиректом. После того, как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приёмами побудить пользователя ввести на поддельной странице свои логин и пароль, которые он использует для доступа к определённому сайту, что позволяет мошенникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам).

 

3. Вопросы правового обеспечения информационной безопасности в интернет

Во времена, когда информационная безопасность ставится во главу угла, государственные регуляторы получают достаточно широкие полномочия. Так, государственные органы различных стран мира достаточно активно запрашивают информацию у компаний, работающих в информационной сфере. Это компании, представляющие различные сервисы в сфере информационных технологий, – например, это могут быть как интернет-провайдеры, хостинговые компании, так и мировые интернет-гиганты.

Любопытно и вместе с тем наглядно изучить так называемый отчеты от компании Google, отражающий статистику на количество запросов, полученных от властей разных стран на удаление контента, раскрытие персональной информации, хранящийся сервисами Google. Как это ни удивительно, лидером по числу запросов на удаление и раскрытие информации является США. Так, только в первой половине 2011 года было подано более 11 тыс. запросов на раскрытие информации по аккаунтам, причем в одном запросе может содержаться просьба о раскрытии нескольких аккаунтов одновременно. Специалисты Google оставляют за собой право удалять часть информации без санкции и решений суда, например, по жалобам других пользователей, а также информации, нарушающей местное законодательство отдельно взятой страны.

В  США  госрегулирование  Интернета  началось  с  ограничений. В  феврале 1996 г. Конгресс принял "Акт  о  соблюдении  приличий  в  средствах  массовой коммуникации". Целью  его  было  оградить  детей  от  доступа  к  порнографии. В  связи  с чем нельзя  не  вспомнить  историю  порноиздателя  Ларри  Флинта (американское правосудие так и не смогло справиться с Флинтом, который умело воспользовался Первой поправкой, гарантирующей свободу  слова). И вспомнили: уже  летом 1997 г. "Акт..." был отменен по решению Верховного Суда, так что родителям теперь приходится обходиться в столь важном вопросе без помощи государства.

Россия

В РБ Указ № 60 предусматривает ограничение доступа к информации пользователей интернет-услуг по их требованию к поставщикам интернет-услуг (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие интернет-услуги), если эта информация направлена на:

  1.  осуществление экстремистской деятельности;
  2.  незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых, токсических веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  3.  содействие незаконной миграции и торговле людьми;
  4.  распространение порнографических материалов;
  5.  пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством.

Кроме того, в обязательном порядке осуществляется ограничение доступа к подобной информации государственным органам, государственным организациям, учреждениям образования. Список ограниченного доступа формируется Государственной инспекцией Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации (РУП «БелГИЭ») на основании решений руководителей Комитета государственного контроля, Генеральной прокуратуры, республиканских органов государственного управления о включении интернет-ресурса в список ограниченного доступа.

В октябре 2011 года приняты изменения в Закон «О массовых мероприятиях», в котором имеется упоминание об использовании глобальной компьютерной сети Интернет или иных информационных сетей для организации совместного массового присутствия граждан в заранее определенном общественном месте в установленное время, организованное для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста будет приравнено к пикетированию. Возможно, впоследствии доступ к таким информационным ресурсам будет временно ограничиваться.

Следует отметить, что ограничение использования определенных информационных ресурсов не является новацией Республики Беларусь. Так, например, наиболее известным примером является «Великий китайский файервол» – система фильтрации содержания Интернета в КНР. В Турецкой Республике ограничен доступ к ресурсу YouTube. В США в 2010 году власти закрыли доступ к крупнейшим сайтам для разработчиков открытого программного обеспечения SourceForge.net и Google Code из определенных стран.

Последние годы в арифметической прогрессии растает по всему миру число преступлений, связанных с использованием информационных технологий. К таким преступлением относятся взлом ресурсов, хищение информации, незаконный оборот объектов интеллектуальной собственности, распространение заведомо ложной информации, распространение информации, запрещенной законодательством, и многое другое. Угрозы подобного рода должны контролироваться и пресекаться государством посредствам законодательных актов в рамках Конституции нашей страны. Несомненно, что подобные угрозы влияют на безопасность основных сфер активности: политическую, экономическую, социальную. Поэтому усилия государства направляются на защиту законных прав личности и общества, на защиту интересов государства и его безопасность в информационной сфере. Республика Беларусь еще только формирует законодательство в области безопасности информационных технологий.

В 2001 году было объявлено о создании в Республике Беларусь отдела по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (далее – УРПСВТ).

УРПСВТ МВД Республики Беларусь является самостоятельным оперативно-розыскным подразделением министерства. Для осуществления взаимодействия с иными правоохранительными органами и организациями применяется условное наименование – «Управление К» МВД Республики Беларусь. УРПСВТ отвечает за организацию борьбы с преступлениями, предусмотренными статьями 212, 349–355 Уголовного кодекса Республики Беларусь (преступления против информационной безопасности, преступления в сфере высоких технологий, ИT-преступления, киберпреступления).

Практика деятельности «Управления К» известна раскрытием дел о мошенничестве с пластиковыми банковскими карточками (кардинг). По данным специалистов, в РБ данные преступления занимают 90% от общего числа преступлений в нашей стране. Причем жертвами таких преступлений стали как иностранные лица, так и граждане РБ. В основном преступления связаны с электронными платежами.

Согласно статистическим данным, с января по сентябрь 2011 года количество преступлений в данной сфере составило 1605. Отмечается тенденция к их снижению. Из них практически 91% преступлений классифицируются по ст. 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Хищение путем использования компьютерной техники). Также следует отметить, что подавляющее число преступлений (1531 преступление) относится к категории менее тяжких.

Самым распространенным в мире правонарушением в сфере информационных технологий является мошенничество (завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество), статья 209 УК РБ). К сожалению, приходится констатировать, что до настоящего времени едва ли какое-либо государство может похвастаться эффективными мерами борьбы с мошенниками в информационных технологиях, в особенности если это международная группа мошенников. Как правило, именно данным обстоятельством мошенники и пользуются. Отдельно взятое преступление подпадает под юрисдикцию нескольких стран одновременно, и на практике правоохранительные органы испытывают трудности, а зачастую и откровенное нежелание расследовать подобные преступления. Расчетом мошенников в таких преступлениях, как правило, является следующие особенности: сумма при мошенничестве в отдельно взятом случае будет не столь значительной (зачастую не более 1000 долларов США), схема мошенничества путаная, а завершится данное преступление в какой-либо третьей стране, например африканской. Сказывается также отсутствие соответствующей кадровой подготовки, отсутствие международных соглашений о правовой помощи по гражданским, административным и уголовным делам, отлаженной системы обмена запросами между правоохранительными органами.

Компьютерные вирусы. Написание компьютерных вирусов является серьезным бизнесом (способным нанести крупный экономический ущерб), впрочем как и борьба с ними. Компьютерный вирус, несомненно, мощнейшее кибер-оружие в информационных технологиях ХХI века. Следует отметить, что законодательство Республики Беларусь не содержит определения данного понятия, однако содержит специальную статью в УК РБ (ст. 354 Разработка, использование либо распространение вредоносных программ).

Виды ответственности в сфере интернет:

1. Гражданская ответственность. Гражданская ответственность является имущественной и носит компенсационный характер.

Такая ответственность, в частности, может наступить ввиду нарушения имущественных прав правообладателей объектов авторского права (например, незаконное воспроизведение, распространение, использование компьютерных программ, баз данных), неправомерное раскрытие информации, охраняемой в режиме «ноу-хау», и в ряде других случаев.

В 2009 году в ходе судебного разбирательства в г. Минске рассматривалось дело по незаконному размещению и использованию владельцем сайта O товарного знака, принадлежащего компании N. Дело было примечательно тем, что в качестве доказательной базы на рассмотрении судьи был представлен «скриншот». Вопреки примеру соседних стран, законодательство Республики Беларусь не предусматривает нотариальное удостоверение распечаток скриншотов. Особенность рассмотрения такого рода дел заключается в том, что у ответчика имелось время для удаления нежелательной информации со своего сайта. Однако благодаря функции поисковых систем «сохраненная копия» суд смог убедиться, что владельцем сайта О. был действительно незаконно размещен и использован товарный знак, принадлежащий компании N., поскольку страницы сайта успешно проиндексировались различными поисковыми машинами.

2. Административная ответственность. В КоАП РБ предусмотрена специальная глава 22 для правонарушений в области связи и информации, в частности, статьи:

несанкционированный доступ к компьютерной информации (ст. 22.6. КоАП РБ). Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, сопровождающийся нарушением системы защиты.

нарушение правил защиты информации (ст. 22.7 КоАП РБ);

незаконная деятельность в области защиты информации (ст. 22.8 КоАП РБ).

Данные статьи предусматривают ответственность за нарушение требований по получению специальных разрешений (в данном случае речь идет о лицензиях на осуществление деятельности в области защиты информации, поскольку данный вид деятельности подлежит лицензированию в РБ).

Правонарушениям в области нарушения прав на объекты авторского права посвящена ст. 9.21 КоАП РБ.

25 ноября 2011 г.  был принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», касающийся ответственности за нарушения в сфере использования сети Интернет. Введена новая статьи 22.16 КоАП Республики Беларусь «Нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет». Отметим, что этот закон ничего нового для белорусских пользователей не запрещает, Он вводит административную ответственность в виде штрафа до 30 базовых величин за осуществление деятельности по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, не размещенных на территории Республики Беларусь и (или) незарегистрированных в установленном порядке.

В 2011 году суд г. Витебска признал виновным в нарушении ст. 9.21 КоАП «Нарушение авторских, смежных и патентных прав» гражданина N. Суд признал, что гражданин N скопировал интернет-сайт, принадлежащий другой частной компании, и разместил копии в Интернете, указав ссылку на свой авторский сайт, где рекламировал услуги по созданию недорогих сайтов. Суд признал гражданина N. виновным в незаконном использовании объекта авторского права и наложил штраф в размере 25 базовых величин.

3. Уголовная ответственность

Преступлениям в сфере информационной безопасности посвящена глава 31 Уголовного кодекса Республики Беларусь:

несанкционированный доступ к компьютерной информации;

модификация компьютерной информации;

компьютерный саботаж;

неправомерное завладение компьютерной информацией;

изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети;

разработка, использование либо распространение вредоносных программ;

нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети.

Отдельно упомянем ст. 212 УК РБ «Хищение путем использования компьютерной техники».

В 2009 году суд г. Гомеля вынес приговор по уголовному делу в отношении гражданина Н. за преступления, предусмотренные ч. 2. ст. 351, ч. 3 ст. 201, ч. 1. ст. 350 УК РБ.

Гражданин Н. в период с 2003 по 2007 г. незаконно использовал компьютерную программу «1C Предприятие 7.7.» и был признан виновным в умышленном блокировании компьютерной программы (компьютерном саботаже), повлекшем тяжкие последствия, также был признан виновным в незаконном распространении и ином незаконном использовании объектов авторского права, сопряженном с получением дохода в крупном размере, повлекшем причинение ущерба в крупном размере. Кроме того, был признан виновным в изменении информации, хранящейся на машинных носителях, причинившем существенный вред (модификация компьютерной программы).

Суд приговорил гражданина Н. к отбыванию наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима и назначил взыскание денежной суммы за причиненный материальный ущерб более 60 млн. белорусских рублей.

Возникновение  в  Беларуси новых  общественных  отношений  в  связи  с  функционированием Интернета, их трансформация в основных сферах общественной жизни существенно влияют на становление  информационных  правоотношений, которые  требуют  особого  регулирования. В данном  случае  представляется  целесообразным  использование  положительного  опыта зарубежных стран.

С  помощью  Интернета  формируется  мировое  информационное  пространство, которое  и составляет основу информационного общества.


1. СДАЧИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ
2. Источники государственного конституционного права России
3. Аудит фінансових інвестицій
4. Эти особенности зависят главным образом от иных условий развития мозга и головы сравнительно со спинным моз
5. тема блог увійшли в ужиток вивчаються в школі і вже не вимагають тлумачень і пояснень.
6. Морковь дикая
7. Проверить наличие посуды приборов и реактивов для проведения данной лабораторной работы
8. МЫРЛИН он же букинист Ведьма РУМПУМПЕЛЬ ГАДЮКИНА она же уборщица Маргарита Валерьяновна СПАСАТЕЛЬ ПРЯЖ
9. Стаття 1. Кабінет Міністрів України у системі органів державної влади України 1.html
10. екологічний моніторинг
11. Чому тривалий час основною формою організації виробництва було натуральне виробництво Назвіть
12. на тему- Правовое положение профсоюзной организации как субъекта трудового права по дисциплине- Трудовое
13. Защита информации
14. Субъекты предпринимательской деятельности
15. Технологія та структура лінії пакування гипсокартоних аркушів
16. КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ
17. А.Эльянов Прежде всего хочу выразить искреннюю признательность всем участникам обсуждения животрепещущ
18. а 2.1
19. Введение 2 Роль значение задачи и источники анализа платежеспособности и креди.html
20. Ранний классический позитивизм