Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.ru

Реферат Архитектура арабского Востока

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05


13

Министерство образования и науки Российской федерации

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет 

Кафедра истории

Дисциплина: История

Реферат

Архитектура арабского Востока

                                                                                                         Студент группы 2-СУЗС-I

       Юрченко Артём

Руководитель:          

                                канд. ист. наук, доцент

Е. П. Гурьев

Санкт-Петербург

2014
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………...………….3

  1.  Мечети и минареты……………………………………..……..…….4
  2.  Дворцы. Дворец Альгамбра …………………………….………….6
  3.  Мавзолеи …………………………………………………………….8
  4.  Городские постройки………………………………..……………9

Заключение……………………….…………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………12


ВВЕДЕНИЕ

Архитектура арабского Востока представляет огромный интерес для меня, именно поэтому я выбрал  данную тему для детального изучения. Сегодня Восток активно развивается, и я, как будущий строитель, считаю необходимым владеть знаниями по представленной мною теме. В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо-мусульманской культуре.

К VII веку н.э. возникает культура Арабов. Начавшаяся с Аравийского полуострова экспансия арабских племен, объединенных идеями ислама, охватила с течением времени огромный район, включавший страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Пиренейский полуостров. Арабы завоевали Сирию, Ирак, Иран, Египет и другие области. 

У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции. 

Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи, стремящиеся  отразить всю красоту арабского Востока.

Появляются культовые сооружения мечети, медресе и мавзолеи, а так же  светские возведениякрытые рынки, дворцы правителей, цитадели, городские стены с башнями и воротами, мосты и т. д. 

Постройки своей величественностью и красотой, поражают и завораживают человека, отправляя его в своеобразный мусульманский мир.

Всю эту гармонию арабского искусства, проявляющуюся в архитектуре мечетей, дворцов и улиц,  я и попытаюсь раскрыть в данном реферате. 


МЕЧЕТИ И МИНАРЕТЫ

Основным культовым зданием является мечетьместо для молитвы. Считается, что ее прообразом является дом Мухаммеда(570гг.), огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах.

Внешний вид мечети напоминает крепость, окруженную  глухими стенами (нередко служили в качестве защиты города), в которой пробиты входы, но ни один не выделен в качестве главного. Мечеть завершается куполом, который своим основанием опирается на четыре стороны основного квадратного объема и на небольшие аркитромпы, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применяющихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. 

Особое значение приобрел открытый квадратный или прямоугольный двор. В мечетях к одной из сторон этого двора, которая ориентирована в сторону Мекки, примыкала более глубокая, чем на других сторонах, аркада, образующая несколько рядов молитвенного зала. Арки опирались на колонны и столбы. Богато украшенная нишамихраб была расположена на стене, обозначающей направление к Мекке2. В отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет центральной оси, направляющей молящихся к святилищу. Скорей всего, это нужно для того, чтобы, войдя в зал, остановиться и осмотреть уходящие во все стороны ряды опор.

Мусульманский культ, который заключается в общей молитве и чтения Корана,  ограничен церковным набором. В молитвенном зале рядом с михрабом воздвигался минбарвозвышение для проповедника. Обычно минбар имеет вид очень высокого кресла на постаменте с крутой лесенкой и обшит резными деревянными панелями3. Пол, на котором сидели мусульмане застилался ковром. А старые массивные Кораны ставились на деревянные, красиво украшенные стойки.

Примером такого рода архитектурного памятника являются одни из знаменитых мечетей: Куббат ас-Сахра или «Купол Скалы» и мечеть Ахмета (см. прил. I). Это центрическое, увенчанное куполом здание образует в плане круг, опоясанный двумя восьмиугольными обходами на аркадах. Или мечеть Омейядов созданная в 705годах в Дамаске, столице Сирии.

Рядом с мечетью возвышаются минареты, представляющие собой высокую, тонкую, круговую в сечении башню с балкончиком (см. прил. I). В разных центрах и в разные исторические периоды создаются своеобразные виды минаретов, различающихся размерами, пропорциями и композициями. Практическое значение минарета заключается в публичном призыве правоверных на молитву, которые выполняет специальный служащий при мечетимуэдзин. Он поднимался по лестнице, заключенной внутрь башни. 

Мечети с их минаретами являются яркой отличительной особенностью арабской архитектуры и всего мусульманского мира. Они завораживают своими размерами и красотой арок, с их орнаментом, мозаикой. Однако, не менее красивы дворцы, предназначенные для покоя правителя, а так же для личных приемов.

ДВОРЦЫ. ДВОРЕЦ АЛЬГАМБРА

Одним из высших художественных воплощений мусульманской архитектуры стал дворцовый ансамбль сер. XIIIкон. XIV вв. в эмирате ГранадаАльгамбра (от араб. «аль-Хамра» — Красная). (см. прил. I) Сами дворцовые постройки составляли небольшую часть комплекса, который включал дворцы, крепость, мечети, жилые дома, бани, склады, кладбище и сады. На западном склоне холма расположена его самая старая частьАлькасаба (от араб. «касба» —крепость). Сама Алькасаба входит общую в оборонительную систему, плотным кольцом (окруженную в 1400м) замыкающую холмом4. Северная часть сильно укреплена, поскольку здесь расположены дворцовые здания. Башни словно вырастают на гребне обрывистого ущелья. Главенствует могучая квадратная башня Комарес, высотой 45 метров5. 

В оформлении интерьеров использованы мозаика, керамические изделия, раскрашенный алебастр. В архитектуру дворца органично включены вода и зелень. Идущая по древним подземным водопроводам холодная и чистая вода снабжает весь дворец, его бассейны и фонтаны, она пробегает ручейками в специальных желобах, устроенных в мраморных плитах пола и, выходя в сад и в город, наполняет его улицы тихим журчанием. Во дворце бьющие из фонтанов струи воды оживляют и дополняют вертикальный ритм колонн. Их отражение в зеркальной поверхности водоемов  еще более усиливает впечатление легкости и хрупкости архитектурных форм. Своды и стены дворца покрыты огромным количеством красочных декоративных украшений: сталактиты спускаются со сводов; на стенах, арках и карнизах развертываются исполненные арабески; игра света и теней в ячейках сталактитов, во множестве колонн, полуколонн, арок и карнизов придает интерьеру дворца фантастический облик. 

Альгамбра, при всех ее невосполнимых потерях и перестройках, вызывает глубокое изумление. Альгамбравысшее воплощение художественных особенностей искусства арабского Востока, одно из сокровищ мировой культуры.

МАВЗОЛЕИ

Сохранилось много мавзолеев, возведенных над могилами почитаемых лиц, которые увенчивались чаще всего куполом. Среди нихмавзолей Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в. (см. прил. I). В его архитектуре доминирует огромный ребристый купол, нависающий над огромным цилиндрическим  барабаном. Нижняя часть представляет собой многогранник. Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты постройки.6

 Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, не хуже украшен и барабан. Архитектура мавзолеев отличается своеобразием форм, гармонией пропорций и совершенством конструкций. 

ГОРОДСКИЕ ПОСТРОЙКИ

Арабские города, в зависимости от своего расположения, различались как внешним видом, так и внутренним.  

Характерной особенностью Южно-арабского города является компактность застройки и высокие дома. В Фустате были пяти-, семи, и даже восьмиэтажные дома, причем первый этаж был, обычно, нежилым. В таких домах жили около двухсот человек7.

Иранские города состояли из цитадели, официальной части города, имевшей обычно четверо ворот, и торгового квартала, где находились базары.8

Раскопки в Самаре показали постройки месопотамского дома III/IX в. Дома построены по определенному плану: крытый вход ведет с улицы или из переулка в просторный двор, спланированный в пропорции 2:3. По короткой стороне двора лежит Т-образный главный зал с небольшими комнатами по углам. В остальной своей части двор окружен рядами прямоугольных жилых и хозяйственных построек. В большинстве домов бывает еще несколько больших смежных дворов с хозяйственными помещениями. 

Во всех домах есть канализация, колодцы и бани. Выделяется баняквадратный многоколонный зал площадью около 30*30 м. В центре высился купол на парусах. Отделка отличалась богатством; в декоре соединились мраморная облицовка и мозаика. Все дома были одноэтажными. Там же, где местность была неровная рельеф, искуснейшим образом использовался под террасы. Количество помещений доходит в одном доме до пятидесяти. Окна встречаются, они были застеклены большими цветными круглыми стеклами от 20 до 50 см. в диаметре9

В общем, в гражданских сооружениях план и конструкция были аналогичны плану и конструкции мечетей с изменениями, которые были обусловлены различным назначением зданий. А в  городах улицы прокладывались узкие, делалось это либо для того, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары, либо с тем, чтобы прирезать к домам больше земли для сада и дворовых построек. Иногда городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами. Таким образом, различные части города легко могли быть изолированы друг от друга.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с местными художественными традициями и обладает ярко выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия отличают памятники средневекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки.

Творчество средневековых арабских художников оказало плодотворнее воздействие на искусство многих стран. Арабское влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отраслях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много столетий спустя после их падения.


Список использованной литературы

Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры.  М.: Высшее образование, 2005. 940 с.

Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 559 с.

Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука, 1973. 473 с.

2 Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры.  М., 2005. С. 464

3 Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры.  М., 2005. С. 465

4 Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура. М., 2001. С. 234

5 Там же. С. 235

6 Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура. М., 2001. С. 236

7 Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1973.  С. 377

8 Там же. С. 376

9 Там же. С. 349

                                                                                                                                                 




1. Береги своё здоровье опыт проведения недели здоровья в начальной школе.html
2. правовой нормы состоит- гипотеза диспозиция санкция Административное право в большей степени использу
3. I Понятие цены и ценовая политика предприятия Понятие цены Функции цены Виды цен Ценовая политика
4. ВАРИАНТ 7 1 ы~ты~ пайда болу жолдары- мемлекетті~ ы~ шы~армашылы~ы мен ~~дай еркіне байланысты;
5. це харчовий продукт який складається з багатокомпонентних систем
6. Концепция энергетической политики Энергетическая стратегия России
7. микс и новые элементы комплекса маркетинга Функции маркетинга в компании Маркетинг взаимоотношений
8. Прошу Просим Вас и т.
9.  Законодательный процесс в РФ
10. 200 руб В феврале детям будут давать настой ромашки так же курсом в малых дозах
11. на тему Анализ использования земельного фонда Украины
12. тема научных положений и основанных на них рекомендаций по организации и планированию предварительного и су
13. медийных сообщений или символов политических по своей природе или имеющих политические последствия предст
14. Мы беларусы в День Независимости у стелы
15. тематическое выражение[3] и используется главным образом в общественных науках например в социологии[4] и
16. Отчет по преддипломной практике
17. Лекция 1 Введение в анатомию и физиологию человека
18. ТЕМА 6 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ 6
19. Лекция 1 Глава 1 Понятие логистики
20. Срок выплаты страхового возмещения